Какие моторы ставились на ниву
Перейти к содержимому

Какие моторы ставились на ниву

  • автор:

Какие моторы ставились на ниву

Прародительница — ВАЗ-2121 в базовой комплектации оснащалась 1600-кубовым мотором 2121, представлявшим собой не что иное, как слегка измененный двигатель 2106 (мотор, в отличие от классической версии, оснащался более глубоким поддоном картера, соответственно, имел иной маслоприемник, измененную крышку маслоотделителя с масляным щупом увеличенной длины).
Естественно, устанавливался медный радиатор увеличенного объема и генератор с крышкой с приливом для крепления патрубка воздухозабора, электровентилятор сменила шестилопастная крыльчатка принудительного обдува. Двигатель дожил почти до нынешних дней, машину с таким мотором (впрочем, уже с бесконтактной системой зажигания и алюминиевым радиатором в системе охлаждения) выпускали как переходную уже в кузове 21213 под индексом ВАЗ-21219…

К курьезам следует отнести «инвалидную» версию «Нивы» ВАЗ-21211, комплектовавшуюся двигателем с тем же индексом, построенным на базе мотора 21011 (1300 см 3 ). Оно, конечно, ездило — но даже для главных пар 4,1 «двадцать первых» мостов мотор был явно слаб. Дело ограничилось выпуском весьма небольшого количества машин — но индекс остался.

Новый двигатель 21213, с которым машина выпускается с 1994 года, существенно отличается по конструкции от «классической» серии моторов. Он получил полнопротивовесный коленчатый вал, «плавающие» поршневые пальцы, оригинальную головку блока цилиндров с измененной формой камер сгорания, оригинальный распределительный вал. Повышение степени сжатия и изменение фаз газораспределения позволило снять с двигателя большую мощность и сделать более пологой диаграмму крутящего момента, не увеличив при этом расход топлива в сравнении с 2106. Более того, при уменьшенных передаточных числах главных пар ведущих мостов (3,9 против 4,1 у 2121) машина не проиграла в тяговых характеристиках.

Построенный на его базе мотор с агрегатом центрального (одноточечного) впрыска топлива GM-Delphi, получивший индекс 21214, сейчас постепенно становится редкостью — машины в такой комплектации шли в основном на экспорт, и приобрести моновпрыск внутри страны можно было исключительно по случаю или на заказ. Собственно, и отличия в основном скрывались в системе питания и электрооборудовании — ничем иным мотор 21214 кардинально не отличался от базового 21213…

Сегодня, к счастью (или к несчастью — мнения на сей счет имеются разные) при покупке Нивы мы имеем возможность выбора получше — альтернативой карбюраторному мотору 21213 становится 21214 нового поколения — 21214-20 с распределенным впрыском топлива, управляемым контроллером Bosch MP7.0. Этот двигатель имеет куда больше существенных конструктивных отличий от базового 21213 — здесь и однорядная цепь привода ГРМ, иные натяжитель, башмак, успокоитель, гидротолкатели в приводе клапанов, другие коллекторы, генератор. Изменена форма передней крышки блока цилиндров — появился прилив под датчик… 21214-20 — серийный мотор, со своими пока не изжитыми до конца болячками, но это, на мой, в частности, взгляд — лучший из предлагаемых в серийной комплектации двигателей.

Теперь — о мелкосерийных и штучных изделиях. Владельцы ВАЗ-2131 и те, кто менял погибший штатный мотор на этот агрегат, купленный в магазине, хорошо знакомы с 1,8-литровым карбюраторным агрегатом ВАЗ-2130. Увеличенный на «полстакана» за счет «выросшего» на 1,5 мм блока, стального коленвала от барнаульского дизеля и профрезерованных камер сгорания рабочий объем не сильно прибавляет мощности — зато увеличивает крутящий момент и смещает пик момента ниже — на 3200 об/мин против 3400 у 21213.
Двигатель не сильно «резв» вверху, что не мешает ему уверенно разгонять полуторатонного «крокодила» до 140 и более километров в час. Двигатель, собираемый с середины девяностых мелкой серией в ОПП ВАЗа, по качеству явно не хуже конвейерного, а по цене — в одних рамках с 21213, посему покупка этого изделия традиционно считается весьма неплохой альтернативой переборке убитого мотора при живом кузове и ходовой.

Очень полезная и интересная статья о НИВЕ и ее МОДИФИКАЦИЯХ

«Нива» ВАЗ-2121 и ее модификации
Текст: Евгений Константинов
Фото: Андрей Хорьков

На мой взгляд, имя этого автомобиля – не просто некое название по «сельскохозяйственным мотивам». НИВА – это аббревиатура, (а значит, как любая аббревиатура, писаться она должна исключительно заглавными буквами), означающая ни много ни мало, а «Наилучшее Изобретение Волжского Автозавода»! И, между прочим, это действительно так. Автомобили, с минимумом конструкционных изменений пережившие четвертьвековой юбилей на конвейере, во всем мире можно пересчитать по пальцам. Большинство превращается в моральную рухлядь куда быстрее. А « НИВА» и сегодня остается востребованной покупателями. Более того, достаточно открыть любую газету объявлений, и выяснится, что « НИВА» еще и самый популярный внедорожник на вторичном рынке.

В апреле 1977 года Волжский автозавод произвел настоящую революцию. Его новая модель, ВАЗ-2121 « Нива», практически не имела аналогов в практике мирового автомобилестроения! Это сегодня схема с пружинной подвеской, постоянным полным приводом и несущим кузовом воспринимается как норма для компактного внедорожника. А в конце семидесятых все это было открытием. Новый внедорожник оказался практичен, комфортабелен и дешев. Такого набора качеств ранее не имел ни один автомобиль с формулой 4х4. Большинство вездеходов тех лет были утилитарными транспортными средствами с военным прошлым. Постоянный полный привод и полноценный ездовой комфорт фактически мог предложить лишь Range Rover, появившийся шестью годами ранее. Но совершенно иные габариты, масса, наличие рамы, а главное, ценовая ниша не позволяли говорить о каком бы то ни было подражательстве со стороны «вазовцев». Да, комфортабельные внедорожники в те годы существовали, но среди моделей с подключаемым приводом: эксклюзивные роскошные машины вроде Monteverdi и дорогие версии переделанных из пикапов «американцев». Но это был совершенно другой путь развития. « Нива» же стояла особняком. Фактически она основала совершенно новый класс вездеходов.

Никакой другой российский легковой автомобиль и близко не имел такого успеха на международной арене. В «Автоэкспорт» приходили заявки из самых разных уголков земного шара. Появились и две специальные экспортные версии: ВАЗ-21211 с 1.3-литровым мотором (для стран с дорогим топливом и высокими налогами на объем двигателя) и ВАЗ-21212 с правым рулем. Последняя, кстати, пользовалась очень хорошим спросом в Англии.

Базовая версия для внутреннего рынка изначально комплектовалась карбюраторным двигателем ВАЗ-2121 объемом 1.6 л с цепным приводом ГРМ. Фактически это был «шестой» мотор (самый мощный в «жигулевской» гамме) с поддоном картера, позволяющим разместить под ним редуктор переднего моста. Но при всей простоте, неприхотливости и надежности у данного силового агрегата оказался один существенный для вездехода недостаток – заметно сдвинутый в сторону высоких оборотов пик крутящего момента. Это не позволяло брать тяжелые участки внатяг. Зато благодаря удачному соотношению мощности и массы автомобиль был способен эффективно «пролетать» ходом заведомо засадные участки.

В комплекте с 1.6-литровым двигателем на «Ниву» устанавливалась стандартная четырехступенчатая КП. Для увеличения тяговых качеств сначала применялись главные пары с числом 4,44. Но менее чем через год их заменили на 4,3, а в середине 80-х ради увеличения экономичности и вовсе остановились на 4,1. В таком виде « Нива» и просуществовала до 1994 года. Именно тогда автомобиль претерпел самую серьезную модернизацию за всю свою историю.

В течение 1994 года было выпущено огромное число переходных модификаций с различными индексами, но в конце концов базовой стала версия ВАЗ-21213 с карбюраторным двигателем 1.7 л (именно она сегодня и составляет основную массу машин на вторичном рынке). Еще спустя год появились инжекторная модель ВАЗ-21214 и две «растянутые» на полметра «трехдверки» с индексами 2129 и 2130. Последние делали просто: резали короткую машину пополам и в середину вваривали вставку с окнами. В зависимости от индекса длинные автомобили комплектовались двигателями объемом 1.7 и 1.8 литра. В 1996 году их сменила «пятидверка» ВАЗ-2131, и почти одновременно свет увидела «Фора» – трехдверная модификация, удлиненная по дверному проему на 300 мм (она получила индекс 21218).

Кузов
Когда мы говорим о «Ниве», то первым делом на ум приходит трехдверная короткая версия (в просторечии «бегемот»). Надо отметить, что она наиболее приспособлена для бездорожья и по праву славится великолепной проходимостью. По крайней мере, немного найдется машин, которые без специальной подготовки «сделали» бы ее в условиях офф-роуда. Но при этом нельзя забывать, что запас прочности автомобиля не рассчитан на постоянную эксплуатацию на тяжелом бездорожье. Страдает в первую очередь кузов: несколько лет интенсивных нагрузок – и вот уже на силовых элементах днища появляются вмятины, а затем и трещины на лонжеронах в промежутке между пружиной передней подвески и кронштейном крепления амортизатора. Перед продажей их, конечно, могли и заварить, но то, что машину «складывали», возможно определить по косвенным признакам. В первую очередь об этом говорит характерная выпуклость (размером с пятак) на выштамповке переднего крыла (ближе к задней его части).

В городе кузов страдает по другой причине. Коррозионная стойкость «Нивы» отнюдь не на высоте и сравнима с вазовской классикой. Что же до «высокой посадки», то она лишь немного препятствует образованию ржавчины на порогах. Наиболее проблемные места – все стыки панелей, кромка двери багажника и рамка ветрового стекла. Впрочем, у машин последних лет выпуска из-за некачественной покраски очаги ржавчины могут возникнуть на любом месте. Именно поэтому желательны ежегодный антикор и постоянная профилактическая подкраска свежих сколов и царапин. Способствует коррозии и намокшая шумоизоляция пола, просушить которую крайне тяжело. В остальном же – и по прочности, и по жесткости на кручение – это лучший из вазовских кузовов. Особенно дорестайлинговый – с короткой дверью багажника. Но в наши дни найти автомобиль до 1994 года с приличным железом – большая удача. А если они где и сохранились, то уж точно не в Москве.

В 1999 году бампера прилично сбросили в весе и стали «мягкими». А до этого дюралевым швеллером можно было валить заборы (испробовано). То, что удлиненные машины обладают худшей геометрической проходимостью, но лучшей управляемостью вполне естественно. Но о длиннобазных кузовах ходят страшные легенды. Якобы они от времени ломаются напополам, а на бездорожье их вообще скручивает винтом. Пищу для этих разговоров дали трехдверные «крокодилы» и самые первые «пятидверки», действительно не отличавшиеся особой прочностью. Совсем развалившихся на отдельные части машин, правда, никто не видел, но трещины по сварке на отдельных экземплярах встречаются, да и явная ржавчина на швах в середине кузова для них обычное дело. Впрочем, довольно быстро жесткость пятидверного «крокодила» улучшили, и большинство ВАЗ-2131 никаких хлопот с этой стороны не доставляет. Среднебазная «Фора» ВАЗ-21218 и вовсе не уступает базовой модели.

Фото в бортжурнале LADA 4x4 3D Фото в бортжурнале LADA 4x4 3DПриводы очистителей фар со временем закисают. А если привод заклинило в промежуточном положении и он не дошел до конца, моторчик продолжит разряжать аккумулятор, ничем себя не выдавая Фото в бортжурнале LADA 4x4 3D Фото в бортжурнале LADA 4x4 3DКромка задней двери – одно из самых слабых в отношении коррозии мест. Ржавчина появляется тут после первой-воторой «соленой» зимы Фото в бортжурнале LADA 4x4 3DИнтерьер ВАЗ-2121 имеет немало общего с «шестеркой». В 1994 году салон изменился. Система вентиляции улучшилась, но информативность приборов упала. Последняя модернизация 1999 года была незначительна Фото в бортжурнале LADA 4x4 3DВ комплекте с новым двигатем рабочим объемом 1.7 литра «Нива» получила и несколько увеличенный радиатор системы охлаждения. Фото в бортжурнале LADA 4x4 3DВ комплекте с новым двигатем рабочим объемом 1.7 литра «Нива» получила и несколько увеличенный радиатор системы охлаждения. Фото в бортжурнале LADA 4x4 3DВнешне впрысковую машину легко отличить по двум электрическим вентиляторам, установленным перед радиатором. Они более толковы, чем ременный «карлсон». Фото в бортжурнале LADA 4x4 3DОбъем багажника моделей 2121 и 21213 одинаков. Разве что в более позднюю модель стало удобнее устанавливать тяжести (за счет значительного снижения погрузочной высоты). У «поздних» машин также появилась жесткая полка грузового отсека, закрывающая его Фото в бортжурнале LADA 4x4 3DОбъем багажника моделей 2121 и 21213 одинаков. Разве что в более позднюю модель стало удобнее устанавливать тяжести (за счет значительного снижения погрузочной высоты). У «поздних» машин также появилась жесткая полка грузового отсека, закрывающая его Фото в бортжурнале LADA 4x4 3DОбъем багажника моделей 2121 и 21213 одинаков. Разве что в более позднюю модель стало удобнее устанавливать тяжести (за счет значительного снижения погрузочной высоты). У «поздних» машин также появилась жесткая полка грузового отсека, закрывающая его Фото в бортжурнале LADA 4x4 3DБагажник «Форы» в обычном варианте чуть меньше «короткого» багажника со сложенными сиденьями. Он оснащен внутренней подсветкой и складной полкой. Чемпион по вместительности, конечно же, ВАЗ-2131. Хотя в пятиместном варианте грузовой отсек здесь такой Фото в бортжурнале LADA 4x4 3DБагажник «Форы» в обычном варианте чуть меньше «короткого» багажника со сложенными сиденьями. Он оснащен внутренней подсветкой и складной полкой. Чемпион по вместительности, конечно же, ВАЗ-2131. Хотя в пятиместном варианте грузовой отсек здесь такой Фото в бортжурнале LADA 4x4 3DКомпоновка подкапотного пространства вазовского внедорожника вне зависимости от двигателя практически одинакова. но в то же время, установка более мощного вакуумного усилителя тормозов от ВАЗ-2108 в 1994 году потребовала перевернуть запасное колесо, Фото в бортжурнале LADA 4x4 3DНа ВАЗ-2121 багажник открывался исключительно снаружи. Кнопкой. Позднейшие модификации обзавелись внутренней ручкой замка багажника, но расположена она у всех по-разному. У коротких «Нив» – на левой боковине под пепельницей, у «Форы» – в узком проеме Фото в бортжурнале LADA 4x4 3DЗадние буксирные проушины вварены в стык между панелями кузова, и один рывок трактора может выдрать крепление вместе с бампером (разорвав сварной шов и погнув элементы задней части). Поэтому «Ниву» ни в коем случае нельзя эвакуировать из грязевого плена рывками!

Двигатель
Ставший основным 10 лет назад карбюраторный мотор ВАЗ-21213 объемом 1.7 л и мощностью 79 л. с. по своей конструкции сходен с предшественником и тоже отличается надежностью и неприхотливостью. Кроме того, он получил бесконтактную систему зажигания. У него заметно лучше тяга на низах (в сравнении 1.6-литровым). Что касается ресурса обоих моторов, то заводом он заявлен всего в 90 тыс. км. Правда, эта цифра весьма условна. С одной стороны, известны двигатели, легко перемахнувшие двухсоттысячный рубеж, с другой – требующие переборки уже после пятидесяти. Лотерея – созданная еще фиатовскими инженерами система контроля качества на ВАЗе уже давно не работает. И, как это ни печально, но основная масса моторов, выпущенных на рубеже тысячелетий, тяготеет скорее ко второй цифре. Вместе с новым мотором « Нива» получила и новый, более мощный генератор. У него есть одно слабое место, неизвестное старой машине: встроенный реле-регулятор – со временем он требует замены. А чтобы добраться до него, требуется снять и частично разобрать генератор, что при тесноте компоновки моторного отсека занимает довольно много времени и сил. На ВАЗ-2121 реле-регулятор был отдельной деталью и крепился на верхней поверхности колесной арки двумя гайками. Инжекторные 1.7-литровые могли оснащать как моновпрыском GM (1997–1999 гг.), так и распределенным Bosch (с 1999 г.). С прошлого года они полностью вытеснили с конвейера карбюраторные силовые агрегаты (они продолжают поставляться в запчасти и на длиннобазные версии, выпускаемые ОПП). Инжекторная версия несколько мощнее и благодаря датчику детонации способна в случае необходимости переварить низкосортный бензин. Зато она, как это ни странно, более требовательна к качеству масла, чем карбюраторная (в головке блока установлены гидрокомпенсаторы клапанов). Что касается моновпрыска, то он надежен, но в случае выхода из строя какого-либо электронного компонента поиск запчасти может затянуться.

Разработанный в 1995 году двигатель ВАЗ-2130 объемом 1.8 литра до «большого» конвейера так и не дошел. Он выпускается на ОПП и штатно устанавливается только на длиннобазные автомобили. Но благодаря наличию этих агрегатов в свободной продаже, на вторичном рынке встречаются и короткобазные автомобили с этим мотором. Система питания на 1.8-литровых агрегатах в основном карбюраторная, а распределенный впрыск встречается лишь изредка. Характеристики этого двигателя более подходят внедорожнику – у него самый высокий крутящий момент из всей гаммы «нивских» моторов. Однако и нестабильность качества тоже самая высокая…

Трансмиссия
Трансмиссионный гул и вибрации, присущие каждой «Ниве», полностью устранить невозможно. Это конструктивная особенность. Коробка передач и раздатка составляют два различных агрегата и соединены очень коротким промежуточным валом с резиновым гасителем крутильных колебаний.

Задний кардан работает при максимально возможных углах излома крестовин, и при малейшем дисбалансе тоже ощутимо вибрирует. Но в целом вибрации исправной машины невелики. Если они усилились, это говорит о неполадках. Причиной может быть закисшая крестовина в кардане, подкусывающий ШРУС промвала либо разбитые шлицевые соединения. Может быть нарушена и центровка раздаточной коробки. Вследствие вибраций у нее иногда лопаются крепежные проушины. По счастью, они съемные и в случае поломки не требуют замены корпуса раздаточной коробки. Если машина никогда не съезжала с асфальта, у нее от бездействия могут закиснуть рычаги управления РК. С 1999 года в раздатку стали устанавливать мелкомодульные шестерни, что существенно уменьшило шум, но… увеличило процент брака.

Старая четырехступенчатая коробка передач также почти вечный агрегат, но, увы, этого нельзя сказать о «пятиступке», штатно устанавливаемой с 1994 года. Особенно много хлопот доставляет блок пятой передачи. Нередко уже после 30 тысяч пробега КП требует переборки (обходится это примерно в 3000 рублей). Сколько она проработает потом – зависит исключительно от качества запчастей и добросовестности мастера.

ШРУСы передних приводов довольно надежны, однако резиновые чехлы изнашиваются и при езде по бездорожью рвутся часто. А поскольку замена отнимает много времени (приходится разбирать весь привод), то при первом же ремонте лучше сразу поставить подходящие по размеру импортные «резинки». Они, конечно, дороже, но эластичнее и прочнее. Если же на «Ниве» стоят диски с меньшим, чем требуется (ЕТ 50), вылетом, готовьтесь к замене передних ступичных подшипников (они совершенно не предназначены для восприятия консольных нагрузок). Кроме того, конусная конструкция этих подшипников требует точной регулировки.

Ходовая часть
Подвеска «Нивы» проста, прочна и надежна. При этом она обеспечивает приличный комфорт и очень достойную для короткобазного автомобиля управляемость. Нередко это провоцирует любителей активной езды превращать любую поездку в «этап Кубка мира по ралли-рейдам». Действительно, подвеска достойно выдерживает удары трамвайных путей, «лежачих полицейских» и «низкий полет» над ухабистой грунтовкой. Но, увлекшись такой ездой, можно допрыгаться. В первую очередь умирают амортизаторы и проседают пружины, а со временем гнутся и продольные рычаги заднего моста. Отдельные «спортсмены» умудряются согнуть даже балку моста. Причем если она согнута незначительно и это незаметно визуально, то мост продолжит работать как ни в чем не бывало. Вот только ступичные подшипники придется менять очень часто. А это – целая история, которую сервисы очень не любят. Там «перебрасывают» полуось в сборе, что обходится в районе 1800 рублей.

Спереди от «скачек» начнут разбиваться шаровые опоры и рулевые наконечники. По счастью, шаровые опоры «Нивы» никогда, в отличие от тех же «Жигулей», внезапно не разваливаются и задолго до своей кончины начинают предупреждать водителя стуками и противным писком, возникающим при разрыве пыльника и попадания грязи внутрь. Для машин, постоянно ездящих по бездорожью, это обычное дело.

Сошки рулевого редуктора и маятникового рычага машин до 1994 года и после отличаются. Благодаря замене руль стал легче, но за это пришлось расплачиваться увеличением диаметра разворота. Кроме того, в маятниковых рычагах пластиковые втулки были заменены подшипниками.

Тормозная система «Нивы» с 1977 года принципиально не изменилась. Один контур в ней действует только на передние колеса, другой – на обе оси. На ВАЗ-2121 задние тормоза требуют периодической регулировки зазоров. Но если рабочие цилиндры от «копейки» заменить на самоподводящиеся от «пятерки» (ставящиеся с 1994 года), одной нудной операцией в обслуживании автомобиля станет меньше.

Итог
Так что же представляет собой сегодня « Нива»? Да то же, что и двадцать лет назад… Компактный и динамичный универсальный внедорожник, наделенный великолепной проходимостью. Отличный вариант как для начинающего покорителя бездорожья, так и для опытного (особенно когда он способен адекватно оценить перспективность «дороги» и вынужден много передвигаться по городу). Ну и наконец, это достойный транспорт для «романтического путешествия». Способность быстро ехать по любым дорогам, объемный багажник (в двухместном варианте), возможность отремонтировать все что угодно в любом населенном пункте нашей необъятной родины и… Европы. И все это – за весьма умеренные деньги! Правда, за последние три года « Нива» подорожала практически в два раза. Причина кроется в ажиотаже, вызванном обещаниями снять ее с производства, заменив более дорогой и менее внедорожной «Шеви», конструкция которой, кстати, имеет много общего со «старушкой». В результате за трехлетнюю машину сегодня просят больше, чем она стоила изначально! Появление «наследницы» отразилось и техническим образом. В последнее время завод постоянно изменяет конструкцию классической «Нивы», унифицируя ее с «Шеви». В результате из продажи исчезают «оригинальные» запчасти. Так, сейчас в дефиците приводы переднего моста, ступицы передних колес, полуоси и чулок заднего моста. Что же касается остальных запчастей, то заложенная в конструкции унификация с классическими «Жигулями» может сыграть с вами шутку: часть деталей у них очень похожа, но не идентична. А продавцы об этом знают не всегда…

Фото в бортжурнале LADA 4x4 3D

1Пыльник внуреннего ШРУСа можно заменить «гофрой» от внешнего. Она прочнее.

2Грязь любит забиваться во внутреннее пространство «домика» тяги Панара, отчего тот начинает гнить.

3Шестеренки главных пар спереди и сзади абсолютно одинаковы. Но по статистике передний редуктор ломается на порядок чаще заднего, при этом его сложнее ремонтировать. Чтобы добраться до РПМ, необходимо разобрать переднюю подвеску.

4Передние карданы у всех «Нив» одинаковы. Самые прочные крестовины – у оригинальных запчастей из Тольятти.

5Каждый раз после проведения антикоррозийной обработки и после преодоления грязи необходимо прочищать отверстия в нижней кромке дверей и порогов (если они забиты, во внутренних полостях начинает скапливаться вода).

6Передние буксирные проушины, прикрученные непосредственно к лонжеронам, выдерживают любые «издевательства». Разве что сами иной раз гнутся (но с тем же успехом правятся молотком)

7При установке на машину раздаточная коробка требует обязательной «подгонки по месту» как в поперечной, так и в вертикальной плоскостях. Но, справедливости ради стоит заметить, что поводы для ее снятия и разборки довольно-таки редки.

8Сайлент-блоки здесь почти вечные, мощные кованые рычаги сломать невозможно, но их оси от прыжков иногда гнутся.

9С 2001 года все выпускаемые «Нивы» ВАЗ-21214 стали экологичней. Машины стали оснащаться лямбда-зондами и нейтрализаторами в выхлопной системе.

10Слабое в коррозионном отношении место – пол в районе крепления «раздатки». Здесь на него действуют повышенные нагрузки и вибрации, что не способствует долголетию металла и требует сварочных работ. На ВАЗ-2131 пол в этом месте усилен изначально.

11Скоростная езда по кочкам, особенно на жестких амортизаторах, может послужить причиной отрыва их верхних креплений. Если вас так и подмывает погонять по проселкам, верхние «домики» лучше усилить. А то и вообще поставить второй комплект аммортизаторов

12В трансмиссии ВАЗ-2131 применяется дополнительный вал со ШРУСом, который выходит из раздатки и крепится на подвесной опоре. Дальше от нее идет штатный задний кардан. У «Форы» задний кардан оригинальный, удлиненный. В свободной продаже не встречается.

13Передняя независимая подвеска представляет собой классическую двухрычажную схему. Единственное, что затрудняет ее ремонт, – теснота компоновки. Двигатель защищен спереди толстым, но нешироким стальным листом.

14В передних суппортах по три пальца. Со временем грязь и коррозия могут привести к тому, что один из них закисает и суппорт начинает поджимать колодку неравномерно. Если болезнь не сильно запущена, палец можно «раскачать», но обычно о суппортах вспоминают очень поздно

15До 1994 г. в промежуточном вале применялась карданная кре-стовина. После ее заменили ШРУСом, что немного снизило вибрации. В последнее время на «Нивы» ставят валы от «Шеви» с более прочным гасителем крутильных колебаний. Все валы взаимозаменяемы.

О двигателях для ВАЗ 2121 «Нива»

Самый популярный отечественный внедорожник ВАЗ 2121 «Нива» был разработан на базе вазовской шестерки. Двигатель также остался от ВАЗ 2106, но получил косметические доработки. Позже был создан двигатель 213 на 1,7 литра и мотор 2130 на 1,8 литра. Наряду с обычной «Нивой» выпускается и Chevrolet Niva, на которую устанавливают немного измененный двигатель 213.

О двигателях для ВАЗ 2121 «Нива»

Двигатель ВАЗ 2106

Базовый агрегат для «Нивы» является эволюцией движка от «тройки», и от мотора 2103 его отличают увеличенный до 79 мм поршень, при прежнем блоке цилиндров.

О двигателях для ВАЗ 2121 «Нива» 3

Также актуален инжекторный агрегат 21067, который накрыт ГБЦ от инжекторного 21214-го. В ходе эксплуатации выяснилось, что стабильностью отличается именно карбюраторный вариант.

Рядный двигатель 2106 и карбюраторный и инжекторный получил 4 цилиндра с расположенным вверху распредвалом и цепным приводом ГРМ.

Двигатель нужно отнести в классический разряд высокоблочных агрегатов.

При аккуратной эксплуатации и регулярном обслуживании мотор превысит свой заводской ресурс в 125 тысяч км и иногда дослужит до 200 тысяч. При этом вряд ли его назовешь надежней 2103-го.

Перед тем как отправиться в путь, двигатель 2106 нужно прогревать, а зимой эта процедура занимает около 5 минут. Трогаться можно, когда двигатель начинает держать на холостых.

Не стоит экономить на качественном моторном масле, так как при некачественном расходнике после 60 тысяч пробега диаметр цилиндра расширится на 0,15 мм.

Если отмечен повышенный жор масла, то следует замерить компрессию.

«Болезнью» ВАЗ 2106 называют преждевременный износ распредвала.

Отсутствие гидрокомпенсатора вынуждает раз в 7-10 тысяч километров корректировать зазоры клапанов.

Также езда на автомобиле с шестерочным двигателем наполнена шумами, стуками и другими посторонними звуками. К примеру, двигатель детонирует при работе на низкооктановом бензине и при нормальном топливе проблема исчезает.

Металлические стуки издают пальцы поршней и подшипники шатунов.

Из нижней части двигатели одновременно с падением уровня масла раздаются звуки при проблемах с коренными подшипниками. В этом случае автомобиль лучше заглушить и отбуксировать на СТО.

Неустойчивая работа двигателя ВАЗ-2106 обусловлена засоренными жиклерами.

Глохнет на ХХ — нужно регулировать обороты или воздушную заслонку. Если глохнет на ходу, причина кроется в питании или зажигании.

Излишняя температура или закипание двигателя связано с воздухом в охладительной системе.

Троение двигателя вызвано не отрегулированными или прогоревшими клапанами, вышедшей из строя прокладкой ГБЦ или низкооктановым топливом.

Вибрации двигателя возникают, как правило, при износе подушек, а также при дисбалансе коленвала или кардана.

Двигатель ВАЗ 2130 Нива 1.8

Силовой агрегат 2130 для вазовской «Нивы» получил четыре цилиндра с верхним расположением распредвала и цепной привод ГРМ.

Двигатель нужно отнести к традиционным представителям высокоблочной моторной серии.

Если сравнивать 213-й и 2130, то второй на 1,3 мм выше, что позволило установить на мотор коленвал с 84-миллиметровым ходом поршня и увеличить объем двигателя до 1,8 литра.

К вышеперечисленным недостаткам, присущим как для ВАЗ 2106, так и для 2130, можно добавить повышенный износ распредвала и необходимость в регулярной корректировке зазоров клапанов, о чем просигналит стук при работе двигателя на ХХ.

Двигатель ВАЗ 21213 / 21214 Нива

На основе двигателя ВАЗ 21214 собирался и двигателя для Niva Chevrolet, а отличия состоят лишь в адаптации БЦ для монтажа в моторный отсек «Шеви» и крепления навесных деталей и узлов.

В целом карбюраторный и инжекторный вариант рядного агрегата ВАЗ 21213/21214 получил четыре цилиндра и верхнее расположение распредвала.

От «шестерки» 213-й отличается диаметром цилиндра, ГБЦ и меньшей высотой блока цилиндра.

В 21213-ом появился уже натяжитель цепного привода ГРМ и гидрокомпенсаторы.

К основным минусам данной модификации двигателя относятся жор масла, шумы, склонность к перегреву и вибрациям. А в остальном он имеет те же недостатки, что и ВАЗ 2106, подробно изложенные выше.

Топ 8 двигателей Нива (ВАЗ-2121 и другие): описание моторов, объем, мощность, модификации, какой ставился на Ниву 4×4

Моторы ВАЗ

Нива – это легендарный автомобиль. В СССР каждый хотел приобрести себе данный транспорт, потому что советский автопром начал выпускать свою линейку. Это было в новинку, и, несомненно, машина пользовалась спросом у молодежи, потому что это был показатель достатка и престижа. Рассмотрим истоки происхождения этого авто, и что с ним стало сейчас.

Немного истории автомобиля Нива

В начале 70-ых годов был поднят вопрос о стирании грани между сельской местностью и городом. Минавтопром СССР начал развивать эту идею, придя к выводу, что советским автомобилям нужен свой внедорожник.

Первые опытные образцы автомобиля «Нива» появились в 1971 году

Первые опытные образцы автомобиля «Нива» появились в 1971 году

Владимир Соловьев, который на тот момент был главным конструктором ВАЗ, внес огромный вклад в развитие этой идеи и создании первой Нивы. Первая версия автомобиля была выпущена в 1971 году. Ее дизайн может колоть современный глаз из-за разительного отличия с моделями 21 века.

Внешний вид первой Нивы ярко указывал на дерзость принятия решений в вопросе дизайна у конструкторов. Она была оснащена рамами, что не было свойственно машинам того времени, и походила на легковой транспорт, способный преодолевать некоторые дорожные трудности. Именно так на свет появился ВАЗ-Э2121.

В 1972 году была выпущена модель, схожая по дизайну на ВАЗ-2121, что и было официально первым шагом к стиранию той самой грани. Данный автомобиль подходил для как городских дорог, так и для сельской местности.

Советский автомобиль Нива подходил как для поездок по городу, так и для преодоления бездорожья

Советский автомобиль Нива подходил как для поездок по городу, так и для преодоления бездорожья

Различия двигателей на Ниву

Двигатель Год выпуска Объем Мощность Количество клапанов Поршень Вес
2121 1976 1,6 л 80 8 79 114 кг
21011 1974 1,3 л 69 8 66 114 кг
21213 2002 1,7 л 80 8 80 127 кг
XUD-9L 1993 1,6 л 65 8 77 116 кг
2123 2002 1,7 л 80 8 77 127 кг
z18xe 2000 1,7 л 125 16 80 115 кг
21214-30 2008 1,7 л 80 8 80 127 кг

Во-первых, каждый двигатель отличался размерами поршня. На 2103 он достиг диаметра в 78 мм. Время эксплуатации также увеличивалось. Например, мотор 2106 был способен проехать около 200 тысяч км и остаться невредимым. Но в народе принято считать, что модель 2103 надежнее, выносливее и качественнее, чем на следующей. К тому же, конструкторы ежегодно пытаются ускорить прогрев двигателя, чтобы человеку не приходилось по 3 минуты стоять на улице в ожидании.

Но помимо прогресса каждому двигателю присущи свои недостатки. Если рассматривать модель 21213, то слабых мест в двигателе больше, чем может предполагаться. Например, по неизвестным причинам генератор может сгореть даже на новых машинах. Мотор просто не годится для поездок на дальние расстояния.

К недостаткам двигателя 21213 можно отнести недостаток мощности при поездках на трассе

К минусам двигателя 21213 можно отнести недостаток мощности при поездках на трассе

Мощности при поездках на трассе будет не хватать из-за неподходящей динамики. Но водители закрывают на эти недостатки глаза, и все равно предпочитают данную линейку автомобилей.

Первые двигатели Нивы

В 70-ых годах у Нивы был один двигатель, но некоторые параметры отличались в зависимости от объема масла и времени эксплуатации до мощности мотора.

Поскольку вокруг линейки русского автопрома ходит достаточно много слухов, возникают проблемы в детальном изучении всех параметров. В один период дилеры за рубежом экспериментировали над двигателем ВАЗа, но ни одна из моделей так и не прожила длительный срок на советской земле. Поэтому включать в серию такие автомобили не стали.

Двигатель 2121

На момент выпуска он был самым мощным. Объем двигателя достигал 1,6 л, а мощности было аж 80 лошадиных сил. Это сейчас над такой цифрой люди начинают смеяться, но к концу 20 века это были высокие показатели.

Двигатель ВАЗ-2121 считался самым мощным из всей линейки выпускаемых ВАЗом моторов

Двигатель 2121 считался самым мощным из всей линейки выпускаемых ВАЗом моторов

Водители частенько путали двигатель 2121 и 2106. А виной этому является ПТС, в котором на тот момент было указано 75 лошадиных сил.

Хоть и считается, что двигатели были очень схожими, но отличия, безусловно, имелись: масляной поддон и насос различались. 2121 двигатель просуществовал до 1993 года, после чего его заменили следующей моделью.

Двигатель 21011

Можно сказать, что эта модель – улучшенная версия 2101. Был увеличен поршень на 3 мл, объем до 1,3 л и сам мотор стал меньше. Такое решение позволило увеличить количество оборотов мотора. Данный двигатель расходовал меньше топлива, что привело новую модель Нивы к популярности в обществе. Мотор использовался и в последующих автомобилях линейки вплоть до 2006 года.

Двигатель ВАЗ 21011 - это улучшенный вариант базового мотора 2101

Двигатель ВАЗ 21011 – это улучшенный вариант базового мотора 2101

Автомобиль был способен проехать до 200 тысяч км и функционировать при этом на прежнем уровне. Бензобак увеличился до 3,75 л, и этот результат был выше, чем у предыдущей модели. Четырёхцилиндровый двигатель работал лучше предшественников. Устанавливался на следующих 4-ех машинах данной линии.

Попытки модернизации

Как было сказано выше, за рубежом производились попытки модернизировать Ниву, тем самым устранить недостатки и продлить время эксплуатации. Но подобное делали и в Советском Союзе. Главной целью конструкторов было сделать дизельный автомобиль серии Нива.

Двигатель 21213

Выпуск этого двигателя в 1993 году официально считается открытием периода модернизации двигателей Нивы. Карбюратор в автомобиле решили оставить, а объем увеличили до 1,7 л.

Двигатель ВАЗ-21213 - надежный и выносливый силовой агрегат

Двигатель ВАЗ-21213 – надежный и выносливый силовой агрегат

Насчет мощности споры ведутся до сих пор. Ситуация в стране на начало 90-ых была нестабильна, поэтому каждый источник тех лет пишет свою информацию. Эдуард Ножиков, корреспондент газеты «Комсомольская правда», делал репортаж о новом автомобиле. И судя по его словам, и ПТС тех лет, мощность была равна 80 лошадиным сил.

Двигатель 2130

Создан мотор на базе ДВС 21213 увеличением рабочего объёма с 1.7 до 1.8 л, серийно выпускался в 1993-2008 г.г. с карбюратором Солекс, а также оснащался форсунками: ВАЗ 2130i (инжектор). Установка под капотом – по оси движения Нивы. В таблице приведены технические характеристики обеих версий движка.

Показатели Значения для 2130 (2130i)
Рабочий объём 1.8 дм³
Число клапанов 8
Ø цилиндров 82 мм
Мощность 82 (85) л. с.
Крутящий момент 130-139 Нм
Степень сжатия топливной смеси 9,5
Вид топлива АИ-92, 95
Расход:
бензина на 100 км по трассе 9,7 (9,2) л
масла на 1000 км пробега <700 мл
Масса 122 кг
Ресурс мотора до капремонта в тыс. км:
заявленный заводом 80
фактический до 200

Привод газораспределительного механизма – цепной, система зажигания – бесконтактная. Мотор мощный и надёжный, в сочетании с достаточно высоким крутящим моментом вполне подходит для полноприводного автомобиля. Лучшее подтверждение сказанного – востребованность двигателя ВАЗ 2130 среди владельцев внедорожников Нива сохраняется и спустя 30 лет после схода с конвейера первого образца.

ВАЗ 2130

ВАЗ 2130

Двигатель XUD-9L

Конструкторы из Лада экспорт совместно с Peugeot-Citroen также решили модернизировать двигатели Нивы, и придумали двигатель XUD-9L. Новый мотор кардинально отличался от предыдущих моделей. Объем увеличился до 1,9 л, а лошадиных сил было 65. Работники и не скрывали, что двигатель имеет множество схожестей с Пежо 205 и 405.

В конце 90-ых были изменены экологические правила. В связи с этой новостью моторы такой модели потерпели некоторые изменения. Такой автомобиль получил название 21215.

Дизельный двигатель XUD9L от Пежо, который устанавливался на Ниву, обладал мощностью 56 л. с

Двигатель XUD-9L от Пежо, который устанавливался на Ниву, обладал мощностью 65 л. с

После создания мотора XUD-9L предприятие в Барнауле тоже приступило к модернизациям своих двигателей. Такое решение привело к тому, что автомобили марки Нива смогли ездить и не ломаться на дорогах Тольятти.

Шевроле Нива

Данный автомобиль признан внедорожником, и является новым поколением в развитии автопрома Нивы. История этого автомобиля прошла множество испытаний:

  • До 2002 года машина имела кодовое название 2123, что причисляло ее к серии Нивы.
  • С 2002 года этот автомобиль принадлежал к линейке Нивы, пока предприятие Лады из Тольятти не приобрел на нее права и не начал выпускать под маркой Шевроле.
  • В 2020 году АВТОВАЗ выкупил долю у General Motors, и с этого момента автомобиль называется Шевроле Нива.

Обывателю может показаться, что дело всего лишь в названии, но на самом деле это не так. Автомобиль был очень востребован из-за того, что был новым поколением, а это значит увеличение продаж. А большие продажи – это деньги, за которые и боролись компании.

До 2020 года в автомобиле было 2 двигателя. Их и обсудим.

Двигатель 2123

Данная модель – это прямое продолжение двигателя 21214. Блок управления был изменен, а за ним последовали модернизации в навесном управлении. Объем достиг 1,7 л, а мощность возросла до 80 лошадиных сил.

Напомним, что на дворе был 2002 год, и для того времени эти цифры были большими. При помощи прогресса тех лет мы имеем современный автопром.

Технические характеристики мотора ВАЗ 2123

Технические характеристики мотора ВАЗ 2123

Конструктора решили изменить цилиндровый блок и сделали его из чугуна. Такой материал продлевал жизнь автомобилю. По своей сборке двигатель минимально отличался от своих предшественников, но при этом являлся новой ступенью в развитии российского автопрома.

Двигатель z18xe

Новый шаг для линейки Шевроле принес как достоинства, так и недостатки. Начнем с минусов:

  • У водителей постоянно возникали проблемы с пуском двигателя. А причиной этому послужила дроссельная заслонка, которая постоянно загрязнялась.
  • Блок управления достаточно быстро ломался, что приводило к постоянному ремонту.

К достоинствам можно отнести ресурс двигателя. Это означает, что транспорт мог проехать более 300 тысяч км и функционировать как прежде. Более детальных изменений не было.

Современный двигатель Нивы – 21214

Двигатель, о котором пойдет речь, начали выпускать в 2008 году. Отличался от прежних моделей незначительно. Вплоть до 2019 года устанавливался на Пикапе от предприятия Лада Нива.

Значительной разницей можно назвать материал, из которого делали комплектующие двигателей. Ранее использовали чугун, а теперь – сталь. Такое изменение продлевало эксплуатацию транспорта.

Комплектующие силового агрегата ВАЗ 21214 изготовливали из стали, что значительно продлевало срок эксплуатации автомобиля

Комплектующие силового агрегата ВАЗ 21214 изготавливали из стали, что значительно продлевало срок эксплуатации автомобиля

Еще к достоинствам можно отнести доступность ремонта автомобиля. Детали не дорогостоящие, и найти их можно в каждом обслуживающем центре.

Линейка автомобилей Нива имеет огромную историю, полную мифов и догадок. Например, из чего делался двигатель и менялся ли он из года в год. Для общества 70-ых новые автомобили были самой обсуждаемой темой, которая подарила нам прекрасную историю.

Если вы знаете еще что-нибудь интересное о двигателях Нивы, поделитесь информацией в комментариях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *