Как правильно затягивать болты на колесах автомобиля?
В стандартной комплектации большинства автомобилей есть баллонный ключ для демонтажа проколотого или поврежденного колеса. Он неудобен, и во время работы провернуть его короткий рычаг голыми руками не всегда удается, приходится искать какую-нибудь трубу поблизости, чтобы смастерить из нее рычаг подлиннее. С помощью этого устройства можно не только открутить болт, но и испортить крепление. Если дернуть его изо всех сил, то рискуешь сорвать резьбу. Поврежденная резьба болта или шпильки уже не держит нагрузку, и крепление ослабевает.
Другая ошибка при установке запаски — это ввинчивание болтов друг за другом по кругу и по часовой стрелке. Причем некоторые водители ввинчивают каждый до упора баллонным ключом вплоть до силовой затяжки. Оказывается, что так тоже делать неправильно. Почему?
Соблюдать последовательность
Идеальный способ крепления колеса к втулке можно увидеть на сборочном конвейере автозавода. Сначала рабочий подкатывает колесо на высокой тележке, наживляет болты, вкручивает их пальцами на несколько витков, а затем подносит к ним пневмогайковерт с пятью или с шестью головками. Они закручивают все болты одновременно и с одинаковым усилием, чтобы колесо прижималось на всех точках крепления одновременно.
Естественно, так ставить диски в полевых условиях невозможно. У водителя в лучшем случае имеется только один баллонный ключ, а у мастеров шиномонтажа — пневмогайковерт с одной головкой.
Поэтому для достижения правильного обжимания штампованного диска болты необходимо вставлять и закручивать по особому алгоритму, чтобы они могли схватить ступицу приблизительно так же, как это происходит на заводском конвейере.
Болты вставляются по ходу часовой стрелки, но в противоположные друг другу отверстия.
Если ступица имеет 4 отверстия, то болты затягиваются попарно в последовательности: 1-3-4-2.
Если их 5, то схема затяжки выглядит следующим образом: 1-4-2-5-3.
Ступицы с 6 местами под болты крепятся в последовательности 1-4-5-2-3-6.
Во всех этих случаях болты ввинчиваются без усилия и не затягиваются до конца. Затяжка производится потом, когда все болты вкручены по самые головки.
Если не воспроизводить этот алгоритм, то можно перекосить штампованный диск, и образовавшийся под нагрузками во время движения люфт приведет к биению колеса и деформации металла.
Затяжка динамометрическим ключом
Затягиваются болты уже другим инструментом. Нельзя пользоваться пневмогайковертом, который не обеспечивает необходимого усилия. Не рекомендуется тянуть головки и с помощью баллонного ключа с длинной ручкой, так как он легко может превысить максимально допустимый момент. Лучше всего для финальной затяжки использовать динамометрический ключ, который обеспечивает только предписанное производителем усилие.
Узнать силу затяжки болтов для той или иной модели автомобиля можно из руководства пользователя. К примеру, «АвтоВАЗ» рекомендует для моделей LADA — 70-90 Нм. Audi для машин A4 и A6 — 120 Нм. BMW для 3 серии — 90-110 Нм. А для Ford Focus — 90-100 Нм.
В среднем момент разнится от 70 до 120 Нм.
Если у водителя нет желания покупать такой ключ, то можно однажды попросить его в мастерской шиномонтажа и запомнить то усилие, что он прилагает к болтам. Далее такой же момент можно примерно воспроизводить с помощью обычного баллонника.
Если же увеличить усилие, да еще и попрыгать на ключе, то можно сорвать резьбу, что приводит к потере болта. А это опасно из-за риска ослабевания других креплений.
Момент затяжки колесных болтов и гаек на автомобильных дисках.
Надежность колесного крепежа играет огромную роль в безопасности езды на автомобиле. Диски крепятся к ступице, являющейся центральной частью колеса, либо болтами, либо при помощи гайки и шпильки.
Значение правильного крепежа
Основная задача при установке колес на автомобиль — не допустить ослабления колесного крепежа при эксплуатации транспортного средства. В некоторых случаях самоослабление соединения является результатом неправильного выбора крепежа для дисков. Головка болта может иметь как коническую, так и сферическую форму. То же самое касается и нижней части кромки гайки.
Если выбор деталей был сделан правильно, то крепеж сам подтянется во время езды. Важно понимать, что у крепежных деталей есть еще одна функция, помимо того, что они удерживают колесо на ступице — это центрирование обода относительно оси вращения колеса. Эту задачу решает форма кромки крепежа. Ожидаемо, кромка конической формы будет центрироваться с гайкой конической формы (или болтом), и наоборот: сферическая кромка должна сопровождаться сферической гайкой. В противном случае можно ожидать очень быстрого ослабления крепежа.
Момент затяжки колесных болтов и гаек.
Нюансы при затягивании крепежа
Популярным выбором среди автолюбителей являются секретки для колес: с их помощью можно защитить транспортное средство, стоящее ночью вне охраняемой парковки. Секретки представляют собой набор из четырех гаек или болтов, которые можно открутить только специальным ключом, идущим в комплекте с секретками. Конфигурация этого ключа не соответствует форме шляпки болта.
Секретки не стоит затягивать так же сильно, как гайки основного крепежа, поэтому момент затяжки, о котором речь пойдет несколько ниже, их не касается.
Также стоит учитывать, что для фиксации колес ни в коем случае нельзя применять крепеж с дефектной, поношенной резьбой или гранями. В таких случаях необходимо заменить деталь на новую. Важно обращать внимание не только на саму резьбу, но и на технические характеристики детали, в первую очередь на ее прочность.
Как затягивать колесные гайки?
Крепеж авто нужно затягивать с определенным усилием. Это усилие указано в нашей инструкции. Однако на глаз при помощи обычного ключа практически невозможно правильно затянуть гайки. Велик риск перестараться или наоборот, затянуть крепеж слишком слабо.
Схема затяжки колёсного крепежа
Именно для этого продаются особые ключи, обладающие встроенными динамометрами. Такие ключи называются динамометрическими. С помощью такого инструмента возможно затянуть крепеж именно с тем моментом затяжки, который необходим для данного транспортного средства.
Чем опасен перетянутый крепеж?
Перетянутый крепеж опасен по нескольким причинам:
• Если затянуть крепеж на колесе слишком сильно, резьба начнет срываться, что в дальнейшем приведет к деформации болта (шпильку гайки в этой же ситуации ожидает та же самая участь);
• Трещина, появившаяся на диске из-за перетянутого крепежа, лишь усугубит ситуацию;
• Во время езды перетянутый крепеж начнет прикипать к ступице колеса: это приведет к тому, что его будет невозможно открутить после этого — придется срезать.
Даже при соблюдении всех технических тонкостей затяжки колесных болтов и гаек важно приобретать их только у производителей: это гарантирует качество и надежность эксплуатируемых деталей. Компания “Starleks” работает на рынке автомобильных деталей более 20 лет, за это время мы приобрели репутацию достойного поставщика запчастей, которые верно служат многим автолюбителям по всей стране.
Мы сами являемся производителями деталей, которые продаем, поэтому делаем это без наценок и без посредников. Приобрести наши запчасти, включая колесные болты и гайки, можно на нашем сайте, где мы предлагаем быструю доставку в Москве, по Российской Федерации, а также имеем в магазине в Москве. Работаем без выходных.
Начинается эпоха шиномонтажа или как правильно устанавливать колёса на автомобиль? Таблица моментов затяжки колёсных болтов для разных марок автомобилей
Как правильно установить колесо на автомобиль
На написание этой записи вдохновил сегодняшний пост одного из драйвовчан на тему замены колёс dimanok163 под названием Как научить шиномонтажников простым вещам?. Кому интересно пост здесь.
К сожалению, представители автосервисных предприятий до сих пор не знают, как правильно устанавливать колёса на автомобиль, а ведь многие им доверяют гораздо более сложные операции на автомобиле. Поэтому в преддверии весеннего шиномонтажа, хотелось по подробнее осветить этот вопрос для наших подписчиков.
Перед установкой колесного диска необходимо очистить центрирующее отверстие колёсного диска и посадочное место на ступице. Затем нанести на центрирующее отверстие антикоррозионный или восковой состав для избежания коррозии между ступицей и диском. Часто для этого используют медную или алюминиевую смазку. На литых дисках во избежание гальванической коррозии лучше использовать последний вариант.
При этом нет смысла наносить состав на привалочную поверхность диска, т.к. это чревато при движении попаданием смазки на тормозные механизмы, что может привести к снижению эффективности торможения.
Место нанесения антикоррозионного состава на центрирующей части колёсного диска
Ранее автолюбители, кто ездил на москвичах и жигах, не знали о таком изобретении человечества, как динамометрический ключ и тянули колёса до одури (конечно были те кто знал, но их было мало). Когда начинал водить автомобиль, частенько видел в гаражах, как люди чуть ли не прыгали на воротках, закручивая свои колёса. Это приводило к тому, что отвернуть колёсный болт было невозможно и поэтому пошла традиция смазывать колёсные болты графитовой смазкой.
Так вот делать этого категорически нельзя, потому что нанесение смазки, приводит к уплотнению резьбы и соответственно эти резьбовые соединения требуют другого момента затяжки.
Да и смысла нету, т.к. при правильном моменте затяжки колеса, открутить его можно с помощью небольшого усилия на обычный колёсный балонник. Графит наносили, чтобы избежать диффузии и прикипания явно перетянутых резьбовых соединений.
Вот что поэтому поводу пишет ВАГ:
Недопустимо нанесение воска на колёсные болты, поверхности прилегания колеса/ступицы и резьбу в ступице. Категорически запрещается обрабатывать смазочными материалами или антикоррозийными средствами резьбу колёсных болтов!
Смазывать резьбовую часть колёсных болтов и гаек нельзя!
При этом в комментариях к выше указанной статье нашлось много пользователей, которые с упорством быков на корриде, начали пытаться доказывать, что делали так на протяжении 15 лет и всё у них было нормально. Честно говоря, рад за них. Но если ты что-то по незнанию делаешь неверно, это не означает, что это правильно. Я сам много что делал не правильно, пока не пришёл на работу к дилеру. Честно говоря, мир во многом перевернулся. И понятно, что тяжело отказываться от накопленного опыта, но настаивать с упорством барана на неправильных технологиях, нет никакого смысла.
Затем колёсо прикручивается в три этапа:
► С начала болты / гайки наживляются от руки;
► Затем прикручиваются болты / гайки с моментом в 30 Нм крест на крест.
Эти первые две операции выполняются, когда колёса вывешены.
Затем автомобиль или колесо опускается на землю и выполняется третий этап:
► Колёса прикручиваются с установленным производителем моментом затяжки крест на крест для того, чтобы колесо равномерно прижалось к ступице во избежание биения.
Если у вас есть секретка, то здесь есть правило, откручиваете её первой, а закручиваете последней.
Инструкция от производителя секретных болтов, которая повторяет слово в слово производителя автомобиля. Запрещая наносить смазку на резьбовую часть болтов и использовать ударный инструмент
Использование для крепления колеса ударного инструмента строго запрещено. Вот это очень интересный момент, который у многих вызывает непонимание и отрицание.
В Эльзе дано чёткое и недвусмысленное указание:
Использовать для ввинчивания колёсных болтов ударный гайковёрт запрещается!
— Как это так? Да мы всю жизнь так делали?
— Что делали, косячили и планируете продолжать дальше?
Крепление колеса крест на крест
Во-первых, если действовать по инструкции, то с помощью такого инструмента нельзя выполнить условий описанных выше.
Во-вторых, существует риск испортить резьбу. При чём один раз закрутить не по резьбе можно и даже будет держаться. Проблема у вас возникнет, когда вы заходите отвернуть это резьбовое соединение.
В-третьих, производители ступичных подшипников запрещают использовать ударный инструмент, т.к. он отрицательно сказывается на подшипниках ступицы, сокращая их срок службы.
Запрещено использовать ударный инструмент при креплении колёсных дисков. Для особо упоротых и не умеющих читать, производитель приложил иллюстрацию
На этом всё. Колесо установлено и можно продолжать движение. На снятие установку четырёх колёс производитель устанавливает нормы в 0,5 н.ч. это 30 минут. Эта норма может показаться с начала дикой, но если подходить правильно к процессу снятия / установки колёс по выше описанному алгоритму, то полагаю, что ни у кого не возникнет вопросов:
— А почему так долго?, как у одной невероятно супер-пупер-мега-истеричной бабы, описанной мной здесь. Никому не пожелаю таких долбанутых клиентов.
Крестообразное крепление колёсного диска 4 точки крепления
За сим всё. Следите за тем, как вам делают шиномонтаж, что избежать неприятностей в дальнейшей эксплуатации автомобиля. Тем более что наступает лето и оказаться на трассе с не откручивающимся пробитым колесом, та ещё офигенная история.
Всем удачи на дорогах и вменяемых автосервисов и шиномонтажек!
Понравился пост? Жми лайк и делай репост!
P.S. Бонусом таблица затяжки колёсных болтов для разных марок распространённых автомобилей.
Таблица моментов затяжки колёс лист 1
Таблица моментов затяжки колёс лист 2
Момент затяжки колесных креплений: важные нюансы
Узнаем, как правильно затягивать гайки на колесе, на какие моменты обратить внимание, какова схема затяжки.
Общие сведения
Грамотная затяжка болтов и гаек на колесе требует ответственного подхода и наличия специальных инструментов. Частая ошибка автовладельцев — чрезмерные усилия при затяжке крепежа стандартным баллонным ключом. Резьбу сорвать довольно просто — нужно лишь приложить чуть больше силы, чем требуется. Однако возможна и другая проблема — если затянуть болты слишком слабо, довольно скоро водитель услышит биение либо стук в подвеске.
Если колесо затянуто недостаточно, это приводит к износу болтов и шпилек, деформации крепежных отверстий. Кроме того, болты могут быть полностью срезаны, а это уже аварийная ситуация. Если водитель продолжает пользоваться машиной с плохо затянутыми болтами на колесах, это приведет к поломке рулевой тяги и разрушению подшипников.
Как правильно затянуть колесные болты и гайки
Сила затяжки крепежа для каждой марки и модели авто указана в официальной инструкции от производителя. Параметр варьируется в диапазоне 80-140 Нм, так что учитывать заводские рекомендации нужно обязательно.
Использование обычного баллонного ключа нежелательно, поскольку в большинстве случае момент затяжки в этом случае превышается. Это особенно актуально для ключей с телескопической ручкой, которые повышают усилие при затяжке.
Чтобы затянуть гайки с нужной силой, используйте динамометрический ключ. На этом инструменте нужно выставить необходимое значение по таблице производителя, после чего зафиксировать крепеж. Действия с динамометрическим ключом не требуют специальных навыков. Особенно удобны в работе инструменты с ограничителем. Такие модели просто перестают действовать, когда достигается заданное значение.
Если динамометрического ключа нет, можно воспользоваться пневмогайковертом. Этот инструмент позволяет вручную регулировать процесс затяжки.
Как правильно затянуть крепеж:
- Надеть колесо на шпильки или специальные направляющие.
- Затянуть болты с необходимой силой, чтобы колесо не слетело со своего места.
- Используя инструмент, подтянуть гайки нужным моментом.
Особенно чувствительны в соблюдении требований к затяжке современные алюминиевые гайки. Они не подвержены коррозии и дольше служат, но требуют неукоснительного соблюдения указанных параметров по силе затяжке.
Схемы затяжки крепежа
Для затяжки колеса применяются специальные схемы, обозначающие последовательность затяжки болтов. Для 4 штук это 1-3-4-2, для 5 болтов 1-4-2-5-3. Последовательность крайне важна, чтобы усилия распределялись равномерно. Если не соблюдать правила, колесо при закреплении может перекосить.
При затяжке важно не поддаться соблазну закручивать болты, продвигаясь по часовой стрелке. Начать можно с любого болта, ведя счет от него. Некоторые автовладельцы наносят на крепеж специальные метки, чтобы ничего не перепутать.
Иногда причиной биения в подвеске выступает не слабая затяжка, а неверный подбор крепежных элементов. Речь идет не о диаметре (болты иного сечения поставить физически невозможно), а о форме головки болта. Она может быть конусообразной, сферической, типа пресс-шайба и так далее. Требования производителя по типу крепежа соблюдать нужно обязательно. Кроме того, гайки должны идеально подходить к дисками и колесу по длине.
Реклама. Рекламодатель ООО «КолесоПлюс», ИНН 6382074034, ОГРН 1166313162806. 445043, Самарская обл., Ставропольский р-н, с. Русская Борковка, ул.Вокзальная, д.36, БЛОК-2, помещение №13