Если нет разметки на дороге как определить сплошную
Перейти к содержимому

Если нет разметки на дороге как определить сплошную

  • автор:

Как быть, если разметки нет или её не видно.

Итак, если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам (всегда и везде!). Вместе с тем, Правила не могут допустить хаос на дороге и при отсутствии разметки. Или, если разметка есть, но её не видно (например, из-за выпавшего снега).

Правила. Раздел 9. Пункт 9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева.

Как видим, в таких случаях Правила требуют, чтобы водители отводили для движения в своём направлении строго половину проезжей части, после чего самостоятельно определяли количество полос движения на своей половине и двигались строго по полосам (ну, словом, так, как если бы разметка на дороге была).

Это требование Правил на самом деле означают следующее — при отсутствии разметки водители должны нанести разметку сами (мысленно). И когда я произношу эту фразу на занятиях в автошколе и ничего к ней больше не добавляю, то, как правило, (иногда сразу, а иногда с некоторым опозданием) следует град вопросов:

Если это двухполосная дорога, какую разметку наносить посередине – сплошную или прерывистую?

Если это трехполосная дорога, сколько полос отводить себе и сколько оставлять встречному?

Если это многополосная дорога, могу ли я при отсутсвии разметки развернуться, где мне угодно?

Давайте попробуем вместе найти ответы на эти вопросы.

Если дорога визуально определяется как двухполосная.

На двухполосных дорогах Правилами не запрещён выезд на «встречку» во время обгона или объезда препятствия. Поэтому на таких дорогах водитель вправе мысленно нанести прерывистую осевую линию, которая, как известно, ничего не запрещает. Конечно же, при этом водитель должен помнить, что на опасных участках дорог с ограниченной видимостью, выезд на встречную полосу смертельно опасен и Правилами запрещён!

Если дорога визуально определяется как трёхполосная.

При отсутствии разметки Правила требуют, чтобы водители отводили в своё пользование строго половину проезжей части. Следовательно, в такой ситуации водители обязаны рассматривать трёхполосную дорогу как двухполосную с очень широкими полосами движения (по одной в каждом направлении).

Если дорога визуально определяется как многополосная.

На многополосных дорогах категорически запрещён выезд (для обгона или объезда) на сторону, предназначенную для встречного движения, независимо от того, есть на проезжей части разметка или её нет. Вместе с тем разворот на таких дорогах возможен (на перекрёстках, а также в местах, где это не запрещено Правилами, знаками или разметкой!). Вот как об этом сказано в Правилах:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

Например, вот здесь вам ничто не мешает развернуться – здесь с помощью комбинированной линии разметки специально устроено место для разворота. При этом наличие комбинированной разметки на многополосной дороге вовсе не означает, что разрешено движение по «встречке».

Однако вернёмся к фразе «…разворот на многополосных дорогах возможен в местах, где это не запрещено Правилами, знаками или разметкой».

Как можно запретить разворот разметкой это понятно – достаточно сделать осевую линию сплошной (точнее, сдвоенной сплошной).

Как можно запретить разворот знаками, тоже не трудно догадаться. Например, знак предписывает всем движение только прямо, а знак — только направо и, следовательно, в зоне действия этих знаков разворот запрещён. В конце концов, есть просто знак «Разворот запрещён».

А что значит «…разворот запрещён Правилами»? Если вы не пропустили Тему 8.4, то уже знаете, что разворачиваться запрещено на железнодорожных переездах, на пешеходных переходах, в зоне обозначенных остановок маршрутных транспортных средств, на мостах, под мостами, в тоннелях, а также в местах с видимостью дороги менее 100 метров в любом из направлений. Как видим, Правила содержат целый перечень условий, при которых разворот запрещён на любой дороге, не зависимо от того, какие тут знаки, и какая тут разметка.

Ну и что из всего из этого следует?

А из всего из этого следует вот что! Мы ведь с вами рассматриваем случай разворота на многополосной дороге при отсутствии разметки. А раз разметки нет, то и запрещать она ничего не может! И если вы на такой дороге разворачиваетесь в месте, где это не запрещено Правилами или знаками, то получается, что вы ничего не нарушаете!

Полоса движения – это продольная полоса проезжей части, достаточная для безопасного движения автомобилей в один ряд.

Во всех случаях водители обязаны вести свои транспортные средства строго по полосам движения.

На многополосной дороге запрещается выезд (с целью обгона или объезда) на половину проезжей части, предназначенную для встречного движения.

При отсутствии разметки или, если её не видно, водители обязаны самостоятельно определиться с количеством полос движения на дороге.

Осталось только поговорить о трамвайных путях.

Правила. Раздел 9. Пункт 9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учётом пункта 8.5 Правил.

При сегодняшнем сверхплотном транспортном потоке было бы неразумно не использовать трамвайные пути. Ведь это же ещё одна полоса движения! Используя трамвайные пути, можно существенно повысить пропускную способность дороги.

Так что водитель белого автомобиля делает всё правильно – если все полосы данного направления заняты, а слева есть трамвайные пути на одном уровне с проезжей частью, Правила разрешают по ним движение.

Однако, что означает это условие: «…с учётом пункта 8.5 Правил»? Чтобы вам далеко не ходить, откроем пункт 8.5 прямо здесь:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.5. При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

То есть при прямом движении Правила РАЗРЕШАЮТ использовать трамвайные пути попутного направления, но не обязывают этот делать (хотите – двигайтесь по трамвайным путям, не хотите – оставайтесь на проезжей части).

Но при повороте налево или развороте у водителей выбора нет. Правила именно ОБЯЗЫВАЮТ водителей совершать поворот налево и разворот с трамвайных путей независимо от загруженности дороги. И сейчас водитель опять всё делает правильно – разворачивается с трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью.

Возможно, кто-то из вас спросит: «Как же так, на многополосных дорогах выезд на встречку запрещён»! Но мы же только сейчас говорили о том, что пункт 9.2, запрещает выезд на встречку на многополосных дорогах только с целью обгона или объезда, то есть без изменения направления движения. А разворот на многополосных дорогах не запрещён. И если нет никаких знаков или разметки, запрещающих разворот, и вы разворачиваетесь в месте, где нет пешеходного перехода или остановки маршрутных ТС, и дорогу в обоих направлениях видно на 100 метров, то, Правила не возражают — разворачивайтесь!

Как не словить лишение за встречку на дороге без разметки

Небольших дорожек в нашей стране – многие тысяч километров. Весной часть из них превращается в настоящий танкодром, лишённый всяческих признаков разметки. Этим нередко пользуются нечестные сотрудники ГИБДД, устраивающие ловлю водителей, якобы движущихся по встречке. Объясняем, как не попасться и что нужно знать о встречке без разметки.

Пересечение сплошной линии разметки в настоящее время, напомним, в соответствии с 4 частью статьи 12.15 КоАП РФ, карается административным штрафом в размере 5 000 рублей или лишением прав на срок от четырёх до шести месяцев. Как правило, штраф используется лишь при фиксации нарушения автоматической камерой. Во всех прочих случаях нарушителей лишают прав.

Первое и главное, что нужно помнить водителям, – знак всегда является приоритетным по отношению к разметке. Иными словами, если на каком-то участке дороги без каких бы то ни было признаков разметки стоит знак, запрещающий выезд на встречную полосу движения, и водитель при этом идёт на обгон другого транспортного средства, лишения прав избежать не получится.

При отсутствии различимой разметки начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников рекомендует водителям руководствоваться простым правилом: если идентифицировать линию разметки, разделяющую транспортные потоки встречного направления, по объективной или субъективной причине невозможно, следует по умолчанию считать, что её пересечение запрещено. Также он заостряет внимание на том, что, в соответствии с пунктом 9.2 ПДД, на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

Даже в случае отсутствия запрещающих знаков и признаков разметки лишить за выезд на встречку легко можно при ловле в определённых местах. К таковым относятся подъёмы, пешеходные переходы, мосты и путепроводы, железнодорожные переезды, перекрёстки и так далее. Оспорить такую встречку вы, скорее всего, не сможете даже через суд, поскольку обстоятельства будут свидетельствовать против вас.

Если нет разметки на дороге как определить сплошную

ПДД РФ, 9. Расположение транспортных средств на проезжей части

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.12.2005 N 767, от 10.05.2010 N 316)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1(1). На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

(п. 9.1(1) введен Постановлением Правительства РФ от 28.06.2017 N 761)

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

(п. 9.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

(см. текст в предыдущей редакции)

В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

(см. текст в предыдущей редакции)

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т — только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.09.2003 N 595, от 10.05.2010 N 316)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац исключен. — Постановление Правительства РФ от 10.05.2010 N 316.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево, разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 14.12.2005 N 767, от 28.03.2012 N 254)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.12.2005 N 767, от 22.03.2014 N 221)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

(п. 9.11 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки направляющие, островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.

(п. 9.12 введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595; в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

Будет ли штраф за нарушение сплошной, если её не видно или её нет

Часто бывает, что разметки не видно из-за снега, грязи, большой лужи или её просто не успели нанести после ремонта асфальта. И тут вопрос — будет ли штраф, если вы пересекли такую разметку и вас останавливает инспектор и начинает вменять нарушение? Давайте разбираться.

Если разметки не видно на 4-полосной (или больше) дороге с двусторонним движением

Рассмотрим 2 случая пересечения разметки — для обгона (объезда) и для разворота (поворота).

Пересечение «невидимой» разметки для обгона (объезда). Даже если разметки нет или её не видно на 4-полосной (или более) дороге, пересекать её с целью обгона или объезда препятствия НЕЛЬЗЯ согласно п. 9.2. ПДД:

На возражения некоторых водителей: «Откуда я знаю, сколько полос на дороге — разметки же нет», инспектор правомерно отошлёт к пункту 9.1 ПДД:

То есть, определение количества полос на дороге — проблема самого водителя.

Пересечение «невидимой» разметки для поворота или разворота. С поворотами и разворотами ситуация другая. Опять же смотрим п. 9.2. ПДД:

То есть, если запрещающего знака, то пересекая «невидимую» разметку вы ничего не нарушаете и штрафа быть не должно.

Если разметки не видно на дороге с двумя полосами и двусторонним движением

Чтобы разобраться с пересечением разметки на 2-полосной дороге, посмотрим п. 4.4 ГОСТа Р 52289-2004:

То есть если разметки не видно и нет соответствующего запрещающего знака, то и обвинять за нарушение пересечения сплошной нельзя.

Если вам всё-таки пытаются выписать штраф за нарушение «невидимой» разметки

Если даже после того, как вы сообщили инспектору, что разметки не видно, а запрещающих знаков нет, он всё равно выписывает штраф, готовьтесь доказывать свою правоту в суде:

1. В протоколе напишите, что не согласны, а также подробно опишите всю ситуацию: место и время инцидента, освещение, видимость, последовательность маневров, наличие дорожных знаков и проч.

2. Обязательно сделайте фото, а лучше видео места происшествия. В кадры обязательно должны попасть название улицы, номера домов, конечно же, сама разметка (или её отсутствие), тротуары — в общем всё, что поможет доказать вашу невиновность.

Часто случается, что инспекторы просто отдают документы при виде того, что вы собираетесь снимать видео или фотографировать. Это связано с тем, что, например, если разметки не видно из-за снега, то инспектор должен вызвать дорожную службу для уборки. А если он этого не сделал, да ещё пытается кого-то оштрафовать, то ему грозит минимум выговор.

Приходите к нам учиться! На занятиях мы разбираем множество ситуаций и учим нестандартным ситуациям. Наши учебные классы в Москве
автошкола Профсоюзная
автошкола на Калужской
автошкола в Некрасовке
автошкола в Новокосино
автошкола в Измайлово

Мы с вами до получения водительского удостоверения!

Автор статьи директор и ведущий преподаватель автошколы «Фортуна-Авто» Елена Александровна Исаева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *