Какой должен быть уровень электролита в аккумуляторе
Перейти к содержимому

Какой должен быть уровень электролита в аккумуляторе

  • автор:

Обслуживание АКБ своими руками.

Аккумулятор автомобиля, как и любое другое техническое устройство, нуждается в периодическом обслуживании. Многие сегодня относятся к автомобильному аккумулятору, как к расходному материалу. Его обслуживанием не занимаются, эксплуатируют 2─3 года и покупают новый. Но ведь автомобильная аккумуляторная батарея может служить значительно дольше. При периодическом обслуживании срок эксплуатации составляет 5─6 лет, а в некоторых случаях и дольше. Поэтому, если у вас нет лишних денег, давайте разберёмся, как нужно проводить обслуживание аккумулятора автомобиля, и с какой периодичностью.

ЧТО ВЛИЯЕТ НА СРОК СЛУЖБЫ АККУМУЛЯТОРА АВТОМОБИЛЯ?
Чтобы правильно выполнять обслуживание аккумулятора автомобиля, нужно понять какие факторы влияют на срок его эксплуатации. Тогда будет понятно, на что нужно обращать внимание в первую очередь. Ниже перечислены основные факторы, влияющие на срок службы АКБ:

СТЕПЕНЬ ЗАРЯЖЕННОСТИ
Если автомобильная аккумуляторная батарея часто находится в разряженном состоянии, то это сильно сокращает срок её службы. В идеале аккумулятор должен постоянно находиться в заряженном состоянии. То есть, при запуске двигателя он отдаёт часть заряда, а при дальнейшей зарядке от генератора во время поездки восполняет эти потери. Но современный автомобиль с большим количеством потребителей тока просто не успевает восполнять потери заряда. Этому совершенно не способствует режим езды в городском цикле с частыми пусками двигателя и многочасовыми простоями в пробках. Поэтому возникает необходимость в периодической зарядке от сетевого зарядного устройства. Если батарея постоянно будет в разряженном состоянии, то срок службы аккумулятора автомобиля значительно сократиться.

ТЕМПЕРАТУРА ЭКСПЛУАТАЦИИ
Температура, при которой эксплуатируется аккумуляторная батарея, также является фактором, оказывающим влияние на срок её службы. От температуры во многом зависит пусковая мощность автомобильного аккумулятора.
Как известно, свою заявленную ёмкость полностью заряженный аккумулятор выдаёт при 15─20 градусах Цельсия. При снижении температуры на один градус ёмкость АКБ уменьшается на 1 А-ч.

ЗАМЕРЗШИЙ ЭЛЕКТРОЛИТ В АККУМУЛЯТОРЕ.

Если автомобиль находится на морозе с разряженным аккумулятором, то электролит в батарее может просто замёрзнуть. Часто это заканчивается выходом АКБ из строя. В жаркое время года проблемы могут быть связаны с испарением воды из электролита. Если уровень электролита сильно упадёт и оголятся пластины, то эксплуатация в таком режиме сильно сокращает время жизни АКБ. Поэтому требуется периодическая диагностика аккумулятора автомобиля и его обслуживание.

СОСТОЯНИЕ БОРТОВОЙ СЕТИ АВТОМОБИЛЯ
Это важный момент, поскольку от исправности автомобильной электросети сильно зависит состояние аккумуляторной батареи. Особенно важно иметь исправный генератор и регулятор напряжения. Если эти узлы не работают должным образом, то даже при регулярном обслуживании аккумулятора автомобиля, он будет изнашиваться раньше времени.

Если в бортовой сети на АКБ будет подаваться слишком высокое напряжение, то это будет приводить к его перезарядке и постоянному «кипению». В результате будет большой расход воды и падение уровня электролита. Кроме того, от излишней зарядки будет идти преждевременное разрушение электродов.
Если напряжение в сети будет меньше нормы, то аккумуляторная батарея будет постоянно находиться в разряженном состоянии. О негативных последствиях этого говорилось выше. Так, что неисправная бортовая сеть авто значительно сокращает срок службы аккумуляторной батареи.

ПРОЦЕССЫ КОРРОЗИИ
Коррозийные процессы также сокращают время эксплуатации аккумулятора автомобиля. Производители борются с этим явлением при помощи различных легирующих добавок. Коррозия является естественным процессом в любых аккумуляторах. Автомобилистам здесь можно посоветовать использовать качественный электролит и дистиллированную воду при обслуживании аккумулятора.
Если эти расходные материалы будут низкого качества, то вы рискуете только усугубить коррозийные явления. Здесь можно рекомендовать покупать дистиллированную воду в аптеке, а не в автомагазинах. Там вы рискуете напороться на простую воду из-под крана.

СУЛЬФАТАЦИЯ
Сульфатация – оседание сульфата свинца на пластинах аккумулятора, что приводит к снижению ёмкости АКБ. Процесс сульфатации, как и коррозии является естественным при использовании и хранении АКБ. Но при правильном и регулярном обслуживании аккумулятора автомобиля можно заметно снизить интенсивность сульфатации.

ВИДЫ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО АККУМУЛЯТОРА
Обслуживание автомобильного аккумулятора можно разделить на диагностику и, собственно, и сами сервисные операции с батареей. Можно выполнять обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками или доверить его работникам СТО, а вот диагностику автомобильного аккумулятора нужно проводить самостоятельно. В этом случае вы будете в курсе текущего состояния аккумуляторной батареи.

ДИАГНОСТИКА АВТОМОБИЛЬНОГО АККУМУЛЯТОРА
К диагностике автомобильного аккумулятора можно отнести следующие операции:
1) Проверка напряжения на выводах АКБ при разомкнутой цепи (то есть, батарея не подключена к автомобильной сети);
2) Проверка напряжения в бортовой сети автомобиля при запущенном двигателе;
3) Проверка уровня электролита (на автомобиле или на снятой АКБ);
4) Визуальный контроль (повреждения, загрязнения).
Эти операции нужно выполнять, не дожидаясь, пока возникнут проблемы с аккумулятором автомобиля. Их можно проводить с такими действиями по обслуживанию автомобиля, как проверка уровня масла, доливка жидкости в омывательный бачок, проверка давления в покрышках и тому подобное.

ОПЕРАЦИИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЬНОГО АККУМУЛЯТОРА
— Периодическая и внеплановая (при необходимости) зарядка АКБ сетевым зарядным устройством;
— Проверка и корректировка плотности электролита;
— Тест аккумулятора нагрузочной вилкой;
— Проверка тока утечки;
— Профилактические работы по десульфатации.
Для проведения работ вам потребуются следующие приборы, инструменты, материалы:
1) мультиметр (или вольтметр);
2) нагрузочная вилка;
3) ареометр;
4) зарядное устройство;
5) стеклянная или пластиковая трубочка;
6) груша;
7) электролит;
8) дистиллированная вода.

(Внимание! При работе с электролитом обязательно надевайте перчатки и защитные очки. Электролит – это водный раствор серной кислоты. Вещество едкое и поражает кожный покров и слизистые оболочки. Используйте средства индивидуальной защиты.)

ТЕПЕРЬ РАССМОТРИМ ПОДРОБНЕЕ, КАК ВСЕ ЭТО ВЫПОЛНЯЕТСЯ НА ПРАКТИКЕ.

КАК ВЫПОЛНЯЕТСЯ ОБСЛУЖИВАНИЕ АККУМУЛЯТОРА АВТОМОБИЛЯ СВОИМИ РУКАМИ?

— ПРОВЕРКА НАПРЯЖЕНИЯ АККУМУЛЯТОРА
Здесь все просто и для замера напряжения потребуется только мультиметр или вольтметр. Аккумуляторная батарея можно снять с автомобиля или просто отсоединить клеммы. Мультиметр переводится в режим замера напряжения, щупы накидываются на выводы АКБ (красный на плюс, чёрный на минус). Ничего страшного не случиться, если щупы подключить наоборот. Просто напряжение будет с отрицательным знаком.

ИЗМЕРЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ АККУМУЛЯТОРА МУЛЬТИМЕТРОМ

Значение напряжения на заряженной батарее должно быть в интервале 12,6─12,9 вольта. Если оно упало ниже 12 вольт, то нужно ставить АКБ на зарядку. Эксплуатировать её в таком состоянии категорически не рекомендуется. Это значительно увеличивает сульфатацию и сокращает срок службы. Для кальциевых аккумуляторов сильные разряды совершенно противопоказаны, поскольку после этого они необратимо теряют ёмкость.

— ПРОВЕРКА НАПРЯЖЕНИЯ В БОРТОВОЙ СЕТИ
Здесь измерения также проводятся мультиметром на выводах аккумулятора, но батарея установлена на авто и двигатель запущен. При этом включите обогрев заднего стекла, печку и магнитолу для имитации реальных условий эксплуатации. Значение напряжения должно находиться в интервале 13─14,4 вольта.
Если напряжение будет меньше, то АКБ просто не будет заряжаться, а если больше, то будет большой расход воды. При несоответствии напряжения указанным границам следует обратиться к автоэлектрику для проверки работы генератора, регулятора напряжения и прочих компонентов электросети авто.

— ПРОВЕРКА УРОВНЯ ЭЛЕКТРОЛИТА
Диагностика автомобильного аккумулятора включает в себя проверку уровня электролита, которую вы можете делать, не снимая АКБ с автомобиля. Для этого нужно отвернуть пробки в банках аккумуляторной батареи или снять всю крышку, если она цельная. Для измерения используйте стеклянную трубочку. Если такой не имеется, то можно использовать корпус простой шариковой ручки.

КОРПУС ОТ РУЧКИ ЗАБОР ЭЛЕКТРОЛИТА В БАНКАХ УРОВЕНЬ ЭЛЕКТРОЛИТА

Трубочку опускаете в банку до соприкосновения с пластинами, закрываете пальцем один конец и поднимаете.
(Высота электролита, оставшегося в трубочке должна быть 10─15 миллиметров. И такую проверку провести в каждой банке. Если под рукой нет трубочки, может просто визуально проконтролировать уровень электролита, чтобы он с запасом покрывал пластины.)
При осмотре подсвечивайте себе фонариком.
Внимание! Ни в коем случае не используйте зажигалку для подсветки. При зарядке в аккумуляторе накапливается водород. При попадании в его смесь с кислородом искры будет взрыв аккумулятора автомобиля. Помните об этом и соблюдайте меры безопасности.
В необслуживаемых автомобильных аккумуляторах уровень электролита можно проконтролировать по меткам на корпусе: min и max. Он должен находиться между ними. Хотя в большинстве случаев для этого типа аккумуляторов такая проверка не требуется.

— ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Визуально осматривайте аккумулятор на предмет повреждений. Кроме того, АКБ нужно поддерживать в чистоте. Стирайте с корпуса следы масла, электролита, грязи. Рекомендуется протирать аккумулятор раствором пищевой соды (1 чайная ложка на стакан воды). Сода нейтрализует электролит.

НЕУДОВЛИТВОРИТЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ АККУМУЛЯТОРА

Если аккумулятор будет грязный и в подтёках электролита, то на поверхности всегда будет присутствовать токопроводящая плёнка. Из-за этого будет усиливаться саморазряд батареи. Клеммы советуем покрывать антикоррозионными гелями или спреями. Они имеются в любом автомагазине и стоят недорого. Проще поддерживать АКБ в чистоте и рабочем состоянии, чем потом выполнять ремонт аккумулятора автомобиля.

— ЗАРЯДКА АККУМУЛЯТОРА СЕТЕВЫМ ЗУ
В штатных условиях эксплуатации и постоянных поездках на автомобиле зарядку рекомендуется проводить раз в три месяца. Правильнее её будет назвать подзарядкой. То есть, заряд аккумулятора просто доводится до максимума, а периодическая подзарядка делается на ходу от генератора. Этот вид зарядки можно проводить при постоянном напряжении в автоматическом режиме.

ЗАРЯДКА АКБ МОЖЕТ БЫТЬ ШТАТНАЯ И ВНЕПЛАНОВАЯ

Также бывает необходимость внеплановой зарядки. Например, вы забыли выключить фары и АКБ села в ноль. Может случиться так, что автомобиль долго стоял и аккумулятор не использовался. Тогда зарядку лучше проводить под контролем в режиме постоянного тока. Это позволит вернуть ему ёмкость после глубокого разряда.

— ПРОВЕРКА И КОРРЕКТИРОВКА ПЛОТНОСТИ ЭЛЕКТРОЛИТА В АКБ
Проверять плотность электролита следует после проведения полной зарядки аккумулятора. Для АКБ, эксплуатируемых в средней полосе, значение плотности электролита заряженной батареи должно быть 1,27─1,29 гр./см3. В северных широтах можно увеличить плотность до 1,3 гр./см3. Для контроля плотности вам потребуется ареометр, а для её корректировки – дистиллированная вода или электролит.

АРЕОМЕТР ДЛЯ ЭЛЕКТРОЛИТА ДИСТИЛЛИРОВАННАЯ ВОДА ЭЛЕКТРОЛИТ

Таблица заряженности электролита приведена ниже. В ней можно посмотреть зависимость степени зарядки АКБ, плотности и температуры замерзания электролита.

В случае испарения воды и повышения плотности нужно просто долить дистиллированной воды до уровня. Если плотность ниже положенной, то задача сложнее. В этом случае нужно отбирать электролит низкой плотности и заливать вместо него новый плотностью 1,28 гр./см3.

— ТЕСТ АККУМУЛЯТОРА НАГРУЗОЧНОЙ ВИЛКОЙ
Нагрузочная вилка позволяет достоверно оценить состояние аккумулятора. Этот прибор имитирует нагрузку на аккумулятор, создаваемую при запуске двигателя автомобиля. Поэтому такую проверку полезно проводить при обслуживании аккумулятора своими руками.

ПРОВЕРКА АВТОМОБИЛЬНОГО АККУМУЛЯТОРА НАГРУЗОЧНОЙ ВИЛКОЙ

— ПРОВЕРКА ТОКА УТЕЧКИ
Если ток утечки на АКБ в автомобильной сети превышает норму, то это может создавать серьёзные проблемы для владельца авто. Даже если аккумуляторная батарея полностью исправна, ток утечки будет постоянно сажать её и препятствовать нормальному восстановлению заряда.

ПРОВЕРКА ТОКА УТЕЧКИ АВТОМОБИЛЬНОГО АККУМУЛЯТОРА

Для измерения тока утечки вам опять потребуется мультиметр. На этот раз он должен быть включён в режим измерения тока. (Подробно процесс будет описан позже…)

— ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ДЕСУЛЬФАТАЦИИ
Здесь стоит отметить, что в случае запущенной сульфатации, добиться ощутимых результатов практически нельзя. Различные методы десульфатации работают только в случае начальной стадии сульфатации пластин. Поэтому важно проводить эти мероприятия периодически, не запуская сульфатацию.
В статье «Десульфатация аккумулятора» приводится ряд методов по растворению сульфата свинца. Среди них можно выделить проведение контрольно-тренировочного цикла (КТЦ), при котором проводится несколько циклов заряд-разряд. Эту операцию без проблем можно сделать своими руками, заряжая АКБ и разряжая какой-нибудь нагрузкой (например, лампочкой 12В) до напряжения 10,8 вольта.

Стоит отметить, что КТЦ не рекомендуется проводить на кальциевых аккумуляторах. Они устойчивы к перезаряду, но не переносят глубокий разряд.
Теперь вы знаете всю необходимую информацию по обслуживанию автомобильного аккумулятора. Если остались вопросы, а также исправления и дополнения, пишите их в комментариях ниже. Буду рад ответить на них.

Методы проверки уровня электролита в аккумуляторных батареях разного типа

Перед тем как определить уровень электролита в аккумуляторе нужно разобраться с тем, для чего он нужен. Подобная среда создается при сочетании серной кислоты и дистиллированной воды. К ее особенностям можно отнести следующие моменты:

  1. Наличие посторонних примесей в электролите не допускается. Это связано с тем, что их появление приводит к изменению плотности.
  2. Кроме плотности, уделяется внимание и количеству жидкости в колодцах. Слишком низкий уровень становится причиной высыхания внутренних пластинок, за счет чего мощность аккумулятора автомобиля существенно снижается.

Слишком большое количество кислоты приводит к разъеданию верхней части конструкции, снижая герметичность корпуса. Рассматриваемый показатель автомобильного аккумулятора проверяется периодически, что позволяет избежать распространенных проблем с АКБ.

Сколько электролита должно быть в АКБ

Не только уровень электролита в автомобильном аккумуляторе играет значение, но и его плотность. Изменение плотности осуществляется за счёт посторонних примесей, которые различным образом могут попадать внутрь батареи. Сейчас нас больше интересует количество электролита в аккумуляторе. Этот показатель напрямую зависит от ёмкости батареи. В зависимости от производителя количество электролита может отличаться. Эти разбежки несущественные, но всё же они присутствуют и их нужно учитывать. Мы рассмотрим вместимость аккумуляторов на 55, 60, 62, 65, 75, 90 и 190 Ампер в час. В качестве средних показателей можем привести следующие данные:

  • на ёмкость 55 А/ч приходится 2,5 литра, разбежка может составлять 100 граммов в большую или меньшую сторону;
  • для аккумулятора ёмкостью 60 А/ч необходимо от 2,7 до 3 литров электролита;
  • 62 А/ч требует электролита в пределах 3 л.;
  • на 65 А/ч требуется примерно 3,5 литра;
  • аккумулятор на 75 А/ч вмещает в себя от 3,7 до 4 л.;
  • на АКБ 90 А/ч приходится от 4,4 до 4,8 л. электролита;
  • батареи с ёмкостью 190 А/ч вмещают в себя около 10 литров.

Теперь самое время научиться определять уровень электролита в аккумуляторе. Эта процедура должна проводиться периодически, чтобы состояние батареи не запускалось, а её эксплуатационные характеристики не снижались.

Уровень электролита в аккумуляторе

Причины падения уровня жидкости

Уровень электролита в АКБ должен быть постоянным. Количество жидкости со временем уменьшается естественным образом, после нескольких лет эксплуатации источника питания придется его заменить. Есть несколько причин быстрого уменьшения количества электролита:

  1. Слишком высокое напряжение генератора. На момент пуска двигателя требуется ток высокого напряжения. После начала движения транспортного средства проводится подзарядка от генератора, который преобразует механическую энергию в электрическую. Существует довольно большое количество видов генераторов, в большинстве случаев устанавливается вариант исполнения, способный выдавать ток напряжением не более 14,4 В. Стоит учитывать, что при слишком низком показателе аккумулятор будет заряжаться слишком долго.
  2. Нарушение герметичности корпуса батареи может привести к вытеканию жидкости. Как правило, корпус повреждается при сильном механическом воздействии: удар приводит к появлению трещин и вмятин.
  3. Короткое замыкание практически сразу выводит АКБ из строя. Как правило, оно возникает при скрещивании двух клемм. Произвольное короткое замыкание возникает крайне редко, в большинстве случаев по причине брака конструкции.
  4. Часто автолюбители проводят увеличение количества раствора путем добавления воды. Слишком высокий уровень кислоты приводит к ее выдавливанию.

Естественное снижение количества электролита происходит по причине выкипания воды. При этом кислота остается на месте из-за большей плотности.

Способы проверки уровня в обслуживаемом источнике питания

Обслуживаемая батарея сконструирована так, чтобы все работы владелец смог выполнить самостоятельно. Определить уровень жидкости в банках АКБ такого типа можно с большей точностью и, при необходимости, долить дистиллированную воду. Существует два способа, которые позволяют контролировать количество электролитической смеси в отсеках. Рассмотрим каждый из них.

С помощью мерной трубки

Вы можете проверить, сколько электролита осталось в аккумуляторе с помощью нехитрого приспособления, представляющего собой прозрачную трубку, диаметр которой меньше диаметра пробки. В исключительных случаях можно использовать часть прозрачной шариковой ручки, предварительно открутив от нее колпачки. Замер выполняется в следующей последовательности:

  1. уберите грязь и пыль вкруг пробок;
  2. поставьте батарею на ровную поверхность;
  3. осторожно опустите трубку в отсек, не наклоняя ее;
  4. зажмите верхнее отверстие пальцем;
  5. выньте трубку, не убирая пальца, замерьте количество жидкости в ней.

В норме раствор должен покрывать электроды на 1 — 1,5 см. Если у вас в трубке столько жидкости – беспокоиться не о чем. Если больше – значит, в прошлый раз вы залили больше чем нужно, откачайте излишки.

визуальный способ контроля

Отчетливо видно, сколько электролита в банках.

Визуальное определение

Этот метод можно использовать, если конструкцией корпуса предусмотрены специальные выемки внизу горловины. Верхний слой жидкости, касаясь выемок, изгибается, образуется так называемый «мениск» или «глаз». По его расположению можно понять, какой уровень электролита в данный момент. «Глаз» отчетливо видно – уровень в норме, если не видно – количество раствора снизилось.

При этом рекомендуем воспользоваться портативным фонариком, чтобы отчетливо увидеть мениск. Некоторые производители делают высокую горловину, поэтому без дополнительного источника света вы ничего не увидите.

Часто автолюбители спрашивают, какой должен быть уровень кислоты в аккумуляторе. Формулировка этого вопроса не правильная. В банки заливается электролит, состоящий из дистиллированной воды и кислоты. Поэтому вышеописанные методы позволяют установить, сколько всего осталось электролитической смеси, а не ее составляющих.

Тестирование устройства

Точной информации о том, какой должен быть уровень электролита в аккумуляторе нет, так как все варианты исполнения обладают определенной емкостью. Проверку количества жидкости следует проводить исключительно в пожаробезопасном помещении с хорошей вентиляцией. Это связано с тем, что кислота может выделять вредный газ и быстро возгораться. Порядок действия следующий:

  1. Практически все корпуса АКБ имеют пробки, которые следует выкрутить. Не рекомендуется использовать отвертку, так как ей можно повредить поверхность. При изготовлении пробок применяется полимер. Он характеризуется высокой устойчивостью к воздействию различных кислот.
  2. Контроль уровня жидкости можно проверить при помощи стеклянной трубки. Она опускается в батарею через пробку.
  3. На момент замера верхнюю часть трубки прикрывают пальцем. После этого она достается и проводится замер уровня жидкости.

Рекомендуем: Особенности выбора аккумулятора для Фольксваген Поло седан
Современные модели имеют на корпусе обозначения Min и Max. Они могут использоваться для определения уровня электролита. Нормальный показатель при использовании стеклянного стержня составляет 12−15 мм. Если при замере показатель менее 12 мм, то использовать аккумулятор категорически запрещается, так как нагрузка приведет к испарению жидкости и разрушению пластин.

Эксплуатация обслуживаемой батареи

Большинство современных автомобилей оснащено аккумуляторами с необслуживаемой конструкцией. Такой вариант предпочтительнее в эксплуатации для пользователей, ведь в нем нужно только поддерживать уровень заряда. Но отрицательной стороной является малый срок эксплуатации и отсутствие ремонтопригодности.

В обслуживаемых АКБ владелец влияет на многие процессы, при этом возможность диагностики и устранения выявленных проблем выше, чем у необслуживаемой конструкции. Делать это можно даже в гаражных условиях.

Визуальное отличие между двумя типами батарей заключается в том, что обслуживаемая конструкция оснащена пробками для доступа внутрь банок с пластинами. Поэтому перед тем, как проверить уровень электролита в аккумуляторе, владелец выкручивает поочередно крышки с каждой из емкостей.

Вывинчивать резьбу надо осторожно, чтобы не повредить пробку. Удобно делать это монеткой, а не отверткой. Требуемый уровень рабочей жидкости может быть обозначен производителем на корпусе батареи. Его сравнивают с действительным параметром, и на этом основании проводят дальнейшие действия.

Признаки неисправности

Специалисты рекомендуют проводить периодическую проверку уровня электролита, особенно при эксплуатации транспортного средства в условиях постоянной жары и засухи. Эта рекомендация связана с тем, что высокая температура окружающей среды приводит к испарению жидкости. Признаками того, что нужно проверить состояние АКБ, можно назвать:

  1. Из отверстий сильно парит. Подобный признак проявляется после длительного движения, так как конструкция сильно нагревается.
  2. На корпусе АКБ появляются капли жидкости. Дефекты корпуса могут привести к вытеканию или выдавливанию кислоты.
  3. При эксплуатации сам аккумулятор сильно нагревается. Слишком сильный нагрев приводит к испарению жидкости и структурному разрушению пластин.

В некоторых случаях на появление проблемы указывает сложный старт двигателя. Если в летний период автомобиль не заводится, то нужно проверить состояние батареи.

Использование АКБ в неисправном состоянии

Если не учитывать, сколько электролита должно быть в аккумуляторе, и эксплуатировать его с низким уровнем жидкости, то АКБ быстро выходит из строя. При контроле требуемого уровня жидкости источник питания работает более трех лет.

Если эксплуатировать батарею при уровне жидкости менее 12 мм, то могут происходить следующие изменения:

  1. Начинают страдать пластины. Отсутствие требуемого количества электролита, пластины начинают разрушаться и осыпаться.
  2. Слишком большая концентрация примеси может привести к образованию мостика между несколькими пластинами. Эти мостики становятся причиной постоянных коротких замыканий.
  3. Короткое замыкание разрушает внутреннюю конструкцию аккумулятора, повышает температуру жидкости и приводит к ее испарению.

Рекомендуем: Особенности и цена автомобильного аккумулятора Atlas BX

Часто встречается проблема с высоким содержанием электролита. Подобная смесь представлена сочетанием кислоты и воды. Кислота при высокой концентрации начинает разъедать пластины, что также становится причиной их разрушения. При кипении жидкость начинает попадать в отверстия, предназначенные для отвода газов, после чего затвердевает и снижает их пропускную способность.

Как проверить уровень электролита

Сделать это будет несложно. Даже неопытный водитель справится с этой задачей. Этот процесс отличается в зависимости от типа аккумулятора, который установлен в вашем авто. Возможны следующие варианты для проверки уровня электролита в аккумуляторе:

  1. В батареях со шкалой, на которую нанесены о и «максимум», проще всего определить уровень жидкости. В этом случае доливка осуществляется до среднего уровня между этими двумя отметками.
  2. При отсутствии шкалы стоит поискать в отверстиях специальные «язычки». Заливка электролита осуществляется до тех пор, пока уровень жидкости не покроет их на 5 мм.
  3. При отсутствии шкалы и «язычков» необходимо в батарею опустить стеклянную трубку с диаметром не более 5 мм. Она упрётся в щиток и дальше опускаться не будет. Верхнее отверстие закрывается пальцем, и трубка вынимается. Внутри неё будет находиться жидкость с аккумулятора. В норме она должна достигать 10-15 мм. Это будет оптимальный уровень.

Высокий уровень электролита

Не стоит думать, что чем больше электролита будет находиться внутри батареи, тем лучше. Это одна из распространённых ошибок многих автомобилистов. Во время работы автомобиля электролит может расширяться, что приведёт к увеличению его объёма. В этом случае жидкость выльется за пределы батареи, а содержащаяся кислота может повредить корпус. Изменить такую ситуацию легко. Потребуется всего лишь при помощи шприца убрать лишнее количество жидкости и довести его до нормального уровня. По-другому обстоит дело с низким уровнем жидкости.

Высокий уровень электролита

Низкий уровень электролита

Не менее опасным является недостаточный уровень жидкости внутри АКБ, потому каждый водитель должен знать, как долить электролит в аккумулятор и уметь применять эти знания на практике. Такая ситуация может возникать из-за выкипания жидкости или испарения воды. Потому крайне важно постоянно проверять электролит и знать, как залить электролит в аккумулятор автомобиля. Эксплуатация батареи в таком состоянии грозит наступлением следующих негативных последствий:

  • при высокой концентрации серной кислоты, которая возникает в результате испарения воды, сульфатацияпластин будет происходить гораздо быстрее;
  • оголённые пластины во время зарядки батареи будут сильно нагреваться, что может привести к их разрушению и осыпанию;
  • при недостаточном количестве электролита ёмкость аккумулятора также будет низкой.

Любая из этих ситуаций является неприятной, спасти может своевременная доливка электролита в аккумулятор или дистиллированной воды.

Увеличение или уменьшение количества жидкости

Если при проверке оказалось, что уровень электролита слишком высокий или низкий, то следует снять аккумулятор и решить проблему. При слишком высоком уровне снизить его можно следующим образом:

  1. Для начала АКБ снимается и пробки откручиваются.
  2. Берется резиновая груша. Стоит учитывать, что электролит является агрессивным химически веществом, некоторые материалы разъедаются при контакте.
  3. Выкачивание проводится с соблюдением мер предосторожности. Вещество не должно попасть на открытые участки кожи.

Куда больше проблем возникает при уменьшении количества жидкости, так как повысить его достаточно сложно. К основным рекомендациям можно отнести следующие моменты:

  1. Нельзя заливать готовый раствор, так как изменится показатель плотности. Проверить плотность сложно, а ее изменение негативно отражается на эксплуатационных характеристиках.
  2. На момент эксплуатации испаряется исключительно жидкость, кислота остается в виде осадка, поэтому рекомендуется добавлять воду комнатной температуры.
  3. Не рекомендуется использовать воду из крана, так как примеси в составе становятся причиной быстрой разрядки батареи.

Заливать воду можно только в том случае, если уровень жидкости снизился из-за вытекания или разбрызгивания. Стоит учитывать, что при повреждении или разрушении пластин даже восстановление уровня раствора не восстановит батарею. Поэтому при длительной эксплуатации источника питания приходится проводить его замену.

Определение плотности

Если с определением уровня жидкости не возникает проблем, то вот с плотностью все намного сложнее. Это связано с тем, что она может быть неоднородной и меняться в зависимости от степени износа АКБ. Плотность проводится следующим образом:

  1. Для начала восстанавливается рекомендуемое количество жидкости.
  2. После этого проводится полная зарядка. Для этого применяется специальное устройство, которое рекомендуется производителем батареи. При первой зарядке нужно периодически проверять аккумулятор, так как при кипении уровень раствора может резко подниматься.
  3. Измерение плотности проводится при применении ареометра. Этот прибор специально придумали для определения рассматриваемого показателя.
  4. После завершения зарядки АКБ ставится на ровную поверхность и все пробки откручиваются.
  5. Применяемый измерительный прибор имеет резиновую грушу, с которой нужно удалить воздух перед применением. Она помещается в первую банку и нужно подождать, пока она полностью заполнится жидкостью.
  6. Внутри прибора есть небольшой поплавок, а на поверхности колбы изображается цветная шкала. Если поплавок останавливается в зеленой зоне, то плотность концентрата находится на требуемом уровне.
  7. При слишком низкой плотности проводится добавление концентрированного раствора. Его можно приобрести или изготовить самостоятельно. Если плотность высокая, то добавляется дистиллированная вода.

Рекомендуем: История бренда Exide и модельный ряд аккумуляторных батарей Эксайд

Рекомендуется проводить повторные замеры через 3−4 часа, когда плотность жидкости становится равномерной. Нельзя трясти аккумулятор для того, чтобы ускорить процесс. При достижении требуемой плотности проверяется уровень раствора, после чего он регулируется и ареометр проверяется повторно.

Определение уровня и плотности электролита

Контроль рекомендуется проводить при полном заряде батареи. АКБ необходимо достать из автомобиля и поместить на ровную поверхность. Методика проведения контроля зависит от типа аккумулятора. Как проверить уровень электролита в АКБ обслуживаемого типа:

  1. Протереть корпус оборудования сухой ветошью.
  2. С помощью плоской отвертки открутить верхние пробки банок.
  3. Визуально оценить уровень – заглянуть в емкость, жидкость должна закрывать расположенные в АКБ пластины. Если на корпусе имеются отметки Min и Max, необходимо ориентироваться на них.
  4. Поместить в отверстие мерный инструмент до упора, трубку закрыть пальцами.
  5. Оценить высоту раствора в трубке – в норме – 10-12 мм. Процедуру повторить со всеми банками.
  6. Для определения плотности используется ареометр. Прибор опускают в аккумуляторную банку и с помощью груши набирают раствор. Нужно провести контроль во всех банках и вывести среднее значение показателя. В норме параметр составляет 1,29-1,3 г/см³.

Если аккумулятор необслуживаемый, проверка осуществляется с помощью специального индикатора, расположенного на корпусе прибора. Уровень электролита в аккумуляторе в норме, если цвет индикатора зеленый. Если цвет изменился, действия необходимо производить в соответствии с инструкцией производителя: зарядить батарею или добавить дистиллированную воду. Если на аккумуляторе имеются наклейки GEL или AGM, герметичный бак не рекомендуется вскрывать.

Примерный объем электротехнической жидкости в зависимости от емкости аккумулятора:

Емкость, Ач Объем, л
55 2,5
60 3
62 3,5
65 4
75 4,4
90 4,8
190 10

Приготовление раствора

Требуемый раствор можно приобрести в специализированном магазине или изготовить его своими руками. Для создания электролита потребуется:

  1. Один литр дистиллированной воды. Важно использовать фильтрованную жидкость, так как даже незначительная концентрация сторонних примесей приводит к изменению плотности.
  2. Серная кислота в количестве 0,36 литра. Приобрести ее можно только в специализированном магазине.

Все компоненты выливаются в пластиковую емкость, после чего перемешиваются. После этого полученный раствор закрывается крышкой и оставляется на сутки. Только после этого его можно заливать в аккумулятор для повышения показателя плотности.

Рекомендации по эксплуатации

Соблюдение некоторых рекомендаций позволяет существенно продлить срок службы АКБ. Качественное изделие может прослужить в течение нескольких лет. Основные рекомендации по эксплуатации следующие:

  1. Нельзя допускать, чтобы на корпус оказывалось механическое воздействие, которое снизит его герметизацию. Поэтому АКБ нужно надежно крепить на специальном посадочном месте под капотом, хранить в помещении.
  2. Если аккумулятор будет полностью разряжен два раза, то его эксплуатационные качества уже не восстановить.
  3. Нельзя допускать утечку тока.
  4. Генератор не должен выдавать больше 14,4 В.
  5. Уровень электролита в автомобильном аккумуляторе проверяется один раз в год.

Аккумуляторы известных производителей, как правило, служат намного дольше, но при этом обходятся дороже. Если автомобиль долго не эксплуатируется, то рекомендуется отсоединить обе клеммы. Хранить ее рекомендуется при комнатной температуре, солнечные лучи не должны попадать на поверхность, так как это может привести к нагреву корпуса.

Как часто нужно проверять уровень электролита в аккумуляторе?

Аккумулятор в системе автомобиля выполняет примерно ту же функцию, что и сердце. Именно он запускает мотор, а за ним – генератор, без которых невозможно никакое движение в принципе. Поэтому аккумулятор должен быть всегда исправен и заряжен, за этим следует следить. Одним из самых важных факторов правильной работы аккумулятора является уровень электролита. Во время работы аккумулятора, когда он отдаёт накопленный заряд, электролит теряет густоту, а часть его содержимого испаряется, что особенно заметно в тёплый сезон. Постепенно он может полностью выкипеть, что приведёт к полной деструкции всей аккумуляторной системы. Допускать этого нельзя, поэтому уровень электролита нужно проверять регулярно. Характерным признаком отсутствия должного уровня является ситуация, когда машина не заводится. Причиной может быть разрядка аккумулятора, и проверить это можно по двум критериям – померить выходное напряжение и проверить плотность электролита. Чем меньше плотность – тем меньше заряд, и его, в конце концов может стать недостаточно для запуска двигателя.

Проверка уровня электролита

Простейшая форма проверки – ареометром. Это прибор, который и предназначен для определения плотности электролита. Он похож на пипетку со специальным наконечником и специфическим поплавком внутри. Проводить проверку с помощью ареометра имеет смысл исключительно, если аккумулятор последний раз заряжался не ранее, чем шесть часов назад. Наиболее точные измерения получаются, когда температура воздуха вовне машины достигает +20 градусов Цельсия. Если условия отличаются, проводить промер нужно в доме или в гараже, где они ближе к этой отметке. Это и делает данную проверку неудобной при поездках. Проводить такую проверку необходимо по крайней мере раз в месяц, если автомобиль работает нормально и эксплуатируется не ежедневно. При ежедневной эксплуатации необходимо проверять уровень хотя бы раз в неделю, а в зимнее время – лучше 2–3 раза в неделю. Когда проверку нужно проводить чаще, её делают мультиметром или тестером – после того, как автомобиль уже несколько часов не двигался. Поэтому самые достоверные показания будут после ночи. Показатели напряжённости аккумулятора с полным зарядом равны 12.66 В. 11.8 В – это состояние полной разрядки. Если напряжение падает меньше 11 В, необходимо менять аккумулятор, а старый утилизировать как непригодный. Тщательное соблюдение режима проверки позволяет вовремя заряжать батарею зарядным устройством до полного заряда, а значит, значительно повышать ресурс её эксплуатации.

Норма уровня электролита в аккумуляторе автомобиля

Норма уровня электролита в аккумуляторе автомобиля

Электролит – это жидкость, которая является одной из важных составляющих в аккумуляторной батарее. Его уровень отвечает за правильную работу АКБ. Состоит электролит из кислоты и дистиллята.

Существует два вида – щелочной, кислотный. Щелочной применяют для щелочных АКБ, кислотный, соответственно, для кислотных. Также, в некоторых случаях используют корректирующий электролит для восстановления жидкости и обслуживания АКБ.

Для чего нужен электролит в аккумуляторе?

Работа АКБ основана на химических процессах, которые происходят в банках батареи, наполненных технической жидкостью. Каждая такая банка оснащена свинцовыми пластинами – с положительными и отрицательными зарядами.

При работе АКБ пластины и кислота помогают накапливать и сохранять заряд.

Как работает аккумулятор?

Оптимальная рабочая температура свинцово-кислотного аккумулятора составляет 25 C, а дальнейшее повышение этой температуры даже на 8-10 C может способствовать значительному сокращению жизнедеятельности батареи.

Срок правильного использования аккумулятора при 25 C должен составлять 6–9 лет. Температура аккумулятора может зависеть не только от технических условий, в какой окружающей среде находится автомобиль, но и от электрической нагрузки аккумулятора. При нормальной работе автомобиля температура пластин и смеси соляной кислоты с дистиллятом не должна сильно отличаться от окружающей температуры больше, чем на несколько градусов Цельсия.

Поэтому рекомендуется — аккумуляторы, эксплуатируемые при повышенных температурах, должны быть заполнены жидкостью с более низкой плотностью, чем электролит с плотностью 1,28-1,29г/см3, который используется преимущественно для АКБ в холодных регионах, что ограничивает явление саморазряда аккумулятора.

Уровень электролита

Норма уровня электролита в аккумуляторе автомобиля

Правильное значение кислоты в батарее должно быть примерно на 15-20 мм выше верха пластин в элементах.

Правильный уровень электролита для автомобиля можно увидеть в таблице ниже:

Каким должен быть уровень электролита в АКБ и как его проверить?

Без электролита аккумулятор не работает должным образом. Даже будучи сухим (или слегка увлажнённым), он должен присутствовать, так как одними пластинами электрохимическая система АКБ не заканчивается. Обязательно должна быть вторая (полярная) среда.

Норма

Уровень электролита в АКБ держится в штатном режиме всегда на определённом уровне. В крайнем случае он должен иметь допуск значений: не превышать максимальную и не быть ниже минимальной отметки. В первом случае он ближе к окончанию заряда станет подтекать, так как при напряжении 6-баночной АКБ в 14,4 В он начинает закипать. Циклическая тренировка АКБ нередко ограничивается максимальным напряжением, несколько более высоким (15 вольт), при нём батарея начинает интенсивно закипать. Это верхняя точка кипения раствора серной кислоты, из которой и состоит электролитическая среда.

Во втором же случае при снижении суммарного напряжения последовательно соединённых банок АКБ происходит в целом обратное явление – кристаллизация: серная кислота вступает в реакцию со свинцом и образует сульфат свинца. Если снизить минимальное напряжение до 10,8 В, то начнёт выделяться водород, значительная часть которого безвозвратно улетучивается сквозь щели в крышках банок обслуживаемых и клапаны сброса давления необслуживаемых батарей.

Соответственно, и в этом случае уровень электролита существенно снижается. Восполнить его можно, долив воды или кислоты (в зависимости от ситуации).

При электролизе, сопровождающем процесс подзаряда до достижения напряжения, считающегося своеобразной электрохимической точкой кипения, разлагаться (с эффектом электролитической диссоциации) может не только вода из раствора, но и серная кислота. Ионы водорода превращаются в молекулярный водород, готовый к испарению. Так называемый кислотный остаток, супероксид серы, благодаря своей активности присоединяется к свинцу и образует с ним сульфат, выступающий кристаллами на поверхности пластин.

Все вышеперечисленные факторы оказывают заметное влияние на уровень электролита в аккумуляторе автомобиля, который в норме должен оказаться хотя бы на 5 мм или 1 см выше верхней кромки каждой из пластин, закрыв их полностью. Только это обеспечит средний минимум по напряжению в 12 В, от которого работает автоэлектроника.

Как определить?

Проверка необслуживаемых герметичных аккумуляторов смысла не имеет: в них электролит представляет собой не сиропообразный состав, как это бывает в случае с простым раствором серной кислоты, а сконцентрирован с помощью нейтрального по отношению к этой же кислоте загустителя. Он по консистенции напоминает мармелад или густой холодец, который, хотя и испытывает вибрацию от ударов и внешних источников первичного вибрирующего воздействия, все же не сдвигается с места, благодаря чему АКБ можно ставить на торец, бок или кверху дном.

То же самое относится к губчато-пористому впитывателю, перетекание серной кислоты в котором не столь значительно, чтобы оказать ощутимое воздействие на площадь контакта кислоты с пластинами. Из этого следует, что проверять уровень электролита в герметичных аккумуляторах фактически незачем.

В частично обслуживаемых батареях уровень электролита либо просматривается с помощью окошка или окантовки, сделанной из прозрачного пластика, либо замеряется при помощи трубки самостоятельно. Подойдёт стеклянная трубка любой толщины, один (верхний) конец которой после погружения противоположного затыкается пальцем.

Нижний конец должен касаться одной из поверхностей электрода, обращённой кверху: она соответствует уровню верхней кромки пластин, находящихся на одной и той же высоте.

Для предотвращения замыкания между банками их внутренние пространства сделаны раздельными: электролит двух соседних банок не должен смешиваться. Уровень электролита при опускании трубки в банку не должен быть выше 1-2 см в зависимости от расположения (относительной высоты подвеса) пластин во внутреннем пространстве АКБ. Иначе говоря, пластины не должны выступать из раствора серной кислоты, в которую они погружены.

Причины изменения объёма жидкости

Количество электролита в АКБ должно быть постоянным. В 55-амперных батареях оно соответствует 2,5 л, а в 190-амперных составляет почти 10 л. Проверить точно литраж остатка электролита оказалось бы возможно при полном сливании электролитической жидкой среды из каждой банки, но используется такой метод лишь в батареях, которые потеряли значительную часть жидкости из-за малоактивного использования. Точный литраж измерять нет необходимости, достаточно лишь поддерживать уровень в допустимых пределах.

Для облегчения обслуживания АКБ производители делают верх батареи из прозрачного ABS-пластика, на который наносят деления (минимального и максимального уровней). От них отклоняться запрещено. Сделано это с целью избавить автовладельца от долгого контакта с серной кислотой, пары которой при вдыхании постепенно сжигают лёгкие.

Лёгочная недостаточность и общее истощение организма, наблюдающиеся у аккумуляторщиков, которые работают с обслуживаемыми свинцово-кислотными батареями, являются наглядными доказательствами вреда, наносимого сернокислотными испарениями.

Причинами изменения уровня электролита, как ранее отмечалось, являются активное использование АКБ при напряжениях, граничащих с недопустимыми (критично низкий уровень заряда при стартерной нагрузке), кипение при околопредельном максимально допустимом напряжении в процессе заряда, испарение паров раствора кислоты при повышенной температуре в подкапотном пространстве автомобиля.

Что делать, если уровень низкий?

Обслуживание АКБ своими руками – это не только своевременная электрохимическая тренировка аккумулятора путём восстанавливающих замедленных циклов разряда и заряда, но и самостоятельное доливание воды или кислоты в каждую из банок, где уровень электролита понизился. Если вам попался полностью прозрачный аккумулятор, где содержимое банок просматривается идеально, то обслуживание упрощается за счёт того, что можно вовремя заметить, к примеру, замыкание пластин, последствием которого стало падение напряжения в АКБ на 2 В и более.

Доливать водопроводную, кипячёную или профильтрованную обычными фильтрами воду в банки нельзя. Примеси, содержащиеся в загрязнённой воде, «отравляют» серную кислоту, то есть теряются её электролитические свойства. К примеру, кальциевые и магниевые соли образуют другие кислоты и солевые включения, наличие которых в составе серной кислоты недопустимо. Ёмкость батареи и токовая нагрузка при отдаче запасённого электричества существенно падают, и батарея не может раскрутить стартер до достаточных оборотов, необходимых для заведения автомобиля.

Вливать раствор кислоты в каждую из банок необходимо, не забыв перед этим надеть защитные средства: перчатки и очки. Если вам предстоит обслужить значительное количество аккумуляторов, и каждому, возможно, потребуется долив электролита, то рекомендуется также воспользоваться защитным комбинезоном, выполненным из стойкой к выжиганию минеральными кислотами материи. В помещениях, где испарение паров кислоты значительно (оно может ощущаться по запаху), нелишне воспользоваться и противогазом.

Низкий уровень электролита, из которого улетучилась большая часть имеющейся воды, ведёт к превышению плотности электролитического раствора. Норма по плотности – 1,275 г/см3, но не выше 1,28. Более высокая концентрация серной кислоты приведёт к преждевременному сульфатированию пластин, отчего те начнут рассыпаться. Реже возникают случаи, когда плотность превысила 1,29 г/см3, но уровень электролита оказался слишком высоким. В этом случае часть раствора кислоты можно откачать, используя медицинскую грушу, к которой присоединена стеклянная трубка.

После восстановления штатного состава и уровня электролита необходимо измерить напряжение (ЭДС) аккумулятора, затем поставить батарею на подзаряд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *