Действия водителя при вынужденной остановке в местах где остановка запрещена
Перейти к содержимому

Действия водителя при вынужденной остановке в местах где остановка запрещена

  • автор:

Действия водителя при вынужденной остановке в местах где остановка запрещена

В этой статье речь пойдет про термин «вынужденная остановка» из правил дорожного движения. Не смотря на то, что данное понятие находится в самом начале Правил, многие водители не могут отличить такую остановку от прочих вариантов прекращения движения.

alt

Ниже Вы узнаете, чем отличается вынужденная остановка от обычной, как действовать в случае возникновения неисправности транспортного средства и какие штрафы предусмотрены при неправильном выполнении маневра.

Что такое вынужденная остановка?

Рассмотрим пункт 1.2 правил дорожного движения:

«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

Итак, вынужденной остановкой являются следующие варианты прекращения движения:

— из-за технической неисправности;

— из-за опасности, создаваемой перевозимым грузом;

— из-за опасности, создаваемой состоянием водителя;

— из-за опасности, создаваемой состоянием пассажира;

— из-за опасности, создаваемой появление препятствия на дороге.

Рассмотрим примеры, соответствующие каждому из перечисленных пунктов:

1. У автомобиля прокололось колесо или из-под капота начал валить дым.

2. Груз сместился в кузове и может вывалиться на дорогу через борт.

Другой вариант. В салоне легкового автомобиля перевозилась картошка и она рассыпалась. Если картошка попадет под ноги водителю, он не сможет управлять машиной. Т.е. имеет место опасность.

3. У водителя неожиданно закружилась голова и он не может продолжать движение.

4. Пассажир такси ведет себя неадекватно и угрожает водителю, пытается вмешаться в управление автомобилем.

5. На дорогу во время сильного ветра упала ветка дерева и водитель не может ее объехать.

Обратите внимание, к вынужденной остановке не относятся ситуации, в которых водителю очень сильно нужно остановиться именно в этом месте.

Если водитель решил высадить пассажира поближе ко входу в офисное здание, то это будет обычная остановка.

Другой пример. Начальник требует, чтобы водитель остановился на пешеходном переходе. Хотя с точки зрения русского языка начальник и вынуждает водителя остановиться, остановка все равно не является вынужденной.

Еще одно замечание. Если водитель прекратил движение для того, чтобы выполнить требования правил дорожного движения, то маневр не является вынужденной остановкой. Например, речь идет о прекращении движения перед пешеходным переходом, если по нему идет пешеход:

Действия водителя при вынужденной остановке

7.1. Аварийная сигнализация должна быть включена:

— при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;

7.2. При остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:

— при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.

12.6. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест.

Итак, при вынужденной остановке транспортного средства водитель должен:

Включить аварийную сигнализацию.

Выставить знак аварийной остановки (красно-оранжевый треугольник).

Принять меры для отвода транспортного средства, т.е. нужно оттолкать или отбуксировать машину туда, где остановка разрешена.

При этом все перечисленное нужно сделать лишь в том случае, если остановка в данном месте запрещена. Если остановка разрешена, то водителю ничего дополнительного предпринимать не следует. Нужно просто заняться устранением причины, вызвавшей прекращение движения.

На железнодорожном переезде

15.5. При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда. Одновременно водитель должен:

— при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;

— оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги;

— при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.

Примечание. Сигналом остановки служит круговое движение руки (днем с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью — с факелом или фонарем). Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.

В случае остановки на железнодорожном переезде в первую очередь нужно обеспечить безопасность людей, т.е. высадить всех из транспортного средства. После этого нужно попытаться оттолкать автомобиль или остановить поезд.

Обратите внимание, остановка не переезде в любом случае крайне опасна, поэтому ее следует избегать. Для этого пересекать железнодорожные пути лучше на такой скорости, чтобы даже в случае неожиданной поломки автомобиля он накатом выехал с переезда.

16.2. При вынужденной остановке на проезжей части водитель должен обозначить транспортное средство в соответствии с требованиями раздела 7 Правил и принять меры для того, чтобы вывести его на предназначенную для этого полосу (правее линии, обозначающей край проезжей части).

Обратите внимание, в отличие от остальных дорог, при вынужденной остановке на автомагистрали автомобиль нужно вывести за пределы проезжей части (на обочину). Напомню, что на обочинах автомагистралей останавливаться нельзя. Однако для вынужденной остановки сделано исключение.

Т.е. на автомагистрали не нужно выполнять требования пункта 12.6 и пытаться оттолкать автомобиль к ближайшему обоначенному месту стоянки, которое может располагаться в нескольких десятках километров от места возникновения неисправности. Нужно просто разместить автомобиль на обочине.

Штрафы за вынужденную остановку

В первую очередь еще раз обратимся к пункту 1.2 ПДД:

«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

В данном случае важно заметить, что понятия «остановка» и «вынужденная остановка» обозначают совершенно разные случаи. И там и там речь идет о прекращении движения, однако причины для него указаны разные. Т.е. вынужденная остановка не является частным случаем остановки, эти понятия применяются в разных ситуациях.

Напомним, что статьи 12.16 и 12.19 КоАП предусматривают наказания именно за остановку, а не за вынужденную остановку.

Таким образом, если вынужденная остановка произошла в месте, где запрещена остановка транспортных средств, и водитель выполнил требования правил о включении аварийки, выставлении знака аварийной остановки и отводе автомобиля, то штраф за остановку в неположенном месте наложен быть не должен. Тем не менее иногда такие штрафы накладываются, т.к. инспектор не всегда может понять, что имеет место вынужденная остановка.

Еще один вариант получения штрафа — вынужденная остановка в поле зрения камеры, автоматически накладывающей штрафы. Камера гарантированно не умеет отличать обычную остановку от вынужденной, поэтому впоследствии водитель получит штраф по почте. Поэтому при вынужденной остановке рекомендуется сразу же собрать какие-то доказательства в свою защиту. Хотя бы сделайте пару фотографий, на которых видно Ваш автомобиль, включенную аварийную сигнализацию и выставленный знак.

Однако при выполнении вынужденной остановки водитель может нарушить требования раздела 7 Правил, т.е. не включить аварийную сигнализацию или не выставить соответствующий знак. Статья 12.20 КоАП: «Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей». В данном случае штраф составит 500 рублей. Также может быть вынесено и предупреждение.

Если сотрудник ГИБДД видит автомобиль, который стоит в запрещенном месте и который не обозначен знаком и аварийкой, то он вправе считать, что имеет место обычная остановка, а не вынужденная. Т.е. штраф накладывается за нарушение правил остановки.

Действия водителя при вынужденной остановке в местах где остановка запрещена

ПДД РФ, 12. Остановка и стоянка

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

(см. текст в предыдущей редакции)

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)

(см. текст в предыдущей редакции)

Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 — 8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)

Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 — 8.6.9, а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)

Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам и мопедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.2, 8.6.3 и 8.6.6 — 8.6.9.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 25.09.2003 N 595, от 14.12.2005 N 767, от 22.03.2014 N 221, от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

12.3. Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.

12.4. Остановка запрещается:

на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;

на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;

в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

(см. текст в предыдущей редакции)

на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;

на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;

на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;

ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметками 1.17.1 и 1.17.2, а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.07.2013 N 621, от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств (в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью), или создаст помехи для движения пешеходов (в том числе в местах сопряжения проезжей части и тротуара в одном уровне, предназначенных для движения маломобильных граждан);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)

(см. текст в предыдущей редакции)

на полосе для велосипедистов;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

на островках направляющих и островках безопасности.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

12.5. Стоянка запрещается:

в местах, где запрещена остановка;

вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1;

ближе 50 м от железнодорожных переездов.

12.6. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест.

12.7. Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения.

12.8. Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.

Запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица.

Действия водителя при вынужденной остановке транспортного средства

Очень специфическим, с точки зрения ПДД РФ, являются ситуации вынужденной остановки. Для них существуют специальные правила, при этом может законно игнорироваться масса прочих норм.

Принципиальное значение имеет признание такой остановки именно вынужденной. В противном случае существует угроза «насобирать» штрафов на приличную сумму, а то и вовсе лишиться права на управление ТС. Во всех этих деталях и будем разбираться в данном материале.

Что такое вынужденная остановка? Определение

Термины и формулировки даны в пункте 1.2 ПДД России:

Вынужденная остановка – это прекращение движения транспортного средства (ТС), вызванное его технической неисправностью, состоянием здоровья водителя или пассажира(-ов), неожиданным препятствием, не позволяющим дальнейшее движение, а также опасностью, создаваемой перевозимым грузом.

При этом, для того чтобы остановка считалась вынужденной достаточно выполнения одного из описанных условий. К ним мы еще вернемся более подробно, но сначала посмотрим на случаи, которые однозначно не будут считаться вынужденной остановкой.

Что не является вынужденной остановкой?

Для всего дальнейшего разбирательства принципиально отличать термин «вынужденная остановка» от случаев, когда прекращение движения не является таковой.

Во-первых, ПДД устанавливает понятие остановки, как намеренной приостановки перемещения ТС, ограниченной по времени (до 5 минут), или периодом для выполнения необходимых действий – в частности, погрузкой-выгрузкой или посадкой-высадкой пассажиров.

То есть четко разграничиваются понятия просто «остановки», как намеренного явления, и «остановки вынужденной», как события, непредумышленного, в определенном смысле непредотвратимого, в т.ч. произошедшего для исключения худших последствий.

Во-вторых, существуют правила, требующие остановки транспортного средства в определенных обстоятельствах (в том числе вынужденной, экстренной). Яркие примеры – пропустить транспорт со спецсигналом, избежать ДТП, или выполнить требования инспектора ГИБДД (ГАИ). Такое прекращение перемещения так же не будет являться вынужденным.

Третий момент, на который необходимо обратить внимание, это действие всех правил, связанных с вынужденной остановкой, исключительно в случаях, когда обычная остановка запрещена (знаками, разметкой и пр.). Если запрета нет, любая остановка осуществляется по обычным нормам.

Сломался – убери машину: когда нельзя оставлять машину на дороге и чем это грозит

Мы уже подробно разобрались, где запрещено останавливаться и парковаться, а недавно выяснили, что будет, если остановиться под знаком «Остановка запрещена». Попутно мы коснулись такого факта, как вынужденная остановка, которая на первый взгляд кажется «карт-бланшем» на все случаи остановки. На самом же деле сломанная машина – это еще не повод стоять где придется. И штраф – не самое суровое наказание за такую беспечность. Давайте разберемся, когда нужно приложить усилия к тому, чтобы убрать машину с дороги после вынужденной остановки.

Для начала еще раз вспомним, что вообще такое вынужденная остановка. Согласно правилам, это «прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге». То есть, поломка автомобиля, при которой он не может ехать дальше, – это вынужденная остановка, как и кончившийся бензин. Если водитель или пассажир вдруг почувствовал себя плохо – это тоже уважительная причина для вынужденной остановки. Упавшее на дорогу дерево, сломанный автомобиль или провалившееся дорожное покрытие – это препятствие, которое провоцирует на вынужденную остановку.

Однако если водитель остановился из-за затора впереди – это не вынужденная остановка, так что за такую остановку на перекрестке вполне заслуженно штрафуют. То же самое касается машины, остановившейся впереди без нарушения ПДД: например, если другой автомобиль встал сразу за знаком окончания зоны запрета остановки, то остановиться за ним под предлогом препятствия тоже нельзя. Если водителю нужно высадить ребенка или начальника «прямо здесь» – это тоже не вынужденная остановка. И стоит понимать, что включенная аварийная сигнализация в любом из этих случаев не будет служить оправданием при встрече с инспектором ДПС.

В ПДД все действия водителя, связанные с вынужденной остановкой, сопряжены с теми местами, где остановка запрещена в принципе. Поэтому формально при вынужденной остановке в местах, где остановка и стоянка разрешены, водитель вправе просто остановиться и не предпринимать никаких дополнительных мер. Однако на практике стоит как минимум включить аварийную сигнализацию, чтобы обозначить лучшую видимость стоящего автомобиля. Ведь пункт 7.1 ПДД не только обязывает водителя включить «аварийку» в местах, где остановка запрещена. В том же пункте указано, что «водитель должен включать аварийную сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство». А автомобиль, стоящий на проезжей части, пусть и без нарушения правил, все равно может создавать опасность.

А вот остановка в «запретных зонах» требует от водителя уже другого сценария действий. Для начала, согласно пункту 7.1, нужно включить аварийную сигнализацию. Следом нужно вспомнить и пункт 7.2 ПДД, который указывает, что знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями. Но самое важное указание дает пункт 12.6 ПДД: «при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест». То есть, сразу после включения аварийки и выставления знака водитель обязан заняться перемещением машины из зоны запрета остановки.

Ну а чтобы понимать, как много ситуаций, в которых нельзя бросать машину, давайте перечислим все места, где запрещена остановка:

  • на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
  • на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;
  • в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
  • на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
  • на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;
  • на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
  • ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);
  • в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов;
  • на полосе для велосипедистов;
  • на участках дороги, имеющих разметку 1.4 в виде сплошной одиночной линии желтого цвета, расположенной вдоль края проезжей части.

Но приведенный выше список – это еще не все. Отдельный пункт ПДД касается вынужденной остановки на автомагистрали. Так, пункт 16.2 гласит, что при вынужденной остановке на проезжей части автомагистрали водитель должен включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки, а затем принять меры для того, чтобы вывести его на предназначенную для этого полосу (правее линии, обозначающей край проезжей части).

Для начала стоит понимать, что вынужденная остановка действительно является уважительной причиной для того, чтобы избежать штрафа за остановку в неположенном месте. Статьи КоАП, предусматривающие штраф за нарушение правил остановки и стоянки (12.19.3, 12.19.3.1, 12.19.3.2 и другие), имеют оговорку «за исключением вынужденной остановки». Таким образом, при выполнении требований ПДД по включению аварийной сигнализации и выставлению знака аварийной остановки штрафа действительно можно не получить. Но тут есть важные нюансы.

Во-первых, штраф можно получить даже при вынужденной остановке, если не включить «аварийку» и не выставить знак. В таком случае инспектор может расценить остановку как не вынужденную и выписать штраф в зависимости от конкретной ситуации.

Во-вторых, штраф можно получить, если в зоне вынужденной остановки будет установлена камера автоматической фиксации нарушений. Она, разумеется, не будет разбираться в обстоятельствах и выпишет штраф автоматически, и если он пройдет операторов контроля, то может дойти до водителя. Но в этой ситуации у автовладельца есть все шансы обжаловать нарушение и отменить постановление.

Ну а в-третьих, самое тяжелое наказание можно получить не со стороны закона, а от других участников дорожного движения. Автомобиль, стоящий на проезжей части в зоне запрета остановки, с высокой вероятностью может спровоцировать ДТП. Ведь «запретные зоны» обозначены не просто так: в тоннелях, на мостах, в местах ограниченной видимости, на автомагистралях и других опасных точках дороги вероятность того, что другой водитель не заметит стоящий автомобиль, очень велика. И если водитель сломанной машины, выставив знак, не предпримет дальнейших мер, а просто сядет в машину и будет ждать помощи, в ДТП может пострадать он сам. В Сети можно найти немало видеороликов о ДТП со стоящими автомобилями на МКАД, на загородных трассах и в других местах. Поэтому самым действенным аргументом в пользу того, чтобы убрать сломанную машину с дороги, должна быть безопасность.

Здесь, правда, тоже стоит сделать важную оговорку. Если дорожные условия таковы, что водитель, толкающий свой автомобиль на обочину, подвергает себя опасности, можно ограничиться включением «аварийки» и установкой знака. Например, если автомобиль сломался в условиях густого тумана или сильного снегопада, и водителю не удалось съехать с дороги, иногда лучше покинуть машину, включив «аварийку» и выставив аварийный знак на достаточном расстоянии, чтобы обеспечить безопасность и себя, и других водителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *