История нержавеющего DeLorean DMC-12.
Название DeLorean известно едва ли не всем, кто интересуется автомобилями. Все знают про эту необычную машинку с клиновидным силуэтом и открывающимися вверх дверями, которая смотрится пришельцем из будущего даже сейчас. А между тем она давно была бы забыта, если б не необычная судьба самой марки и яркая личность человека, давшего ей своё имя.
Этим человеком был Джон Делореан (John DeLorean, 1925—2005 годы), талантливый американский инженер и менеджер румыно-венгерского происхождения. Это именно он, получив в начале 1960-х годов должность ведущего инженера Pontiac, предложил ставить под капот обычного купе Tempest огромный 325-сильный мотор — так появился знаменитый монстр Pontiac GTO, прародитель целого поколения масл-каров.
Возглавляя сперва Pontiac, а затем Chevrolet, Делореан обогатил General Motors множеством технических, стилистических и концептуальных находок. Но, в конце концов, в этой консервативной корпорации Делореану, знаменитому своей эксцентричностью и нонконформизмом, стало тесновато. В 1973 году он был уже вице-президентом General Motors, но неожиданно подал в отставку и основал собственную фирму — DeLorean Motor Company (DMC). Под этой маркой он решил выпускать свой спортивный автомобиль.
Дизайн этой центральномоторной двухместной машины помогал разрабатывать знаменитый итальянский стилист Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro) — тот самый, которого позже назовут автомобильным дизайнером столетия. Кузов машины состоял из углепластикового каркаса, на который навешивались наружные панели из нержавеющей стали. Их было 304 штуки. Именно они-то и были самой оригинальной чертой автомобиля. Правда, в этом решении имелись не только свои плюсы, но и минусы. С одной стороны, машина не боялась коррозии и не нуждалась в окраске, а благородный металлический цвет придавал ей очень стильный вид. С другой, это означало, что все сходящие с конвейера экземпляры имеют абсолютно одинаковый облик. Однако те времена, когда Генри Форд мог делать свои знаменитые заявления о «любом чёрном» цвете машины, давно прошли, и потребитель жаждал разнообразия. Нержавейка же плохо поддавалась окраске. Помимо того, выяснилось, что на полированной металлической поверхности очень заметны банальные отпечатки пальцев.
Двери автомобиля открывались вверх по принципу «крыло чайки», как у легендарного Mercedes-Benz 300SL 1950-х годов. Но эта красота тоже потребовала жертв — дверь сложной формы не позволяла вставить в неё опускающиеся стекла. Пришлось ограничиться небольшой «форточкой» на нижней кромке окна. Ещё одно характерное отличие — разный диаметр передних и задних колёс. Наконец, если бы все замыслы Делореана пошли в серию, на машине бы стоял бы двигатель Ванкеля. Но топливный кризис, постигший мировую экономику в 1970-е годы, заставил отказаться от прожорливого роторного «движка» и выбрать вместо него банальную V-образную «шестёрку», разработанную совместными усилиями Peugeot, Renault и Volvo. Этот мотор рабочим объёмом 2,8 литра в оригинале выдавал мощность в 170 лошадиных сил. Но на основном рынке DMC — в Америке — в те годы уже ввели строгие экологические нормы. Двигатель в них не вписывался, и его пришлось переделать. При этом мощность упала до жалких 130 л.с., с которыми машина уже никак не могла претендовать на звание скорохода.
Автомобиль получил официальное название DeLorean DMC-12. Кстати сказать, число «12» здесь не несёт никакого особого смысла — судя по всему, это просто внутризаводское обозначение проекта. Экзотическая конструкция и репутация Делореана стали для машины хорошей рекламой. В первые же дни продаж DMC получила на свой автомобиль 4 тысячи оплаченных заказов.
В целях снижения издержек машину решили выпускать на территории Великобритании, в североирландском городе Белфасте — точнее, в его пригороде Данмарри (Dunmurray). Местные власти, заинтересованные в развитии локальных производств, обещали заводу финансовые преференции, а благодаря безработице набрать рабочие руки там было несложно. Трудность же заключалась в том, что руки эти по большей части не обладали необходимой квалификацией.
Производство началось в 1981 году, однако серьёзные проблемы с качеством, да и сомнительные характеристики машины, привели к тому, что раскупался DMC-12 плохо. И это несмотря на то что ещё до начала продаж за машиной выстроилась очередь желающих, готовых выложить за новое творение Делореана лишние 10 тысяч долларов сверх отпускной цены в $25 тысяч (с тех пор благодаря инфляции доллар подешевел примерно в три раза, то есть для тех времён автомобиль никак нельзя было назвать дешёвым).
DeLorean Motor Company приближалась к финансовому краху. Но тут автомобильная часть истории заканчивается и начинается детективная. На связь с Делореаном, отчаянно нуждавшимся в оборотном капитале, вышел некто Джеймс Хоффман (James Hoffman). Его предложение сводилось к использованию компании DMC как ширмы для отмывания денег, полученных от продажи кокаина. Делореан таким образом получал бы необходимые инвестиции, а Хоффман и прочие участники наркосиндиката оставались бы с «чистыми» долларами. После долгих переговоров Делореан, надеясь спасти компанию, согласился на сделку, но принял ряд мер предосторожности. И, как выяснилось, не зря: Хоффман уже давно был осведомителем ФБР, и весь его план оказался разработанной в этом ведомстве подставой. Американские органы правопорядка для улучшения отчётности тоже не брезговали провокациями. В октябре 1982 года Делореан был обвинён в наркоторговле и попал на скамью подсудимых.
Процесс тянулся полтора года. В конце концов адвокаты Делореана сумели убедить суд, что их подзащитный был вовлечён в преступный сговор агентами ФБР, и Делореана оправдали. Однако его репутация была изрядно подмочена, а компания тем временем вообще окончательно разорилась. Ещё в феврале 1982 года из-за банкротства она была передана во внешнее управление, а в конце того же года закрылась окончательно. Всего менее чем за пару лет было произведено около 9200 машин DMC-12 — это оказалась единственная модель марки.Казалось бы, и фирма, и автомобиль обречены на забвение, но тут, не в первый раз в истории, на выручку пришло искусство. DMC-12 «прошёл кастинг» и был утверждён на роль машины времени в знаменитой фантастической комедии «Назад в будущее» (Back to the Future — первая её серия вышла на экраны в 1985 году). Ибо, как выразился один из героев этого фильма, Док Браун (Doc Brown), «если уж встраивать машину времени в автомобиль, то лучше в стильный». Кроме того, футуристический вид с серебристыми панелями, четырьмя прямоугольными фарами и дверьми типа «крыло чайки» делал машину очень похожей на космический аппарат. Особенно с точки зрения обитателей 1955 года, куда автомобиль и заносит благодаря встроенному в него «потоковому накопителю», который активизируется, когда машина разгоняется до 88 миль в час (141,5 км/ч).
Огромный успех фильма привёл к тому, что у DMC-12 появилась многочисленная армия поклонников. «Раскрученная» благодаря кино машина стала культовым объектом, в отличие от многих других мелкосерийных спортивных автомобилей. Вот уж действительно машина сделала скачок во времени, попав назад в будущее!
40 лет машине времени: любопытные факты из истории «Делореана»
История революционного спортивного автомобиля, названного по фамилии придумавшего его Джона Делореана и получившего мировую известность во многом благодаря трилогии «Назад в будущее», началась еще в середине 1970-х годов. Однако лишь спустя пять лет после постройки первого прототипа с дизайном от Джуджаро и доработанной инженерами Lotus Cars технической начинкой, на новом заводе под Белфастом в Северной Ирландии был собран первый серийный DeLorean DMC-12.
Оставим в стороне достойную отдельного повествования захватывающую биографию Джона Делореана, а также историю создания и фиаско его собственной автомобильной марки, по которым в 2018 году был снят фильм «Тачка на миллион», и расскажем про несколько интересных и малоизвестных фактов о культовом автомобиле, отмечающем юбилей в этот день.
Почему 12?
Изначально футуристичный двухдверный спорткар, оказавшийся в итоге единственной моделью новоиспеченного бренда, назывался DMC-12. Аббревиатура расшифровывалась как DeLorean Motor Company, а числовое значение в конце указывало на цену в 12 000 долларов, за которую Джон Делореан хотел предлагать автомобиль клиентам.
Однако когда машина добралась до конвейера в 1981 году, прайс на нее увеличился более чем вдвое — до 25 000 долларов. Это было немногим дешевле тогдашнего Porsche 911 и существенно дороже быстрых и мощных Chevrolet Сorvette и Porsche 924 Turbo. В дальнейшем цена только росла: до 29 000 долларов в 1982 году и до 34 000 долларов в 1983 году, уже после краха фирмы. По этой причине о цифре 12 вскоре предпочли забыть и DMC-12 стал известен как просто DeLorean.
Деревянный спорткар
Первым осязаемым «Делореаном» в натуральную величину был макет, заказанный в ателье Italdesign у Джорджетто Джуджаро. Его изготовили в Италии и доставили в штаб-квартиру новообразованной фирмы DMC в Мичигане летом 1975 года. На постройку гигантской модели из специальной эпоксидной штукатурки, нанесенной на деревянный каркас, ушло около пяти месяцев.
Спустя четыре года макет был доработан и стал выглядеть как DMC-12, который в итоге пошел в серийное производство. Впоследствии этот самый первый DeLorean подарили транспортному музею в Ольстере, Северная Ирландия. В его экспозиции застывший во времени среди старых трамваев, мотоциклов и паровозов автомобиль можно увидеть по сей день.
Судьба опытных образцов
При подготовке к производству было построено два ходовых прототипа DMC-12. Но до наших дней дожил только один из них. Он был продан с молотка в 1984 году после банкротства компании за цену чуть больше новой серийной машины — 37 000 долларов.
После 20 с лишним лет нахождения в частной коллекции он сменил владельца и был отреставрирован. А затем выставлен в транспортном музее в Херши, штат Пенсильвания. Второй прототип Делореан отправил в компанию Lotus Cars в Великобританию еще в 1978 году. Считается, что этот автомобиль был уничтожен в 1990-х годах.
Пилотная партия, собранных не для продажи, насчитывала 28 спорткаров. Они использовались для испытаний и отличались от серийных двухдверок оформлением салона, а также сдвижными секциями в окнах дверей. Долгое время считалось, что эти автомобили были утилизированы, как и второй ходовой прототип. Однако несколько экземпляров чудесным образом обнаружились в частных коллекциях фанатов модели.
Инновации, которые так и не увидели свет
Cпорткар, призванный утереть нос таким автогигантам, как General Motors, был задуман Делореаном куда более инновационным и даже революционным, чем вставший на конвейер автомобиль. Талантливый инженер и управленец, в годы работы на GM инициировавший бесчисленное множество патентов, припас для DMC-12 массу интересных фишек.
Начиная с уникального легковесного пластикового каркаса, выполненного по технологии Elastic Reservoir Molding, на который наклеивались панели кузова из матовой аустенитной нержавейки, среднемоторной компоновки с роторным двигателем Ванкеля, новаторских по тем временам подушек безопасности и заканчивая упругими бамперами, без последствий выдерживающими удар на скорости до 10 миль/ч (16,1 км/ч) и даже шасси из композитных материалов.
Но все эти решения были разом похоронены инженерами Lotus Cars, которым поручили доводку технической части машины, как слишком сложные, а главное — дорогостоящие в массовом производстве. В результате кузов сделали из стеклопластика и усилили стальной рамой, что увеличило расчетную массу спорткара с 1000 до 1247 кг. Подвеску, рулевое управление и тормоза взяли от Lotus Esprit. Да и от роторного мотора отказались, поскольку созданная для выпуска таких агрегатов «Ситроеном» и NSU компания Comotor SA закрылась в 1977 году.
Слабое звено под капотом
Вынужденную замену роторного двигателя на обычный ДВС можно считать одной из причин провала модели. Прогрессивный двухвальный мотор Ванкеля, о котором грезил Делореан поначалу, должен был сделать спорткар по-настоящему быстрым, динамичным и экономичным. Но с выбранным в качестве альтернативы ничем не примечательным 130-сильным 2.9 V6 от Renault, Volvo и Citroen на это не приходилось рассчитывать. Из-за этого мотора, агрегатировавшегося с пятиступенчатой механикой по умолчанию или трехступенчатым автоматом за доплату, пришлось в том числе сменить компоновку на заднемоторную.
Делореан попытался исправить проблему с несоответствующей крутой внешности вялостью и медлительностью тяжелой двухдверки, которая набирала 60 миль/ч хуже конкурентов — за 9,5-10,5 с против 7,5-8,5 с. Он заказал у Нью-Йоркской фирмы Legend Industries, ранее выпускавшей турбокомрессоры для Fiat 124 Spider, наддувную версию мотора для DMC-12. Американцы сделали четыре таких спорткара — два с обычным наддувом и два с двойным. На испытаниях по гоночной трассе Бриджхэмптона машины с двумя компрессорами промчали быстрее, чем Ferrari 308 и Porsche 928.
Разгон до 60 миль/ч (97 км/ч) у таких спорткаров занимал всего 5,8 с, а из четверти мили они выезжали за 14,7 с. Впечатленный результатами глава DMC решил заказать в Legend Industries 5000 таких турбомоторов, чтобы предлагать их как опцию за 7500 долларов. Но не успел реализовать задумку, поскольку его компания была объявлена банкротом.
Проблемы с надежностью
Другим злом, лишившим DMC-12 будущего, было низкое качество автомобилей, сборку которых наладили в 1981 году в Северной Ирландии — республике, предложившей нуждавшемуся в финансировании Делореану лучшие преференции, чем Испания, Португалия и Пуэрто-Рико. Неопытные рабочие из раздираемого гражданской войной проблемного региона Объединенного королевства как ни старались не могли давать качественный продукт.
Из-за этого Delorеan Motor Company была вынуждена пойти на дополнительные траты. Компания спешно открыла в США «Центры обеспечения качества» (Quality Assurance Сenter), в которых поставлявшиеся из Европы машины до отправки дилерам практически собирались заново. На это уходило от 140 до 200 часов работы. К 1982 году многие недочеты в работе завода удалось исправить, но авторитет его продукции и самой компании был основательно подорван.
За те без малого два года, что проработал завод DMC, было выпущено около 9000 спорткаров. В 1981 году — порядка 6700 автомобилей, а в 1982 году — почти 2000 штук. Причем часть последних — как модель 1983 года, с измененными VIN-кодами. Это случилось, когда фирма Consolidated International, купившая нераспроданные и недособранные машины обанкротившейся компании, вернула рабочих на конвейер, чтобы закончить начатое. По разным данным на сегодняшний день в мире сохранилось около шести с половиной тысяч «Делореанов».
Из какого материала сделан кузов DeLorean DMC-12?
DeLorean DMC-12 – это автомобиль, который был создан в 1981 году в США. Он стал культовым благодаря своему футуристическому дизайну и решению использовать нержавеющую сталь для создания кузова.
Нержавеющая сталь
Нержавеющая сталь, из которой изготовлен кузов DeLorean DMC-12, является сплавом железа, хрома, никеля и других металлов. Этот материал очень прочный, коррозионно-устойчивый и долговечный. Именно поэтому его часто используют в производстве оборудования для пищевой промышленности, медицинских инструментов и т.д.
Процесс создания кузова
Кузов DeLorean DMC-12 создавался следующим образом:
Листы нержавеющей стали были выровнены и приварены друг к другу, чтобы получить нужную форму.
Затем кузов был промаркирован и тщательно отшлифован, чтобы избежать наличия швов или дефектов.
После обработки кузов был покрыт защитной пленкой, чтобы сохранить его в идеальном состоянии до момента продажи.
Прочность и надежность
Использование нержавеющей стали в производстве DeLorean DMC-12 обеспечивало автомобилю высокую прочность и надежность. В случае аварии кузов автомобиля не ломался, что значительно повышало шансы на выживание пассажиров.
Выводы
Нержавеющая сталь – это идеальный материал для производства автомобилей, так как он сочетает в себе прочность, коррозионную устойчивость и долговечность. Кузов DeLorean DMC-12, выполненный из этого материала, стал символом модернизма и продолжает впечатлять своей надежностью и прочностью даже спустя много лет после создания.
«Назад в будущее»: история легендарного Delorean DMC-12 и его не менее легендарного создателя
Основной фишкой двухместного Delorean DMC-12 (цифра в названии по первоначальной задумке означала стоимость в тысячах долларов США) был кузов, и речь не только и не столько о талантливом дизайне в стиле folded paper от кузовных дел мастера Джорджетто Джурджаро. По сути, купе состояло из двух композитных частей из стеклопластика, которые склеивались между собой под давлением в 1000 кПа. К ним добавлялся слой уретановой пены в 2,5 сантиметра, которой заполнялись полости между листов стеклопластика. В те зоны кузова, которые нуждались в особой прочности (силовая часть крыши, пороги, дуга безопасности за передними креслами), вклеивались блоки из уретановой пены, армированные смолой. Сверху на этот бутерброд фиксировали триста панелей из полированной нержавейки толщиной в 1 мм, после чего собранный кузов «женили» с композитной рамой, на которой уже был установлен двигатель, трансмиссия и элементы подвески. Шумоизоляция при таком пироге из уретана была восхитительной — многие владельцы отмечали невероятную тишину в салоне даже на высокой скорости.
Второй отличительной чертой DMC-12 были двери на мерседесовский манер. «Хочу Gullwing», — это было единственным пожеланием Джона Делореана, основателя Delorean Motor Company, когда тот заказывал у легендарного итальянского кутюрье кузов для своего детища. Ох, и намучились же все с этими дверьми! По сути, они были самым сложным конструктивным элементом, к разработке которого даже привлекли Grumman Aerospace — авиастроительную компанию, одного из крупнейших подрядчиков военно-промышленного комплекса США. Благодаря торсионам диаметром 127 мм, скрученным при температуре в -266 градусов Цельсия, и газовым упорам, двери открывались очень легко.
Все эти детали DMC-12, как и диски разного диаметра (спереди стояли 195/65 R14, сзади 235/60 R15) всем своими видом как бы намекали: в недрах купе установлен мощный V8 сил так в триста, не меньше. Вдобавок, позиционировали DMC-12 аккурат между Corvette и Porsche 911, так что агрегат должен был быть не из робких. Но нет, производство автомобиля запускали в сжатые сроки, искать для DMC-12 соответствующий мотор у Джона Делореана не было времени. В планах стояла версия купе с действительно крутым движком, а пока серийный Delorean приводила в движение скучная, но доступная алюминиевая 130-сильная «шестерка» производства Renault в кооперации с Peugeot и Volvo. Динамика была так себе: до «сотни» DMC-12 разгонялась за неприлично долгие 9 секунд (и это на «механике»), и максималка едва дотягивала до двух сотен километров в час.
Однако, всем задумкам Джона Делореана не суждено было сбыться. Ему отчасти удалось победить криворукость рабочих на основном заводе Delorean в Белфасте, что в Северной Ирландии — качество сборки DMC-12 первых партий хромало на обе ноги. Более того, для Delorean в компании Legend Industries даже успели построить куда более задорный движок с двухступенчатым нагнетателем. Словом, у DMC-12 было неплохое будущее. Если бы не одно «но» — бунтарский нрав вспыльчивого основателя компании.
Часть вторая: Джон Захария Делореан
Джон Делореан не имел ни богатеньких родителей, ни связей, открывающих огромные перспективы. Обычная школа — с отличием. Технический колледж Льюиса Кэсса — опять с отличием. Технический институт Лоренса, Инженерный институт Крайслера, вечерняя бизнес-школа Мичиганского университета — Делореан крупными кусками глотал гранит науки. Результат не заставил себя ждать. Сначала мелкая должность в загибающемся «Паккарде», следом Pontiac, который при Делореане не только расцвел, но и подарил миру потрясный GTO, создавший новый класс масл-каров. Очень быстро он стал президентом Pontiac, затем президентом Chevrolet, после чего уселся в кресло вице-президента всего GM. А потом скоропостижно уволился.
Он прекрасно делал свою работу, но всегда презирал корпоративную этику GM и плевал на дресс-код. Его поведение было совсем не таким, какого ожидают от претендента на самую высокую должность в компании. Делореан был умен и талантлив, но хорошенько раздражал многих в верхушке GM своей харизмой и нравом. Как только на горизонте замаячило его повышение, Джону недвусмысленно дали понять, что лучше бы ему убраться по-хорошему. Огромный «золотой парашют» и дилерский центр Cadillac — неплохое выходное пособие, чтоб скоротать пенсию. Но деятельная натура Делореана требовала движения. Теперь он мог полностью погрузиться в осуществление своей мечты — создание собственной автомобильной компании.
Планы Делореана не понравились его бывшему руководству: как только в GM узнали, что тот создает свою компанию, то прекратили пенсионные выплаты. Ответ Делореана не заставил себя ждать. Он написал скандально известную книгу «Дженерал Моторз в истинном свете», в которой прошелся по всем: инженерам, дизайнерам, простым рабочим и даже поставщикам комплектующих, выложив на всеобщее обозрение кучу «грязного белья» огромной корпорации. Ясное дело, в GM книга всех взбесила, и ответные меры были вопросом времени.
Запуск DMC-12 постоянно сопровождали финансовые проблемы. И вроде правительство Великобритании выдало Делореану ссуду в 100 миллионов долларов и пообещало серьезные налоговые льготы для предприятия в Белфасте. Однако из-за тотальной нехватки времени и отставании от производственного графика, компании Делореана постоянно не хватало денег. Вскоре компания погрязла в долгах, которые очень быстро довели ее до процедуры банкротства. Делореан не сдавался и пытался найти выход, а именно 20 миллионов долларов, чтобы спасти тонущую компанию. Ведь в техническом плане DMC-12 была вылизана, ее с нетерпением ждал рынок, а ленивые ирландцы таки научились не выдавать брак. Требовалось лишь немного терпения и чертовы деньги. И в этот момент его арестовывают по сфабрикованному делу о контрабанде 100 килограмм кокаина.