Volkswagen и Skoda возвращаются в Россию: но их могут продавать в обход санкциям под другими именами?
Ряд зарубежных марок, которые ушли с российского рынка, продают свои активы. В их числе оказался Volkswagen AG, который может продать свой бизнес концерну Steyr Automotive из Австрии. Информация об этом появилась в европейском издании NewEurope. На территории России у немецкой компании имеются заводы по производству авто и сборке двигателей. Так, на Калужском предприятии, которое принадлежит VW, могут вновь запустить выпуск машин, но уже под другой маркой. Отметим, что данное решение, вполне вероятно, неслучайно.
Новый Гольф R
Владельцем Steyr Automotive является бывший глава Группы ГАЗ — Зигфрид Вольф, который раньше также был соуправляющим директора компании «Магна». Последняя входит в число крупнейших производителей автокомпонентов. Имея в прошлом непосредственное отношение к российскому автопрому, господин Вольф, похоже, не остается в стороне и решил взять судьбу немецкого завода в РФ в свои руки. Таким образом, «Фольксваген» сейчас рассматривает возможность продажи части российских активов другой стороне.
В случае успешной сделки на мощностях Калужского предприятия начнется выпуск авто «Фольксваген» и «Шкода», но, само собой, они будут сходить с конвейера под другими марками. По слухам, немецкий производитель готов организовать поставки комплектующих для машин. В этом случае немецкой компании, несмотря на санкции, удастся и в дальнейшем получать прибыль со своих активов. В роли оператора, по некоторым данным, выступит «Группа ГАЗ». Напомним, что российская компания ранее осуществляла сборку ряда авто марок, принадлежащих VW.
Отдельно отметим, что информация официально не подтверждена, а европейское издание ссылается на свои собственные источники. «Группа ГАЗ» прокомментировало данную новость: «Группа ГАЗ не располагает информацией о планах компании Volkswagen относительно изменения статуса владения собственными активами VW в России. Мы направили соответствующую претензию изданию, распространившему некорректную информацию в отношении ГАЗа» (фото: Volkswagen).
Volkswagen продолжит работу в России под новым названием
Это связано с тем, что в конце мая компания была продана структуре дилера «Авилон» — ООО «Арт Финанс». К новому собственнику перешли производственные мощности в Калуге, дистрибьюторский и послепродажный бизнес, складские помещения, а также профессиональная команда с многолетним опытом работы в автомобильном бизнесе.
В ООО «АГР» подтвердили, что продолжат продажу автомобилей и запасных частей, для этого ведутся переговоры с новым производственным партнером за рубежом.
Ранее губернатор Калужской области Владислав Шапша рассказал, что сменивший владельца завод Volkswagen в Калуге может заработать с новым партнером до конца 2023 года. Предприятие расположено в индустриальном парке «Грабцево» в Калуге, имеет производственную мощность в 225 тысяч автомобилей в год. До весны 2022 года оно выпускало автомобили Volkswagen Polo, Volkswagen Tiguan и Skoda Rapid. Также в Калуге работал завод бензиновых двигателей мощностью 150 тысяч единиц в год.
Очень странная история: как из России (никуда не) ушел Volkswagen
Импортер не занимается продажами конечному клиенту, дилер — не осуществляет импорт. В нашем случае действующие лица — «Фольксваген Груп Рус» как импортер и «Авилон» как его правопреемник. «ФГР» больше нет, «Авилон» за него. Дальше много странного.
Первое Странное
«Авилон» — давний и вполне официальный дилер VW. Весь 2022-й «Фольксваген Груп Рус» провел в режиме гробовой тишины: и не ушел, но и не работал на полную мощь, тем не менее как бы де-юре присутствовал в РФ.
И! При этом «Авилон» одним из первых поставил на поток «параллельный импорт» китайских VW. Да: все еще официальный дилер под носом у официального импортера играет в «Сам себе импортер». Это выглядит, как если бы мужик ходил налево при живой жене, а она бы смотрела на это пусть не с одобрением, но без укора.
И тут одно из двух: либо импортер закрывал глаза (а то и негласно помогал в деле налаживания контакта с китайскими товарищами), или все всё понимали уже тогда и «Авилон» просто не обращал внимания на какие-то формальности — там, типа, «дилер» — «импортер», кого это уже волнует, все равно скоро разводиться. Как на самом деле — узнаем не скоро: все ответственные лица под NDA и лишнего не скажут. Но что мы знаем точно — за неполный год родилось
Второе Странное
На российском рынке сейчас присутствует, по сути, полноценная линейка китайских Volkswagen — то есть автомобилей для того, местного рынка.
Вообще, на рынке Поднебесной только линейка SUV «Фольксвагена» насчитывает 15 (!) моделей. Сравни с нашими Taos, Tiguan, Teramont, Touareg.
Как был «наш» Polo Sedan и Skoda Rapid, неизвестные в большинстве других стран, так теперь появились «их» Tharu, Tacqua, Bora, Talagon, Tayron, T-Cross, ID, VA, VS… И это я еще что-то мог упустить на классифайдах, потому что китайские локальные VW сейчас возит не только «Авилон», но и другие гиганты вроде «Рольфа», и мелкие частники на местах вроде ивановских дилеров.
Отсюда вытекает третье Странное: по большому счету, сложившаяся линейка «параллельных» китайских VW шире, чем последняя для нас линейка VW российских.
- Было: Polo, Tiguan, Taos локальной сборки плюс мелкими тиражами импорт Teramont, Touareg, Passat.
- Стало — вот это вот все, что перечислил выше.
Суммарно — 10+ моделей VS полудюжины, которые были на нашем рынке при официальном импортере.
Но за такое разнообразие приходится платить. Скажем, Polo калужского производства перед февралем'22 стоил минимум 1,033 млн, а его китайский «близнец» Jetta VA3 у «серовозов» сегодня начинается от 1,65 млн (а большинство предложений — вообще от 2 млн).
Хотя сравнение «в лоб» начальных цен не совсем корректно: из Китая не везут откровенно базовые версии, справедливее было бы сравнить со средними комплектациями. Но единого знаменателя не получится в любом случае: наполнение локальных версий всегда отличается, совпадения по комплектациям «точь-в-точь» не будет.
Кстати, что за Jetta
Локальный китайский же суббренд Volkswagen, под которым продают то, что стыдновато называть Volkswagen. То есть самый entry-level из всех entry-level’ов, бюджет бюджета и дно дна (с поправкой на высокие стандарты качества концерна).
Сейчас «серовозы» привезли в Россию всю линейку Jetta, и с ней очень просто: VA3 — технический «брат» Polo/Rapid, VS5 — это как «Карок» и «Таос», а VS7 — бюджетный «Тигуан».
Все как на подбор — с полуторалитровыми моторами, моноприводом, балкой сзади. В ряду кроссоверов под материнским брендом технического разнообразия и того меньше: VW наловчился мастерски лепить сосиски одной формы и содержания, но разного размера, под любые запросы и кошельки.
В итоге отличия между их кроссоверами — сугубо габаритные и чуть-чуть стилистические:
- T-Cross/Tacqua — 4108 мм
- Tharu — 4453 мм
- Tayron — 4640 мм
- Talagon — 5152 мм
И за любым из них без двух с половиной — трех миллионов в кармане идти не стоит.
Интересные итоги
Да, Volkswagen ушел из России как не просто продавец, но инвестор и индустриальный партнер. Активы за копейки продал (оставил?) бывшему партнеру, который под носом «параллелил» добрый год.
Модельный ряд VW окрасился в цвета китайского флага, стал куда разнообразнее и лучше (зато дороже). Вряд ли китайскому офису VW от этого сильно перепадет — они и так № 1 на местном рынке с миллионными тиражами. Несколько десятков тысяч штук, которые отправятся «полусерым» экспортом в РФ, им вряд ли сделают погоду, но на счетах «Фольксваген Груп Чайна» по итогам финансового года все равно будет чуть больше юаней, чем планировалось.
Счетах, понятно, китайских. Как и в других случаях «новой экономической реальности» (см. т. н. «Москвич») вся добавленная стоимость остается в Поднебесной, в то время как при локальной истории пахали три завода (Калуга, Н.Новгород), и многие-многие миллионы в конечном счете оседали в российском бюджете.
Volkswagen продолжит работать в России под другим названием
Российское представительство Volkswagen останется в России, однако компания сменила название и проведёт ребрендинг. Компания была переименована в AGR Automotive Group, о чём сообщает «Российская газета».
«Смена названия стала первым шагом в рамках трансформации и перезапуска бизнеса после перехода активов новому собственнику», — говорится в пресс-релизе AGR Automotive Group.
Ребрендинг коснётся фирменного корпоративного стиля и визуальной идентификации, а также дилерской сети, насчитывающей более 400 предприятий.
Компания AGR Automotive Group занимается продажей автомобилей и деталей. В числе активов компании — завод по производству двигателей в Калуге, склад запчастей и аксессуаров в Чехове и бизнес в сфере финансовых услуг.
Volkswagen AG — крупнейший в Европе автопроизводитель, который объединяет такие марки, как Volkswagen, Audi, Skoda, SEAT. Дочерняя структура компании в РФ — «Фольксваген Груп Рус» — в 2007 году запустила завод в Калуге.
В марте 2022 года Volkswagen Group прекратила поставки автомобилей в Россию и приостановила производство на заводах в Калуге и в Нижнем Новгороде. В августе 2022 года автоконцерн расторг соглашение с заводом «ГАЗ» на сборку автомобилей Skoda и Volkswagen в Нижнем Новгороде. В 2023 году завод «ГАЗ» подал три иска к немецкой компании в связи с приостановкой работы.
В мае автоконцерн сообщил о продаже своей доли в российской «дочке» Volkswagen Group Rus структуре «Авилона» — ООО «Арт-Финанс».