Полоса с реверсивным движением что это
Перейти к содержимому

Полоса с реверсивным движением что это

  • автор:

Реверсивное движение: как оно работает и что будет, если выехать под красный сигнал

Мы разбирались в том, что грозит за проезд на красный сигнал светофора и за пересечение сплошной линии разметки, в том числе в ситуации, когда водитель не успел завершить обгон. Сегодня же мы поговорим о «сочетании» этих двух вариантов: реверсивном движении. Здесь есть и красный сигнал, и линии, которые нельзя пересекать. Как работает реверсивное движение и какие его особенности знают не все? Что будет, если выехать на реверсивную полосу под красный крест? И можно ли выезжать на нее, если регулирующие реверсивные светофоры не горят вовсе?

Любопытно, но определения реверсивного движения в общих положениях ПДД нет. Поэтому понять, что это такое, можно только самостоятельно, опираясь на соответствующие пункты ПДД. Например, пункт 6.7 указывает, что «для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности, по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным X-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз». Ну а подтверждает эту формулировку знак 5.8 «Реверсивное движение»: он обозначает «начало участка дороги, на котором на одной или нескольких полосах направление движения может изменяться на противоположное».

Реверсивное движение обозначается и регулируется сразу тремя средствами.

Во-первых, на въезде на участок дороги с реверсивным движением устанавливается знак 5.8 «Реверсивное движение», в конце такого участка – знак 5.9 «Конец реверсивного движения», а при выезде на дорогу с реверсивным движением на перекрестке устанавливается знак 5.10 «Выезд на дорогу с реверсивным движением».

Во-вторых, для обозначения полос реверсивного движения используется специальная разметка 1.9 – она «обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование; разделяет транспортные потоки противоположных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование».

Ну а в-третьих, как мы помним, пункт 6.7 ПДД гласит, что для регулирования движения транспортных средств по реверсивным полосам применяются реверсивные светофоры с красным X-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены. Кроме того, основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела.

Суть реверсивного движения – обеспечить возможность организации движения по одной полосе в разных направлениях в зависимости от дорожной обстановки. Например, утром водители едут на работу в центр города, задействуя реверсивную полосу, а вечером та же полоса используется для движения из центра.

Движение по реверсивным полоса регулируется светофорами, и здесь есть 4 основных варианта дорожной ситуации.

Зеленый сигнал реверсивного светофора означает, что по реверсивной полосе можно двигаться. В этом случае разметку 1.9 можно пересекать с любой стороны при движении по разрешенным полосам – то есть, упрощенно, она выполняет роль обычной прерывистой разметки 1.5.

Если на реверсивном светофоре включен желтый сигнал, то это означает, что скоро будет включен красный, и нужно перестроиться на полосу, в направлении которой указывает желтая стрела светофора – обычно в правую. Такой сигнал не запрещает пересекать разметку 1.9 с любой стороны, но нужно заранее планировать маневры с учетом предстоящей смены сигнала на красный.

Если на светофоре включен красный сигнал, это означает, что движение по реверсивной полосе запрещено. Если водитель находится на этой реверсивной полосе, при включении красного сигнала он обязан немедленно перестроиться вправо, за разметку 1.9. При включенном красном сигнале пересекать разметку 1.9 можно, только если она находится с правой стороны, для перестроения в правую полосу. Для тех, кто уже движется справа от разметки 1.9, она, упрощенно говоря, выполняет роль сплошной линии 1.1, и пересекать ее запрещено.

Если реверсивный светофор выключен или отсутствует, это фактически равнозначно включенному красному сигналу. Пункт 6.7 ПДД указывает, что «при выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен». А что же делать тем, кто уже движется по реверсивной полосе в момент выключения светофора? Ответ на этот вопрос почему-то указан не в основной части ПДД, а лишь в приложении 2, описывающем саму разметку. Там в пункте 1.26 сказано, что «при отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9».

Еще одно замечание по поводу реверсивного движения содержится в пункте 9.8 ПДД. Согласно ему, «при повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу», а «перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам».

Казалось бы, с реверсивным движением все стало понятно: есть реверсивная полоса, над ней висит реверсивный светофор, и если он горит зеленым, то по полосе можно ехать, а если горит красным или не горит вовсе, то ехать нельзя. Действительно, в большинстве случаев разметка 1.9 используется для выделения одной конкретной реверсивной полосы с двух сторон, и движение при такой схеме интуитивно понятно. Такая же схема обычно используется в иллюстрациях, и более того, она же описана в пункте 6.7 ПДД: там, как мы помним, сказано, что реверсивный светофор «расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9». Однако ГОСТ 52289-2019, регламентирующий средства организации дорожного движения, содержит и иллюстрацию второго варианта применения разметки 1.9, когда она разделяет транспортные потоки противоположных направлений. Вот так выглядят оба варианта возможного применения разметки 1.9 согласно ГОСТ.

Примеры нанесения разметки 1.9

Многие водители со вторым вариантом применения разметки 1.9 не знакомы. Как же это работает и какие полосы здесь считаются реверсивными?

Начнем с ответа на возражения тех водителей, которые «ездят по ПДД, а не по ГОСТ». Именно об этом варианте применения разметки 1.9 говорит пункт 1.26 Приложения 2 к ПДД, в котором описана горизонтальная разметка. Он уточняет, что «линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается». То есть, упрощенно говоря, при выключенных реверсивных светофорах она выполняет роль двойной сплошной линии 1.3. Это понять несложно.

А вот схема движения по дороге, изображенной на дороге справа, следующая. На такой дороге реверсивных полос две: это средние полосы, примыкающие к центральной разметке 1.9. Над этими полосами расположены реверсивные светофоры. Когда они выключены, пересекать разметку 1.9, расположенную слева, водителям запрещено – то есть, она, как сказано выше, выполняет роль двойной сплошной разметки 1.3, и дорога имеет по две полосы движения в разную сторону. А вот при включении реверсивных светофоров в ту или иную сторону дороги потоки можно разделить по полосам в соотношении 3:1 или 1:3 – то есть, крайняя правая и обе реверсивные полосы будут предназначены для движения в одном направлении. Когда оба реверсивных светофора показывают зеленый сигнал, разметку 1.9 можно пересекать с любой стороны – это позволяет водителям свободно перестраиваться между тремя полосами движения в одном направлении. А при выключении светофоров дорога вновь превращается в «обычную симметричную», с двумя полосами движения в каждом направлении.

У кого-то может возникнуть вопрос: а почему тогда обе средние полосы нельзя выделить разметкой 1.9 с обеих сторон, чтобы водителям было понятнее, что они обе являются реверсивными? Для ответа на этот вопрос достаточно снова вспомнить пункт 6.7 и пункт 1.26 Приложения 2 к ПДД. Первый гласит, что «при выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен», а второй – что «линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя». То есть, если обе центральные полосы выделить разметкой 1.9, то при выключенных реверсивных светофорах водителям будет запрещено пересекать ее справа налево, и из четырех полос движения разрешенными останутся только две крайние. Таким образом, для разделения потоков и разрешения движения по полосам придется всегда использовать реверсивные светофоры, а при их выключении или неисправности пропускная способность дороги будет нарушена.

Несмотря на специфику организации реверсивного движения, отдельных статей, предусматривающих наказание за его нарушение, в КоАП нет. Таким образом, все нарушения при реверсивном движении трактуются в зависимости от дорожной обстановки. По сути, основным вариантом нарушения здесь можно считать выезд на реверсивную полосу при запрещающем сигнале реверсивного светофора.

Если при этом реверсивная полоса будет перекрыта в обе стороны и не будет являться встречной, то водитель может отделаться штрафом по части 1 статьи 12.12 за проезд на запрещающий сигнал светофора. Такое нарушение влечет наложение административного штрафа в размере 1000 рублей. Правда, если это будет уже второй проезд на красный свет в течение года, то за повторное нарушение предусмотрено ужесточение наказания: в дело вступает часть 3 той же статьи 12.12, и она предусматривает наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.

Ну а если красный сигнал реверсивного светофора включен для того, чтобы организовать движение по реверсивной полосе во встречном направлении, то здесь тысячей уже не обойдется. Такой выезд на реверсивную полосу приравнивается к выезду на встречную полосу и карается по части 4 статьи 12.15 КоАП – он влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев. За повторный выезд на встречку частью 5 той же статьи 12.15 предусмотрено лишение права управления транспортными средствами на срок 1 год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи – наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

То же самое касается случаев, когда водитель пересекает разметку 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенном реверсивном светофоре. Это тоже является выездом на встречную полосу и наказывается аналогичным штрафом или лишением прав.

Исключением здесь будет вариант, когда водитель выехал на встречную полосу при объезде препятствия. За это прав не лишат: наказание в этом случае предусмотрено по части 3 статьи 12.15, и она предусматривает наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.

Организация реверсивного движения на дорогах: правила, штраф, знаки

Организация реверсивного движения на дорогах: правила, штраф, знаки

Чтобы решить вопрос загруженности дорог, были придуманы дороги с реверсивным движением. Но что это такое – реверсивное движение? Как правильно передвигаться по реверсивным полосам? Как накажут водителя за нарушение ПДД? Далее мы рассмотрим эти вопросы.

Определение реверсивного движения

Реверсивное движение – это особый режим организации движения, при котором транспортные средства в разные периоды времени могут двигаться по специальным реверсивным полосам, как в одном направлении, так и в противоположном. Такие полосы отмечены при помощи специальных знаков и дорожной разметки, а само движение по этим полосам регулируется реверсивными светофорами.

Малышев Сергей Петрович

Например, утром многие люди едут на работу из пригорода в город – в таком случае выгодно выделить им дополнительную полосу для движения, а вечером эти люди будут возвращаться домой – тогда будет разумно поменять направление движения, чтобы избежать появления пробок.

Организация реверсивного движения на дорогах: правила, штраф, знаки

Правила реверсивного движения

Существует два основных типа организации движения на таких дорогах:

  1. Если реверсивная полоса с двух сторон отмечена специальной разметкой, которая имеет вид двух широких прерывистых линий белого цвета. В таком случае движение должно осуществляться согласно сигналам светофора по общим правилам. После выезда с полосы водитель должен перестроиться вправо от реверсивной полосы.
  1. Если посреди дороги имеется специальная разметка, которая имеет вид двух широких прерывистых линий белого цвета. В таком случае для реверсивного движения могут использоваться две полосы, которые расположены справа и слева от этой разметки. При этом нужно понимать, что движение на таких полосах в случае наличия сигналов светофора осуществляется только в одном направлении.

Малышев Сергей Петрович

Знаки реверсивного движения

Существует 3 специализированных дорожных знака:

  1. Белая стрелка с двумя наконечниками, которые направлены в разные стороны. Это знак указывает на то, что впереди начинается реверсивная полоса. Организация реверсивного движения на дорогах: правила, штраф, знаки
  2. Тот же знак, который перечеркнут по диагонали широкой красной линией. Этот знак указывает на то, что полоса с реверсивным движением скоро закончится. Организация реверсивного движения на дорогах: правила, штраф, знаки
  3. Тот же знак, что и первый, но стрелка расположена горизонтально. Этот знак указывает на то, что впереди начинается полоса с реверсивным движением, а сама полоса будет находиться перпендикулярно текущему движению (обычно этот знак ставится перед перекрестком с реверсивным движением).

Разметка при реверсивном движении

Полосы с реверсивным движением располагаются по центру дороги. Эта полоса имеет специальную дорожную разметку, которая имеет вид двух широких прерывистых линий белого цвета.

Зачастую эта дорога отмечена специальным знаками, которые указывают водителю, что впереди будет участок дороги с реверсивным движением.

К сожалению, во многих городах эти знаки не устанавливаются, что усложняет движение, поскольку в зимний период разметка может быть занесена снегом.

Работа реверсивного светофора

Движение на таких участках дороги регулируется специальным реверсивным светофором. Этот специальный светофор устанавливается над каждой реверсивной дорогой и регулирует движение только по своей полосе.

Малышев Сергей Петрович

Если на каком-либо участке дороги есть несколько полос с реверсивным движением, то регулирование движения производится при помощи соответствующего количества светофоров. Реверсивный светофор обычно содержит 2 или 3 сегмента, где в каждый момент времени может гореть только один сегмент:
— горит сегмент «зеленая стрелка, направленная вниз» – этот сигнал сообщает, что на реверсивную полосу можно заезжать;

— горит сегмент «красный перечеркивающий крест» – этот сигнал сообщает, что на реверсивную полосу заезжать нельзя (если водитель это сделает, то его оштрафуют);

— горит сегмент «желтая стрелка, направленная по диагонали вправо и вниз» – этот сигнал сообщает, что на реверсивной полосе скоро поменяется направление движения, поэтому водитель должен перестроиться вправо.

Штраф за нарушение реверсивного движения

За несоблюдение ПДД водителя могут оштрафовать:

  • если при выезде с реверсивной полосы водитель не перестроился вправо, то его оштрафуют на 500 рублей;
  • если водитель транспортного средства проигнорировал сигнал светофора, то его оштрафуют на 1 000 рублей;
  • если светофор был отключен, водитель выехал на дорогу с реверсивным движением, а само правонарушение было совершено впервые, то водителя тс оштрафуют на 5 000 рублей; при этом реверсивная полоса отмечена с двух сторон специальной дорожной разметкой, которая имеет вид двух широких прерывистых линий белого цвета (фактически такое движение приравнивается к движению по встречной полосе);
  • если светофор был отключен, водитель выехал на дорогу с реверсивным движением, а само правонарушение было совершено не в первый раз, то водителя лишат водительских прав на срок до 1 года; при этом, реверсивная полоса отмечена с двух сторон специальной дорожной разметкой, которая имеет вид двух широких прерывистых линий белого цвета; здесь действует то же самое правило – фактически такое движение приравнивается к движению по встречной полосе.

Вы можете посмотреть это видео, чтобы более подробно узнать о реверсивном движении.

Теперь вы знаете о том, как устроено реверсивное движение. Подведем итоги. Движение по реверсивным полосам регулируется специальными светофорами, а само наличие таких дорог отмечено при помощи специальных знаков и разметки. За нарушение правил движения по реверсивным полосам предусмотрен штраф.

Что такое реверсивная полоса движения? Как по ней можно двигатся?

Реверсивные полосы движения применяются на тех дорогах, где в течение суток происходит значительное изменение интенсивности транспортных потоков в противоположных направлениях движения. Например, утром реверсивная полоса открыта для потока автомобилей, движущихся в сторону центра города, а вечером — в обратном направлении. «Открытие» («закрытие» ) движения по реверсивной полосе в том или ином направлении осуществляется специальным светофором.

При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

Эксперты рассказали о ловушках с реверсивным движением: как ездить

Фото: Яндекс.Карты

Автомобилисты крупных городов знают, как бывает тесно на дорогах в часы пик. Особенно высока загруженность улиц в городах-миллионниках. Чтобы более эффективно использовать дорожное пространство, придумали реверсивное движение. По просьбе Autonews.ru эксперты объяснили правила передвижения по реверсивным полосам, принципы работы специальных дорожных знаков и разметки, а также рассказали о штрафах за нарушения их требований.

Что такое реверсивное движение

Реверсивное движение — это специальные полосы на дорогах, где направление движения может меняться на противоположное. То есть встречная соседняя полоса для водителя также становится попутной. Открытие дополнительной полосы позволяет увеличивать пропускную способность дороги в часы пик или при проведении ремонтных работ, когда часть дороги закрыта. Главная задача, которую выполняют реверсивные полосы, — разгрузить транспортный поток и ускорить движение на занятых участках дороги.

Фото: Артем Житенев / ТАСС

Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

Реверсивные полосы (их еще называют возвратными) обозначены дорожной разметкой 1.9. Линии такой разметки двойные и прерывистые, расстояние между ними короче прокрашенной части в три раза. Если разметка 1.9 нанесена только одной линией на проезжей части, то реверсивными являются полосы движения справа и слева от этой линии.

Какие правила действуют при реверсивном движении

По словам инструктора автошколы «А-плюс» из Оренбурга Сергея Самарина, в тексте Правил дорожного движения никаких специальных требований к движению по реверсивным полосам не приводится. Водители точно так же должны двигаться по ним с соблюдением общих правил расположения транспортных средств на проезжей части (глава 9 ПДД) и маневрирования (глава 8 ПДД). При этом важно смотреть на знаки, которые разрешают выезд «на реверс». Иногда такие знаки могут быть динамическими. К примеру, во время серьезных пробок по направлению в центр реверс могут включать на полосе, которая обычно используется встречным потоком для движения из центра. И наоборот.

«Единственное прямое упоминание о том, как двигаться по дороге с реверсивным движением, а точнее, как на эту дорогу поворачивать с другой дороги, содержит п. 9.8 ПДД. Суть такова: при повороте на дорогу с реверсивным движением нужно повернуть только в крайнюю правую полосу попутного направления. Ведь водитель, поворачивающий на дорогу с реверсивным движением, еще понятия не имеет, кому в данный момент на этой дороге, по каким полосам и в каком направлении разрешено движение, кроме крайней правой, а они вполне могут оказаться реверсивными», — объяснил автоинструктор.

Въезжать и съезжать с реверсивной полосы водители должны по общим правилам. Главное, внимательно смотреть на реверсивные светофоры. Если на них горит разрешающий сигнал, то полоса для водителя открыта: въезжать на реверсивные полосы можно и перестраиваться между ними тоже, но не далее полосы встречного движения.

Знаки реверсивного движения

Фото: Wikipedia

Дорожный знак реверса в ПДД имеет номер 5.8. Он обозначен белой вертикальной стрелкой с двумя наконечниками на синем фоне, направленными вверх и вниз. Знак устанавливается на месте, где начинается соответствующая полоса. Если ряд не вернулся в обычное положение, то символ дублируется на каждом перекрестке.

Аналогичная стрелка, перечеркнутая красной чертой, говорит об окончании возвратной полосы. Такой знак называется 5.9. Реверсивное движение может продолжаться до того, как появится знак об окончании такого участка дороги.

Кроме этого, существует дорожный знак 5.10. На нем изображена все та же белая стрелка. Вот только наконечники стрелки направлены влево и вправо. Определение такого знака заключается в том, что впереди находится дорога с реверсивным движением.

Светофор реверсивного движения

Каждая полоса реверсивного движения имеет свой светофор. Он устанавливается над полосой и контролирует движение только на этой полосе. Для каждой реверсивной дороги устанавливается один светофор, но если на трассе есть несколько реверсивных полос, то для каждой из них выделяется свой.

Реверсивный светофор работает по простой схеме: красный цвет запрещает движение, зеленый цвет разрешает проезд, а желтый означает, что необходимо перестроиться на соседнюю полосу движения.

Фото: Shutterstock

«Если над реверсивными полосами горит разрешающий сигнал светофора, то между этими полосами водитель может маневрировать — перестраиваться из полосы в полосу. Но не далее самой левой полосы, над которой горит реверсивный светофор, так как левее нее уже находится встречная полоса», — пояснил Сергей Самарин.

Штрафы за нарушение правил реверсивного движения

О наиболее распространенных ошибках водителей и мерах ответственности за нарушения ПДД при реверсивном движении рассказал ведущий юрист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин. Он объяснил, что, согласно п. 9.8 ПДД России, при повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей автомобиль занял крайнюю правую полосу.

«Многие водители забывают об этом или вовсе не знают, в результате чего рискуют получить административный штраф по ст. 12.15 в размере 1500 руб.», — отметил юрист.

Согласно п. 6.7 ПДД, для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным X-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы, соответственно, запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.

Если водитель проигнорирует Х-образный сигнал на табло и продолжит движение в попутном направлении, ему грозит штраф по ст. 12.12 КоАП (проезд на запрещающий сигнал светофора) в размере 1000 руб. А если сделает это во встречном движении на дороге с двусторонним движением, имеющей четыре полосы или более, — еще и по ч. 4 ст. 12.15 КоАП (выезд на полосу встречного движения), что влечет штраф в размере 5000 руб. или лишение прав от четырех до шести месяцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *