Идентификационные номера автомобиля — места расположения и обозначения
Расположение идентификационных номеров в моторном отсеке: 1 — идентификационный номер автомобиля; 2 — номер двигателя (на торце блока цилиндров, над картером сцепления); 3 — сводная табличка с паспортными данными автомобиля
Модельный год выпуска может не совпадать с календарным годом.
Условные обозначения года выпуска
Модельный год выпуска | Условное обозначение |
2005 | 5 |
2006 | 6 |
2007 | 7 |
2008 | 8 |
2009 | 9 |
2010 | Л |
2011 | В |
2012 | с |
2013 | D |
2014 | Б |
2015 | F |
2016 | G |
2017 | Н |
По существующему законодательству каждое транспортное средство имеет идентификационный номер (VIN-код). Этот номер записан в паспорте транспортного средства (ПТС). Идентификационный номер и другие паспортные данные автомобиля указаны в сводной табличке.
Идентификационный номер выбит в моторном отсеке на усилителе (опорная чашка) правого брызговика.
Номер кузова продублирован на верхней части арки внутренней заднего правого колеса.
Модель, идентификационный номер автомобиля, модель двигателя, номер для запасных частей указаны на табличке, закрепленной на верхней поперечине рамки радиатора под капотом в моторном отсеке.
Сводная табличка: 1 — номер для запасных частей (соответствует порядковому номеру автомобиля, сошедшего с конвейера); 2 — номер одобрения типа транспортного средства; 3 — идентификационный номер (ХТА — код завода-изготовителя; 111940 — модель автомобиля; 7 — год выпуска; последние семь цифр — номер кузова); 4 — модель двигателя; 5 — нагрузка на переднюю ось; 6 — нагрузка на заднюю ось; 7 — коды варианта исполнения и комплектации автомобиля; 8 — максимальная разрешенная масса автомобиля; 9 — максимальная разрешенная масса автомобиля с прицепом
Чтобы прочитать номер, необходимо снять корпус воздушного фильтра и отвести в сторону жгут проводов.
Где находится номер кузова: виды и марки авто, как посмотреть ВИН-код автомобиля, что он означает
В последнее время для защиты автомобилей номер кузова грубо начали «прятать». Его выбивают в таком месте и таким образом, что в будущем нет возможности прерывания. Между тем, VIN-код — это важный идентификационный номер, благодаря которому вы можете узнать все о конкретном автомобиле. По разным причинам автовладельцев интересует вопрос, где расположен кузовной номер автомобиля. Каждая автомобильная компания удаляет эти данные в разных местах автомобиля. Сразу надо сказать, что VIN и номер кузова зачастую разные вещи. Поговорим о каждом из них подробнее.
Что такое номер кузова?
Эти данные скрывают информацию о производителе. Номер корпуса — это код, состоящий из букв и цифр в разном количестве, который зависит от конкретного производителя. Его длина может варьироваться от 9 до 12 символов. Первые 4-6 знаков говорят о типе и марке кузова. Остальные 5-8 — это порядковые номера конкретной машины.
Что такое VIN-код?
Номер VIN, как правило, состоит из 17 символов. Код также раскрывает информацию о производственном объекте. В большинстве случаев номер тела уже включен, но не всегда. Семнадцать знаков — это буквы и цифры, по которым автовладелец легко узнает страну производства и дату выпуска. Кроме того, код содержит данные о двигателе, включая его объем и тип трансмиссии.
VIN и номер кузова – одно и то же?
Эти буквенно-цифровые комбинации не всегда могут совпадать. И прежде чем узнать, где находится кузовной номер и VIN-код, следует разобраться в различиях между ними, чтобы избежать недоразумений с ГИБДД.
В последние годы все изменилось и улучшилось, что помогает несколько упростить жизнь современным людям. Так что в автомобильной промышленности код VIN постепенно заменяет номер кузова. На сегодняшний день 24 страны-производителя отказались от последнего в пользу первого. Важно знать, что если в машине 17 знаков, они уже включают номер кузова.
Между тем эти цифры и буквы могут отличаться, что для автовладельца не так удивительно, как их полное совпадение. Чаще всего это явление можно увидеть на иномарках. Путаница возникает из-за того, что кузовной номер может быть иностранным, а VIN-код — российским. В любом случае заранее не волнуйтесь и не паникуйте. Если эта информация совпадает с данными, указанными в TCP, нет преступления. В крайнем случае можно позвонить на горячую линию дилера или напрямую у производителя, чтобы выяснить возможность совпадения или несовпадения этих данных на конкретной марке и модели автомобиля.
Где находится номер кузова?
Информацию такого типа можно найти на заводской табличке и на самом кузове в моторном отсеке. В некоторых случаях он располагается под передними сиденьями или на лобовом стекле в специальном окошке.
Где найти ВИН-номер?
Поскольку в последнее время эти данные становятся все более и более идентичными, расположение VIN-кода также может совпадать с возможными местами, где нанесен номер кузова. В зависимости от марки, модели, года выпуска и некоторых других параметров автомобиля область расположения данных будет разной. Итак, места, где расположены VIN и номер кузова:
- на перегородке между двигателем и салоном.
- на напольном покрытии возле водительского сиденья;
- на торпеде со стороны водителя;
- на стойке двери водителя или переднего пассажира;
- внизу лобового стекла, в окошке штрих-кода;
- на стыке капота и лобового стекла;
- на лонжероне, ГБЦ, блоке цилиндров;
- на тарелке под капотом;
Обозначение VIN-кода
В 1977 году международный орган по стандартизации ISO утвердил закон о формате номера VIN автомобиля, благодаря которому каждый код уникален и никогда не может совпадать с кем-либо еще в мире. Это простой, но эффективный способ защитить свой автомобиль от угона. Буквенно-цифровые комбинации надежно защищены алгоритмом контрольного расчета. Узнав, где находится номер кузова данного автомобиля, а также вычислив значения, каждый может защитить себя от угнанного автомобиля. Строгое соблюдение стандартов ISO особенно характерно для автомобилей США. Но азиатские, российские и европейские производственные предприятия следуют этой системе, к сожалению, не всегда.
Для заполнения номера VIN разрешается использовать все цифры от 0 до 9, а также заглавные буквы английского алфавита, за исключением похожих друг на друга I, O и Q от 0 до 1. Код условно разделен на 3 части:
- WMI (3 символа) — Мировой индекс производителя. В каждой стране есть свой набор букв и цифр. Первый отражает географический район: 1-5 — Северная Америка; СЗ — Европа; AH — Африка; JR — Азия; 6-7 — Океания; 0, 8, 9 — Южная Америка. Вторая — это страна: с 10 до 19 и с 1А до 1Z — США; 2A-2W — Канада; 3A-3W — Мексика; из W0 в W9 и из WA в WZ — Германия. А третий настраивается производителем индивидуально.
- VDS (6 знаков) — описание автомобиля. В этой части вниманию представлена информация о конкретной машине, которая соответствует конструкторской документации производителя. Поэтому, зная, где на автомобиле находится номер кузова, вы можете получить необходимую информацию о своем автомобиле. Итак, с 4 по 8 включительно — символы, указывающие тип кузова и двигателя, модель, серию и т.д. Например, у Toyota есть 4-й и 5-й символы, если это пикап только с одной кабиной; 52 — трехдверный хэтчбек; 53 — седан; 63 — купе, 72 — универсал. Девятый символ — это число, по которому можно определить правильность VIN.
- VIS (8 знаков) — данные о модельном ряду и сборочном предприятии. Последние 4 символа в VIN-коде являются обязательными цифрами. Первая часть ВИС — это модельный ряд, а вторая — сборочный завод.
VIN-код на отечественных автомобилях
Где номер кузова на ВАЗе («Жигули»)? В большинстве случаев код находится в моторном отсеке. Если его там нет, вы должны посмотреть на нижнюю полку воздухозаборника. Кроме того, номер VIN может быть выбит на верхней части правой стойки крыла кузова, на правом верхнем ребре жесткости щита и на решетке радиатора. Расположение также зависит от модели ВАЗ.
Такая же ситуация и с автомобилями УАЗ. В зависимости от года выпуска, помимо штатных сидений, номер также может быть выбит на дверных петлях водителя или заднего левого пассажира. Если вам необходимо узнать, где находится номер кузова на УАЗ «Патриот», то вам следует искать его в моторном отсеке или в проеме правой передней двери на средней стойке.
В общем, со старыми машинами немного сложнее. Бывает, что нигде не найти VIN-кода. В этом случае рекомендуется поискать на специализированных ресурсах возможное расположение номера в зависимости от конкретной модели и года ее выпуска.
На автомобилях ГАЗель расположение VIN-кода идентично предыдущим версиям. Чтобы долго не искать, рекомендуется предварительно осмотреть пространство под капотом, на двигателе, а также на раме открытой водительской двери. Это основные зоны, где расположен кузовной номер ГАЗели».
ВИН-номер на авто иностранного производства
Чтобы лучше защитить автомобиль от угона, отечественные и зарубежные автопроизводители дублируют номера одновременно в нескольких местах на транспортном средстве. Например, на американских автомобилях VIN чаще всего встречается на лобовом стекле, где он соприкасается с капотом. Американцы также продублировали его на шильдике на водительской двери или в других частях кузова.
На немецких машинах, как и на русских, расположение зависит от года выпуска. Особенно, если речь идет о BMW. Если взять, например, «тройку» в кузове Е36, то есть целых 13 возможных мест для нанесения VIN-кода, начиная от балки бампера под декоративной панелью и заканчивая каркасом переднего сиденья. Однако на X5 он находится в небольшой коробке под капотом с правой стороны. В тех же местах вы можете найти VIN для Volkswagen и для Mercedes-Benz, в основном номер скрыт в окошке на лобовом стекле.
На азиатских автомобилях номер чаще всего встречается на номерном знаке, расположенном внизу средней стойки двери водителя. Кроме того, головка блока цилиндров и моторный отсек являются традиционными местами применения. Такой же ответ можно дать автовладельцам, интересующимся расположением номера кузова на Renault и других марках европейского производства. Особенно если машина новая. В этом случае, если его нет в окне на лобовом стекле, проще всего заглянуть в дверь или под капот.
Как проверить VIN автомобиля (идентификационные маркировки) перед покупкой. #7
Всем привет!
Это часть 7 большого руководства "Как выбрать и проверить автомобиль с пробегом перед покупкой".
Текстовая версия статьи ниже под видео. Выбирайте, что удобней.
Начните с внимательного осмотра маркируемых деталей кузова и идентификационных маркировок автомобиля. Номер VIN на кузове чаще всего расположен в подкапотном пространстве, на маркируемой панели у основания капота.
Также он может располагаться на опоре передней подвески («стакане») или на полу автомобиля, под сидением пассажира. Под сидением VIN скрыт ковриком, но в месте нанесения есть специальный инспекционный вырез.
Иногда VIN можно можно найти со стороны водителя. Перед осмотром автомобиля заранее узнайте где расположены идентификационные маркировки на выбранной модели авто.
На некоторых моделях автомобилей VIN наносится на металлический шильдик, который крепится к детали кузова заклёпками. Также VIN может быть продублирован в виде наклейки в дверном проеме и под лобовым стеклом автомобиля. Наклейка с VIN не должна иметь следов вторичного приклеивания.
Маркируемые детали кузова должны быть не повреждены, не иметь признаков вторичного окрашивания, таких как — отличающийся оттенок цвета, пылинки под краской, подтеки или отслаивание краски. Знаки номера должны хорошо читаться, не иметь сильных следов коррозии. Если у вас есть толщиномер, замерьте область самого идентификационного номера и всю доступную вам часть маркируемой детали, а также сопряженные с ней детали.
Если обнаруживаются следы вторичного окрашивания или шпаклевки, то велика вероятность того, что часть маркируемой детали вварена от другого автомобиля. Не связывайтесь с таким автомобилем или привлекайте эксперта-криминалиста для проверки, если есть сомнения.
Проверяя VIN под сидением пассажира, обратите внимание на болты крепления самого сидения. Если на болтах есть следы демонтажа – это повод более внимательно отнестись к проверке автомобиля и маркируемым поверхностям под сидением. Возможно, сидение снималось именно для того, чтобы внести несанкционированные изменения в маркировку. Например, чтобы вварить часть пола с VIN от другого автомобиля.
Если на маркируемых деталях и в местах соединения их с кузовом, вы видите кустарно наклеенную шумоизоляцию — это тоже серьезный повод насторожиться. Скорее всего, таким нехитрым способом злоумышленники скрыли сварные швы или другие дефекты маркируемой детали кузова. Под накладным декором может скрываться нехорошее.
Завод-изготовитель автомобиля использует только точечную сварку деталей кузова. Точки сварки на маркируемых деталях не должны быть окрашены вторично или иметь признаков высверливания.
Если на маркируемой детали вы видите кустарные сварные швы, неравномерно нанесенный герметик в местах соединения маркируемой детали с кузовом – уходите это этого автомобиля.
Конечно же, это только базовые признаки, а экспертная проверка выполняется более полно и требует соответствующей квалификации.
Номер рамы автомобиля можно найти заглянув в арку заднего правого колеса – это относится к автомобилям УАЗ, Mitsubishi Pajero, Great Wall. На автомобилях Toyota, Land Rover номер рамы нанесен в области переднего правого колеса.
А у Cadillac Escalade и большинства американских рамных автомобилей номер расположен в области задней правой двери. У «американцев» произведенных в России номер рамы дополнительно расположен под передней правой дверью.
Разные производители используют различные места для нанесения идентификационных маркировок, заранее выясните где располагаются и как выглядят маркировки на автомобиле, который вы собираетесь осматривать. Если номер рамы залит толстым слоем антикора, найти его не всегда просто.
Уделите внимание сохранности номера рамы. Не читаемый, сгнивший номер может создать сложности, при постановке на учёт.
Что касается номера двигателя автомобиля. В настоящее время, в московских регистрационных подразделениях ГИБДД номер двигателя проверяется на предмет:
1. Факта скрытия, подделки, изменения, уничтожения номера.
2. Несоответствия модели двигателя той, которая была установлена заводом-изготовителем автомобиля.
3. Нахождения номера двигателя в базе розыска.
Положительный результат по любому из трех пунктов – причина отказа в регистрации транспортного средства.
Несоответствие номера двигателя в ПТС и под капотом — не имеет значения. Повторюсь – модель двигателя должна совпадать.
Если двигатель был заменен, то автомобиль может не числиться в розыске, а двигатель – вполне. Числится ли номер двигателя в розыске вы сможете узнать только от инспектора на линии осмотра в регистрационном подразделении ГИБДД. Никаких доступных баз данных, которые позволят выяснить это заранее – нет.
В действующем приказе МВД РФ №605 основания отказа в регистрационных действиях, в части номерных агрегатов, сформулированы так:
«обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационных номеров транспортных средств, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя) идентифицирующих транспортное средство, <1> либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных), за исключением транспортных средств с измененной маркировкой транспортных средств и номерных агрегатов в результате естественного износа, коррозии, ремонта или возвращенных собственникам или владельцам после хищения, при условии их идентификации;»
Казалось бы, нет ни слова о том, что проверяется только модель двигателя, но не номер: «несоответствия… номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах». Тем не менее, повторюсь, в Москве номер двигателя значения не имеет.
Практика постановки автомобиля на учёт, с заменённым двигателем, что касается номера двигателя, в различных регионах России может отличаться. Вероятно, виной тому неточные формулировки в действующем административном регламенте по регистрации транспортных средств, а также различные методические указания для сотрудников.
Продолжая осмотр автомобиля, обратите внимание на ремень безопасности в салоне автомобиля. У основания ремня есть нашитая бирка. Обычно, на ней нанесена дата выпуска ремня. Ремень может быть старше автомобиля на 1-3 месяца, так как ремень производится раньше автомобиля, но уж точно дата на ремне не должна быть позднее выпуска автомобиля. Если ремень моложе самого автомобиля, возможно, его меняли. Это могло произойти после ДТП, когда ремни утратили свою работоспособность. Но может быть вариант похуже. Если ремни сильно старше автомобиля и тем более моложе, то перед вами может быть угнанная машина. VIN на кузове вварен от другого автомобиля и от того же автомобиля вам показывают ПТС. Эти бирки-нашивки могут просто удалены. Всё это поводы уделить самое пристальное внимание идентификационным маркировкам и документам на авто.
Следует понимать, что злоумышленники могут перекинуть ремни безопасности с автомобиля-донора. Но чаще всего доноры от которых берут маркировочную панель и документы – это автомобили после ДТП, в котором они были тотально уничтожены, а значит и ремни там уже неисправны.
В любом случае, лучше подстраховаться и подъехать к посту ГИБДД с просьбой проверить идентификационные маркировки автомобиля. Если вы «благодарный» автолюбитель, то сотрудники ДПС проверят документы автомобиля, проверят автомобиль по базе розыска и проверят маркируемые детали кузова на предмет несанкционированного изменения. Но следует понимать, что рядовой сотрудник ДПС не является экспертом-криминалистом, поэтому если хотите максимальную «подстраховку», то предложите продавцу поставить машину на учет вместе с вами и произвести расчет после проверки автомобиля экспертом на линии осмотра в ГИБДД.
К сожалению, это вся информация, которую можно подать в простой форме, автолюбителю не имеющему опыта исследования идентификационных маркировок автомобилей. Опытный эксперт-криминалист знает особенности маркировочных шрифтов и их нанесения для каждой марки и модели автомобиля.
Эксперт знает как отличить полиграфию и элементы защиты оригинальной маркировочной таблички от поддельной, а также способ нанесения клея и даже особенности клеёв у определенных производителей. К примеру, клей маркировочной таблички Toyota выступает по периметру таблички и светится в ультрафиолете.
А если маркировочная табличка металлическая, то эксперт без труда определит ее оригинальность даже по заклёпкам, которыми табличка крепится к кузову автомобиля.
Не владея подобной базой знаний, накопленной с опытом осмотра десятков тысяч автомобилей, а также теоретической базой знаний – вам не удастся установить оригинальность идентификационных маркировок автомобиля наверняка. Тем не менее, если у вас есть интерес к этой теме и вы хотите получить теоретические знания, могу порекомендовать книгу, которая считается «библией» автоэксперта-криминалиста.
Книга называется «Исследование маркировочных обозначений легковых автомобилей зарубежного производства.», автор книги А. А. Нагайцев. Книга не новая, некоторая информация в ней устарела, но базовые ориентиры остаются актуальными и по сей день. Книга давно не переиздавалась, найти её новую, в бумажном виде у вас вряд ли получится, а вот в электронном виде она присутствует в сети Интернет. К слову, сам Александр Нагайцев, имеет примечательную биографию, связанную со своей профессиональной деятельностью.
Паспортные данные
К паспортным данным автомобиля относят идентификационные номера транспортного средства (ТС) или шасси и идентификационные номера цельнометаллического кузова или кабины, двигателя.
Идентификационный номер ТС (VIN) нанесен на автомобилях с цельнометаллическим кузовом на наружной панели передка под капотом с правой стороны по ходу движения автомобиля (см. рис. 1.1, вид по стрелке «А»).
Рис. 1.1. А – место нанесения VIN автомобилей; В – место нанесения идентификационного номера кузова или кабины
Идентификационный номер ТС (VIN) на автомобилях с платформой наносится на правом лонжероне рамы перед передним кронштейном задней рессоры (рис. 1.2)
Рис. 1.2. Место нанесения VIN автомобилей с платформой или идентификационного номера шасси:
1 – место нанесения идентификационного номера; 2 – передний кронштейн задней рессоры; 3 – лонжерон рамы правый
Пример нанесения VIN автомобиля: Х96221710 В0442069, где:
Х96 – международный идентификационный код изготовителя;
221710 – индекс автомобиля;
В – код модельного года (В — 2011 г., С — 2012 г.);
0442069 – порядковый номер автомобиля.
Модельный год – период, равный в среднем календарному году, в течение которого выпускаются автомобили с одинаковыми конструктивными признаками.
Идентификационный номер кузова или кабины наносится под капотом на наружной панели передка с левой стороны по ходу движения (см. рис. 1.1, вид по стрелке «В»).
Пример нанесения номера кузова (кабины): 221710В0214476, где:
221710 – индекс кузова;
330200 – индекс кабины;
В – код модельного года;
0214476 – порядковый номер кузова (кабины).
Идентификационный номер шасси наносится только на автомобилях (шасси), предназначенных для поставки другим предприятиям для изготовления специзделий. Идентификационный номер шасси бортовых автомобилей наносится на правом лонжероне рамы перед передним кронштейном задней рессоры. Идентификационный номер шасси автомобилей с цельнометаллическим кузовом наносится под капотом на наружной панели передка с правой стороны.
Пример нанесения номера шасси: 231000В0102526, где:
231000 – индекс шасси;
В – код модельного года;
0102526 – порядковый номер шасси.
Идентификационный номер двигателя выбит на блоке цилиндров с левой стороны.
Пример нанесения идентификационного номера двигателя: 4216СР В0801271, где:
4216СР – индекс двигателя;
В – код года выпуска;
0801271 – порядковый номер двигателя.
Вариант комплектации двигателя обозначен буквенно-цифровым кодом (два последних знака индекса двигателя).
Паспортные данные автомобиля также указаны на заводской табличке (рис. 1.3), расположенной на задней стойке правой боковины кабины.
Рис. 1.3. Пример заводской таблички с паспортными данными, где:
а – номер одобрения типа транспортного средства;
b – идентификационный номер ТС (автомобиля);
с – максимально допустимая полная масса автомобиля;
d – максимально допустимая полная масса автомобиля с прицепом;
е – максимально допустимая нагрузка на переднюю ось;
f – максимально допустимая нагрузка на заднюю ось;
g – индекс двигателя.
Рядом с заводской табличкой на автомобиле установлена специальная табличка, на которой приведена информация о международных сертификатах (официальных утверждениях), распространяющихся на все семейство (модификации) автомобилей данной категории.
Список международных сертификатов, распространенных на Ваш автомобиль, приведен в сервисной книжке.
К паспортным данным шасси, поставляемым другим предприятиям для изготовления специзделий, относят идентификационные номера шасси, кабины (кузова) и двигателя. На шасси не устанавливается заводская табличка «ГАЗ» и не наносится идентификационный номер автомобиля.