Как собирают Rolls-Royce
До завода, где выпускают Rolls-Royce, километров десять – во всяком случае, так показывает навигатор, и на этой машине ему веришь. Мы едем на черном, почти шестиметровом Phantom Series II по живописным сельским дорогам графства Сассекс – «старая добрая Англия» окружает со всех сторон, и это, казалось бы, должно вселять спокойствие. Но не тут-то было: попробуйте сами сесть за руль ну очень длинного автомобиля и поехать «по встречке» – движение-то левостороннее. Выезжая с бокового проезда, приходится смотреть направо, а не налево, на круговом перекрестке ехать не против часовой стрелки, а наоборот. Да еще к рукоятке передач на руле не сразу привыкаешь.
Завод в Гудвуде открыли в 2003 году, через пять лет после того, как знаменитый британский бренд с нескромным слоганом «Самый дорогой и самый неэкономичный автомобиль в мире» перешел в руки концерна BMW. Внешне он скорее похож на обычный двухэтажный офис из стекла и стали – двигатели, коробки передач, шасси и многие другие составные части Rolls-Royce делают в Баварии. Здесь нет привычного для крупных автомобильных заводов движущегося конвейера. За все время нашего двухчасового хождения по цехам собранные на разных стадиях лимузины так и не сдвинулись с места, оставаясь «в руках» своей бригады. Чуть позже мы узнали, что на каждом этапе бригаде отводится 75 минут «на все про все», а если кто-то замешкается, на помощь придут рабочие соседнего стенда.
В Гудвуде практически не выпускают автомобили «просто так»: все машины делаются под заказ, согласно пожеланиям клиента, поэтому на стендах висят «шпаргалки». Вот на этот черно-белый Phantom для покупателя из Абу-Даби следует установить сиденья горчичного цвета из крокодиловой кожи, а на розовый Ghost – красные, из буйволиной. То же самое и с отделкой салона: кто-то предпочитает, чтобы панель была отделана вставками из бомбейского розового дерева, кто-то – из австралийского ореха.
Между нами и сборкой – красная линия, за которую зевакам вроде нас заступать нельзя. Все детали собираемого автомобиля – крылья и двери, капоты и бамперы– укутаны в специальные матерчатые чехлы, повторяющие их формы, и на них красуется лаконичная надпись «Не прислоняться!», а кое-где и предостерегающая: «Здесь не нажимать!» На сборку каждого Rolls-Royce отводится 450 часов, а компьютер «на выходе» покажет ошибки и недочеты на каждом ее этапе. Тот, кто виноват, пару недель будет красоваться на своеобразной доске почета. Впрочем, такое тут случается редко, как нам объяснили в ОТК, где каждый новый автомобиль в течение четырех дней (Phantom) или двух (Ghost) подвергается тщательной проверке на стендах и дорогах Сассекса.
В лакокрасочном цехе (каким-то непостижимым образом здесь не пахнет ни лаком, ни краской) нам рассказывают, что будущий владелец может выбирать из 44 тысяч оттенков цвета, и на его автомобиль нанесут 12 слоев краски с обязательной полировкой каждого слоя. «У нас очень строгие контролерши покраски и полировки, – говорит наш гид Питер Гест, – и пока они не дадут отмашку, к следующей операции приступить нельзя. Мы прозвали их вполне предсказуемо – «железные леди».
Можно заказать лимузин «богатой» расцветки, например, desert gold, где на каждый слой требуется золота на 23 тысячи фунтов стерлингов. Одна дама пожелала окрасить свой Ghost в цвет любимой губной помады, другая пришла со спаниелем, и ее новый Phantom должен точь-в-точь соответствовать цвету собачки. Выполняя это пожелание, инженерам пришлось проделать кропотливые исследования – взять образец шерсти и воссоздать цвет сначала на компьютере, а потом и в малярном цехе. Каждый седьмой клиент заказывает двухцветное авто – с самыми невероятными сочетаниями красок и оттенков. И здесь Россия не отстает: по уверениям Питера Геста, в мире существует лишь один Ghost желто-зеленого цвета, и ездит на нем наша соотечественница. Недалеко от нее ушел и китаец, который некогда учился в одном из университетов в Эдинбурге и в память об этом чудесном времени зарезервировал Phantom в шотландскую клеточку.
Многие клиенты ведут свою машину от заказа до сборки (всреднем процесс занимает полгода). Сначала они моделируют свой автомобиль на компьютере в дилерском центре, а затем приезжают в Гудвуд. Посещение завода, как считает генеральный директор Rolls-Royce Motor Cars Торстен Мюллер-Отвос, важный этап во взаимоотношениях с клиентами, особенно в эпоху кризиса. «Несмотря на то что в прошлом году мы выпустили рекордное число автомобилей – 3538единиц, кончились времена, когда Rolls-Royce покупали без разбора, сегодня клиент, будь он арабским шейхом или китайским нуворишем, хочет знать, во сколько обходится то или иное его пожелание. Один из наших постоянных клиентов из Америки, назовем его мистер Фукс, днюет и ночует на заводе. И это неудивительно: он практически каждый год покупает у нас новый автомобиль, в разных комплектациях конечно же. На сегодняшний день их у него пять, и на последнем выгравированы названия всех марок автомобилей, на которых он ездил в своей жизни. Получая его, он пожал всем рабочим руку и подарил по шоколадке».
Приезд клиента на завод порой приводит и к не столь трогательным последствиям– увидев в соседнем боксе более навороченный вариант, он может «передумать» и потребовать такой же. Так, некий индус отменил отправку только что принятого им Phantom, когда увидел, что на капоте соседней машины красуется знаменитая фигурка «Дух экстаза» из чистого золота. Сотрудникам Rolls-Royce еле-еле удалось убедить жителя Калькутты в том, что такую фигурку (плюс еще 45000 долларов к общей цене) дошлют с курьером. В Rolls-Royce может быть все что угодно: фарфоровый набор Wedgwood для пикника, винный погреб, всего лишь одно, но необъятное кресло сзади (для знаменитого борца сумо из Японии), золотые портсигары и пепельницы, россыпи жемчуга на передней панели, приборы из кабины «Боинга» и еще много чего.
На стенде, где происходит окончательная полировка готового к отправке автомобиля, я, улучив момент, когда ближайшая «железная леди» отвлеклась, пару раз «прошелся» по левому заднему крылу. Затем смахнул несуществующую пыль подаренным только что лоскутом выделанной кожи из обивочной мастерской. Вроде сошло – через минуту-другую Phantom отправился на склад готовой продукции.
Стежки и корешки. Репортаж с завода Bentley
Примерно каждый десятый в Кру трудится на заводе Bentley Motors, а автомобили с крылатой «B» на капоте попадаются тут чаще, чем в Лондоне Фото: Денис Орлов
На автомобильный завод Bentley в небольшой чеширский городок Кру я приезжаю в четвертый раз. Один раз даже беседовал с членом правления Bentley Motors Ltd госпожой Марли Рогэ, отвечающей за набор персонала. Начальник отдела кадров, по-нашему. Пожаловалась мне главный кадровик Bentley, как трудно в наши дни набрать высококвалифицированных специалистов. Краснодеревщиков нашли всего двух на весь Чешир! Молодежь сидит в соцсетях, руками делать ничего не умеет и учиться не хочет. Я же вспомнил, как на ЗиЛе, услышав, что закончил десятилетку, меня сразу назначили помощником бригадира и с первого месяца я стал получать вдвое больше отца, кандидата технических наук. В общем, к заводам у меня давний интерес.
Bentley Continental GT покидает конвейер. Своей скульптурностью автомобиль обязан суперформингу — методу изготовления внешних кузовных панелей без применения массивных прессов Фото: Денис Орлов
Завод в Кру помнит войну, хотя на его кирпичных стенах и не осталось следов маскировочных пятен, как, допустим, на заводе Jaguar в Касл-Бромвич. В годы Второй мировой в Кру собирали легендарный авиадвигатель Rolls-Royce Merlin, это была одна из тех «призрачных фабрик», что британское правительство заблаговременно рассредоточило по глубинке от налетов Люфтваффе. Цеха возвели прямо посреди картофельного поля. С воздуха они выглядели типичными коровниками.
Bentley Continental GT Convertible на посту окончательного контроля. Особое освещение позволяет выявить мельчайшие повреждения лакокрасочного покрытия Фото: Денис Орлов
Притом за всю войну Кру пережил единственный налет. Один-одинешенек «юнкерс» сбросил всего пару бомб. На беду в ту ночь аэростаты воздушного заграждения были спущены — синоптики обещали грозу. Самолет подобрался на бреющем полете, что исключило применение дальнобойных зениток. А зениткам ближнего боя мешали стрелять. сложенные вокруг них мешки с песком. В итоге, отбомбившись, «юнкерс» вернулся невредимым на свой аэродром во Франции, чтобы спустя год быть сбитым где-то на Восточном фронте.
Выпускать автомобили в Кру начали с началом эры реактивной авиации. Так это происходило в 1950-е. Фото: Bentley Motors
Эта история могла предстать в иронической обертке, в духе Джерома К. Джерома или Пелэма Вудхауза, если бы не последствия: упавшая 29 октября 1940 года в 3.09 утра на 16-й цех немецкая авиабомба убила 17 человек и ранила еще 60. На том месте установлен памятный знак. От него всякий раз начинаются экскурсии по предприятию.
. а так это происходит сейчас. С помощью манипулятора Andron Handling рабочий в одиночку устанавливает в кузов приборную панель, собранную на другом участке Фото: Денис Орлов
Впрочем, англичане не были бы англичанами, если бы не нашли повод для иронии в самых трагических обстоятельствах. После налета рабочие составили петицию лорду Бивербруку о безобразной работе ПВО. В ответ рабочим раздали 3000 касок — по числу подписавших петицию.
Даже в капиталистическом обществе не обойтись без наглядной агитации. 1.8 — это некий коэффициент качества, к которому стремится цех Фото: Денис Орлов
Гид ведет нашу группу вдоль сборочного конвейера, где неспешно обрастают прибавочной стоимостью спорткупе и кабриолеты Continental GT. На табло цифры: план — 54 машины в день, факт — 49. Смене срежут заработок за невыполнение плана? «Мы ставим качество выше количества!» — важничает провожатый. А как, помню, гнали план на ЗиЛе! Впору снова порассуждать об эффективности производства. В Кру 4000 работников при полном отсутствии спешки выдают свыше 10 000 автомобилей в год.
А это уже более конкретный призыв — не забывать обматывать скотчем кольца на руках, чтобы не поцарапать кузов Фото: Денис Орлов
Можно ли сравнивать? Уж точно не потому, что в кузове ЗиЛ-130 деревянных деталей не меньше, чем в салоне Bentley Mulsanne. Впрочем, кроме грузовиков ЗиЛ строил элитарные, баснословно дорогие по меркам СССР лимузины. В цех №6, где их собирали, посторонних не допускали. По заводу о шестом цехе ходили легенды. Рассказывали, будто там трудится обойщик, единственный, кому доверяется обтягивать пурпурным плюшем сиденья лимузина для дорогого Леонида Ильича. Эталоном для зиловского спецпроизводства выступали изделия из Кру.
Конструкция и дизайн внутрицехового электрического тягача Linde созданы в компании Porsche Engineering Фото: Денис Орлов
Так ли принципиально, выпускаешь грузовики, автобусы, малолитражки или роскошные лимузины? Грамотная постановка дела, высокая производственная культура только на пользу. На Bentley Motors чистоту в цехах сделали одним из критериев качества.
Наш гид Джонатан О'Дрисколл у шкуры быка. Из 6–17 таких шкур выйдет роскошный автомобильный интерьер Фото: Денис Орлов
Наш гид, лощеный и предельно предусмотрительный, чьи отец и дед, и многочисленные родственники, разумеется, тоже трудились на этой фабрике, всячески подчеркивает преемственность британских традиций. Окрашивая при этом свой рассказ на чеширский лад. Customer у него становится «кустомер», bus — «бус», lovely — «лувли», younger — «юнге». Слыша такое, мы начинаем переглядываться и улыбаться шире небезызвестного кота. Куда нам, с оксфордским произношением московского розлива!
Так происходит дефектовка шкур для обивки интерьеров Фото: Денис Орлов
Узлы и агрегаты, уложенные по сторонам конвейера, несут немецкую маркировку. И главный дизайнер Bentley Motors — Штефан Зилафф, ветеран с 30-летним стажем работы в группе Volkswagen. И сваренные кузовы семейств Continental GT, Flying Spur и Bentayga везут из саксонского Мозеля (в Кру целиком делают только самые дорогие кузовы, для модели Mulsanne). И даже внутризаводской транспорт — немецкий, марки Linde.
Оптимальный раскрой кожи осуществляет цифровой режущий плоттер Zünd швейцарского производства Фото: Денис Орлов
Вопрос не в том, что британского осталось в Bentley. Вопрос, смогла бы сегодня компания торжественно отмечать «100 исключительных лет», не окажись вовремя в педантичных немецких руках? ЗиЛ вот не дожил до своих ста. Положа руку на сердце, британский дух теплится в машинах Bentley исключительно благодаря немцам! А могли, были в полном праве бросить вызов эпохе узких лацканов и крупной клетки «принц уэльский». Но не сделали. Наводя на здешнюю пастораль перекрестья своих прицелов, пилоты Люфтваффе точно не могли представить себе подобной перспективы! Конкурирующая с Bentley марка Rolls-Royce тоже принадлежит немцам, и Mini, и, поговаривают, даже чрезвычайно заносчивая компания Aston-Martin. Машина этой марки непременно предстанет в очередной серии бондианы, только теперь рассекать на ней будет женщина, да еще темнокожая — сами британцы до такого никогда не додумались бы. А Jaguar с Land-Rover и вовсе выкуплены индийцем. А что там еще осталось от некогда величественной, как «юнион джек», британской автомобильной промышленности?
Так размечают отверстия на кожаной оплетке рулевого колеса Фото: Денис Орлов Звездный час Bentley наступил в 2002 году, когда королева Елизавета II пересела с Rolls-Royce на Bentley State Limousine Фото: Денис Орлов
На заре моторизации шасси автомобиля и кузов к нему и вовсе приобретались порознь. Причем кузов строили по индивидуальной мерке, на заказ. И даже говорили не «построить кузов», а «пошить», не «кузовная мастерская», а «ателье». Слава британских кузовных закройщиков простиралась далеко за пределы Соединенного Королевства. Такие имена, как Barker, Gurney Nutting, Mulliner, Park Ward, Thrupp & Marberly, знатоки до сих пор произносят с придыханием.
Мужчина, умеющий обращаться с утюгом, — завидный жених. Вместо утюга марки Russell Hobbs вполне могли использовать утюг марки Bentley — есть и такой Фото: Денис Орлов
Прогресс нещадно поглотил кузовщиков. Хорошо еще, пока не уничтожил традицию классического мужского костюма. И хотя Пимз-лейн в Кру далеко до лондонской Севилл-роу, все же именно здесь сосредоточены и продолжают культивироваться старинные ремесленные навыки. Более того, отделение персонализации Bentley Motors по-прежнему называется Mulliner.
На подголовниках сидений обычно вышивают крылатый логотип Bentley (4760 стежков на германской вышивальной машине ZSK Sprint 7) Фото: Денис Орлов
Обойный цех — вот где можно полной грудью вобрать британского духа и, что называется, сомлеть от пошива. Рудимент и атавизм индустрии, отблеск каретной эпохи. В этом цеху применяются те же методы и материалы, что и в XIX веке. Здесь изготавливают сиденья и обивку интерьеров. В этой, как сейчас модно говорить, «компетенции» Bentley Motors нет равных во всей группе Volkswagen. Задумают, допустим, в Audi или Lamborghini или даже в Skoda разработать новый фасон кожаного сиденья — непременно летят в Кру за опытом.
В цехе деревянной отделки, в особом помещении с постоянной влажностью хранится шпон самых экзотических пород древесины со всех концов света Фото: Bentley Motors
Еще в один из прошлых приездов сюда меня поразило обилие молодых лиц. Казалось, от их улыбок в цехе становилось еще светлее. А в обойном цехе без хорошей освещенности никак. Иначе ненароком можно угодить швейной иглой в мягкие ткани какого-нибудь важного гостя, слишком увлекшегося экскурсией. На моей памяти на заводах с освещением всегда жмотничали. Это ж дополнительные расходы. Заботу о зрении сотрудников перекладывали на природу. Но призванные пропускать свет огромные стеклянные плафоны обычно покрывал многолетний слой копоти, потому что мойка — тоже накладные расходы. А в Bentley Motors светло. Завод полностью обеспечивает себя (и еще половину Кру) электричеством от солнечных батарей — ими здесь застелены крыши всех цехов и даже навесы на парковках.
Изготовление «деревянного набора» для отделки интерьера одного автомобиля занимает от 13 до 47 часов Фото: Bentley Motors
На тех, кто постарше, в обойном цехе возложена еще и общественная нагрузка: развлекать таких проныр, как я. Вот обшивают кожей рули. Чтобы стежки получились максимально равномерными, кожу размечают. обычной столовой вилкой. Не верите? Тотчас извлекается таковая, действительно, самая заурядная, штампованная, из ИКЕА. Детская загадка: два удара — восемь дырок. Экскурсовод подводит завершающий штрих: «Правда, когда мы строили автомобиль Ее Величеству Королеве, мы пользовались серебряной вилкой!» Это мне в отместку за въедливые расспросы о кузовах.
Шпон раскладывают симметрично, из-за чего иногда на детали возникают картины, пригодные разве что на роль курьезного экспоната Фото: Денис Орлов
Наступает звездный час экскурсовода. Он обрушивает на наши уши просто-таки лавину цифр. «На пошив салона Bentley Continental GT затрачивается 27 часов и 100 метров нити, это как от земли до шпиля Биг-Бена! Вышивка эмблемы Bentley на подголовнике состоит из 4760 стежков! На каждый салон Continental GT уходит до 9 бычьих шкур, а на Mulsanne — до 17!» Прочистив сознание числами, гид резюмирует: мы утилизуем отходы мясной промышленности (в смысле — шкуры), а вместо одного срубленного дерева (для отделки салона) высаживаем целых три.
Улыбчивые лица, затейливые разноцветные татуировки на бицепсах и предплечьях, серьги и фенечки — это проблема с кадрами, называется? Впрочем, первое, что встречает в цехе деревянных изделий, — это робот ABB, деловито наводящий глянец на приборную панель из экзотического африканского дерева «сапеле» (Entandrophragma cylindricum).
Роскошные британские автомобили для королевских кровей: история завода Rolls-Royce
Toyota готовится нанести «удар» Rolls-Royce: новый внедорожник Century «засветился» на фото
В России продается уникальный пикап ИЖ-27171-063 «Охотник» с мотором от «Нивы»
Дилеры отказываются продавать новую Lada Niva Travel: у нее серьезные дефекты
Популярное за неделю
За сколько метров надо тормозить перед дорожной камерой, чтобы не получить штраф?
Представлен новый 7-местный КамАЗ-6522 «Рысак» 2024 вместо Toyota Highlander в России
Представлен новый 7-местный кроссовер Москвич-2140 2024 по очень выгодной цене
Снимайте клеммы у аккумулятора только по такой схеме и вы сохраните все настройки авто
Представлен новый ИЖ «Ода» 2024 как первый кроссовер от «АвтоВАЗа» за 1 млн рублей
Если во время беседы заходит речь о самых роскошных и дорогих автомобилях, то абсолютно точно в памяти знакомых с мировым автопромом людей всплывает название английской компании Rolls-Royce.
Истоки своей деятельности известный британский производитель берет в далеком 1904 году, когда два англичанина решили создать совместную фирму по производству автомобилей. Молодой и обеспеченный студент Чарльз Роллс, у которого был личный автомобиль и салон по продаже самодвижущихся колясок, договорился с инженером Генри Ройсом, одержимым идеей создания надежного автомотора, о совместной работе.
Одним из первых собранных ими автомобилей стал Серебряный Призрак. 40/50 HP с альтернативным именем Silver Ghost появился в 1907 году. Эта машина несла под своим капотом воплощение мечты Ройса об идеальном двигателе – шестицилиндровом объемом 7 литров. Спустя некоторое время объем увеличили до 7,5 литров. К сожалению, радость Роллса своим детищем была недолгой. Будучи летчиком, он разбился в 1910 году на авиашоу.
Автомобиль же выпускали вплоть до 1925 года. Также в 1922 году компания произвела baby Rolls-Royce – небольшую 3-литровую машину для тех представителей среднего класса, кто ездил за рулем сам.
В 1926 году на смену «призраку» приходит RR New Phantom, большой экипаж, который собирали как в Англии, так и на заводе в США.
В 30-х годах двигатели Ройса активно использовали гонщики для установления скоростных рекордов. Меж тем, шасси Phantom второй версии переработали и сделали более комфортным, чтобы пассажиры могли спокойно переносить поездки на большие расстояния. Так, построенный на его платформе купе Park Ward Continental мог развивать скорость 148 км/час, причем до сотни ему требовалось всего 20 секунд.
Мощность двигателей, производимых компанией, росла. Так Phantom III получил V12 объемом 7,3 литра. Его динамика была лучше предшественника – до сотни всего за 17 секунд.
Конечно, во время Второй мировой войны Rolls-Royce бросил все силы на изготовление авиационных двигателей. Но уже в конце 40-х годов в Англии выпустили первый серийный автомобиль Silver Dawn с цельным металлическим кузовом. Практически все машины разошлись по всему миру, а часть сделали под заказ для частных коллекций. В период с 1951 по 59 годы объем шестицилиндрового двигателя Silver Dawn вырос с 4,2 до 4,9 литров.
В 1950 году члены королевской семьи выбрали Phantom IV в качестве средства передвижения вместо Daimler. Будущая королева Елизавета II стала одним из первых пассажиров Фантома – так началось многолетнее сотрудничество обитателей Букингемского дворца и компании Rolls-Royce.
В 1955 году выходит 5-литровый Silver Cloud в стальном кузове. Он развивает скорость 170 км/час.
А в конце 50-х годов на смену четвертой модели приходит более популярный Phantom V. Его покупают многие звезды, в том числе Джон Леннон, который разукрасил первоначальный белый цвет в безумство красок.
В 1965 году компания выпускает Silver Shadow. Это был автомобиль с несущим кузовом и двигателем мощностью 220 л.с., который разгонял машину до 190 километров в час.
В 1970-е годы компанию пришлось разделить на авто- и авиакомпании. Уже в 1980 году оборонное предприятие Vickers купило автомобильное предприятие RR и стало выпускать Роллс-Ройсы и Бентли. Отделение Роллс-Ройс продолжает выпускать лимузины, а также в середине 80-х вышел современный Silver Spirit II, который заменил Shadow, но при этом сохранил его кузовные элементы.
В 90-е годы компания BMW приобретает права на британскую автофирму. Именно с двигателем BMW V12 объемом 5,4 литра выходит новая модель RR Silver Seraph.
В 21 веке конструкторы компании выпустили обновленный Phantom. А уже в 2012 году появился Phantom Series II.
Позднее в компании выпустили еще одну линию Ghost. Так руководство компании поддерживает параллельный выпуск двух серийных роскошных автомобилей.
В настоящее время компания не может похвастать бурным развитием. На планете новые автовеяния и экомоторы. Компанию пытаются спасти роскошные внедорожники Cullinan. «Дух экстаза» еще жив, и более чем 100-летняя история компании с фигуркой богини Ники на капоте до сих пор продолжается.
masterok
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите название этой автомобильной марки Rolls-Royce? Роскошь, престиж, комфорт, надежность? Вы абсолютно правы. Все это неизменно характеризуют автомобили, выпускаемые вот уже более ста лет компанией Rolls-Royce, историю который мы расскажем.
Автомобили марки Rolls-Royce стали в наши дни настоящей легендой. За всю историю этой марки было выпущено немного больше 20 моделей. Именно этим фирма отличается от других известных производителей автомобилей, которые постоянно выпускают все новые и новые модели. Но фирма Rolls-Royce всегда заботилась не о количестве марок, а об их качестве. Фирма всегда в первую очередь отождествляла марку с престижем. Эта тенденция сохранилась ми в наше время. Каждую свою модель компания стремится довести буквально до совершенства.
Фирма Rolls-Royce выпускает мало моделей. Именно из-за этого каждая модель фирмы превращается буквально в легенду своего времени. Даже если выпуск автомобиля произошел достаточно давно, автомобили все равно прекрасно продаются. В двадцатом веке эти британские автомобили пользовались большой популярностью у звезд шоу-бизнеса, известных политиков и бизнесменов всего мира.
Как же все это начиналось?
Один из основателей — Чарльз Стюарт Роллс.
Основателями компании Rolls-Royce были Чарльз Стюарт Роллс (Charles Rolls) и Фредерик Генри Ройс (Frederick Henry Royce), фамилии которых и составили название марки, а их начальные буквы — логотип — две переплетающиеся буквы «R» на красном фоне, сменившимся на черный после смерти Генри Ройса. Отцы – основатели по сути дела заложили все этапы развития компании. Очень часто бывает, что бизнес организовывают люди, дружившие еще в детстве. Здесь же было совсем не так. Они не только не были знакомы, но и происходили, можно сказать, из противоположных слоев общества. Но они смогли объединиться. Тем самым они обеспечили появление на свет самого роскошного автомобиля двадцатого века.
Фредерик Ройс родился в городе Алватор (графство Линкольншир) 27 марта 1863 года. В детстве он и мечтать не мог о том, чтобы стать уважаемым и очень богатым человеком. Отец его был мельником, но очень быстро разорился. Уже в 10 лет Фредерик вынужден был начать работать. Чем только в те времена не пришлось ему заниматься! Ему довелось поработать разносчиком газет и телеграмм. Работал он и на железной дороге.
Но, несмотря на то, что Фредерик вынужден был очень рано начать работать, желание учиться у него не пропало. Он прекрасно понимал, что от тех знаний, которые он сумеет получить, зависит все его будущее. В свободное время Ройс осваивал азы электротехники, изучал математику и иностранные языки. Особенно увлекала его электротехника. РОйс обладал инженерным складом ума. Это этой работы он получал огромное удовольствие.
Frederick Henry Royce
Первой работой, которая была напрямую связана с увлечением Ройса, была должность в компании Хайрема Максима, хозяин которой известен всему миру как изобретатель пулемета, названного по его фамилии. Эта работа Ройсу очень нравилась. Но он не оставлял мечты о создании своей компании. С самого начала он начал откладывать деньги. Именно они должны были стать стартовым капиталом для его будущей фирмы.
В конце концов, мечта его сбылась. Вместе с другом Ройс организовал в Манчестере фирму F.H. Royce & Co. Дела у фирмы пошли очень неплохо. В 1903 году Ройс приобрел свой первый автомобиль. Это стало поворотным моментом в истории фирмы. Он приобрел французский автомобиль Decauville. Машина оказалось просто ужасной. Технические проблемы, постоянно возникавшие при использовании автомобиля, вызывали у Фредерика негодование. Для его души инженера это было просто невыносимо. Кончилось дело тем, что Ройс решил создать свой автомобиль, который полностью устраивал бы его.
Фредерик оказался действительно гениальным инженером. Всего через год он сумел представить свой автомобиль. Пресса отзывалась об автомобиле очень хорошо, так как он был несравнимо лучше французских машин. Автомобиль был очень надежен, имел прекрасные ходовые характеристики и стоил всего 395 фунтов. Конечно, по тем временам это были немалые деньги. Но их невозможно сравнить с теми суммами, которые через какое-то время стали нужны для покупки автомобиля Rolls-Royce.
У Чарльза Роллса жизнь складывалась по-другому. Он происходил из очень богатой и знатной семьи. Роллс получил прекрасное образование. У него были дипломы из Кембриджа и Итона. Инженерным делом Роллс заинтересовался именно во время учебы. Первым автомобилем, который появился у Роллса, был Peugeot Phaeton, который ему купил отец еще во время учебы в Кембридже. Чарльз достаточно быстро сумел освоить этот автомобиль. Более того, он очень часто принимал участие в различных гонках. Один раз ему даже удалось установить мировой рекорд по скорости.
Любовь Роллса к автомобилям была поистине безгранична. И не приходится удивляться тому, что после окончания обучения он решил связать свою жизнь именно с автомобилями. Он открыл компания, которая занималась продажей автомашин.
В 1902 году была организована компания CS Rolls & Co. В основном эта компания занималась продажей автомобилей. К ее работе Роллс сумел привлечь Клода Джонсона, человека, очень известного в этой отрасли. Дела компании пошли прекрасно. Очень скоро компания Роллса стала одним из крупнейших британских продавцов автомобилей.
Хотя Роллс и начал свою деятельность с продажи готовых автомобилей, он продолжал мечтать о создании такой машины, которая прославила бы его фамилию. Он совсем не стремился организовать производство с нуля. Он хотел найти небольшую, но талантливую фирму, которая смогла бы стать его партнером. Именно такой фирмой оказалась манчестерская F.H. Royce & Co.
Фредерик Ройс и Чарльз Роллс познакомились в 1904 году. Они сумели очень быстро договориться, несмотря на то, что при поездке в Манчестер настроение у Роллса было очень скептическое. Уезжал из города он уже с подписанным договором о сотрудничестве. Очень скоро публике были представлены первые автомобили совместной разработки. Пресса и критики отзывались о них очень хорошо. Уже в конце года была организована совместная компания Rolls-Royce.
Продажа первых автомобилей пошла очень бойко. Ройс создавал прекрасные с технической точки зрения автомобили. Роллс же умел ими торговать. В это время у него была уже очень большая сеть дистрибьюторов. При ее помощи автомобили без проблем распространялись по всей стране. Надо заметить, что компания совсем не собиралась работать только в Великобритании. Совсем скоро автомобили фирмы стали продавать и в Европе. В 1906 году автомобиль был продемонстрирован Нью-Йорке. Американцы приняли этот автомобиль с большим энтузиазмом.
Следует отметить один очень важный момент. Между основателями фирмы полномочия были полностью распределены. Известный Ларри Эллисон очень часто говорил, что человек может быть либо торговцем, либо создателем. Поэтому желательно как можно быстрее понять, кто Вы есть на самом деле, и подбирать партнеров так, чтобы они дополняли Ваши способности в другой области. В этой фирме создателем был Ройс. Это был поистине гениальный инженер, который проектировал прекрасные автомобили. Роллс же продавал их. Одним из главных секретов успеха компании, скорее всего было именно то, что создатели фирмы прекрасно друг друга дополняли.
Автомобиль Rolls-Royce Silver Ghost 1906 года.
В ноябре 1904 года компания Rolls-Royce представила миру свое первое двухцилиндровое творение и с этого момента начала свое победоносное шествие по автомобильному рынку Британии и других стран. Благодаря победам на гонках люксовые» автомобили завоевывали все больший успех среди состоятельных британцев, которым в 1906 году был представлен новая модель Rolls-Royce Silver Ghost. Этот автомобиль произвел настоящий фурор, но самое интересное было еще впереди…
Большое влияние на деятельность компании оказалась поездка в США. И дело было не только в прекрасных успехах по продажам. В США Ройс познакомился с братьями Райт. Авиация тут же полностью овладела его сердцем. Он стал всерьез увлекаться полетами. Чарльз очень быстро научился управлять самолетом. Ему даже удалось прославиться перелетом через Ла-Манш.
Это увлечение очень скоро превратилось в бизнес. Компания начинает заниматься производством авиамоторов, что и до сих пор делает очень успешно. Это направление деятельности компании очень помогло ей выжить во время Первой мировой войны, когда резко уменьшился спрос на дорогие автомашины.
Но в 1910 году компании был нанесен страшный удар. В 33 года Чарльз Роллс разбился на аэроплане. С этого времени фирма полностью переходит в собственность Ройса со всеми своими проблемами.
В это время автомобили фирмы стали очень популярны в спорте. Сердцем европейцев начинают владеть гонки. Автомобили фирмы становятся главными участниками и победителями всех крупных соревнований. Именно за эти успехи через некоторое время Фредерик Ройс станет рыцарем.
В 1925 году свет увидел Rolls-Royce Phantom I – импозантный и очень дорогостоящий автомобиль, оборудованный шестицилиндровым верхнеклапанным двигателем с объемом 7668 кубических сантиметров, явно не подходившим к изжившему себя шасси.
Было выпущено всего 3463 таких автомобилей, и уже в 1929 году на смену Phantom I пришел Phantom II. Этот аппарат с обновленным шасси развивал скорость до 120 км/ч и выпускался вплоть до появления Phantom III в 1935 году. Новый Phantom получил V-образный 12-ти цилиндровый двигатель с возможностью достигать скорости в 148 км/ч. Он стал последней моделью Rolls-Royce, выпущенной до войны, а также последним из линейки автомобилей, полностью разрабатывающихся и изготавливающихся самой компанией.
Тем временем в 1933 году Ройч умер. С этого момента начинается история фирмы уже без ее основателей.
Чем же стала фирма Rolls-Royce?
Фундамент марки заложили Роллс и Ройс. Они сформировали основные принципы компании и сделали ее известной во всем мире. Но в наше время автомобили фирмы – это не просто игрушка для хорошо обеспеченной публики. Это нечто большее. Теперь этот автомобиль демонстрирует статус своего хозяина, его избранность.
Это чисто английский автомобиль, предназначенный для аристократии. Таким автомобилем владели настоящие сливки общества. Например, голливудские звезды очень любили фотографироваться на фоне своих Rolls-Royce, обеспечивая, таким образом, дополнительную бесплатную рекламу для фирмы. Бывали случаи, когда приобретение такого автомобиля рассматривалась как признак дурного вкуса. Если в социальной иерархии Вы не соответствуете этому автомобилю, лучше и не пытаться приобрети его.
Нужно заметить, что, кроме всего прочего, автомобили фирмы обладали поистине потрясающим качеством. Все эти автомобили собирались вручную. Все детали машин доведены до совершенства. Лучше всего Rolls-Royce можно охарактеризовать двумя словами – эталон качества.
Безупречная репутация помогла Rolls-Royce пережить Великую депрессию 30-х годов без потерь. Однако, компания Bentley попала в очень затруднительное положение, ее дела резко пошли на спад, что и привело, в конечном счете, к банкротству. Руководство задумывалось об услуге перетяжки мебели, которую могла предоставить на своих заводах.
Поэтому в 1931 году руководство Rolls-Royce приняло решение о покупке всех ее активов. Благодаря этому марка Бентли, выпускающая спортивные автомобили, существует до сих пор.
Со смертью одного из основателей, а также с началом Второй мировой войны компания Rolls-Royce значительно снизила темпы производства автомобилей. Но уже в 1949 году был запущен в серийное производство Rolls-Royce Silver Dawn, а через год появилась еще одна новинка автомобильного рынка — Silver Cloud.
Также в 1950 году начался выпуск Phantom IV, предназначавшегося исключительно для членов королевской семьи и первых лиц государств. Этот автомобиль мог развивать скорость до 160 км/ч, однако, ценность его заключалась не в этом, а в способности ехать долгое время со скоростью пешехода во время официальных церемоний и при этом не перегреваться, это стало возможным, благодаря хорошо продуманной системе охлаждения двигателя.
А в 1959 появился еще более величественный и совершенный. Phantom V, он имел характерное для всех автомобилей Phantom не слишком большой простор для водителя, но поистине огромное и шикарное пространство для аристократичных пассажиров.
1968 год ознаменовался для компании Rolls-Royce выпуском Phantom VI, мощность двигателя которого по традиции не была объявлена, но максимальная скорость, равнявшаяся 180 км/ч, говорила сама за себя. Автомобиль выпускался исключительно в кузовах лимузин и ландоле. Эта модель Phantom была снята с производства лишь в 1992 году.
В начале 70-х годов компанию Rolls-Royce постиг кризис, и уже в феврале 1971 она официально объявила себя банкротом. Однако правительство Великобритании не могло потерять гордость своего автопрома и, чтобы спасти Rolls-Royce, вложило в дело около 250 миллионов долларов.
И в этом же году компания вновь приступила к выпуску автомобилей. Первой моделью, появившейся после кризиса, стал Rolls-Royce Corniche – первоклассный купе-кабриолет, продержавшийся на автомобильном рынке вплоть до 1995 года.
В 1975 году Rolls-Royce впервые запускает в серийное производство автомобиль, кузов которого был полностью спроектирован зарубежными конструкторами из итальянского бюро Pininfarina. Этим автомобилем стал Rolls-Royce Camague, оснащавшийся восьмицилиндровым V-образным двигателем, независимой подвеской и автоматической коробкой передач.
На Женевской автомобильной выставке 1977 года был впервые представлен четырехдверный лимузин Rolls-Royce Silver Wraith II. Вслед за ним в 1982 году появилась еще две модель «серебряной серии»: Silver Spirit и Silver Spur. Rolls-Royce Silver Spur завоевал особенную популярность среди состоятельных американцев.
Международный салон во Франкфурте, проходивший в сентябре 1991 года, также не обошелся без новинки от Rolls-Royce. Модель Park Ward, предназначенная только для представительских целей, была выполнена в кузове «лимузин» на 6-7 пассажирских мест.
В 1994 году компании Rolls-Royce исполнилось 90 лет. Это событие она решила отметить выпуском ограниченной серии автомобилей специально разработанной модели Rolls-Royce Flying Spur. Таких автомобилей было выпущено всего 50 и все они быстро разошлись по всему миру.
Самой престижной моделью компании стал Rolls-Royce Silver Spur II Touring Limousine. Производство автомобилей этой марки не превышает 25 в год, ведь такая роскошь, стоимостью около 300 тысяч долларов, доступна только для настоящей элиты общества.
Rolls-Royce Silver Seraph, появившийся в 1998 году, стал принципиальной новинкой компании, разработка которой началась еще в 1994 году. Год выпуска этой модели совпал с переходом контроля над компанией в руки немецкого концерна BMW.
Марка Bentley, а также все автомобильные заводы Крю перешли во владение к концерну Volkswagen Group.
В январе 2003 года произошел полный переход торговой марки Rolls-Royce в собственность компании BMW. В 2004 году, к столетию компании нынешние ее владельцы немцы совместно с англичанами выпустили модель, получившую название Rolls-Royce 100ЕХ, которое обозначило круглую дату.
Переход к другому концерну ни в коем случае не помешал развитию бренда Rolls-Royce. Он по-прежнему удерживает лидирующие позиции в своем сегменте автомобилей класса «люкс» и продолжает пользоваться неизменной популярностью среди голливудских знаменитостей и аристократических семей всего мира.
Вокруг истории компании Rolls-Royce до сих пор ходит много легенд, большинство из которых – чистая правда. Каждый собранный автомобиль подвергают испытаниям в виде двух тысяч километров тестового пробега, а потом вновь разбирают, каждая его деталь тщательнейшим образом проверяется и только после этого происходит окраска кузова и окончательная сборка.
Кстати, окрашивание осуществляется в 12 слоев нитрокраски, т.к. синтетика не дает ощущения глубины цвета, при этом каждый из слоев полируется, прежде чем будет нанесен следующий. Каждая фигурка на капоте также в обязательном порядке проходит процедуру полировки… порошком размолотых косточек черешни.
И самое главное: Rolls-Royce собирают только в Великобритании. Еще бы, ведь он самый настоящий, чистокровный британский аристократ.
На базе нового Phantom в 2006 году была создана модель кабриолета под названием Drophead Coupe с кузовом из алюминиевого сплава. Новинка получила фирменный дизайн, подвеску от 7-го поколения «Фантома» (полностью независимая пневматическая активная подвеска) и все тот же 6,75-литровый 453-сильный двигатель.
Мировая премьера автомобиля Rolls-Royce Ghost, состоялась в рамках Шанхайского автосалона в 2011 году.
В новинке в сравнении с оригиналом на 17 см растянута колесная база. Еще одно нововведение — возможность заказа стеклянной панорамной крыши.
Техническое оснащение этого автомобиля осталось прежним. Представители компании Rolls-Royce говорят, что новинка предназначена для тех, кому базовый вариант автомобиля Phantom представляется слишком большим.
Автомобили марки Rolls-Royce и по сей день остаются символом элитарности и изысканного вкуса. Все модели компании проходят 2000 километров пробега, затем разбираются. Все детали автомобиля имеют клеймо рабочих, которые их изготавливали. Эти детали и узлы тщательно проверяются, кузов машины окрашивается, и автомобиль вновь собирается. О качестве автомобилей марки свидетельствует тот факт, что 60% из всех выпущенных машин до настоящего времени «на ходу».
А вообще интересно было бы узнать сколько стоит шиномонтаж цены то какие на такую машинку ?