Приоритет велосипедистов в ПДД с 1 марта 2023 года
С 1 марта 2023 года начинает действовать обновленная редакция правил дорожного движения, которая вводит довольно много нововведений для различных участников дорожного движения.
В предшествующей статье рассматривалось обновленное понятие велосипед, а сегодня речь пойдет о приоритете велосипедистов в различных ситуациях.
Информация о нормативном документе
2022.11.04 Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 №1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 7 октября 2022 года.
Документ вступает в силу 1 марта 2023 года.
Движение велосипедистов по велосипедной зоне
24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов.
С 1 марта 2023 года проезжая часть велосипедной зоны добавлена в список мест с самым высоким приоритетом, по которым должны двигаться велосипедисты старше 14 лет.
Напомню, что велосипедные зоны были введены в правила дорожного движения 14 декабря 2018 года. Именно тогда в правила были внесены пункты, позволяющие велосипедистам ездить в велозоне по всей ширине проезжей части и предоставляющие им приоритет перед автомобилями.
Однако, в 2018 году в пункты 24.1 — 24.4, регламентирующие движение велосипедистов разных возрастов, велосипедная зона не была внесена. И получалось, что на проезжей части велосипедных зон действовали точно такие же правила, как и на проезжей части дороги (велосипедисты старше 14 лет могли двигаться только по правому краю проезжей части, а не по всей ширине).
С 1 марта 2023 года данное упущение будет исправлено, а проезжая часть велосипедных зон для велосипедистов старше 14 лет будет иметь самый высокий приоритет. Это означает, что если на участке дороги установлен знак «велосипедная зона», то в первую очередь велосипедисты старше 14 лет должны ехать именно по проезжей части велосипедной зоны.
При этом, если на дороге есть одновременно несколько элементов из приведенного ниже списка, то велосипедист может выбрать для движения любой удобный вариант:
![]() |
велосипедная дорожка |
![]() ![]() ![]() |
велопешеходная дорожка |
![]() |
проезжая часть велосипедной зоны |
![]() |
полоса для велосипедистов |
Движение велосипедистов у края проезжей части
Следующее изменение внесено в пункт 24.5 ПДД:
24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.
24.5. Движение велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, должно осуществляться только в один ряд. При этом лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства.
Напомню, что в настоящее время среди водителей распространены 2 основные точки зрения, связанные с движением велосипедистов по краю проезжей части:
- ехать можно только около бордюра;
- ехать нужно по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Этот вопрос более подробно рассмотрен в рамках отдельной статьи:
Так вот, вернемся к обновленному пункту 24.5. Наибольший интерес для нас представляет второе предложение.
Не смотря на то, что оно относится к средствам индивидуальной мобильности, оно также позволяет в очередной раз убедиться в том, что в отношении велосипедистов запрет на перечисленные маневры (обгон и объезд) не действует. То есть новое предложение пункта 24.5 — это еще один признак того, что велосипедисты могут объезжать припаркованные автомобили и это не является нарушением правил.
Приоритет на велосипедных дорожках в пешеходных зонах
24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
Если движение велосипедиста или лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов, а лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов.
Для велосипедистов в данном пункте предназначено лишь одно изменение, относящееся к ситуации, когда велосипедная дорожка находится внутри пешеходной зоны:
В этом случае на велодорожке преимущество имеют не велосипедисты, а пешеходы. В связи с этим возникает вопрос, для чего тогда вообще нужна эта велосипедная дорожка внутри пешеходной зоны? Ведь никаких преимуществ велосипедистам она не дает.
А смысл подобной дорожки не в том, чтобы дать преимущество велосипедистам, а в том, чтобы дать преимущество пешеходам. Ведь при наличии велосипедной дорожки велосипедисты должны ездить по ней, а в оставшейся части пешеходной зоны могут двигаться только пешеходы. То есть велосипедная дорожка внутри пешеходной зоны дает преимущество только пешеходам, а велосипедистов в некотором смысле ограничивает.
Приоритет пешеходов перед велосипедистами
Рассмотрим новый абзац, который добавлен в пункт 24.6 ПДД:
Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.
Изучение текста правил дорожного движения позволяет понять, что при определенном стечении обстоятельств пешеход может двигаться по любому участку дороги, где разрешено движение велосипедистов:
- по велодорожке;
- по велопешеходной дорожке;
- по проезжей части (в том числе в велосипедной зоне или по велосипедной полосе);
- по обочине;
- по тротуару;
- по пешеходной дорожке;
- по пешеходной зоне.
И везде пешеход имеет преимущество.
Например, и пешеход, и велосипедист имеют право двигаться по краю проезжей части. Ситуация изображена на рисунке выше. При этом велосипедист движется в попутном с автомобилями направлении, а пешеход — во встречном. И в случае пересечения траекторий пешеход имеет приоритет.
В большинстве случаев данная ситуация не должна вызвать проблем, т.к. велосипед просто объедет пешехода слева и требование уступить дорогу вообще не возникнет, т.к. траектории участников дорожного движения не пересекутся.
Однако, если движение на дороге будет плотным и места слева не окажется (там будут ехать автомобили), то велосипедисту придется остановиться и уступить дорогу пешеходу.
Можно предположить, что рассматриваемый абзац появился в первую очередь не для регламентирования очередности движения велосипедистов и пешеходов, а несколько для другого. А именно, для выявления виновников ДТП в случае наезда велосипедиста на пешехода. Начиная с 1 марта 2023 года велосипедист будет единственным виновником или одним из виновников ДТП с участием пешехода.
Приоритет при пересечении проезжей части
24.6 1 . При пересечении проезжей части вне перекрестка велосипедистом или лицом, использующим для передвижения средство индивидуальной мобильности, указанные лица обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения, движущимся по ней.
Суть данного пункта состоит в том, что при пересечении проезжей части велосипедист должен уступить дорогу всем участникам дорожного движения, которые движутся по этой проезжей части.
В качестве примера такой ситуации можно рассмотреть пересечение велосипедистом проезжей части дороги в произвольном месте. Ситуация изображена на рисунке выше.
Если у Вас есть примеры иных ситуаций, когда может пригодиться пункт 24.6 1 , то опишите их в комментариях к данной статье.
Буксировка с участием велосипедиста
Рассмотрим обновленный пункт 24.9 ПДД:
24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
24.9. Запрещается буксировка велосипедов, средств индивидуальной мобильности и мопедов, а также буксировка велосипедами, средствами индивидуальной мобильности и мопедами, кроме буксировки велосипедом, мопедом или средством индивидуальной мобильности прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом, мопедом или средством индивидуальной мобильности соответственно.
Смысл данного пункта изменился не сильно. Однако из старой редакции можно было понять, что мопед имеет право буксировать и мопедный, и велосипедный прицепы. А велосипед — и велосипедный, и мопедный. Теперь же в пункте 24.9 используется слово «соответственно» и получается, что мопед может буксировать прицеп для мопеда, велосипед — для велосипеда, а СИМ — прицеп для СИМ.
Кроме того, следует отметить, что в новой редакции правил дорожного движения не идет речь о том, какое транспортное средство имеет приоритет в паре велосипедист — СИМ. Получается, что эти ТС «равноприоритетны» и в случае пересечения траекторий они должны руководствоваться подходящими пунктами правил дорожного движения.
Что касается действующих правил дорожного движения для велосипедистов, то они довольно подробно рассмотрены в следующей статье:
В заключение хочу напомнить, что изменения правил дорожного движения от 1 марта 2023 года рассматриваются в рамках серии статей «Новые ПДД с 1 марта 2023 года». Содержание данной серии доступно на следующей странице:
Кроме того, рекомендую Вам изучить обновленный текст правил дорожного движения:
Ну а в следующей статье речь пойдет о новых правилах дорожного движения для пешеходов. Не пропустите!
Удачи на дорогах!
Серия статей «Новые ПДД с 1 марта 2023 года» Новые правила дорожного движения с 1 марта 2023 года
Средства индивидуальной мобильности в ПДД с 1 марта 2023 года
Где должны ездить средства индивидуальной мобильности с 1 марта 2023 года
Правила движения средств индивидуальной мобильности с 1 марта 2023 года
Сигналы светофоров для средств индивидуальной мобильности с 1 марта 2023 года
Дорожные знаки для средств индивидуальной мобильности с 1 марта 2023 года
Запрет на парковку велосипедов на тротуарах с 1 марта 2023 года
Приоритет велосипедистов в ПДД с 1 марта 2023 года
Правила дорожного движения для пешеходов с 1 марта 2023 года
Новые правила для автомобилей инвалидов с 1 марта 2023 года
Новые правила дорожного движения для автобусов с 1 марта 2023 года
Новые сигналы светофора с 1 марта 2023 года
Особенности проверки документов водителя с 1 марта 2023 года
Новая нумерация дорожных знаков с 1 марта 2023 года
Изменения запрещающих дорожных знаков с 1 марта 2023 года
Новое время перестановки на парковке с 1 марта 2023 года
Оформление временных дорожных знаков с 1 марта 2023 года
Синяя дорожная разметка с 1 марта 2023 года
Новая разметка для пешеходных переходов, велополос и остановок с 1 марта 2023 года
Изменения режима труда и отдыха водителей с 1 марта 2023 года
Новые правила на перекрестках с круговым движением с 1 марта 2023 года
Запрет остановки на направляющих островках с 1 марта 2023 года
Новые знаки при перевозке опасных грузов с 1 марта 2023 года
Новые правила на дорогах с разделительной полосой с 1 марта 2023 года
Запрет перевозки пассажиров на мопедах с 1 марта 2023 года
Самые важные изменения ПДД от 1 марта 2023 года
Рекомендуем также прочитать: ПДД для велосипедистов 2023 года
Введение велосипедных дорожек и велосипедных полос с 8 апреля 2014 года
Обновление правил для велосипедистов с 8 апреля 2014 года
Велосипедные зоны в 2023 году
Средства индивидуальной мобильности в ПДД (самокаты, ролики, гироскутеры, моноколеса)
Где разрешено движение средств индивидуальной мобильности?
Про приоритет при пересечении проезжей части
Считать новый п.24.6(1) регламентирующим пересечении проезжей части вне перекрестка велосипедистом или лицом верхом на СИМ, по-моему, нелепо.
Кажется уже обсуждали это, но, скорее всего, имеется ввиду нерегулируемое пересечение велосипедной дорожки и автомобильной дороги (хотя это тоже перекрёсток — см. определения). Решили снова ввести пункт 24.4, существовавший до апреля 2014 года, по которому велосипедист на дорожке уступал автомобилю.
Но нет предела совершенству. Теперь велосипедист и лицо на СИМ в этой ситуации обязан уступать не только автомобилям, но и всем участникам дорожного движения, которые двигаются по большой проезжей части. Наверное, даже пешеходам, идущим по её краю.
Короче — "большая" проезжая часть — это как главная дорога для них без всяких обозначений и исключений.
Наверное, хотели ввести именно это понятие, но получилось как всегда.
Может 24.6(1) имеет ввиду пересечение ПЧ по полосе для велосипедистов, которая пересекает ПЧ? Она же не является перекрестком.
Антон-46, полосы для велосипедистов самостоятельно (отдельно) не используются. Полоса для велосипедиста — это одна из полос проезжей части, которую выделили для велосипедистов. Остальные полосы при этом общие (автомобильные). И когда дорога с полосой для велосипедистов и автомобильными полосами пересекает другую дорогу, то это перекресток.
Удачи на дорогах!
По разделу статьи "Приоритет пешеходов перед велосипедистами"
Вы пишите, что пешеход имеет преимущество при движении по велодорожке.
Это не совсем точно.
На велодорожках, находящихся в пешеходных зонах — да. Обновлённый второй абзац п.24.6 зачем-то прямо указывает на это. Хотя, чисто по-моему, это неправильно. Зона, конечно, пешеходная, спору нет. Но уж если в этой зоне выделили и специально обозначили дорожку для велосипедистов и СИМ, то зачем провоцировать конфликт? Неужели в целой пешеходной зоне пешеходам мало места и без велодорожек.
Но обновился не только этот пункт, но и п.4.1, в который конкретно добавили обязанность пешеходу на иных велодорожках ". уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим для передвижения СИМ."
И это правильно — отдельная велодорожка должна принадлежать велосипедистам. И пешеходы на ней должны бегать, оглядываясь по сторонам и понимая свою уязвимость.
Вот, например, каждое утро в течение часа я бегаю по пешеходным дорожкам приморского парка, на которых конструктивно (цветом, покрытием и разметкой) выделены велодорожки. И вместе со мной по этому же парку по утрам гоняет со страшной скоростью велосипедист. Естественно именно по этим выделенным для него дорожкам.
Несколько раз я, заслушавшись соловьёв и засмотревшись на белок, несознательно шагал по велодорожке и тут же, как специально, сзади судорожное "делинь-делинь" (а у меня ещё и музыка в ушал) и срывающиеся на грубость претензии ко мне — мол, какого х. я по велодорожке бегу.
Приходилось улыбаться и извиняться, т.к. считаю, что он прав.
Но вот 1 марта я ему устрою. Буду демонстративно не торопясь бежать по велодорожке. А в случае претензий, я ему раз в морду ПДД — вот он, новый пункт 24.6. И пусть он именно спешивается, становится пешеходом и пусть попробует меня обогнать. С его огромным железным конём в руках, у него это вряд ли получится.
Александр-921, спасибо за дополнение! Статья про новые правила для пешеходов появятся на ПДД Мастер в ближайшее время. Там вопрос приоритета на велодорожках будет рассмотрен более подробно.
Водителей обязали уступать дорогу велосипедистам. Миф или реальность
Подобными заголовками уже не первый день блестают различные издания, в том числе и официальное издание РФ «Российская Газета» На нашем сайте мы публикуем информацию не ради публикации и рейтингов, а для того, чтобы эта информация была подана в том виде, в котором она опубликована в законах и других нормативно правовых актах.
Откуда же пошло мнение, что водителей обязали уступать дорогу велосипедистам? С этим вопросом мы разберемся в этом материале.
Началось все с изменений ПДД для велосипедистов и изложения в новой редакции п.13.1 правил.
13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.
13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
Исключения пункта 24.4 Правил орожного движения.
24.4. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средством, движущимся по этой дороге.
Все просто, добавлено «водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам» исключено «водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средством» — заголовок для сенсационной статьи готов, и даже наш сайте не стал исключением для его использования.
Теперь разберем эти изменения, что изменилось и для чего они нужны.
Изменение п.13.1 ПДД
Новая редакция п.13.1 не несет в себе никаких изменений. Это лишь поправки, в связи с введением новых терминов.
Ранее при повороте была единственная возможность пересечения траекторий автомобиля и велосипеда это при движении по велосипедиста по велосипедной дорожке. Велосипед мог двигаться либо по проезжей части, либо по велосипедной дорожке. В случае движения по проезжей части траектории автомобиля и велосипеда не могли пересечься, так как перед поворотом в соответсвии с требованиями п.8.5 ПДД все водители занимают крайнее положение. А при движении по велосипедной дорожке велосипед всегда имел преимущество перед поворачивающими автомобилями.
В новой редакции Правил дорожного движения введены новые термины, и значительно расширился список возможных пересечений траекторий автомобиля и велосипеда при совершении поворота. Поэтому фраза «велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке» изменена на просто «велосипедистам». Никаких изменений в приоритете.
Исключение п.24.4 ПДД
Да, действительно не стало обязанности уступать дорогу при пересечении велосипедной дорожки с дорогой. В этом случае ключевую роль играет новое определение ПДД «Велосипедная дорожка».
«Велосипедная дорожка» — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.
Однозначно определено, велосипедная дорожка это либо элемент существующей дороги, либо отдельная дорога. Как элеменет дороги пересекать эту же дорогу велосипедная дорожка не может, а если велосипедная дорожка выполнена в виде отдельной дороги, то такое пересечение уже будет пересечением дорог, то есть перекрестком.
«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Соответственно приоритет будет определяться по правилам проезда перекстков.
Водители всегда были обязаны уступать дорогу велосипедистам при повороте.
Пересечение с велосипедной дорожкой выполненой в виде отдельной дороги в новой редакции Правил дорожного движения является обычным перекрестком.
Будьте внимательны на дорогах, доверяйте только первоисточникам. Если первоисточник сложен для восприятия на заходите на наш сайт, мы его разложим по полочками и поможем в нем разобраться.
Дорожный знак 1.24 «Пересечение с велосипедной дорожкой»
Всё больше людей, как за рубежом, так и в нашей стране, становятся приверженцами здорового образа жизни, пересаживаясь с автомобилей на велосипеды. И это, на самом деле, здорово и крайне полезно как для здоровья велосипедиста, так и для окружающей среды, в которую попадает меньше выхлопных газов и копоти. Государство старается, как может, стимулировать использование велосипедов в качестве средств передвижения, поэтому для велосипедистов обустраиваются специальные дорожки, на которых они могут безопасно передвигаться.
Если такая дорожка пересекается с проезжей частью, водителей об этом предупреждает дорожный знак 1.24 «Пересечение с велосипедной дорожкой». Сама же дорожка обозначается знаком 4.4 или же разметкой 1.15 (в случае, если пересечение находится не на перекрёстке).
Как и прочие предупреждающие знаки, этот знак имеет треугольную форму. На белом фоне в красном обрамлении изображён велосипед чёрного цвета.
От водителя автотранспортного средства, увидевшего дорожный знак 1.24, каких-либо специальных действий не требуется. Всё, что он должен сделать, это сбросить скорость на тот случай, если потребуется остановиться.
В месте пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью преимущество обычно предоставляется автомобилю, следовательно, дорогу обязан уступить водитель велосипеда или мопеда. Тем не менее, водитель обязан сохранять бдительность и быть готовым в любую минуту остановиться.
Водители автотранспортных средств должны помнить и том, что за движение по велосипедной или велопешеходной дорожке им грозит штраф в размере двух тысяч рублей.
Знак 1.24 «Пересечение с велосипедной дорожкой», как и большинство предупреждающих знаков, устанавливается на расстоянии в 150 – 300 метров от пересечения на загородных трассах и на расстоянии 50 – 100 метров в черте населённого пункта. В случае. Если знак по необходимости устанавливается на ином расстоянии, он дополняется табличкой 8.1.1 «Расстояние до объекта».
У кого преимущество во дворе у водителей или велосипед
Если верить ПДД, любой человек, передвигающийся из пункта А в пункт Б, − автомобилист, велосипедист или пешеход − участник дорожного движения. И потому правила распространяются на всех. Но всегда возникает вопрос: кто кому должен уступать дорогу? Давайте разберемся в дорожном треугольнике.
Водители в один голос утверждают: очень часто велосипедисты не отдают себе отчета в том, что они тоже управляют транспортным средством и считают себя почему-то в привилегированном положении.
— Часто так делают: едут себе в левом ряду, перестраиваются без предупреждения, практически под колеса кидаются, — говорит хабаровский автомобилист Николай.
Ему вторит автолюбитель Сергей:
— Я помню из ПДД, что на пешеходном переходе велосипедист должен слезть с велосипеда и перейти дорогу пешком. Но так делают единицы! Обычно смотришь − едет человек на велике, думаешь, сейчас слезет, а он дальше катит, приходится экстренно тормозить.
Для любителей крутить педали за такие маневры предусмотрен штраф − 800 рублей. Ведь это грубейшее нарушение правил дорожного движения. А вот за езду в нетрезвом виде водитель двухколесного транспортного средства должен будет выложить уже полторы тысячи рублей.
— Водители велосипедов могут управлять ими только с 14 лет и обязательно по велодорожкам либо по тротуарам, не создавая помех пешеходам. Если отсутствуют велодорожки и тротуары, велосипедисты должны двигаться как можно правее по обочине, не создавая другим участникам дорожного движения помех, — рассказал Александр Баранов, старший инспектор отдела пропаганды ГИБДД Хабаровска.
Двигаться по дороге велосипедисты должны только в крайнем правом ряду
Все участники дорожного движения в целом равнозначны, то есть велосипедисты не имеют каких-либо преференций перед водителями автомобилей на дороге. Но есть несколько моментов, касающиеся проезда перекрестков.
- На перекрёстках действуют обычные правила приоритета. Так, автомобиль, который едет по второстепенной дороге, должен уступить велосипеду, двигающемуся по главной. На нерегулируемом перекрестке (на котором нет светофора или регулировщика), равнозначных дорог (нет главной дороги и второстепенной, обе равны) преимущество имеет тот у которого нет помехи справа, то есть на таком перекрестке приближающийся слева автомобиль должен уступить дорогу велосипедисту.
- Автомобиль, поворачивающий направо, должен пропустить велосипедиста, двигающегося рядом с ним прямо.
- Но на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрёстка, водители велосипедов должны уступить дорогу тому, кто движется по этой дороге.
- На регулируемых перекрёстках велосипедисты должны подчиняться сигналам светофора.
Что касается взаимоотношений пешеходов и велосипедистов, то здесь, в общем-то, все просто. Велосипедисты, как и все прочие водители, должны уступать дорогу пешеходам. На специализированных велосипедных дорожках , обозначенных разметкой и специальным знаком, любители крутить педали имеют преимущество перед прогуливающимися гражданами. Последние должны уступать им дорогу. Но, как говорится, правила для того и придуманы, чтобы их нарушать.
Некоторые велосипедисты предпочитают ехать по пешеходным дорожкам
— Не очень, конечно, комфортно − приходится объезжать пешеходов. Ну вот, например, нет звонка − приходится объезжать, говорить. Иногда отходят, а иногда ждут, пока их объедут, — говорит велосипедистка Маргарита Алиева.
Кстати, отсутствие звонка на велосипеде − нарушение технических требований к этому виду транспортных средств. Ведь по правилам двухколесный железный конь должен иметь исправные тормоза, руль и звуковой сигнал, а для езды ночью спереди должны быть фара, а сзади и по бокам на колесах светоотражатели. Сзади красный, на колесах оранжевые.
Самое главное, говорят сотрудники ГИБДД, — это взаимное уважение друг к другу всех участников дорожного движения. Ну и, конечно, хорошее знание ПДД.
В дополнение к материалу статей Остановка и стоянка ТС в населенном пункте и Остановка и стоянка на проезжей части отдельно затронем тему, которая называется стоянка во дворах.
Как и любая дорога, территория дворов может включать в себя и проезжую часть, и тротуары, и газоны. А в благоустроенных дворах перечисленные элементы дороги еще окультурены бордюром.
Постановка автотранспорта на стоянку во дворах осуществляется по общим правилам стоянки, регламентированным разделом 12 ПДД. Стоянка во дворе разрешается у края проезжей части (у бордюра), и в специально отведенных для этого местах (например, уширениях проезжей части) с таким расчетом, чтобы не мешать движению других машин и проходу пешеходов.
Запрещается стоянка (парковка) на тротуарах, газонах, детских площадках и прочих местах, не предназначенных для движения автотранспорта. Постановка автомобиля (транспортного средства) НЕ у края проезжей части, тем более, если ТС будет мешать общему движению, также попадает под запрет, в этом случае автомобиль могут эвакуировать на штрафстоянку.
Во дворах запрещается стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с РММ более 3,5 тонн вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест (пункт 17.2 ПДД).
Но, двор — это понятие, так сказать, общее. Например, четыре дома могут образовать один общий двор. Или у каждого из четырех домов может быть свой собственный двор, и эти дворы между собой могут соединяться.
Любой двор имеет проезд, и во многих дворах жилых домов имеются места для временной стоянки машин. Эти места составляют так называемую гостевую парковку во дворе многоквартирного жилого дома. Гостевая, значит, временная: постоял и уехал.
Интересен следующий факт. Как указано в одном из решений Верховного суда, жильцы жилого дома не имеют права использовать гостевую парковку для постоянной стоянки своих личных автомобилей, потому что сие деяние является нарушением санитарных правил (не ПДД, а именно санитарных правил).
С другой стороны, допускаемая законом длительность стоянки машин, в т.ч. личных, зависит от того, каким образом организована стоянка (парковка) во дворе многоквартирного дома.
Дело в том, что постоянная (не гостевая) парковка во дворе может быть организована официально. Для этого предусмотрены нормы удаления стоянки (парковки) от фасада жилого строения в зависимости от количества машино-мест на этой стоянке. Соответственно, чем больше машино-мест, тем расстояние удаления должно быть больше.
Нормы и правила организации парковки во дворах многоквартирных домов прописаны в СанПиН 2.1.2.2645-10.
Конфликт с жильцами по вопросам стоянки автотранспорта во дворах — это не тема данной статьи, она выходит за рамки ПДД, поэтому рассматривать ее не станем. Но вопрос тесноты во дворах существует, и въезжая во двор или жилую зону, есть смысл это учитывать.
В условиях, когда не хватает парковочных мест для всех, все же нужно стараться ставить свой авто таким образом, чтобы не мешать проходу жильцов, в т.ч. с детьми и колясками, и еще избегать постановки авто под окнами, дабы не травить жильцов нижних этажей выхлопными газами.
Во дворах пешеходы имеют преимущество перед автомобилем при переходе проезжей части, но с условием, что они не будут создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств (пункт 17.1 ПДД).
Разрешенная скорость движения автомобиля во дворе ограничена 20 км/ч (пункт 10.2 ПДД). Если в процессе разъезда транспортных средств во дворе произойдет ДТП, то разбор, кто прав, а кто виноват в том, что это произошло, следует вести из характера столкновения.
Во дворе (читай, на прилегающей территории) приоритет определяется в соответствии с пунктом 8.9 ПДД, по народному — следует уступить помехе справа (см. статью Помеха справа в ПДД). Но, водитель, выезжающего с места стоянки автомобиля, т.е. начинающий движение, обязан уступить другим ТС, которые уже движутся (пункт 8.1 ПДД).
Если ДТП произойдет между машинами, одна из которых движется задним ходом (например, авто выезжает этим способом с места парковки), то в столкновении чаще всего бывает виновен тот, кто сдает назад (пункт 8.12 ПДД).
Несколько слов о стоянке во дворе коммерческого транспорта. К коммерческим ТС относится (признаются таковыми) грузовой транспорт (всякие грузовички, фургоны, спецтехника) и пассажирский (автобусы, в.т.ч. микроавтобусы, такси), а также автотранспорт, используемый юр. лицами или ИП.
Данный запрет распространяется только на три города федерального значения: Москву, Санкт-Петербург и Севастополь. Для остальных городов РФ на дату выхода публикации это правило не действует.
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 19.11.2020
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Движение по дворовым территориям и жилым зонам вызывает в среде автомобилистов немало вопросов. Например, как разъезжаться между собой, кто пользуется преимуществом в проезде пересечений, с какой максимальной скоростью разрешается движение в жилых зонах и прочие вопросы.
Дворовая территория — это пространство, ограниченное зданиями по периметру, внутри которого размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школам, детским садам и прочим учреждениям.
Далее, обратимся к еще одному определению, данному в разделе 1.2 ПДД:
Таким образом, становится понятно, что дворы (дворовые территории) и жилые массивы относятся к прилегающей территории, и на этой территории действуют Правила дорожного движения.
Правила движения в жилой зоне установлены разделом 17 ПДД. Требования этого раздела распространяются также и на дворовые территории. Но изучив этот очень небольшой раздел, многие спорные вопросы, возникающие в конфликтных ситуациях, остаются открытыми. Попробуем разобраться.
Скорость движения в жилой зоне
На вопрос, с какой максимальной скоростью разрешается движение в жилых зонах и во дворах ответ дает пункт 10.2 ПДД:
Скорость в жилой зоне ограничена 20 км/час. С учетом ненаказуемого превышения скорости до 20 км/ч. фактическая скорость движения в жилой зоне не покажется слишком маленькой. Выбирая скоростной режим во дворах, нужно помнить, что пешеходы в этих условиях движения (в жилых зонах и на дворовых территориях) имеют приоритет.
Приоритет пешехода
В соответствии с пунктом 17.1, в жилой зоне пешеходы имеют преимущество перед транспортными средствами. Но при этом пешеходы не должны создавать необоснованные помехи для движения ТС.
В чем заключается приоритет пешеходов во дворах и жилых зонах. Дело в том, что в указанных территориях пешеходам разрешается движение и по тротуарам, и по проезжей части. Естественно, выходить на проезжую часть пешеходы должны только после того, как убедятся в безопасности, но если произойдет наезд, то вина будет полностью лежать на водителе.
Автомобиль — велосипед: приоритет во дворе
Как уже рассмотрено выше во дворе или жилой зоне раздел 17 ПДД отдает преимущество пешеходам. На самом деле это преимущество формальное, но юридически — оно на стороне пешехода.
А поскольку велосипед — это транспортное средство, то во дворе и жилой зоне движение велосипедистов подчиняется общим Правилам, и перед автомобилем во дворе велосипедист НЕ имеет того приоритета, какой есть у пешеходов. Подробнее — в статье Автомобиль — велосипед: у кого приоритет во дворе.
Правила движения для велосипедистов изложены в разделе 24 ПДД: Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов.
Проезд пересечений во дворах
Вне двора порядок проезда на пересекаемых дорогах определяется наличием знаков приоритета перед пересечением. Поскольку дворы и жилые зоны относятся к прилегающим территориям, то знаки приоритета на них не устанавливают.
В жилых зонах с их разветвленной сетью местных дорог встречаются дороги с довольно широкой проезжей частью. Когда знаки приоритета отсутствуют, ширина широкой дороги НЕ делает ее главной по отношению к узкой пересекаемой или примыкающей дороге.
Реальность такова, что многие автомобилисты по разным причинам игнорируют это правило, ошибочно считая, что ширина дороги имеет значение.
Безопасность проезда подобных участков определяется не формальным приоритетом, а гарантией отсутствия ДТП. Кто может это гарантировать? – только вы сами. Имея преимущество, и уступая дорогу, вы НЕ нарушаете Правила.
Встречный разъезд во дворе
Но и в этом случае, также как и на дворовых пересечениях дорог, действуют негласные правила водительской солидарности и рациональный подход к разрешению спорной ситуации.
Остановка и стоянка во дворе
Остановка и стоянка во дворах или жилых зонах обычно вопросов не вызывает, за исключением случаев, когда места под стоянку не хватает (машин много, а мест мало). Но сейчас речь не о частных спорах и претензиях на машино-места, а вопрос о соответствии ПДД стоянки именно во дворе. Автомобиль можно поставить у края дороги, не загораживая проезд (въезд/выезд).
Более подробно — в статье Стоянка во дворах.
Выезд из двора (жилой зоны)
Выезжая со двора или с территории жилой зоны на дорогу (конец жилой зоны обозначается знаком 5.22), как и с прилегающей территории, Правила обязывают уступить дорогу всем ТС, которые движутся по этой дороге, а также пешеходам, пересекающим ваш путь (пункт 8.3 ПДД).
Это требование безоговорочное, но мир, как говорится, не без добрых людей. Нередко коллеги по дороге проявляют соучастие, и уступают дорогу (пропускают на выезд), таким образом, облегчая выезд на дорогу нуждающемуся.
В таких случаях, выезжая со двора на дорогу, действовать нужно очень внимательно. Рекомендую ознакомиться с дорожными случаями в статьях Выезд на главную дорогу. Поворот налево и Если бы сначала посмотрел направо.
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 22.04.2021
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Если во дворе жилого дома пересекутся пути велосипеда и автомобиля, то у кого из них будет преимущество, у автомобиля или у велосипеда? Кто будет виноват если они столкнутся?
Ответ. Когда во дворе или жилой зоне возникает вопрос приоритета между автомобилем и пешеходом, раздел 17 ПДД отдает преимущество пешеходам. Но пешеходы, в свою очередь, не должны создавать необоснованные помехи движению транспорта во дворе.
А поскольку велосипед — это транспортное средство, то во дворе и жилой зоне движение велосипедистов подчиняется ПДД для ТС, и обособленного приоритета перед автомобилем, такого, какой есть у пешеходов, велосипедист НЕ имеет.
О правилах движения транспортных средств и пешеходов во дворах можно прочесть в статье Движение во дворах и жилых зонах.
Правила движения для велосипедистов изложены в разделе 24 ПДД: Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов. Этот раздел разъясняет требования для велосипедов и мопедов в дополнение к основным пунктам Правил для транспортных средств.
На практике редко кто во дворе станет сознательно уступать дорогу велосипедисту, именно как своей помехе справа. Разве что когда велосипед явно может угодить под колеса автомобиля, либо видно, что велосипедист ведет себя на дороге неадекватно.
Другая правда жизни — для автомобилиста. Дело в том, что велосипед, чаще всего управляемый маленьким ребенком или подростком, во дворе может появиться на проезжей части из ниоткуда. О существовании ПДД он наверное слышал, но как их применять, не знает, что естественно.
Поэтому автомобилисту целесообразно контролировать ситуацию самому, и быть готовым избежать столкновения с велосипедом. В противном случае виновным почти всегда остается водитель, как управляющий транспортным средством повышенной опасности.
Во дворах скорость движения транспорта обычно небольшая, поэтому ДТП с тяжким исходом в таких местах это редкость. Но, как говорят, возможно всякое.
Если произойдет столкновение автомобиля с велосипедом по вине велосипедиста, т.е. водитель автомобиля не виновен, ПДД не нарушал, водителя может ожидать только компенсация морального вреда, как человека, управляющего источником повышенной опасности.
Если произойдет столкновение автомобиля с велосипедом по вине водителя (в юридической практике оно трактуется как наезд), то ответственность для водителя автомобиля за это ДТП будет зависеть от тяжести нанесенного вреда велосипедисту:
- легкой и средней тяжести — административная ответственность (ст.12.24 КоАП РФ), плюс иск велосипедиста за моральный (материальный) ущерб;
- тяжкий вред или смерть пострадавшего — уголовная ответственность (ст.264 УК РФ), плюс иск за моральный (материальный) ущерб.
В ситуации с наездом на велосипед по логике закона виноват не тот, кто первым нарушил правила, а тот, кто не смог предотвратить наезд — водитель автомобиля.
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 31.08.2020
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Хорошее знание правил дорожного движения, в том числе приоритетов при движении на придомовой территории позволит избежать конфликтов при разъезде автомобилей во дворе. С каждым годом количество автомобилей в наших городах неизменно увеличивается, дворы просто переполнены машинами, неудивительно, что часто бывает сложно разъехаться с встречным авто, в особенности с учетом правил дорожного движения. Расскажем поподробнее о том, кто при встречном разъезде во дворе должен уступать дорогу.
Требования правил дорожного движения
К прилегающей территории относятся дворы и стоянки, которые исключают при этом сквозное движение. Необходимо учитывать, что действия водителей, их права и обязанности в подобном случае будут несколько отличаться от тех случаев, когда через двор проходит сквозное движение.
Типичной ситуацией во дворе является тот случай, когда необходимо разъехаться с встречным автомобилем, но при этом проезд настолько узкий, что две машины в нём просто не поместятся. Кому-то необходимо будет сдать назад и пропустить другой автомобиль, но никто из водителей часто не хочет уступать.
В подобном случае применять пункт правил дорожного движения, который гласит о необходимости уступить дорогу пешеходам и автомобилям, двигающимся по прилегающей территории, будет ошибочно. Так как в подобном случае можно потерять массу времени, выпуская автомобили с огромной придомовой стоянки.
Правила дорожного движения разрабатывались еще в те времена, когда таких проблем на парковках, по сути, ни было, соответственно пунктов правил, которые бы четко оговаривали действия водителей на придомовой территории, устанавливали их приоритет при выезде и въезде, на сегодняшний день нет. В итоге нам приходится как-то самим определять, кому же будет проще сдать назад, и, исходя из этого, следует руководствоваться при разъезде на придомовой территории.
Рекомендации специалистов
Если вам необходимо въехать во двор, всё же следует для начала пропустить все машины, которые выезжают со двора, и лишь после этого заехать на придомовую территорию.
В обязательном порядке следует придерживаться установленных скоростных лимитов во дворах, которые не превышают 20 километров в час. Помните, что на небольшой скорости можно избежать мелких аварий и наездов на пешеходов, в особенности часто подобное происходит с маленькими детишками, которые носятся по двору и часто выбегают на проезжую часть. Поэтому, чтобы в последующем не возмещать ущерб за такое ДТП и не иметь каких-либо проблем со страховой, лучше всё же соблюдать скоростной режим на придомовой территории.
Помните, что движение задним ходом, в особенности в условиях ограниченной видимости и недостатка места, представляет большую сложность, поэтому выполнять такие маневры следует лишь при наличии соответствующего опыта.
Подведём итоги
К сожалению, в настоящее время в ПДД четкого регламента действий водителя на придомовой территории нет. Это приводит к различного рода неприятным ситуациям и даже конфликтам во дворах. Можно лишь посоветовать водителям действовать предельно аккуратно, по возможности стараются пропускать автомобили, которые выезжают на улицу с придомовой территории, и въезжать вместо них. Водители должны в условиях таких узких парковок около домов действовать по принципам взаимного уважения друг к другу. Это позволит существенно упростить себе жизнь, избежав мелких дорожно-транспортных происшествий и необходимости кузовного ремонта своего автомобиля.