Что стало с автозаводом раф
Перейти к содержимому

Что стало с автозаводом раф

  • автор:

Главный микроавтобус СССР: как сложилась судьба завода РАФ и как он выглядит сегодня

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

После войны нужно было восстанавливать буквально все. |Фото: Twitter.

Важно подчеркнуть, в Советском Союзе было всего два крупных предприятия, которые занимались выпуском микроавтобусов. Первым таким был Ульяновский автомобильный завод. Вторым стала Рижская автобусная фабрика, основанная в 1949 году. Создавали будущий РАФ на базе уже существовавшего Рижского авторемонтного завода №2, который в свою очередь когда-то был создан на базе мастерских Деицманиса и Потреки. Новое предприятие называли Рижский завод автобусных кузовов. В 1951 году его объединили с Рижской экспериментальной автомобильной фабрикой. Всего за 4 года была налажена новая производственная линия, после чего окончательно сформировалось новое предприятие РАФ. Окончательная реорганизация произошла в 1954 году.

В 1949 году было заложено новое предприятие. |Фото: ribalych.ru.

Свои первые автобусы РАФ-651 предприятие выпустило в 1953 году. По сути, это были копии автобусов ГЗА-651 от Горьковского завода. При 16 местах для сидения, модель вмещала 25 пассажиров. Следующей знаковой моделью стал автобус на шасси ГАЗ-51 – РАФ-251. На свет он появился в 1955. Первый микроавтобус предприятия – РАФ-10 был собран в 1957 году. Большое влияние на конструкцию оказал европейский опыт. Инженеры рижского завода изучали в том числе автомобили Volkswagen.

Предприятие неуклонно росло. |Фото: drive2.ru.

Наиболее значимыми моделями в истории предприятия стали микроавтобусы РАФ-977 «Латвия» и РАФ-2203 «Латвия». Первый был выпущен в 1959 году и пережил несколько модернизаций. Кроме того, выпуск модели был расширен и на мощности Луганского авторемонтного завода, где микроавтобус выпускали под обозначением ЛАРЗ-977 «Луганск». Вторая модель хорошо известна даже поколению, родившемуся в 1990-е годы. Выпуск знаменитого 2203 начался в 1976 году. Машина в свое время побывала на Килиманджаро, прошла 12 тысяч километров по Африке, использовалась в качестве такси во время Олимпиады-80. РАФ-2203 выпускался в огромном ассортименте моделей, собирали микроавтобус в том числе за рубежом по лицензии, например, в Финляндии.

Один из двух уникальных заводов СССР. |Фото: sputnik.lt.

Славные деньки предприятия закончились в «роковые» 1980-е годы. События вокруг Рижской автобусной фабрики в это время вызывают куда больше вопросов, чем дают ответов. Впрочем, это касается подавляющего большинства советских предприятий той эпохи. В 1986 году на РАФ произошел скандал из-за снижения качества продукции. В 1987 году на заводе были проведены выборы нового руководителя путем голосования трудового коллектива. Однако просидел в своем кресле новый директор недолго, уже в 1990 его сменил новый человек. Едва Латвия стала де-юре независимым государством, как РАФ тут же был превращен в акционерное сообщество. И то, и другое случилось 6 сентября 1991 года.

Золотая эпоха кончилась в 1980-е. |Фото: kolesa.ru.

В первой половине 1990-х завод занимался выпуском малолитражных автомобилей, которые так и не смогли найти для себя крупного рынка сбыта. К 1993 году завод представил несколько интересных моделей, в том числе РАФ-М1 «Роксана» и РАФ-М2 «Стилс», однако вот ведь диво-дивное – ни для одного из проектов в новом счастливом капиталистическом мире не удалось найти инвестора. До 1996 года РАФ ориентировался на российский рынок, однако очень скоро стало понятно, что новые «ГАЗели» полностью заменяют «РАФики». Экспорт сошел на нет. В тот же год фабрика попыталась войти в союз с ГАЗ, однако решение блокировало правительство Латвии. В 1997 году завод объявил о банкротстве. В новом мире «свободной конкуренции» для легендарного советского микроавтобуса места не нашлось. И теперь там, где раньше трудились тысячи инженеров и техников, гуляет только ветер и оседает пыль.

Теперь только пустота. |Фото: postila.ru.

В 2012 году латвийский гонщик Андрис Дамбис открыл в одном из старых корпусов Рижской автобусной фабрики небольшой музей, посвященный истории завода. В 2018 году была вновь зарегистрирована торговая марка RAF, после чего было обещано представить новую модель «РАФика» уже в 2020 году. Найти в сети по состоянию на 2021 год какие-либо сведения об успехах «возрожденного» предприятия, ориентированного на выпуск троллейбусов и электрокаров увы, не удалось.

Все распродано и разворовано. ¦Фото: forum.rusbeseda.org.

Если хочется узнать еще больше интересного о советской промышленности, то стоит обязательно почитать про проигрыватели «Луч» : как в СССР придумали собственный CD-дисковод, и почему он не пошел в серию.

В СССР выпускали идеальный микроавтобус на базе Volkswagen, но сегодня о нем не вспоминают — история завода РАФ

Вы никогда не обращали на это внимание и именно поэтому получали штраф за парковку

Попробуйте этот метод борьбы с запотеванием стекол и вы забудете о проблеме: он почти бесплатный

Все, что нужно знать о новом УАЗ «Хантер» 2023 года — последние новости

Популярное за неделю

Умелец из глубинки оказался умнее целого завода: он сделал из ГАЗ-66 настоящий вездеход

Мужик из деревни сделал настоящий американский Hummer: для этого ему понадобился старый ГАЗ-66

Новая Лада Гранта Лифтбек 2024 за 1,4 млн рублей представлена, как второй кроссовер от «АвтоВАЗа»

Финский умелец превратил советский ГАЗ-66 настоящую «Радиактивность» своими руками

Новый кросс Hyundai Exter за 600 тысяч рублей называют лучшим автомобилем на рынке

Все, кто успел застать в сознательном возрасте советские времена, вне всякого сомнения, помнят, как на улицах городов и рабочих поселков вальяжно курсировали элегантные микроавтобусы. Это были легендарные «РАФики», которые производились в Прибалтике.

Когда после Второй мировой войны советское руководство наводило порядок в прибалтийских республиках, им пришла в голову идея реорганизовать Рижский авторемонтный завод №2. Предприятие базировалось, соответственно, в столице Латвии и располагалось в помещениях, где ранее находились мастерские Деицманиса и Потреки. Так появился РЗАК – Рижский завод автобусных кузовов. Новый автозавод должен был выпускать средние автобусы для растущих нужд страны. В целях оптимизации процесса и консолидации опыта, в 1951 году РЗАК объединили с Рижской автофабрикой экспериментального типа.

Чтобы запустить производство автобусов, в Ригу привезли лицензию с Горьковского автозавода. И в 1953 году первые прибалтийские автобусы появились из стен цехов. 25 новых автобусов РАФ-651 были сделаны по кальке с аналога ГАЗ-651. Это были капотные автобусы на базе ГАЗ-51 с деревянным каркасным салоном, внутри которого было 16 мест. Всего автобус мог перевозить 25 пассажиров и развивал скорость 60 км в час.

30 сентября 1954 года автозавод получает свое окончательное название в результате переименования и становится РАФ (RAF).

Новая Рижская Автобусная Фабрика уже с 1955 года начинает производить автобусы, которые разработали на предприятии. Следующей ступенью стал выпуск РАФ-251. Бескапотный автобус продолжали делать на базе ГАЗ-51. Новый транспорт для города вмещал 27 пассажиров и имел на борту 21 сиденье. В автобусе были две двустворчатые двери с пневмоприводом. В качестве вариаций выпускали служебные автобусы на базе РАФ-251, в которых было больше мест и лишь одна входная дверь, а также грузопассажирский вариант с большой площадкой для грузов в задней части салона. Всего за три года было создано 1460 РАФ-251, после чего они подверглись модернизации.

В 1957 году инженеры завода познакомились с продукцией немецкого предприятия Volkswagen и решили перенять опыт в части создания микроавтобусов. Главный инженер предприятия, два конструктора и их 4 помощника по собственной инициативе построили микроавтобус РАФ-10. Латышский Wagen имел 10 мест, стальной кузов и двигатель от «Победы». РАФ-10 получил название Фестиваль в честь первого Московского фестиваля молодежи и студентов.

Впоследствии автобус изменили – поставили двигатель с ГАЗ-21 и пустили в серийное производство. Правда, наследников Фольксвагена выпустили всего 11 штук, после чего его вместе с экспериментальным проектом микроавтобуса на базе «Москвича» РАФ-08 сняли с дальнейшего выпуска ради перенастройки производства на новую модель.

Новый микроавтобус РАФ-977 «Латвия», а затем РАФ-977В получился неплохим. Его выпускали продолжительное время. Машина была создана на базе шасси «Волга» ГАЗ-21, имела 10 пассажирских мест и могла развивать 115 км/ч максимальной скорости.

Окончательная версия микроавтобуса получила литеру Д. Также в 1962 году на базе РАФ-977Д стали производить фургоны грузоподъемностью 850 кг. Однако спустя 4 года их производство переместили в Армению. РАФ-977Д выпускали вплоть до 1976 года.

В 1976 году завод переезжает в новый производственный комплекс под Елгавой. Здесь уже можно было производить 17 тысяч машин в год, и РАФ приступает к выпуску своего самого знаменитого микроавтобуса РАФ-2203.

Новый продукт имел запоминающуюся внешность и заслуженно считался одним из самых стильно-выглядящих транспортных средств Союза. РАФ-2203 получил двигатель от ГАЗ-24. Спустя два года микроавтобус обрел самый значимый в своей истории фидбэк.

Болгарские альпинисты отправились в Африку для восхождения на Килиманджаро. Часть пути они преодолели на латышских микроавтобусах. По их словам, за 3,5 месяца экспедиции транспорт их практически не подводил. Болгары сравнили «рафики» в их надежности с передовыми западными аналогами.

После этого РАФ-2203 стал официальным туристическим микроавтобусом для Олимпиады-80.

Впоследствии машина помогла миллионам людей сохранить здоровье, когда использовалась в качестве кареты скорой помощи. Даже соседи из Финляндии использовали плавный и комфортабельный РАФ-2203 в качестве реанимобиля.

После того, как Союз распался, дела Рижской автобусной фабрики не заладились. Соглашения о сотрудничестве с ГАЗ не получилось, после чего в Нижнем Новгороде стали собирать «ГАЗель». И в 1997 году завод остановился, а спустя год был признан банкротом.

Возможно, новейшая история поможет латышам возродить «рафики». По крайней мере, первые шаги к этому были предприняты в 2018 году.

В Швеции вспомнили, как Латвия потеряла завод РАФ и знаменитый микроавтобус

В Советском Союзе существовал аналог шведского «народного автобуса», правда, как раз народ-то его покупать и не мог. Им пользовались государственные организации, его даже экспортировали в Восточную Европу и на Кубу. Но распад СССР стал роковым: фабрика-производитель оказалась в другой стране и вскоре разорилась. Об этом пишет шведское издание Klassiker (перевод — InoSMI).

В Швеции вспомнили, как Латвия потеряла завод РАФ и знаменитый микроавтобус

В СССР строго регулировали, какие товары следует производить, в каком количестве и кто именно должен это делать. В стране было два завода микроавтобусов. УАЗ (Ульяновский автозавод) в Ульяновске выпускал полноприводную модель для сложных задач, а РАФ (Рижская автобусная фабрика) — обычные гражданские микроавтобусы.

РАФ начал работу в 1949 году с производства кабин и кузовов для грузовиков. Тогда он носил поэтичное имя «Рижский авторемонтный завод номер два» (так у автора, на самом деле в 1949 году на базе Рижского авторемонтного завода №2 создали Рижский завод автобусных кузовов — прим. перев.). Когда завод получил право производить микроавтобусы, его переименовали в Рижскую автобусную фабрику.

В 1958 году появилась на свет модель 977 — микроавтобус побольше аналога от «Фольксвагена», и с двигателем в передней части. Мотор и многие другие элементы были взяты от «Волги» ГАЗ-21. Двигатель объемом в 2,5 литра обладал мощностью в 75 лошадиных сил, что делало РАФ-977 довольно мощной машиной для своего класса. Хотя на самом-то деле этот микроавтобус был в стране единственным в своем роде, да и для клиентов это не имело большого значения, ведь рядовые граждане купить его не могли.

РАФ-977 использовались только государственными организациями, например, на них ездили сотрудники скорой помощи и пожарные, они применялись в аэропортах и так далее. У одной из модификаций были дополнительные стеклянные окна в крыше, примерно как у «Фольксваген Самба». Такими машинами располагал «Интурист», который возил на них гостей на экскурсии.

Однако были и исключения. Например, если в семье было более четырех детей, она могла подать заявку и получить разрешение на покупку или аренду такого микроавтобуса.

Изначально экспортировать их не предполагалось, но некоторое количество РАФ-977 все-таки попало в страны-спутники СССР: в Болгарию, Венгрию и даже на Кубу.

Так или иначе, спрос на них был настолько высок, что в 1966 году их даже начали производить в Ереване, нынешней столице Армении. Там их выпускали под названием ЕрАз-762 вплоть до 1996 года. В Риге же заслуженную модель 977 в 1976 году заменили новой — 2203-й — которую еще называли «Латвия».

Ее усовершенствовали по многим параметрам, хотя нельзя сказать, что она была особенно современной. Мощность двигателя от «Волги» ГАЗ-24 составляла 95 лошадиных сил. Много что было взято от «Москвича» 408-й и 412-й моделей. Также автомобиль стал несколько больше: длина его немного превышала 5 метров, а ширина составляла 2 метра.

Как и предшественника, этот микроавтобус использовался государственными службами, а также в качестве общественного транспорта. С тех пор модель 2203 не претерпела существенных изменений, зато окружающий ее мир — еще как. Советский Союз распался, и наступили новые бурные времена, когда приходилось приспосабливаться к рыночной экономике, взаимодействию с другими странами и так далее.

РАФ оказалась в независимой Латвии и стала принадлежать новому государству. Она была практически полностью отрезана от родной страны и привычного российского рынка. Прошло много времени, прежде чем отношения с новыми прибалтийскими государствами немного оттаяли.

Но теперь ей и не нужна была Россия, в ее распоряжении оказался весь остальной мир. К фабрике в Риге проявляли интерес в Европе, Японии и Корее. Правда, присмотревшись поближе, иностранные партнеры удалились. Тем не менее фабрике удалось наладить контакт с английской компанией International Automotive Design, чтобы разработать новый дизайн для открытого рынка. Компания могла создать прототип, который выглядел бы современно, но сама РАФ не была в состоянии всерьез усовершенствовать автомобиль.

Вместо этого продолжали производить 2023, и последним автомобилем, который фабрика выпустила в 1997 году, стала специальная модель 3311. По иронии судьбы, ее часто использовали на похоронах. Через год разорилась и сама фабрика.

Retro Latvija club

История Рижского автобусного завода «РАФ» / Rīgas autobusu fabrika «RAF» vēsture

Создание завода

Первые рижские автобусы

В 1953 году завод выпустил первые 25 автобусов РАФ-651. Капотный РАФ-651 был копией горьковского автобуса ГЗА-651 на грузовом шасси ГАЗ-51, вмещал 25 пассажиров и имел 16 мест для сидения.

Автобус РАФ-651

10 июня 1954 года приказом министерства автотранспорта завод был реорганизован в «Рижский опытный автобусный завод», но уже 30 сентября 1954 года снова переименован — и на этот раз получил окончательное имя: «Рижская Автобусная Фабрика» (Rīgas Autobusu Fabrika).

Логотип RAF

В 1955 году был налажен выпуск автобусов собственной разработки. Новый автобус РАФ-251 также базировался на шасси ГАЗ-51, но уже имел вагонную компоновку.

Автобус РАФ-251

Городской автобус РАФ-251 имел в салоне две двухстворчатые двери с пневматическим приводом, вмещал 28 пассажиров (21 сиденье). Кроме базового варианта, выпускались служебные автобусы РАФ-251С (в салоне 1 распашная дверь, 27 сидений) и грузопассажирский РАФ-251Т (сзади застеклённая двухстворчатая дверь и грузовая площадка).

Автобусы РАФ-251 выпускались до 1958 года (всего изготовлено 1460 экземпляров), затем его сменил модернизированный вариант, получивший собственный индекс — РАФ-976.

Автобус РАФ-976

Микроавтобусы РАФ

В 1957 году сотрудники РАФ познакомились с микроавтобусами Фольксваген и решили организовать производство микроавтобусов в Риге. Главный инженер Лаймонис Клеге (Laimonis Klege), конструкторы Я. Оситис (J. Ositis), Г. Силс (G. Sils) и ещё 4 энтузиаста в инициативном порядке создали первый микроавтобус РАФ-10.

В честь VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, РАФ-10 получил имя «Фестиваль» («Festivāls»). РАФ-10 был построен на платформе легкового автомобиля ГАЗ-М20 «Победа», имел вагонную компоновку, стальной несущий кузов и 10 посадочных мест (отсюда индекс модели).

РАФ-10 Festivals Поздняя модификация.

Первоначальная конструкция кузова вызвала много нареканий и в 1958 году была изменена. Машина также получила двигатель от ГАЗ-21 «Волга». 20 ноября 1958 года завод приступил к серийному выпуску микроавтобуса РАФ-10 «Фестиваль», до конца года было изготовлено 11 экземпляров.

В том же 1958 году был разработан микроавтобус РАФ-08 «Спридитис» (латыш. Sprīdītis, «Мальчик-с-пальчик») на шасси легкового автомобиля «Москвич-407». После доработок, малыш планировался к запуску в серию в 1960 году под индексом РАФ-978, однако проект был свёрнут вскоре после выпуска небольшой промышленной партии, чтобы освободить производственные мощности для РАФ-977.

РАФ-8 Spriditis.
РАФ-977 «Латвия»

Опыт, накопленный при разработке и доводке РАФ-10 и РАФ-08, реализовался в модели РАФ-977 «Латвия» («Latvija»), построенной на шасси легкового автомобиля ГАЗ-21 «Волга». В 1958 году выпущены первые 10 экземпляров, с 1959 года развернуто полномасштабное серийное производство.

РАФ-977 Латвия. Первая серия.

В 1960 году машины первого поколения были сменены модернизированными РАФ-977В.

РАФ-977B

С 1961 года производство микроавтобусов было перенесено на ул. Дунтес. Цехам на ул. Тербатас был возвращён статус «Рижского авторемонтного завода № 2» (РАРЗ № 2) — при этом там продолжалось производство автобусов на шасси ГАЗ-51А.

На новой площадке был начат выпуск модели РАФ-977Д, получившей полностью новый и более технологичный в производстве кузов.

РАФ-977Д

На базе РАФ-977Д была подготовлена серия развозных фургонов РАФ-977К, грузоподьемносью 850 кг. Пробная партия была выпущена в 1962 году. Мощности РАФа не позволили развернуть их производство, и в 1966 году модель передали в Ереван (Армения), где был специально для этого построен новый завод ЕрАЗ.

ЕРАЗ-762

В 1962 году сборка РАФ-977Д была налажена в Луганске на Луганском авторемонтном заводе под наименованием ЛАРЗ-977 «Луганск». Было выпущено несколько десятков машин.

ЛАРЗ-977 «Луганск»
РАФ-2203 «Латвия»

В 1976 году в городе Елгава под Ригой был введён в строй новый завод, рассчитанный на производство 17 тыс. автомобилей в год. Здесь началось производство 11-местных микроавтобусов РАФ-2203 «Латвия» на агрегатах ГАЗ-24 «Волга».

РАФ-2203

Автомобиль скорой помощи РАФ-22031-01

На его базе выпускалось множество модификаций, а финская компания Tamro создала реанимационный автомобиль.

Реанимационный автомобиль «Тамра-РАФ»

В 1980-е годы на ВДНХ в Москве работали экскурсионные автопоезда на базе РАФ-2203.

Автопоезд на базе РАФ-2203

Особое место занимает участие автомобилей РАФ в Олимпиаде 1980 года. Этой истории мы посвятили отдельную главу.

Попытка модернизации завода РАФ

В середине 80-х гг. на РАФе понимали, что разработанный еще в начале семидесятых годов микроавтобус порядком устарел и на фоне современных легковушек выглядит пришельцем из прошлого десятилетия. Поэтому рафовцы замахнулись на достаточно серьезную модернизацию микроавтобуса.

Произошло это в конце восьмидесятых годов. Помог рижским автобусостроителям конструктор НАМИ Владимир Андреевич Миронов, который разработал достаточно необычную подвеску, напоминавшую традиционный «МакФерсон», но отличалась от него остроумной конструкцией из пары труб-направляющих и амортизаторов, упиравшихся в кузов верхними концами. Также совместно с рижскими инженерами Миронов улучшил и тормозную систему, применив по паре суппортов ВАЗ-2121 на каждом переднем колесе и установив вакуумный усилитель вместо «гидровакуумника».

Поскольку Минавтопром в 1987 году прекратил финансирование новых проектов в своей отрасли, в Елгаве были вынуждены осваивать производство новых комплектующих для «рафика» собственными силами. Получилось не всё: вместо запланированной модификации РАФ-22038-30 с новой подвеской удалось запустить в производство лишь частично обновлённую машину с индексом 22038-02 и старой ходовой частью.

Модернизированный вариант РАФ-22038

Перестройка, выборы директора РАФ

К 1986 году снижение качества продукции РАФ вызвало в СССР общественный резонанс, повлёкший за собой отставку прежнего руководства завода. В духе реформ перестройки, в 1987 году назначению нового директора предшествовали его выборы коллективом завода из списка предложенных кандидатов. В выборах победил Виктор Боссерт.

Именно он выступил «генератором идеи» по созданию принципиально нового микроавтобуса РАФ. Она нашла горячий отклик и поддержку среди конструкторов и дизайнеров фабрики, желавших сделать новый «рафик», который бы не уступал мировым аналогам или был хотя бы просто таким же современным, как перспективная «десятка» из Тольятти и новая Волга ГАЗ-3105, над которыми в это время активно работали на ВАЗе и ГАЗе. Боссерт в 1987 году организовал республиканский конкурс на разработку дизайна для нового микроавтобуса, который благодаря информационной поддержке «Комсомольской правды» перерос во всесоюзный. В этом дизайн-конкурсе пробовали свои силы как любители «из толпы», так и профессиональные автомобильные дизайнеры, причем по правилам в нем могли участвовать и сотрудники РАФа.

Эскиз вариант Сергей Галактионова, ставшего после штатным дизайнером ИТЦ РАФ

А победил вариант Владимира Васильева из Риги — скорее всего, именно потому, что никто другой не был так близко знаком с возможностями фабрики. Ведь недостаточно было просто «нарисовать красивую машину» — потенциальный проект должен был уложиться в определённые рамки, заданные технологическими и производственными ограничениями РАФа.

Ведущим конструктором проекта RAF M1 был Сергей Бугай — талантливый конструктор и способный дизайнер. Он разработал и проверил на прочность конструкцию этого концепта. Важным действующим лицом в проекте RAF M1 был Эгон Мартинсон — не рисующий, но тонко чувствующий пластику поверхностей конструктор-дизайнер.

Внешность нового микроавтобуса несколько напоминала Ford Transit, хотя о прямом плагиате речь отнюдь не шла. Уже осенью 1990 года ходовой макет РАФ-М1 совершил пробную поездку по территории инженерно-технического центра РАФ.

Макет РАФ-М1

Доводить прототип доверили британской фирме IAD, которая уже сотрудничала с НАМИ и УАЗом в создании полуторатонного грузовика (ЗР, 2003, № 1). Англичане провели большую работу, доводя до ума кузов и интерьер «Роксаны» и многому научив рижан. Кстати, собственным именем автомобиль обзавелся как раз в это время.

В 1990 году, то есть в самый разгар работ над РАФ-М1, Боссерт покидает Латвию, уехав на обучение менеджменту в американский университет имени Джорджа Вашингтона. Новым директором РАФа стал Николай Самодуров, который понимал, что в условиях рыночной экономики и валютных цен бывшие покупатели «рафиков» из союзных республик актуальную продукцию фабрики купить не смогут. Или просто не захотят.

Но рижские конструкторы не опустили руки, а сделали ровно наоборот! На фабрике не остановились на «Роксане», а вернулись к ранним наработкам и занялись созданием укороченной переднеприводной версии микроавтобуса под названием РАФ-М2! Данилкин и Миронов как раз продвигали проект — машину с укороченным «носом» и, все-таки, передним приводом. Дизайн очередной «перспективы» разработали в НАМИ, 3D-модель «по старой дружбе» выполнили на ЗАЗе, и 20 декабря 1993 года новый прототип показали общественности. Интересно, что общая концепция (вагонная компоновка, дизайн кузова, макетирование) переднеприводного микроавтобуса РАФ-М2 на конкурсной основе была разработана дизайнером ИТЦ РАФ Сергеем Галактионовым еще в 1989 году и даже воплощена в виде пластилинового макета RAF M2 SG в масштабе 1:5.

Прототип РАФ-М2

Н овый прототип под индексом РАФ-М2 получил название «Стилс» (Stils — «Стиль»), и он отличался от РАФ-М1 не только типом привода, но и двухрычажной передней подвеской, поскольку другая в бескапотном моторном отсеке просто не помещалась. Подходящую по дизайну «узкую» оптику в СССР не выпускали, поэтому, не мудрствуя лукаво, создатели Стилса позаимствовали светотехнику у серийных импортных автомобилей, а рулевое управление «одолжили» у… Mercedes.

Проект РАФ-М2 вёл заместитель главного конструктора Роман Попов. Дизайн разработали в НАМИ, макет делали на ЗАЗе, с которым у РАФа были хорошие связи. Мотор на «Стилсе», собранном в 1993-м, был все тот же — ЗМЗ-406. Передняя подвеска — двухрычажная, потому что высокие стойки в бескапотном автомобиле не помещались. Задняя подвеска по конструкции напоминала «Moskvich 2141». Рижане мечтали и о пневматической, но понимали, что это дело не близкого завтра. Рулевое управление на прототип вновь поставили импортное — от «Мерседес-Бенца». Но, увы, не удалось даже провести дорожные испытания ходовых макетов.

Завод РАФ в постсоветский период

6 сентября 1991 года РАФ реорганизовался в акционерное общество. В том же году Латвия стала независимой, наступил конец советской плановой экономике.

Грянул август 1991-го, распад Советского Союза и рижские «автобусники» перестали являться частью отрасли огромной страны, потеряв практически в одночасье и прежний рынок сбыта. Впрочем, и после того как в сентябре 1991 года фабрику преобразовали в акционерное общество, в новообразованных странах-бывших республиках СССР «рафики» по-прежнему покупали, но… уже совершенно в других количествах. Вдобавок инфляция национальных валют и экономическая нестабильность в странах СНГ отнюдь не способствовали платёжеспособному спросу.

Автомобиль полиции RAF-22038

В этот момент РАФ явственно ощутил на себе экономическую турбулентность, возникшую в результате развала большой страны. В результате предприятие покидали испытатели, конструкторы и другие опытные специалисты, которые не желали работать «за просто так» и жить впроголодь. РАФу удалось лишь проверить кузов на прочность и вибростойкость, причем выполнили это не своими силами, а на рижском вагоностроительном заводе. Оставшиеся на фабрике энтузиасты не теряли надежды запустить-таки «Стилс» хотя бы в мелкосерийное производство в цехе малых серий РАФ, для чего ездили по бывшим союзным республикам в поисках поставщиков стёкол, электрооборудования, трансмиссий.

20 сентября 1991 года готовый концепт все же представили в Англии, а в 1992-м он же под названием РАФ-1 «засветился» на выставке «Автотехника» в Москве.

На РАФе начинается выпуск малотоннажных коммерческих автомобилей. Первым стал двухместный бортовой грузовик РАФ-33111 грузоподьемностью 1 т. На его базе выпускался широкий спектр моделей: развозных фургонов (в том числе с изотермическими кузовами), двухместных и пятиместных пикапов. Наиболее удачной моделью этого направления оказался бортовой грузовик с 5-местной двухрядной кабиной РАФ-3311, производство которого продолжалось до 1996 года.

РАФ-3311

Хорошим спросом пользовалась заводская модификация микроавтобуса РАФ-22038-02 в качестве маршрутного такси.

РАФ-22038-02

В 1995 году потребителям была предложена новая версия маршрутного такси: 12-местная, с высокой крышей модель РАФ-22039.

РАФ-22039

20 декабря 1993 года РАФ продемонстрировал тот самый новый микроавтобус РАФ-М2 «Стилс» (Stils, «Стиль»), но завод также не сумел найти инвестора для его серийного производства.

Завод же в этот момент выживал за счет производства обычных «рафиков», а РАФ-М2 время от времени показывали на очередной автомобильной выставке. Однако с каждым годом и «Роксана», и «Стилс» становились все более несбыточными проектами-фантомами, выпуск которых в Латвии своими силами освоить бы никак не удалось, а зарубежные партнеры реального интереса к концептам не проявляли. А ведь даже по самым скромным подсчетам предприятию для запуска новых моделей и соответствующей технологической модернизации было необходимо минимум 300 миллионов долларов, взять которые было негде.

К тому же в соседней России к этому времени уже началось серийное производство микроавтобусов и грузовиков семейства ГАЗель, которые тут же прочно обосновались в бывшей «вотчине рафика».

В 1996 году РАФ попытался найти выход из сложившейся ситуации в альянсе с ГАЗом, чтобы стать автосборочным предприятием по выпуску Газелей. Для этого специально был создан опытный образец ГАЗ-РАФ 3302.

Надежды РАФа становятся реальностью (скрин кликабелен)

ГАЗ-РАФ 3302 сотрудничество ГАЗ и РАФ
ГАЗ-РАФ 3302

Однако правительство Латвии воспрепятствовало такому сотрудничеству. После развёртывания в марте 1996 года на ГАЗе масштабного производства микроавтобусов семейства ГАЗ-3221 «ГАЗель», по многим параметрам превосходивших изделия РАФ, экспорт латвийских микроавтобусов в Россию стремительно сошёл на нет.

ГАЗ 3321 (ГАЗель)

По иронии судьбы, последним автомобилем РАФ, созданным по российскому заказу, стал автомобиль для перевозки покойных РАФ-2926 (конструктивно это изотермический фургон на базе РАФ-3311). Партия из 21 такой машины была приобретена московской службой скорой помощи.

В 1997 году производство РАФа остановлено. Владельцы заявили о банкротстве в 1998 году. По состоянию на 2010 год большая часть производственных корпусов разрушена, на их месте находятся арендуемые торговые площади.

В 2012 году на РАФе был открыт музей о истории РАФа латвийским гонщиком Андрисом Дамбисоном. Так закончилась история Рижского автомобильного завода (RAF).

Если вам понравилась эта глава, то, возможно, понравится и:

Фотографии взяты в интернете из открытых источников и объединены в нашу коллекцию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *