Велосипедистам-любителям про контактные педали
Пост о том, что велотуфли, они для обычных людей, а не только для спортсменов.
Меня удивляет, что до сих пор еще не все велосипедисты обулись в контактные туфли. Ведь зачем мы садимся на велосипед? Чтобы почувствовать скорость, быстрее осмотреть объекты на экскурсии, посоревноваться. Если вы накатываете хотя бы по 30 км в неделю — однозначно, советую переход на контакты. Вот почему:
- Увеличение скорости. Техника подтягивания педалей позволяет подключить разные группы мышц. А скорость возрастает на 5–10%. Это реально в кайф!
- Здоровье. Актуально для тех, у кого болят коленки. Когда давишь на обычную педаль-топталку, нагрузка распределяется неравномерно, рывком. В результате, страдают суставы. С контактами нет такой ударной нагрузки: усилия распределяются равномерно по всему циклу вращения. И если раньше педаль проталкивали одной ногой, то теперь работа идет двумя одновременно.
- Это возможность хорошо выступить на рогейнах и триатлонах. Чем быстрее вы освоитесь в контактах, тем лучше будет первый финиш на соревнованиях. А соревноваться сейчас модно.
Личный опыт.
Когда я сам переходил на контакты, думал, что буду постоянно падать. На самом деле, оказалось все элементарно: всего пару пробных прокатов, и через неделю я уже выступал на 24-часовом Bike-off-Road. Упал всего однажды за всю гонку: когда колесо наполовину ушло в лужу. Но это вряд ли из-за контактов 🙂
Один из мифов, что при падении нога не отстегнется, вел упадет на тебя сверху увеличив риск перелома. Но, нет: при небольшом отклонении ноги, педаль тут же отстегивается. Можно посмотреть крупные шоссейные старты, типа Тур де Франс, там падают мухи отдельно, котлеты отдельно. Вот российский пример:
Пешком ходить в контактах можно, хоть и не супер-комфортно. Для велопоходов я бы рекомендовал иметь с собой легкие тапки-сандалии для лагеря. Вообще, мне в коротких походах было более чем комфортно. Единственно, жаль что в группе все равно многие будут на топталках мучиться.
Несколько секретов по обучению технике.
- Эффективная частота вращения педалей(каденс) у велосипедистов примерно равна 80–100 об/минуту. Обычно по-умолчанию все крутят медленнее. Нужно следить собой, контролировать этот показатель. Маленький каденс может стать причиной болей в колене.
- Чтобы натренировать работу ноги на “подтяг” педали, нужно по-очереди крутить только одной ногой, оставляя другую свободно висеть. Конечно, не забывая о частоте вращения.
- У педалей есть регулировка застежек. Поначалу нужно открутить ее на максимум, чтобы нога выстегивалась максимально легко.
Следуя этим нехитрым советам, я неожиданно стал ездить на велосипеде даже лучше, чем на лыжах. Хотя лыжи были всегда любимым видом активности. Так что, пробуйте!
Контактные педали, какие бывают и для чего нужны
Вопрос про педали, и именно про контактные педали для велосипеда, очень часто всплывает в велосипедной среде среди новичков и более-менее опытных велосипедистов, но зачастую найти однозначный и короткий ответ на него не удаётся быстро. Не так давно один из неофитов 1 велодвижения на одном популярном региональном ресурсе задал вполне логичный, для новичка, вопрос про контактные педали: «зачем вообще эти педали, если ноги и так нормально на обычных держатся?», за что тут же огрёб лучи «праведного гнева» от участников общения, но ответа на свой вопрос так и не получил. Я попробую всё же таки дать развёрнутый ответ на этот вопрос. Для начала опишем что это вообще такое, а потом систематизируем все известные нам типы педалей.
Контактные педали — это механизм , который позволяет механически зафиксировать ногу велосипедиста на педали, соединив тем самым обувь велосипедиста и педаль велосипеда в единую целую конструкцию, т.е. обеспечивающий полный контакт велосипедиста с приводом велосипеда.
I. Историческое развитие конструкции педалей.
Исторически педали велосипеда представляли из себя простую площадку — платформу, которая имела ось, проходящую по центру и могла вращаться вокруг этой оси. Вращение необходимо для того, что бы платформа оставалась всегда в одной плоскости с обувью, а не поворачивалась вместе с шатуном системы. Такие педали распространены до сих пор во всех прогулочных, детских и всех видах бюджетных велосипедах, где не требуется энергичного педалирования. А так же подобные по конструкции педали используются в большинстве экстремальных и трюковых велосипедных дисциплин, там где мощность педалирования не нужна, а важна полная свобода положения ноги и возможность быстро снять ногу с педали и быстро вернуться обратно.
Типичные «топталки», которые стоят на большинстве прогулочных велосипедов. |
Эффективность педалирования, т.е. то, какую мощность вы можете развить крутя педали, на простых платформах очень не высока, точнее будет сказать что она самая низкая из всех видов педалей, поскольку крутить педаль вы можете только надавливая ногой на неё, когда она находится в переднем положении. Когда же педаль, двигаясь по кругу, находится в нижнем, заднем или верхнем положении, вы с ней ничего сделать не можете, в это время вы давите на вторую педаль и так поочерёдно, топая то одной, то другой нагой на педали. За эту характерную особенность педалирования, простые педали-платформы получили своё прозвище «топталки».
[картинка: зона действия топталок]
Решением, способным повысить эффективность педалирования стали педали «туклипсы», от английского toe — носок ноги и clip — зажим. Туклипсы представляют из себя ту же самую платформу, но с дополнительным стременем под носок ноги и ремешком, который стягивал ногу в середине стопы, зажимая таким образом носок обуви в стремени.
Туклипсы |
Поскольку в туклипсах нога зафиксирована и имеет механический упор при движении вверх и вперёд, то это позволяет не только топтать на педаль сверху вниз, когда она в переднем положении, но и подтягивать педаль снизу вверх, когда та находится в заднем положении, а также протягивать педаль по направлению вперёд, когда она находится в верхнем положении. Протягивать педаль назад, когда она находится в нижней зоне в туклипсах нельзя, поскольку пятка не зафиксирована и можно просто выдернуть ногу из стремени.
В итоге, у нас вместо одной рабочей зоны, когда мы можем только топтать педаль, появляются ещё две, в которых мы так же можем воздействовать на неё и у нас уже получается что-то похожее на полноценное вращение педали, с одной лишь мёртвой зоной — в нижнем положении. Всё это в результате существенно повышает эффективность педалирования за счёт того, что теперь во вращение педали оказываются задействованы не только большая четырёхглавая мышца, но и другие мышцы ног, а следовательно мы можем приложить большее суммарное усилие за один оборот педали.
[картинка: зоны действия туклипсов]
При своей простоте, туклипсы всё же нельзя назвать удобными педалями, поскольку на них нельзя быстро вставить ногу в стремя, оно предательски постоянно разворачивается вниз рамкой и неудобно затягивать ремешки на ходу. Так же, если слишком сильно затянуть ремешок, то при падении нога не сможет легко высвободиться из стремени и это чревато очень серьёзными травмами колена и тазобедренного сустава. Если же не затягивать ремешок туклипсов, то их эффективность как педалей сильно падает, оставляя возможность лишь протягивать ногу вперёд в верхнем положении. Таким образом туклипсы можно назвать самыми небезопасными педалями. На текущий момент — это полностью вымерший вид педалей, встретить который можно лишь на старинных раритетных велосипедах или иногда на самых дешёвых шоссейных велосипедах в силу своей беспрецедентной дешевизны и то больше в качестве демонстрации «как катались наши деды».
Следующим эволюционным этапом развития педалей стали контактные педали или по английски clipless pedals, т.е. «педали без зажимов». Ну или просто контакты, устоявшийся термин в велосреде. В этих педалях не одна, а две основные составные части: сама педаль и специальный шип, который крепиться к подошве обуви. Фиксация ноги происходит за счёт того, что шип, закреплённый на подошве обуви, вставляется в специальный паз на самой педали и защёлкивается там.
Встёгивание шоссейных контактов.
Маунтинбайковские контакты.
Сам паз на педали обычно представляет из себя подпружиненную рамку, что позволяет шипу легко защёлкнуться, а при повороте шипа в сторону свободно выскочить из рамки и таки образом отстегнуться. Т.е. на контактных педалях достаточно просто повернуть ногу на педали пяткой в сторону для того что бы выстегнуться из педали. Обычно это рефлекторное или естественное движение ноги при падении, таким образом можно не беспокоиться за безопасность коленного сустава при различных эксцессах. Ногу из контактной педали можно так же высвободить очень большим усилием не в сторону, а вверх от педали. Усилие это обычно настраивается, т.е. жёсткость подпружинивания рамки в педали регулируется.
Для того что бы вырвать ногу вверх из контактной педали нужно усилие большее, чем может развить сам велосипедист подтягивая ногу на педали при кручении, но вполне достаточное, которое развивается при лобовом столкновении с каким либо препятствием или очень резким торможением. Всё это позволяет по аналогии с горнолыжными ботинками обеспечить безопасность суставов ног при падениях. Ещё такие контактные педали, выстёгивающиеся самостоятельно, называют автоматическими педалями или просто «автоматами».
С точки зрения безопасности, контакты-автоматы являются самыми безопасными педалями, после топталок-платформ конечно, ибо в последних ногу вообще ничто не держит.
Чтобы выстегнуться, поверните пятку наружу.
Однако автоматическими педали стали не сразу, одни из первых моделей контактных педалей могли выстёгиваться только вручную, т.е. велосипедист при движении должен был заранее наклониться к педали и руками выстегнуть ногу. Такие педали велосипедисты прозвали «death cleats» или по русски «мёртвый зажим», причём не столько за их мёртвую хватку, сколько за тяжесть последствий, которыми они были причиной при авариях и падениях. К счастью ни одна фирма сейчас не выпускает ничего подобного для велоспорта и таких педалей вы сейчас не найдёте.
Общее назначение контактов, т.е. зачем они нужны в принципе .
1. Эффективность педалирования и развиваемая мощность
Контактные педали позволяют развить максимальную мощность за счёт того, что в них можно каждой ногой по отдельности вращать педаль полностью по кругу и воздействовать на неё во всех её положениях. Такое педалирование называется круговым. Зафиксированный в педали шип позволяет ноге не только давить на педаль сверху, но протягивать педаль в нижнем положении и эффективно тянуть на себя ногу, когда педаль находится в заднем положении и так же успешно проталкивать педаль вперёд, когда она находится в верхнем положении. При подтягивании ноги вверх задействуются мышцы, которые при просто топтании педали вниз совершенно не участвуют в педалировании, всё это позволяет при равных условиях получить до 30-40% преимущества по сравнению с педалированием на простых топталках.
Почему всего 40%, а не 200% допустим? Потому что большая четырёхглавая мышца ноги, которая участвует в обычном топтании, является одной из самых сильных в человеческом теле, а остальные мышцы, участвующие в круговом педалировании ещё надо натренировать, что бы получить реальный эффект от контактов. Но в любом случае, даже 30% — это очень и очень много, только за счёт всего лишь одной вещи в велосипеде.
[картинка: зоны действия контактов]
2. Дополнительный контроль над велосипедом
Так же контакты позволяют лучше контролировать велосипед в сложных ситуациях, без боязни потерять педаль ногой. Например для того что бы перепрыгнуть небольшое препятствие достаточно просто при движении вперёд просто резко согнуть ноги подтянув велосипед под себя за педали. В кросс-кантрийных велогонках контакты позволяют более чётко контролировать велосипед целиком на сложных спусках и при прохождении технически сложных участков когда от тряски может просто выбросить велосипедиста с велосипеда.
Так же контакты дают полную свободу действий при мощных агрессивных атаках и резких силовых рывках в велоспорте, позволяя не беспокоиться за то, что можно слететь ногой с педали, педаль из под ноги никуда не денется. Резкие и очень мощные рывки характерны для шоссейного и трекового велоспорта, где стремительно развивающиеся спринтерские атаки порой требуют от спорстменов буквально «выстреливать с места в карьер» прилагая титанические усилия и извиваясь в три погибели над рамой от усилий. Езда на обычных топталках в таких условиях — по сути акт самоубийства.
3. Снижение опасных нагрузок на коленный сустав
Вам не обязательно развивать полную мощность всегда, когда вы крутите педали, но если вы катаетесь на топталках, то вы вынуждены концентрировать всё усилие лишь на одном движении — втаптывании педали вниз. Это равносильно приседанию на одной ноге — вся нагрузка приходиться на один единственный сустав — коленный. Точнее будет сказать, что вся нагрузка всегда проходит через этот сустав. Если же вы крутите педали в контактах, то вы можете более равномерно распределить нагрузку на сустав, при этом не так сильно давить только вниз, но и добирать дополнительную мощность подтягивая ногу вверх, тем самым снижая давящую нагрузку на сустав, что положительно сказывается на его здоровье и на продолжительности его нормального функционирования.
II. Классификация педалей, какие они бывают.
Будем считать, что в целом мы разобрались с тем, что такое именно контактные педали. Теперь поговорим о том, какие вообще бывают современные педали. Систематизировать их можно по множеству признаков, мы остановимся на наиболее важных и распространённых.
1) По основному назначению
Прогулочные / детские педали. Педали в которых не предъявляются требования ни к высокому КПД педалирования, ни к надёжности фиксации ноги. Рассчитаны на неспешное лёгкое катание по хорошей дороге в парке, на недорогом велосипеде, без каких либо претензий на спорт. Чаще всего по конструкции это самые простые «топталки» с которыми в комплекте идут 99% недорогих велосипедов.
Педали для эктремальных дисциплин. В таких дисциплинах как даунхил и фрирайд и BMX , чаще всего (но не всегда), а в трюковых дисциплинах Dirt/Street Jump, Fun Jump и т.д. всегда применяются педали по конструкции своей являющимися простыми платформами, но имеющие широкую площадку для ноги, на которой обычно имеется ряд мелких неровностей (шипов) для предотвращения соскальзывания подошвы обуви. Контактные педали в таких видах спорта не применяются, чаще всего, по очевидным причинам. Нельзя выстегнуться и встегнуться обратно выполняя трюк на лету, во время прыжка с велосипедом.
Педали для маунтинбайка. Контактные педали, автоматы, применяемые в спортивных дисциплинах маунтинбайка, таких как кросс-кантри или в большинстве универсальных горных велосипедов (all terrain bike), включая прогулочные. Чаще всего компактной конструкции, в которые можно быстро встегнуться и быстро выстегнуться, а компактная конструкция позволяет им надёжно работать в любой грязи, не забиваясь и не снижая надёжности.
Маунтинбайковская педаль Shimano XTR M980 SPD .
Шип SPD и его крепление.
Шип маунтинбайковских педалей металлический маленький и плоский, а конструкция обуви для таких шипов позволяет закрепить шип так, что бы он не мешал обычной ходьбе. Маунтинбайковская контактная обувь имеет протектор по высоте выступающий над шипом, для того что бы можно было в такой обуви идти или бежать по земле или грязи и в тоже время не проскальзывать.
Подошва такой обуви может быть как эластичной и удобной для ходьбы, так и чисто спортивной и совершенно жёсткой. Конструкция контактных педалей для маунтинбайка — это всегда компромисс между качеством фиксации ноги и надёжностью работы педали в самых разных неблагоприятных условиях. Для быстроты и удобства встёгивания, сами педали обычно двухсторонние, т.е. встегнуться можно не тратя время на поворачивание площадки педали нужной стороной, а практически наощупь в одно движение.
Шоссейные педали. Контактные педали, автоматы используемые в шоссейном велоспорте. В силу характера эксплуатации редко попадают в грязь, а потому не испытывают компромисса в конструктиве и делаются такими, что бы максимально жёстко и чётко фиксировать ногу в педали, имеют большую площадь контакта обуви с педалью, обеспечивают максимальную устойчивость. Сама рамка, фиксирующая шип, может иметь длинну до трети длины обуви. Из-за таких размеров, педали обычно односторонние, что бы не увеличивать чрезмерно вес всей конструкции.
Шоссейная педаль Shimano Ultegra 6700 SPD-SL .
Шип SPD-SL и его крепёж.
Шип пластиковый или композитный, шириной во всю подошву. Шоссейная контактная обувь не имеет протектора на очень жёсткой подошве, из-за чего ходить пешком в такой обуви практически не возможно.
2) По конструкции
Платформы (топталки). Самые простые по конструкции педали, не контактные. Имеют плоскую площадку, на которую можно встать с обоих сторон.
Односторонние контакты. Имеют механизм, позволяющий встегнуться только с одной стороны. С обратной стороны такой педали нельзя встегнуться. Это все шоссейные контактные педали. Для шоссе не ставится критичность скорости встёгивания в педаль, поскольку там это более редкое явление, чем в маунтинбайке, а большой габарит самой педали не позволяет сделать двухсторонние педали лёгкими. Среди маунтинбайковских это не дорогие контактные педали, которые для удешевления конструкции имеют только одну рабочую сторону.
Односторонняя шоссейная педаль Shimano Dura Ace PD-9000 SPD-SL |
Односторонние контакты с платформой. Тоже самое, что и односторонние маунтинбайковские контакты, но с обратной стороны имеют площадку, как у обычных платформ, что делает их универсальными для использования как с контактной, так и обычной обувью. Можно прокатиться на велосипеде в контактной обуви, а можно в обычных кроссовках съездить до магазина или на работу, просто перевернув педаль. Позиционируются как туристические.
Двухсторонние контакты. Контактные педали, имеющие рамку для фиксации шипа с каждой стороны. Позволяют не тратить время на поворачивание педали нужной стороной при всёгивании. Чаще всего механизмы с разных сторон независимые, т.е. при выходе из строя рамки фиксатора с одной стороны, можно встегнуться с другой. Это все спортивные маунтинбайковские педали.
маунтинбаковские двухсторонние контакты Shimano XTR M980 SPD |
Контакты с дополнительной опорой. Маунтинбайковские контактные педали, в том числе и двухстронние, которые вокруг механизма контакта имеют ещё внешнюю рамку (площадку) для увеличения площади опоры обуви. Применяются в туризме, когда используется маунтинбайковская контактная обувь с мягкой подошвой, позволяющая так же совершать пешие прогулки, но из-за мягкости подошвы опираться на шип малого размера в течении долгого времени некомфортно, поскольку стопа начинает прогибаться вокруг педали.
Так же используются в кросс-кантрийных и экстремальных (даунхил например) дисциплинах, когда надо дополнительно увеличить площадь опоры обуви на педаль.
Контакты для кросс-кантри с дополнительной опорой |
Контакты для BMX, DH или фрирайда с широкой опорой. |
Туклипсы. Как уже было описано в исторической части статьи — это платформы с дополнительным стременем, фиксирующим носок обуви и ремешком, стягивающим стопу к педали.
3) По расположению шипа
Шип в ботинке. Наиболее распространённая конструкция, когда механически подпружиненная фиксирующая рамка располагается на оси шатуна педали, а на подошву ботинка прикручивается только шип.
Шип в педали. Есть и такие. Конструктивно они выполнены с точностью до наоборот, т.е. на оси педали вращается только небольшой плоский шип, а весь фиксирующий механизм с рамкой прикручивается на подошву обуви. В настоящее время нашли своё применение в шоссейном велоспорте у ряда производителей, не так распространены как педали с шипом на обуви, но составляют вполне обширную нишу.
4) По степени фиксации
Жёстко фиксирующие (fixed). После встёгивания ноги, не имеют никаких штатных люфтов и не дают никаких степеней свободы, кроме направления вращения педалей. Применяются в профессиональном шоссейном велоспорте, в случае если нет никаких проблем с геометрией работы коленного сустава, потому как ограничивают работу сустава только в одной плоскости. Дают максимально жёсткий контакт велосипедиста с велосипедом, позволяя максимально эффективно осуществлять круговое педалирование.
Свободные (float). Имеют люфт в заданных направлениях. Кроме основной степени свободы, позволяя самой педали врашаться вдоль своей оси, имеют штатный люфт в стороны, вдоль плоскости стопы велосипедиста, позволяющий в небольших пределах свободно разворачивать стопы. Большинство педалей, а так же используются, когда есть какие либо проблемы с коленным суставом, потому как дают ему большую степень свободы.
Описанные варианты жёстких и свободных шипов справедливы так же и для маунтинбайка. По умолчанию производитель комплектует педали при продаже свободными шипами, но отдельно можно заказать жёсткие ( fixed ) шипы, как для шоссейных педалей, так и для маунтинбайка. Так же у некоторых производителей бывает целая градация видов шипов по степени свободы на шипы с большим, средним и малым люфтом.
III. Велосипедная обувь, контактная, универсальная и обычная.
1) Типы и стандарты крепления шипов
Разные типы педалей требуют разной обуви и если на обычных не контактных педалях можно ездить хоть в кроссовках, хоть в резиновых сапогах, то использование контактных педалей требует покупки специальной обуви, рассчитанной на установку на подошве шипа именного того типа, который вы собираетесь использовать. Внутри подошвы контактной обуви расположена металлическая пластина с отверстиями с резьбой, к которой через отверстия внизу подошвы прикручивается шип. Количество отверстий и их расположений у педалей разного назначения разное.
Очень условно всю велообувь можно поделить по видам спорта: шоссейная обувь и маунтинбайковская обувь.
Большинство производителей спортивной и туристической контактной велосипедной обуви придерживаются двух актуальных стандартов. В номенклатуре веломагазинов их обозначают по классификации фирмы Shimano:
SPD — контакты для маунтинбайка,
SPD-SL — контакты для шоссей ного велоспорта .
Многие производители, имея собственные наименования стандартов, используют точно такие же посадочные размеры для шипов и обычно указывают о совместимости с посадочными размерами SPD или SPD-SL. Однако надо помнить, что гарантия совместимости посадочных размеров для шипов на обуви совсем не гарантирует совместимости шипов одного производителя с педалями другого. У каждого производителя могут быть свои уникальные конструкции шипов и педалей, но все стараются придерживаться общепринятых посадочных размеров шипов, для того, что бы производителям обуви не пришлось вместо двух видов обуви (мтб и шоссе) выпускать одну модель в десяти вариациях.
Конструктивно, посадочный стандарт SPD представляет из себя крепёж на два близко расположенных друг к другу винта, прикручиваемых поперёк подошвы. Наглядно виден в иллюстрации к маунтинбайковским педалям ранее в статье. В обуви обычно расположены два ряда по два отверстия, что позволяет крепить шип ближе к носку или дальше от него, а так же сама металлическая планка в подошве обуви может смещаться вперёд или назад, пока шип не затянут, для более точного выставления шипа.
Шоссейный стандарт SPD-SL представляет из себя три отверстия далеко разнесённых друг от друга в виде треугольника. В иллюстрации к описанию шоссейных педалей это хорошо видно. Планка внутри обуви не смещается, как у SPD, но зато сами отверстия под винты у шипа широкие и длинные, позволяют регулировать положение шипа в достаточно широком диапазоне.
Для недорогой спортивной контактной обуви часто можно встретить, когда производитель в подошве предусмотрел отверстия сразу и под SPD и SPD-SL стандарт, для того, что бы человек мог прикрутить к ним или шоссейные или маунтинбайковские шипы, по собственным усмотрениям. Такая обувь считается универсальной спортивной велообувью. Дорогая спортивная обувь, верхнего диапазона цен, редко бывает универсальной.
2) Спортивная шоссейная и маунтинбайковская обувь
Спортивная шоссейная обувь вся практически одинакова и представляет из себя лёгкие туфли с очень жёсткой (совершенно не гнущейся) подошвой из пластика или композитных материалов (карбона, стеклопластика и т.д.). Жёсткая подошва позволяет более эффективно передавать усилие от ноги к педали всей стопой, не тратя энергию на сминание обуви, более чётко контролировать сам велосипед и быть единым целым с приводом велосипеда. С наружной стороны подошва обычно не имеет протектора, как для улучшения аэродинамики, так и и з -за отсутствия необходимости ходить в такой обуви.
Обувь для маунтинбайка, рассчитанная на чисто спортивное применение, так же как и шоссейная изготавливается с очень жёсткой подошвой из композита или пластика, по тем же самым причинам. Более дешёвые модели могут иметь дополнительную металлическую пластину в подошве, для увеличения жёсткости. Основное отличие обуви для маунтинбайка, кроме посадочных размеров под шипы конечно — это наличие агрессивного протектора на подошве или грунтозацепов.
В дисциплинах маунтинбайка приходится иногда спешиваться случайно или специально, для преодоления препятствий, обхода завалов и т.д., как то например грязный и скользкий грунтовый подъём, где на плоской пластиковой подошве без протектора с одним только шипом, будет совершенно невозможно не только быстро вернуться в седло велосипеда и продолжить гонку, но и просто стоять или сделать пару шагов.
- Вся спортивная контактная обувь всегда имеет жёсткую подошву.
- Вся шоссейная контактная обувь всегда спортивная.
3) Контактная обувь широкого круга применения
Маунтинбайк — это не только спортивные дисциплины типа кросс-кантри, но ещё и внедорожный туризм, путешествия, прогулочные универсальные внедорожные велосипеды ( all terrain bike — это почти всё, что продаётся в недорогих магазинах, начиная с ашанов )
1 неофит — новичок в каком-либо деле, новый приверженец какого-либо движения.
© Maks Vasilev, 2010, 2012, 2014
В статье использованы иллюстрации из технической документации фирмы Shimano® Inc.: SI-42T0A-005, SI-46F0A-001-00, SI-43Y0A; иллюстрации с сайтов фирм Shimano, Wellgo.
Контактные педали для велосипеда что это
- Заказать звонок
8 800 200 64 20
- Экстрим
- Ремонт и обслуживание
- Снаряжение
- Статьи
- Тест-драйв
- Отзывы владельцев
- ВелоПДД — мнение юриста
На велофорумах часто обсуждают контактные педали, их плюсы и минусы. Кто-то ездит исключительно в «контактах», а кто-то является их ярым противником. Про контактные педали существует много мифов, часть из которых правдивы, а часть не очень. Итак, что же это такое, контакты?
Что такое контактные педали?
Как и практически все технические новинки, контактные педали пришли из велоспорта. Уже очень давно было замечено, что педалирование (вращение педалей) становится более эффективным, если нога надежно закреплена в педали. И это понятно, в этом случае спортсмен может не только нажимать на педаль сверху, но и тянуть её вверх, заметно увеличивая таким образом скорость велосипеда.
Изначально ноги в педалях закрепляли при помощи специальных ремешков — туклипсов. Именно педали с туклипсами являются прообразом современных контактных педалей. К слову, педали с туклипсами широко используются и сейчас: например, в фиксед гир велосипедах, а также в трековых гонках.
Педали с туклипсами (кликните на изображение для увеличения) |
Современные же контактные педали представляют собой специальный замок, в который встегивается ответная часть, закрепленная на специальной велообуви. Таким образом, по сравнению с туклипсами достигается лучшая фиксация ноги, комфорт велосипедиста (ремень не перетягивает ногу), удобство посадки (не надо затягивать ремень) и обеспечивается безопасность при падении (продуман механизм отстегивания). Однако, в этом случае требуется использовать специальную велообувь.
Контакты (кликните на изображение для увеличения) |
Вопреки расхожему мнению, велообувь для использования совместно с контактными педалями можно подобрать на любой вкус и цвет. В продаже есть и ботинки для шоссейных гонок, и для кросс-кантри, и даже ботинки для активного отдыха. Последние с виду практически невозможно отличить от обычных. Суть велообуви для контактов в том, что к подошве крепится специальная металлическая пластина (шип), которая и застегивается в педали. Обычно велообувь продается без шипа, а сам шип идет в комплекте с педалями.
Велообувь (кликните на изображение для увеличения) |
Типы контактных педалей
В настоящее время в магазинах можно найти различные системы контактных педалей. Для горного велосипеда наиболее распространены SPD и Crank Brothers. SPD разработана компанией Shimano и занимает подавляющее большинство рынка. Для этого типа контактов велообувь, шипы и педали выпускают различные фирмы: Shimano, BBB, Author, Wellgo, Scott и другие. А вот под систему Crank Brothers выпускает запчасти только одноименная компания, если не считать подделки. Именно поэтому самые бюджетные модели педалей системы SPD можно купить практически втрое дешевле аналогичных моделей от Crank Brothers.
Для шоссейных же велосипедов существуют специальные серии, наиболее удовлетворяющие требованиям профессиональных спортсменов. Однако, многие любители используют SPD на шоссейных велосипедах ввиду относительно низкой стоимости.
Многие считают, что все время ездить в контактах и постоянно одевать велотуфли очень неудобно. А проехаться в обычных ботинках на велосипеде с контактными педалями вряд ли получится. Да и в ряде случаев безопаснее передвигаться без использования контактов. Именно поэтому многие производители стали выпускать контактные педали с интегрированной платформой. Такие педали можно использовать и как обычные «топталки», и как контакты.
Педаль с платформой (кликните на изображение для увеличения) |
Плюсы контактных педалей
Главными преимуществами контактных педалей перед обычными «топталками» являются:
- правильное, эффективное педалирование;
- безопасность — нога не соскользнет с педали;
- развитие большего числа мышц за счет правильного педалирования.
А если говорить не формально, то к плюсам также можно добавить:
- полный контроль над велосипедом;
- правильное и удобное положение ноги на педали;
- отсутствие просьб «дай прокатиться» (не работает при использовании контактов с платформами);
- другие ощущения от катания.
Минусы контактных педалей
- необходимо учиться быстро выстегиваться из педали, что первое время непросто;
- цена;
- необходимость покупать специальную велообувь.
Мифы о контактных педалях
- В контактах можно очень серьезно упасть и получить травму.
Главный и, наверное, самый страшный миф о контактах, который и заставляет многих воздержаться от покупки. На самом деле очень серьезно упасть можно и при использовании обычных педалей. Если же говорить о контактах, то они отстегиваются при повороте ноги, поэтому при падениях на скорости обычно проблем не возникает. Однако, первое время действительно нужно привыкнуть отстегивать ногу при остановке велосипеда, и именно на первых этапах могут быть обидные и глупые падения в момент, когда велосипед уже остановился, а велосипедист еще не отстегнулся от педали. - В велообуви нельзя ходить.
Второй миф. И он справедлив по отношению к шоссейным велотуфлям со специальной пластмассовой или карбоновой колодкой. Что же касается велообуви для кросс-кантри ли велообуви для активного отдыха — то в ней ходить практически также удобно, как и в обычных кроссовках. - Очень сложно учиться выстегиваться из педалей.
И еще один миф. Быстро выстегиваться можно научиться уже в первый день катания. Это совсем не сложно. - Контакты не стоят своих денег.
Тренировка или прогулка с использованием контактных педалей — совсем другой уровень. Это можно сравнить со сменой старого дешевого велосипеда на новейшую дорогую модель известного бренда. Вот только понять это можно исключительно попробовав.
Контактные педали — очень удобная и полезная для велосипедиста вещь. Маст хэв.
Контактные педали велосипеда или обычные, какие лучше | контакткы против топталок
В этой статье мы подробно остановимся на сильных и слабых сторонах контактных педалей. Разберемся какие велосипедные педали лучше подходят для повседневного катания, поездок на горных, шоссейных и гравийных велосипедах.
Не для кого не секрет, что тема: «контактные педали против обычных» является одной из самых обсуждаемых в среде велосипедистов. Представители разных лагерей пытаются отчаянно отстаивать свою позицию. Выбор подходящих для вашего стиля катания педалей действительно очень важная и непростая задача.
Большинство велосипедистов начинают кататься именно на плоских педалях (в народе из называют «топталки»), некоторые продолжают их использовать и в дальнейшем на своих горных или городских велосипедах. В тоже же время, увлеченные велосипедисты и конечно профессионалы (шоссейного спорта) используют контактные педали.
Давайте рассмотрим плюсы и минусы контактных педалей, узнаем почему на самом деле можно использовать любую из систем для катания на горных, шоссейных или гравийных велосипедах.
Что такое контактные педали?
Для начала давайте разберемся, в чем разница между контактными и обычными плоскими педалями.
В английском языке контактные педали произносятся как «clipless pedals», что дословно переводится как педали без клипс (без зажимов). Такое название пошло от исторического отказа от туклипсов – специальных ремней с помощью которых велосипедисты фиксировали свои ботинки на поверхности педалей.
Французский бренд Look выпустил свои первые контактные педали в 1984 году, заменив туклипсы. Новая система представляла собой шип, привинченный к нижней части обуви велосипедиста, который входил в зацепление со встроенным в педаль фиксирующим механизмом, обеспечивающим надежное и удобное соединение.
Сегодня на рынке существует два основных вида контактных педалей: односторонние и двусторонние. Shimano является крупнейшим производителем контактных педалей и брендом односторонних (SPD-SL) и двухсторонних контактных (SPD) педалей. SPD означает Shimano Pedaling Dynamics, а SL означает SuperLight.
Само название дает представление о предполагаемом сценарии использования этих систем.
SPD стала синонимом педалей для горных велосипедов, а в последнее время также педалей для гравийных велосипедов. Стандарт SPD-SL в основном используется для шоссейного велоспорта так как здесь важнейшую роль играет меньший вес.
Помимо фундаментальных различий между контактными и плоскими педалями, существует также множество различных конструкций для обоих типов.
Плоские педали для горных велосипедов обычно имеют большую площадь и снабжены довольно острыми металлическими шипами, которые помогают удерживать ногу на месте, сцепляясь с подошвой ваших ботинок. Модели плоских педалей для городских или прогулочных велосипедов будут иметь меньший корпус и менее агрессивные шипы.
Двусторонние контактные педали или SPD педали, предназначенные главным образом для катания на горных велосипедах, также поставляются с платформами разного размера. Некоторые контактные педали имеют большую платформу, что позволяет их использовать также в обычной обуви без шипов. Существуют модели контактных педалей, в которых отсутствует как таковая платформа, при этом их конструкция технологически минималистична и состоит только из механизма зацепления. На таких педалях можно ездить только в специальных велотуфлях с шипом.
Между тем, односторонние контактные педали, предназначенные для шоссейных гонщиков, имеют широкую платформу для повышения устойчивости, они также минималистичны для снижения веса и на них можно ездить только в шоссейных велосипедных туфлях со специальным шипом.
Настройка контактных педалей
На плоских педалях вы можете выбрать любое удобное для вас положение ноги, а на контактных педалях это положение всегда одно, и он определяется положением шипа велотуфель.
Если вы не настроите правильное положение шипа, у вас может возникнуть дискомфорт или даже болезненные ощущения в коленях во время или после поездки.
Шип велотуфель имеет довольно широкий диапазон регулировок, который позволяют найти единственно правильное положение в каждом отдельном случае.
Эффективность контактных педалей
Научные исследования доказали, что нет никакой разницы в эффективности между контактными педалями и обыкновенными в случае езды с умеренной интенсивностью. Тесты, проведенные на специальном велотренажере, показали идентичные результаты эффективности для плоских и контактных педалей.
Вместе с тем, в условиях спринта (при резком разгоне) контактные педали продемонстрировали значительную прибавку мощности. Среднее увеличение мощности для контактных педалей в этом случае составляет 16,6%. Педали с туклипсами обеспечили прибавку мощности на 9,7%.
Существуют и другие аспекты помимо эффективности, на которые следует обращать внимание при выборе между контактными и обычными педалями.
Давайте рассмотрим разные сценарии использования, которые определят целесообразность использования одного из рассматриваемых типов педалей.
Какие педали выбрать для горного велосипеда, контактные или платформы?
Контактные педали максимально широко распространены в шоссейном велоспорте, в то время как райдеры горных велосипедов делятся на сторонников и противников контактных педалей. Разделение проходит фактически в равных пропорциях.
Основа данной философии заключается в том, что в случае необходимости гонщик может легко и органично снять ногу с плоской педали и скорректировать свою траекторию, притормозив ногой о поверхность. Если вы занимаетесь прыжками или катаетесь в велопарках, то изменение положения ног для сохранения баланса вам просто необходимо. Плоские педали также обязательны для овладения техникой банни-хопа.
Сторонники контактных педалей отмечают, что педалирование на плоских педалях по пересеченной местности менее эффективно. В случае использования контактов вы можете как давить на педаль, так и тянуть ее вверх. При езде по пересечёнке на контактных педалях ваши ноги жестко зафиксированы, что защищает их от получения травм. При катании на платформах ноги могут соскочить с педалей, а шипы, расположенные на платформе, могут нанести серьезные повреждения вашим голеням.
Таким образом контактные педали дают дополнительную безопасность на спусках, обеспечивают более эффективную передачу мощности в динамичных сценах и надежно фиксируют вашу стопу. Но выстегиваться на техничной местности может быть сложнее.
Несмотря на то, что контактные педали для горных велосипедов спроектированы, чтобы обеспечить необходимый клиренс для грязи, при определенных условиях механизм все же может забиться песком, камнями и потерять свою функциональность.
В дисциплине кросс-кантри доминируют контактные педали. В то время как райдеры, занимающиеся скоростным спуском и трейл-райдингом, предпочитают плоские педали.