Активный или адаптивный круиз-контроль
25511
0
Активный или адаптивный круиз-контроль является дальнейшим развитием системы круиз-контроля, поддерживающей заданную постоянную скорость движения.
Активный/адаптивный круиз-контроль (англ. Active/Adaptive Cruise Control, ACC) Служит для автоматического управления скоростью движения автомобиля и служит технической основой разрабатываемых систем автоматического управления автомобилем.
Наиболее известными системами адаптивного круиз-контроля являются:
- «Preview Distance Control» от «Mitsubishi»;
- «Radar Cruise Control» от «Toyota»;
- «Distronic» («Distronic Plus») от «Mercedes-Benz»;
- «Active Cruise Control» от «BMW»;
- «Adaptive Cruise Control» от «Volkswagen», «Audi», «Honda».
Устройство адаптивного круиз-контроля
Система адаптивного круиз-контроля включает в себя следующие элементы:
- датчик расстояния и скорости;
- блок управления;
- исполнительные устройства.
В качестве датчика, измеряющего скорость и расстояние до идущего впереди автомобиля, служит радар или лидар.
Радар (англ. Radar от RAdio Detection And Ranging – радиообнаружение и определение дальности) излучает радиоволны и регистрирует их отражение (эхо) от объектов. Лидар (англ. Lidar, Liht Detecting and Ranging – световое обнаружение и определение дальности) излучает электромагнитные волны оптического диапазона (в автомобильных системах инфракрасного) и регистрирует их отражение от объектов.
Лидары дешевле радаров, но подвержены влиянию погодных условий (рассеивание в непрозрачной среде), по этой причине на автомобилях премиум-класса в системе адаптивного круиз-контроля используются, в основном, радары.
Датчик, как правило, устанавливается на переднем бампере или решетке радитора автомобиля. Его радиус действия составляет около 150 м. В самых современных системах адаптивного-круиз-контроля используются датчики расстояния короткого и длинного диапазонов. Первый обеспечивает замедление автомобиля до полной остановки, второй – до 30 км/ч. Это расширяет функциональные возможности адаптивного круиз-контроля и позволяет его использовать при движении автомобиля на малых скоростях и небольших дистанциях (например, в пробке). Так в системе «Distronic Plus» используется уже целых три датчика – один дальнего и два ближнего действия.
Блок управления ACC принимает сигналы от датчиков расстояния, а также входную информацию от других систем автомобиля, определяя:
- скорость и дистанцию до впереди идущего автомобиля;
- скорость управляемого автомобиля;
- угол поворота рулевого колеса;
- боковое ускорение;
- радиус кривой движения.
Скорость идущего впереди автомобиля, как в случае применения радара, так и лидара, определяется по изменению частоты отраженной волны, а расстояние до машины – по времени возвращения сигнала. Полученные параметры преобразуются в электрические сигналы и передаются в блок управления.
Программное обеспечение блока управления сравнивает фактические параметры движения с заданными, на основании которых формируются управляющие воздействия по изменению скорости движения. Собственных исполнительных устройств система адаптивного круиз-контроля не имеет, а использует другие электронные системы автомобиля, связываясь с ними через блоки управления, например:
- систему курсовой устойчивости;
- дроссельную заслонку с электрическим приводом;
- автоматическую коробку передачи или вариатор.
Принцип работы адаптивного круиз-контроля
Работа системы адаптивного круиз-контроля осуществляется обычно в интервале скоростей от 30 до 180 км/ч. Современные системы АСС поддерживают скоростной режим от 0 до 200 км/ч, а также функцию старт-стоп.
Адаптивный круиз-контроль позволяет автомобилю двигаться в следующих режимах:
- постоянной скорости;
- ускорения;
- замедления.
При отсутствии на дороге других автомобилей, система поддерживает заданную водителем скорость. При ускорении или перестроении идущего впереди автомобиля происходит ускорение управляемого автомобиля до заданной водителем скорости.
При замедлении или перестроении из соседнего ряда впереди идущего автомобиля происходит замедление автомобиля до заданной водителем дистанции. На низкой скорости замедление достигается за счёт работы тормозной системы (увеличения давления тормозной жидкости в системе), на высокой скорости – за счет снижения мощности двигателя (уменьшения подачи воздуха через дроссельную заслонку) и, при необходимости, работы тормозной системы.
Для повышения безопасности автомобиля некоторые виды адаптивного круиз-контроля могут включать дополнительные подсистемы:
- систему превентивной безопасности;
- систему экстренного торможения;
- систему GPS-навигации.
Также нельзя забывать, что система круиз-контроля помогает экономить топливо, так как без нее (из-за подрагивания ноги водителя на педали акселератора) расходуется больше топлива на 1 – 5 %.
Читайте также
Неодимовые магниты для экономии топлива
Неодимовые магниты для экономии топлива: разбор на примере устройства «SuperFuelMAX», отзывы, результаты испытаний.
Солнечный бензин
Возможность эффективно и с малыми затратами превращать солнечную энергию непосредственно в энергию жидкого топлива изменит правила игры.
Принцип работы круиз-контроля и инструкция по использованию
Круиз-контроль является специальным устройством, обеспечивающим удобство дальних поездок, да и ближних тоже. Благодаря ему на машине поддерживается одна и та же скорость вне зависимости от качества дороги, причем водителю даже не нужно особо следить за этим. В городах, из-за не отличающейся постоянством скорости машин, круиз-контроль, в общем-то, ни к чему. Вот при поездке за город или между городами может очень даже пригодиться. А для того, чтобы круиз-контроль был востребован, и можно было оценить его важность, нужно ездить на большое расстояние. Само собой, такая система важнее всего в странах вроде Америки – там дороги длинные и качественные.
При покупке подержанного автомобиля, пускай весьма роскошного, можно не иметь информации обо всех его функциях. Это потому, что при управлении машиной хватит сведений об основных его показателях, или же из-за неполноты/утери документов на нее.
Содержание:
Ну а на клавишное устройство в автомобильном руле, сделав некоторое количество неудачных попыток включения, многие просто перестают обращать внимание.
Из чего состоит круиз-контроль, каковы принципы его работы?
Сейчас есть пассивные, а также адаптивные системы круиз-контроля. Пассивные состоят из следующего: клавиши управления, автоконтроллера, сервопривода, а также электромагнитные клапаны, чтобы им можно было управлять, ну и привод для дроссельной заслонки.
Коллектором управляются клапаны сервопривода, реагируя на различия реальной и заданной скоростей. Сервопривод использует создающееся в итоге разряжение, подавая со своей мембраны сигнал, который управляет дроссельной заслонкой, благодаря чему происходит коррекция подачи топлива. Вот так заданная скорость машины сохраняется вне зависимости от изменений трассы – спуска или подъема.
Ради безопасности, система неактивна, если ездить медленнее сорока км/ч, и не может быть включена при ней принудительно, а когда вы жмете на тормоз, она отключается.
Использование круиз-контроля, управление им
Местом для пульта управления круиз-контролем является либо многофункциональный рычаг, либо середина руля, либо передняя панель. В большинстве случаев он помечен надписью «CRUISE».
Управлять можно при помощи кнопок, находящихся на руле: это On, а также Off (вкл и выкл), Coast (понизить), Resume (восстановить), SetAccel (установить/увеличить). Кроме них есть еще и педаль тормоза – стоит на нее нажать, и система выключается.
Поясним:
- Кнопка Off выключает систему;
- On – включает ее. Когда вы нажимаете сюда, круиз-контроль становится активен, но чтобы задать необходимую скорость, надо ее сначала набрать на акселераторе, а затем нажать Set, и тогда машина станет идти с заданной скоростью, а на пульте управления загорится «CRUISE ENGAGED»;
- Первым нажатием на SetAccel вы «запомните» текущую скорость, следующим нажатием вы ее увеличите на два км/ч;
- Притормозив, можно быстро восстановить скорость до «запомненной», просто нажав на Resume;
- Для ее снижения надо держать нажатой Coast.
Есть два способа выключения системы:
- Нажатие на тормоз, и после повторного включения придется заново набирать нужную скорость;
- Нажать на Off, тогда запрограммированная скорость остается в памяти круиз-контроля;
Если система включена – вовсе не обязательно держать ногу на педали газа.
Активный круиз-контроль – что это такое?
Сейчас компании по производству автотранспорта разрабатывают адаптивный круиз-контроль, следящий еще и за скоростью автомашин впереди, поэтому они могут изменять скорость вашего автомобиля ради сохранения безопасного расстояния. А ныне существующий называют пассивным.
Вот, например, как это работает на машине марки Mercedes. Вы пристроились в хвост другой машины, а у вас включен круиз-контроль. Система при помощи видеокамеры считывает номер машины впереди, и ваша станет сама по себе следовать за ней, пока та не сменит полосу или трасса не похожа на горный серпантин.
А когда машины разделят расстояние, которое система признает безопасным, ваша машина вернется к заданной вами скорости.
Этот тип можно использовать на тридцати-двухстах км/ч. Во время его работы не следует отпускать руль, чтобы устройство работало. Есть еще и другой тип адаптивного круиз-контроля: машина следит за разметкой дороги, идя по полосе, вместо того, чтобы искать попутный автомобиль.
При замедлении автомобиля впереди, круиз-контроль сигнализирует вашему, чтобы он тоже замедлился. А при пустой трассе система сигнализирует, чтобы скорость восстанавливалась.
Активный круиз-контроль нужен для помощи водителю при облегчении предупреждения аварий, которые происходят от того, что он столкнулся с транспортом впереди. В случаях, когда у него слишком мало времени на замедление, он сигнализирует водителю, чтобы тот нажал тормоз либо повернул в сторону. Ну а системы более сложные могут сами остановить машину.
Системы, оснащенные лазерами, менее затратны, чем радарные, но имеют отрицательную сторону. При плохой погоде они не замечают препятствий. К тому же, вообще не видят грязных машин. Ну а радарными оборудуются машины представительские и очень дорогие спортивные.
У большей части европейцев принято считать, что активный круиз-контроль в машинах – самый перспективный: он делает вождение удобнее, а кроме того – безопаснее.
Но даже активный круиз-контроль может ошибаться, так что он тоже не избавляет от необходимости проявлять внимание на дороге.
Если система активна – двигатель работает в наиболее экономном режиме.
Как правильно пользоваться круиз-контролем?
При обилии подъемов, а также спусков на дороге – по ней может оказаться довольно сложно ездить на машине, если на ней работает круиз-контроль. На это может повлиять вот что: крутизна трассы, а также спусков и подъемов на ней, запрограммированная скорость.
Если вы поднимаетесь, машина может замедляться. Если вы идете по крутому спуску – может не хватить двигательного торможения, тут иногда приходится зажимать педаль тормоза, что обязательно разочарует в круиз-контроле.
ВНИМАНИЕ:Никогда не применяйте круиз-контроль, если дорога мокрая, скользкая или обледеневшая! В противном случае вы можете создать аварию. Также никогда не следует его включать в трудных дорожных условиях, в таких, как, например: морось, осадки, ночь, туман.
Что еще нужно знать тем, кто применяет круиз-контроль
Как проверить неактивную систему
В случае, когда включенный круиз-контроль на вашей машине не функционирует или работает плохо, вы прежде всего должны проверить, нет ли в ней тех или иных неполадок. При этом необходимо действовать так:
- Включить зажигание;
- Нажать кнопку ON, которая располагается на пульте управления круиз-контролем. Тогда загорится лампочка индикатора «CRUISE ENGAGED». Если же она по какой-либо причине перегорела – вместо нее необходимо вставить новую, рабочую;
- Зажать на Resume, отпустив через три секунды;
- Тогда лампочка сначала вспыхнет на три секунды и погаснет на две. Затем, при наличии неполадок, лампочка вам высветит коды обнаруженных ошибок. А при отсутствии этих самых неполадок, надо сбросить режим самодиагностики. Делается это таким образом:
- Набрать скорость шестнадцать км/ч;
- Отключить круиз-контроль, нажав на клавишу OFF;
- Убедиться в том, что индикаторная лампочка больше не вспыхивает.
- Каким образом можно прочитать коды ошибок, высвечиваемые индикатором?
Считывая коды ошибок, вы обязательно должны помнить следующее:
- Коды разделяет длинная пауза;
- Цифры в кодах из двух чисел разделяет короткая пауза.
Например: код 12 обозначается длинной вспышкой, после которой идет сначала короткая пауза, а затем пара коротких вспышек.
Как реагировать на сигналы индикатора, которые означают те или иные коды ошибок:
Код 01
Тут следует осмотреть проводку, которая соединяет пульт управления системой, проверить работу выключателя стоп-сигналов, а также – насколько качественно функционирует датчик нажатия тормоза системы.
Код 05
В этом случае следует проверить предохранитель, а также проводку, которая соединяет круиз-контроль с предохранителем.
Код 07
Необходимо сделать проверку выключателя стоп-сигнала, а также датчик, по которому определяется, нажат ли тормоз системы.
Код 11
Необходимо сделать проверку переключателя системы, как и в случае кода ошибки 12.
Как вы поняли, круиз-контроль крайне полезная вещь, помогающая водителю сильно не уставать на дороге и больше внимания уделять самой дорожной ситуации. Особенно она помогает на трассе. Пользуйте данной системой, если она у вас есть, она существенно облегчит вам жизнь, тем более сложного в использовании нет ничего.
Необходимо сделать проверку переключателя системы, как и в случае кода ошибки 12.
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
FAQ: что такое адаптивный круиз и интеллектуальный пилот?
* Круиз-контроль — это поддержание автомобилем постоянной скорости, установленной водителем.
После активации круиз-контроля автомобиль всё время старается поддерживать заданную отображаемую на приборке скорость — до явной деактивации круиз-контроля кнопкой или до касания педали тормоза.
Кратковременное переключение левого джойстика уменьшает или увеличивает зафиксированную скорость на 1 км/ч, а длительное — кратно 5 км/ч.
При активном круиз-контроле водитель может увеличить скорость автомобиля с помощью педали газа, но после ее отпускания скорость вновь будет поддерживаться круиз-контролем на уровне установленной.
* Адаптивный круиз-контроль — это круиз-контроль плюс поддержание безопасной дистанции до едущего спереди автомобиля. Доступен в комплектациях с передним радаром.
Дистанция поддерживается путем снижения скорости вплоть до 0 или ее увеличения в зависимости от скорости двигающегося спереди автомобиля и расстояния до него.
Может быть настроено 3 варианта поддерживаемой дистанции, после активации круиза каждый раз устанавливается наиболее длинная дистанция. Важно — настройка дистанции фактически привязывается не к метрам, а ко времени, через которое Ваш автомобиль окажется в точке, в которой в данный момент находится впередиедущий автомобиль. Таким образом, при одной и той же настройке с уменьшением скорости впередиедущего, сокращается и дистанция до него. При остановке автомобиля, едущего впереди, Ваш автомобиль остановится примерно на расстоянии 2 метра за ним.
* Режим "интеллектуальный пилот" — это адаптивный круиз-контроль плюс автоудержание в пределах полосы движения путем подруливания.
При активации адаптивного круиза в случае, если "интеллектуальный пилот" включен в настройках, вместо обычной пиктограммы круиз-контроля в виде руля загорается зеленая или рыжая пиктограмма в виде "мордочки с рулем", означающая соответственно включенный или выключенный режим "интеллектуальный пилот" — т.е. адаптивный круиз с удержанием в полосе.
Из опыта, пиктограмма зеленеет, когда машина определяет движение в полосе:
— видит сплошную и/или прерывистую разметку с одной или двух сторон по ходу движения
— видит колею в грунте или в снегу
— видит с одной стороны трамвайные пути, с другой — сплошной бордюр
— и в других случаях согласно заложенным алгоритмам.
При этом полосы рядом со спидометром могут отображаться синими (когда машина видит их границы и прерывистость или сплошные), белыми (не видит разметки, но считает, что движение происходит в полосе) или красными (когда автомобиль наезжает на разметку).
Когда пиктограмма интеллектуального пилота рыжая (становится такой, когда машина не может определить ни разметку, ни колею, например на перекрестках), адаптивный круиз продолжает работать, поддерживая фиксированную скорость и при необходимости дистанцию до впереди едущего автомобиля, но подруливание не работает.
Чтобы подруливание работало, в настройках автомобиля должен быть активирован режим LKS и выбран один из режимов поддержки, а не звуковой сигнал (при котором машина просто информирует о сходе с полосы).
Важно! Интеллектуальный пилот, достаточно неплохо помогая водителю поддержанием скорости, безопасной дистанции и подруливанием в полосе движения, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ полноценным автопилотом!
Концентрация внимания, контроль за дорожной ситуацией и вся ответственность полностью остается на водителе! Включая, но не ограничиваясь, контроль рисков съезда в кювет, наезда на бордюр, выхода на встречку, несвоевременного ухода от внезапно выехавшего встречного и множества других…
Лицам с недостаточным опытом не рекомендуется использовать режим "интеллектуальный пилот" в городских условиях.