Чтобы тормоза работали стабильно: что такое дополнительный вакуумный насос и как он работает
Принято считать, что в любом автомобиле источником вакуума для работы тормозов и разных вспомогательных приводов является впускной коллектор. Поэтому о существовании отдельного вакуумного насоса под капотом знает не каждый владелец автомобиля.
Ну, насчет «любого автомобиля» – это, конечно, я ляпнул несколько опрометчиво… «Дизелисты» и даже технически осведомленные «бензинщики» в курсе (ну или что-то слышали краем уха), что во впускных коллекторах дизельных двигателей вакуума недостаточно, и для его создания используются отдельные вакуумные насосы. Но вот то, что они есть и во многих бензиновых автомобилях, знают не все. Зачем они там? И почему на одних машинах этот узел необходим, а на других (иногда той же модели, но в иной комплектации!) – спокойно обходятся без него?
Где встречается вакуумный насос, помимо дизелей?
Ну, во-первых, дополнительными вакуумными насосами оснащают машины с турбированными бензиновыми двигателями. Как известно, турбина создает повышенное давление воздуха во впускном коллекторе, и на высоких оборотах работа вакуумного усилителя тормозов становится неэффективной. В этом случае нужный уровень разрежения в усилителе тормозов поддерживает дополнительный вспомогательный вакуумный насос. Соответственно, на точно такой же модели авто, но с атмосферным мотором, допнасоса может не быть. А может и быть! Дополнительный насос полезен, к примеру, при эксплуатации автомобиля на горных дорогах, где атмосферное давление понижается и ослабляет эффективность работы вакуумника тормозов.
Во-вторых, вакуумные насосы часто стоят на бензиновых двигателях с экологическим классом Евро-4 и выше. Для выполнения требований эко-норм ряд производителей используют особый алгоритм работы холодного двигателя с целью ускорения прогрева и уменьшения токсичности выхлопа. Блок управления, ориентируясь на датчик температуры, принудительно приоткрывает электрическую дроссельную заслонку на холодном моторе, увеличивая количество поступающего воздуха. При этом обороты не растут, поскольку количество топлива ограничивается длительностью открытия форсунок. Это нужно для ускорения прогрева каталитического нейтрализатора. В таком режиме во впускном коллекторе создается недостаточное разрежение, и если вам придется начать двигаться или, скажем, удерживать машину на месте тормозами на спуске или подъеме, то эффективную работу вакуумного усилителя обеспечит как раз вспомогательный насос.
В-третьих, в дополнительном источнике вакуума нуждаются машины с системой «старт-стоп», у которых двигатель систематически глушится, переставая создавать естественный вакуум во впускном коллекторе. А также такой узел необходим для стремительно растущего сегмента электроавтомобилей, у которых традиционного для двигателей внутреннего сгорания источника вакуума нет в принципе.
Как устроена насосная часть и как приводится в движение?
Насосная часть у большинства таких узлов представляет собой лопастной нагнетатель с подвижными лопатками, расходящимися в стороны при вращении под действием центробежной силы. Аналогичным образом, к примеру, устроен любой насос ГУР. Хотя бывают и редкие исключения – например, у Mercedes встречается вакуумный насос поршневого типа – поршень представляет там плоскую тарелку большого диаметра с резиновым уплотнителем и очень коротким ходом, движущуюся за счет толчков кулачком от распредвала. Собственно, по сути, это очень близко к устройству мембранного насоса – а-ля классический карбюраторный бензонасос. Только мембрана тут жесткая и не закрепленная по своему периметру.
Привод в движение насосной части вакуумных насосов также бывает различным. На дизелях чаще встречается прямой привод – когда вал насоса непосредственно вращается от распредвала или какого-то промежуточного валика. В этом случае насос установлен на блоке цилиндров или голове двигателя. Бывает, что на валу насоса напрессована зубчатая шестерня, и она приводится в движение цепью внутри двигателя. Изредка встречается насос, смонтированный на моторе как внешнее навесное оборудование и вращаемый ремнем – как на некоторых грузовиках.
Тем не менее наиболее распространенным вариантом вспомогательного вакуумного насоса является автономный узел, работающий от собственного электродвигателя. Этот вариант чаще всего применяется именно на бензиновых машинах, и его достоинствами являются независимость производительности от оборотов двигателя автомобиля, гибкое управление с помощью электроники и свобода размещения его в любом месте подкапотного пространства.
Управляется такой насос электроникой – либо по датчику разрежения, либо по жесткой логике. Первый вариант – более продвинутый, второй – более старый.
В современном варианте электроника контролирует разрежение по датчику в режиме реального времени и включает насос, как только разрежения стало недостаточно. Если в вакуумном тракте возникают утечки, насос включается чаще.
В простом варианте электроника считает, что насос нужно включать на определенный временной интервал (например, 10 секунд) после каждого, скажем, третьего нажатия на педаль тормоза. О реальном состоянии дел в вакуумной магистрали электроника не осведомлена.
Разбираем и изучаем электрический вакуумный насос
Один из самых распространенных электрических вакуумных насосов легковых машин – это модель UP-28, которую Hella выпускает для множества автомобильных брендов Европы и США. Насос может иметь различные фирменные индексы, различные варианты кронштейнов для крепления, обладать встроенным обратным клапаном или нет – но принципиально это один и тот же насос.
Принцип работы вакуумного насоса
Добрый день сосайтники и сосайтницы.
Уж очень меня интересует сей вопрос.
Для чего нужен этот насос кроме работы пневмо клапанов и усилитетя тормазов в дизеле, и по какому принципу эта штука работатет.
Буду благодарен за ценные советы или же загугленные ссылки. Спасибо
Комментарии 23
ну вот, кто на что горазд. Генераторные самое говно, куча масляных трубок, высокие обороты малый ресурс сальников, масло ручьем на щетки.
еще подушки двигателя гидровакумные сейчас идут
на ВАГ до 96 года 4-цил приводятся от промвала и крутят маслонасос. До 84г — мембранные. на 5- и 6-цил от кулачка вместо 3 или 4 опоры распреда, на боку головы. На АБСОЛЮТНОМ большинстве — в торце распреда. Почти все шиберные. На 5-рядке 2.5 ТДИ ВАГ — поршневой… Можно продолжать, конкретнее плиз
У большинства дизелей вакумные насосы лепесткового типа, стоят на генераторе. У меренов мембранные, приводятся от тнвд.
У меня вакуумный насос лепесткового типа. Какой насос на неведомом дизеле неведомого года выпуска стоит у Вас — думаю ни кто не ответит, плкс не укажите данные авто.
Я рассматриваю работу не отдельно какого то насоса, а насосов в принципе. По большей части интересуют роторные насосы
Ну тогда гугл в помощь.
Чем насос смазывается? маслом используемым при работе двигателя или же специальным заранее наполненным в насос?
маслом с мотора.
вакуумный насос на дизеляех, по мимо тормозов, управляет геометрией турбины, клапанном егр, на новых дизелях идет уже электронные заслонки и управление турбины.
На новых дизелях и ЕГР идёт с электроприводом.
я это и имел ввиду
вакуумный насос на дизеляех, по мимо тормозов, управляет геометрией турбины, клапанном егр, на новых дизелях идет уже электронные заслонки и управление турбины.
геометрией управляет клапан ( n75 в моём случае ), на который идёт разряжение как раз с вакуумного насоса либо с "тандемника".
аналогично, я не стал расписывать, вопрос в другом был.
А перечисленного Вами мало?
В отличие от бензиновых двигателей, где имеется дроссельная заслонка и существует возможность создания вакуума для использования его в различных целях, в дизельном двигателе ввиду отсутствия дроссельной заслонки такой возможности нет. Поэтому в дизельных двигателях для создания вакуума применяется вакуумный насос.
Ну а какая разница по какому принципу он работает? главное чтоб работал
P.S. обычный роторный вакуумный насос, в google вбейте — масса ссылок.
если Вы о ВУТе, то он работает от всасывающего коллектора, в колекторе при работе ДВС создается разреженная давление (ниже атмосферного) вот оно так раз и способно двигать резиновую мембрану в ВУТе, которая в свою очередь с помощью педали тормоза двигает поршень в главном тормозном цилиндре
Нет нет нет, я не о Тормозном вакумнике…
Мне больше интересен принцип работы вакуумного насоса на дизельных двигателях, тот что крепится возле или на генератор, и приводится во вращение от распред или коленвала
если Вы о ВУТе, то он работает от всасывающего коллектора, в колекторе при работе ДВС создается разреженная давление (ниже атмосферного) вот оно так раз и способно двигать резиновую мембрану в ВУТе, которая в свою очередь с помощью педали тормоза двигает поршень в главном тормозном цилиндре
Вы не с той оперы уважаемый это дизель у него нет разряжения, у него наоборот давка и если подключить ВУТ к от впускного коллектора то ВУТ наизнанку вывернет
понял, сори, не внимательно прочитал вопрос
если Вы о ВУТе, то он работает от всасывающего коллектора, в колекторе при работе ДВС создается разреженная давление (ниже атмосферного) вот оно так раз и способно двигать резиновую мембрану в ВУТе, которая в свою очередь с помощью педали тормоза двигает поршень в главном тормозном цилиндре
Вакуумный насос в автотранспорте: назначение, принцип работы и причины поломок
Вакуумный насос является важным компонентом автомобильных систем, особенно в грузовых автомобилях, таких как Газель. Он выполняет ряд функций, связанных с поддержанием оптимального уровня вакуума в системе, обеспечивая правильную работу таких систем, как тормозная, привод вентиляции картера и другие.
Назначение вакуумного насоса
Вакуумный насос используется для создания и поддержания негативного давления (вакуума) в системах автотранспорта. Он приводит в действие различные устройства и механизмы, требующие вакуума для своей работы. Главными функциями вакуумного насоса являются:
- Тормозная система: Вакуумный насос создает вакуум, необходимый для правильной работы тормозной системы. Он генерирует достаточное давление для активации вакуумного усилителя тормозов, что позволяет водителю легко и без усилий нажимать на педаль тормоза.
- Привод вентиляции картера: Вакуумный насос обеспечивает правильную работу системы вентиляции картера, которая контролирует выбросы паров масла из двигателя в атмосферу. Он создает вакуум, чтобы избежать накопления излишков масла в картере и поддерживает нормальный давление в системе.
- Другие системы: Вакуумный насос также может использоваться в других системах автомобиля, таких как система управления дверными замками, система кондиционирования воздуха и другие, где вакуум необходим для определенных функций.
Принцип работы вакуумного насоса
Вакуумный насос обычно работает на основе механического принципа. Он оснащен специальным ротором с лопатками, который вращается внутри корпуса насоса. Вращение ротора создает разрежение внутри насоса, что приводит к удалению воздуха и созданию вакуума.
Причины частых поломок вакуумного насоса на автомобиле Газель
Вакуумные насосы, включая те, которые используются на автомобиле Газель, могут подвергаться различным поломкам из-за следующих причин:
- Износ ротора и лопаток: При длительной эксплуатации вакуумного насоса ротор и лопатки могут изнашиваться из-за трения и нагрузок. Это может привести к снижению производительности насоса и его неправильной работе.
- Повреждение манжеты или уплотнения: Манжета или уплотнения вакуумного насоса могут стать изношенными или поврежденными, что приведет к утечке воздуха и снижению эффективности работы насоса.
- Загрязнение фильтра и системы: Вакуумный насос может засоряться пылью, грязью и другими загрязнениями, которые проникают в систему через воздушный фильтр или масло. Это может привести к затруднениям во вращении ротора или забиванию лопаток, что в конечном итоге вызовет поломку насоса.
Вакуумный насос для автотранспорта, такой как автомобиль Газель, играет важную роль в обеспечении правильной работы тормозной системы, системы вентиляции картера и других систем, требующих вакуума. Он работает на основе механического принципа, создавая вакуум при помощи вращения ротора с лопатками.
Вакуумные насосы могут выходить из строя из-за износа ротора и лопаток, повреждения манжеты или уплотнений, а также из-за загрязнения фильтра и системы. Регулярное техническое обслуживание и замена изношенных деталей могут помочь предотвратить поломки и обеспечить надлежащую работу вакуумного насоса на автомобиле Газель.
Вакуумный насос признаки неисправности и устранение
При работе бензиновых двигателей создается разрежение, которого может быть недостаточно для функционирования вспомогательных систем автомобиля. Дизельные двигатели не создают вакуум в процессе работы. В обоих случаях применяются вакуумные насосы. Разрежение, которое образуется с их помощью, необходимо различным системам – тормозам, ОВК (комплекс отопления, вентиляции и кондиционирования) и т. д.
Электрический воздушный насос находится за двигателем возле противопожарного экрана, главного цилиндра и усилителя тормозов. Его легко найти благодаря двум насадкам на верхней части, а также специфической форме корпуса. Насос поддерживает постоянный объем вакуума в резервуаре, расположенном за передним бампером.
Неисправности вакуумного насоса и их устранение
Если в работе насоса происходит сбой, в нем возникает утечка, то из области двигателя начинает раздаваться шипящий звук, управление обогревателем может не срабатывать при включении, а для нажатия на тормозную педаль требуется большое усилие.
Утечки в вакуумной линии могут проявляться так же, как и отказ насоса.
На необходимость замены вакуумного насоса указывает следующее:
• не работает управление обогревателем;
• слышен звук шипящего воздуха;
• к тормозной педали приходится прикладывать большие усилия.
Общее техническое состояние (в том числе вакуумного насоса) автомобиля можно проверить с помощью персонального диагностического сканера. Из представленных на рынке советуем обратить внимание на Scan Tool Pro Black Edition.
Данное устройство совместимо с большинством старых и новых автомобилей, при наличии ODB2 разъёма. Основным преимуществом данного сканера является диагностика не только двигателя автомобиля, но и сопутствующих систем. Подключение происходит по средствам bluetooth (для android) и wi-fi (для IOS). Вся информация о состоянии автомобиля и описание имеющихся неисправностей выводится на экран телефона/планшета на русском языке.
Что нужно сделать если вакуумный насос вышел из строя
1) определить, где располагается вышедший из строя насос;
2) снять его;
3) установить новый вакуумный насос;
4) проверить тормоза, чтобы убедиться в нормальной работе системы вакуума;
5) проверить работу тормозов и системы вакуума в движении.
Рекомендации к вакуумному насосу
Срок службы вакуумного насоса не ограничен и отдельное техобслуживание этого агрегата не предусмотрено. Его осмотр проводят, когда он выходит из строя. Если вы заподозрили, что он неисправен, обратитесь к специалисту.
Насколько важен вакуумный насос?
Если в работе вакуумного насоса возникнут сбои, тормоза не будут нормально функционировать и езда на автомобиле станет опасной. Неисправный насос необходимо немедленно заменить.