Разница между AGM, EFB и обычными аккумуляторами
Преимущества и недостатки EFB и AGM аккумуляторов перед обычным.
Конструктивная разница EFB и AGM
EFB (Enhanced Flooded Battery), переводится как: улучшенные затопленные батареи. Это обычная батарея при производстве которой использовали лучшие материалы и качество сборки доступное на заводе. EFB это маркетинговое название, для него нет единого стандарта которому должны следовать произвоидтели как с AGM. Поэтому EFB правильно переводить как: лучшие или незначительно улучшенные обычные электролитные батареи выпускаемые на «этом» заводе. AGM (Absorbent Glass Mat), переводится как: Абсорбирующий стеклянный мат. Многие ошибочно считают, что AGM это сухие батареи или даже гелевые. Бытовое объяснение: внутри специальные изолированные стекловолоконные маты/пластины (сепараторы в пакетах), которые как губки держат в себе все тот же традиционный электролит. Но электролита так мало, что он скорее содержится внутри в виде паров и редко выпадает в осадок.
Недостатки EFB
Надпись «EFB»: 1. Не гарантирует, что его можно ставить в качестве тягового АКБ; 2. Не гарантирует долгую и адекватную работу с технологией Start-Stop; 2. Не гарантирует существенное превосходство в объеме Ач, пусковом токе, ресурсе, стойкость к морозам/перегревам и т.д. перед обычными АКБ; Надпись «EFB» только гарантирует, что данный АКБ лучше других обычных выпускаемых на заводе. На сколько лучше — решает сам завод и его маркетинговый отдел. Внутри АКБ может быть тем же обычным с одной линии производства, просто получил лучшую оценку в результатах тестирования по итогу производства и за это его одевают в красивую упаковку и ставят надписью EFB. Изначально EFB придумали, чтобы подчеркнуть, что этот АКБ лучше подходит для дорогих машин: гибриды и/или оборудованных системой Start-Stop, лучше выдерживают перегревы. И если на самом АКБ указано, что подходит для Start-Stop систем, значит данный АКБ действительно производился с расчетом на эту функцию, а также обладает повышенной способностью быстро заряжаться и давать достаточно высокий пуской ток при низком заряде батареи
Преимущества EFB перед обычными
Ниже описанные преимущества относятся только к честным и зарекомендовавшим себя производителям АКБ. Практическое преимущество перед обычным/стандартным АКБ*: 1. Двойной ресурс: кол-во циклов заряд-разряд (включая глубокие). А значит и типичный срок службы таких АКБ в обычном автомобиле может составлять до 6-8 лет, вместо 3-4; 2. До 30% быстрее заряжается (важно для гибридов и вебаст). Ампераж зарядного устройства может составлять 13% от ёмкости; 3. Стойкость к перегревам, что важно в гибридных автомобилях и системах с Start-Stop, которые постоянно нагружают АКБ; 4. Увеличен пусковой ток, особенно при -18℃ (тестовая температура); 5. Усилена конструкция: защита от повреждений и вибраций; Опционально: 6. Дополнительная защита от утечки/испарения электролита для установки в багажник автомобиля и на случай повреждения батареи; 7. Увеличена ёмкость до 15% при тех же размерах; 8. Пламегаситель; Технологическое преимущество: 1. Более толстые пластины или наоборот тоньше, но их кол-во увеличено в тех же размерах. Как следствие EFB АКБ тяжелее обычного; 2. В АКБ использовано меньше вторичных материалов, металл чище; 3. Электролит более высокого качества (увеличен срок эксплуатации); 4. Более качественная сборка, крепкий и морозостойкий пластик, дополнительная изоляция и защитные пленки; 5. Незначительные фирменные ноу-хау (патенты);
Преимущества AGM над EFB и обычным аккумулятором
Практическое преимущество перед EFB: 1. На 50% больше ресурс при постоянных нагрузках: заряд-разряд, срок службы. При правильном подключении (не выше 14.7В, контроллер заряда) и соблюдении уличных температур -30. +40℃. А перед обычной батареей преимущество в 3 раза; 2. Зарядка в 2 раза быстрее. Отлично подходит для дизельных а/м с вебастой, Start-Stop и частыми короткими поездками в городе. В гибридных автомобилях с рекуперацией также активно применяется, но обычно с дополнительным охлаждением на случай жары. Но чтобы получить преимущество от быстрой зарядке нужен и достаточно мощный генератор. Если обычную батарею на 60 Ач безопасно заряжать при 6А, то EFB можно на 7.5А (теоретически), а AGM до 12А. 3. Пусковой ток ещё выше и он более стабилен при -18℃ даже на разряженном АКБ; 4. Пламегаситель и защита от утечки электролитов (и газов) является стандартом для AGM. А значит любой AGM можно устанавливать в багажнике автомобиля (если это предусмотрено конструкцией); Технологическое преимущество: 1. Герметичность и безопасность: в случае перегрева из него выходят газы электролита, а в случае повреждения внешнего корпуса из него не вытечет электролит, но внутри начнется окисление и быстрое старение ресурса.
2. AGM батарея спокойно и безопасно может работать будучи лежа на боку, по этой причине их используют в технике для экстремального спорта
Недостаток AGM АКБ
1. Для AGM нужен ограничитель по заряду и правильный контроллер. Если просто поменять обычную/EFB батарею на AGM то она уже через год придет в негодность. Заряд должен быть не более 14.7В* (при 14.8 уже деградация). Контроллер (например IBS датчик на клемме) должен правильно определять температуру АКБ (можно заряжать не выше 55°С) и правильно ёмкость. Дорогие модели AGM могут иметь встроенную плату контроля с балансиром для безопасного регулирования заряда и в IBS датчика необходимости нет (Система контроля батареи — Battery Management System(BMS)). 2. При температурах ниже −30°С если заряд AGM меньше 30% то электролит кристаллизуется повреждая АКБ неся серьёзный износ; 3. Зарядка при температуре батареи выше +55°С — губительна. Это одна из причин по которой AGM аккумуляторы предпочитают устанавливать в багажнике, где он не перегревается от горячего мотора; 4. Вес; 5. Ёмкость EFB батареи при тех же размерах обычно на 10% больше; 6. Цена; 7. Обычная зарядная станция губительная для этого АКБ, нужна специальная с контроллером для AGM заряда (у большинства зарядчиков она схоже с зарядкой гелевых и ограничена в 14.1В (заряд для гелевых АКБ), но считается что так восстанавливается ёмкость АКБ)
Когда EFB лучше чем AGM?
От AGM стоит отказаться в пользу EFB, если: А) В автомобиле нет возможности переключить/заменить контроллер на AGM (AGM батарея с встроенной BMS платой может быть очень дорогим); Б) В вашем регионе частые и сильные морозы (за −30°С) и автомобиль часто стоит без дела неделю и больше. Если морозы сильные, но ездите регулярно, то проблем нет; В) Регулярно жаркое лето за +40°С; Г) Тюнинг мотора из-за которого в моторном отсеке где установлен АКБ значительно возросла температура и нет возможности перенести АКБ в багажник.
Можно ли перейти с AGM на EFB или обычную батарею?
Да, но потребуется помощь автоэлектрика: 1. Убедиться, что генератор выдает менее 13% ампер от ёмкости АКБ или 10% если будет обычная батарея. Если заряд будет выше, то батарея будет перегреваться, быстро выйдет из строя (риск воспламениться). Например для EFB батареи ёмкостью 50Ач безопасный заряд до 6,5А и не более 5А для обычной. Желательно: 2. Если на клемме имеется датчик IBS: перенастроить если программируемый, либо снять/заменить его. Чтобы разрешить заряд выше 14.7В, а также снять температурные ограничения. Если данный датчик отсутствует, то его роль может выполнять бортовой компьютер (или BMS), либо сам генератор. 3. Переключить в бортовом компьютере с AGM на ЕFB/обычный акб и указать новую ёмкость (если такой параметр программируется).
Какой аккумулятор предпочтительнее: гелевый, EFB или AGM? Мифы и реалии…
После выхода нескольких наших публикаций, рассказывающих о модификациях современных стартерных батарей, среди автомобилистов завязалась дискуссия по поводу применения в автомобилях так называемых гелевых аккумуляторных батарей (АКБ), а также EFB-аккумуляторов.
Чтобы у пользователей было более-менее правильное понимание того, о чем идет речь, отметим, что за последние годы на рынке значительно выросла доля автомобилей, оснащенных системой «Старт/Стоп». Будучи активированной, эта функция каждый раз глушит двигатель при торможении на светофорах или коротких остановках при движении в пробках, а затем запускает его — при отпускании педали тормоза.
Очевидно, что для машин, работающих с системой «Старт/Стоп», требуется не традиционный, а специальный аккумулятор. Такой АКБ должен не только выдерживать многократные циклы разрядки-зарядки, но и сочетать в себе свойства стартерной батареи, моментально отдающей большой ток при пуске, и тяговой, которая не боится длительного разряда.
Всем этим требованиям как раз и отвечают аккумуляторы, изготовленные по технологии AGM. Показательный пример — аккумуляторы Topla Тор AGM Stop&Go. Важная особенность – в AGM-батареях электролит находится НЕ В ЖИДКОМ, а в адсорбированном состоянии, в особых стекловолоконных матах, облегающих пластины. Кстати, отсюда и идет название технологии AGM (Absorbent Glass Mat). Блоки пластин в таких АКБ плотно прижаты друг к другу, что помогает гораздо лучше удерживать активную массу на их решетках, чем в обычных стартерных батареях.
Аккумуляторы Topla Тор AGM Stop&Go в первую очередь предназначены для автомобилей, оснащенных системой «Старт/Стоп»
Если говорить об эксплуатационных показателях, то такие источники питания обеспечивают в три раза больше циклов разряда-заряда, а их пусковая мощность процентов на 30 выше, чем у традиционных батарей. Не боятся они и механического повреждения (например, при ДТП), поэтому волноваться о вылившемся электролите уже не придется. Но и цена здесь соответствующая – в среднем AGM-аккумулятор почти вдвое дороже обычного.
.
Впрочем, для автомобилей, оснащенных системой «Старт/Стоп», выпускаются и более дешевые модификации АКБ, которые изготавливают по технологии EFB (Enhanced Flooded Battery). Пример — аккумуляторы ТАВ Magic EFB Stop&Go. У них свои особенности — в таких источниках питания используют привычный жидкий электролит, однако свинцовые пластины сделаны более толстыми, чем у обычных аккумуляторов. При этом положительные пластины подвергаются так называемому волоконному пакетированию (технология MFW-флис), что предотвращает осыпание активного вещества. Все отмеченные особенности обеспечивают EFB-аккумуляторам вдвое большее количество циклов разряда-заряда без потери функциональности. Самое важное, что ТАВ Magic EFB Stop&Go практически не теряют емкости после глубоких разрядов, а заряжаются намного быстрее обычных стартерных батарей. Если говорить о стоимости, то она в среднем на 50-60% выше, чем у обычных АКБ.
Аккумуляторы ТАВ Magic EFB Stop&Go
Возвращаясь к AGM-батареям, отметим, что многие автолюбители часто допускают ошибку, связывая этот термин с таким ходовым понятием, как «гелевые» аккумуляторы. Поясняем: гелевые батареи НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ в массовых автомобилях в качестве стартерных источников бортового питания! В подавляющем большинстве гелевые АКБ, у которых электролит находится в желеобразном состоянии, применяются лишь как ТЯГОВЫЕ батареи. Правда, не все об этом знают, а некоторые и вовсе знать не хотят. Кстати, иногда приходится наблюдать, как продавцы отдельных торговых точек, дабы не разубеждать «умных» покупателей, специально заменяют на магазинных ценниках аббревиатуру AGM словом «гелевый». Типа, раз народ так считает, зачем ему навязывать иное мнение? Главное, чтобы клиент был уверен в своей правоте и оставался доволен покупкой.
Если в машине планируется установка многополосной аудиосистемы, тем более с мощными сабвуферами, штатный аккумулятор желательно заменить AGM-батареей
Напоследок пару слов о применимости AGM- или EFB-батарей на обычных (то есть НЕ «старт-стопных») автомобилях. Если вы желаете приобрести такой АКБ для замены штатного, нет проблем — это дело личных предпочтений.
В то же время, учитывая, что, например, AGM-батарея обладает солидным запасом надежности, есть смысл покупать ее тогда, когда бортсеть явно «перегружена» дополнительной электроникой, вроде многокомпонентной аудио- или видеосистемы, или иной аппаратуры, скажем, предпускового подогревателя.
Какой аккумулятор лучше приобрести: гелевый, EFB или AGM? Мифы и реальность…
После выхода нескольких наших публикаций, рассказывающих о модификациях современных стартерных батарей, среди отдельных пользователей завязалась дискуссия по поводу применения в автомобилях так называемых гелевых аккумуляторных батарей (АКБ), а также EFB-аккумуляторов. Были вопросы и к нам по части применимости данных источников питания.
Чтобы у пользователей было более-менее правильное понимание того, о чем идет речь, предлагаем немного технической информации. Начнем с того, что за последние годы в соответствии с производственными программами автопроизводителей на рынке значительно выросла доля автомобилей, оснащенных системой «Старт/Стоп». Будучи активированной, эта функция каждый раз глушит двигатель при торможении на светофорах или коротких остановках при движении в пробках, а затем запускает его — при отпускании педали тормоза.
Важный момент – вся электроника, включая климат-контроль и аудиосистему, при заглушенном моторе продолжает работать, питаясь от бортового источника питания. Очевидно, что для машин, работающих по алгоритму системы «Старт/Стоп», требуется не традиционный, а специальный аккумулятор. Такой АКБ должен не только выдерживать многократные циклы разрядки-зарядки, но и сочетать в себе свойства стартерной батареи, моментально отдающей большой ток при пуске, и тяговой, которая не боится длительного разряда.
Всем этим требованиям как раз и отвечают аккумуляторы, изготовленные по технологии AGM. Показательный пример — аккумуляторы Topla Тор AGM Stop&Go. Важная особенность – в AGM-батареях электролит НЕ ЖИДКИЙ — он находится в адсорбированном состоянии в особых стекловолоконных матах, облегающих пластины. Кстати, отсюда и идет название технологии AGM (Absorbent Glass Mat). Блоки пластин в таких АКБ плотно прижаты друг к другу, что помогает гораздо лучше удерживать активную массу на их решетках, чем в обычных стартерных батареях.
Аккумуляторы Topla Тор AGM Stop&Go в первую очередь предназначены для автомобилей, оснащенных системой «Старт/Стоп»
Если говорить об эксплуатационных показателях, то такие источники питания обеспечивают в три раза больше циклов разряда-заряда, а их пусковая мощность процентов на 30 выше, чем у традиционных батарей. Не боятся они и механического повреждения (например, при ДТП), поэтому волноваться о вылившемся электролите уже не придется. Как, впрочем, и о дальнейшей жизнеспособности такого АКБ – даже будучи поврежденным, он все равно будет работать (пример живучести батареи Topla Тор AGM Stop&Go можно увидеть на ролике ниже). Но и цена здесь соответствующая – в среднем AGM-аккумулятор почти вдвое дороже обычного.
.
Впрочем, для автомобилей, оснащенных системой «Старт/Стоп», выпускаются и более дешевые модификации АКБ, изготавливаемых по технологии EFB (Enhanced Flooded Battery). Пример — аккумуляторы Topla Тор EFB Stop&Go. У них свои особенности — в таких источниках питания используют привычный жидкий электролит, однако свинцовые пластины сделаны более толстыми, чем у обычных аккумуляторов. При этом положительные пластины подвергаются так называемому волоконному пакетированию (технология MFW-флис), что предотвращает осыпание активного вещества. Все отмеченные особенности обеспечивают EFB-аккумуляторам вдвое большее количество циклов разряда-заряда без потери функциональности. Самое важное, что Topla Тор EFB Stop&Go практически не теряют емкости после глубоких разрядов, а заряжаются намного быстрее обычных стартерных батарей. Если говорить о стоимости, то она в среднем на 30-40% выше, чем у обычных АКБ.
В аккумуляторах Topla Тор EFB Stop&Go используется жидкий электролит
Возвращаясь к AGM-батареям, отмети, что многие автолюбители часто допускают ошибку, связывая этот термин с таким ходовым понятием, как "гелевые" аккумуляторы. Поясняем: гелевые батареи НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ в массовых автомобилях в качестве стартерных источников бортового питания! В подавляющем большинстве гелевые АКБ, у которых электролит находится в желеобразном состоянии, применяются лишь как ТЯГОВЫЕ батареи. Правда, не все об этом знают, а некоторые и вовсе знать не хотят. Кстати, нам не раз приходилось наблюдать, как продавцы отдельных торговых точек, дабы не разубеждать «умных» покупателей, специально заменяют на магазинных ценниках аббревиатуру AGM словом «гелевый». Типа, раз народ так считает, зачем ему навязывать иное мнение? Главное, чтобы клиент был уверен в своей правоте и оставался доволен покупкой.
Если в машине планируется установка многополосной аудиосистемы, тем более с мощными сабвуферами, штатный аккумулятор желательно заменить AGM-батареей
Напоследок пару слов о применимости AGM- или EFB-батарей на обычных (то есть НЕ «старт-стопных») автомобилях. Если вы желаете приобрести такой АКБ для замены штатного, нет проблем — это дело личных предпочтений и размеров вашего кошельке.
В то же время, учитывая, что, например, AGM-батарея обладает большим запасом надежности и прочности, есть смысл покупать ее тогда, когда бортсеть машины явно «перегружена» дополнительной электроникой, вроде многокомпонентной аудио- или видеосистемы, или иной аппаратуры, скажем, компрессоров. В таких ситуациях AGM-аккумулятор будет просто незаменим.
В завершение этого выпуска еще раз напоминаем читателям о правилах комментирования. Прежде, чем оставить свой комментарий, мы настоятельно рекомендуем просмотреть те требования, которые нужно соблюдать при размещении отзывов в записях и выпусках нашего блога. ИГНОРИРОВАНИЕ этих требований однозначно приведет к УДАЛЕНИЮ комментария, а в отдельных случаях – занесению его автора в черный список. Надеемся, что таких прецедентов не будет!
Стоит ли переплачивать за «продвинутые» АКБ (EFB, AGM, AGM TPPL)
Впервые эксперты сравнили аккумуляторные батареи, изготовленные по разным технологиям. Стоит ли переплатить за более продвинутую АКБ (EFB, AGM, AGM TPPL), чтобы навсегда забыть о проблемах с аккумулятором.
Во всех предыдущих экспертизах, начиная с 2016 года, мы сравнивали батареи, изготовленные по одной технологии. Чаще всего это были обычные свинцово-кислотные аккумуляторы с жидким электролитом. Однако на рынке появились изделия с различной «генетикой», которая должна придавать им особые черты.
Так, помимо обслуживаемых и полностью необслуживаемых батарей (читай: с доступными пробками и вообще без таковых) можно приобрести AGM-аккумуляторы (с абсорбирующим стекловолокном); EFB-аккумуляторы (дешевая альтернатива AGM, отличаются от обычных разве что конструкцией сепаратора); а также пока редкие аккумуляторы AGM TPPL (еще одна модификация AGM-батарей — с решетками из чистого свинца без примеси кальция). Итого — пять типов.
Преимущества более продвинутых батарей хорошо известны. Например, удельная энергоемкость простых аккумуляторов составляет 30–40 Вт·ч/кг, сделанных по технологии AGM — 40–45 Вт·ч/кг, а по технологии AGM TPPL — до 50 Вт·ч/кг. Ожидаемый срок службы этих батарей составляет соответственно четыре-пять, пять-шесть и от восьми до двенадцати лет. Продвинутые батареи могут работать в режиме «старт-стоп», который простым изделиям противопоказан. А их саморазряд должен быть ниже в несколько раз.
Но есть ли смысл устанавливать навороченную батарею на автомобили без «старт-стопов»и мощных аудиосистем? Мы проверили то, что редко проверяют: как долго новенькие батареи разных типов и ценовых категорий смогут выдавать одинаковые токи нагрузки. Заодно определим реальную емкость, которая сильно зависит от величины выдаваемого батареями тока. И выясним, всегда ли дорогая батарея способна заменить простушку, или же вообще не стóит гнаться за ценой.
Для необычного эксперимента мы приобрели пять батарей с максимально близкими габаритами и заявленными ампер-часами. Простейший тип представляет тюменская Tyumen 6СТ‑70L, полностью необслуживаемые — Medalist SMF 57412; EFB- и AGM-аккумуляторы представляют соответственно Moll EFB 82070 и Monbat AGM 570 901 076, а самый редкий вариант, то есть AGM TPPL, — это Odyssey 34/78 PC1500. Краткие характеристики всех участников приведены в таблице.
Советуем прочитать эти статьи:
Купить отечественный автомобиль до 1 млн руб. за маткапитал
[/su_column] [su_column size=»1/3″]
Штраф за перевозку детей без детского автокресла в Украине
[/su_column] [su_column size=»1/3″]
Зимние шины 2019 2020 рейтинг
СЛОВАРЬ АКБ нового поколения:
AGM (Absorbent Glass Mat) — абсорбирующее стекловолокно.
VRLA (Valve Regulated Lead Acid) — клапанно-регулируемые свинцово‑кислотные конструкции с AGM-сепараторами.
TPPL (Thin Plate Pure Lead) — еще одна модификация AGM-батарей: решетки изготовлены из чистого свинца без примеси кальция.
EFB (Enhanced Flooded Battery) — улучшенная батарея с жидким электролитом.
Исходные характеристики АКБ пяти типов
В сравнении участвовали: Medalist SMF 57412, Moll EFB 82070, Monbat AGM 570 901 076, Odyssey 34/78 PC1500, Tyumen 6СТ-70L.
* Включая высоту выводов.
Ресурс, разрядка и методика испытаний АКБ нового поколения
Нас часто просят определять в экспертизах ресурс батарей. А нужно ли? Ведь средние цифры известны (см. выше). Ждать результатов реальных испытаний бессмысленно — к их окончанию рыночный ассортимент аккумуляторов полностью обновится. И ускоренные тесты носят лишь оценочный характер. Например, АКБ из прошлогодних испытаний эксперты гоняют до сих пор, проверяя разные методики их ускоренного старения. И уже год все батареи ведут себя приблизительно одинаково.
Для определения реальных возможностей батарей пойдем другим путем. Многие ошибочно связывают ресурс батарей с величиной их саморазряда — внутри одного семейства эти величины сравнимы. У обычных батарей саморазряд составляет примерно 5 % в месяц, а у AGM-аккумуляторов — около 2 %. Но у любой из батарей токи утечки всё равно гораздо меньше, чем реальное потребление у припаркованной машины, доходящее порой до 0,1 А. Вот и проверим, как долго различные АКБ смогут снабжать потребителей запасенной энергией.
При этом расставлять по местам не станем — просто проведем сравнительные испытания батарей разных ценовых и технологических категорий. Кстати широкий выбор АКБ с бесплатной доставкой предлагают ребята в спб — https://www.koleso-russia.ru/catalog/batteries/.
Советуем прочитать эти статьи:
УАЗ Патриот с автоматом: главные отличия от механики
[/su_column] [su_column size=»1/3″]
Новый Land Rover Defender
[/su_column] [su_column size=»1/3″]
Лада Ван: старт продаж в России
Разряд аккумуляторов мы фиксировали в трех режимах, перечисленных ниже.
НА ПАРКОВКЕ. Нагрузка 150 Ом, ток потребления около 80 мА — примерно так разряжает батарею современный припаркованный автомобиль с включенной сигнализацией. Аккумуляторы зарядили под завязку, причем у всех «завязка» оказалась разной. Затем каждую батарею нагрузили эталонным балластным резистором и ежедневно фиксировали снижение уровня напряжения. Критическая отметка, соответствующая полному разряду, составила 10,5 В.
РЕЗЕРВ. Это испытание мы проводим во всех экспертизах, когда определяем резервную емкость тестируемых аккумуляторов. Оно имитирует режим работы батареи на автомобиле с неисправным генератором в холодную слякотную погоду — работают фары, дворники, обогрев, вентилятор. Ток потребления при этом обычно принимается равным 25 А. Полностью заряженные батареи мы нагрузили сопротивлением 0,5 Ом. Напряжение на клеммах фиксировали каждые пять минут.
«САМЫЙ ПОЛНЫЙ». Самое тяжелое и самое короткое испытание в нашем тесте. Зарядив батареи, мы сымитировали максимальную нагрузку, когда пользователь подключил всё: обогревы стекол, зеркал, сидений, мощную «музыку», светотехнику. Нагрузка — 0,2 Ом: ток при этом составляет 60 А. Каждые пять минут проверяли напряжение на клеммах.
Фрагмент испытаний АКБ при токе потребления 80 мА. Величина нагрузочного резистора — 150 Ом
Итог испытаний АКБ нового поколения
Перед началом любых испытаний всегда прикидываешь возможности участников. Недорогая тюменская батарея с дедовскими пробками и жидким электролитом вряд ли сможет соперничать на равных с дорогущим Одиссеем, внутри которого должен присутствовать очень чистый свинец. С другой стороны — а почему бы и нет? Мы же не заставляем ее работать в режиме «старт-стоп» или вообще вверх ногами! А выдавать требуемые токи обязаны все, независимо от цены и технологий.
Чудеса начались довольно быстро. При нагрузке 80 мА Odyssey, у которого исходное напряжение разомкнутой цепи было выше, чем у других, начал скисать на десятые сутки, фактически оказавшись в общей группе. Через три с небольшим недели он уже плелся в хвосте, а на 36‑е сутки испытаний гигант электрической мысли рухнул как подкошенный — аж до 5,6 В!
На следующие сутки сдался Moll. К этому моменту было очевидно, что победит Medalist: он сохранял самое высокое напряжение на выводах. Однако произошло неожиданное — с 11,46 В он лихо скатился до 5,65 В и также прекратил сопротивление. На 42‑е сутки иссяк Monbat, а вечером того же дня критической отметки «10,5 В» достигла и полностью разрядившаяся тюменская батарея. Ситуация с ног на голову: «плебейка» оказалась лучшей, а «гранд» — последним.
Следующий ток нагрузки — 25 А. На 96‑й минуте сдался Monbat AGM, еще через минуту закончились кулоны у Moll EFB. А победила… опять тюменская «бесприданница», продержавшаяся аж 125 минут! Odyssey на сей раз выглядел хорошо, но всё равно проиграл победительнице 9 минут.
При нагрузке 60 А — а это уже серьезные токи! — первым выбыл из игры опять-таки Monbat. Вот тебе и AGM. На 33‑й минуте цифры на контрольном вольтметре быстро замелькали, покатившись вниз: заряда больше нет. Через минуту за ним последовал Moll с технологией EFB. Третьим спасовал Medalist, а серебро получил-таки Odyssey, который уступил пару минут всё той же «сибирячке» Tyumen.
Советуем прочитать эти статьи:
Что не стоит возить в багажнике?
[/su_column] [su_column size=»1/3″]
Kia Mohave 2020: все подробности о рестайлинге
[/su_column] [su_column size=»1/3″]
Новые правила легализации тюнинга 2020
Таким образом, самая дешевая и самая «непородистая» сибирская батарея фактически выиграла «в одну калитку», победив во всех состязаниях. Но мы изначально договорились, что победителей определять не станем. Важен факт: ценники и титулы могут быть бесполезны при решении простых задач.
Зависимость емкости батарей от токов нагрузки*
Токи нагрузки | Medalist SMF 57412 (74 А·ч) | Moll EFB 82070 (70 А·ч) | Monbat AGM 570 901 076 (70 А·ч, 120 мин) | Odyssey 34/78 PC1500 (135 мин) | Tyumen 6СТ-70L (70 А·ч) |
0,08 А | 77,8 А·ч / 40,5 суток | 75,3 А·ч / 39,2 суток | 79,7 А·ч / 41,5 суток | 68,2 А·ч / 35,5 суток | 80,6 А·ч / 42,1 суток |
25 А | 44,2 А·ч / 106 мин | 40,4 А·ч / 97 мин | 39,8 А·ч / 95,6 мин | 48,3 А·ч / 116 мин | 52,1 А·ч / 125 мин |
60 А | 36,5 А·ч / 36,5 мин | 33,5 А·ч / 33,5 мин | 32,5 А·ч / 32,5 мин | 41,5 А·ч / 41,5 мин | 43,5 А·ч / 4 |
* В скобках после названия АКБ приведена заявленная емкость — в ампер-часах при 20-часовом разряде или резервная в минутах.
Вывод! В обычной эксплуатации отлаженные десятилетиями конструкции уверенно демонстрируют свои возможности. Да, для машины с системой «старт-стоп» придется покупать именно AGM-батарею, но для обычного автомобиля тратиться на дорогие технологии нет резона.