Как правильно разговаривать по рации
Перейти к содержимому

Как правильно разговаривать по рации

  • автор:

Правила радиопереговоров в боевых условиях

Правила радиопереговоровЗадача координации действий сражающихся армий и управления отрядами, не находящимися в пределах прямой видимости, была актуальна еще во времена наших предков, размахивающих дубинками.

Но лишь изобретение портативных радиопередатчиков в середине прошлого столетия позволило большим армейских подразделениям (полкам, дивизиям и выше) начать обмениваться важной боевой информацией. Они позволили координировать действия на очень больших участках, даже через континенты. Очень быстро стало ясно, что без четких правил радиопереговоров, в разгар жестокой схватки, все сообщения быстро становятся малопонятными и часто неправильно понимаемыми.

Проблема стала еще более критичной, когда рации стали совсем маленькими, простыми и недорогими, что позволило экипировать ими каждого солдата. В бою, когда со всех сторон угрожает опасность, адреналин перехлестывает через край, даже простое действие приема-передачи сообщения может перегрузить все органы чувств.

Со временем правила радиопереговоров совершенствовались, что позволило каждому солдату эффективно использовать рацию, даже в жесточайшей перестрелке. В разных странах и даже в разных отрядах еще остались некоторые особенности в правилах радиообщения, но некоторые основные принципы одинаковы для всех.

Правила радиопереговоровОсновные принципы радиопереговоров

  • Думайте, затем говорите: Знайте, что хотите сказать, до того, как начнете передачу по рации
  • Говорите просто и коротко: Не допускайте в разговоре сложных и пространных монологов. Сообщения должны быть понятными и короткими.
  • Завершайте свои сообщения: Помните, что, завершив передачу своего сообщения, Вы должны дать знать об этом своим абонентам. Во-первых, чтобы Вас не прерывали, во-вторых, чтобы получить ответы.

Ниже описываются правила радиопереговоров, основанные на стандартах армии США. Каждое правило будет рассмотрено с несколькими примерами. По большей части, мы сосредоточимся на тех правилах, которые полезны для использования в наших целях, так что вызов артиллерийской поддержки и прикрытия с воздуха мы пропустим. Наша цель – взаимодействие маленьких отрядов.

Начало разговора

Правила радиопереговоровВ начале разговора по рации нужно назвать того, к кому Вы обращаетесь, и представиться самому. Также, по завершении своей фразы, Вы должны обозначить ее конец. Для этого используется слово: «Прием«. (Естественно, во избежание путаницы, нужно избегать этого слова в других местах своего сообщения). Вот пример простого и ясного начала разговора:

  • Альфа Один, это Браво Шесть. Прием.

Этот пример содержит все требуемые элементы передачи. А, это Б. Прием. Обычно с этого начинается обмен сообщениями. Когда Браво Шесть требуется передать какую-то информацию для Альфа Один, ему нужно быть уверенным, что Альфа Один слышит его. Видите, эта короткая фраза также говорит о том, что остальным участникам, использующим ту же самую радиочастоту, не обязательно слушать эту беседу. Они могут заниматься своим делом, спокойно ожидая конца передачи. Когда Альфа Один слышит эту фразу, он должен ответить на нее, обозначив, что он слышит Браво Шесть и готов к обмену сообщениями.

  • Это Альфа Один. Прием.

Теперь Браво Шесть знает, что Альфа Один слышит его и что можно начинать разговор.

Быстрый разговор

Как уже отмечалось ранее, фразы должны быть короткими и понятными. Обмен сообщениями должен быть максимально быстрым, чтобы освободилась частота для возможного использования ее другими. Также, зная о том, что перестрелки обычно проходят очень быстро, необходимо информацию передавать как можно скорее, для увеличения времени на ответ.

Пример очень плохого радиосообщения:

Альфа Один, это Браво Шесть. Этаа. нуу. У меня тут куча народу, похожи на не наших. Они типа. метрах в 25 от меня на одиннадцать часов, от вас на 12 часов или примерно где-то так. И их там, может. 6. или 10, что ли. Вроде они идут на вас. Может быть, тебе, типа, отойти слегка назад, так, чтобы мы могли их обстрелять, слегка тормознуть и все такое. Прием.

Как можно заметить, в этом сообщении много пауз, которые тормозят его, и много запутывающих утверждений. Для передачи этого сообщения лучше всего выждать пару секунд (которые и так были потеряны в первом примере), обдумать свои фразы и выдать быстрое, понятное заключение. Например:

  • Альфа Один, это Браво Шесть. Внимание. Прямо перед тобой, в 40 метрах, от 5 до 10 вероятных противников, идущих к тебе. Отойди на 10 метров к моему флангу, и мы сможем прикрыть тебя. Прием.

Здесь сказано все то же самое, но в четко выраженной, понятной манере. Особый термин «Внимание» используется для того, чтобы Альфа Один знал, что сейчас будет передаваться важная для него информация. В глоссарии Вы найдете другие примеры подобных терминов.

Альфа Один, услышав эту передачу и решив не спорить с Браво Шесть, что те могли бы сами выдвинуться вперед на 10 метров, подтверждает получение и выполнение указания. Ответ может звучать так:

  • Шесть, Один. Дублирую, 5-10 противников, в 40 метрах передо мной. Отойти к вашему флангу. Вас понял, выполняю. Прием.

Обращаем внимание на несколько моментов.

  1. Альфа Один сократил оба имени до одного слова. Обычно после начала радиообмена, когда все остальные отряды знают, что он касается не их, его участники сокращают обращения до уникального компонента. В этом случае, Шесть и Один имеют уникальные идентификаторы на их уровне. Никто не хочет, чтобы кто-то еще из команды Альфа или Браво случайно принял это на свой счет, поэтому часть обращения опускается.
  2. Также Один отметил то, что он получил важную информацию. Браво Шесть уже предварительно разобрался в ситуации, и все, что делает Один, – дает Шестому знать, что Один принял все правильно. Фраза «Дублирую. » отмечает это. Она говорит о том, что «следующее, что я скажу, – это то, что Вы передали мне перед этим».
  3. Кроме того, Один говорит: «Wilco» – «Вас понял, выполняю». Это слово означает: «Я принял сообщение, понял его и выполняю». Еще один подтверждающий термин (часто неправильно используемый) – это «Roger» – «Вас понял», что значит: «Я принял сообщение и понял его».

Небольшое отступление: в фильмах о Второй мировой войне можно услышать фразу: «Roger Wilco Over and Out». Но это абсолютная нелепица. Буквально переведя эту броскую голливудскую фразу, мы получим: «Я принял сообщение и понял его, я принял сообщение и понял его, и выполняю прием, и жду ответа конец связи». Определенно – это сообщение ни о чем.

Сейчас Шесть услышал все, что ему нужно, чтобы дать знать Первому, что получил правильную информацию. Он может ответить:

  • Один. Все правильно. Конец связи.

Здесь Шесть сократил обращения еще больше, опустив свой позывной. Затем он сказал: «Все правильно«, что значит: «Вы правильно поняли меня». Завершил он беседу еще одним термином – «Конец связи«. Этим он дал понять, что радиоканал свободен и остальные могут начать беседу, потому что Один и Шесть свою закончили.

Особые случаи

До сих пор мы обсуждали эффективную беседу двух бойцов на одном радиоканале. Но есть некоторые другие обстоятельства, с которыми нужно считаться. Для этих особых случаев есть свои правила радиообмена, которые часто не совпадают с «нормальными».

Проверка связи

Один из самых частых особых случаев – это проверка связи. Ее может проделать любой из участников, использующих данную частоту, чтобы убедиться, что его рация работает правильно и настроена на правильную частоту. Начинают ее без всяких вступлений.

  • Всем, всем, всем, это Браво Шесть. Проверка связи. Прием.

По сути, его сообщение и представление – это одно и тоже. Браво Шесть хочет получить подтверждение того, что он может слышать остальных и что его могут слышать остальные. Фразой «Проверка связи» он сообщает, что это будет короткая передача и что он сомневается в качестве своей связи. Отвечающего на подобные запросы обычно назначают правилами отдельного отряда. Часто право ответа отдают командирскому составу. Некоторые предписывают отвечать любому, кто слышал эту фразу. В любом случае, кто-то должен ответить:

  • Это Альфа Один. Вас понял. Прием.

В этом случае Альфа Один отмечает, что он слышал Браво Шесть и что качество передачи было уверенным (громким) и разборчивым (четким). Вместо «Вас понял» можно сказать «Громко и четко«. Технически этот ответ более аккуратный, но, по сути, излишний. Предполагается, что, если никаких сообщений о качестве сигнала передано не было, качество приема «Громкое и четкое». И, как обычно, отметим, что тот, кто начал обмен, его и заканчивает. При проверке связи это служит еще и проверкой Альфа Один. Шесть может ответить:

  • Это Браво Шесть. Вас понял. Конец связи.

Браво Шесть смог быстро удостовериться, что рация его и Альфа Один работает отлично. Если качество передачи хуже, чем «Громко и четко», для его обозначения используются особые термины. Эти термины представлены в отдельной таблице (см. ниже). Первый столбец – это сила сигнала, определяемая его громкостью. Во втором столбце описывается разборчивость или четкость сигнала.

gg_hohia

Радиообмен — это процесс двухсторонней радиосвязи, в ходе которого передаются и принимаются сообщения посредством использования раций. Радиосвязь и радиообмен являются важнейшей составляющей взаимодействия на всех уровнях.

1. Сначала Думай, Затем Передавай: Решите, что хотите сказать, до того, как начнете передачу!

2. Стройте фразы просто и коротко!
Сообщения должны быть [ Spoiler (click to open) ] максимально коротки! информативны и просто для понимания! Также это уменьшит возможность искажения помехами.

3. Завершайте передачу: Фразой вроде «Конец связи» вы даёте собеседнику возможность понять, что передача окончена и можно начинать ответную передачу.

1) Нужно назвать кому предназначена передача и кто передаёт.

Туман 4, я Стрела, Прием.

Этак коротка фраза однозначно определяет:
– кому адресована передача – Туман 4,
– кто передает информацию – Стрела 1,
– чётко показывает момент завершения передачи сообщения – Приём.
– сообщает остальным участникам переговоров, что им не обязательно слушать данную передачу.

2) Когда Туман 4 услышит эту передачу, он должен на неё ответить:

Я Туман 4, Приём.

Туман 4 обозначает что он в канале, он понял передачу и готов к получению информации.

Фразы должны быть короткими и понятными!
Передающий должен максимально быстро сообщить информацию, убедиться в её правильном приёме и освободить канал связи!
Помните, что в тот момент когда осуществляется передача, никто кроме вас передавать не может.

* Неправильная передача выглядит так:

Туман 4, я Стрела, тут это. тело какое то лежит, повязке не видно, похоже засада, видно только пулеметчика на может есть ещё.

В данном сообщении не сообщено никакой информации кроме обнаружения противника, но зато много пауз и запутывающих утверждений.
В данном случае лучше немного подумать и передать информацию в следющем виде.

Туман 4, я Стрела, Внимание, Гора Контрабасов, ближе 30 метров, пулеметчик в засаде, прием.

Особый термин «Внимание» сообщает Туману 4, что сейчас будет передана важная для него информация!
Назван ориентир с помощью которого можно определить местонахождение засады, (ориентиры даются на карте и нумеруются заранее ) сообщение передано в лаконичной и чёткой манере.

Туман 4, получив важную для него информацию подтверждает приём.

Стрела, я Туман 4, принял, конец связи.

Всем всем всем. Я Туман 4. Проверка связи. Как слышите меня? Прием.
Туман 4, я Сокол 1, Громко,Четко. Прием.
Я Туман 4. Принял. Прием.

Отвечает кто то один, кто слышал фразу.
Кто начал радиобмен, тот его и завершает.

Для передачи команд, сигналов и распоряжений всем корреспондентам радиосети, устанавливают циркулярный позывной, который определяет, что передаваемая информация касается всех.

Например циркулярный позывной «Ветер»:
«Ветер, я Сокол 15, Азимут 150, 300 метров – оранжевый дым, прием.»

При сильных помехах в канале, разрешается дублировать передачу.

Например:
«Туман 10 , я Купол 7, всем залечь, всем залечь, я Купол 7, прием»

Все тактические преимущества, от использования радиосвязи, будут потеряны если хотя бы у одного из бойцов отряда нет навыков радиообмена!

Основные правила радиообмена:

1) каждому бойцу присваивается позывной, нужно знать все позывные
позывные должны быть короткие -четкие. желательно из двух слогов.
Позывной «Суперкиллер777» — это не только необоснованная растрата драгоценных секунд активной фазы боя, но и непроизносимый источник шума в канале, при попытке его вызова в условиях помех!!

2) Передача не должна занимать более 10 секунд!
— информативно;
— коротко;
— четко;

Фразы должны быть короткими и понятными!
Передающий должен максимально быстро сообщить информацию, убедиться в её правильном приёме и освободить канал связи!!
Помните, что в тот момент когда осуществляется передача, никто кроме вас передавать не может!!

3) Начинать говорить нужно через мгновение после нажатия тангетки, иначе потеряются первые слоги или слова сообщения.
Тоже самое относится к окончанию передачи.

Любители использовать дешевые радиостанции с VOX (голосовой) активацией рискуют забить канал группы своим тяжёлым дыханием, вы даже не представляете насколько может бесить тот факт, что вместо передачи своевременного сообщения командиру группы в канале приходится слушать прерывистые утробные хрипы и свисты.

***
Передача слов по буквам

Сложнопроизносимые слова передаются по буквам. Каждая буква передается одним словом:

А — Анна
Б — Борис
В — Василий
Г — Григорий
Д — Дмитрий
Е — Елена
Ж — Женя
3 — Зинаида
И — Иван
Й — Иван краткий
К — Константин
Л — Леонид
М — Михаил
Н — Николай
О — Ольга
П — Павел
Р — Роман
С — Семён
Т — Татьяна
У — Ульяна
Ф — Федор
Х — Харитон
Ц — Цапля
Ч — Человек
Ш — Шура
Щ — Щука
Э — Эхо
Ю — Юрий
Я — Яков
Ы — Ёры
Ь — мягкий знак
Ъ — твердый знак

Передача цифер и чисел:

двухзначные группы
-72, 36, 44
-семьдесят два, тридцать шесть, сорок четыре;

трехзначные группы
-245, 429, 501
-двести сорок пять, четыреста двадцать девять, пятьсот один;

четырехзначные группы
-9374, 2658
-девяносто три семьдесят четыре, двадцать шесть пятьдесят восемь;

пятизначные группы
-27341, 82590
-двадцать семь триста сорок один, восемьдесят два пятьсот девяносто.

При передаче между группами делаются короткие паузы.
При плохой слышимости разрешается каждую группу повторять отдельными цифрами:

***
Радиообмен инициируется командиром для:

— отдачи приказа
— запроса доклада у подчинённого
— доклада об обнаруженных целях
— подтверждения принятой информации

Радиообмен инициируется подчинённым в случае

— подтверждения принятой от командира информации
— доклада о противнике
— доклада о потерях
— доклада о выполненном приказе
— доклад о своем состоянии
— внесения незамедлительных предложений командиру в не терпящих отлагательства случаях.

***
Порядок ведения связи.

Не перебивайте своих товарищей!
Если вы слышите, что кто-то раньше вас начал свое сообщение дождитесь его окончания!!

Дождитесь, пока ваш оппонент закончит передачу, и только тогда начинайте свою!!
Если вы попытаетесь вклиниться в разговор, не дождавшись окончания чужой передачи, то вы только создадите сильную помеху и не будете услышаны!!

Запомните: когда кто-то что-то передает — слышно только его, если же 2 человека одновременно попытаются что-то передать, то не будет слышно никого!

! Если вам необходимо передать срочное сообщение, а в эфире ведутся переговоры, дождитесь паузы и передайте троекратную команду » Внимание».
Соответственно, если вы услышали команду » Внимание», перейдите на прием.

Не передавайте более 15-ти секунд непрерывно: помните, что в это время никто другой не может воспользоваться связью!!

Делайте 1-2х секундную паузу между окончанием приема оппонента и началом своей передачи — это нужно для возможности передачи экстренных сообщений или подключению к вашему разговору еще кого-нибудь.

Если корреспондент не отвечает на ваш вызов, можно попросить вызвать его, того, кого он услышит наверняка
В таких случаях — четко и кратко формулируйте свои послания, потому как запомнить и передать без ошибок более чем 10ти секундное запутанное сообщение практически невозможно.

При переходе на передачу слушайте канал хотя бы пару секунд, в этой паузе вас или вашего корреспондента могут вызвать ещё кто-либо, возможно со срочным сообщением.

Если намечается длинный диалог, лучше перейти на запасной канал, возможно ваши коллеги не хотят слушать ваше длительное общение на основном канале.

Можно сделать это следующим образом:

«Первый, переходим на третий канал!» «Принято, (переходим) на третий!»

***
Плохой прием (слабый сигнал)
Если приём корреспондента сопровождается шумами и искажениями, это означает, что вы находитесь либо на максимальном расстоянии или попали в «плохое место» для связи.
В этом случае корреспондент тоже слышит вас плохо.
Постарайтесь во время передачи корреспондента найти «хорошее место», сдвиньтесь в сторону на небольшое расстояние, повернитесь вокруг своей оси, ориентируясь по уровню шума в принимаемом сигнале.
Как только шум уменьшится, разборчивость сигнала возрастёт.
Кстати и ваш корреспондент станет принимать вас лучше.
Если станция оборудована отключаемым шумоподавителем, отключите его, на предельных дальностях связи это поможет не пропустить вызов.
Во всех случаях держите антенну вертикально.

Если есть возможность, выбирайте для связи возвышенные места, в лесу выходите на полянки, но не их середину, а на край максимально удалённый от корреспондента.
Если корреспондент находится в лесу, легче связаться с ним не с опушки леса, а отойдя от него на несколько десятков метров.
При связи из автомобиля, выставите антенну наружу или, по крайней мере, прижмите её к стеклу.
Использование наружной антенны позволяет, кстати, значительно увеличить дальность связи.

При входе в «радиопаузу» (т.е. при выключении рации или невозможности ее слушать) необходимо сообщить об этом на базовую станцию сказав, какие позывные и примерно на какое время вышли из эфира!
Об окончании радиопаузы обязательно сообщать, командиру группы или в эфир.

*Как держать рацию.

При переноске антенна рации не должна вплотную прилегать к телу, и быть по возможности вертикально направленной.
Обязательно расположите станцию на снаряжении так, чтобы ничто случайно не могло задеть кнопку передачи.
При переноске рации внутри сумки и т.п. рацию лучше выключать.
При передаче антенна рации должна быть направлена вертикально. Микрофон радиостанции, или саму станцию со встроенным микрофоном следует держать на расстоянии около 5 см от рта, говорить громко и отчётливо, но не кричать, разборчивость это не повысит, а только понизит.

ИЗУЧАЙТЕ И СОБЛЮДАЙТЕ РАДИОДИСЦИПЛИНУ.
ОДНАЖДЫ ЭТО МОЖЕТ СПАСТИ ЖИЗНЬ ВАМ И ВАШИМ ТОВАРИЩАМ.

СиБи или правила общения на 15 канале

15 канал АМ сетки аля "дальнобой" это своеобразный мирок в гражданском диапазоне Си-Би.

Немного поговорим о том как общаться в СиБи, если иметь в виду — канал дальнобоя. Во многом общение напоминает привычный всем чат, но в радиоэфире… единственное принципиальное отличие — это не место для флуда, а рабочая частота… вас никто никогда не оговорит, если речь идет о чем-то, связанном с реальной обстановкой на дороге, попытками узнать как и куда проехать, купить соляру или что-то подсказать по делу…

Любой частный треп — однозначно получите полный набор нахов… Обычно чтобы потрепаться уходят с основного канала на любой другой. В эфире это звучит так "Пошли на 2 выше" или "Или на 2 ниже" = перейдем с 15 на 17 или 13 канал…

Дальнобойщики — народ суровый, всех водителей легковушек считают чайниками и крепко не любят, если выражаться очень культурно. Надо сказать, очень часто — вполне заслуженно и обоснованно. В тоже самое время — это такие же люди как и мы все — каждой твари по паре. За 4 года активного участия в радиобменах на трассе, убедился совершенно точно — тебя воспринимают таким, как ты себя ведешь на трассе. Соответственно и отношение…

Теперь собственно сабж… Вы купили комплект рации, антенну, все установили, настроили КСВ… а язык к гортани липнет…

Для начала следует немного познакомиться с жаргоном дальнобоя: приведенный ниже словарик хорошо известен в сети — заучивать его не надо, но понимать этот слэнг просто необходимо:

Наверно, многим приходилось на трассе слушать переговоры дальнобойщиков на 27,135 АМ. Вероятно, не все было понятно. Попалась тут забавная подборка.

Словарь дальнобойного российского жаргона был впервые составлен дальнобойщиком Дмитрием из Санкт-Петербурга и опубликован в номерах 1 и 4 журнала АВТОТРАК в 2004 году.
Затем он был дополнен участниками форума dalnoboi.ru

АКВАРИУМ – Renault Magnum.
АМЕРИКАНЕЦ – общее название капотных тягачей.
АРБУЗ-ТРАНС- сильно перегруженные овощами КамАЗы, традиционно с номерами 05rus.
БАБОЧКА – фургон с подъемными боковыми стенками.
БАТОН — шина, используемая на односкатных колесах размером, как правило, 385/65 R 22,5.
БЕДУИН — легковой автомобиль с грузом на крыше.
БОМЖПАКЕТ — супы быстрого приготовления типа "Лапша-Доширак” ("язва-с-первой-ложки”)
БОТАНИКИ – легковые автомобили, забивающие дороги в начале и в конце выходных в дачный сезон.
БОЧКА – грузовик или прицеп с цистерной или контейнером-танком.
БУДКА – жесткий крытый кузов.
БУРАТИНО-ТРАНС – лесовозы.
ВЕДРО НА КРЫШЕ — спутниковая связь.
ВЕДРО С БОЛТАМИ – старая машина.
ВОЗДУХАН — воздушный фильтр.
ВОДОПОЙ — источник питьевой воды у дороги (типа: поворот на Выдропужск или горка у В. Волочка). Обочина у ВОДОПОЯ обычно забита как попало припаркованными грузовиками.
ВОНЯЛКА – освежитель воздуха типа «елочка».
ВРЕМЯНКА — старая-старая SISU.
ВЫХЛОП – запах перегара изо рта.
ГАЗИРОВАТЬ — бесполезно газовать там, где нужно пробовать внатяг.
ГЛОБИК – Volvo с высокой кабиной (Globetrotter).
ГЛУХОНЕМОЙ – грузовик, не оборудованный рацией.
ГОЛИМЫЙ КОНТРАБАС — груз совсем не тот, что в документах.
ГОЛОВА (БАШКА) – седельный тягач без полуприцепа.
ГОЛОВАСТИК – МАЗ 500.
ГОРШОК – цилиндр двигателя.
ГРУШИ – соединительные головки ПЕРЕКИДОК.
ДИРИЖЁР – регулировщик.
ДОЗВОЛ — разрешение на поездку в другую страну, выдаваемое министерством транспорта этой страны.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – после въезда на российскую территорию водитель должен подготовить кучу документов для таможенного оформления. Со стороны корпеющий над бумагами в кабине дальнобойщик действительно похож на школьника.
ДРОВА ("У кого есть дровишки”) — топливо или талоны на него.
ДУТИК – пограничный магазин Duty Free.
ЁЛОЧКА – накопительная площадка у таможни или в местах погрузки.
ЖИДКИЙ ХЛЕБ ("Чтобы сало растопить”) — водка в разговорах по рации в Финляндии.
ЗАКРЫТЬ КАЛИТКУ — когда во время плотного движения необходимо перестроиться, что в нашей стране с нашим воспитанием сделать тяжело, идущий следом дальнобойщик выезжает на соседнюю полосу, позволяя тебе начать обгон.
ЗАМЕС – партия грузовиков, периодически запускаемая на площадку для таможенного оформления. «Вася, я в этот замес не попал, дождись меня!»
ИНТЕР – International.
КАКТУС — Мерседес-Бенц Актрос.
КАМЕНЕЦ — двигатель Cammins.
КАПУТ – международное слово, означающее неисправность. Например, "Акку капут” — аккумуляторы cдохли.
КЕПКА – Volvo с низкой кабиной с козырьком и обтекателем.
КЕША – Kenworth.
КОЛБАСИТ («Что-то меня колбасит») – я устал и хочу спать, пора на стоянку.
КОЛЕЙКА – священное слово, обозначающее очередь на границе, на погрузке, иногда — пробку. Нарушение порядка в КОЛЕЙКЕ карается физической расправой.
КОНДЁР – кондиционер.
КОРОЕДЫ – лесовозы.
КОСОРЫЛАЯ – Volvo FM/FH последней серии.
КОЧЕРГА — рычаг переключения передач.
КУРЯТНИК – надстройка кабины, оборудованная спальным местом.
ЛЕНИВЕЦ – поддерживающий мост.
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ – автомобиль, едущий в тёмное время суток без габаритных огней.
ЛОПАТА — подъемная аппарель для загрузки-разгрузки фургона.
ЛЮДОЕД – International 9700/9800
МАЗУРИК – МАЗ.
МАШИНКА – патрульный автомобиль ДПС.
МАШКА (ТЁЩА) — кувалда.
МАЛЕНЬКИЙ легковой автомобиль
МАНЯ грузовики МАН
МЕРИН – Mercedes.
МЕШОК (ЧУЛОК) – тентованный грузовик или прицеп.
МИКРОБЫ – микроавтобусы и грузовики размером меньше «Бычка».
МЫШКА – симпатичная девушка.
МЯСОРУБКА – ручной стеклоподъемник.
НА КОРОТКОМ ПОВОДКЕ – когда два грузовика идут с минимальной дистанцией между собой.
НАКРЫТЬ ПОЛЯНУ – приготовить еду, накрыть стол. Столом может быть топливный бак, палетница, торпедо, спальник и т.д.
НАЧАЛЬНИК КОЛОННЫ (БРИГАДИР) – тихоходное транспортное средство, управляемое водителем без совести и мозгов, за которым на узкой дороге скапливается транспорт и наблюдается нервозная обстановка.
НЕЙТРАЛКА – дорога между крайними пограничными постами соседних стран.
НЕСВЕЖИЙ СВЕТОФОР – ситуация, когда два или более автопоезда на приличной скорости приближаются к перекрёстку, и не известно, успеют ли все пройти под давно горящий зеленый. Чтобы избежать резкого торможения или проезда под красный, идущий первым предупреждает: ”Вася, а светофор-то несвежий!”
НЫРНУТЬ В ЛУНКУ – на таможне подойти после ожидания очереди к окну для оформления документов.
ОБОЧИНКА — препятствие на обочине.
ОВЕЧКА – Iveco.
ОГНЕННАЯ ВОДА – то же, что и ЖИДКИЙ ХЛЕБ.
ОДНОГЛАЗЫЙ – машина с одной исправной фарой.
ОКНО (ИДТИ ПО ОКНУ) – прохождение таможенного оформления на границе на льготных для грузовладельца условиях.
ПАЛКА – шлагбаум.
ПАНИКЁР — водитель-пессимист, сеющий панику в эфире, преувеличивающий негативные явления на дороге: «голимый лёд», «большая КОЛЕЙКА» и т.п. Чтобы узнать истинное положение дел на трассе, желательно пообщаться с тремя-четырьмя дальнобойщиками.
ПАПИРЕН – документы.
ПАРАШЮТ – тормозной кран, действующий только на прицеп.
ПАРОВОЗ – автопоезд с одним или двумя прицепами, общей длиной 24 метра.
ПАРОВОЗИК – автопоезд с прицепом (но не с полуприцепом).
ПАСТУХ – водитель, дающий глупые советы по рации насчёт того, как себя вести на дороге или в КОЛЕЙКЕ.
ПЕРЕКИДКА – соединительные шланги или кабели, идущие с тягача на прицеп или с полуприцепа на прицеп.
ПЕТУШКИ – обязательное в России обозначение автопоезда (три огонька на кабине).
ПЛЕМЯННИК – прицеп за полуприцепом.
ПО КОРОБКЕ – тронуться с места.
ПОВАРЁШКА — близкая подруга дальнобойщика, работающая в сфере общественного питания.
ПОВИСНУТЬ (ШЛИФОВАТЬ, МЫЛИТЬ, СУШИТЬ) – не въехать в подъём из-за скользкого покрытия. Не стронуться с места. Буксовать.
ПОДСНЕЖНИК — водитель легковой, выезжающий на дороги только в теплое (бесснежное) время года.
ПОЛНЫЙ АНШЛАГ — большое скопление грузовиков на границе/СВХ/погрузке/разгрузке.
ПОЛОВИК — брызговик, который сзади при загруженной фуре волочится по земле.
ПОНИ – Scania-Griffin, Volvo-FM.
ПОПАСТЬ ПОД АВТОБУС – подъехать на пограничный паспортный контроль вместе с туристическим автобусом и стоять в очереди с пассажирами.
ПОПУГАЙ – короткая кабина с надстройкой с откидывающейся полкой.
ПОСАДИТЬ – оказаться перед идущим в подъём автопоездом, тем самым заставив его сбросить газ.
ПОТОМОК ЧИНГИС-ХАНА – КамАЗ.
ПРЕДАТЕЛЬ – оранжевый маячок на крыше негабарита.
ПРИЛИПНУТЬ — поломаться с невозможностью ехать дальше. Сильно задержаться на погрузке/разгрузке/СВХ/границе.
ПРИКУРИТЬ – завести машину от чужого аккумулятора.
ПРОДВИЖКА – этим словом можно будить водителя, даже когда он спит дома (правда, может и обидеться). Периодически возникающие движения в КОЛЕЙКЕ. В конце КОЛЕЙКИ продвижки редкие и длинные, до нескольких км. Ближе к цели – частые и короткие. Можно разработать целую теорию ПРОДВИЖЕК. Во всяком случае анекдоты про них уже есть.
ПРОЛЕТЕТЬ СО СВИСТОМ – быстро пройти проблемный участок трассы или города.
ПРОСПЕКТ ПРОСВЕЩЕНИЯ – рентгеновская установка для просветки автотранспорта.
ПРЫЩИКИ – боковые повторители поворотов.
РАЗБИТЬ ДОРОГУ – в процессе движения разбить колёсами лёд на дороге.
РАЗОЙТИСЬ ПО ПЕЩЕРАМ (ПО НОРАМ) – пойти в свою кабину после совместного с другими водителями ужина.
РАСПАШОНКА – прицеп–шторник или прицеп с боковыми воротами.
РЕГИСТРЫ – государственные номера.
РЕКС — неприветливый охранник (на базе, терминале, заправке и т. п.)
РЕФ – рефрижераторный кузов, прицеп или контейнер.
РОГА – габаритные огни на резиновых кронштейнах на задних нижних углах кузова/прицепа.
СИДЕТЬ НА ПОДСОСЕ – жить в грузовике на СВХ или на стоянке за счёт соседа (газ, вода, еда), когда всё своё уже кончилось.
СКАМЕЙКА – Scania.
СКВОРЕЧНИК – короткая кабина с надстройкой со входом на верхнюю полку через люк.
СКЕЛЕТ – пустой полуприцеп для перевозки морских контейнеров.
СЛОЖИТЬСЯ – аварийная ситуация, при которой прицеп движется не в том направлении, что тягач.
СОБАКА – стальной короб с замком для защиты пломбы на контейнере или фургоне.
СРАБОТАТЬ ВМЕСТЕ – выйти в эфир одновременно с другим водителем, из-за чего все остальные в эфире слышат лишь шум.
СТИРАЛЬНАЯ ДОСКА – равномерно неровное дорожное покрытие.
СТОПАРЬ – стоп-сигнал.
СТРАУС — Iveco Stralis.
СТУКАЧ – прибор, определяющий расход топлива.
СУНДУК – морской контейнер.
СУПЕР – МАЗ 3,4-го поколений.
ТАБУРЕТКА – погрузчик, имеющий с фронта форму буквы "П” и пропускающий СУНДУК и тягач со СКЕЛЕТОМ между колес.
ТЕРМОС – термоизолированный кузов.
ТЕРРОРИСТЫ – дорожники.
ТИГРЯТНИК(КЛЕТКА) – стоянка для арестованных машин.
ТИСКИ — тормоза («Я по тискам, а она летит…»)
ТИСНУТЬ – нажать на педаль тормоза.
ТОПНУТЬ – нажать на педаль газа.
ТРОИТ – не работает цилиндр двигателя.
ТРЮМО – подсвеченная изнутри надпись над лобовым стеклом кабины.
ТЯНУТЬ КОНТРАБАС — перевозить контрабандный груз.
УЛЫБКА — Renault Premium.
УПАСТЬ – съехать в кювет, перевернуться.
УПАСТЬ В ЛЮЛЬКУ – лечь спать.
ФРЕД – Freightliner.
ХВОСТ (ДЛИННЫЙ, КОРОТКИЙ) – прицеп (полуприцеп, прицеп-ПЛЕМЯННИК).
ХМУРЫЙ ФЕДОР – Scania 4-ой серии Top-Line с козырьком.
ХОЛОДИЛЬНИК – рефрижераторный кузов.
ЦЫПЛЯТА (РЫЖИКИ) – оранжевые КАКТУСЫ одной большой фирмы, перевозящие бананы.
ЧИСТАЯ ДОРОЖКА («Подскажи дорожку») – ответ на запрос о наличии ДПС, гололёда и о других неприятностях на дороге. ВСЁ ЧИСТО – дорога без проблем.
ШАЙБА – бумажный диск тахографа.
ШАЙТАН-АРБА – Камаз с прицепом или без, везущий овощи-фрукты летом-осенью в направлении с юга на север. Из-за перегруза становится НАЧАЛЬНИКОМ КОЛОННЫ и доводит до исступления остальных участников движения.
ШАХМАТИСТ – часто перестраивающийся из ряда в ряд.
ШВЕДСКИЙ МАЗ – Volvo серии «F». Прозван так за простоту конструкции и отсутствие лишней электроники.
ЭФАШКА – Volvo серии FH.
ЭФКА – Volvo серии F.
ЮБКА (ФАРТУК) — спойлер под передним бампером.
BACK IN USSR – принудительное возвращение нашего водителя из-за границы за нарушение закона (техн. неисправность, водка, просроченная виза) Материал с сайта www.cbradio.kz

Всяких киношных позывных на трассе вы не услышите… Обычно обращаются или по номеру машинки или по модели…

Обращение звучит приблизительно так: "3246 36 регион в канале?" где 3246 — номер на прицепе… Далее собственно обычный разговор… (Следует помнить, что радиосвязь — это симплексная связь — когда нажата клавиша передачи, вы не услышите ответ). Меня чаще всего вызывают по модели — "крайслер, в канале?"

Чтобы выяснить обстановку в интересующем направлении обычно кидаем в эфир: "Ребята, подскажите обстановочку на… (любой крупный населенный пункт в направлении движения)". Причем обычно говорят именно "ребята".

Если вам подсказали обстановку, считается хорошим тоном в ответ выдать обстановку встречным… Если вы только вышли на трассу и не можете ничего подсказать — не проблема — "Спасибо, сам не подскажу, только выехал"…

Здесь хочется сделать небольшую ремарку по поводу взаимоотношений водителей на трассах: нет ничего удивительного в том что в общем и целом дальнобой терпеть не может водителей легкового транспорта. Тупое хамство и непонимание того, что люди неделями находятся на трассе с грузом в 25 тонн за спиной приводят к тому, что водители легковых автомобилей провоцируют бесконечные конфликты, а иногда и аварии с тяжелейшими последствиями… сколько раз сам наблюдал — фура вышла в обгон в левый ряд — обязательно найдется недоумок, которому просто невозможно подождать, когда большая машина закончит обгон… эти 1,5 тонны тупой наглости немедленно начинают обгон справа не понимая элементарной вещи, что просто могут оказаться в слепой зоне водителя фуры — через несколько секунд, как результат, кое-кто нетерпеливый в кювете чешет затылок, а в эфире шторм в 10 баллов по случаю очередного тупого ДТП с участием очередного тупорылого "маленького"…

Но вернемся к эфиру… считается хорошим тоном подсказать о неработающих подфарниках (хроническая болезнь большегрузов), пробитом колесе или других очевидных неполадках…

Если фура обозначает выход в левый ряд и вы готовы ее пропустить — "№№ … выходи, пропускаю…" — не было случая, чтобы в ответ не прозвучало — как минимум "спасибо"… а иногда в ответ получаете Большое Спасибо и признание, что не все "маленькие" нетрадиционной ориентации, и побольше бы машин с рациями — всем было бы легче жить на трассе… Ремарка: так как эфир общий -и все слышат всех — желательно обозначить номер машины, которую вы собираетесь пропустить — тогда водитель поймет, что именно вы именно его собираетесь пропустить…

И еще раз об эфирном флуде… Помним всегда — частота Дальнобоя — рабочая и забивать эфир приватным трепом — верх неприличия и через 5-10 минут флуда вы точно узнаете о своей нетрадиционной ориентации… Для привата следует элементарное действие -"пошли выше (ниже) на 1 (2,3…) канала… на свободном канале (15+2=17 или или 15-2=13) можно сосредоточиться на любых вопросах и обсуждениях… вы никому не мешаете и вам никто не мешает… и ваша сексуальная ориентация вне подозрений…

Справедливости ради следует отметить, что в среде дальнобойщиков хватает своих отморозков и ковбоев… много молодежи без опыта и мозгов, но с кучей дурных гормонов… Бодаться с многотонной фурой — дело заведомо проигрышное и опасное, но осадить хама в эфире вполне реально. Самый неприятный и действенный для них упрек — в непрофессионализме, если речь идет о более-менее вежливом общении… Выяснение на повышенных тонах и с массивным привлечением ненормативных идеоматических выражений обычно не приводит ни к чему… кроме потоков отборного мата и бессмысленных по сути оскорблений… Чаще всего водитель легковой машины сталкивается с внезапным выходом фуры в левый ряд без включения поворотника, или с каким-нибудь пустым автовозом, стабильно заблокировавшим левый ряд — мощи за глаза, веса нет, вот ковбоец и поливает под 110 км/час… и пребывает в полнейшей уверенности, что он тут один работает, а весь мировой парк легковушек занят только тем, чтобы мешать ему эту работу делать…

Как говорить по радио

Разговаривать нужно завершенными фразами. Иначе вместо одного сообщения придется отправлять 2-3, а это трата эфирного времени. Перед тем, как говорить, нужно четко сформулировать мысль. Все сообщения должны быть короткими и максимально информативными.

  • Разговаривать по рации нужно короткими и информативными фразами.
  • Перед началом разговора необходимо назвать того, к кому обращаешься и представиться самому.
  • В конце фразы обязательно нужно использовать слово «Прием».
  • В радиообмене важно понимать, кто кого вызывает и соблюдать очередность передачи.
  • При передаче рации антенна должна быть направлена вертикально, а микрофон держать на расстоянии 5 см от рта.
  • Некоторые модели рации имеют функцию FM-приемника.
  • Не стоит рассказывать анекдоты и использовать сложные монологи в радиообмене.
  • Обмен сообщениями должен быть быстрым, чтобы освободить частоту для других пользователей.
  • Работать на любительской радиостанции запрещено, если полосы радиочастот пересекаются с уже занятыми частотами.
  • «73» — это пожелания удачи в радиообмене.

Как начать разговор по рации

В начале разговора по рации нужно назвать того, к кому Вы обращаетесь, и представиться самому. Также, по завершении своей фразы, Вы должны обозначить ее конец. Для этого используется слово: «Прием». (Естественно, во избежание путаницы, нужно избегать этого слова в других местах своего сообщения).

Как правильно вести радиообмен

Правила оптимального радиообмена требуют, чтобы его участники четко понимали, кто вызывает и кого вызывают. Обязательные правила — лаконичное сообщение и четкость проговаривания слов, строгое соблюдение очередности передачи и однозначное понимание, что вызывающий на другом конце линии радиосвязи перешел на прием.

Как передавать по рации

При передаче антенна рации должна быть направлена вертикально. Микрофон радиостанции, или саму станцию со встроенным микрофоном следует держать на расстоянии около 5 см от рта, говорить громко и отчётливо, но не кричать, разборчивость это не повысит, а понизит.

Можно ли с помощью рации слушать радио

В некоторых моделях раций есть дополнительные полезные функции: — FM-приемник: да, через рацию можно слушать радио!

Что нельзя говорить по рации

Правила общения по рации

Не стоит рассказывать анекдоты, которые не несут в себе полезной информации. Это только засоряет эфир. Разговаривать нужно завершенными фразами. Иначе вместо одного сообщения придется отправлять 2-3, а это трата эфирного времени.

Что нельзя говорить по радиосвязи

Элементарные правила радиопереговоров в боевых условиях:

  • Не допускайте в разговоре сложных и пространных монологов.
  • Сообщения должны быть понятными, короткими и по делу.
  • Обмен сообщениями должен быть максимально быстрым, чтобы освободилась частота для возможного использования ее другими.

Что запрещено во время радиообмена

Не допускается работа любительской радиостанции, если полосы радиочастот излучений по ширине сигнала, установленной решением ГКРЧ, пересекаются с радиочастотами, уже занятыми другими радиостанциями. Вредные излучения должны быть сведены к минимуму.

Что такое 73

73 — наилучшие пожелания.

Можно ли гражданским пользоваться рацией

Начнем с приемопередатчиков, работающих в гражданском диапазоне (CB). Этот диапазон представляет собой радиосвязь на коротких волнах. Для использования таких раций (27 Мгц) разрешение не требуется. Такая связь является доступной всем гражданам РФ.

Куда нажимать чтоб говорить по рации

Чтобы собеседник услышал аудиотекст, необходимо вначале нажать кнопку, а затем, чтобы выйти в режим приема, отпустить ее. Чаще всего такая кнопка расположена сбоку, на корпусе рации.

Сколько ловят рации

В первом случае, можно обеспечить максимальную дальность связи рации в 15 км. Во втором, при связи между двумя стационарными базами, оборудованными антенными и усилителями, можно достичь дальнобойности рации в 100 км. А, например, автомобильные рации могут обеспечить дальность связи со стационарной рацией в 50 км.

В чем разница между рацией и радиостанцией

Сейчас под «рациями» обычно подразумеваются портативные или мобильные приёмопередатчики, предназначенные для оперативной связи, в то время как термин «радиостанция» применяется для обозначения и приёмопередающей радиостанции любого класса, и только передающей (например, вещательные радиостанции), и только приёмной (

Какие частоты нельзя слушать

Частотные ограничения для частных радиостанций

Не разрешается выходить в эфир на так называемых полицейских частотах. Органы МВД используют связь в диапазонах 148-149 МГц, 171-173 МГц, 450-470 МГц. На радиочастотах от 148 МГц ранее работали пожарные службы и вневедомственная охрана, но сейчас они «отданы» полиции.

Можно ли с телефона поймать волну рации

Современные смартфоны можно использовать в качестве рации. Для этого не нужно покупать дополнительное оборудование, достаточно подключить телефон к интернету. Рация на смартфоне — очень полезная функция для водителей, дальнобойщиков и автопутешественников.

Как поймать волну на рации

Сканируем в частотном режиме:

  • Выбрать шаг поиска в меню.
  • Ввести вручную нужную частоту, с которой нужно начать поиск.
  • Определить направление поиска с помощью стрелок «вверх» и «вниз».
  • Запустить сканирование, подержав 2 секунд кнопку «звездочка».
  • Остановить сканирование, нажав один раз ту же кнопку.

Почему шипят рации

Посторонние шумы в рации

Ответить, почему рация шипит, довольно просто. Посторонние звуки часто возникают из-за радиочастотных помех. В условиях города работает большое количество электроприборов, которые негативно влияют на функционирование аппаратуры.

Как принять друга в рации

Добавление друзей в программу «Рация»:

  • Откройте программу «Рация» на часах Apple Watch.
  • Нажмите «Добавить друзей» и выберите контакт.
  • Дождитесь, когда ваш друг примет приглашение. Карточка контакта остается серой и отображается в списке «Приглашенные друзья» до тех пор, пока друг не примет приглашение.

Зачем кнопки на рации

Кнопки для комбинаций, которые задают режимы. Кроме того, в режиме свободного ввода частоты, ими вводится частота, на которой производится связь. В режиме запрограммированных каналов связи, ими производится выбор каналов. Кроме того, они используются для ввода значений частот в режиме программирования каналов.

Как правильно работать с рацией

Как общаться по рации.

Синхронно говорить и слушать нельзя. При одновременном включении на передачу нескольких раций будет слышен либо шум, либо тот, у кого сигнал мощнее. Да и не забудьте, что говорить следует только после нажатия кнопки PTT. Но ни в коем случае до нажатия или одновременно.

Чем достигается дисциплина радиосвязи

Дисциплина радиосвязи — четкое соблюдение личным составом, должностными лицами установленного порядка ведения радиообмена сообщениями в сетях радиосвязи. 205. Дисциплина радиосвязи достигается: знанием и четким выполнением личным составом правил установления радиосвязи, ведения переговоров и их учета (регистрации);

Можно ли иметь рацию

На сегодняшний день в России легальными и не требующими регистрации и получения разрешения являются портативные радиостанции, работающие на частотах 433,075-434,750 МГц (так называемый LPD-диапазон — Low Power Device) с максимальной мощностью передатчика 0,1 Вт и на частотах 446-446,1 МГц (PMR-диапазон — Personal

Как усилить прием на рации

Основные способы увеличения дальности раций:

Подъём антенны — улучшение связи в прямой видимости. Изменение частотного диапазона. Увеличение мощности и обновление оборудования. Использование ретранслятора (репитера).

На каком расстоянии работают рации

В хвойном лесу — до 10 километров; в лиственном лесу — до 7 километров; связь на территории «холм-овраг» — до 10 километров; связь на территории «овраг-овраг» — всего 1 км.

На каком расстоянии можно разговаривать по рации

В первом случае, можно обеспечить максимальную дальность связи рации в 15 км. Во втором, при связи между двумя стационарными базами, оборудованными антенными и усилителями, можно достичь дальнобойности рации в 100 км. А, например, автомобильные рации могут обеспечить дальность связи со стационарной рацией в 50 км.

Как говорить по рации на часах

Разговор в приложении «Рация»:

  • Откройте приложение «Рация» на Apple Watch.
  • Коснитесь имени друга.
  • Коснитесь кнопки «Говорить» и, не отпуская ее, произнесите то, что хотите сказать. Если Ваш друг указал, что он доступен, то у него на Apple Watch откроется приложение «Рация» и он услышит Ваш голос.

Радио — это эффективный и удобный способ связи на расстоянии. Однако, чтобы общение по радио проходило успешно и без проблем, необходимо знать некоторые правила и рекомендации.

Прежде всего, при общении по радио нужно использовать завершенные фразы. Это позволит сэкономить эфирное время и избежать лишних передач. Также следует четко формулировать свои мысли и делать сообщения короткими и информативными.

Начиная разговор по радио, необходимо назвать того, к кому обращаетесь, и представиться самому. По завершении своей фразы следует обозначить ее конец, используя слово «Прием». При этом не следует использовать это слово в других местах своего сообщения, чтобы избежать путаницы.

Правила оптимального радиообмена требуют, чтобы участники ясно понимали, кто вызывает и кого вызывают. Необходимо лаконично сообщать и произносить слова четко и разборчиво. Следует также строго соблюдать очередность передачи и однозначно понимать, что вызывающий на другом конце линии радиосвязи перешел на прием.

При передаче антенна рации должна быть направлена вертикально. Микрофон радиостанции, или саму станцию со встроенным микрофоном следует держать на расстоянии около 5 см от рта, говорить громко и отчетливо, но не кричать.

Некоторые модели раций имеют дополнительные функции, такие как FM-приемник. С их помощью можно слушать радио.

Во время радиообмена не стоит рассказывать анекдоты, которые не несут в себе полезной информации. Это только засоряет эфир. Не следует допускать сложных и пространных монологов. Сообщения должны быть понятными, короткими и по делу. Обмен сообщениями должен быть максимально быстрым, чтобы освободилась частота для возможного использования ее другими.

В боевых условиях элементарные правила радиопереговоров следующие: не допускайте в разговоре сложных и пространных монологов; сообщения должны быть понятными, короткими и по делу; обмен сообщениями должен быть максимально быстрым, чтобы освободилась частота для возможного использования ее другими.

Нельзя работать любительской радиостанцией, если полосы радиочастот излучений по ширине сигнала, установленной решением ГКРЧ, пересекаются с радиочастотами, уже занятыми другими радиостанциями. Вредные излучения также должны быть сведены к минимуму.

Наконец, слово «73» в радиосвязи означает наилучшие пожелания. Это слово является универсальным для всех стран и на всех языках.

Таким образом, знание правил и рекомендаций при общении по радио поможет эффективно использовать этот способ связи и избежать проблем. Необходимо следовать простым правилам и использовать свои знания для более эффективного и понятного общения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *