Сколько стоит 92 бензин за литр
Перейти к содержимому

Сколько стоит 92 бензин за литр

  • автор:

Цены на топливо

Код для вставки на страницы вашего сайта. Разместите код между тегами <body></body>.

Узнать цены на топливо на АЗС страны теперь стало еще проще. Портал Driff.ru представляет интерактивный график изменения стоимости дизельного топлива, бензина и сжиженного газа с возможностью просмотра во времени.

По умолчанию диапазон цен на топливо указан за последний год. Вы можете расширить диапазон, сдвинув ползунки графика в стороны, либо нажав на надпись «Все данные».

Цены указаны в рублях и соответствуют официальным данным о повышении тарифов.

АЗС заправились ценами

Цены на бензин АИ-95 и АИ-92 на бирже продолжают бить рекорды. Так, цена АИ-92 в европейской части РФ превысила предельный уровень, при сохранении выше которого в течение месяца нефтекомпании лишатся многомиллиардных выплат по демпферу. На июльский демпфер, вероятнее всего, рост цен уже не повлияет. Тем временем рост биржевых цен начинает в возрастающей степени транслироваться в розничные: по данным Росстата, рост стоимости бензина с начала года уже превысил инфляцию за аналогичный период, чего пытались не допустить регуляторы.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Стоимость основных марок бензина на бирже СПбМТСБ установила новые рекорды. Так, 19 июля АИ-95 подорожал на 1,25%, до 68,07 тыс. руб. за тонну, АИ-92 — на 1,49%, до 62,46 тыс. руб. за тонну, вплотную приблизившись к цене отсечения, при сохранении которой в среднем за месяц нефтекомпании перестают получать субсидии по демпферу. В 2023 году этот уровень зафиксирован на отметке 62,59 тыс. руб. за тонну. По данным СПбМТСБ, 19 июля стоимость АИ-92 в европейской части России превысила этот предел, увеличившись на 1,84%, до 62,65 тыс. руб. за тонну. В то же время АИ-95 подорожал на 1,32%, до 68,14 тыс. руб. за тонну.

Маловероятно, что нефтекомпании лишатся демпферных субсидий уже за июль: чтобы это произошло, необходимо, чтобы стоимость АИ-92 сохранялась на уровне около 68 тыс. руб. за тонну до конца месяца. Нефтекомпаниям было бы крайне невыгодно лишаться этой субсидии, которая в июне составила 76 млрд руб., так как она позволяет НПЗ, поставляющим топливо на внутренний рынок, оставаться рентабельными. Демпфер по бензину за июль, по оценкам одного из собеседника “Ъ”, ожидается на уровне 25 тыс. руб. за тонну, благодаря чему сохраняется высокий уровень крэк-спредов (разница в цене нефтепродуктов и нефти).

По словам собеседников “Ъ”, стремительное подорожание стоимости топлива с весны было вызвано намерениями Минфина сократить выплаты по демпферу вдвое, ремонтами на НПЗ, увеличением потребления, а также ростом поставок за рубеж.

Предполагалось, что с июня оптовые цены на топливо по мере завершения профилактических ремонтов на НПЗ начнут стабилизироваться. Но, несмотря на восстановление производства, предотвратить увеличение котировок не удалось, чему способствовали ослабление рубля и рост нефтяных котировок.

Высокие цены в опте спровоцировали подорожание топлива на АЗС, а рост цен на топливо уже превышает накопленную инфляцию. Так, по данным Росстата, к середине июля цены на заправках выросли на 3,6% по сравнению с началом года при накопленной инфляции в 3,15%. Цены на заправках растут гораздо медленнее оптовых котировок, в результате АЗС накапливают убытки при продаже бензина. Особенно чувствительны к этому независимые АЗС, чей бизнес целиком зависит от стоимости топлива у НПЗ. Эксперт по топливному рынку Михаил Турукалов отмечает, что ситуация с предложением в августе может ухудшиться, так как часть НПЗ планируют начать ремонты.

В Минэнерго пояснили, что, «поскольку цены на топливо не регулируются государством, возможны незначительные колебания как оптовых, так и розничных цен в отдельные месяцы, что в целом характерно для экономики с рыночным ценообразованием». При этом в розничном сегменте сохраняется маржа, которая позволяет удерживать цены на бензин на АЗС в рамках инфляции, полагают в министерстве. Там отметили, что нефтяные компании выполняют рекомендации штаба Минэнерго по увеличению отгрузок на внутренний рынок за счет снижения экспорта.

Александр Новак, вице-премьер РФ, 13 июля:

«Для нас конечным результатом является, чтобы для потребителей на заправках цены не росли выше инфляции. Сейчас мы строго следим, и эта ситуация ровная, то есть цены не растут».

До сих пор усилия регуляторов по стабилизации рынка не принесли существенных результатов. ФАС грозила нефтекомпаниям антимонопольными делами, если те не увеличат предложение на рынке. Служба изначально предложила увеличить норматив обязательных продаж бензина на срочном рынке биржи на 1% от производства, но собеседники “Ъ” не уверены в том, что эта мера исправит положение. Более того, против такой меры выступают нефтекомпании. По мнению одного из собеседников “Ъ”, целесообразно увеличить норматив не на срочном, а на спотовом рынке. По его утверждению, именно такой подход обсуждался на совещании у вице-премьера Новака в конце июня. Одновременно правительство поручило проработать идею квотирования экспорта бензина. По данным “Ъ”, 19 июля на биржевом комитете ФАС регуляторы в жесткой форме призвали нефтекомпании увеличить производство.

Бензин стремительно дорожает на бирже: Что будет с ценами на заправках на следующей неделе

Цены на АИ-92 в опте уже побили исторический рекорд. При этом АИ-95 начал заметно дорожать ещё в июне. Когда рост биржевых цен отразится на рознице и сколько будет стоить бензин на следующей неделе?

<p>Цены на заправках будут повышаться вслед за биржевыми. Обложка © Shutterstock</p>

Цены на заправках будут повышаться вслед за биржевыми. Обложка © Shutterstock

Что происходит на топливном рынке

ФАС недавно сообщила, что разработала документы об увеличении нормативов продажи нефтепродуктов на бирже и предложила повысить их: для бензина — до 13%, а для дизельного топлива — до 9,5%. Вероятно, один из результатов этого мы и видим в скакнувших котировках на Санкт-Петербургской сырьевой бирже. Так считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.

Так, котировки выросли до 60,758 тыс. рублей за тонну АИ-92; 66,646 тыс. рублей за тонну АИ-95 и 53,481 тыс. рублей за тонну летнего дизельного топлива. Вообще, сейчас ФАС также изучает действия нескольких нефтяных компаний на предмет соответствия антимонопольным требованиям. А на биржевом комитете ведомства шла речь о возможности ужесточения критериев экспорта топлива.

Основным фактором устойчивого спроса и, соответственно, роста цены на бензин в рамках торгов на Санкт-Петербургской бирже, на мой взгляд, является укрепление основных валют по отношению к национальной валюте. Это и привело к рублёвой инфляции. Биржевая цена напрямую зависит от спроса и предложения. Плюс ко всему, нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор биржевых торгов. Там спекулятивный ажиотаж, превращающийся либо в эйфорию, либо в панику, порой имеет решающее значение, — рассказал сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский.

Котировки выросли до 60,758 тыс. рублей за тонну АИ-92; 66,646 тыс. рублей за тонну АИ-95 и 53,481 тыс. рублей за тонну летнего дизельного топлива. Фото © ТАСС / Сергей Бобылев

Котировки выросли до 60,758 тыс. рублей за тонну АИ-92; 66,646 тыс. рублей за тонну АИ-95 и 53,481 тыс. рублей за тонну летнего дизельного топлива. Фото © ТАСС / Сергей Бобылев

Тем не менее он отмечает и объективные предпосылки для подорожания топлива. Экспорт бензина падает, а с учётом того, что с первого сентября компенсацию нефтяникам за сдерживание цен планируют снизить в два раза, можно предположить, что рост оптовых цен продолжится. Правда, незначительно, так как ФАС настоятельно рекомендовал нефтяным компаниям увеличить поставки бензина на внутренний рынок. Кстати, с начала года они снизились на 8%.

— Сокращение демпферных выплат нефтекомпаниям, согласованное правительством с 1 сентября, является фактором, влияющим на рост оптовых цен на бирже. Это сокращение приведёт к уменьшению субсидий государства на стоимость бензина. Ранее демпферные выплаты предоставляли компенсацию нефтяным компаниям, если они продавали топливо внутри страны по более низкой цене, чем на экспорт, — рассказал финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов.

С 1 августа начнут меняться цены на недвижимость: Какое жильё подорожает и на сколько

Целью этой меры является приведение выплат в соответствие с экономической ситуацией и экспортными поставками. После запрета на прямые поставки топлива из России в Европу экспортная стоимость снизилась. Правительство предлагает сократить объём выплат для достижения равновесия и избежания дефицита.

— Кроме того, многие крупные нефтеперерабатывающие компании предпочитают экспортировать бензин за рубеж, так как это выгоднее из-за слабости национальной валюты. Увеличение объёмов экспорта оказывает давление на внутренний рынок. Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба требуют, чтобы нефтяники увеличивали продажи топлива на бирже. Однако, при росте цен на бирже, компании делают корректировку на инфляцию, — добавил Владислав Антонов.

Какие ценники ждать на АЗС на следующей неделе

Артём Деев считает, что в ближайшую неделю мы не увидим резких сдвигов оптовых цен. Биржа вышла на «полку» и останется на ней ещё некоторое время. Розница же тоже не успеет догнать биржевые цены в ближайшую неделю.

— Розничные цены на бензин постепенно догонят биржевые. Мне представляется, что они постепенно подтянутся к оптовым, но резкое повышение маловероятно. У ФАС есть инструменты их сдерживания, — считает Николай Переславский.

Исторические данные показывают, что цена на бензин ежегодно повышается на 7%. Инфляция — часть экономики. Это означает, что цены на товары будут постоянно расти. Чтобы узнать будущие цены на топливо, нужно просто прибавлять к текущим ценам по 0,5–0,7% в месяц. Такой прогноз сделал Владислав Антонов.

Цена топлива на бирже обновила рекорд. Сколько будет стоить бензин на АЗС

Фото: Shutterstock

Биржевая стоимость бензина АИ-92 и АИ-95 на торгах в среду, 19 июля, вновь обновила исторические максимумы. Согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, стоимость бензина АИ-92 увеличилась на 1,84%: цена впервые превысила порог 62 тыс. руб. за тонну, поднявшись до 62,653 тыс. руб.

Прошлый максимум был побит накануне во вторник, когда стоимость Аи-92 достигла 61,522 тыс. рублей за тонну. Стоимость бензина АИ-95 тогда также заметно возросла и достигла 67,255 тыс. руб. за тонну.

Вслед за биржевыми ценами, рост демонстрируют и цены на АЗС. По последним данным Росстата, в период с 4 по 10 июля 2023 года рост цен на автомобильный бензин был зафиксирован в 75 субъектах Федерации. Более всего он подорожал в Республике Тыва — на 3,3%, Республике Алтай и Ханты-Мансийском автономном округе-Югре — на 1,6%. В Москве и Санкт-Петербурге за прошедший период цены на бензин автомобильный выросли на 0,2%.

На АЗС в Москве бензином марки АИ-92 можно было заправиться по цене от 47,09 до 49,99 рубля, марки АИ-95 — от 51,99 до 57,09 рубля, марки АИ-98 и выше — от 62,60 до 66,19 рубля за литр. В Санкт-Петербурге бензин марки АИ-92 стоил от 48,20 до 49,79 рубля, марки АИ-95 — от 52,05 до 54,89 рубля, марки АИ-98 и выше — от 61,50 до 65,59 рубля за литр.

Ранее в АНО «Мониторинг АЗС» подсчитали, что за первые шесть месяцев 2023 года в России на АЗС заметнее всего подорожало дизельное топливо: до 57,1 руб. (+1,42% по сравнению с январем 2023), АИ-95 подорожал до 52,6 руб. (+1,15%), АИ-92 стал стоить 47,6 руб. (+0,85%). При этом рост розничных цены на топливо оказался примерно в два раза ниже по сравнению с уровнем инфляции в России (+2,61% с за первые шесть месяцев 2023 года).

Эксперты и аналитики рассказали Autonews.ru, какие факторы влияют сейчас на стоимость топлива на АЗС и долго ли продлится этот рост цен.

Почему растут биржевые цены на бензин

По словам директора GR направления компании КРОС Петра Кирьяна, на данный момент сразу несколько факторов в моменте толкают цены на топливо вверх. Во первых, это ослабление рубля относительно евро и доллара, так как компании учитывают валютную составляющую в НДПИ, взимаемого в России. Также на стоимость топлива влияет традиционный рост спроса, на который в 2023 г. пришлось снижение биржевого предложения топлива (что поднимает цены в опте), что уже привело к тому что оптовые цены на 95-й бензин не сильно отличаются от розничных ценах на АЗС.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

«Наконец, нефтяные компании не сильно скрывают желание учесть инфляцию в ценах поставки, и тут опять 2023 г. — время заметной потребительской инфляции в России», — подчеркнул эксперт.

Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов также считает падение курса рубля одной из причин роста цен на бензин на фоне отсутствия сбалансированности между спросом и предложением в рамках биржевой торговли.

«Цены на нефть выросли, а курс при этом достаточно не укрепился. При этом экспортная альтернатива становится сильно привлекательной. В результате товар уходит на экспорт, а на внутреннем рынке его становится все меньше», — объяснил он.

Фото: Shutterstock

Заместитель руководителя департамента логистики и маркетинга Финансового университета при правительстве России Дарья Швандар в качестве еще одной из причин роста цен на бензин в России также назвала сезон отпусков и, как следствие, массовый спрос на топливо. Дело в том, что, по ее мнению, россияне, у которых есть машина, в современных экономических условиях предпочитают путешествовать семьями именно на автомобиле.

При этом Швандар отметила, что дефицита бензина в стране нет, так как снабжение осуществляется на регулярной основе, а нормы запаса топлива превышают 15 дней, что соответствует средним многолетним отраслевым нормативам.

«Тем не менее трудно удержаться от искушения установить торговую надбавку в сезон пикового спроса на бензин, именно этим и обусловлен краткосрочный рост цен», — подчеркнула она.

Доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Олег Чередниченко напомнил также о продолжающихся плановых ремонтах на НПЗ. По его мнению, это напрямую воздействует на смещение равновесия в балансе «спрос/предложение» в сторону роста. При этом эксперт отметил, что это локальная (во временной оценке) причина, и ее воздействие на ценообразование не должно выйти за пределы летнего периода. Вторая причина, по его мнению, лежит на стыке экспортных поставок и фискального регулирования отрасли.

«За счет адаптации географии экспорта нефтепродуктов в пользу Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона, доля внешних поставок из России выросла до 20-25% от объемов всего выпуска, что, опять же, снижает, насыщение внутреннего рынка и понятным образом влияет на цену», — подчеркнул он.

В свою очередь, научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев видит причину повышения цен на топливо в стечении нескольких взаимно усиливающих обстоятельств. Помимо сезона отпусков, и падение курса рубля — это ослабление демпферного механизма.

«В конце апреля министр финансов Антон Силуанов заявил о предложении снизить выплаты по демпферу вдвое с июля 2023 г. по июль 2024 г. По оценке Минфина, бюджет сэкономит до 30 млрд руб. в месяц. Похоже, ведомство надеялось на санкции, на то что рынок для экспорта бензина будет сужен. Но судя по росту цен надежды не оправдались», — резюмировал эксперт.

Фото: Shutterstock

Демпфер призван сдерживать рост цен на топливо в России. Он предполагает, что при более высоких экспортных ценах по сравнению с внутренним рынком НПЗ получают выплаты из бюджета. При обратной ситуации нефтяники должны доплачивать в бюджет. В прошлом году НПЗ получили рекордные выплаты по демпферу — 2,2 трлн руб., что в 3,2 раза больше, чем в 2021 г. В мае 2023 г. компаниям выплачено 103,5 млрд руб.

Бензин в России дешевле по сравнению с мировыми ценами

По словам Григория Баженова, оборот через биржу сейчас не такой большой, какой должен был быть. Эксперт считает, что роста цен на бензин можно было бы избежать в случае увеличения нормативов или осуществления других шагов, связанных с повышением ликвидности на бирже.

«Ситуация не является критичной, но ее сложно назвать приятной. Цены на бензин достаточно высокие, что сказывается на динамике маржинальности. Однако надо понимать, что определенный запас прочности у компаний есть, потому что до это маржинальность была очень высокой. Поэтому они и не торопятся сильно увеличивать цены», — заметил он.

Похожего мнения придерживается Дмитрий Журавлев. Он напомнил, что на данный момент бензин в России значительно дешевле, чем на мировом рынке. Как считает эксперт, именно поэтому нашим производителям не выгодно продавать бензин внутри страны.

«В результате предложение на внутреннем рынке в лучшем случае не растет, а в худшем падает. Спрос же остается высоким — цена растет. Причем решить эту проблему окончательно и навсегда сейчас просто невозможно. Для этого нужно поднять цены на бензин до мирового уровня. Но покупательная способность нашего населения значительно ниже, чем в развитых странах и наше население просто не сможет покупать бензин по таим ценам», — объяснил он.

Аналогичного мнения придерживается и старший преподаватель кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова Ходжа Кава. Он отметил, что сейчас биржевые цены показывают сильную повышательную динамику, а некоторые марки и вовсе побили исторические отметки. Все это поспособствовало переориентации части потока с внутреннего рынка на внешний.

Фото: Allexander Makarov / Global Look Press

Что будет с ценами дальше

По словам Олега Чередниченко, задача удержания инфляции в рамках таргета с правительства не снимается. Эксперт предположил, что профильные министерства (понимая, что рост цен на топливо является одной из первопричин инфляционного давления) активизируют все имеющиеся инструменты (вплоть до «ручного» регулирования ситуации — что уже применялось в период 2018 — 2019 гг.).

«Таким образом, потребители могут рассчитывать на удержание розничных цен на нефтепродукты в ближайшие месяцы в пределах «инфляционного коридора», — резюмировал он.

Григорий Баженов заявил, что динамика цен на бирже уже сейчас более менее стабилизировалась, а к августу-сентябрю ситуация должна улучшиться Более того, эксперт ожидает, «разворот» нынешней осенью (сентябрь—октябрь).

«Обычно все так и происходит в эти временные рамки. В этом вопросе у нас очень ярко выраженная сезонность. Цены на бензин обычно начинают сильно расти в конце марта. Такая динамика сохраняется до июня-июля, после чего начинается стабилизация. Снижение оптовых цен на бензин обычно приходится на октябрь», — рассказывает Баженов.

В свою очередь, Петр Кирьян надеется, что в сентябре-августе будет достигнута новая «условная точка равновесия» по цене моторного топлива. При этом стоит учитывать ряд нюансов.

«Судя по политике правительства, оно технически наполняет рынок топливом: есть ограничения на экспорт, требования наращивать продажи топлива через биржу и так далее. В регионах ситуация будет разной. Там где доминируют сетевые АЗС и партнерские АЗС нефтяных компаний цены будут «под контролем». Там, где сохранилась независимая розница — будет более заметные изменения ценников на заправках», — предполагает эксперт.

Дарья Швандар также с оптимизмом смотрит на дальнейшее развитие ситуации с ценами на топливо. Она отметила, что производство нефтепродуктов в России стабильно и соответствует плановым показателям производственной программы выпуска. Так, по ее словам, переориентация поставок нефти, которая ранее шла на экспорт по трубопроводу «Дружба» в Германию, на Индию и Египет морским путем предотвращает сбой поставок.

«Переговоры о привязке мировой цены на нефть российского сорта Urals к сорту Дубай (ОАЭ), вместо сорта BRENT (Великобритания), дадут положительный эффект в отношении экспортных цен российских сортов нефти. Также Минэнерго совместно с Антимонопольной службой разрабатывает пакет мер по предотвращению серого экспорта и увеличению поставок нефтепродуктов на внутренний рынок. Это будет способствовать стабилизации цен на бензин», — заметила Швандар.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *