Что с авторынком в россии сегодня происходит
Перейти к содержимому

Что с авторынком в россии сегодня происходит

  • автор:

С 9 августа Япония прекратит поставки в Россию авто с двигателями более 1,9 литра

Решение было принято 28 июля в рамках очередного пакета антироссийских санкций. Помимо автомобилей в Россию запрещены поставки шин для большегрузных машин, яхт, автокресел, автозамков, бумаги, стекла и других товаров, всего 750 наименований.

По мнению многих экспертов, санкции со стороны Японии повторяют европейские. Но для самой Японии введенный запрет — проблема, потому что, выкупая их подержанные автомобили, россияне тем самым стимулировали производство, говорит основатель автомобильного маркетплейса Fresh Денис Мигаль. По его словам, Россия является для Японии одним из самых больших рынков сбыта, особенно автомобилей с пробегом свыше 5-10 лет.

При этом решение Японии не окажет существенного влияния на российский авторынок, потому что никто не отменял тот же параллельный импорт, считает автожурналист Егор Васильев. По его словам, в этой ситуации скорее всего выиграют китайские автопроизводители. К тому же, отметил он, на территории КНР расположено огромное количество производственных площадок японских автопроизводителей.

С ним согласен заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев. Он, правда, не исключил, что результатом запрета поставок в Россию автомобилей из Японии станет рост цен на эти автомобили в диапазоне 10-15%. Увеличение цен не будет зависеть от колебаний национальной валюты — драйвером удорожания в данном случае станет усложненная логистика поставок моделей японских брендов, подчеркнул эксперт. «В целом можно прогнозировать, что данную нишу в течение несколько месяцев займут автопроизводители китайских марок», — заключил он.

Что будет с ценами на автомобили в 2023 году. Главные прогнозы

Фото: Autonews.ru

К концу 2022 года в России средневзвешенные цены на автомобили выросли примерно на 22% — такие данные ранее приводило аналитического агентство «Автостат». Однако по конкретным позициям ценники выросли сразу на 30% и более. Разбираемся, что будет с ценами на машины в 2023 году.

Рост в рамках инфляции

Очередным резким падением курса рубля запомнится конец декабря 2022 года — курс доллара с тех пор держится уровне на отметке 70-72 руб., а евро — 73-75 руб.: когда рубль сдает свои позиции, цены на автомобили, как правило, подтягиваются. Еще одним обстоятельством, которое будет влиять на цены новых автомобилей в России станет инфляция: по итогам 2022 года она составила порядка 12%, а в 2023 году, по прогнозам Центробанка, выйдет отметку 12-13%.

Исходя из этого некоторые автопроизводители уже заявили о своих намерениях поднять цены. В частности, глава АвтоВАЗа Максим Соколов заявил, что новые автомобили, сборку которых наладят на конвейере бывшего завода Nissan в Санкт-Петербурге, будут дороже основного модельного ряда Lada, где ценники также перепишут в большую сторону. Точных цифр топ-менеджер не привел, однако уточнил, что рост цен будет ниже уровня прогнозируемой инфляции.

Автомобильные дилеры, в свою очередь, делают конкретные прогнозы — большинство из них считают, что автопроизводители перепишут прайс-листы, подняв ценники на 7%-10%. Комментирует генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский:

«В начале 2023 года цены на автомобили вырастут примерно на 10%. Если с 1 января бренды, как правило, повышали стоимость авто на 3-4% из-за инфляции, то уже сейчас ряд производителей заявил о росте цен на 7%».

Другое дело, что сегодня меняется сама структура рынка и сравнивать цены 2023 с текущим годом просто невозможно. Об этом Autonews.ru заявил глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

«С ценами история интересная — сейчас существует несколько типов машин. Есть некоторые остатки на складах — по ним ценники не изменятся. Есть машины автопроизводителей, которые осуществляют сборку в России — здесь корректировки будут, что называется, «инфляционными». Гораздо важнее понимать, что структура российского автомобильного рынка изменилась самым радикальным образом. Скажем, если до недавнего времени премиальные автомобили составляли около десяти процентов российского рынка, то совсем скоро их доля уменьшится до двух процентов — потребитель ищет и покупает более дешевые автомобили. Машины сами по себе сейчас дороги — тот же Exeed стоит 4 млн руб., и никто не спешит выстраиваться в очередь. Безусловно, начинает изживать себя и понятие РРЦ — поставки машин рухнули, производства тоже простаивают — на основе чего дилерам делать накрутку. Те же 300 тысяч на ковриках для BMW X3 уже «не наварить», так как этих самых BMW и нет…»

Фото: Autonews.ru

Косвенно, дилерские центры сами подтверждают невозможность накрутки по той причине, что маржа дилера в изменении ценообразования фактически не участвует. Комментирует Максим Златокрылец — директор по продажам новых автомобилей «Рольф»:

«Мы не планируем какого-либо повышения цен. В настоящий момент, официальные поставки новых автомобилей в Россию осуществляются только по китайским брендам. Цены на автомобили в 2023 году будут зависеть от следующих факторов: российское законодательство (необходимость установки ЭРА-ГЛОНАСС, стоимость растаможки, требования к автомобилям), курс валюты, стоимость логистики и транзакционные издержки. Маржа дилера в изменении ценообразования носит минимальный характер. Так как дилер ориентирован, прежде всего, на объем продаж и высокую оборачиваемость капитала».

Битва дилеров и частников

В свою очередь ведущий программы «Народный тест-драйв» на радиостанции «Вести ФМ» Александр Андреев считает, что возможностей для повышения цен у дилеров уже не осталось. Особенно на фоне предложений по ввезенным автомобилям по параллельному импорту частными игроками:

«Резерва для поднятия цен практически не осталось, так как все возможности населения исчерпаны предыдущими покупками. Те, кто были готовы переплачивать за машину, уже купили ее. Попытки повышения цен мы среди дилеров, разумеется, увидим, но это приведет лишь к оттоку покупателей к частным более мелким компаниям, которые доставляют машины из-за рубежа».

Фото: Autonews.ru

Цены будут чутко реагировать на курс рубля

Руководитель компании «Фреш Авто» Денис Мигаль в беседе с Autonews.ru рассказал, что одна из основных целей китайских автобрендов на ближайшую перспективу — максимально заработать на российском авторынке. По его оценкам, китайские компании определили текущие цены в России с учетом курса 100 руб. за доллар США.

«По такой логике, если доллар не будет дороже 100 руб., то и цены расти не должны. С другой стороны, если доллар начнет подскакивать с нынешних отметок до 80 руб., то предприниматели могут передумать. Ведь потеря в прибыли будет уже более чувствительной. И опять повысят цены. Но в начале 2023 года дилеры еще немного понаблюдают, что будет происходить с долларом, и сделают выводы», — сказал Мигаль.

По прогнозам эксперта, российский рынок в 2023 году продолжат наполнять моделями отечественных марок, даже с учетом того, что многие бренды собирают из китайских машинокомплектов. При этом, для поддержки их продаж, нужны более доступные цены — государство будет стараться их обеспечить с помощью различных программ и субсидий.

«В 2023 году государство будет максимально поддерживать отечественных производителей. Будут выделяться различные программы: «первый автомобиль», «семейный», дополнительные субсидии. Чтобы продукция этих брендов продавалась по существенно более низким ценам и общие результаты продаж на рынке были высокими», — отметил Мигаль.

При этом, как указал участник рынка, пока остается открытым вопрос о том, смогут ли локальные компании произвести нужные объемы доступных автомобилей и получат ли к ним доступ физлица. Так, в 2022 году, было продано примерно в два раза меньше автомобилей, чем в 2021 году, сформировался значительный отложенный спрос в корпоративном секторе, например, у служб такси, а также в госсекторе.

«Скорее всего, государство сначала закроет потребности корпоративных компаний и только потом будет разворачивать эту историю на простых потребителей. Понятно, что будут квоты, но вряд ли тот же «Москвич» вдруг произведет столько дешевых и доступных автомобилей, что цены быстрой пойдут вниз», — считает Мигаль.

Он предположил, что цены в 2023 году падать не будут и глобальных предпосылок для этого нет. По этой причине он считает, что в России будет продано по итогам года около 800 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей.

«Для снижения цен будут действовать отдельные программы, выделяемых по ним денег обычно хватает на три-четыре месяца. Если доллар пробьет отметку в 80 руб., то многие постараются поднять цены. А если такой же будет дефицит, и машин будет не хватать, то будет еще и спекулятивный рост цен», — сказал Мигаль.

Он уточнил, что ситуации с дефицитом и ценами помогла бы разморозка работы иностранных брендов в России и упрощение схемы ввоза по параллельному импорту. Однако, возобновления работы заводов он пока не ожидает. А машины из третьих страх дилерам до сих пор приходится в основном ввозить через схемы с физлицами из-за высоких таможенных платежей и НДС.

«Немецкий Volkswagen Group вряд ли «разморозится». Возможно, заработают корейцы если решат свои проблемы и смогут поставлять нужные запчасти для производства автомобилей в России. Но это будут не такие значительные объемы, как раньше. И будут работать китайские бренды. В целом на рынке мы увидим такую же картину по маркам и моделям, как и в 2022 году, умноженную на амбиции автокомпаний по захвату объемов рынка. Кто захочет кратно поднять свои продажи, а кто-то просто максимально зарабатывать», — считает Мигаль.

Более приемлемые цены могут вернуться

В конце 2022 года президент России Владимир Путин поручил правительству не допускать необоснованного повышения цен на автомобили. В ответ в Минпромторге уже предложили расширить программы льготного кредитования: всего на госпрограмму на 2023 год было выделено 5,1 млрд руб. Впрочем, опрошенные автомобильные эксперты сошлись во мнении, что этого недостаточно, необходимо применять и другие инструменты.

К примеру, по мнению Чуйкина, предложенный механизм поддерживает скорее банковский сектор, так схема завязана на кредитовании.

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

С позицией согласен и генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский. Более того, топ-менеджер убежден, что цены на машины можно снизить, причем существенно:

«Единственный вариант снизить цены на автомобили — уменьшить расходы на их производство. Но такие опции возможны только в том случае, если к этому процессу подключится государство. Считаю, что на премиум-сегмент цены могут быть снижены до 30%, на массовый сегмент — минимум на 20%. Однако, в данном вопросе не нужны ограничения и наценки, а реальная помощь дилерским предприятиям, которые реализуют автомобили».

Автоэксперты прогнозируют возрождение «Оки»

Автоэксперты прогнозируют очередной скачок цен и интерес россиян к малолитражкам

Авторынок Тюменской области, как и страны в целом, за последние два года претерпевает колоссальные изменения. Это выразилось как в его трансформации — росте спроса на подержанные автомобили и активный заход на рынок китайских марок, так и цен. Теперь же автоэксперты прогнозируют очередной скачок цен и интерес россиян к малолитражкам. О том, какие еще изменения произойдут на авторынке, РБК Тюмень рассказали представители отрасли.

По информации ВТБ, половину оформленных в первом полугодии 2023 г. автокредитов на новые автомобили клиенты направили на покупку китайских машин. Они приобрели в кредит порядка 7 тыс. новых автомобилей из Китая, направив на сделки около 12,5 млрд руб., что почти на четверть выше, чем за аналогичный период 2022 года.

Lada бьет рекорды

Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании «Мой Автопрокат», отмечает, что одним из трендов стали рекордные продажи Lada.

По данным «АвтоВАЗа», продажи в июне 2023 года превзошли продажи июня 2022 года на 272%. Всего же с начала 2023 г. в России было продано 143 618 автомобилей Lada, это на 92,2% больше, чем за аналогичный период 2022 года.

«Lada била и бьет рекорды по продажам, потому что новые отечественные автомобили дешевле иномарок. Новых автомобилей на рынке мало — бюджетные масс-маркет модели и подержанные авто по-прежнему невыгодно завозить в страну по параллельному импорту. Причины: таможенные пошлины и другие сборы. Также «АвтоВАЗ» поддерживает государство: с января возобновилась госпрограмма льготного автокредитования, распространяющаяся на новые отечественные машины», — пояснил эксперт.

Фото: Екатерина Лазарева / РИА URA.RU

Возрождение «Оки»

Дмитрий Матвеев сообщил, что сейчас ведутся разговоры о возрождении «Оки». По его мнению, это хорошая идея, так как сегмент доступных городских малолитражек сейчас свободен.

«Раньше мы как автопрокат закупали Datsun mi-DO, но, к сожалению, эта марка ушла из РФ три года назад. Если на рынок выйдет новая «Ока», мы закупим в наши парки партию этих машин. Спрос на машину эконом-класса будет точно, но нужна господдержка, и цена на три комплектации — от 800 000 до 1 650 000 рублей. Главным преимуществом отечественных авто всегда была относительно низкая цена. Поэтому производителю нужно постараться сохранить это преимущество, чтобы продажа авто более-менее велась на уровне рекомендованной розничной цены», — рассказал Дмитрий Матвеев.

Скачок цен и потеря «сезонной» выгоды

По прогнозам ГК «АВТОДОМ», в настоящее время предпосылок для снижения стоимости автомобилей не наблюдается. В течение двух месяцев рост цен на автомобили будет в диапазоне до 10%. Сейчас продажи авто с пробегом в России в 8 раз превышают объем продаж новых авто, и в ближайшее время стоимость поддержанных автомобилей снижаться не будет из-за дефицита моделей в возрасте от одного года до четырех лет.

При этом, по мнению Дмитрия Матвеева, у рынка есть все шансы стабилизироваться до конца 2023 года и без ограничения цен на автомобили правительством, так как рост не может быть постоянным и его сдерживают периодические падения спроса.

Еще одним трендом стала потеря «сезонной» выгодности покупки. Если ранее благоприятным сезоном считался декабрь, так как автодилеры в стремлении увеличить продажи и достичь годовых целей предоставляли скидки, то сейчас, по словам Ильи Федорченко, генерального директора «СберАвто», эти временные границы стерты.

«Практичным советом будет рекомендация покупать автомобиль именно тогда, когда он нужен: без спешки, но не затягивая с выбором. Автомобильный рынок в целом, и российский авторынок в частности, трудно спрогнозировать: на него влияет большое количество переменных. Если автомобиль понравился и решение его приобрести принято, лучше закрыть сделку уходящим месяцем: при необходимости поднять цены автопроизводители чаще переписывают прайс-листы с первого числа нового месяца. Поэтому спокойный подход к покупке будет куда более выгоден в перспективе, чем попытки перехитрить рынок», — пояснил Ильи Федорченко.

Покупка авто как инвестиция

По словам Кирилла Плохих, директора факультета бизнеса Университета «Синергия», покупку автомобиля россияне стали совершать в том числе с целью рублевых инвестиций и сохранения капитала.

«Например, если бы в прошлом году вы купили новую Toyota Camry, которая стоила в районе 3-4 млн, то за год вы заработали бы порядка миллиона, потому что сейчас цена этой иномарки приближается к 5 млн. То есть это неплохой вариант для рублевых инвестиций, который подходит гражданам, которые не пользуются валютой и живут на рубли», — отметил эксперт.

И если в 2014 году можно было приобрести Mercedes-Benz E-класс за 2,5 млн рублей, то сегодня он стоит уже 7-9 млн. При этом, как добавляет Кирилл Плохих, зарплаты у людей остались плюс-минус прежними.

Фото: Екатерина Лазарева / РИА URA.RU

Перспективы развития

Начальник управления «Автокредитование» ВТБ Алексей Бочарников считает, что льготное кредитование стало определяющим фактором, вернувшим авторынок на траекторию роста и в первую волну пандемии, и после ухода западных брендов.

«Сегодня программа распространяется только на отдельные категории клиентов, что отражается на ее результате в общем объеме продаж. Многие автовладельцы ждут возвращения льготных кредитов, так как на фоне роста цен приобретение машин становится менее доступным — в первую очередь, для социальных категорий населения», — рассказал Алексей Бочарников.

Его поддержала и руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая, по мнению которой, именно программа льготного автокредитования остается одним из основных драйверов как рынка автокредитования, так и сегмента автобизнеса в целом.

«А с учетом того, что «китайцы» сейчас активно заходят на рынок, считаем, что в рамках господдержки нужны большие привилегии для отечественных производителей и расширение списка доступных к покупке национальных марок авто», — отметила Марина Дембицкая.

Что происходит с авторынком в России: главное

За 2021 год в России продали 1,6 млн автомобилей, из них 1,3 млн собрали в России — причем производство росло.

В июне 2022 продажи новых машин упали на 82%. За этот месяц дилеры продали всего 27 тысяч импортированных и собранных в России моделей. По сравнению с июнем 2021 года выпуск новых автомобилей обвалился на 89%. За месяц собрали только 13,4 тысячи.

Продажи с рук тоже рухнули на 32% — до 353 тысяч единиц.

Весной почти все заводы иностранных брендов прекратили работу, поставки автомобилей остановились и вряд ли возобновятся в обозримом будущем. Пока дилеры продают оставшиеся на складах машины по завышенным ценам и наращивают число китайских марок.

Сколько продлится такой кризис — неизвестно.

Я заработала 100 000 рублей на Tinkoff Black

Какие заводы остановили выпуск

До 2022 года в России работало больше десятка крупных заводов, которые выпускали автомобили иностранных брендов: как дорогие кроссоверы БМВ, так и популярные у таксопарков Хендай и Шкода.

В марте 2022 многие зарубежные производители остановили работу в России, и за этот месяц с конвейеров вышло всего 40,9 тысячи машин — на 72,1% меньше, чем в марте 2021 года.

Заводы иностранных марок, которые работали в России в 2021 году

Завод Какие автомобили выпускали
«Тойота мотор» Тойота: RAV4, Камри
«Ниссан мэнуфэкчуринг рус» Ниссан: Икс Трейл, Мурано, Кашкай
«Рено Россия» Рено: Логан, Сандеро, Дастер, Каптюр, Аркана, Мастер
Ниссан: Террано
«Хендэ мотор мануфактуринг» Хендай: Солярис, Крета
Киа: Рио
«Фольксваген груп рус» Фольксваген: Таос, Тигуан, Поло
Шкода: Рапид, Кодиак, Карок, Октавия
«ПСМА рус» Пежо: 408, Эксперт, Тревеллер, Партнер, Партнер Кроссвей
Citroen: С4 Седан, Джампи, Спейс Турер, Берлинго
Опель: Зафира Лайф, Комбо Карго, Комбо Лайф, Виваро
Мицубиси: Аутлендер, Паджеро Спорт
«Мазда соллерс мануфэкчуринг рус» Мазда: CX-9, CX-5, 6
«Вольво груп» Вольво Тракс, Рено Тракс
«Форд соллерс Елабуга» Форд Транзит
«Мерседес-Бенц мануфэкчуринг рус» Мерседес-Бенц: E-класс, GLC, GLE, GLS
«Хавейл мотор мануфэкчуринг рус» Хавейл: Джолион, F7, F7x, H9, Дарго
GWM: POER, Вингл 7
«Автотор» Хендай: Тусон, Элантра, Палисад, Санта-Фе, Соната, H1
Киа: Пиканто, Сид, Сид SW, Про-сид, Церато, K5, Стингер, K900, Соул, Селтос, Икс Сид, Спортейдж, Соренто, Мохав
Генезис: G90, G90 Лимо, G80, G70
БМВ: X5, X6, X7

После введения санкций заводы остановили работу — временно или навсегда. Вновь запустили производство только два предприятия: китайский «Хавейл» работает в одну смену, а «Автотор» собирает некоторые автомобили в ограниченном объеме, после того как получил необходимые комплектующие. Но запасов там хватит до конца лета.

Остальные заводы пока не работают — и неизвестно, какие компании возобновят производство и в каком объёме. Например, предприятие «Мазда соллерс» отправило сотрудников в простой из-за дефицита компонентов, а не ушло полностью.

Какие марки авто ушли из России

Формально полностью из России ушли только несколько иностранных автомобильных брендов. Например, «Рено» избавился от активов — продал свой завод в Москве, а также долю в «Автовазе» с возможностью обратного выкупа в течение шести лет.

Российский рынок был для него вторым по значимости: за 2021 год компания продала в стране 482 264 машин, в родной Франции за тот же период — всего на 39 тысяч больше. Компания уже отчиталась, что продажи в первом полугодии упали на 30% после ухода из России и из-за дефицита полупроводников, который все еще не закончился.

О полном уходе из России объявил и «Дженерал моторс», который продавал в России только внедорожники и кроссоверы Кадиллак и Шевроле. Но официально об этом компания не сообщала, информация появлялась только в СМИ. Журналисты ссылались на сообщения, разосланные дилерам.

Остальные бренды просто прекратили поставки или приостановили сборку машин на местных заводах. Вот какие производители пока не будут официально продавать автомобили в России:

  1. «Ауди».
  2. БМВ.
  3. «Феррари».
  4. «Хонда».
  5. «Инфинити».
  6. «Ягуар».
  7. «Лендровер».
  8. «Мерседес-Бенц».
  9. «Ламборгини».
  10. «Ниссан».
  11. «Порше».
  12. «Роллс-Ройс».
  13. «Тойота».
  14. «Фольксваген».
  15. «Шкода».
  16. «Бентли».
  17. «Вольво».
  18. «Форд».
  19. «Мазда».
  20. «Лексус».
  21. «Пежо».
  22. «Ситроен».
  23. «Опель».

Какие автомобили теперь будут выпускать в России

Из всех иностранных брендов выпускать автомобили в России продолжает только компания «Хавейл». На заводе в Тульской области собирают кроссоверы F7, F7x и Джолион, а также внедорожник H9.

После ухода «Рено» машины под этим брендом выпускать в стране пока не будут. Но губернатор Самарской области рассказывал, что на заводе «Автоваза» будут собирать Сандеро и Дастер. Под каким брендом — неизвестно. Глава «Автоваза» позже частично опроверг его слова: собирать Дастер в 2022 году не будут, хотя разрешение от «Рено» на это есть.

Заводом «Рено» теперь владеет правительство Москвы. Мэр столицы Сергей Собянин уже пообещал, что там в партнерстве с «Камазом» до конца 2022 года начнут выпускать Москвичи — но не те самые культовые автомобили. Во время подписания договора о сотрудничестве с «Камазом» стало известно, что вначале на заводе будут собирать машины иностранных брендов, а затем займутся разработкой собственной платформы электромобилей под названием «Москвич».

Какие именно машины будут выпускать на бывшем заводе «Рено», который теперь называется «Москвич», пока неизвестно. Рассматривают разные варианты, но конкретный модельный ряд пока не объявлен, так что пока никаких данных о Москвичах нет. Скорее всего, под этой маркой все же будут выпускать китайские автомобили. Быстро наладить выпуск новой отечественной модели сейчас практически нереально из-за санкций и нехватки комплектующих.

Из-за дефицита запчастей российские производители тоже не могут стабильно выпускать привычные линейки автомобилей, как раньше. Например, «Автоваз» уже несколько месяцев не собирает Ладу Икс Рей из-за нехватки импортных комплектующих, которые пока не заменить на отечественные. Иностранные запчасти нужны и для Ларгуса. Но «Автоваз» пообещал выпустить ограниченную партию этих автомобилей, которую соберут из оставшихся на складах деталей. Компания также планирует позже восстановить серийное производство.

По данным «Росстата», в июне в России собрали 13,4 тысячи легковых автомобилей — в 3,6 раз больше, чем в мае нынешнего года. Вероятно, такой рост связан с возобновлением производства «Автоваза». Но по сравнению с июнем 2021 года выпуск сократился на 89%.

Меры правительственной поддержки автопрома

Для поддержки отечественных производителей правительство РФ смягчило требования к выпускаемым автомобилям. С мая «Автоваз», ГАЗ, УАЗ и «Камаз» могут собирать машины без дефицитных компонентов, которые раньше были обязательными: антиблокировочной системы, подушек безопасности и функции автоматического срабатывания системы ЭРА-ГЛОНАСС при аварии. Разрешение действует до 1 февраля 2023 года.

Первый упрощенный автомобиль выпустил «Автоваз» — Ладу Гранту Классик. Без скидок ее можно купить за 678 300 Р . В ней нет подушек безопасности, преднатяжителей ремней, иммобилайзера, системы экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС, АБС, системы вспомогательного торможения BAS и запасного колеса. «Автоваз» также возобновил производство Нивы Ледженд и выпустил ее упрощенную версию — тоже без АБС, ЭРА-ГЛОНАСС и единственной подушки безопасности.

УАЗ рассказывал, что в 2022 году выпустит упрощенные варианты Патриота и Буханки. Упрощенный пазик уже сфотографировали на испытаниях: его снова начали оснащать классическими семидюймовыми фарами советского образца, от которых отказались в 2014 году. А более современный ПАЗ Вектор Некст лишился передних дисковых тормозов. Вместо них установили барабанные.

Послабления сделали и для граждан, им разрешили ввозить и регистрировать в ГИБДД автомобили без установки ЭРА-ГЛОНАСС , которая была обязательной. Это можно делать до 1 февраля 2023 года, но срок могут продлить. Послабления приняли на фоне дефицита устройств и возросшей цены за установку до 100 тысяч рублей.

Правительство также разрешило ввозить автомобили без ЭРА-ГЛОНАСС индивидуальным предпринимателям и организациям. Раньше они должны были получать одобрение типа транспортного средства от правообладателя, а теперь достаточно заключения экспертной организации. Это упростит параллельный импорт.

Что происходит с ценами на автомобили

Когда производители стали заявлять об уходе из России, а курсы валют подскочили, в автосалонах резко выросли цены. Тогда никто не понимал, что будет с рынком дальше.

В марте 2022 цены достигли пика. По данным «Автостата», в марте зафиксирована рекордная средневзвешенная стоимость проданных автомобилей — 2 807 000 Р . Год назад она составляла 1 872 200 Р . Она рассчитывается на основе средних значений рекомендованных цен и объемов продаж по каждой модели с учетом модификаций. «Автостат» учитывает только рекомендованные розничные цены производителя без наценки салонов за дополнительное оборудование и услуги.

В мае цены начали снижаться. Майская средневзвешенная цена нового автомобиля — 2 380 000 Р . Вероятно, за июнь она еще немного упала. Стоимость новых автомобилей начала опускаться и на «Авто-ру»: средняя в марте — 4,94 млн рублей, а в июне — уже 3,7 млн рублей. Представители сервиса считают, что в феврале дилеры хотели защитить себя от нестабильного курса рубля и подняли цены, а весной начали постепенно их снижать.

Но до уровня 2021 года цены точно не упадут. Тем не менее из-за сокращения поставок стоимость новых автомобилей в салонах не вернется даже к значениям 2021. Дилеры будут продавать запасы по максимальной возможной цене, потому что заполнить склады снова пока не получится. Уже больше 100 дилерских центров прекратили работу: в апреле их было 3203, а в июле — 3102. В основном закрылись салоны, продававшие европейские и американские автомобили: Опель, Вольво, Пежо, Шевроле.

Что происходит с поставками и продажами новых автомобилей

Новые автомобили практически не поставляют. Некоторые машины не получится завезти в страну даже неофициальным продавцам — из-за санкций США и Евросоюза. Например, «Теслы»: их не продавали официально через дилеров, но можно было приобрести их у компаний, которые завозили их в Россию.

Сейчас дилеры в основном распродают машины, которые были поставлены до санкций. Если отгрузки так и не возобновится, уже осенью склады могут сильно опустеть.

Вместе с ростом цен и прекращением поставок ожидаемо рухнули продажи новых автомобилей. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в марте в России продали всего 55 129 новых легковых и легких коммерческих автомобилей — на 62,9% меньше показателей марта 2021 года.

В июне ситуация стала еще хуже: за месяц продали 27 761 автомобилей. Это на 82% меньше, чем годом ранее. В статистику не включены продажи БМВ, Мерседес-Бенц, Чери, Шевроле и Кадиллаков.

Вряд ли ситуация сильно улучшится в июле: поставок все еще нет. За полгода больше всего автомобилей продал «Автоваз» — 74 714 машин. Далее идут «Киа», «Хендай» и «Рено». У всех продажи упали более чем в два раза. Самые популярные автомобили — Лада Гранта, Лада Веста и Киа Рио.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *