Что такое фаркоп в автомобиле
Перейти к содержимому

Что такое фаркоп в автомобиле

  • автор:

Фаркоп: что это такое?

Фаркоп – это тягово-сцепное устройство (ТСУ), предназначенное для сцепления с прицепом и его буксировки автомобильным транспортом. Может использоваться на легковых и грузовых автомобилях, а на внедорожниках часто есть в стандартной комплектации.

Нужен ли фаркоп на машине – каждый автолюбитель решает сам. Однако если вам будет необходимо использовать прицеп, без ТСУ не обойтись.

Что такое фаркоп и зачем он нужен

Разновидности фаркопов

Различают две конфигурации приспособления: американского и европейского типа. В нашей стране более востребован второй вариант, который включает два ключевых компонента: поперечную деталь и шаровой сегмент (крюк). Поперечный элемент соединяется с кузовом или рамой при помощи надежного крепления, а крюк может быть закреплен на балке.

По методу крепления выделяют три типа изделия:

-Несъемные – традиционная конфигурация, которая сегодня практически не используется. Фиксация производится с помощью сварки, поэтому устройство нельзя быстро открепить от автомобиля. А во многих странах нельзя ездить с ТСУ без прицепа (то есть, должна быть возможность его легкого отсоединения).

-Съемные приспособления – могут быстро крепиться и отсоединяться. Многие новые внедорожники сразу имеют такой фаркоп в комплекте. Его удобно использовать: когда ТСУ не нужно, можно располагать его в багажнике; при необходимости буксира прицепа устройство можно быстро закрепить на раме.

-Фланцевые конструкции – это тоже съемные изделия, которые имеют другой способ фиксации крюка: крепится болтовым методом и горизонтальным соединением. Такое соединение более надежное и способно выдерживать нагрузку от тяжелых прицепов (грузоподъемность до 3,5 т).

Виды фаркопов

По варианту шарового соединения все фаркопы классифицируются на несколько типов:

А – устройство фиксируется болтами, а для демонтажа нужно использовать ключ. Это самый популярный тип соединения – надежный, простой в использовании, предназначенный для автомобильных прицепов весом до 1,5 т.

В – крепление производится горизонтальным методом, фиксация выполняется специальной гайкой.

С – вариант с горизонтальным или вертикальным креплением, отличается высокой скоростью демонтажа, простотой исполнения и надежностью.

E – ТСУ американского типа. Оснащается демонтируемым шаром, который устанавливается при помощи гайки.

F – в конструкции есть металлический шар, который фиксируется парой болтов. Можно крепить устройство в разных положениях, благодаря чему возможно изменение высоты. Обычно используется на внедорожниках.

G – конфигурация с металлическим шаром. Фиксация выполняется на фланцевое соединение болтами М12. Есть модели, в которых возможно настраивать высоту. Устройство тоже в основном применяется на внедорожниках.

H – несъемное ТСУ, в котором шар закреплен на балке сваркой. Обычно используется на машинах российского производства, отличается простотой и надежностью.

V – по виду напоминает варианты «F» и «G», но не может регулироваться по высоте.

N – имеет фланцевое крепление. Выполняется в трех исполнениях, с разным расстоянием между отверстиями.

Сегодня востребована и новая конфигурация ТСУ, с шарами BMA. Для чего нужен такой фаркоп? – Его очень просто устанавливать и демонтировать. Есть также модели, которые после установки не будут видны на бампере или раме.

Внешний вид фаркопа

Внешний вид фаркопа

Американский тип ТСУ

Устройство включает не два, а четыре ключевых компонента:

-Балка или рама из металла, которая фиксируется на кузове или под бампером;
-«Квадрат» – приемное отверстие, в которое вставляется тягово-сцепное устройство. На деле может быть в виде квадрата или прямоугольника;
-Кронштейн – располагается на квадрате фиксирующим приспособлением или методом создания сварного шва;
-Крепеж для шара – устанавливается на кронштейне. Сам шар съемный, для него используется специальная гайка.

Плюсы американских фаркопов: возможность регулировки высоты и применения шаров разного диаметра.

Разновидности фаркопов

Законодательные моменты

Любая установка фаркопа – это изменение конструкции транспортного средства. В законе есть ряд изменений, которые можно проводить без согласования (регистрации) в ГИБДД, в том числе, выполнять крепление ТСУ. Но есть одно «но»: машина должна подразумевать размещение такого устройства.

При использовании фаркопа при себе нужно иметь сертификат на изделие, который выдается при его покупке, а также документ от сервиса, где проводился монтаж (установку нужно выполнять только в специализированных центрах).

Если вы купили авто, на котором уже есть ТСУ, то получить сертификат можно в автоцентре после диагностики транспортного средства.

Если машина не имеет заводскую возможность использования фаркопа, нужно выполнить такие действия:

-Купить устройство с сертификатом;
-Установить его в специализированном сервисе;
-Провести экспертизу в ГИБДД;
-Занести данные об изменениях в конструкции в технический талон и ПТС.

Какой фаркоп выбрать?

Фаркоп – это действительно нужный элемент в машине, если планируется соединение с прицепом. Подбор ТСУ выполняется с учетом марки транспортного средства, типа и грузоподъемности прицепа, вида розетки для подключения и других факторов. Для покупки правильного устройства лучше спросить рекомендации у специалистов в нескольких магазинах. И важно, чтобы в магазине предоставляли сертификат на изделие.

Внешний вид фаркопа

Типы фаркопов и способы их установки на авто

Фаркоп – тягово-сцепное устройство (ТСУ), предназначенное для буксировки прицепов. Такое приспособление может пригодиться как для грузовиков, так и для легкового транспорта. Установить ТСУ можно самостоятельно или обратившись в автосервис.

b29714c7fb70a2e442d397b78b872a5f_w650.jpg

На рынке фаркопы представлены в двух версиях: американской и европейской. В России актуален последний вариант, состоящий из поперечины и крюка с наконечником в виде шара.

01f83af4c0e7bb21dcf3bb2da7788f20_w650.jpg

Фаркопы могут быть несъемными, но это устаревший вариант, поскольку во многих странах запрещено ездить с фаркопом без прицепа. Фиксированный ТСУ является частью бампера.

Съемный фаркоп более удобен, его можно установить тогда, когда в нем есть необходимость. На современных внедорожниках ТСУ присутствует уже в базовой комплектации, на легковые авто фаркоп можно установить дополнительно.

Кроме этих двух вариантов есть еще фланцевый фаркоп, который фиксируют с помощью болтового горизонтального соединения. Такое крепление отличается высокой надежностью, прочностью, за счет чего можно перевозить грузы более 3 500 кг.

4635adc4931057760040c5ec87571276_w650.jpg

Фаркопы американского формата состоят из четырех элементов:

  • Металлическая балка, которую фиксируют под задним бампером.
  • Крепежное отверстие разной формы и сечения.
  • Кронштейн.
  • На кронштейн устанавливают шар, который является съемным.

Удобство американского фаркопа заключается в том, что размер шара можно менять, также регулируется высота.

Не стоит забывать о том, что установка фаркопа считается внесением изменения в конструкцию авто, поэтому ТСУ подлежит регистрации и прохождения экспертизы в ГИБДД.

На фаркоп нужно получить сертификат соответствия, где указаны стандарты качества, заявленные производителем. Он выдается при покупке ТСУ. Также нужно иметь сертификат на проведенные работы по установке изделия. Его выдадут в автосервисе, где проводилась установка. На документе должна присутствовать печать.

Что такое фаркоп и как его установить в домашних условиях.

Фаркопом подсоединяют прицеп. Перед установкой покрасьте фаркоп, чтобы не заржавел. Для установки надо:

1. Под машиной для примерки приложить его к днищу.

2. Отметить места для болтов и снять изоляцию, которой закрыты заводские гайки.

3. Приложить фаркоп и наживить укрепляющие болты.

4. Протянуть болты попарно в два захода.

5. Провода из комплекта вставить в термоусадочную трубку и осадить ее.

6. Частично снять слева обшивку в багажнике и оттянуть.

7. В отверстие для проводов на освещение пропустить на фаркоп жгут, чтобы он шел сверху вниз.

8. На жгут напрессовать наконечники и установить держатели флажковых предохранителей по четыре на каждый провод, исключая массу. От этих предохранителей провода присоединить к проводам на заднюю левую фару так: на габаритные огни – желтый провод, на указатель тормозов – красный, на указатель левого поворота – синий провод с черной полоской, на массу — черный. Затем все изолировать.

9. Снизу жгут протащить через начальную петлю для крепления провода габаритных огней и завернуть его к фаркопу.

10. Со стороны заднего свеса зафиксировать жгут изолентой для защиты от высокой температуры глушителя.

11. Напрессовать наконечники на провода и установить вилку.

12. Изолентой примотать жгут к круглой части фаркопа.

13. Куском вспененного полиуретана на поперечной балке в торцах закрыть отверстия, чтобы в них не попадала вода.

14. Заткнуть отверстия и залить антикором.

15. Закрыть боковинку в багажнике. Однако, при всей кажущейся простоте данного процесса, установка фаркопов наиболее качественной будет в условиях специализированной мастерской.

Что такое фаркоп в автомобиле и какие виды бывают

Автомобиль можно использовать не только для комфортного перемещения из одной точки в другую, но и для транспортировки различных грузов. Бывают ситуации, когда владельцам недостаточно объема багажного отделения или нужно перевести габаритный груз. Выходом в этом случае становится прицеп, для крепления которого используется фаркоп. В рамных внедорожниках и грузовых автомобилях фаркоп зачастую входит в стандартную комплектацию. Для легковых автомобилей эта опция устанавливается отдельно.

Что такое фаркоп

Фаркоп – это специальное тягово-сцепное устройство (ТСУ), которое используется для сцепки и буксировки прицепов.

фото 1

ТСУ принято делить на две категории:

  • американского типа;
  • европейского типа.

У нас наиболее распространен последний вариант. По своей конструкции европейский фаркоп состоит из двух основных элементов: поперечины и шарового узла (крюка). Поперечина монтируется к кузову или к раме через специальное крепление. Шаровый узел крепится или зафиксирован на балке.

Основные виды

Главным образом, фаркопы классифицируются по типу крепления. Различают три основных вида:

  1. несъемные или сварные;
  2. съемные;
  3. фланцевые.

Несъемный

Такой тип ТСУ считается устаревшим вариантом, так как нет возможности для его быстрого демонтажа. Крюк с шаром крепится к балке с помощью сварного шва. Данный вариант хоть и надежный, но неудобный. Во многих странах не разрешается ездить с фаркопом без прицепа.

Съемный

Его можно снимать при необходимости и быстро устанавливать обратно. Современные внедорожники и пикапы комплектуются подобными ТСУ уже с завода.

Фланцевый

Фланцевые фаркопы также можно отнести к категории съемных, но они отличаются типом крепления крюка. Он устанавливается при помощи болтового (торцового) и горизонтального соединения. Крепление отличается высокой надежностью, прочностью и большой грузоподъемностью. Подходит для перевозки грузов до 3,5 тонны.

Классификация по шаровому соединению

Существует несколько вариантов шарового соединения, которые классифицируются буквенными обозначениями. Разберем каждый вариант по отдельности.

Тип «А»

фото 2

Относится к условно-съемной конструкции. Крюк крепится двумя болтами. Снимается с помощью гаечных ключей. Наиболее распространенная конструкция из-за своей надежности и простоты эксплуатации. Выдерживает нагрузку до 150 кг, транспортируемый вес – 1,5 тонны.

Тип «В»

Это конструкция горизонтального соединения. Относится к съемным и полуавтоматическим. Фиксируется с помощью центральной гайки.

Тип «С»

Быстросъемный фаркоп, может крепиться как вертикально, так и горизонтально с помощью пальца поперечной фиксации типа эксцентрик. Простая и надежная конструкция.

Тип «E»

Американский тип фаркопа с квадратом. Шар съемный, крепится на гайке.

Тип «F»

фото 3

Данный тип часто применяется на внедорожниках. Используется условно-съемный кованый шар, который крепится двумя болтами М16. Существует возможность установить в нескольких положениях, что позволяет менять высоту.

Тип «G»

Условно-съемная конструкция, кованный шар. Отличается фланцевым креплением при помощи четырех болтов М12. Есть варианты с регулируемой высотой с креплением на шести болтах. Часто используется на внедорожниках.

Тип «H»

Относится к несъемным, шар приварен к крепежной балке. Простая и надежная конструкция, которая используется в основном на автомобилях отечественного производства.

Тип «V»

По конструкции схож с типами «F» и «G», но отличается отсутствием возможности регулировки по высоте.

Тип «N»

Универсальное фланцевое соединение с четырьмя отверстиями. Есть три модификации, которые отличаются межцентровым расстоянием и крепежными отверстиями.

фото 4

Также в последнее время появились фаркопы с шарами типа BMA. Они очень быстро и легко демонтируются. Также появились ТСУ, которые можно прятать в бампер или под раму. Чаще всего они устанавливаются на американские автомобили.

Фаркоп американского типа

Этот тип ТСУ выделяется в отдельную категорию, так как имеет отличную от остальных конструкцию. Она состоит из четырех элементов:

  1. Прочная металлическая балка или рама крепится на кузов или под задним бампером.
  2. К раме крепится «квадрат» или «приемник». Это специальное крепежное отверстие, которое может иметь различное сечение, форму и размер под квадрат или прямоугольник. Размеры прямоугольника – 50,8х15,9 мм, квадрата – каждая сторона 31,8 мм, 50,8 мм или 63,5 мм.
  3. При помощи особого фиксатора или сварки на крепежном квадрате устанавливается кронштейн.
  4. Уже на кронштейне монтируется крепеж под шар. Шар получается съемным, крепится гайкой, также может быть разного диаметра.

Преимущество американского варианта в том, что кронштейн позволяет без труда менять диаметр шара и регулировать высоту.

фото 5

Правовое регулирование в России

Многие водители интересуются, нужно ли регистрировать фаркоп в ГАИ и какое наказание ждет за нелегальную установку?

Стоит сказать, что установка ТСУ – это конструктивное изменение устройства автомобиля. Существует специальный перечень изменений в конструкции, которые не нужно согласовывать в ГИБДД. В этот список входит и фаркоп, но с некоторыми пояснениями. Конструкция автомобиля должна подразумевать установку фаркопа. То есть, автомобиль должен быть рассчитан на установку ТСУ. Подавляющее большинство авто имеет такую заводскую возможность.

Регистрация ТСУ

Чтобы избежать возможного наказания, водитель должен иметь при себе следующие документы:

  1. Сертификат на фаркоп. Приобретая любой фаркоп в специализированном магазине, с ним выдается сертификат соответствия. Это документ, который подтверждает стандарты качества, указанные производителем. Также документ подтверждает, что изделие прошло необходимые испытания.
  1. Документ от сертифицированного автоцентра. Установку ТСУ нужно проводить в специализированных автоцентрах, которые выдают соответствующий сертификат. Этот сертификат (или копия) подтверждает качество выполненных работ по установке изделия. Документ должен быть заверен печатью.

Если на приобретённом автомобиле уже установлено ТСУ, то также нужно обратиться в специализированный автоцентр, который проведет диагностику и выдаст сертификат. Стоимость услуги составляет примерно 1 500 рублей.

Если автомобиль не рассчитан на использование ТСУ

Если машина не рассчитана на установку ТСУ с завода, то есть возможность установить самостоятельно, но нужно сделать следующие шаги:

  1. Приобрести фаркоп с сертификатом.
  2. Установить изделие в автоцентре.
  3. Пройти экспертизу в ГИБДД на внесение изменений в конструкцию автомобиля. В свою очередь, ГИБДД направит водителя в автоцентр для экспертизы.
  4. Записать изменения в техталон и ПТС об изменении в конструкции авто.

Необходимо иметь в виду, что самостоятельная установка фаркопа может повлиять на заводскую гарантию на транспортное средство.

Штраф за нелегальную установку

При первом нарушении за нелегальный фаркоп инспектор может вынести предупреждение. За последующее нарушение подразумевается штраф в размере 500 рублей согласно статье 12.5 часть 1 КоАП.

Фаркоп – это действительно нужная вещь, если подразумевается использование прицепа. При покупке важно обращать внимание на качество изделия, его соответствие стандартам и автомобилю. Нужно учитывать максимальный перевозимый вес груза, который он может выдержать. Также водитель должен иметь определенные сертификаты и документа на ТСУ, чтобы избежать возможного наказания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *