Гонка которая длится 24 часа
Перейти к содержимому

Гонка которая длится 24 часа

  • автор:

Почему «24 часа Ле-Мана» – самая престижная автогонка мира

Возможно, даже круче Гран-при Монако и «500 миль Индианаполиса».

Возможно, даже круче Гран-при Монако и «500 миль Индианаполиса».

24-часовые заезды на выносливость на трассе «Сарт» за редкими исключениями проводятся с 1923 года. За это время гонка в Ле-Мане успела обрасти своими легендами, традициями и получить статус культовой в глазах зрителей.

Необычные традиции

Через марафон прошло несколько поколений спорткаров и тысячи пилотов. Демократичный подход к набору участников в сочетании с экстремальными условиями гонки обернулся огромным числом безумных историй. Одна из таких – участие в гонке экспериментатора Пьера Левега, который пытался пилотировать машину все 24 часа.

Самой известной особенностью Ле-Мана был старт, во время которого пилоты начинали гонку через дорогу от своих автомобилей, и по сигналу бежали за руль. Это добавляло зрелищности первым кругам, но плохо влияло на безопасность — пилоты экономили время, как могли, и даже не пристегивались. Неудивительно, что случалось много опасных инцидентов, и некоторые иногда заканчивались летальными исходами. Организаторы пресекли этот опасный экшн в конце 1960-х годов после знаменитого протеста Жаки Икса. Бельгиец демонстративно не стал бежать вместе со всеми, а неторопливым шагом дошел до автомобиля, надежно пристегнулся и выиграл гонку, избежав стартового сумасшествия, в котором в тот год снова погиб пилот.

Другой легендой «Ле-Мана» стал первый в истории автоспорта душ из шампанского на подиуме, который устроил победитель гонки 1967 года Дэн Герни. До наших дней сохранилась и традиция размахивания маршалами на последнем круге флагами безопасности в честь экипажа победителей.

Уникальные условия

«24 часа Ле-Мана» проходят по одной из самых протяженных трасс мира – кольцу «Сарт». Она отличается узкими участками, длинными прямыми и неравномерным качеством асфальта из-за комбинации из дорог общего пользования и специально построенных для гонок частей.

Когда мы говорим про длинные прямые, то имеем в виду «Мюльсанн». В конце 1980-х этот отрезок достигал 5,5 км, и автомобили разгонялись на нем до 400 км/ч — недостижимая скорость даже для болидов «Формулы-1». В наше время в целях безопасности трассу слегка модернизировали (на «Мюльсанне» появились две шиканы для снижения скорости), но это по-прежнему очень быстрый участок. Например, максимальная скорость болидов российской команды G-Drive Racing, выступающей в классе LMP2, на «Ле-Мане»-2017, по словам инженеров, здесь достигнет 335 км/ч.

Кроме сложной трассы гонщикам необходимо справляться с переменчивыми погодными условиями – за время марафона трасса может намокнуть от ливня, а через несколько часов полностью высохнуть. Ночью температура асфальта падает, и работать с шинами нужно совершенно по-другому.

След в массовой культуре

Пилот «Ле-Мана» – идеальный герой романтического произведения, а событий в гонке хватает, чтобы нагнать напряжения на зрителя. Поэтому даже обидно, что про «24 часа» сняли не так много художественных фильмов.

Самая популярная картина о марафоне со Стивом Маккуином в главной роли так и называется – «Ле-Ман». Весомости фильму добавили съемки в боевых условиях во время гонки, да и актер, игравший главную роль, тоже увлекался автоспортом. Эпизоды другой знаменитой ленты об автомарафоне – «Мишель Вальян: Жажда скорости» – тоже снимались при полном погружении в атмосферу гонки. Хоть картина и не получила такого же признания, но, как минимум, запомнилась сценой, где протагонист проехал по трассе с закрытыми глазами.

А вот документальных фильмов о «24-х часах Ле-Мана» намного больше. Выбрать можно на любой автомобильный вкус: «Truth in 24» – о победе «Ауди», еще и с озвучкой Джейсона Стэйтема; «Our return» – про успехи «Порше»; «The 24 Hour War» – о противостоянии «Феррари» и «Форда» в 1960-х годах.

Может, документальные фильмы — самый подходящий жанр для «Ле-Мана» и в художественном вымысле просто нет необходимости?

Битва автоконцернов

Победа в «Ле-Мане» – это большой репутационный бонус для автопроизводителя. На разработку машин под регламент «24-х часов» концерны тратят внушительные средства и ждут отдачи в виде результатов, чтобы их продукция выглядела быстрее и надежнее на фоне конкурентов.

Чаще всего на «Сарте» побеждали экипажи, управлявшие «Порше», и во многом именно успехи на «Ле-Мане» подарили компании из Штутгарта статус элитного производителя спорткаров.

Кроме морального удовлетворения победители гонки получают и коммерческую выгоду от успеха. В прошлые годы даже существовал девиз «выиграл в воскресенье – продал в понедельник», означавший, что результаты автомобиля в гонках напрямую влияли на привлекательность марки для покупателей.

Технические инновации

«Ле-Ман» интересен автопроизводителям еще и потому, что условия гонки заставляют конструкторов одновременно работать над самыми разными областями в устройстве автомобиля. Причем раньше регламент требовал обязательного серийного производства определенно количества моделей для допуска машины к участию в гонке. Так что все инженерные находки, начиная от безопасности в ночное время суток и заканчивая экономией потребления топлива, моментально переносились в гражданские автомобили. Самым известным примером влияния марафона на автомобилестроение стали дисковые тормоза, которые впервые были установлены на прототипе «Ягуара» в 1953 году.

Из последних новинок заметны успехи «Ауди» в совершенствовании технологий освещения трассы. Свои разработки немецкий концерн впервые в боевых условия тестировал именно на «Сарте». Полностью светодиодный передний свет, матричные фары и лазерное освещение перед интеграцией в серийные автомобили были проверены на «Ле-Мане».

Благодаря достаточно свободному регламенту, часто в «24 часах Ле-Мана» можно встретить причудливые инженерные решения вроде аэродинамического тормоза, более привычного для авиации, или треугольного прототипа «Ниссан ДельтаВинг»), который демонстрирует, что происходит, когда твой разработчик помешался на аэродинамике.

Экстремальные условия гонок на выносливость помогают испытывать и дорабатывать продукцию, предназначенную для гражданских автомобилей. Например, команда G-Drive Racing на тестах использует премиальное топливо «Газпром нефти», что позволяет получить больше информации о его моторных характеристиках.

24 часа за рулем: как это возможно?

WECWEC
24 часа Ле-Мана24 часа Ле-Мана

Что нужно знать о «24-х часах Ле-Мана», главной гонке мира.

Через месяц во Франции пройдет легендарная гонка «24 часа Ле-Мана». Если вы слышали это название, но не знаете, что за ним скрывается, или хотите узнать больше о главном автоспортивном событии года, то мы расскажем все самое важное о суточном марафоне и объясним, почему «Ле-Ман» обязательно нужно смотреть.

«24 часа Ле-Мана». Машины реально едут целые сутки?

Да именно так, гонка идет 24 часа: она начинается в три часа дня субботы по местному времени и идет ровно сутки. По истечении этого срока вывешивается клетчатый флаг и побеждает тот, кто за это время проехал больше всех кругов, а в случае равенства этого показателя учитывается очередность финиша.

Гонщики находятся за рулем 24 часа?

Самое важное, что необходимо понять о «Ле-Мане» – это то, что в гонке принимают участие не отдельные пилоты, а экипажи из трех человек, выступающие на одной машине. Соответственно, гонщики сменяют друг друга за рулем в ходе пит-стопов, и им не приходится ездить целые сутки. Ни один член экипажа не может находиться за рулем более 4 часов подряд и 14 часов суммарно.

Пока один гонщик находится за рулем, другие могут отдохнуть и даже поспать, что абсолютно необходимо в условиях марафона.

И одна машина выдерживает такую длинную гонку?

Да, по крайней мере предполагается, что автомобиль должен преодолеть всю дистанцию марафона, хотя далеко не всем экипажам везет проехать гонку без проблем. Это делает «24 часа Ле-Мана» настоящим вызовом не только для пилотов, но и для инженеров и механиков. Само собой, пилоты совершают пит-стопы, в ходе которых механики меняют шины и осуществляют дозаправку. Полного бака хватает примерно на час заезда, точная цифра варьируется от класса и команды, так что это приходится делать много раз. Помимо этого, на пит-стопах происходят замены гонщиков и ремонт машины в случае необходимости.

Можно поменять автомобиль, если он сломается?

Нет, нельзя – это правило. Если происходит какое-то происшествие на трассе – авария или техническая поломка – и пилот не смог доехать до боксов, то экипаж выбывает из борьбы. Именно поэтому даже при больших поломках участники всегда стараются дотянуть до пит-лейн, где к работе смогут приступить механики. В отличие от «Формулы-1» и других «спринтерских» гонок, в «Ле-Мане» ремонт может занимать довольно долгое время, зачастую машины выезжают после простоя в несколько часов. Бороться за победу в таком случае уже не получится, но для многих команд даже финиш является неплохим достижением.

Какая техника может участвовать?

Конечно, не любая машина может выйти на старт «24 часов Ле-Мана». Она должна соответствовать техническому регламенту гонки. Еще необходимо запомнить, что автомобили разделены на классы. Всего их существует четыре, каждый со своим регламентом – LMP1, LMP2, LMGTE Pro и LMGTE Am – не пугайтесь аббревиатур, все не так сложно. При этом, несмотря на наличие общего зачета, все экипажи в первую очередь соревнуются с машинами своего класса. Награждение в каждом из них происходит отдельно.

Первые два класса – так называемые прототипы. Особенность этих машин в том, что они создаются специально для гонок, не основаны на существующих дорожных моделях и не предназначены для продажи.

LMP1 – самый быстрый, престижный и малочисленный класс «Ле-Мана». В этом году в нем заявлено всего шесть экипажей. Здесь доминируют команды автопроизводителей, а особенностью последних лет стало использование гибридных силовых установок. Машины LMP1 используют 4-тактные бензиновые или дизельные двигатели без ограничения на их объем. У лидеров серии он составляет 2-2,4 литра. Последнее десятилетие в классе доминировала «Ауди», но после ее ухода в этом году борьба развернется между «Порше» и «Тойотой», которые остались единственными автопроизводителями.

LMP2 – класс прототипов, зарезервированный исключительно для частных команд. Именно в нем обычно разворачивается наиболее острая и интересная борьба, а также традиционно сильно российское присутствие. В этом году в очередной раз будет участвовать команда G-Drive Racing во главе с Романом Русиновым, также в других коллективах примут участие Виталий Петров и Михаил Алешин.

Цена автомобиля LMP2 без учета двигателя не должна превышать 483 000 евро для автомобилей, омологированных в 2017 году, и 388 000 евро для более старых прототипов. Согласно регламенту, все команды должны использовать единый двигатель – 8-цилиндровый Gibson GK428 объемом 4,2 литра. Обычно LMP2 проигрывает по скорости лидирующему классу примерно 15 секунд на круге, или чуть больше секунды на километр, но похоже, что в этом году разрывы будут чуточку меньше. Учитывая малочисленность LMP1, это оставляет шансы лидерам LMP2 на попадание в тройку сильнейших в общем зачете. Команде G-Drive Racing это уже однажды удавалось – правда, не в Ле-Мане, а на «6 часах Бахрейна» в 2013 году.

Прототипы довольно похожи друг на друга, отличить машины разных классов можно по цвету номера – белый на красном фоне у LMP1 и белый на синем фоне у LMP2.

LGMTE Pro и LGMTE Am используют один технический регламент. Разница лишь в том, что в первом классе участвуют профессиональные пилоты, а во втором – любители. Автомобили близки к дорожным спортивным автомобилям, тут можно увидеть такие марки как «Феррари», «Порше», «Астон Мартин» и другие. Хотя традиционно зрительское внимание приковано к более быстрым прототипам, классы GT интересны знакомыми машинами. У профессионалов фон номера зеленый, у любителей – оранжевый.

Всего на старт в 2017 году выйдет 60 экипажей, из них 25 в классе LMP2.

И автопроизводители тратят уйму денег ради одной гонки?

Не совсем так. На самом деле есть целая серия, WEC – World Endurance Championship (Чемпионат мира по гонкам на выносливость), проходящая под эгидой ФИА. Кроме «Ле-Мана», за который даются двойные очки, остальные гонки идут по шесть часов.

По сумме зачетных баллов, набранных во всех этапах (в этом году их девять), определяется чемпион, так что следить за гонками на выносливость можно большую часть года. Разумеется, некоторые команды не участвуют во всем чемпионате, а готовятся целенаправленно к «24-м часам Ле-Мана».

Чемпионы WEC в своих классах получают автоматическое приглашение на главную гонку сезона, равно как и чемпионы Европейской серии «Ле-Ман» (ELMS) и «азиатской серии Ле-Ман» (ALMS). Их особенность в том, что там не принимают участия машины класса LMP1. Действующими чемпионами ELMS является экипаж команды G-Drive Racing во главе со знакомым болельщикам по «Формуле-1» голландцем Гидо ван дер Гарде.

Для 60 автомобилей наверняка нужна большая трасса. Как она выглядит?

Длина «Ле-Мана», или кольца «Сарт», составляет более 13,5 километров – это действительно много по меркам автоспорта. Особенность трека в том, что он соединяет в себе как специально построенные участки, так и дороги общего пользования. Последних гораздо больше, так что строить пришлось не так много, хотя внутри большого кольца есть маленький автодром, принимающий «Мото Гран-при» и «24 часа Ле-Мана» среди мотоциклов. Особенностью же основной трассы является преобладание прямых участков, что приводит к высокой средней скорости на круге. Это дает преимущество машинам с более мощными двигателями и также повышает опасность гонки.

Машины сутки ездят по кругу: что в этом интересного?

«24 часа Ле-Мана» – нетипичное событие в мире автоспорта, поэтому его просмотр даже по телевизору, не говоря уже о реальном присутствии на трассе, отличается от всего остального.

Бывают такие ситуации, когда по несколько часов на трассе почти ничего не происходит, но также происходят и абсолютно эпичные истории – например, поломка лидирующей «Тойоты» всего за три минуты до финиша в прошлом году. Именно ради таких эмоций марафон и смотрят, обычные мерки к нему неприменимы.

«24 часа Ле-Мана» – это как фильмы Уэса Андерсона и Софии Копполы, их смотрят не ради экшна, а чтобы проникнуться атмосферой. Лучше всего это, конечно, делать вживую, но когда ты видишь отчаяние руководителей «Тойоты» или уставших механиков и гонщиков, счастливых от того, что смогли проехать гонку полностью, величие «Ле-Мана» чувствуется даже через экран. Неудивительно, что марафон вдохновил стольких людей на создание фильмов по своим мотивам. Суть «Ле-Мана» в том, что каждый год мы видим, как гонщики, далеко не все из которых профессионалы, преодолевают себя и в прямом эфире проходят испытание.

Помимо этого, ле-мановские прототипы – это одни из самых красивых машин в истории человечества, да и спорткары вроде Ferrari 488 GTE не могут не радовать глаз.

В «24-х часах Ле-Мана» легко выбрать объект для боления. Те, кто смотрит «Формулу-1», увидят старых знакомых в лице Казуки Накадзимы, Рубенса Баррикелло, Джанкарло Физикеллы и многих других. Участниками гонки бывают звезды вроде футболиста Фабьена Бартеза, который, кстати, поедет не в любительском классе, а в LMP2. Наконец, WEC – это та серия, где русские на первых ролях. Команда G-Drive Racing – чемпион 2015 года, заняла третье место в прошлом сезоне, стала второй в LMP2 в «24-х часах Ле-Мана» 2016 года, а также выиграла 6-часовую гонку в Спа всего неделю назад.

«24 часа Ле-Мана» 2023 года: «Феррари» победила «Тойоту», триумф Джовинацци, сход Квята и Ломко

Дмитрий Захарченко

Легендарный марафон «24 часа Ле-Мана» в этом году отмечал столетний юбилей — эта гонка впервые состоялась в 1923 году. В последнее время суточные соревнования на кольце «Сарте» потеряли былой блеск: на старт выходило лишь считаное количество машин, а победителя можно было угадать ещё задолго до финиша.

Прошедшая же гонка получилась по-настоящему запоминающейся: «Феррари» прервала гегемонию «Тойоты» и завоевала первую с 1965 года и десятую в своей истории победу в самом престижном марафоне в мире кольцевых гонок.

Перезапуск «24 часов Ле-Мана»

Зачёт гиперкаров появился в Ле-Мане в 2021 году, но «Гликенхаусы» и один морально устаревший «Альпин» ничего не могли противопоставить «Тойоте». Однако в 2023 году произошёл своего рода перезапуск франшизы: новый гиперкар представила «Феррари», подготовили технику в «Порше» и «Кадиллаке», развивают прототип в «Пежо», добавился бедовый «Вэнуолл». 16 экипажей в главном зачёте суточной гонки — такого не было более десяти лет!

Тем не менее, положа руку на сердце, в паддоке особенной борьбы не ожидали: «Тойота» за счёт своего опыта и проверенных наработок оставалась на шаг впереди конкурентов, а ранее победила в Себринге, Портимане и Спа. И у судей, похоже, что-то дрогнуло: за несколько дней до старта организаторы решили довесить на машины японской команды дополнительный балласт. «Лично я вижу здесь проблему. Мы собрались ради спорта, именно он должен быть главным зрелищем», — заявил директор команды Роб Лепен.

По ходу гонки не раз начинался дождь

По ходу гонки не раз начинался дождь

Фото: Clive Rose/Getty Images

Решение судей действительно изменило расклад сил: два экипажа «Феррари» квалифицировались на первый ряд, а «Тойоты» остались позади. На первых кругах японцам удалось контратаковать, однако «Скудерия» закрепилась в лидерах и захватила инициативу — преимущество «Тойоты» не просто сократилось, а вовсе исчезло.

К тому же во время ночной фазы гонки в завал угодил экипаж №7 — Камуи Кобаяси угодил в завал с участием прототипа LMP2 и машины GT. Тем временем с проблемами столкнулась «Феррари» №50 — из-за технических проблем экипаж потерял пять кругов и выпал из борьбы за победу. На заключительном отрезке сражение свелось к дуэли «Феррари» №51 и «Тойота» №8.

186 участников, Даниил Квят и Майкл Фассбендер: главное о гонке «24 часа Ле-Мана»

10 июня во Франции начнется «24 часа Ле-Мана » — старейшая гонка на выносливость.

Рассказываем, в чем значимость гонки, как ее проводят и кто фаворит в этом году.

Что это за гонка и в чем ее значимость

Концепция гонок на выносливость задумывалась для проверки надежности машин. В начале 20 века автопроизводители использовали победы в них для маркетинга. Они активно заявлялись на заезды, чтобы продемонстрировать качества машин на длительной дистанции — в течение нескольких часов или суток.

«24 часа Ле-Мана » — старейшая из таких гонок. Она впервые прошла в 1923 году. Название ей дали в честь города на северо-западе Франции, возле которого устраивают заезд, а название трассы Сарта — в честь реки, которая проходит через Ле-Ман .

Заезд входит в календарь чемпионата гонок на выносливость FIA World Endurance Championship, или WEC. Ее организует крупнейший во Франции Западный автомобильный клуб, который входит в систему Международной федерации автоспорта. Гонка «24 часа Ле-Мана » традиционно проходит в середине июня, лишь несколько раз марафон переносили. Например, в 2020 и 2021 годах его сдвигали на август и сентябрь из-за пандемии коронавируса.

Хотя гонка входит в календарь чемпионата, она гораздо статуснее — победа в ней престижнее победы в целом сезоне. Ее уровень подтверждает внимание болельщиков — ежегодно на гонку приезжает около 250 тысяч человек, — и участие гонщиков из других серий, в том числе из « Формулы-1 ». На « Ле-Ман » подается больше заявок, чем на остальные этапы чемпионата WEC — в этом году на старт выйдет 62 экипажа разных классов.

Победа в « Ле-Мане » считается частью «Тройной короны» — статусного достижения в автоспорте. Она включает чемпионства в трех самых престижных гонках: Гран-при Монако в « Формуле-1 », « Индианаполис-500 » и «24 часа Ле-Мана ». За всю историю гонок только один человек побеждал во всех — Грэм Хилл. Некоторым, например Фернандо Алонсо или Хуану-Пабло Монтойя, удавалось приблизиться к этому достижению. Первому не хватило победы в « Индианаполисе-500 », второму — в «24 часах Ле-Мана ».

Основные правила «24 часов Ле-Мана »

За неделю до старта заезда проходят обязательные восьмичасовые тесты, разделенные на сессии по четыре часа. Во время них гонщики подбирают настройки, а организаторы заезда отслеживают разницу в скорости между машинами.

По итогам тестов формируются требования «баланса производительности» — критериев, которые уравнивают показатели автомобилей одного класса и исключают явное преимущество одних производителей перед другими. Требования включают, например, корректировку максимальной мощности и минимального веса.

Затем проходят несколько тренировочных практик, после них — квалификации, а потом и сам марафон. В 2023 году он стартует 10 июня в 17:00 по московскому времени.

«24 часа Ле-Мана » длятся ровно сутки — с субботы по воскресенье. Победителем становится тот, кто проехал наибольшую дистанцию в гонке. Менять автомобиль во время заезда запрещено, поэтому гонщики должны избегать серьезных аварий.

В экипаже находятся три гонщика — они обязаны сменять друг друга во время заезда. Один пилот не может находиться у руля дольше шести часов подряд и дольше 14 часов суммарно. Раньше таких запретов не было — в 1950 году Эдвард Холл в одиночку проехал 3200 километров за сутки и финишировал восьмым, но потом для безопасности пилотов ввели ограничения.

Автомобили могут заводить в боксы для смены комплекта шин, дозаправки, смены гонщика или устранения неожиданных поломок. Число механиков, которые могут одновременно работать с машиной, ограничено по требованиям безопасности. Поэтому пит-стопы могут растянуться на несколько часов при серьезных поломках.

Чтобы попасть в зачет, нужно обязательно финишировать на последнем круге и проехать не менее 70% от дистанции, которую преодолел победивший экипаж. С этими правилами связан такой случай: в 2021 году лидер гонки заглох на последнем круге и не смог пересечь финишную черту. В итоге он не только потерял победу, но и не квалифицировался в зачет.

Трасса

Общая длина трассы Сарта — 13 626 метров. Основная ее часть — более девяти километров — проходит по дорогам общего пользования между населенными пунктами Ле-Ман , Мюльсанн и Арнаж, в честь которых названы повороты трека.

Значительную часть трассы занимает прямая Юнодьер — Hunaudières, — которую также называют прямой Мюльсанн из-за одноименного поворота. Пилоты на этом отрезке развивают высокую скорость, и именно на нем часто происходят сходы и аварии. Скоростной рекорд установлен в 1988 году Роджером Дорчи — 405 километров в час. Рекорд круга принадлежит Майку Конвею — в 2017 году он проехал его за 3 минуты 17,297 секунды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *