Чем отличается конструктор от распила?
Иностранные машины являются желанной покупкой для многих автолюбителей, но не каждому они по карману. Высокие таможенные пошлины на ввоз иномарок отодвигают мечту на долгие годы. Однако существуют законные способы сэкономить на покупке автомобиля, произведенного за рубежом — приобрести его по частям. Причем сделать это можно тремя разными способами: ввезти авто-конструктор, распил или карпил.
Несмотря на необходимость нести расходы, связанные с приобретением транспортного средства, его разборкой или распилом, оплатой пошлин на таможне, последующей сборкой и доставкой, покупка машины указанными способами является выгодной. Перед тем как решиться на покупку иномарки по частям, необходимо четко знать, чем отличается конструктор от распила или карпила.
Что такое конструктор?
Машина-конструктор — это полноценный автомобиль, который разобрали за границей на несколько частей (двигатель, кузов и ходовая часть) в целях прохождения таможни по сниженным тарифам.
Данный вариант можно использовать только в том случае, если у вас уже есть такая же иномарка, но она в силу ряда причин пришла в негодность либо вы специально приобрели неработающую машину. На ввезенный конструктор невозможно получить ПТС, именно поэтому необходим другой автомобиль, оформленный на вас в России.
Транспортное средство в комплектном виде доставляется из Японии до места растаможки, затем разбирается на части. После прохождения таможни конструктор собирается, а покупателю передаются следующие документы:
- договор о покупке конструктора;
- грузовые таможенные декларации на каждый ввезенный агрегат.
Поставить на учет под старые документы в настоящее время можно только рамные автомобили и при условии, что в имеющемся ПТС также отсутствует номер кузова.
С конца марта 2018 года пошлина на ввоз конструктора значительно сократилась. Одновременно с этим российское правительство приняло нормативный акт, запрещающий постановку на учет машин, у которых нельзя идентифицировать изготовителя из-за отсутствия на сменных деталях заводских номеров.
Плюсы и минусы конструктора
Любая покупка требует взвешенного решения. Приобретая авто-конструктор, необходимо оценить все минусы и плюсы такой сделки.
Среди отрицательных моментов можно выделить следующие:
- необходимость поиска подходящих документов;
- опасность ненадежной сборки;
- невозможность последующей продажи собранной машины по достойной цене.
- Среди несомненных плюсов можно выделить:
- снижение расходов на приобретение иномарки;
- небольшой пробег и отличное состояние комплектующих;
- возможность найти для своего авто подходящую деталь, если ее уже не производят.
Выгода от приобретения конструктора очевидна: можно сэкономить до половины от стоимости авто, ввезенного под полную пошлину.
Что такое распил?
Распилом называют способ ввоза иномарок в Россию по частям, чтобы минимизировать расходы на таможне. В таможенной декларации будет заявлено не полноценное авто, а набор деталей.
Как правило, автомобили пилят по переду или по задней части. Разрезают кузов по стойкам крыши и по полу в салоне авто, а также демонтируются задние и лобовые стекла. Кроме того, для каждого типа транспортного средства распил выполняется несколькими способами:
- у рамных автомобилей снимается рама, откручивается от подушек двигатель и приподнимается кузов, последний обязательно пилится;
- у безрамных автомобилей перед распилом демонтируются мотор, ходовая часть и кузов;
- у микроавтобусов можно распилить только переднюю часть кузова.
Особенностью «распила» является то, что из машины больше ничего не вынимается, детали и узлы остаются на своих местах. Распиленные части соединяют специальными стяжками, что позволяет перемещать машину по складу.
Схема распила автомобиля
Покупателю на руки будут выданы подтверждающие сделку документы (договор с актом приема-передачи), а также грузовые таможенные декларации на каждую из частей авто.
«Распил» лучше приобретать тем, у кого есть базовое транспортное средство, под которое приобретаются запасные части.
Плюсы и минусы распила
Покупка «распила» связана с некоторыми особенностями, знать которые необходимо до его покупки.
К минусам относятся следующие обстоятельства:
- «распил» оформить очень сложно в силу имеющихся запретов нормативного характера;
- потеря надежности и безопасности безрамного транспортного средства;
- качество всех деталей не проверяется поставщиком и принимается клиентом как есть;
- распиленный кузов не подлежит регистрации в ГИБДД.
Указанные недостатки не касаются рамных «распилов», так как вся нагрузка при движении распределяется на раму, а не на кузов. Приобретение таких машин указанным способом является экономически оправданным, так как стоимость будет до 10 раз ниже аналога, оформленного на таможне под полную стоимость, и до 20 раз ниже, чем новое авто.
Среди плюсов «распила» называют:
- возможность приобретения иномарки по сниженной цене;
- возможность выгодной покупки деталей для своего авто;
- выгодная продажа автозапчастей для бизнесменов.
Важно помнить, что распиленный автомобиль и целый — это две большие разницы, и только вы несете ответственность за свою безопасность на дороге.
Как проверить автомобиль на распил?
На практике часто бывают ситуации, когда машину-распил выдают за конструктор или вообще не упоминают о ее нестандартном происхождении. Не стоит верить на слово продавцу и лучше самостоятельно попытаться проверить предлагаемое транспортное средство.
Стоит обратить внимание на ряд существенных моментов:
- Стоимость. Распил ввозят как запчасти по низкой таможенной стоимости, что дает возможность продать собранное авто подешевле;
- Стойки кузова, к которым крепится крыша. Именно по ним осуществляется распил, и в местах сварки может остаться сварочный шов;
- Окраска кузова. Не всегда получается подобрать оригинальный оттенок, и в местах распила может заметно отличаться цвет краски);
- Пробег. Нулевой пробег или не внушающий доверия (машине по документам несколько лет, а пробежала она немного) подскажет, что требуется проверка автомобиля по базам данных.
Избежать неприятностей при покупке иномарки с рук можно, обратившись к специалистам в данной области, имеющим необходимые инструменты для проверки автомобиля.
Что такое карпил?
Карпил также представляет собой один из вариантов провоза иномарки, минуя высокие таможенные пошлины. Автомобиль распиливается, но не по стойкам кузова, а по передней части капота. Также требуется полная разборка транспортного средства, включая обшивку салона, крылья, бампер и все внутренние детали. Изъятые запчасти упаковываются в ящики и следуют вместе с автомобилем на таможню.
Продавец должен передать покупателю минимальный пакет документов, в который входят:
- ГТД на мотор;
- ГТД на кузов без двигателя;
- документы по сделке купли-продажи автозапчастей.
- данный способ ввоза менее травматичен для кузова, так как отпиливается только передняя панель автомобиля;
- сохраняется прочность конструкции за счет целостности каркаса;
- экономическая выгода за счет низких таможенных пошлин.
- возможная потеря комплектующих в процессе перевозки;
- необходимость несения расходов на сборку авто и его покраску.
Поставить на учет карпил не получится, если вы приобрели его для самостоятельной эксплуатации. Необходим автомобиль-донор с легальными документами. В отношении рамных авто все намного проще, так как замена кузова допускается из-за отсутствия на нем номерных знаков.
В отношении «карпилов» действуют те же правила, что и для других способов ввоза.
На данный момент услуга карпил не актуальна, информация предоставлена в качестве ознакомления.
Что лучше: конструктор, распил или карпил?
После того как выяснилось, в чем разница между конструктором, распилом и карпилом, можно приступать к выбору одного из указанных способов ввоза.
Для большинства покупателей главным показателем является вопрос экономии. Ранее «распил» или «карпил» были более выгодным вариантом, так как им не приходится платить пошлину за кузов. С данной точки зрения «конструктор» был менее выгодным вариантом.
Однако с 24 марта 2018 года в России пошлина на ввоз кузова автомобиля почти в 3000 € была отменена. Напомним, что ранее пошлина составляла «15%, но не менее 2907 евро», сейчас приписку про евро убрали — осталось только 15%.
А это значит, что Можно относительно недорого ввозить автомобиль по запчастям, не распиливая кузов.
Размер пошлины при ввозе разобранного авто из Японии составит порядка 60 тысяч рублей.
Во вторую очередь важно убедиться в безопасности транспортного средства. По данному критерию лучшим вариантом будет ввоз конструктора.
Наша компания оказывает услуги по доставке конструкторов и распилов.
Прохождение таможни и таможенные пошлины
Пройти таможню распил сможет только при соблюдении всех формальностей и внесения необходимых таможенных платежей (пошлина, услуги СВХ и брокера).
Основная разница в цене между «распилом» и «конструктором» возникает за счет необходимости внесения платы за растаможку кузова (15% от стоимости ТС).
Ниже указана примерная стоимость прохождения таможни для разных видов авто, ввозимых в виде распила:
- на растаможку легковых автомобилей, минивенов и микроавтобусов потребуется около 25 тыс. руб.;
- внедорожник типа Escudo — 30 тыс. руб.
- рамные джипы типа Land Cruiser или Land Cruiser Prado — 40 тыс. руб.
Указанные цены являются очень примерными и зависят не только от типа транспортного средства, но и от курсов валют.
В чем состоит отличие растаможки конструктора или распила, подскажут сотрудники нашей компании при личной консультации.
Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше. Ответьте всего на 3 вопроса.
Конструктор и распил: в чем разница и что лучше?
Таможенные пошлины на импортируемые машины все еще остаются высокими. Хоть процент в 2019 году был снижен вдвое (с 30% до 15%), многие водители не готовы переплачивать за б/у иномарку. К тому же можно выбрать конструктор или распил, чтобы сэкономить на растаможке. При этом машина будет ввозиться не как целостное транспортное средство, а значит кроме таможенного сбора будут исключены утилизационный сбор, НДС и акциз. Осталось разобраться, чем отличается распил от конструктора, какие плюсы и минусы каждого метода, и что получает покупатель транспортного средства.
Внимание: если вам нужен автомобиль с полным пакетом документов не пилившийся где либо с которым не возникнет проблем при оформлении, то автомобиль должен ввозиться ПОД ПОЛНУЮ ПОШЛИНУ как это сделать вы можете узнать нажав кнопку ниже
Содержание:
Конструктор и распил: в чем разница
Оба варианта предполагают ввоз транспортного средства по частям. Наиболее актуальны способы для транспорта старше 5 лет, так как на него повышаются ставки таможенного сбора. 3 евро стоит каждый кубический сантиметр двигателя малолитражки до 1 литра. Для машины младше 5 лет этот показатель равняется 1,5 евро. Если вы хотите мощный внедорожник Toyota Sequoia с 4,7-литровым мотором или спортивный Форд Мустанг на 5.8 литра, придется выложить 5,7 евро за каждый кубический сантиметр. На помощь приходит вариант купить авто распил или конструктор. Страной-экспортером выступает Япония. Главная причина приобретения б/у иномарки таким способом – отсутствие пробега по дорогам России.
Коротко про автоконструкторы
Любой автомобиль состоит из кузова, ходовой и двигателя. Именно на эти части разбирается транспортное средство перед отправкой. Изначально схема была актуальна для желающих заменить один из элементов, несколько деталей, систему, либо произвести частичный апгрейд. В этом случае ввозимая модель выступала в качестве донора. Со временем и с появлением новых тарифов на ввоз иномарок схема получила второе дыхание. Популярным источником б/у автомобилей выступают японские аукционы. Япония стала популярным донором б/у машин по причине того, что в Стране восходящего солнца не выбивают номер на кузове, а только на раме, что упрощает дальнейшее оформление ТС.
Конструктор схема разбора
Главная особенность метода – для регистрации и получения паспорта транспортного средства у покупателя должен быть автомобиль, идентичный заказанному, так как на полученный комплект деталей нельзя оформить ПТС. Отсюда появилось термин «автомобиль под документы». При имеющихся документах, к примеру, на Тойоту Камри, можно по частям собрать эту модель из привезенных элементов.
- Не нарушается целостность конструкции,
- Сборка требует незначительных временных затрат,
- Не нужно платить пошлины,
- Можно недорого обновить авто.
- Нельзя оформить ПТС,
- Необходимо наличие такой же модели ТС.
С возрастанием тарифов на импорт, с появлением новых требований и сертификаций, и в ответ на автомобиль-конструктор появился распил.
Что нужно знать о распиленном транспорте?
Из названия следует, что от продавца в порт отправляется распиленный товар. Чаще всего машина разделяется на две части. Популярные способы деления:
- По передним стойкам крыши кузова за арками,
- По днищу,
- По лонжеронам,
- По задним стойкам перед арками.
Проще всего пилить рамные конструкции. Вполне подойдут для распиливания Toyota Land Cruiser, Mitsubishi Pajero, Hummer, а также микроавтобусы.
Ответим на популярный вопрос: «Конструктор без распила что это?». Это разобранный (без разрезки) на три базовые части перед экспортом и собранный по прибытии в порт автомобиль.
Схема мест распила седана
Схема распила универсала
Схема распила джипа
Схема распила минивэна
У этих методик есть общие черты. Перед процедурой распиливания обязательно снимается мотор. Среди мастеров существуют споры, можно ли пилить безрамные легковушки. Многие склоняются к тому, что это может повлечь ряд неисправностей и нарушение безопасности конструкции, так как рама должна принимать основную нагрузку. Другие с уверенностью заказывают распиленные седаны и хетчбэки из Японии, при этом цель покупки зачастую не езда, а донорство для используемого авто либо продажа запчастей.
Есть некоторые особенности распиливания различных типов кузова:
- Внедорожник может разрезаться как спереди, так и сзади, при этом рама и двигатель полностью демонтируются.
- Легковые безрамные модели сначала делятся на три части: двигатель, ходовая и кузов. А затем происходит резка кузова на две составляющие.
- Микроавтобусы раскладываются на те же элементы, но резка происходит только по передней части.
- Минивэны разбираются на комплектующие и разрезаются спереди либо сзади.
Так как вы приобретаете две единицы продукции, то и декларации тоже выдается две. А значит, еще более усложняется процесс оформления транспортного средства. Кузов может ввозится как металлолом, а основные узлы – как запчасти.
Отсюда возникает вопрос: «Что лучше распил или конструктор?». Если цель – запчасти, то дешевле будет покупка распиленного транспортного средства. Если же на нем планируются поездки, то лучше остановится на втором варианте.
Важно в случае приобретения разобранного или разрезанного автомобиля для собственного использования найти хорошего мастера или сервис, которые восстановят его свойства:
- Вернут жесткость кузова, приближенную к заводской,
- Проверят работоспособность систем и узлов,
- Исправят геометрию кузова в случае ее искривления,
- Будут использовать качественные материалы для восстановления экстерьера.
Необходимо помнить, что даже идеальная реконструкция не вернет машине заводские свойства, в частности, уровень безопасности водителя и пассажиров, поэтому не рекомендуется покупать распиленные автомобили для эксплуатации в личных целях или в целях перепродажи. Второй после небезопасности недостаток распиленного авто – невозможность поставить на учет в ГИБДД. Управление не узаконивает ввезенные по частям машины. Это значит, что при выявлении факта того, что ввозимые части планируется спаять и эксплуатировать, владелец будет нести административную ответственность, а купленное транспортное средство уже официально станет грудой металлолома.
Если вы покупаете у посредника привезенный из Японии автомобиль, нелишним будет перепроверить его состояние.
Как определить, распил или конструктор?
Первые признаки, что автомобиль был распилен, следующие:
- Слишком низкая стоимость.
- Сварочные швы на стойках, по которым происходило разделение.
- Швы, скрытые заметно отличающейся краской.
- Подозрительно маленький пробег.
- Слишком «свежий» вид, как для указанного года выпуска.
Как проверить авто на распил?
Наличие толщиномера поможет выявить спрятанные за шпатлевкой швы. Стоимость прибора начинается от 1000-1500 рублей, а его наличие поможет сэкономить намного больше. Проверьте подряд каждые 2-3 сантиметра стоек. Манипуляция займет около получаса. А если воспользоваться подъемником, то можно проверить, привходила ли сварка пола. Особое внимание нужно уделить дверным аркам и набитым идентификационным номерам, проверить накладки порогов.
Еще один способ – изучить номер кузова. Ищите его под капотом ближе к лобовому стеклу. Если с машиной были проведены манипуляции, вместо выбитого заводского номера можно обнаружить планку. Плохо приваренная планка запросто определяется на ощупь. Предварительно нужно очистить исследуемую поверхность водой, а еще лучше – ацетоном. Посмотреть на номер можно и с тыльной стороны. Для этого нужно демонтировать накладки. Если номер гравируется под сиденьем, не обязательно его демонтировать, можно воспользоваться компактным зеркалом. Аналогично с исследованием стоек толщиномером можно промониторить и номер. Если все в порядке, то после калибровки значения останутся одинаковыми, а гаджет не будет издавать предупреждающих сигналов. Наиболее чувствительные приборы могут распознать даже напыления между цифрами и другие отклонения от нормы.
Автолюбители делятся своими секретами, как узнать распил или конструктор. Историю транспортного средства выдают документы, даже если они оформлены на территории РФ.
Итак, разницу между распилом и конструктором выдают такие признаки:
- Год оформления после 2008. Именно в это время начала работать схема. Год, конечно, не 100% доказательство, но причина задуматься и лишний раз перепроверить авто.
- Дубликат ПТС. За невозможностью оформить новый документ, автовладельцы могут
- использовать дубликат. Если машина продается на вторичном рынке, неимение оригинала ПТС может объясняться его потерей.
- Наличие отметок о замене агрегатов.
Все перечисленное выше указывает на то, что были произведены разрезы. Для автоконструктора характерны несовпадение года выпуска и внешней конфигурации. Перед проверкой стоит больше узнать о поколениях модели, которую планируется купить. Если машина по документам 2000 года, а представленный дизайн появился только в 2005, то перед вами результат замены внутренних агрегатов. Скорее всего авто было собрано по частям.
Для чего стоит купить распил или конструктор из Японии?
Несмотря на сложности оформления и эксплуатации, авто из Японии распил и конструктор пользуются спросом на территории РФ. Экономия и отсутствие пробега по отечественным дорогам – основные причины покупок. Но что делают новые владельцы с приобретенным железом?
Распилы и конструктора – 4 варианта использования:
- Если вы официально ездите на б/у иномарке, то идентичный по конфигурации «донор» никогда не помешает.
- Коммерческая деятельность, дальнейшая продажа деталей.
- Покупка ради запчастей на свое авто.
- Использования деталей и кузовов для тюнинга так называемых «корчей» – гоночных экземпляров низкого уровня комфорта.
Какой бы автомобиль вы ни выбрали, если планируется его эксплуатация как целостного транспортного средства – обязательно убедитесь в его надежности и безопасности. Делайте покупки у проверенных поставщиков.
Распил или конструктор (Да я владелец такого автомобиля)
Плохое состояние дорог, не высокий уровень автомобильной культуры в нашей стране, некачественные ГСМ, а также множество других факторов могли стать причиной того, что состояние Вашего автомобиль стало плачевным. Если денег на покупку нового автомобиля нет, восстанавливать старый автомобиль новыми запчастями или контрактными с разборок дорого, то вариант привезти конструктор или распил становится, чуть ли не единственным доступным способом ездить на нормальном автомобиле. Для тех, кто знает, что такое конструктор и распил, эта статья, вряд ли будет интересной. Ну а для тех, кто не в курсе – постараюсь изложить все доступным языком.
Из названия понятно, что распил – это распиленная машина, конструктор — разобранная. Для чего же пилят и разбирают автомобили?
На машины старше 5 лет с января 2009 года были повышены таможенные пошлины, которые сразу назвали «заградительными». Машины старше 5 лет с объемом двигателя 2,0л и более ввозить стало просто не выгодно. Чтобы не платить большую таможенную пошлину автомобили разбирают или пилят и ввозят как запчасти. И если разбирать автомобили начали давно, то пилить – сравнительно недавно (не считая ввоз контрактных половинок). Пилить их начали после того, как в 2008 году была введена таможенная пошлина в размере не менее 5 000 евро за 1 кузов первой комплектности. Пошлина на распил примерно в 10 раз меньше. Но распиленный кузов – это запчасти. Замену распиленного кузова невозможно оформить. Распиленный автомобиль – это донор для Вашего автомобиля. Не более того! Если же Вам необходимо поменять кузов, то Вам придется заплатить пошлину. После вступления России в ВТО ее размер снизился до 2 900 евро.
Кто-то, наверное, помнит то время, когда конструктор можно было оформить через суд. Назывался такой конструктор «самосбор». Наличие документов на автомобиль было необязательным. Через какое-то время оформлять автомобили таким образом прекратили. Оформление продолжилось на имеющиеся документы от разбитых, сгоревших, сгнивших автомобилей. Не будем вдаваться в подробности, но доходило и до того, что на документы от УАЗ оформлялся Land Cruiser. Сегодня вы можете законно оформить ввезенный конструктор только при наличии точно такого же автомобиля, который действительно требует замены кузова. Хотелось бы заострить внимание на слове «законно».
Для того чтобы вы могли понять какая схема подойдет именно вам, предлагаю разобрать наиболее часто задаваемые вопросы:
Вопрос: У меня есть ПТС от автомобиля, могу ли я привезти распил и оформить его на эти документы?
Ответ: Оформить распил в легальный автомобиль невозможно. Оформить на свои документы вы сможете только точно такой же автомобиль, привезенный конструктором. Все дело в том, что для оформления «конструктора» в автомобиль, вам необходимо купить кузов (в нашем случае заказать с аукциона). Если машина ввозится как распил, то вы получаете не кузов, а 2 половинки кузова – переднюю и заднюю часть. Оформить в ГАИ замену передней или задней части невозможно.
Вопрос: У меня есть ПТС от другого автомобиля. Могу ли я привезти под эти документы аналогичный автомобиль?
Ответ: Насколько нам известно, на ваши документы без проблем в ГАИ вы сможете оформить только тот кузов что и по документам (Но все мы знаем что все сейчас покупается и на многие вещи закрываются глаза).
Схема распила легкового автомоблия
у моего автомобиля лишь надрезы на задних стойках, его не половинили
потом просто ее заварили замазали швы и оклеили в пленку и получилась вот такая лапочка
Все документы имеются и номера все законным способом добился и езжу без проблем =)
Планка, конструктор, распил: что это такое и почему не стоит их покупать
Иногда в объявлениях о продаже автомобилей – обычно праворульных – можно встретить комментарии: «не распил», «не планка», «не конструктор». Что означают эти понятия, почему они считаются плохим тоном и почему машины, относящиеся к таким категориям, не стоит покупать?
Перед тем как разобраться в конкретных терминах, вкратце поясним причины их появления. Все эти варианты касаются ввоза автомобилей из-за рубежа в частном порядке. Государство никогда не было заинтересовано в массовом импорте подержанных машин, но до 2009 года ввозные пошлины были щадящими, а вот с 2009 года выросли в разы, что сделало легальный ввоз машины с таможенной очисткой попросту невыгодным. Вступление России в ВТО в 2012 году сократило пошлины, но добавило утилизационный сбор, который с тех пор постоянно растет. В общем, главное, что стоит учитывать в контексте всех этих серых схем – это желание обойти высокую ввозную пошлину на подержанные автомобили. Сегодня большая часть этих схем уже практически не актуальна, но при покупке машины, особенно немолодой, на вторичном рынке о них непременно стоит помнить. Давайте взглянем, что именно стоит держать в уме.
Самая старая и безболезненная для ввозимого автомобиля схема – это «конструктор». Она использовалась и до 2009 года, чтобы получить фактически целый автомобиль без пробега по России и с минимальными таможенными платежами. Для этого машину при ввозе разбирали и растаможивали не как автомобиль, а так отдельные детали – кузов, мотор и так далее. В России же владелец аналогичной машины оформлял замену кузова и мотора, вписывая номера свежепривезенного экземпляра, а фактически получал другой автомобиль под старые документы. Сами документы тоже нередко продавали, если автомобиль был разбит, разобран или утрачен – вместо него «под документы» привозили другую машину.
Со временем схема «конструктора» сошла на нет. Сначала в 2011 году резко выросла пошлина на ввоз целого кузова, а в 2017 году законодательно запретили «замену основных компонентов» автомобиля – и в частности кузова. Так что отмена в 2018 году высокой пошлины на ввоз кузова уже не повлияла на ситуацию: официально оформить замену кузова с изменением его номера теперь невозможно. Так что сначала дороговизна ввоза целого кузова, а затем законодательный запрет на его замену сделали «конструкторы» неактуальными. Однако при покупке старой машины встретить такой вариант вполне реально.
На фоне прочих он кажется довольно безобидным: ведь кузов, двигатель и прочие детали менялись целиком. Главный подвох здесь может скрываться в переоформлении: например, если когда-то в прошлом «дельцы» поленились вписать в документы мотор или кузов, сегодня такую машину просто невозможно будет переоформить. И если договор купли-продажи уже подписан и деньги уплачены, то покупатель остается с тем самым «конструктором» вместо машины – то есть, набором запчастей, на котором невозможно легально ездить.
Еще один «малотравматичный» для автомобиля метод обхода ввозных пошлин – это «планка». Под этим подразумевают метод, когда в автомобиль, ввозимый из-за рубежа как конструктор, вваривается часть моторного щита или моторный щит целиком от автомобиля, стоящего на учете в России. Например, у разбитой или сгнившей растаможенной «местной» машины вырезается часть кузова с номером и вваривается в такую же машину, привезенную «на замену» старой.
Однако если «конструктор» хотя бы в прошлом был условно легальной схемой, то подделка номерной части автомобиля, как несложно догадаться – это действие однозначно нелегальное. Проблемы такого рода можно встретить не только на праворульных машинах, иногда такой вариант «замены автомобиля» практиковали и владельцы западной части страны, а вваренным может быть не только кусок моторного щита, но и другой участок кузова, где расположен номер. Стоит понимать, при переоформлении автомобиля инспекторы ГИБДД весьма внимательно относятся к осмотру номеров и при наличии подозрений об их подделке могут направить автомобиль на экспертизу. Ну а если факт переварки части кузова с номером будет доказан, автомобиль тоже превращается в набор запчастей.
Самый абсурдный по своей сути, но все равно распространенный вариант обхода ввозных пошлин – это распил. Когда выросли ввозные пошлины сначала на автомобили, а затем и на целые кузова, автомобили стали в буквально смысле ввозить по кускам. То есть, машина распиливалась надвое и возилась в страну как набор запчастей, а уже здесь с ней можно было делать то, на что хватало возможностей, связей, безответственности и безрассудства. Пилились машины не как попало, а по типовым схемам: либо по передней, либо по задней части кузова. В первом случае распил проходил по передним стойкам и полу под ногами водителя и пассажира, а во втором по задним стойкам и полу в ногах пассажиров второго ряда. Ну а в России такие машины обычно просто сваривали обратно и продавали. Операция по интеграции «планки» в ходе таких кузовных работ – уже попутная мелочь, так что часто номерные части кузова тоже переваривали.
Само собой, ни о какой заводской жесткости кузова после расчленения не стоит и заикаться. Впрочем, многое все равно зависело от качества обратной сборки: некоторые машины самопроизвольно «расстыковывались» надвое через несколько лет, а какие-то «распилы» до сих пор с переменным успехом ездят по дорогам. Чуть более безопасный вариант распила – это рамные внедорожники, у которых основную несущую функцию несет не кузов, а рама. Раму в таком случае не пилили, а распиленный и сваренный кузов, водруженный обратно на целую раму, имеет немного меньше шансов причинить необратимый вред владельцу при ударе. Однако в любом случае распил – это один из самых худших вариантов при покупке подержанного автомобиля вообще. У такого метода ввоза есть и другие возможные проблемы: распиленные и заново собранные косы проводов и повреждение других элементов при распиле кузова. Но на фоне опасности такой машины в целом – это сущие мелочи.
Кстати, распил как метод ввоза используется и по сей день, но уже в легальных целях. Обычно в виде распилов привозят автомобили для дальнейшего разбора и продажи по запчастям. За рубежом еще достаточно старых машин в хорошем состоянии, а спрос на дешевые детали в России будет высоким еще многие годы.
Описанные выше варианты – не полный список проблемных вариантов. Например, помимо распила надвое существовал еще и «карпил», когда автомобиль разбирался до голого кузова, а от кузова отрезалась передняя рамка крепления радиатора («телевизор») и часть лонжеронов. Силовая структура кузова в таком случае страдает поменьше, но проблемности автомобиля это не убавляет. Еще один популярный вариант – это машины-двойники, но эта схема связана не только с импортом и обходом пошлин, так что о ней мы расскажем в отдельном материале.
Универсального способа полностью избежать потенциальных проблем при покупке машины, к сожалению, не существует. Но если вы покупаете немолодой автомобиль, а особенно праворульный, внимательность к деталям должна быть максимальной. Проверка документов и сверка всех номерных элементов, таких как кузов, рама и двигатель – обязательный пункт при покупке любой машины. Если ПТС уже не оригинальный, то стоит поискать хотя бы фото оригинального паспорта, выписанного таможней, в котором будут указаны все данные. Замена агрегатов, вписанная в документы – тоже повод удвоить бдительность. Само собой, автомобиль тоже стоит проверять тщательно: осмотреть типовые зоны распила и промерить толщиномером, изучить номерные детали кузова и зону вокруг них, а также сам кузов в целом. Еще один действенный способ – попросить продавца присутствовать в ГИБДД при перерегистрации машины. В целом все эти советы актуальны для покупки автомобиля любого возраста и стоимости, просто старый «японец» может быть более рискованным вариантом.