ЗАМЕНА РЕГУЛЯТОРА ХОЛОСТОГО ХОДА (РХХ)
За холостые обороты двигателя отвечает регулятор холостого (РХХ), с его помощью мотор способен поддерживать оптимальные обороты необходимые во время работы без нагрузки для экономии топлива и увеличения срока службы рабочих механизмов двигателя. Кроме того, холостые обороты позволяют двигателю прогреться пред тем как начать движение. Регулятор холостого хода расположен с левой стороны в дроссельном узле и состоит из трех главных компонентов:
Пружина
Шаговый электродвигатель
Шток с конусной иглой на конце.
КАК РАБОТАЕТ РЕГУЛЯТОР ХОЛОСТОГО ХОДА
Принцип работы регулятора холостого состоит в том, чтобы открывать или закрывать канал. который проходит в обход дроссельной заслонки. Во время работы двигателя датчик оборотов коленчатого вала при помощи специальных меток сообщает контроллеру о скорости вращения коленвала (об/мин). Контроллер в свою очередь решает о необходимости открытия или закрытия канала, руководствуясь определенными расчетами и алгоритмами. После этого он сообщает этому самому РХХ о своем решении, тогда регулятор холостого хода собственно и выполняет эту команду, то есть увеличивает или наоборот уменьшает подачу топлива посредством выдвигания или втягивания штока с иглой.
ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ РХХ:
Нестабильные холостые обороты двигателя (плавающие холостые).
Внезапная остановка двигателя при включении нейтральной скорости.
Повышение или понижение оборотов даже на прогретом двигателе.
Обороты не повышаются после запуска холодного двигателя.
Двигатель не пускается когда нажата педаль «газа». Это признак того, что игла перекрывает канал.
Заметное падение оборотов двигателя после включения мощных энергопотребителей, таких как: печка, фары, и прочее).
Внимание! Все вышеописанные симптомы могут быть спровоцированы и другими узлами, к примеру, неисправной катушкой, свечами, бензонасосом, топливным фильтром или другими проблемами связанными с подачей топлива. Поэтому прежде чем менять регулятор холостого хода ВАЗ 2112 убедитесь, что причина действительно в нем.
ПОШАГОВОЕ РУКОВОДСТВО
1. Первым делом снимите минусовую клемму с аккумулятора.
2. После этого разъедините колодку с проводами, которые идут к РХХ из дроссельного патрубка, для этого нажмите на пластиковый фиксатор-защелку.
3. Выкрутите два винта крепления и снимите с дроссельного патрубка РХХ ВАЗ 2112. Здесь иногда возникают проблемы, например — ситуация, когда крепежный винт, расположенный ближе к ресиверу выпадает при выкручивании. Учитывая это, рекомендую вам выкручивать сначала левый винт расположенный слева, после этого потяните регулятор холостого хода на себя и выкрутите правый винт. Такая последовательность позволит вам достать РХХ, при этом не растеряв все винты, в этом случае они останутся во фланце.
4. На этом можно сказать все, самостоятельная замена РХХ ВАЗ 2112 подошла к концу, осталось установить новый датчик, делать это необходимо в порядке обратном разборке. Для упрощения проведения данной операции разрешается капнуть на уплотнительное кольцо пару капель моторного масла.
Теперь осталось откалибровать датчик холостого хода ВАЗ 2112, эта процедура полностью автоматическая. Все, что от вас требуется это:
Одеть минусовую клемму.
Включите зажигание, при этом не запуская мотор, достаточно будет 5-10 сек.
Выключите зажигание.
Вот и вся калибровка. Авто готово к эксплуатации.
Замена датчика холостого хода на ВАЗ 2114
Электрооборудование
[contents h2 h3] При не нажатой педали газа и нахождении рукоятки переключения скоростей в положении нейтрально, двигатель внутреннего сгорания работает на холостом ходу. Поскольку в таком положении дроссельная заслонка закрыта, для поддержания необходимых оборотов в пределах 800-900 об/мин к впускному коллектору подается требуемое количество воздуха через исполнительный механизм — регулятор холостого хода. Датчика холостого хода на ВАЗ 2114
Назначение и признаки неисправности РХХ на ВАЗ 2114
В специальной литературе имеется несколько названий этого прибора. На двигателях оснащенных карбюраторами он называется электромагнитным клапаном. На инжекторных ДВС его называют регулятором или датчиком холостого хода. Также он имеет название клапан холостого хода.
На ВАЗ 2114 применяется РХХ с шаговым электродвигателем. Фактически он является приводом конусной иглы, которая, перемещаясь, регулирует подачу воздуха через дроссельный патрубок. Расположен регулятор на дроссельном узле и крепится к нему двумя винтами.
РХХ связан с ЭБУ и контроллер обеспечивает работоспособность ДВС в непрогретом состоянии, обеспечивая дополнительную подачу воздуха для обеднения смеси при закрытой дроссельной заслонке.
О проблемах в работе этого прибора может сообщить бортовой компьютер, установленный на машине. На дисплее БК в этом случае высвечиваются ошибки:
- 0505 — ошибка регулятора холостого хода;
- 0506 — низкие обороты холостого хода;
- 0507 — высокие обороты холостого хода.
Однако наиболее выразительными могут оказаться внешние признаки неисправности прибора:
- на малом газу обороты двигателя гуляют с большой амплитудой или движок самопроизвольно глохнет;
- во время движения, при установке рукоятки переключателя скоростей в нейтральное положение, двигатель выключается;
- сразу после запуска на холодном двигателе невозможно увеличить обороты;
- на неразогретом ДВС при включении дополнительного оборудования обороты заметно падают.
Обнаружив какой-нибудь из признаков неисправности датчика, до того как поменять датчик холостого хода на ВАЗ 2114, можно проверить его работоспособность достаточно простыми способами.
- Самый простой — открутить два винта и снять РХХ, вытащив его из гнезда. Подключить разъем к клеммам датчика и легким прикосновением приложить палец к игле, ни в коем случае не нажимая на нее. При включении зажигания должны чувствоваться легкие толки кончиком иглы. Если они проявляются, значит РХХ исправен, если никаких толчков нет — значит прибор неисправен и требуется замена датчика холостого хода на ВАЗ 2114.
- Регулятор — это по сути электродвигатель и проверить в рабочем он состоянии или нет можно замерив сопротивление на его обмотках. Оно должно быть 53 ом. Если сопротивление не соответствует, тогда нужна на ВАЗ 2114 замена регулятора холостого хода.
Одной из причин неработоспособности РХХ может быть отсутствие сигнала от ЭБУ. В этом случае требуется проверить разъем и проводку.
Порядок замены РХХ на двигателе ВАЗ 2114
Перед тем как заменить регулятор холостого хода ВАЗ 2114 надо подготовить датчик, необходимый инструмент и материалы:
- в качестве прибора на замену можно купить РХХ с маркировкой 2112-1148300-04 «КЗТА» или «омега» 2112-114830. При выборе надо обязательно проверить выход штока иглы на расстояние не больше 23 мм;
- для работы нужна крестовая средняя отвертка, а также ключ на «13»;
- обязательно приготовить ветошь, WD-40 и карбюраторный очиститель.
Перед заменой прибора требуется:
- Установить автомобиль на ровной площадке и поставить его на ручной тормоз.
- Поднять крышку капота и зафиксировать ее в открытом положении.
- Отключить аккумулятор, при замене РХХ это не дежурное, а обязательное условие.
- Снять крышку, которая является защитным кожухом двигателя.
- Ослабив хомут, отсоединить резиновую трубку от патрубка воздушного фильтра, иначе она будет мешать при отсоединении самого патрубка.
- Открутить хомут крепящий патрубок ВФ, отсоединить и отодвинуть гофру патрубка в сторону.
- Ослабить крепежный винт и вытащить тросик идущий от педали газа к дроссельной заслонке.
- С помощью ветоши вычистить поверхность дроссельного узла и вокруг него.
- Смазать гайки крепления ДУ и винты крепления РХХ с помощьюWD-40, для того чтобы они лучше откручивались.
- Открутить две гайки на «13» и снять дроссельный узел целиком.
- Отключить разъем РХХ, сняв его с клемм датчика.
- Если в местах крепления и прилегания РХХ к корпусу ДУ имеется грязь, то ее необходимо удалить, тщательно все протерев приготовленной ветошью.
- С помощью крестовой отвертки открутить два винта, которыми крепится РХХ к ДУ.
- Извлечь клапан из гнезда крепления.
- Дроссельный узел желательно промыть карбюраторным очистителем.
- Приготовленный для замены регулятор установить на дроссельный узел в том же положении, в котором стоял только что снятый прибор.
Резиновую прокладку, которая должна продаваться вместе с датчиком, предварительно смазать моторным маслом.
- Закрутить два винта и убедиться в плотном прилегании РХХ к корпусу ДУ.
- Установить дроссельный узел на место и убедиться в плотном закручивании крепежных гаек.
- Подсоединить разъем к клеммам клапана.
- Закрепить тросик к дроссельной заслонке и подсоединить патрубок ВФ и резиновую трубку, затянув хомуты.
- Установить защитный кожух на двигатель.
- После установки РХХ должен быть откалиброван. Для этого подсоединить клеммы аккумулятора и включить зажигание на десять секунд. Калибровку ЭБУ проделает самостоятельно. После этого РХХ готов к работе.
Замена РХХ на ВАЗ 2114 успешно выполнена
Бывают ситуации, когда по тем или иным причинам купить новый регулятор не представляется возможным. Тогда возникает необходимость отремонтировать старый прибор.
Замена РХХ на ВАЗ 2114
Первым делом надо попробовать отмыть «неисправный» датчик. Для этого его нужно снять, обмакнуть ватную палочку в карбюраторный очиститель и промыть контакты. После этого обильно смазать очистителем иглу, шток и пружину. Взять зубную щетку и хорошенько вычистить смазанные поверхности. Еще раз промыв РХХ, установить его на место. Бывает, что этого оказывается достаточно для того, чтобы обороты прекращали «плавать».
Более сложный способ ремонта прибора заключается в следующем:
- взять датчик и прочистить его внешнюю часть от грязи;
- вынуть три шпильки, которые фиксируют корпус регулятора;
- самым аккуратным образом снимается корпус, чтобы не повредить контакты;
- если после снятия корпуса обнаружен обрыв припоя, то необходимо припаять провод на место крепления и покрыть это место специальным лаком, это делается во избежание коррозии;
- если в корпусе РХХ обнаружены зазоры, надо с помощью герметика их устранить, чтобы избежать подсасывания воздуха через клапан.
В случае, если обнаружены износ иглы или проблемы с обмотками, то необходима замена этого датчика на новый РХХ.
Замена датчика холостого хода на ВАЗ-2112 16 клапанов своими руками
Автомобиль: Ваз-2112.
Спрашивает: Иванов Сергей.
Суть вопроса: Как заменить регулятор холостого хода?
Добрый день! Подскажите как решить мою неисправность! На ВАЗ-2112 начали плавать обороты, когда автомобиль работает на холостых оборотах — глохнет. Мне сказали, что проблема может быть в регуляторе холостого хода. Подскажите, как его заменить?
Датчик холостого хода — для чего и зачем?
Датчик или регулятор холостого хода на ВАЗ-2112 предназначен для обеспечения стабильного хода двигателя на холостых оборотах.
Видео замены регулятора холостого хода
Конструкция датчика
По конструкции датчик холостого хода представляет из себя специальный клапан, на конце которой вмонтирована запорная конусная игла. Основной задачей РХХ является дозировка необходимого количества воздуха, который поступает в камеру сгорания во время работы двигателя на холостых оборотах. Это и не даёт системе заглохнуть, так как частота вращения коленчатого вала отрегулирована.
Как выбрать датчик на ВАЗ-2112?
На ВАЗ-2112 поставляется два различных вида регуляторов холостого хода под артикулами: 2112-1148300-02 — производства КЗТА (г. Калуга) и 2112-1148300-01 — производства фирмы «Пегас» (г. Кострома).
Датчик производителя «КЗТА».
Однако кроме них, на прилавках можно встретить и аналоги от других производителей, например: 2112-1148300-04 и 2112-1148300-03 а также, «Омега» (Москва) — 2112-1148300.
Наибольшей популярностью среди владельцев ВАЗ-2112 пользуются производители «Омега» (Москва) и КЗТА (г. Калуга).
Датчик от фирмы «ОМЕГА»
Обратите внимание, что во время покупки подобных датчиков следует остерегаться подделок. Внимательно смотрите на качество шрифтов на упаковке, наличии специальных голограммных наклеек на изделии. Что же касается её механической части, то все элементы должны быть надёжно между собой соединены, люфт деталей и всевозможные зазоры должны отсутствовать.
Характерные отличия подделки от оригинала
- Корпус контрафактной продукции меньше на 1 мм, чем у оригинала.
- Пружина на контрафакте белого цвета и имеет более частую навивку, а пружина оригинала имеет черный цвет и оснащена более редкой навивкой.
Как пример, сверху подделка, снизу оригинал.
Не обратив внимания, можно взять подделку.
Где расположен регулятор?
Датчик холостого хода вблизи на редакционной ВАЗ-2112 (124 двигатель)
Датчик холостого хода находится на корпусе блока дроссельной заслонки (БДЗ), ниже датчика положения дроссельной заслонки. Крепится он при помощи двух винтов накрест.
РХХ на дроссельном узле
Проверка датчика холостого хода
Для того, чтобы провести проверку на работоспособность РХХ, предлагаем вам прочитать эту статью, где очень подробно об этом написано.
Процесс замены датчика
Проводить замену регулятора холостого хода, необходимо в следующем порядке:
- В первую очередь отсоединяем минусовую клемму с аккумуляторной батареи.
- Нажимаем на пластиковый фиксатор, который держит колодку питания датчика и убираем её.
Когда колодка демонтирована, осталось открутить болты.
Датчик убран из посадочного места
Первый запуск
Помните, что после первого запуска автомобиля, обороты поднимутся до 2-2,5 тысяч оборотов и продержатся до тех пор, пока двигатель не остановить. А уже при последующем, обороты придут в норму.
Замена датчика холостого хода на Приоре
Датчик холостого хода еще называют регулятором холостого хода и обозначают аббревиатурами “ДХХ” или “PXX”. Он выполняет функцию стабилизации мотора и его оборотов ХХ. В автомобилях “Приора” эта деталь является незаменимой в блоке, который подает топливо в двигатель внутреннего сгорания. Забегая наперед, скажем, что не всегда уместно именно менять регулятор, иногда достаточно его просто почистить и он может заработать как прежде. Но если Вы убедились, что замена необходима, то эта статья поможет Вам разобраться, как это сделать своими руками.
Зачем нужен датчик холостого хода на Приоре
Каждый раз, когда Вы выключаете передачу и отпускаете педаль газа, по логике вещей, двигатель должен остановиться, но этого не происходит. Более того, мотор продолжает работать на определенных оборотах, самостоятельно их поддерживая. Если Вам захочется включить печку или что-либо из электрооборудования машины на xx, то обороты двигателя будут автоматически увеличены. Следовательно подача воздуха в двигатель осуществляется во вход дроссельной заслонки. Вот за это действие и отвечает датчик холостого хода на приоре 16 клапанов.
Помимо поддержания стабильности работы двигателя на xx, рxx отвечает за прогревочные обороты мотора. Так, если двигатель холодный, то он и на xx работает на более высоких оборотах, благодаря чему осуществляется быстрый прогрев системы.
Специалисты рекомендуют выбирать именно регулятор с маркировкой “04”, а не “02”, так как последнюю часто подделывают недобросовестные производители. При покупке стоит обращать внимание на маркировку а также на цену детали. Цена около трехсот рублей свидетельствует о неоригинальном товаре. Лучше заплатите тысячу рублей за качественный регулятор, который прослужит Вам гораздо дольше.
Как устроен регулятор, принцип работы
Такое устройство характерно для двигателей с непосредственным впрыском топлива, однако у карбюраторных систем существует отдаленный аналог. Он называется “электромагнитный клапан”. Вот только регулирует этот клапан подачу топлива через канал xx, а подача воздуха на холостом ходу в карбюраторных автомобилях регулируется руками, при помощи специальных винтов на карбюраторе. Для этой процедуры необходимо дополнительное оборудование и знания.
Кроме того, рxx включается в работу, когда Вы бросаете педаль газа, чтобы нажать на тормоз, переключаете скорость, включаете нейтраль, при остановке на светофоре. Именно благодаря регулятору холостого хода, двигатель не глохнет в подобных ситуациях. Еще одна функция регулятора заключается в том, что с его помощью электроника предотвращает работу мотора на обедненной смеси. Это очень вредно как для самого двигателя, так и негативно сказывается на расходе топлива.
Расположение датчика холостого хода
PXX на “Приора” довольно легко распознать, даже если вы впервые открыли капот машины. Единственная сложность заключается в том, что он очень похож на датчик положения заслонки дросселя. Эти две детали вкручены рядом друг с другом, что и может озадачить начинающего автолюбителя. К счастью, есть несколько отличий, которые помогут Вам не ошибиться:
- Датчик холостого хода находится выше, чем датчик положения заслонки дросселя.
- Если открутить фишки, то будет видно количество контактов на деталях. На PXX — 4, а на ДПДЗ — 3.
- У них разные штекеры.
После того как Вы откроете капот, отсоедините пластиковый корпус от двигателя. Справа, на дроссельном узле и будет располагаться датчик холостого хода приора.
Неисправности на Priora датчика холостого хода
Датчик xx имеет такую особенность, как долговечность. Он прослужит вам верой и правдой в течении первых 100 000 километров пробега. Затем, рекомендуется его проверить и, при необходимости, заменить. Есть несколько причин поломки ДХХ:
- нарушения изоляции какого-либо из проводов, что приводит к короткому замыканию и перегоранию.
- если водитель делает попытки завести мотор автомобиля в условиях разряженного аккумулятора.
- игольчатый клапан или шток испачканы.
- износ в результате долгой эксплуатации.
Признаки неисправности регулятора холостого хода Приоры
О неисправности датчика холостого хода сигнализируют следующие “индикаторы”:
- Мотор не запускается ни при каких обстоятельствах. Если только регуляторный клапан не застрянет на нуле, тогда, нажав на “газ”, может получится его запустить.
- Стрелка оборотов плавает, когда двигатель работает. Такое проявление поломки ДХХ является наиболее распространенным. Это происходит когда электронный блок управления пытается расширить канал, но испорченный регулятор не может правильно определить его положение, в результате чего происходит недостаток воздуха.
- Мотор слишком долго набирает нужную температуру для нормальной работы.
- Когда двигатель остывший, обороты не повышены.
Не всегда наличие данных проблем указывает именно на поломку датчика холостого хода на приоре 16, поэтому, чтобы убедиться, что проблема именно в нем, нужно провести его диагностику.
Проверка датчика холостого хода на Приоре своими руками
Чтобы убедиться, что рхх исправен, нужно проверить электрическую часть (это внутренние обмотки) и механическую (убедиться, что шток без заеданий выдвигается из корпуса и втягивается обратно).
Для проверки подвижности штока нужно открутить дроссельный патрубок и снять его со шпилек. Попросите кого-нибудь несколько раз включить и выключить зажигание и в этот момент наблюдайте за регулятором. Когда мы выключаем зажигание, то контролер должен позиционировать регулятор. Он должен передвигаться. Если движение не происходит, то это значит, что шток заклинило и датчик необходимо менять.
ВНИМАНИЕ! Вынимать регулятор из корпуса дроссельной заслонки и проводить такую же проверку — не рекомендуется! Потому, что когда мы включаем зажигание, контроллер выдает много импульсов на обмотку и шток может выскочить из корпуса регулятора.
Также проверку регулятора можно осуществить с помощью сканера DLM.
Проверка рхх мультиметром
Внутри регулятора есть две обмотки, каждая из которых выводится контактами наружу (два справа и два слева). На мультиметре необходимо выставить обозначение в 200 оМ. Замеряем сопротивление, по очереди замыкая контакты. При нормальной работоспособности дхх, оно должно составлять приблизительно 50-55 оМ. Первая и вторая обмотки должны иметь одинаковое сопротивление. Если мультиметр показывает бесконечное число, это значит что обмотки оборваны. Если же значение равно 70 или 40 оМ, то это свидетельствует о неисправности датчика холостого хода на приору.
Далее нужно выставить мультиметр на 2 мОМ и проверить, нет ли замыкания между обмотками. Прозвоните крайние контакты и убедитесь, что мультиметр показывает бесконечность. Следующим этапом замкните один из контактов с крайним стержнем в том месте, где нет краски, для того, чтобы исключить замыкание на корпус. Проделайте то же самое со вторым контактом.
Замена регулятора холостого хода Приора
Первым делом откройте капот и снимите клемму с аккумулятора. Это обязательная процедура перед заменой датчика. Затем снимите пластиковую крышку. Датчик находится прямо за двигателем. Чтобы его извлечь, необходимо сначала достать из него фишку. Следующим этапом открутите два болта, которые крепят рхх и достаньте датчик рукой. Новый датчик вставьте на место старого и закрутите болты. Подсоедините оставшиеся компоненты в обратном порядке и проверьте работу новой детали.
Ремонт рхх на Приоре своими руками
В случае, когда заменить регулятор холостого хода на приоре 16 клапанов нет возможности — его можно временно отремонтировать.
- Опытным путем определите, в каком положении следует закреплять центральный шток рхх. Обычно это 23 миллиметра от фланца до кончика иглы.
- Отсоедините центральную пружину и вместо нее наматываем толстую проволоку
В результате, мы получим стабильные обороты при неработающем регуляторе рхх. Стоит также учитывать, что стабильные обороты будут только на горячем двигателе. Чтобы не было проблем и на холодном моторе, следует после запуска немного приоткрыть дроссельную заслонку или просто подложить монетку. Это нужно для того, чтобы при остановке двигателя, заслонка оставалась приоткрытой.
Инструкция по очистке и смазке рхх на Приоре подробное описание процесса
Если при проверке датчика, вы убедились в том, что он исправен, но почему-то барахлит — скорее всего причина тому именно загрязненные элементы. Очистить рхх очень просто и быстро, для этого следуйте инструкции:
- Извлеките его из машины.
- Проверьте деталь на предмет люфта. (При его обнаружении необходимо произвести полную замену датчика)
- Достаньте шток и очистите его. Для снятия потребуется подключение к нему фишки питания и последующее включение зажигания. При соблюдении данной процедуры, шток выскочит самостоятельно.
- Обратите внимание на червячную передачу. Убедившись, что она в порядке, просто произведите чистку штока.
- Далее необходимо промыть керосином внутренности ротора, но не допустите попадания жидкости на обмотку!
- Смажьте шток вазелином или специальной смазкой.
- Подшипник тоже лучше “освежить” с помощью шприца с моторным маслом.
- Пришло время вставить шток обратно. С помощью струбцины, зажмите шток во время завинчивания, в тот момент, когда деталь с резьбой полноценно опустится в ротор. Включите зажигание и шток сам закрепится на ротор. Это нужно будет сделать несколько раз, до тех пор, пока шток не зафиксируется на 28 миллиметровом расстоянии от места посадки.
Для обеспечения максимальной эффективности данной процедуры, не пренебрегайте ни одним из пунктов.
Видео обзор по снятию и установке рхх Приоры
Данный видео обзор наглядно покажет Вам, где находится датчик холостого хода на приоре и как его обслуживать. Пользуясь этой подробной статьей и видео роликом, у каждого автовладельца получится освоить работу с датчиком xx. Желаем Вам успехов!