Контролируем уровень моторного масла
Двигатель автомобиля требует постоянного контроля за работой всех механизмов и систем, а также контроль за уровнем рабочих жидкостей, в первую очередь – масла.
Периодичность проверки. Особенности выполнения операции
Система смазки двигателя
Ранее, среди профессиональных водителей, проверка технических жидкостей входила в перечень работ так называемого ежедневного обслуживания (ЕО). Перед первым выездом водитель обязан был удостовериться, что количество масла в силовой установке в норме, при недостатке – провести доливку.
Современные моторы не требуют ежедневной проверки уровня смазки, достаточно выполнять эту операцию каждые 1000 км пробега. Но отметим, что это – условное значение. В идеале необходимо хотя бы раз на 1000 км заглядывать под капот и проверять уровень масла, а ещё лучше два раза в месяц. Не будет лишней и более частая проверка уровня смазки. Процедура эта несложная, но поможет избежать серьезных поломок и выявить возникновение проблем с мотором на ранних стадиях.
Несмотря на то, что проверка количества смазки – операция несложная, но в ней есть несколько нюансов. И первый из них – на каком двигателе выполнять работы – горячем или холодном? В регламенте ЕО, который использовался раньше, указывалось, что проверка проводится «на холодную», то есть перед первым запуском мотора после ночного отстоя.
Но многие выполняют эту работу на горячем моторе, что не является нарушением или неправильным действием. Но в этом случае результат проверки будет несколько иным, чем при определении уровня «на холодную». Масло, как и любая жидкость, после нагрева расширяется, что приводит к увеличению объема. К тому же, даже если дать время после остановки мотора на стекание смазки, она все равно не успеет полностью стечь в поддон и часть останется в каналах. По этой причине ни один автопроизводитель и не указывает точный уровень масла в двигателе, он просто должен находиться в определенном диапазоне – между отметками на щупе.
Чем и как делается проверка уровня?
Замер делается щупом для проверки уровня масла в двигателе – это специальный прут с двумя отметками на конце – «мин» и «макс». Рукоятка масляного щупа на всех двигателях выведена в хорошо просматриваемое место (обычно возле головки блока) и окрашена в яркий цвет, поэтому не заметить её сложно.
Технология проверки уровня смазочного материала в моторе на «холодную» и «горячую» — практически идентична и включает в себя один и тот же алгоритм действий.
Все, что потребуется для того, чтобы правильно проверить уровень – это чистая ветошь, не оставляющая ворсинки. Алгоритм работ рассмотрим на примере проверки на холодном моторе:
- Ставим автомобиль на ровную горизонтальную площадку.
- Открываем капот и находим рукоятку щупа.
- Вытаскиваем полностью масляный щуп.
- Кончик прута вытираем ветошью от смазки.
- Устанавливаем щуп до упора.
- Через 3-5 сек. вытаскиваем пруток снова и по следу смазки оцениваем уровень.
Что касается проверки «на горячую», то алгоритм действий тот же, но после постановки авто на ровную площадку, нужно выждать время (5-10 минут), чтобы смазка стекла в поддон и только после этого проверять уровень.
Нормальным считается уровень масла на щупе, когда он находится между отметками «мин» и «макс», лучше всего на 2/3 от минимальной . Если уровень на щупе приближен к одной из меток, это не проблема и можно спокойно эксплуатировать авто. Хотя если замечено, что уровень приближается к отметке «мин», то стоит сделать доливку масла.
Уровень масла нужно проверять либо только на «холодную», либо «на горячую». Использование обеих методик одновременно может запутать с определением количества масла и тогда доливка будет выполнена неправильно.
Почему уровень падает?
В любом, даже исправном и новом двигателе, часть масла в процессе работы уходит «на угар» (сгорает в цилиндрах), и этот фактор является нормой. Сильная нагрузка на мотор, резкие смены режима работ приводят к тому, что масло проникает в цилиндр, где и сгорает.
Количество масла, уходящего «на угар» принято считать в гр/1000 км. Для различных типов двигателей этот показатель разный. К примеру, в исправном бензиновом двигателе нормой считается расход до 100 гр/1000 км. Уход же масла более 400 гр/1000 км указывает на сильный износ мотора или неисправность. А вот в дизеле нормой считается уход масла на «угар» до 500 гр/1000 км. Повышение расхода более 1000 гр/1000 км указывает на неисправность дизеля.
По «угару» смазочного материала и установлена периодичность проверки уровня масла – каждые 1000 км.
Как восполнить масляный объем до нормы
Доливка осуществляется в случае, когда уровень масла приближается к отметке «мин», находится на этой метке или ниже. В тех. документации к некоторым машинам указывается, какой объем масла перекрывает диапазон между отметками на щупе. То есть, сообщается, сколько точно нужно залить масла, чтобы уровень повысился от «мин» до «макс». На одних моделях это 1 литр, на других – 1,5 литра.
Если такая информация есть, то определить, сколько долить масла – несложно. К примеру, замечено, что масло на «минимуме». Если диапазон перекрывается 1 литром масла, то для доведения до нормального уровня (между отметками) нужно залить 500 гр.
В случае, когда этой информации нет, то доливка выполняется порционно. То есть, сначала заливаем 250-300 гр., выжидаем время, чтобы смазка опустилась в поддон, проверяем уровень, если нужно – еще доливаем порцию и снова замеряем. Главное добиться, чтобы масляный щуп показал уровень посредине между отметками. Если будет чуть выше (ближе к метке «макс») – ничего страшного.
Доливка выполняется по той же методике, что и проверка. То есть, если замерялось на «горячую», то и заливать смазочный материал нужно в прогретый мотор. В противном случае из-за разницы в показаниях на «холодную» и «горячую» высока вероятность перелива.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Мало или много масла. Чем грозит?
Недостаток смазки приводит к «масляному голоданию» двигателя, в результате чего в некоторых узлах возникает трение «на сухую», что приводит к их интенсивному износу. Чаще всего от недостатка смазки «страдают» ГРМ и КШМ.
Избыток же масла тоже ничего хорошего не несет. Излишки масла попадут в систему вентиляции картера, что опасно для катализатора. Ранее, когда в двигатели заливалось минеральное масло, лишняя смазка приводила к выдавливанию сальников коленвала. Происходило это из-за того, что при запуске мотора из-за высокой вязкости масла резко возрастало давление внутри системы.
В современных моторах сальники выдавливает редко, поскольку полусинтетические и синтетические масла не так загустевают при охлаждении. Но лишнее масло в больших количествах проникает в цилиндры (из-за того же повышенного давления), что со временем становится причиной залегания колец и закоксовки мотора. Поэтому допускать перелива смазки тоже не стоит. Но если это произошло, то лишнее масло можно откачать через отверстие для щупа при помощи трубки от капельницы и шприца.
Как доливать масло в двигатель
Во время эксплуатации автомобиля водитель должен следить за уровнем масла и при необходимости доливать его. Если уровень смазочной жидкости опустится ниже критического уровня, двигатель будет испытывать масляное голодание – а значит, возникнет риск быстрого износа его подвижных узлов. В этой статье рассказываем, как правильно выполнять долив моторного масла.
Доливаем масло в двигатель
Перед доливом масла необходимо проверить его уровень:
- Убедитесь, что ваш автомобиль стоит на ровной поверхности, так как уклон может привести к неточным показаниям уровня масла.
- Большинство автопроизводителей настаивает на проверке масла «на теплую», то есть, либо после поездки, либо после целенаправленного прогрева двигателя (работы автомобиля на холостом ходу в течение 5-10 минут после запуска). Точное время прогрева вы найдете в руководстве по эксплуатации транспортного средства.
- Заглушите прогретый автомобиль, дайте ему отдохнуть в течение 5 минут. Если будете проверять уровень масла сразу после того как остановите двигатель, получите неточные показания – часть масла не успеет стечь в поддон и будет находиться в верхней части ДВС.
- Откройте капот автомобиля и найдите желтую пластиковую ручку щупа. Выньте его и протрите ветошью. Вы увидите две отметки на чистом щупе для максимального и минимального уровня масла.
- Окуните щуп и проверьте уровень. Разница между отметками Мin и Мax составляет примерно литр:
- Если верхняя часть масляной полосы находится между этими метками, уровень в норме.
- Если уровень ниже середины между метками, можно добавить немного масла.
- Если она близка к минимальной отметке или даже ниже нее, то масло обязательно нужно долить.
В случае, если уровень масла на щупе ниже середины между отметками MAX и MIN, необходимо произвести долив.
Как правильно доливать масло
- Найдите крышку заливной горловины в моторном отсеке. На нем должно быть слово «Oil» или контур масленки. Снимите крышку заливной горловины и осторожно залейте масло через воронку.
- Подождите пару минут, чтобы масло стекло в нижнюю часть двигателя, а затем снова проверьте уровень с помощью щупа.
Холодный или горячий долив?
Начинающие водители часто сомневаются, можно ли доливать моторное масло на холодную или это надо делать исключительно на горячую.
Эксперты Addinol рекомендуют использовать горячий долив. Дело в том, что так проще оценить уровень масла. Практически любой холодный материал меньше по объему, чем горячий (вода выступает исключением). Когда мы измеряем уровень масла на холодную, показатель будет не совсем корректным, ведь большую часть времени масло «работает» в сильно нагретом виде. В этом случае есть риск налить слишком много масла.
Однако горячий долив лучше не применять зимой. Из-за разницы температур, опять же, показатели могут быть не совсем точными, кроме того, резкий температурный перепад может негативно сказаться и на двигателе, и на состоянии масла.
Еще один частый спор вызывает вопрос о том, сколько нужно доливать масла. Здесь универсальных показателей нет, поскольку у каждого двигателя своя спецификация. Точный объем смазочной жидкости для долива лучше уточнять на станции техобслуживания или в руководстве по эксплуатации.
Как часто доливать масло?
Как правило, полную замену масла выполняют по пробегу, например раз в 10-15 тысяч километров. Механик сливает старое масло, меняет масляный фильтр и заливает новое масло.
Что касается долива, то вы можете проверить уровень смазочной жидкости и долить ее самостоятельно за считанные минуты — ждать годового обслуживания необязательно.
Мы рекомендуем проверять уровень масла каждые несколько недель. Особенно важно это делать, если вам предстоит длительная поездка.
Если вы покупаете автомобиль с пробегом и без внятной истории обслуживания, лучше перестрахуйтесь и попросите в автомастерской полностью заменить все технические жидкости и фильтры. Это с большой долей вероятности убережет вас от непредвиденных хлопот с двигателем, КПП и другими агрегатами.
Как долить масло в коробку
В МКПП масло удобнее всего доливать через контрольное отверстие. Так вам будет проще контролировать уровень смазочной жидкости:
Долив масла в АКПП – процедура, требующая больших профессиональных навыков, а зачастую и специального оборудования. «Автомат» очень чувствителен к уровню и качеству смазочной жидкости. Недолив или перелив может негативно сказаться на работе автоматической трансмиссии и привести к ее поломке. Поэтому мы рекомендуем производить долив и замену масла в АКПП на специализированных СТО.
При доливе масла в двигатель и коробку важно использовать соответствующий тип смазочной жидкости. Какая смазка потребуется именно вашему автомобилю, вы можете узнать с помощью нашего сервиса подбора масла.
Сколько масла от минимума до максимума на щупе
Расход масла есть у любого двигателя. Масло уходит из двигателя вместе с выхлопными газами, поскольку перед этим попадает в камеру сгорания. Путей всего три: через уплотнение поршень-цилиндр, через уплотнения клапанов и с газами из системы вентиляции картера.
Если бы через кольца не проходило ничего, верхнее поршневое работало бы «на сухую». Долго бы такая пара трения не прожила. Значит, ничтожное количество масла все же остается на стенке цилиндра и при рабочем ходе частично сгорает.
Уплотнения клапанов, если исправны, дают очень малый расход, но и там трение тоже не сухое.
Особенно велик унос масла через вентиляцию картера (картерные газы содержат мельчайшие капельки масла), когда двигатель работает на больших оборотах или автомобиль движется в условиях крутых подъемов и спусков.
В турбомоторах масло через уплотнения ротора турбокомпрессора (они похожи на поршневые кольца) в небольших количествах может проникать на впуск и на выпуск.
Поэтому любой, даже самый новый, исправный и высококачественный двигатель потребляет масло, пусть и немного.
Миф 2. Уровень масла не может повышаться
В холодную погоду, когда автомобиль совершает короткие поездки и мотор не прогревается до рабочей температуры, уровень масла в двигателе может расти (на 10–15 мм по щупу). Только это уже не чистое масло, а смесь с топливом. Система управления двигателем при пуске и прогреве готовит настолько богатую смесь, что часть топлива не сгорает и попадает через поршневые кольца в поддон двигателя. Но если короткие поездки чередовать с долгими, то топливо будет испаряться из масла и уровень расти не будет.
Миф 3. Лучше перелить масло, чем недолить
Все зависит от того, насколько перелили или недолили. Если уровень выше на 10–20 мм по щупу, можно не переживать. Если больше, то излишек нужно слить. Иначе избыток масла будет захватываться коленвалом. Это создаст излишний масляный туман в картере двигателя, который будет засасываться в систему вентиляции картера, засоряя дроссельный узел и загрязняя компрессор с интеркулером (если они есть). Лучше отвернуть масляный фильтр и вылить из него масло.
Если уровень хоть чуть-чуть выше нижней метки на щупе — можно ехать. Но при первой возможности обязательно долить масло.
Постоянная езда на нижнем уровне нежелательна потому, что в системе оказывается недостаточно масла и оно работает более интенсивно и быстрее теряет свои свойства. А в жару масло способствует дополнительному охлаждению двигателя — его нужно много.
Критическим уровнем будет такой, когда периодически помаргивает лампа аварийного давления масла. В таком режиме ездить нельзя. Нужно долить любое моторное масло — хоть для дизельного грузовика.
Миф 4. Уровень масла снижается между ТО пропорционально пробегу
При одинаковом режиме эксплуатации на протяжении 15 000 км расход масла будет разным. На протяжении первых 5–7 тысяч километров, пока масло свежее, угар практически незаметен. По мере ухудшения характеристик масла его расход начнет расти.
Считается, что двигатель и масло идеально соответствуют друг другу, если к замене уровень не упал ниже нижней метки на щупе. Но это получается только на свежих автомобилях, при качественных маслах и легких условиях эксплуатации.
При обычной эксплуатации резкий рост расхода масла при небольшом пробеге свидетельствует о том, что вы нарвались на подделку. И масло нужно немедленно менять.
Если интенсивный угар начался после 5000 км, это свидетельствует о тяжелых условиях эксплуатации и невысоком качестве масла. Его лучше не доливать, а поменять, так как масло выработало свой ресурс.
Уровень масла в щупе
Любому автолюбителю необходимо знать, каким образом проверяется уровень масла в картере двигателя машины. А при поездках на дальние расстояния потребуется обязательно проверить систему смазки. При достаточном количестве смазочного материала возможность выхода из строя двигателя во время движения машины будет сведена к минимуму.
Система смазки позволяет уменьшить трение во всех деталях механизма. При этом их износ происходит очень медленно, что обеспечивает двигателю довольно долгий период эксплуатации. Поэтому любой опытный водитель знает, как опасно для двигателя машины низкое содержание моторного масла. . Это же касается и случаев с переливом смазывающей жидкости.
Проверка масла в двигателе машины
При измерении уровня масла в двигателе необходимо учитывать следующие требования:
– машина должна быть расположена в строго горизонтальном положении. Если у корпуса авто будет присутствовать хотя бы небольшой уклон, то изменится и положение поверхности смазочного материала. Замеры показаний при этом могут существенно отличаться. При продольном уклоне разница величины уровня масла будет гораздо меньше, чем при поперечном смещении. Такой замер считается неправильным и сильно отличается от реальных данных;
– у белорусских, российских автомобилей, как например ваз уровень масла измеряется только при не прогретом двигателе. Поэтому во всех инструкциях по эксплуатации авто указано, что замеряют уровень масла только после того, как будет выключен и остынет двигатель. Масло за это время стекает из системы по трубкам, куда ранее подавалось под давлением;
– перед измерением щуп протирается ветошью, благодаря чему на его поверхности не будет грязных участков, которые могут помешать при определении показаний;
– извлекая щуп, необходимо следить, чтобы масляные капли не попали на поверхность корпуса мотора. Так как в дальнейшем при работе установки, они начнут нагреваться и гореть, образуя дым. Растекшиеся подгоревшие пятна масла нужно будет смывать при помощи различных моющих средств;
– по окончании процедуры измерения, стержень плотно ставится на прежнее место. Это необходимо сделать для того, чтобы при движении деталь для измерения не выпала, и смазочная жидкость не вытекла наружу.
Определение реального уровня масла щупом
При замере необходимо осмотреть щуп на наличие масла относительно двух расположенных на нем рисок:
— значение риски MIN – это допустимый уровень уменьшения смазки в моторе. При понижении показателя, необходимо долить смазочный материал;
— MAX значение риски – это верхний показатель уровня жидкости, который допускается при использовании двигателя. В моторе не должно быть избыточного количества масла, но в некоторых современных двигателях возможен перелив на 3-5 миллиметров.
Разрабатывая конструкцию автомобиля, специалисты учитывают самые разные условия при его эксплуатации. Например, при длительном подъеме, если масла в системе недостаточно, довольно быстро наступает масляное голодание. Это происходит из-за того, что жидкость перемещается назад, а насос находящийся спереди, принимает положение, при котором смазка не покрывает приёмное отверстие.
Опасность, возникающая при недоливе масла
Некоторые автолюбители считают, что уменьшение количества масла в двигателе не представляет никакой опасности для машины. И они всегда успеют долить смазку до необходимых значений. Но при работе механизма в таких случаях возможен целый ряд различных поломок, в зависимости от условий эксплуатации.
- При понижении уровня масла и приближении его к отметке MIN, в двигателе авто, поднимающегося в гору под углом 15 градусов, наличие смазки в системе будет в достаточном количестве. При этом в машине необходимо установить датчики, фиксирующие давление в системе смазки.
- Уровень масла в моторе особенно важен у сельскохозяйственной техники, которая используется на холмах и наклонных плантациях. В этом случае поперечный наклон машины достигает от 12 до 17 градусов. Отверстие насоса в таких условиях может оголиться и отсутствие масла приведет к заклиниванию мотора.
- Если происходит динамичный разгон авто, то жидкость в двигателе отбрасывается назад и может возникнуть сухое трение в механизме. Это особенно опасно для коленчатого вала. Также масла может быть недостаточно для работы шатунных шеек, которые расположены дальше других деталей и имеют сложный доступ для смазки (смазка к ним поступает через отверстие 3,5-5,5 мм в диаметре). При закупорке отверстий, масло не попадает в зону трения и двигатель может сломаться.
Обязательно обратите внимание!
Для двигателей отечественного автопрома критическим считается пробег больше 15000 км после замены смазочного материала. При смене сливается старое масло, меняется фильтр и заливается новая порция жидкости. Таким образом возможность уменьшения уровня смазки до критичного будет минимальна.
Опасность перелива смазочного материала
1.Переливать масло также нежелательно для нормальной работы двигателя, как и недоливать. Повышение уровня может навредить мотору автомобиля по следующим причинам:
2.Коленчатый вал имеет противовесы, обеспечивающие балансировку поршней и шатунных механизмов. Они располагаются за пределами конструкции. Наиболее большие противовесы находятся на дизелях. Если уровень масла будет высоким, то они вступают в контакт, а внутри механизма образуется пена. При длительно вспенивании насос системы качает не масло, а смесь из жидкости и воздуха. При этом происходит разрыв потока, и перестает поступать смазка, так как пена сживается под давлением. Масло не поступает в удалённые места, такие как коленчатый и распределительный вал. При таких условиях мотор может заклинить. И для этого может быть достаточно, эксплуатировать его несколько минут.
3.При переливе происходит разбрызгивание смазочного материала и попадание его на свечи. При этом происходит закупорка зазора в месте, где должна появляться искра. В результате двигатель глохнет. Особенно часто это происходит у машин, имеющих длительный пробег.
4.Иногда выброс масляной жидкости может быть настолько высок, что она попадает на поверхность воздушного фильтра. При этом он забивается, и проходное сечение становится намного меньше. Сопротивление движению воздуха снижается, и двигатель работает на смеси топлива. В этом случае мотор перегревается и теряет мощность.
5.Если масло попадает в камеру сгорания, то может возникнуть выход «в разнос». В результате кроме топлива сжигаются и капли смазки, которые превращаются в пар и самовоспламеняются. Также может начаться неконтролируемый режим работы механизма. Коленчатый вал увеличивает частоту вращения. Из-за такого режима конструкция может быть разрушена.
6.При переизбытке жидкости давление в корпусе двигателя увеличивается, в результате чего может быть выдавлен сальник коленчатого вала. Смазочный материал в результате будет вытекать через подшипники их мотора.
7.При низких температурных режимах избыточное количество смазки влечет избыточное сопротивление вращения вала. В таких условиях аккумулятор может не справиться с запуском двигателя.
8.Возникающие при переливе дополнительные гидравлические сопротивления способны ухудшить разгонные параметры двигателя. Машина становиться менее динамична и хуже ведет себя во время движения по трассе. Водителю приходится резко давить на газ, чтобы разгоняться в потоке машин.
Обратите внимание!
Устранить перелив масла намного труднее, чем недолив. Это можно сделать только на станциях техобслуживания транспортных средств!
Какое количество масла необходимо долить при недостаточном уровне?
Нередко у водителей возникает вопрос: «Какое количество смазочного материала необходимо для нормальной работы двигателя?» Когда-то для машин марки «Тойота» была составлена таблица, по которой без труда можно было определить необходимое количество доливаемого масла. По этим данным, на один мм показателя на стержне-щупе в зависимости от объема двигателя требовалось следующее количество масла:
Сводка: объем масла для доливки в картер на 1 мм щупа
Объем двигателя, см³ Требуется масла на 1 мм показателя на щупе, мл Объем двигателя, см³ Требуется масла на 1 мм показателя на щупе, мл 500 4,8 1800 41,1 600 6,6 1900 44,9 700 8,5 2000 49,0 800 10,6 2100 53,1 900 12,9 2200 57,4 1000 15,4 2300 61,8 1100 18,0 2400 66,4 1200 20,9 2500 71,1 1300 23,8 2600 75,9 1400 27,0 2700 80,8 1500 30,3 2800 85,9 1600 33,7 2900 91,1 1700 37,3 3000 96,4 Таким образом, чем больший объем имеет двигатель, тем больше поверхность масляной жидкости в картере. В результате моторы разной мощности имеют существенные отличия.
Обратите внимание!
По таблице проверяется приблизительное количество смазочной жидкости, которая требуется для доливки. А реальное количество масла необходимо рассчитывать по значениям на щупе.
Основные этапы проверки и доливки масла щупом
1.Из двигателя необходимо вынуть щуп и протереть его ветошью.
2. Затем стержень снова погружают в отверстие.
3. Производится замер уровня масла.
4. Измеряют расстояние по отметке на щупе и рассчитывают, сколько требуется доливки.
5. Производится залив смазочной жидкости.
6. Спустя 5 минут необходимо еще раз проверить количество масла на щупе.
7. Если возникнет необходимость, долить недостающую порцию масла.
Обратите внимание!
При доливке необходимо время, чтобы всё масло стекло вниз.
Уровень масла на щупе в разных авто
Для примера как может выглядеть уровень масла на щупе разных моделей авто.
Как долить в двигатель моторное масло?
Уровень масла ограничен метками MAX и MIN, и выход за метки для мотора вреден. Если уровень масла снизился, и на щупе указан минимальный, доливать нужно как можно скорее, так как мотору очень нужна смазка, ведь работает он при высоких температурах. Чем дольше не замечать низкий уровень масла, тем сильнее будет износ.
Важно! Необходимо регулярно следить за уровнем масла.
Как определить уровень масла?
Если на щупе минимальный уровень, масло в двигателе есть, но это весьма рискованно, и вопрос должен быть решён в кратчайшие сроки.
- Проверка уровня масла выполняется исключительно на ровных площадках, без уклона. Малейший уклон сделает замер неправильным.
- Уровень масла в моторе проверяется на хорошо прогретом двигателе. Если мотор не прогрет, показания уровня на щупе будут занижены. Прогретый двигатель должен постоять 10 минут, чтобы масло успело стечь в картер.
- Итак, остановите автомобиль на ровной площадке и заглушите мотор.
- Подождите 10-15 минут для того чтобы масло стекло в картер, откройте капот.
- Достаньте масляный щуп, и протрите его чистой безворсовой тряпкой.
- Установите щуп в двигатель до упора и подождите пару секунд, пока масло оставит след на контрольном щупе.
- Вынимайте и проверяйте уровень. Если он находится между контрольными метками min и max, всё в порядке. Если уровень масла ниже минимума, нужно доливать.
Можно ли ездить, когда масло на минимуме?
Можно, но не стоит ездить с высокой скоростью и продолжительное время, также не рекомендуется ехать в горку или, наоборот, съезжать .
Как доливать масло?
Ждите, пока мотор остынет! Доливать масло в горячий двигатель запрещено, если залить в горячий мотор холодное масло, это может привести к неисправностям мотора. Резкие перепады и смена температур не полезны во многих ситуациях, и долив масла в этом случае не исключение. В результате резкой смены температур, на некоторых деталях могут появиться трещины.
Фактический уровень масла нужно проверять не реже одного раза в неделю, чтобы своевременно его долить в случае необходимости.
Оптимальным уровнем масла считается уровень посередине, между минимумом и максимумом. Переливать масло тоже вредно, так как избыток масла приводит к увеличению давления.
В паспорте автомобиля производитель дает рекомендации по марке и вязкости материалов. Всегда прислушивайтесь к его рекомендациям.
Откройте маслозаливную горловину, расположенную в верхней части блока цилиндров. Она обозначена пиктограммой – маслёнка с каплей, вставьте в неё воронку и долейте масло до оптимального уровня. Количество жидкости определяйте щупом.
Какой должен быть уровень масла в двигателе и почему
Ресурс ДВС напрямую зависит не только от качества масла и своевременной замены, но и от его уровня. В некоторых современных моделях использована система автоматического контроля смазки, но в большинстве моторов применяется стандартный щуп. И самое интересное, что многие водители не знают, как проводить эту простую процедуру и какие правила следует соблюдать.
Как правильно проверить уровень масла
Машина должна стоять на ровной площадке. Фото: youtube.com
Разобраться с особенностями щупа. На нем есть метки максимального и минимального уровня. Иногда область между ними заштрихована или есть деления. Особой разницы нет, главное – понимать, какой показатель считается нормальным.
Если проверка производится на холодный двигатель, делать это следует перед запуском. Аккуратно извлечь щуп, протереть рабочую часть и вставить обратно. Подождать 5 сек, достать и проконтролировать уровень, он будет четким и хорошо видимым. Холодная жидкость уменьшается в объеме, масло находится ниже середины. Но оно не должно быть у нижней линии.
Щуп нужно протереть и вставить еще раз. Фото: youtube.com
Для проведения замеров на горячем моторе после поездки следует оставить машину на 10-15 мин. Это нужно, чтобы масло стекло из всех каналов в поддон и остыло. Технология примерно такая же, как и описанная выше – извлечь щуп, протереть, вставить обратно и проконтролировать уровень. Он должен быть выше середины.
Чаще всего допустимая область заштрихована. Фото: youtube.com
Проверять следует каждую 1000 километров или раз в месяц, если за этот срок машина проезжает меньше. Можно делать это и чаще, особенно если звук двигателя изменился или появились нарушения работы силового агрегата.
Последствия езды с низким уровнем
Теоретически, если масло доходит до нижней линии, ничего страшного не случится. Хотя и в этом случае может возникать проблема со смазкой некоторых узлов. Также снижается эффективность из-за уменьшения давления в системе. Если дефицит масла существенный и его уровень где-то за нижней меткой, последствия могут быть непредсказуемыми.
Многое зависит от конструкции двигателя, но обычно проблемы однотипны, стоит рассмотреть их, чтобы понимать, почему нужно следить за этим аспектом. При нормальных условиях коленчатый вал буквально «купается» в смазке, что обеспечивает его легкое вращение. Когда масла не хватает движущиеся элементы быстрее изнашиваются, а при самом негативном сценарии проворачиваются вкладыши.
Если упустить проверку, последствия могут быть плачевными. Фото: youtube.com
Поршневая группа тоже требует качественной смазки. Масло покрывает стенки цилиндров, излишки снимаются кольцами. Если его мало, поверхность начинает царапаться.
Все узлы, смазывающиеся под давлением, испытывают дефицит масла. Результат – повышенный износ, задиры. Может даже образовываться стружка, забивающая мелкие полости.
Не стоит забывать и о том, система смазки не только уменьшает трение, но и охлаждает многие узлы внутри двигателя. И любые нарушения провоцируют повышение температуры и перегрев. А тут сложно предугадать последствия, они могут быть разными.
Превышение уровня – чем опасно?
Есть люди, заливающие масло по верхнему уровню и твердо уверенные, что это нормально и полезно для двигателя. На самом деле, это вредно. Таких фатальных последствий, как при нехватке смазки нет, но проблемы тоже могут быть серьезными.
Заметно падает мощность мотора. Много масла – повышенное сопротивление всем движущимся механизмам. Оно будет попадать в цилиндры, сгорать, что можно обнаружить по шлейфу сизого дыма.
Избыток приводит к барботированию, когда коленвал взбивает масло. Оно начинает пениться, содержание газов превышает 7%, что приводит к стуку гидронатяжителей, гидроопор, толкателей.
Уровень должен быть примерно посередине или чуть выше. Фото: youtube.com
Так как масла избыток, то и сгорать его будет больше положенного. Расход увеличится, что с одной стороны даже хорошо. Но может случиться так, что жор не прекратится и при нормальном уровне на щупе.
Масло при попадании во впуск может наделать много бед – повысится расход, ухудшится динамика, из-за грязи начинают некорректно работать датчики. Может случиться и что-то посерьезнее — от выхода из строя катализатора до поломки турбины или компрессора из-за слоя отложений, который образуется внутри механизма, вращающегося с огромной скоростью.
В старых двигателях может выдавить сальники из-за давления. А это сильные течи и необходимость снятия коробки или других узлов. По опыту могу сказать, что спрогнозировать ход событий невозможно. Но ездить с переливом однозначно не стоит.
Что делать при обнаружении проблемы
Если при проверке уровень оказался низким или высоким, необходимо немедленно принять меры. Характер работ отличается, следует рассмотреть каждую ситуацию отдельно. Если масла не хватает, в первую очередь нужно разобраться, почему это произошло. Могут подтекать сальники или соединения, что выясняется при осмотре двигателя, лучше делать это из ямы. При износе колец на поршнях масло будет сгорать, это обнаруживается по синеватому дыму.
Доливать следует понемногу, чтобы не переборщить. Фото: youtube.com
Конечно, дело может быть в банальной невнимательности водителя, когда он долго не проверял уровень. Во многих современных авто нормой считается расход масла от 100 мл до литра на тысячу километров. Особенно этим славятся турбированные моторы VAG и BMW.
Что касается долива, важно не переусердствовать. Тут все зависит от ситуации. Если до конца щупа сухо, можно смело заливать литр. Когда ниже минимума на 5-10 мм, лучше добавить 500 мл, а потом смотреть, сколько придется доливать еще. Не забывать о том, что масло стекает в поддон не сразу, стоит выждать 3-5 минут перед измерением.
При корректировке уровня лучше лить по 100-150 мл, чтобы точно не переборщить. Некоторые водители говорят, что от верхней до нижней метки влезает ровно литр. Но это не так, в разных моделях показатель может отличаться, поэтому лучше не рисковать.
Слить лишнее масло проще всего через пробку в поддоне. Фото: youtube.com
С переливом все сложнее. Начать лучше с того, что после извлечения щупа его нужно понюхать. Если в масло попадает топливо (через изношенную поршневую, бензонасос, если он стоит на двигателе и т.д.), запах сразу укажет на проблему. Второй вариант – антифриз, в этом случае уровень смазки повышается, а ОЖ снижается. Из выхлопной будет идти пар, под заливной пробкой образуется белый налет. В обоих ситуациях нужно разбираться с неполадкой и устранять ее.
Если масла слишком много из-за перелива (даже на центрах замены периодически встречаются такие ситуации), следует убрать излишки. Когда есть яма или эстакада, нужно отвернуть пробку на небольшое время. Когда доступа к поддону нет, проще купить шприц (в аптеках продают варианты на 50 и даже 100 мл) и капельницу. Надеть трубку и опустить ее через тоннель масляного щупа. Аккуратно откачивать состав, контролируя объем. Это несложный процесс.
Стоит отметить, что у водителей, предпочитающих агрессивный стиль езды, расход масла больше из-за повышенных нагрузок на двигатель, в этом случае низкий уровень еще опаснее. Раз в 1-2 недели проверять масло несложно. А эта простая операция зачастую спасает мотор.