Как и зачем контролировать расход топлива
При использовании автомобильного транспорта не малая доля расходов приходится на топливо. Многие предприятия списывают топливо по чекам, предоставленным водителем или по топливным картам. Водитель отчитывается за потраченное топливо с помощью чеков с АЗС. Или ответственный за топливо сотрудник может получать отчет с датами и объемами списанного с карты топлива. Это удобные, понятные и главное привычные способы учета топлива. Такой учет особенно нравится водителям, так как позволяет воровать сэкономленное топливо. Не возможно отследить сколько на самом деле было израсходовано или заправлено в бак. Этим и пользуются наемные водители, и считают это законным бонусом.
Вот несколько примеров махинаций с топливом:
Слив топлива через горловину бака или обратку и продажа излишков топлива. Если норма расхода топлива завышена, то его сэкономленный остаток продают на трассах. Часто можно встретить предложения продажи топлива за 60% от номинала.
Подделка чеков. В данном случае водитель покупает поддельный чек и сдает его в бухгалтерию предприятия. Бухгалтерия в свою очередь выплачивает водителю обозначенную сумму или списывает последнюю из подотчетных средств. Именно подделка чеков — наиболее востребованная криминальная услуга, встречающаяся на трассах.
Устный договор с оператором АЗС. Как правило, водитель договаривается с оператором АЗС об обналичивании средств с топливной карты.
Заправка другого автомобиля по топливной карте предприятия. Этот способ более сложный по сравнению с покупкой поддельных чеков, но не менее популярный.
Заправка автомобиля компании дешевым топливом. Водитель заправляется более дешевым топливом и забирает разницу в цене. Этот способ наносит наибольший ущерб, потому как приводит к скорому изнашиванию ТС.
Наша компания TSControl поможет предотвратить воровство топлива. Мы оснастим автомобиль системой контроля расхода топлива и покажем фактически потраченное топливо. Для контроля за расходом топлива мы используем отработанные готовые решения. Выбор способа контроля зависит от типа техники и сложности топливной системы.
Самые простые и надежные решения
Отображение с высокой точностью уровня топлива в топливных баках. Контроль объёмов заправок, расхода и слива топлива. Это наиболее удобный способ для подсчета затрат на топливо. Позволяет наглядно сравнивать информацию из чеков и карт АЗС с фактическими данными с датчика. Единственный недостаток такой системы это возможность саботажа со стороны водителя. Иногда водители намеренно ломают датчики или проводку датчиков, чтобы на время уйти от контроля.
Такой способ может быть использован на современных легковых, грузовых автомобилях и на спецтехнике.
С высокой точностью позволяет получить абсолютный расход топлива – потраченное топливо или попросту все топливо которое прошло через форсунки. Такой способ отличается высокой надежностью, так как водитель не сможет вмешаться в работу бортового компьютера. И у этого способа есть недостаток. Подключение к CAN шине не всегда позволяет отследить точные объемы заправок и уровня топлива, так как не все штатные датчики уровня топлива в баке автомобиля работают с высокой точностью. Но однажды настроенный датчик расхода не позволит водителям приписывать расход. Кроме расхода топлива часто удается контролировать температуру охлаждающей жидкости, обороты двигателя, пробег, что дает дополнительные инструменты для контроля.
После установки системы наши клиенты получают надежный инструмент для контроля. Современное, проверенное оборудование и мощная программная часть позволяет вовремя реагировать на воровство топлива и объективно оценивать затраты. Расходы топлива по каждому автомобилю и за весь автопарк в виде таблиц и наглядных графиков. Время, место и объемы заправок с высокой точностью, абсолютный расход топлива — все это позволяет система контроля за расходом топлива.
Подробнее о предлагаемом оборудовании в нашем каталоге.
На Ваши вопросы специалисты компании ответят по телефону:
8 800 555-19-04 бесплатный звонок.
8 812 643-23-83 в Санкт-Петербурге.
Абсолютный расход топлива что это
Представляем вашему вниманию калькулятор расхода топлива дизельного генератора. Расчеты производятся нелинейно, и зависят от мощности (и КПД) дизельного двигателя. Чем меньше удельная мощность дизельного генератора, тем больше удельный расход топлива, требуемого на производство 1 кВт*ч. электроэнергии.
Расход топлива дизельного генератора считается исходя из реальных данных электростанций, которые находятся на нашем сервисном обслуживании (более 500 единиц) и, безусловно, отличаются от заводских заявляемых параметров. Калькулятор позволяет оценить ожидаемый и реальный расход топлива, предположить наличие перерасхода и рассчитать требуемый объём хранилища дизельного топлива.
При этом калькулятор расхода топлива учитывает отклонение реального расхода от нормы расхода топлива дизельным генератором, которая составляет 0.2-0.22 гр. на один кВт*ч. То есть, по удельному расходу генератор 10 кВт должен потреблять 2 литра в час, чего в реальности мы не видели никогда. Чем больше мощность генератора, тем ближе его реальный расход к удельному, но на практике реальный расход всё же выше.
Для того, что бы калькулятор заработал — просто вставьте любую цифру в одно из его полей.
Формула расчета
Постоянная мощность дизельного генератора, кВт
Сколько часов работал генератор
На какой нагрузке в среднем работал генератор, %
Результат
Ваш дизельный генератор мощностью 100 кВт отработал 1 ч на нагрузке 100%.
- Средний расход: от ? до ? л/час.
- Всего выработано: ? кВт/ч.
- Всего потреблено топлива: от ? до ? л.
Постоянная мощность дизельного генератора, кВт — мощность PRP вашего генератора, резервная мощность обычно на 10% больше.
Если вам нужен расход топлива дизельным генератором 100 кВт — просто подставляете в это поле в калькуляторе цифру 100
Если вам нужен расход топлива дизельным генератором 5 кВт — ставите цифру 5.
Если расход для 200 кВт — цифру 200.
Сколько часов работал генератор — применяется для расчета длительного потребления. Если вас интересует часовое потребление (литров топлива в час), поставьте значение «1» час. На какой нагрузке в среднем работал генератор, % — применяется для случае неполной загрузки генератора. По умолчанию используйте 100%.
Полученные результаты могут отличаться, и зависят от:
- Исправности, качества и производителя двигателя внутреннего сгорания;
- Типа дизельного топлива (зимнее или летнее) и его качества;
- Температуры окружающей среды и высоты над уровнем моря;
Полученные результаты не могут быть использованы в качестве экспертной оценки.
Можно выделить несколько основных причин, почему у вашего дизельного генератора может быть повышенный расход топлива: нагар на форсунках, деформация или износ распылителей форсунок, поломка ТНВД, неполная проходимость воздушного тракта, неисправность турбокомпрессора, некорректная работа элементов газораспределительного механизма.
В любом случае, с этими и другими проблемами вам поможет сервисная служба Мототех.
Читайте подробнее: ремонт дизельных электростанций, испытание балластным модулем.
«Расчет расхода топлива» — Яндекс Кью
Расчет расхода топлива
- Популярные
- Открытые
- Все вопросы
- Новые ответы
Основная деятельность и темы — кино, литература, история
Анонимный вопрос · 7 ответов
Чтобы посчитать расход топлива на 100 км нужно точно знать сколько вы потратили топлива и сколько прошли КМ. После этого воспользоваться формулой Рт = л/км × 100. Или вбить данные в… Читать далее
Работаю копирайтером.
Анонимный вопрос · 3 ответа
Для расчета расхода топлива на поездку нужно знать средний или реальный расход автомобиля и умножить его на количество километров (которые нужно проехать). Если не хочется считать все… Читать далее
инженер по тб, политика, история, электромобили, домашнее хозяйство
Анонимный вопрос · 2 ответа
Простой способ без лишнего гемороя: когда загорится лампочка записать км с одометра, ехать на заправку, там снова записать км, вывести разницу км (т.е. расстояние с момента загорания… Читать далее
Андрей АльфагазУстановка и ремонтГБО
Анонимный вопрос · 4 ответа
Ни разу за все время нашего существования, а это 16 лет, у нас не было ни одного клиента, который бы разочаровался в плюсах езды на газе и захотел бы его демонтировать за ненадобностью. .. Читать далее
Aequĭtas sequĭtur legem
Анонимный вопрос · 1 ответ
Чтобы рассчитать расстояние можно воспользоваться онлайн-сервисами, например, картами Яндекс. А расход бензина находим так: Литры / Километраж х 100 = Расход на 100 км (залитые литры… Читать далее
Aequĭtas sequĭtur legem
Анонимный вопрос · 1 ответ
Воспользуйтесь простой формулой: Литры / Километраж х 100 = Расход на 100 км
Интересует формума подсчета Среднего расхода топлива на 100км. Аля литров на 100 километро… Развернуть
Пока нет ответов
Пока нет ответов
Евгений З. 4г
Aequĭtas sequĭtur legem
Анонимный вопрос · 1 ответ
Литры / Километраж х 100 = Расход на 100 км (залитые литры бензина делим на пройденный на эти литры путь и умножаем на 100)
Пока нет ответов
4 способа расчета расхода топлива (включая калькулятор)
Расчет расхода топлива совсем не сложная задача. Все, что вам нужно, это входные значения, формула и калькулятор.
В этой статье объясняются различные типы значений расхода топлива. Вы найдете объяснение для каждого значения, случаи его использования, формулу расчета и онлайн-калькуляторы. Используйте калькуляторы, чтобы получить представление о величине значений.
Значение абсолютного расхода топлива
Значение абсолютного расхода топлива используется для расчета выбросов CO 2 , стоимости топлива и относительного расхода топлива.
Представляет собой количество химической энергии, потребляемой при эксплуатации транспортного средства.
Сегодня мой грузовик израсходовал 150 литров дизельного топлива.
Заявление водителя Евгения по окончании смены.
Данная цитата является примером указания абсолютного расхода топлива.
Поскольку значение мало что вам говорит, оно не очень часто используется в общении.
Тем не менее, каждый топливный насос отображает количество прокачанного топлива. Это не что иное, как абсолютный расход топлива.
Если вы всегда заполняете бак доверху, это значение представляет собой абсолютный расход топлива с момента последней заправки. Следовательно, это становится информацией об энергии, подаваемой в двигатель.
Топливный насос умножает количество дизельного топлива на цену дизельного топлива и показывает, сколько вы должны заплатить. Не секрет, это ваши затраты на топливо. (Хорошо, при некоторых обстоятельствах вы можете вычесть НДС. )
Здесь мы имеем первый вариант использования абсолютного расхода топлива. — Расчет стоимости топлива.
Вторым вариантом использования является определение выбросов CO 2 .
Сгорание 1 литра дизельного топлива оставляет после себя 2,65 кг CO 2 . Поскольку это постоянная величина, правительство использует абсолютное потребление топлива для расчета выбросов CO 2 грузового транспорта. Исходя из абсолютного количества проданного дизельного топлива, они рассчитывают выбросы CO 2 всей транспортной отрасли.
Если вас интересуют выбросы CO 2 вашего автомобиля, вы можете использовать тот же прием. Просто умножьте объем дизельного топлива на 2,65 кг/л, и вы получите результат.
В моей статье «7 фактов о CO 2 и почему он выделяется из выхлопных газов» вы найдете дополнительную информацию о CO 2 и топливе, используемом в двигателях внутреннего сгорания.
Если мы разделим цену дизельного топлива на количество полезной энергии в дизельном топливе, мы сможем рассчитать цену энергии. Иногда может быть интересно сравнить цены на разные виды энергии.
Один литр дизельного топлива содержит 34,7 МДж или 9,7 кВтч химической энергии, пригодной для сгорания в двигателе (теплотворная способность).
И последнее, но не менее важное: цифры абсолютного расхода топлива являются одним из исходных данных, необходимых для расчета значений относительного расхода топлива, поэтому мы будем сталкиваться с этим значением очень часто.
Стоимость топлива и CO
Измените ввод и нажмите кнопку, чтобы увидеть стоимость топлива и энергии, а также выбросы CO2.
Относительный расход топлива на расстояние
Обычно вам не просто нужно знать расход топлива. Вы хотите что-то с этим сделать.
Значение относительного расхода топлива используется для целей планирования, сравнения и улучшения.
Сопоставляет объем израсходованного топлива со значимым значением для сравнения.
Используя общее расстояние в качестве эталона, различные значения можно нормализовать и сравнивать друг с другом. Это делает расход топлива поддающимся оценке и предсказуемым.
Чтобы спланировать расходы на топливо, вы умножаете значение относительного расхода топлива на запланированное расстояние, и тогда вы знаете ожидаемый абсолютный расход и, таким образом, также расходы на топливо.
Вы также можете сравнить несколько значений расхода топлива между собой и сделать выводы. Как именно это делается, вы можете прочитать во многих статьях этого блога.
Расход топлива в литрах на 100 км
Наиболее часто используемое расстояние — 100 км.
Формула расчета относительного расхода топлива
Расчет прост. Разделите израсходованный объем топлива на пройденное расстояние и умножьте его на 100. Это даст вам расход топлива в литрах на 100 км.
Умножение на 100 дает числа до десятичной точки. В противном случае нам пришлось бы иметь дело с 0 и от 3 до 4 цифр после запятой. Это было бы непрактично.
Давайте посмотрим на случай Жени:
- Вчера Женя проехал 500 км и израсходовал 150 литров дизельного топлива.
- Относительный расход топлива составил 30 л/100 км.
- Сегодня его маршрут 400 км. Грузовик должен потреблять 120 литров дизельного топлива.
- Но, в конце смены, это 125 литров. Относительный расход топлива составил 31,25 л/100 км.
- Итак, в относительном выражении расход был выше более чем на 4%, хотя абсолютный расход топлива был ниже.
На второй день ожидаемое значение не оправдалось.
Всегда так! Значения расхода топлива всегда имеют разброс.
Рассчитанный относительный расход топлива обычно является средним значением. Он включает в себя несколько неизвестных значений расхода от 100 км каждое. В примере значение первого дня содержит 5 раз по 100 км, а значение второго дня — 4 по 100 км.
Подробно о борьбе с разбросом расскажу в статьях про средний расход и про правильный расчет с помощью мониторинга автопарка.
Калькулятор относительного расхода топлива в литрах на 100 км
Используемый объем топлива:
Пройденное расстояние:
Относительный расход топлива:
Онлайн-калькулятор – планирование расхода топлива
Относительный расход топлива:
Запланированное расстояние:
Стоимость литра:
Абсолютный расход топлива Прогноз:
Predic ted Стоимость:
Расход топлива в милях на галлон
Великобритании и некоторых других странах Великобритании, США, Великобритании, США, США, , используется инвертированное значение.
Пройденное расстояние соотносится с израсходованным топливом.
Единица измерения — мили на галлон.
Это другой взгляд на ту же проблему. Это значение указывает расстояние, которое вы можете проехать на одном галлоне топлива.
Я думаю, что это очень жизнеспособный подход к экономии топлива. Если вы знаете объем своего аквариума, то легко сможете узнать, как далеко вы сможете забраться.
Трюк «умножить на 100» здесь не нужен. Имея почти 4-5 литров дизельного топлива, грузовик может проехать такое большое расстояние, что значение в конечном итоге становится числом, намного превышающим ноль.
Почему я пишу от 4 до 5 литров? Теперь есть два разных галлона. Имперский галлон — 4,54609 литров, а жидкий галлон США — 3,785411784 литра. (Источник: Википедия)
В то время как в системе л/100 км число должно быть как можно меньше, в мире миль/галлон все наоборот. Большое количество миль указывает на лучшую топливную экономичность.
Однажды у меня был опыт.
Я арендовал машину в США и, конечно же, старался ездить экономично
Чем больше я старался, тем больше становилось значение расхода топлива на дисплее!
Я все больше и больше разочаровывался.
Мне потребовалось довольно много времени, чтобы понять, что расход топлива измеряется в милях на галлон.
Калькулятор относительного расхода топлива в милях на галлон
Пройденное расстояние:
Используемый объем топлива:
Относительный расход топлива:
Если вы хотите преобразовать мили на галлон в литры / 100 км или наоборот, вы должны различать, используете ли вы имперские галлоны или галлоны США. Для США используйте эту ссылку, для империалов эту ссылку.
Из-за двух разных миль на галлон вы не можете быть уверены, сопоставимы ли любые два значения или нет. Я люблю метрические единицы!
Относительный расход топлива за время
Расход топлива в литрах в час.
Если автомобиль эксплуатируется в состоянии покоя, расход топлива зависит от времени работы двигателя.
Единица измерения – литры в час.
Типичным вариантом использования этого метода расчета является потребление двигателя на холостом ходу.
Его нужно оптимизировать, а значит, его нужно измерить. Выключение двигателя является наиболее распространенным методом оптимизации.
Некоторые автомобили отображают это значение отдельно на дисплее, другие смешивают его со значением расстояния, некоторые просто игнорируют его.
Вам необходимо ознакомиться с тем, как ваш автомобиль реагирует на значение расхода топлива на холостом ходу.
Если вы используете расчет расстояния для своего автомобиля, скорее всего, вы тоже перепутаете его, потому что у вас просто нет данных для его разделения. Пока вы все еще следите за своим временем простоя, это может быть приемлемо.
Если ваш автомобиль является рабочей машиной или оснащен рабочей машиной, вам обязательно нужно измерить это значение отдельно.
Типичным рабочим механизмом является, например, бетононасос. Транспортным средством, оснащенным рабочей машиной, может быть грузовик с погрузочным краном. Оба типа транспортных средств эксплуатируются в течение значительного времени без движения.
Калькулятор расхода топлива в состоянии покоя
Нелегко узнать потребление двигателя на холостом ходу или в состоянии покоя, потому что, как правило, OEM-производитель не публикует его. Измерить можно самостоятельно, используя метод мониторинга автопарка. Вместо вождения вы работаете на холостом ходу или эксплуатируете грузовик в условиях, значение которых вы хотите узнать.
Но вы можете сами измерить. Используйте для этого метод мониторинга автопарка.
- Полностью заполните бак.
- Управляйте автомобилем на стоянке. Запись рабочего времени.
- Налейте дизельное топливо в мерный стакан, с его помощью заполните бак до исходного уровня.
- Считайте объем заправленного дизельного топлива на мерном стакане и запишите его.
- Рассчитать потребление в режиме простоя.
- Повторите измерение через несколько дней.
- Рассчитайте средний расход топлива по отдельным значениям.
Онлайн-калькулятор – относительное потребление в состоянии покоя
Расход топлива:
Время работы:
Относительный расход топлива в состоянии покоя:
Онлайн-калькулятор – абсолютное потребление топлива в состоянии покоя
После получения необходимой информации вы можете использовать калькулятор для расчета необходимого количества топлива.
Время:
Расход топлива:
Израсходованное топливо:
Удельный расход топлива
Удельный расход топлива соотносит расход топлива с объемом работы.
В отличие от предыдущих значений расхода топлива, используется не объем топлива, а масса топлива.
Единица измерения г/кВтч.
Измерение обычно проводится на испытательном стенде двигателя, поэтому расчет основан на измеренной выходной мощности. Поскольку масса топлива связана со временем, мощность в этом случае становится механической работой.
Это значение характеризует КПД двигателя.
При использовании топливной массы исключается влияние изменения плотности жидкости. Масса топлива представляет собой непосредственно химическую энергию, содержащуюся в дизельном топливе. Следовательно, это соотношение затрат энергии и объема работы, и это определение эффективности.
Это значение является горячей темой для обсуждения среди разработчиков двигателей и термодинамиков. Здесь они реализуют свои амбиции.
Обычно удельный расход топлива сообщается не в виде одного значения, а в виде диаграммы с несколькими значениями для разных рабочих точек двигателя.
Эта диаграмма называется диаграммой оболочки. Нажмите на ссылку, чтобы увидеть изображение такой диаграммы.
Линии, придающие ему вид ракушки, представляют собой линии одинакового удельного расхода топлива. (Значение давления на оси Y коррелирует с крутящим моментом двигателя. Не путайте. Это малая буква p для давления, а не заглавная P для мощности.)
Карта удельного расхода топлива двигателя является очень важной информацией для разработки стратегий разумного вождения и управления двигателем. Поэтому он очень часто используется инженерами производителя транспортных средств. В повседневной эксплуатации используется не так часто.
Заключение
- Рассчитать расход топлива легко, это может сделать каждый.
- Абсолютный расход топлива – это объем дизельного топлива в литрах.
- Абсолютный расход топлива используется для расчета CO 2 выбросы, стоимость топлива и расчет относительного расхода топлива.
- Относительный расход топлива в л/100 км представляет собой объем дизельного топлива, разделенный на расстояние, умноженное на 100.
- Используется для планирования и улучшения расхода топлива.
- Стационарный расход в л/ч рассчитывается путем деления объема дизельного топлива на время работы.
- Возникает на холостом ходу или при работе машин.
- Удельный расход топлива рассчитывается путем деления массы дизельного топлива за время на эффективную мощность двигателя.
- Удельный расход топлива соответствует КПД двигателя и представлен в виде оболочечной диаграммы.
Если вы хотите оценить, сколько бензина вы будете использовать в своей следующей поездке, этот газовый калькулятор для вас. В этом калькуляторе вы узнаете:
- Важность понимания экономии топлива ;
- Как рассчитать, сколько бензина потребуется, чтобы пробежать определенное расстояние ;
- Как рассчитать стоимость бензина для любой поездки ; и
- Как пользоваться газовым калькулятором .
Понимание экономии топлива
Экономия топлива — это показатель, который мы можем использовать для оценки эффективности наших автомобилей. Его значение варьируется от одного транспортного средства к другому и может меняться в зависимости от типа дороги, по которой вы едете, скорости вашего движения и веса автомобиля. Мы обычно выражаем экономию топлива с помощью того, как далеко может проехать транспортное средство на единицу объема газа или топлива .
Еще одним показателем, связанным с экономией топлива, является расход топлива , которое мы выражаем через количество газа или топлива, необходимое транспортному средству для прохождения определенного расстояния (например, литров на километр или литров на 100 километров). В идеальной ситуации нам нужен автомобиль с низким расходом топлива.
Информация об экономии топлива или расходе топлива нашего автомобиля может помочь нам спланировать наши поездки и составить бюджет расходов на топливо . В следующем разделе этого текста давайте узнаем, как использовать этот газовый калькулятор, чтобы использовать экономию топлива для наших расчетов стоимости газа.
Как пользоваться этим калькулятором газа
Вот шаги, которые вы можете выполнить при использовании нашего калькулятора оценки газа:
- Выберите ваш тип поездки .
- Выберите вашу модель автомобиля из вариантов. Если вашего автомобиля там нет, выберите Другой автомобиль и введитерасход топлива вашего автомобиля . Вы можете проверить наш Калькулятор MPG, чтобы узнать, как определить расход топлива или экономию топлива вашего автомобиля, если вы этого еще не знаете.
- Введитерасстояние которое вы путешествуете. К этому времени наш инструмент отобразит оценку концентрации газа, которую вы будете использовать для этой поездки.
- Введитецену топлива в вашем районе, чтобы найти стоимость поездки в вашем регионе.
- Вы также можете ввестиколичество человек разделить счет, чтобы разделить стоимость топлива поровну.
Как рассчитать, сколько бензина потребуется, чтобы пробежать определенное расстояние
Чтобы рассчитать, сколько бензина вы будете использовать при любой продолжительности поездки:
- Узнайте расход топлива вашего автомобиля.
Допустим, ваш автомобиль потребляет только 8,5 литров бензина, чтобы проехать 100 км .
- Определите, как далеко будет ваша следующая поездка. Карты Google могут помочь вам в этом, но вы можете использовать любые другие карты или источник этой информации для этого шага. Скажем, вам нужно добраться от Эмпайр-стейт-билдинг до Белого дома, что составляет около 9 часов.0448 374 км пройдено.
- Подставьте эти значения в это уравнение :
Расход топлива=расстояние×расход топлива=374 км×8,5 л100 км=31,79 л\scriptsize \начать <выравнивать*>\text <Расход топлива>&= \text<Расстояние>\times \text<Расход топлива>\\\\ &= 374\ \text<км>\times \frac<8,5\ \text<литров>><100\ \text<км>>\\\\ &= 31,79\ \text<литров>\\ \end
-
Наконец, чтобы рассчитать стоимость бензина для таких поездок, умножьте цену на топливо (скажем, $1,20) по объему использованного топлива.

Жирная точка в спорах о расходе топлива
В связи с преждевременным "весенним обострением" в ряду троллей, суммирую и выкладываю в рамках одной записи сведения о расходе топлива на автомобиле ЗАЗ SENS с двигателем МеМЗ-307. Напомню, что SENS — это седан (не самое удачное решение с точки зрения аэродинамики) с весом чуть более тонны…
Те немногие, кому посчастливилось стать первым обладателем SENS наверняка помнят книжку… хотя правильнее будет назвать её "альбомом" (ибо ориентация страниц в ней альбомная) под названием "Руководство по эксплуатации". В конце этой книжки есть так называемые "технические характеристики", где в числе прочего представлен номинальный расход топлива:
8.9 литра на 100 километров пробега в черте города
7.2 литра на 100 километров пробега в смешанном цикле
5.5 литров на 100 километров пробега при движении по шоссе
Это не минимальные, но приближенные к минимальным значения (все прекрасно понимают, что чем меньшие значения производитель заявит, тем большим будет спрос на автомобиль).
Остановимся на значении номинального расхода топлива по городу. Значение это усреднённое: так, я наглядно продемонстрировал что путевой расход топлива в режиме города (без учёта пробок в часы пик в городах, возглавляющих ТОП-10 по Яндекс.Пробками) составляет 8.26 литра на 100 километров пробега. В том эксперименте мой автомобиль не был укомплектован датчиком кислорода, но мотор был форсированным: имел увеличенный объём и повышенную степень сжатия, которые примерно обоюдно компенсировали отсутствие датчика.
При всём при том, если бы в пустой бак того же автомобиля я заправил бы ровно 8,26 литра бензина и у меня не было бы необходимости преодолеть все 100 километров за одну поездку, на 100 километров бензина мне не хватило бы, и никакой магии в этом нет. С сегодняшнего дня предлагаю ввести в обиход два новых термина, которые во многом прольют свет на разницу в расходе топлива на двух одинаковых автомобилях в частности.
"Путевой расход топлива" — значение затраченного топлива в пересчёте на пройденные километры пути в рамках одной поездки.
"Абсолютный расход топлива" — значение затраченного топлива в пересчёте на пройденные километры пути от заправки до заправки.
Разница между этими двумя значениями (которые порой сильно отличаются друг от друга) обусловлена паразитическим потреблением топлива двигателем внутреннего сгорания с момента его пуска до момента достижения рабочей температуры. Я сознательно избегаю определения "прогрев" так как большинство автолюбителей полагают, что если они не ждут пока стрелка указателя температуры с момента пуска двигателя поднимется, а начинают движение на холодном двигателе, они не "греют" мотор. Это заблуждение. В самом деле, как уже было оговорено выше, вплоть до достижения рабочей температуры (а это значение соответствует температуре ВЫКЛючения вентилятора охлаждения) двигатель будет потреблять топлива на единицу времени больше примерно пропорционально разнице между рабочей и фактической температурой.
Пример. Вам нужно отвезти ребёнка в садик в нескольких кварталах от дома. Расстояние в один конец ровно 10 километров. Прогретому мотору для этого потребуется лишь 0.83 литра (Х2=1.66 литра). Но Вы сталкиваетесь с ситуацией, когда из бензобака убывает ровно 2 литра потому что 340 миллилитров попросту грубо говоря "ушли в атмосферу" — именно настолько расход топлива на не прогретом двигателе оказался больше чем на прогретом. И чем ниже температуры воздуха на момент холодного пуска, тем на большее значение ваш фактический расход топлива будет отличаться от путевого. В рамках данного примера мы получили расход топлива, отличающийся в большую сторону на 1.7 литра (в пересчёте на 100 километров пробега), что примерно соответствует температуре +10’C на момент холодного пуска. Допустим, вечером Вам нужно забрать ребёнка из того же садика: вы снова тратите те же 340 миллилитров на прогрев… таким образом, чем меньше по расстоянию Ваши поездки, чем их больше на один полный бак и чем ниже температура воздуха на момент холодного пуска двигателя — тем большие значения абсолютного расхода топлива Вы получаете на абсолютно технически исправном автомобиле.
Таким образом, с учётом всех прогревов абсолютный расход топлива в черте города на исправном автомобиле зимой может доходить до 12 литров на 100 километров. Если Вы получаете большие значения — это повод искать неисправность, но бить тревогу, получая значения в районе 11 литров крайне преждевременно.
На DRIVE2 много автолюбителей с явно выраженным эффектом Плацебо, заявляющих нереально малые значения расхода топлива на своих автомобилях. Как правило, в БЖ каждого такого автолюбителя обязательно есть записи либо о "чудо"-свечах (зажигания), либо о "чудо"-маслах. Журнал "За рулём" проводил замеры, и в результате выяснилось что что самые "чудесные" свечи способны снизить расход топлива на значение до 4.5% (относительно значений со штатными свечами, рекомендованными заводом-изготовителем), а самые "чудесные" (так называемые "энергосберегающие") моторные масла снижают расход топлива на значение до 2.5%.
Таким образом, автомобиль с самыми "чудесными" свечами зажигания из редкоземельных металлов, с залитым в него "энергосберегающим" моторным маслом может продемонстрировать экономию топлива, не превышающую значение в 7%.
При расходе топлива в 9 литров эта экономия составит всего 0.6 литра. То есть там где SENS со штатными свечами BRISK LR15YC-1 и полусинтетическим моторным маслом 10W40 API SJ показывает значения расхода топлива в 8.9 литров (соответствующее заявленному заводом-изготовителем), такой же SENS со свечами зажигания а-ля DENSO TT и синтетическим моторным маслом класса "SN" должен продемонстрировать чуть менее восьми с половиной литров. При этом, если полистать БЖ тех кто переплатил за "чудо"-масло или "чудо"-свечи, мы как правило увидим значение расхода топлива ниже номинального почти на четверть (25%)! Вычтем из него максимально возможную экономию в 7% и получим значение в 18%. Ровно столько составляет эффект Плацебо. 18:7=2.57; иными словами реально полученная экономия вкупе с эффектом Плацебо завышается в среднем в 2.5 раза.
Напоследок стоит озвучить абсолютный минимум (по расходу топлива), когда-либо зафиксированный мною за последние 10 лет.
Абсолютное минимальное значение путевого расхода топлива в пределах города зафиксировано на автомобиле, дооборудованном расходомером воздуха (ДМРВ) и составило 7.7 литра на 100 километров пробега
Абсолютное минимальное значение путевого расхода топлива в пределах автострады зафиксировано на автомобиле, оборудованном двумя асинхронными дроссельными заслонками в режиме лямбда-регулирования и составило 4.75 литра
Данные округлены до ближайших 0.05 л\100 км так как получены в реальных условиях (а не в ходе объективного синтетического замера). Если где-то когда-то от кого-то Вы услышите меньшие значения расхода топлива — можете смело забрасывать этого лгуна помидорами. Благодарю за внимание.
Топливная экономичность
Это способность автомобиля двигаться с определенным расходом топлива.
Путевой расход топлива
При определении скоростной характеристики двигателя на стенде одновременно с Ме исОе измеряют расход топлива за некоторое время, который пересчитывают на часовой расход кг/ч. Затем высчитывают удельный расход топлива = 1000 .^Т./ЯР_ г/кВт, ч.)Величина ge изменяется при изменении и^ц иТГе
7^Изменение Ме оценивают коэффициентом использования мощности (момента) двигателя
И =£ N^N^=2 1*и/М’^=2 Рс^/Р-; (55) где индекс ’ соответствует значению параметра при заданной ы>е(уа) и полной подаче топлива. На скоростной характеристике двигателя приводят зависимость ge = П<4>) при полной подаче топлива, которая является критерием топливной экономичности двигателя. Обычно для бензиновых двигателей gc//= 280-320 г/кВт.ч, для дизелей 200-240 Г/кВт.ч.
Поскольку Сг = ^вЛе)/1000, то путевой расход
т ° П Л И £_а <000у00 Ъг.^Ы«:,ч> _ $е5.Рсс.ч»
абООО^т^тр л (56) где^тплотность топлива, для бензина 0,75 кг/л, для дизельного топлива 0,84 кг/л. По величине й5 л/100км оценивают расход топлива автомобилем при заданном режиме движения. В некоторых странах путевой расход топлива определяют в милях на галлон (гвд). Так как 1 сухопутная миля = 1,61 км, а 1 галлон = 4, 55 л (Англия) или 3,78 л (США), то = 235/гте США или 282/[ВД Англия.
Значения ёе для уравнения (56) берут либо из подробных топливных характеристик двигателя, либо в первом приближении по зависимости
где Ки и Кц,коэффициенты, учитывающие изменение Ег соответстветственно от нагрузки И и угловой скорости йЗе=<^е /<ЛЫ . ПринимаютКи = а„ + ЬиИ + с„И2, (58)
где аи, Ьи, си равны соответственно 1,7; — 2,63; 1,93 для дизелей и 2,75; — 4,61; 2,86 для бензиновых двигателей; а*?, Ь«,. с«равны соответственно 1.23; — 0,79; 0.56 для обоих типов двигателей. Зависимости (58) и (59) приведены на рис.22.
Последовательность определения Для заданных значений находятГР«^, и йЗе. а по И. По £ Рсспр находят Ме, затем И, а по И Ки. По Кши определяют яе. Наконец, по уравнению (56) находят й$ (рис.23).
Для автомобиля с ГМП юе=о)г/1 и Ме = Мг/К, поэтому У — ^-к р _ Ме *1пр /о __ %е. Р<иич» (йГП
Следовательно, не зная значения 1 режима работы ГДТ, нельзя найти и)е, ме, й5. Эта задача решается так. Из условия М2 = получаем . — Г^/С^чМ*). откуда
Поскольку для заданнного значения уа однозначно определяется 5 В»ч»> то в правой части уравнения (61) все параметры известны. Поэтому можно определить величину А. Построив на характеристике ГДТ Функцию А = Г(1), по значению А определяем 1, а значит К и^. Далее находим в той же последовательности, как для автомобиля без ГДТ:
.Ме. Ки. К^. ва. (штриховая линия на рис.23).
5.3. Расчет й5 при разгоне и цикличном движении Уравнение (56) позволяет определять расход топлива только при равномерном движении.
При работе двигателя на режиме холостого хода (на стоянке, движение накатом, торможение с отсоединенным двигателем) необходимо знать часовой расход топлива на этом режиме Сгх*и время использования этого режима. Тогда абсолютный расход топлива
При разгоне обычно по зависимости, аналогичной (62), определяют для малых приращений л1с абсолютные расходы топливадСц, а затем суммируют их. Получив 0.р =2дС>г и БР, можно определить среднее значение путевого расхода топлива при разгоне
= йрЮО/Бр Сл/ЮОкм] . (63)
При цикличном движении (разгон равномерное движение торможение с отсоединенным двигателем) среднее значение путевого расхода
йьм, = (°е + С^/ЮО + 0да)100/3ц „ (64) где Б путь равномерного движения, Бц путь цикла, причем = = Би,/Тц.
При цикличном движении "разгон (от Ун до V*) выбег (от до У„)" путевой расход при некоторых допущениях можно определить [81 по зависимости^
5* /Зр) у (65) отнеся его к = (БР + 3<)/(1р + ^), где индексы обозначают: р разгон, в выбег. Результаты расчетов для различныхду = V*ун приведены на рис.24. Из рис.24 следует, что движение "разгон
выбег" при больших скоростях (при Ч^Ч^) даже приду-*-0 происходит с более высокими расходами топлива, чем при равномерном движении. И только при малых скоростях, причем только при карбюраторных двигателях, "разгон-выбег" может дать экономию топлива. Однако эта экономия существенно уменьшается с увеличением ду.
36 5.4. Влияние различных факторов на расход топлива
Топливо расходуется не только во время движения, но также при.пуске и прогреве двигателя, при работе двигателя на стоянках. Возможны потери топлива при заправке, из-за подтеканий и т.п.
В основном влияют тип и особенности двигателя. Так у дизеля по сравнению с карбюраторным двигателем ниже на 30-50% расход топлива (из-за geN и Ки ). а также токсичность отработавших газов, но зато есть дымность. У карбюраторного двигателя повышение степени сжатия на 2 единицы дает экономию топлива на 10-15%.
Уменьшение удельной мощности до определенных пределов обеспечивает экономию топлива. При дальнейшем ее уменьшении путевой расход возрастает (из-за более частого использования промежуточных передач), а средняя скорость уменьшается.
Экономию топлива дает увеличение времени работы в зоне минимальных я за счет увеличения числа передач, применения бесступенчатых передач, а также комбинированных силовых установок типа "Приус", Япония.
Уменьшение с* на 25% дает при уа 60 км/ч экономив топлива 10%, а для автопоездов тоже 10% дает сумма всех мероприятий при Уц. = 60-100 км/ч.
Качество шин: уменьшение Г на 10% дает экономию 3%.
В основном влияют тип и состояние дорог.
Увеличение скорости движения свыше 80 км/ч приводит к значительному увеличению расхода топлива.
Увеличение массы груза т^, увеличивает но уменьшает й5гр в л/т. км за счет уменьшения ge, %н , /и.гр в:
О^^/ЦООщ*«)8еСС1 +?№)^+ Ре/^]/(3’6ЛС^?*г). (66) где %„ тсц/ту,коэффициент снаряженной массы.
Использование режима "разгон-накат", спортивного стиля езды и т.п. приводят к увеличению расхода топлива.
В основном влияют неисправности в системах питания и зажигания. Например, ошибки в установке момента зажигания могут дать увеличение расхода топлива до 60%.
Использование топлива с более низким октановым числом
дает ухудшение до 15%.
Уменьшение температуры в системе охлаждения с 95 до 65 дает ухудшение до 15%.
Влияют заметно нарушение в схождении колес, снижение давления в шинах, отсутствие зазора в тормозных механизмах и т.д.
Из возможных для данной скорости передач следует использовать наивысшую. Не следует держать педаль подачи топлива нажатой менее, чем на 25%, а угловую скорость двигателя более, чем на 70% от режима максимальной мощности. Следует использовать режим принудительного холостого хода вместо режима наката.
У легковых автомобилей на щитке приборов может быть указатель эконометра, помогающего водителю подобрать экономичный режим
Оценочные показатели топливной экономичности
Топливная экономичность не подлежит сертификации.
Основные показатели приведены в ГОСТ 20306-90 Автотранспортные средства. Топливная экономичность. Методы испытаний.
Контрольный расход топлива (при 90 и 120 км/ч для легковых автомобилей, автобусов и грузовых полной массой до 3, 5 т; при 40 и 60 км/ч для городских автобусов и полноприводных автомобилей полной массой более 3,5 т; при 60 и 80 км/ч для остальных автомобилей).
Расход топлива в магистральном цикле на дороге (2.1 для грузовых автомобилей полной массой до 3,5 т, автобусов дальнего следования; 2.2 для грузовых автомобилей полной массой свыше 3,5 т и междугородных автобусов).
Расход топлива в городском цикле (3.1 для автомобилей полной массой до 3,5 т; 3.2 для автомобилей полной массой более 3,5 т, кроме городских автобусов; 3.3 для городских автобусов).
Расход топлива в городском цикле на стенде (для автомобилей полной массой до 3,5 т).
Топливная характеристика установившегося движения (см. рис. 23).
Топливно-скоростная характеристика на магистрально-холмистой дороге.
В настоящее время принято приводить в технической характе
ристике легкового автомобиля значения расходов топлива по пп.1 и 3. т.е. при 90 и 120 км/ч, а также для городского цикла.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Как оценивают эффективность использования автомобилей?
Перечислите эксплуатационные свойства автомобилей.
Перечислите радиусы и режимы автомобильного колеса.
Что такое коэффициент сцепления?
Что такое коэффициент сопротивления качению?
Что такое коэффициент учета вращающихся масс?
Что такое коэффициенты динамического изменения нормальных реакций и коэффициенты использования веса?
Каковы особенности скоростных свойств автомобиля с ГМП?
Перечислите оценочные показатели скоростных свойств.
Что такое тормозной и остановочный пути?
Что такое оптимальное распределение тормозных сил?
Перечислите оценочные показатели тормозных свойств.
Что такое часовой, удельный, путевой расходы топлива?
В чем особенности расчета расходов топлива при разгоне и цикличном движении?
Какие факторы более всего влияют на расход топлива?
Перечислите оценочные показатели топливной экономичности
Нарбут А.Н. Об эффективности использования автомобиля// Известия вузов. Машиностроение. 1993, N 10-12, с.89-91.
Кочнев Е.Д. Люди, автомобили, рекорды.М., 1982.-288 с.
Егоров Ю. И., Нарбут А. Н. Толковый словарь по автомобильному транспорту,М., 1989.-288 с.
Литвинов A.C., Фаробин Я.Е. Автомобиль. Теория эксплуатационных свойств: Учебник для вузов.М., 1989.-240 с.
Аэродинамика автомобиля/ Под ред. В.-Г. Гухо; Пер. с нем.М., 1987.-424 с.
Нарбут А.Н. Гидромеханические передачи автомобилей: Учебное пособие. Часть 1. Гидротрансформаторы/ МАДИ,М.,1996.-62 с.
Островцев А.Н. Основы проектирования автомобилей,М., 1968.-204 с.
Нарбут А.Н., Медовщиков Ю.В. К оценке топливной экономичности при режимах движения разгон-выбег// Известия вузов. Машиностроение, 1986, N 6, с. 110-114.
9. Иларионов В.А. Эксплуатационные свойства автомобиля: Учебник для вузов,М.. 1966.280 с.
Андрей Николаевич НАРБУТ Теория автомобиля Часть 1
Андрей Николаевич Нарбут
Редактор И.А.Короткова Технический редактор И.А.Короткова
ЛР№ 021090 от 14.01.1997 г.
Тем, план 2000 г.. п. 65 .
Подписано в печать 20.09.2000г. Формат 60×84/16 Печать офсетная Уел. печ. л. 2,4 Уч.-изд. л. 1,9 Тираж 200 экз. Заказ 427 Цена 7 руб. 00 коп.