Необыкновенные приключения системы АБС в России
Уже достоверно известно, что в ближайшие несколько дней на Волжском автозаводе начнется производство упрощенной модели Lada Granta без антиблокировочной системы тормозов (АБС), подушек безопасности, системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и, возможно, без электростеклоподъемников. При этом об упрощении «Весты», «Икс Рея» и «Ларгуса» АВТОВАЗ молчит. Почему?
В «тяжелые для страны» и ее экономики времена Lada Granta, судя по всему, должна будет ассоциироваться у потребителя как бюджетная модель. Да, рассчитывать на то, что ее ценник не будет превышать 500 тысяч рублей, не приходится. В любом случае, недоделанная «Гранта» наряду с «Лада Нива Легенд» будет оставаться самой дешевой в модельном ряду Lada. А вот менять что-либо в той же «Весте» или, например, в «Ларгусе» в руководстве АВТОВАЗа пока не планируют.
Сроки начала продаж других моделей Lada не названы. Возникает вопрос: как будет АВТОВАЗ выпускать тот же Lada Largus без системы АБС, поставками которой в Россию занималась компания Bosch. В нашей стране такие не делают.
А делают их в Китае. Речь идет об устройстве производства китайской компании Trinova. Как заявляет Drom.ru, именно эта АБС должна была быть установлена на обновленный Lada Largus. Выпуск автомобиля планировали восстановить в конце июня.
Но, похоже, этого не произойдет. В середине мая губернатор Самарской области Дмитрий Азаров прямо обвинил китайских товарищей в том, что они задерживают поставку критически необходимых автокомплектующих на конвейер Волжского автозавода. Те, в свою очередь, сослались на «разбушевавшийся» в Поднебесной COVID-2019.
От договорных обязанностей китайцы не отказываются. Тем не менее, с запуском производства Lada Largus на Волжском автозаводе придется обождать. Первой на конвейер встанет Lada Granta (8 июня), вслед за ней — Lada Niva Legend. «Ларгус» пойдет в серию не раньше конца июля — с китайской ABS. Напомним, выпуск упрощенной модели (без АБС) не рассматривается.
Как только Китай поборет опасный вирус и поставки станут бесперебойными, на АВТОВАЗе начнется адаптация китайской АБС под другие модели — в первую очередь, для Lada Vesta.
Кстати, на Ульяновском заводе антиблокировочную систему тормозов поставляет другая китайская фирма APG (Zhejiang Asia-Pacific Mechanical & Electronic). Их антиблокировочная система является переделанной Bosch 8.1. Работать с китайцами ульяновские автостроители начали еще несколько лет назад. Как в воду глядели…
Чем нам грозит отказ от АБС и ESP в России?
Юрий Ветров
В России теперь можно если не все, то многое. Например, отныне разрешено выпускать машины без АБС и ESP — чтобы уменьшить зависимость отечественных производителей от импортных компонентов. Может, и не нужны нам эти заграничные трехбуквия?
И так, со вступлением в силу Постановления Правительства РФ №855 «Об утверждении применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия» Россия по уровню технических требований к системам превентивной безопасности легковушек оказалась примерно в тех же условиях, что и слаборазвитые африканские страны. Там тоже разрешено выпускать и продавать машины как без системы стабилизации, так и без АБС. Вот только наша страна не Африка — и скользких дорог у нас предостаточно. Выгоды автопроизводителей понятны. А чем все это грозит простым обывателям, то есть нам с вами?
Давайте для начала освежим в памяти, что такое АБС.
Даже простенькой АБС необходим электронный блок управления, смонтированный в одном корпусе с гидроагрегатом (1), и четыре датчика скорости вращения колес (2). А вот датчик угла поворота руля (3), блок измерения ускорений и угловой скорости вокруг вертикальной оси (4) — это уже надстройка системы стабилизации, которая к тому же завязана еще и на блок управления двигателем, он же ECU (5)
Система с помощью датчиков скорости вращения каждого из колес вычисляет так называемую справочную скорость. Если при торможении скорость вращения одного или нескольких колес оказывается значительно ниже справочной, это сигнал к действию: АБС с помощью электромагнитного клапана запирает тормозную магистраль, обслуживающую резко замедлившееся колесо, а если этого недостаточно — открывает другой электромагнитный клапан, сбрасывая в компенсационную камеру излишки давления. Тормозные колодки ослабляют свою хватку, проскальзывание колеса уменьшается. А затем клапаны вновь подключают магистраль к давлению, которое с помощью вакуумного усилителя тормозов создает правая нога водителя. И если давление слишком велико, цикл повторяется снова и снова.
Именно так, прерывисто, на скользкой дороге тормозит опытный водитель на автомобиле без АБС. Электроника же делает это с недоступной для человека частотой — до 20 раз в секунду! — и точностью. Причем в ее распоряжении не одна тормозная педаль, а фактически четыре: современная четырехканальная АБС затормаживает и растормаживает каждое колесо индивидуально.
Правильно настроенная АБС не только минимизирует увод на неоднородном покрытии, так называемом «миксте» (влажный базальт под правыми колесами Дефендера на фото подобен льду), но и сокращает тормозной путь. Даже опытный водитель, чередующий игру педалью тормоза и точную коррекцию рулем, не сможет переиграть АБС в подобных условиях
Мы много раз (не только в АР №6, 2013) упоминали о недостатках, характерных для антиблокировочных систем, и обращали внимание производителей на недоработки в алгоритмах электроники (достаточно вспомнить историю с седаном Volkswagen Polo). Но факты таковы: даже несовершенная АБС помогает водителю сохранить хоть какой-то контроль над автомобилем при экстренном замедлении и позволяет действовать рулем в аварийной ситуации. На машине с заблокированными колесами это попросту невозможно — она движется туда, куда ее направляла сила инерции в момент, когда водитель в панике ударил по тормозам.
И на солнце бывают пятна — в алгоритмах АБС могут быть промахи. У всех на слуху истории с калужскими Polo и Тигуаном первых поколений, но разработанные в Авторевю специальные тесты позволили выявить недостатки в работе АБС десятков автомобилей
Так почему же в России не делают АБС?
Всем доброго времени суток.
Вчера объявили, что машины без АБС будут выпускать до июля 2023 года. Ещё. В России.)
В 18-ом году сыграла
40-летний. юбилей антиблокировочная система тормозов. А стала она обязательной в России только с 2016 года. Для хомячков можно рассказывать про фатализм, присущий российскому менталитету, который заставляет автолюбителей чаще вешать в машину иконки, чем выбирать опции, влияющие на безопасность движения и тдтп)). Для думающих людей (по Венедиктову))) понятно, что в мире всё чепухня, . кроме денег и отношению к простым смертным и своей стране тех, кто этими деньгами владеет. )
По высказыванию некоторых компетентных) специалистов ни АБС, ни подушки безопасности до 2030-го года Россия произвести не сможет.
Рассмотрим же эту чудо-систему, которую отсталая Рашка не сможет воспроизвести ещё десять лет как минимум)
Конструкция антиблокировочной системы включает датчики частоты вращения колес, датчик давления в тормозной системе, блок управления и гидравлический блок в качестве исполнительного устройства. Датчик скорости устанавливается на каждое колесо.
Датчики мы производим, да и проблемы в их конструкции нет. По самим гранатам тоже как бы без вопросов. Гидрик сделать не можем? — можем и делаем. Электромагнитные клапаны?, возвратный насос и электродвигатель?, Тоже производим.
Мозги? — в России как известно две беды. С одной мы успешно справляется (буквально пол часа назад проезжал по строящейся развязке Новочеркасск- Ростов- Москва- новая объездная вокруг Аксая. Впечатляет))
А вот другая. Я бы исправил, что беда России не в дураках, а людях, которые в погоне за собственным финансовым благополучием её предают, и речь не только о людях типа Горбачева и Ельцина, но и о простых эффективных менеджерах российских производств.
Вернёмся к ЭБУ(Электронный блок управления)
Здесь в России полновластно хозяйничает Bosch.
И вроде бы в Самаре работает предприятия с площадью более 22 тыс. кв. метров. Да и особенность в том, что на её мощностях в короткий срок можно развернуть производство абсолютно любого элемента, будь то ABS, свечи зажигания, электрокомпоненты или элементы топливной системы.
Основным направлением сбыта продукции самарского завода является отечественный гигант АвтоВАЗ. Причем тормозные системы ставятся не только на автомобили Lada. ABS и ESP компания Bosch поставляет также предприятиям Renault, Volkswagen, «ПСМА Рус», на завод Nissan, на конвейер Ульяновского автомобильного завода, на нижегородское предприятие Группы ГАЗ и даже на украинский завод ZAZ)). Грузовые тормозные системы Bosch используются на конвейере КАМАЗа.
И как утверждал до введения санкций генеральный директор предприятия, 50% всех производимых на заводе продуктов поставляются на конвейеры известных европейских автомобильных компаний. И вроде всё пучком. И блок управления в принципе не айфон и можно сделать на «коленке»)) отечественными силами. Но. Договора АвтоВАЗа с компанией Bosch, защита интеллектуальной собственности, закреплённая различными организациями, в которых состоит Россия и . И я так понимаю, что только это и останавливает наших производителей.
А пока Уголовно-правовая защита прав интеллектуальной собственности защищает немецкую компанию от российских производителей руками российских правозащитников, китайские ABS на «Ладах» проходят испытания))))
Собираемые в России автомобили можно не оснащать ABS, а соответствие нормам экологического стандарта Евро-5 отменено. В России приняли новый Техрегламент
Как пишет Telegram-канал «Русский автомобиль», в России принят новый Техрегламент для транспортных средств. Соответствующий документ под названием «Об утверждении Правил применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия» уже опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Премьер-министр Михаил Мишустин подписал его до 12 мая.
В документе много всего, но самое главное – упразднение необходимости оснащать авто ABS (а без ABS нельзя реализовать и ESP), а также откат к древним требованиям по экологичности. Обязательный с 2016 года экологический стандарт Евро-5 отменен, теперь большинство категорий транспортных средств в России должны удовлетворять требованиям стандарт Евро-0. Впрочем, в Техрегламенте отмечено, что если каталитический нейтрализатор предусмотрен конструкцией авто, то он обязан присутствовать. С другой стороны, ничто не мешает получить другой сертификат ОТТС, без катализатора.
Система ЭРА-ГЛОНАСС не упраздняется, но изменяются требования к ней (в частности, допускается не автоматическое срабатывание, а нажатие кнопки вручную). Мораторий на установку системы продлен до 1 августа 2022, а обязательство по отложенной установке – до 1 февраля 2023.
Естественно, все эти изменения внесены в Техрегламент не от хорошей жизни: они обусловлены жестким дефицитом компонентов, в числе которых различные блоки управления ABS и ESP, каталитические нейтрализаторы и т.д. Дефицит возник из-за наложенных на Россию западных санкций, а также, отчасти, из-за логистических проблем.