Как работает система ЭРА-ГЛОНАСС
С 1 января 2017 на всех выпущенных в России или ввезенных в нее автомобилях обязательно должны стоять устройства вызова экстренных оперативных служб — сокращенно УВЭОС.
Для водителя это выглядит как кнопка на приборной панели или около зеркала заднего вида, или отдельное устройство, подключенное к ЭРА-ГЛОНАСС . На январь 2023 года систему установили уже на 9,2 млн автомобилей.
Расскажем, что может ЭРА-ГЛОНАСС , как ее установить и когда можно использовать.
Что вы узнаете
Что такое ЭРА-ГЛОНАСС и что ее регламентирует
ЭРА-ГЛОНАСС — система экстренного реагирования при авариях. Ее задача — обрабатывать и передавать информацию о ДТП и иных событиях на дорогах в экстренные оперативные службы.
Кроме государственных служб данными системы могут пользоваться граждане и компании, но только в рамках ограниченных полномочий. Например, страховые компании, государственные органы и органы местного самоуправления.
Функционирование системы ЭРА-ГЛОНАСС обеспечивает ее оператор — акционерное общество «ГЛОНАСС». А все вопросы, связанные с системой, регулирует Федеральный закон «О государственной автоматизированной информационной системе „ ЭРА-ГЛОНАСС “».
Водитель не обязан пользоваться этой системой. Но в пункте 2.6 и 2.6.1 ПДД прописали, что водитель обязан вызывать полицию, если в результате ДТП погибли или ранены люди. Либо если происшествие невозможно оформить без участия полиции — например, если в нем участвовало более двух автомобилей. Обычно в таких ситуациях для вызова полиции пользуются мобильным телефоном, но закон не запрещает использовать систему ЭРА-ГЛОНАСС .
Обязательно ли иметь ЭРА-ГЛОНАСС в автомобиле
Все зависит от того, когда автомобиль выпустили или ввезли в Россию.
В обязательном порядке систему устанавливают на транспортные средства категорий M и N — то есть предназначенные для перевозки пассажиров и грузов. Требование действует с 2017 года для всех автомобилей, которые ввезли в Россию или произвели на ее территории.
Но есть и исключения. Например, автомобили, которые используют для органов внутренних дел, военной или приравненной к ней службы.
Сроки обязательного оснащения устройствами автомобилей неоднократно переносили. Например, в июле 2022 года правительство предоставило отсрочку на установку устройств до 1 октября 2022 года. Но это была именно отсрочка, а не освобождение от установки устройства.
Можно не устанавливать ЭРА-ГЛОНАСС в старые автомобили, которые произвели или ввезли в страну без этого устройства. Но закон позволяет установить их добровольно, если такое желание возникнет.
Как узнать, есть ли в автомобиле ЭРА-ГЛОНАСС
Самый простой способ — посмотреть в документах на автомобиль. Если устройство установлено и активировано — в графе «Особые отметки» свидетельства о регистрации будет запись с его номером.
Тот же номер должен быть в паспорте транспортного средства — как в бумажном, так и в электронном.
Устройство обычно устанавливают на потолке перед зеркалом заднего вида, на нем есть подсвеченная кнопка SOS.
Из чего состоит ЭРА-ГЛОНАСС
Состав системы прописан в законе. Водитель видит только малую ее часть — само устройство с кнопкой вызова экстренных оперативных служб. Кроме кнопки в систему входят:
- Устройства для сбора и хранения информации о вызовах экстренных служб и данных о ДТП.
- Устройства для передачи данных в полицию, пожарную охрану, страховые компании, другим заинтересованным организациям и гражданам — например, владельцу автомобиля, подключенного к системе. В теории такую информацию можно будет запросить через «Госуслуги», но на момент написания статьи услуга не работает.
По сути, компоненты ЭРА-ГЛОНАСС — это сети для передачи данных и серверы для хранения информации.
Также в состав системы входит база данных, которая содержит:
- Информацию об автомобилях с устройствами вызова. В систему вносят уникальный номер устройств, госномер автомобиля, VIN, если он есть, номер кузова, марку, модель, цвет машины.
- Карты, на которых фиксируется каждое ДТП.
- Время и координаты автомобиля в момент, когда устройство передало информацию о ДТП.
- Дополнительную информацию о ДТП от датчиков состояния транспортных средств. Например, о скорости автомобиля в момент ДТП.
- Информацию из экстренных служб. Она есть не по каждому вызову. Если водитель нажал на кнопку по ошибке и объяснил это оператору — экстренные службы не будут уведомлять о вызове.
- Сведения, как оперативные службы среагировали на вызов. В систему заносят данные о подразделениях, которые прибыли на место происшествия, когда они получили информацию, выехали и прибыли на место ДТП.
- Статистику и аналитику о ДТП, занесенных в систему. Доступ к этой информации можно получить по отдельному запросу в АО «ГЛОНАСС».
Как работает система ЭРА-ГЛОНАСС и сколько это стоит
Технически для водителей все выглядит просто:
- Водитель нажимает кнопку вызова и связывается с оператором, которому может назвать место ДТП и описать ситуацию.
- Оператор передает данные экстренным службам, а заодно вносит их в систему — потом они могут пригодиться. Например, полиции или страховой компании.
- Экстренные службы передают оператору ЭРА-ГЛОНАСС данные о том, какие службы выехали, когда и во сколько.
- На место происшествия прибывают, в зависимости от ситуации, полиция, пожарные, скорая помощь. Если произошло ДТП — его оформляют, если пожар — его тушат, если есть пострадавшие — им оказывают помощь и доставляют в медучреждение.
Предусмотрен режим, который передает данные об аварии через интернет без участия водителя. Он активируется, как только срабатывают подушки безопасности.
Производители автомобилей и собственники несут расходы только на приобретение и установку оборудования. Владельцы автомобилей не платят абонентскую плату. Расходы на создание и функционирование системы финансирует федеральный бюджет.
АО «ГЛОНАСС» оказывает и платные услуги — например, предприятия могут контролировать перемещения транспортных средств, фиксировать нарушения скорости и учитывать расход топлива. Такие услуги оказывают на основании договора с собственниками автомобилей. Заключение договора — добровольное.
Узнать цены и подать заявку на подключение можно через сайт компании.
Будет ли система работать в местах без сотовой связи
Для передачи данных используют каналы сотовой связи. Если в месте происшествия есть сигнал любой из сотовых сетей — информация о происшествии отправится оператору.
Как установить и активировать ЭРА-ГЛОНАСС
При покупке произведенного в РФ нового автомобиля ничего делать не придется — все оборудование должны установить на заводе. Или в сертифицированной организации, если автомобиль ввезли по параллельному импорту. Информация о номере устройства в таком случае сразу вносится в электронный ПТС. Также на заводе производитель проверяет исправность оборудования и активирует его.
Чтобы установить ЭРА-ГЛОНАСС на машину зарубежного производства, приобретенную самостоятельно, нужно обратиться в один из сервисных центров с аккредитацией АО «ГЛОНАСС». Как только оборудование будет на машине, в ПТС поставят соответствующую отметку. Правда, автовладельцы иногда устанавливают и подключают устройства сами, а сервисные центры только оформляют документы.
Но жизнь вносит свои коррективы. Правительство в зависимости от ситуации иногда меняет правила. Например, в мае 2022 года правительство РФ разрешило некоторым производителям, в том числе «Автовазу», выпускать автомобили без функции автоматического срабатывания ЭРА-ГЛОНАСС при аварии. До 1 февраля 2023 года можно было ввозить и ставить на учет в ГИБДД автомобили без системы ЭРА-ГЛОНАСС .
После установки устройство необходимо активировать, чтобы оно могло обрабатывать и передавать данные о машине и собственнике в информационную систему ЭРА-ГЛОНАСС . После этого система связывает конкретное устройство с определенным автомобилем.
Некоторые сервисные центры предлагают дистанционную активацию устройства — достаточно передать им данные об автомобиле.
Сколько стоит установка ЭРА-ГЛОНАСС
Цены на устройство начинаются от 5000 Р — объявления с такой ценой можно встретить на «Авито». Но это в теории — правительство не устанавливает цены на устройство, и реальные траты зависят от ситуации на рынке.
Так, летом 2022 года водители из разных регионов жаловались на дефицит ЭРА-ГЛОНАСС — в итоге цена за устройство вместе с его установкой и активацией поднималась до 100 000 Р .
Правда ли , что система следит за водителями
Можно ли с помощью системы отследить машину. В постоянном режиме — нет. Система начинает собирать информацию либо когда водитель нажмет на кнопку, либо когда сработают подушки безопасности. Закон не предусматривает возможность собирать информацию о маршруте движения автомобиля. Акционерное общество «ГЛОНАСС» оказывает услуги по контролю за автотранспортом — но это именно дополнительные услуги, по договору с собственником автомобиля.
Помогает ли « ЭРА-ГЛОНАСС » от угона автомобиля. В базовой комплектации рассчитывать, что устройство спасет от угона, не стоит. В теории правоохранительные органы могут запросить у оператора системы ЭРА-ГЛОНАСС данные о ее местонахождении в момент нажатия кнопки — на основании уголовного дела, возбужденного по факту угона. Но возбуждение уголовного дела — это вопрос не одного дня, а отправка запросов и получение ответов на них иногда занимает месяцы. Я бы не надеялся на то, что угонщики за это время не отключат устройство от бортовой сети автомобиля.
Для защиты от угона лучше пользоваться автосигнализациями — о них мы рассказывали в статье «Как защитить автомобиль от угона». Есть модели сигнализаций, оборудованные симкартами, GSM-модулем и блютус-метками. О них мы рассказывали в статье «Как я защитил Ладу Калину от угона».
Можно ли отключить ЭРА-ГЛОНАСС в машине
Технически отключить систему просто — водителю достаточно отсоединить провода питания от устройства. Без подключения к электросети автомобиля модуль не сможет работать и передавать данные.
Что грозит водителю за отключение. Закон не предусматривает ответственности водителя, который отключил или демонтировал устройство ЭРА-ГЛОНАСС .
Но если в СТС и ПТС указано, что система должна быть, а фактически ее нет, — сотрудники ГИБДД имеют право отказать в регистрации автомобиля.
Обычно при покупке нового автомобиля проблем с этим не возникает — производитель сам оформляет паспорт транспортного средства и указывает в нем данные уже установленного устройства.
Что в итоге
- ЭРА-ГЛОНАСС — это федеральная государственная автоматизированная система экстренного реагирования при авариях.
- Абонентской платы нет — все расходы берет на себя бюджет.
- Система может передавать информацию об авариях и чрезвычайных ситуациях.
- Систему ЭРА-ГЛОНАСС не получится использовать для постоянной слежки за маршрутами движения авто без ведома водителя. Она передает данные только в момент нажатия кнопки.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal
Что такое «ЭРА ГЛОНАСС» и как она поможет в случае ДТП
Словосочетание «ЭРА ГЛОНАСС» знакомо многим, но далеко не все знают, что конкретно за ним стоит. Кто-то считает, что это российский аналог известной американской навигационной системы GPS, чье название с распространением смартфонов и появлением на них Google- и Яндекс-карт стало практически нарицательным. Владельцы новых автомобилей уже видели, что в них появилась новая незнакомая кнопка, но, к счастью, в большинстве случаев еще не успели ей воспользоваться. Почему «к счастью», мы и постараемся объяснить.
GPS, ГЛОНАСС и другие
Вокруг нашей планеты вращается множество спутников, которые были запущены туда разными странами с различными целями. Но сегодня речь пойдет лишь о тех, которые имеют отношение к созданию навигационных систем. Таких систем шесть, однако глобальных их них две.
Навигационные системы мира
Источник: habr.com
Спутниковая навигационная система GPS (Global Positioning System) NAVSTAR, известная всему миру как просто GPS, начала создаваться американскими военными еще в 70-е годы прошлого века. В 1993 доступ к ней был получили гражданские, но в особом, селективном режиме, который обеспечивал точность позиционирования около 200-300 метров. В 2000 году селективный режим отменили, увеличив тем самым точность до нескольких метров.
Следом за американцами ГЛОбальную НАвигационную Спутниковую Систему (ГЛОНАСС), первоначально тоже для нужд военных, стали создавать в Советском Союзе. Однако после его распада все достигнутые результаты были фактически сведены на нет. Работы возобновились лишь в 2001 году. Тогда же было принято решение о том, что система должна получить гражданское применение. К 2009 году России удалось вывести на орбиту необходимое для нормальной работы количество спутников. Таким образом, в мире появилась вторая навигационная система, покрывающая всю поверхность Земли.
В последующие годы вокруг Земли появились спутники китайской Beidou и европейской Galileo, которые также претендуют на то, чтобы со временем стать глобальными. Собственные спутниковые группировки, в основном для военных нужд, создали также в Индии (IRNSS) и Японии (QZSS).
Для рядовых граждан это очень выгодно. Современные приборы могут работать одновременно и с GPS, и с ГЛОНАСС и готовы добавить в этот список все остальные навигационные системы. Причем если раньше такая многорежимность выражалась в том, что прибор сначала определял координаты по GPS, потом по ГЛОНАСС, а затем сравнивал и уточнял данные, то сегодня в рабочее созвездие из 4 спутников, необходимое для работы навигационного устройства, могут входить спутники обеих систем. А значит, доступность сигнала и точность позиционирования растут.
Новая эра – «ЭРА ГЛОНАСС»
В начале XXI века по инициативе Европейской комиссии была разработана концепция обеспечения безопасности на дорогах. В частности, было принято решение создать европейскую систему автоматического оповещения о дорожных происшествиях eCall. Идея системы заключается в том, что в случае ДТП в экстренные службы автоматически или в ручном режиме отправляется сигнал, в состав которого входят данные о том, где и когда произошло срабатывание, на каком автомобиле установлено устройство, а также дополнительная информация с бортового компьютера машины. Одновременно оператор пытается установить телефонную связь с водителем. Благодаря этому скорая помощь должна прибыть на место ДТП в кратчайшие сроки, а значит, как посчитали в Евросоюзе, число смертельных исходов должно существенно сократиться.
Золотой час — термин, используемый в реаниматологии для определения промежутка времени (принимаемого близким по продолжительности к 1 часу) после получения травмы, который позволяет наиболее эффективно оказать первую помощь. Считается, что в течение этого времени вероятность того, что лечение предотвратит смерть пациента, наиболее высока.
Источник: Википедия
Россия взяла на вооружение концепцию eCall и, в итоге, обогнала европейцев и первой запустила систему Экстренного Реагирования при Аварии (ЭРА) на базе спутниковой системы ГЛОНАСС. С 2017 года абонентские терминалы системы устанавливаются на все автомобили, произведенные или ввезенные в Россию. Для купленных ранее машин это пока не обязательно, но при желании их владельцы могут воспользоваться возможностью защитить себя и своих близких и установить терминалы самостоятельно.
«ЭРА ГЛОНАСС» будет внедряться также в странах Таможенного союза Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС), куда входят Казахстан, Россия, Белоруссия, Армения и Киргизия. С 1 января 2019 года ее аналог уже заработал в Казахстане. Кроме того, планируется интеграция системы с европейской eCall. По словам Ильи Аксельрода, заместителя генерального директора по развитию бизнеса АО «ГЛОНАСС», важнейшее направление работы компании – сделать так, чтобы российские водители, находясь в сопредельных странах, в случае необходимости могли получить помощь. На сегодняшний день взаимодействие более-менее отлажено с Финляндией и Казахстаном. «Мы будем двигаться дальше до тех пор, пока не обеспечим пространство безопасности для наших граждан везде, куда они ездят. Ну и, конечно, сделаем все возможное для того, чтобы российские экстренные службы спасали гостей, приезжающих в нашу страну», – говорит он.
Как это работает
В состав системы «ЭРА ГЛОНАСС» входит специальный блок, который устанавливается на автомобиле. К нему подключены датчики ДТП, срабатывающие при ударе и в случае, если его сила превосходит определенные значения, активирующие работу блока. Еще один способ запустить блок – «тревожная кнопка» – ее водитель может нажать самостоятельно.
Как работает «ЭРА ГЛОНАСС»
Источник: expert.ru
В устройстве установлена специальная SIM-карта, способная работать с любым из операторов «большой тройки». В случае активации блок подключается к ГЛОНАСС, определяет местоположение автомобиля, а затем находит мобильную сеть и отправляет сообщение в Навигационную интеграционную платформу.
В составе сообщения:
- точные координаты места происшествия;
- количество пристегнутых пассажиров;
- данные об аварии: скорость перед столкновением, величины перегрузок;
- данные об автомобиле: VIN номер, цвет автомобиля, вид топлива: бензин, дизтопливо или газ.
Отправляемое сообщение весит около 140 байт, поэтому система сможет отправить его даже при плохом качестве связи. На то, чтобы произвести соединение с мобильной сетью и передать данные, дается в среднем около 10 секунд. В условиях плохой связи блок «ЭРА-ГЛОНАСС» делает 10 попыток передать данные, а затем самостоятельно отправляет SMS.
Навигационная интеграционная платформа расположена в Центре обработки данных (ЦОД). Она распознает поступившую информацию (местоположение машины, ее марка, цвет, характер повреждений) и передает ее оператору «ЭРА ГЛОНАСС». Если оператор видит, что звонок поступил в результате нажатия кнопки, он спрашивает у водителя, что случилось и передает информацию экстренным службам или самостоятельно отвечает на вопрос (например, если водитель случайно нажал на кнопку).
Самый высокий приоритет имеют звонки, поступившие в результате автоматического срабатывания блока, особенно тогда, когда оператору не удается дождаться ответа водителя. В этом случае в течение 19 секунд в «Систему 112» отправляется карточка вызова со всеми необходимыми данными, и на место аварии выезжают полиция, медики и спасатели. Согласно действующему регламенту, скорая помощь должна прибыть на место в течении 20 минут.
Поскольку «Система 112» пока запущена только в 26 регионах, в оставшихся 59 оператор отправляет данные в ближайшую к месту аварии дежурную часть МВД. Скорость реагирования в этом случае, конечно, снижается, но пока другого выбора у создателей «ЭРА ГЛОНАСС», к сожалению, нет.
Кстати, возможность работы с МТС, «Билайн» или «Мегафоном», а также отправки SMS в случае, когда передача сообщения другим способом невозможна, – существенное отличие российской системы от европейской eCall, которая рассчитана на работу в зоне устойчивого покрытия сотовой связью и поэтому укомплектована SIM-картой только одного оператора. Более того, в «ЭРА ГЛОНАСС» реализована возможность подписать данные электронной цифровой подписью, что может быть полезно при создании на ее базе систем мониторинга.
Итоги работы «ЭРА ГЛОНАСС»
Источник: АО «ГЛОНАСС»
Кто за кем следит
Вопрос о том, следит ли система «ЭРА ГЛОНАСС» за водителем автомобиля, на котором она установлена, волнует многих. Ее создатели уверяют, что нет. Как объяснил Роман Рулев, директор департамента «Абонентская служба» ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», устройство системы «ЭРА-ГЛОНАСС» постоянно находится в так называемом «спящем» режиме, просыпаясь лишь при активации – по нажатию кнопки или при автоматическом срабатывании в момент тяжелой аварии. После срабатывания устройство вызова остается активно еще 60 минут для того, чтобы экстренные службы могли связаться и уточнить какую-либо информацию, необходимую для организации реагирования. По прошествии этого времени устройство снова «засыпает» и никакие данные никуда не передает — это предусмотрено его конструктивными особенностями и требованиями ГОСТов.
Однако очевидно, что если установленный в машине блок передает в систему VIN автомобиля, то установить имя его владельца не представляет никакого труда. Так же как и удаленно управлять работой самого блока. Так что в сложившейся ситуации приходится выбирать между возможностью в случае ДТП быстро получить помощь и стремлением сохранить остатки приватности в нашей все более открытой нараспашку цифровой жизни.
Не только ДТП
Кроме социальной функции «ЭРА ГЛОНАСС» может решать и вполне коммерческие задачи. Например, использоваться для мониторинга движения транспорта – как пассажирского, так и грузового. Во время Чемпионата мира 2018 система обеспечивала контроль за автобусами, перевозившими болельщиков. С 1 июля 2019 года в нее поступают данные GPS/ГЛОНАСС трекеров, установленных на грузовиках, перевозящих опасные грузы – соответствующий проект реализуется совместно с Ространснадзором.
Еще одно направление – мониторинг перевозок с помощью электронных пломб со специальными датчиками, которые устанавливаются на контейнеры, вагоны, прицепы и т.д. Так, «ЭРА ГЛОНАСС» следила за тем, чтобы санкционные продукты, следующие транзитом через территорию России, действительно были доставлены в другую страну. Сегодня правительство обсуждает возможность развития транзитных перевозок из Европы в Китай через территорию страны, и здесь система тоже может пригодиться.
После доработки программное обеспечение «ЭРА ГЛОНАСС» способно отслеживать работу любых датчиков – уровня топлива, открытия и закрытия дверей, поднятия кузова и так далее. А значит, логистические компании могут получить очень эффективный инструмент контроля за перевозками и снижения их себестоимости.
Еще одно направление – использование данных установленных на автомобиле датчиков страховыми компаниями при принятии решений о выплатах по европротоколу. Кроме того, возможно, в скором времени мы будем платить ОСАГО и КАСКО не по единому тарифу, а в зависимости от индивидуального стиля вождения. И этот стиль тоже будет определять система.
Как устроена и работает система ЭРА-ГЛОНАСС
Данная статья подготовлена, чтобы ответить на часто задаваемые вопросы наших клиентов: что такое ЭРА-ГЛОНАСС на автомобиле и как она работает?
Государственная система ЭРА-ГЛОНАСС была разработана для того, чтобы экстренные службы получили возможность максимально быстро реагировать на автомобильные аварии и другие происшествия. Благодаря внедрению этой системы, врачи, пожарные или спасатели стали значительно быстрее получать информацию об инциденте и прибывать на место ДТП, что позволило снизить уровень смертности и травматизма.
По какому принципу работает ЭРА-ГЛОНАСС?
За информирование экстренных служб о происшествии отвечает установленное в автомобиле устройство – абонентский терминал ЭРА-ГЛОНАСС. По сути, это сотовый телефон с одним запрограммированным номером, который подключён к датчикам в автомобиле и соединен с «тревожной кнопкой»:
- При аварии срабатывают датчики, установленные в автомобиле. Современные системы фиксируют боковые столкновения, задние и передние удары, а также перевороты транспортного средства.
- После срабатывания датчиков терминал ЭРА-ГЛОНАСС осуществляет вызов по мобильной сети. Для таких экстренных вызовов был выделен отдельный диапазон кодов (от 941 до 949).
Важно! Срабатывание датчиков для передачи сигнала не обязательно. При необходимости эту операцию можно выполнить вручную, путем нажатия тревожной кнопки.
Если в зоне ДТП активно покрытие сразу нескольких мобильных операторов, то сигнал будет передан по наиболее устойчивому каналу.
Сигнал, который поступает от транспортного средства, попавшего в ДТП, содержит:
- информацию о местонахождении ТС (для определения координат используется спутниковая сеть ГЛОНАСС);
- время срабатывания датчиков/нажатия кнопки «SOS»;
- идентификационный номер ТС (VIN);
- сведения об аварии (количество и характер сработавших датчиков).
Сигнал поступает в колл-центр системы ЭРА-ГЛОНАСС, где попадает к оператору для отсева ложных вызовов и ошибочных срабатываний. С этой целью оператор предпринимает попытку связаться с автомобилем в голосовом режиме.
Если ответ отсутствует или водитель либо пассажиры обращаются с просьбой о помощи, то информация от оператора поступает в единый центр координации экстренных служб. В едином центре определяют, кого именно направить на место аварии, а также осуществляют координацию для более эффективной совместной работы экипажей скорой помощи, пожарных, спасателей и т.д.
Использование ЭРА-ГЛОНАСС для автомобилиста является полностью бесплатным. Работа всех экстренных служб, выезжающих на место ДТП, оплачивается государством.
Комплектация абонентского терминала
Комплектация терминалов ЭРА-ГЛОНАСС определяется техническими регламентами, принятыми в таможенном союзе. Согласно требованиям этих регламентов, в комплект устройства должны входить:
- кнопка для активации системы в ручном режиме;
- навигационный модуль (GPS/ГЛОНАСС);
- GSM-модем для передачи информации по мобильной сети;
- переговорное устройство (микрофон + динамик);
- индикаторный блок;
- датчики, фиксирующие аварийную ситуацию (удар, переворот).
Также терминал комплектуется аккумулятором, обеспечивающим его автономную работу, и антенной, отвечающей за прием и передачу информации.
Размещение элементов в автомобиле определяется производителем.
Если терминал выпускается в качестве отдельного устройства, предназначенного для монтажа на авто, находящееся в эксплуатации, то основные компоненты могут собираться в едином корпусе.
Обязательная установка ЭРА-ГЛОНАСС
Основной документ, который устанавливает требования к оснащению авто терминалами ЭРА-ГЛОНАСС – техрегламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011, определяющий критерии безопасности колесных транспортных средств. Согласно требованиям этого документа, с 01.01.2017 система ЭРА-ГЛОНАСС должна устанавливаться на выпускаемые в обращение в РФ транспортные средства категорий:
- М1 – М3;
- N1 – N3.
Требования к оборудованию автомобилей системой ЭРА-ГЛОНАСС
Эти требования касаются автомобилей:
- произведенных в РФ;
- ввезенных официальными импортерами;
- ввезенных небольшими компаниями или частными лицами.
Исключение делается для ТС, которые пересекают границу РФ для нахождения на территории страны в течение срока, не превышающего 6 месяцев.
Сложности с ввозом и эксплуатацией ТС без ЭРА-ГЛОНАСС
Законодательный запрет на ввоз автомобилей, не оснащенных терминалами ЭРА-ГЛОНАСС, отсутствует. Ограничения носят иной характер:
- Любое юридическое или частное лицо может везти на территорию Российской Федерации автомобиль вне зависимости от наличия у него системы экстренного оповещения.
- Но, согласно действующему регламенту Таможенного союза, с января 2017 года в Паспорте Транспортного средства в разделе «Особые отметки» должна присутствовать информация об установке терминала ЭРА-ГЛОНАСС.
- Если этой информации не будет – органы, осуществляющие таможенное оформление, просто не выдадут вам ПТС.
- Последствия очевидны: без ПТС владелец не сможет ни продать автомобиль на территории РФ, ни поставить на учет для получения номеров и дальнейшей эксплуатации.
При покупке за рубежом автомобиля без терминала ЭРА-ГЛОНАСС его приходится транспортировать на автоэвакуаторе. Эксплуатировать такой автомобиль нельзя до установки на него модуля информирования экстренных служб.
Оборудование б/у автомобиля терминалом ЭРА-ГЛОНАСС
В начале 2017 года в связи с вступлением в действие новых нормативных требований ситуация с ввозом подержанных автомобилей существенно осложнилась. В регионах, активно импортирующих авто (например, в Приморье), в таможенных терминалах скопилось более полутора тысяч автомобилей.
В марте 2017 года по инициативе АО «Глонасс» была разработана упрощенная схема оборудования б/у автомобилей таможенными терминалами. Согласно этой схеме:
- Автовладелец приобретает терминал с обязательством монтажа на ТС.
- В систему вносят номер терминала, номер кузова и VIN автомобиля.
- Владельцу выдается СБКТС (свидетельство о том, что конструкция авто соответствует установленным требованиям к безопасности).
- После прохождения всех процедур по таможенному оформлению владелец получает паспорт транспортного средства.
- В течение установленного срока (10 суток) владелец авто должен обратиться в аккредитованную мастерскую и выполнить монтаж терминала.
- После этого выполняется регистрация ТС в ГИБДД.
Устройства, предназначенные для установки в подержанные транспортные средства, отличаются более простой конструкцией. В них отсутствуют датчики, фиксирующие удар или переворот авто, и автоматически сигнализирующие о ДТП: чтобы отправить сообщение экстренным службам, водителю или пассажиру придется самостоятельно нажать «тревожную кнопку». С другой стороны, владельцу автомобиля с установленным модулем нет необходимости проходить краш-тест.
Официальный интернет-сайт системы ЭРА-ГЛОНАСС содержит всю информацию, необходимую для подготовки к оборудованию ТС модулем экстренного информирования. Так, перед покупкой абонентного терминала владелец авто может ознакомиться со списком производителей, продукция которых прошла сертификацию.
Большая часть компаний представляет Российскую Федерацию, но есть в списке сертифицированных производителей и предприятия с зарубежными партнерами.
Необходимость СБКТС для получения паспорта транспортного средства
Для того чтобы получить паспорт транспортного средства (ПТС) в обязательном порядке необходимо оформление документа, свидетельствующего о безопасности конструкции авто.
Для получения СБКТС официальному автоимпортеру необходимо обратиться в сертифицированную лабораторию для проведения тестов и определения надёжности всех систем автомобиля (в том числе установленного терминала ЭРА-ГЛОНАСС и датчиков ДТП).
Если же автовладелец приобретет подержанный автомобиль, то для получения СБКТС он должен предоставить в лабораторию такие документы:
- подтверждение оператора о том, что терминал ЭРА-ГЛОНАСС и само ТС внесены в реестр;
- паспорт абонентского терминала;
- обязательство об установке терминала на ТС.
Свидетельство БКТС выдается на основании этих документов, без прохождения краш-тестов.
Целесообразность покупки за рубежом ТС без ЭРА-ГЛОНАСС
На сегодняшний день ситуация с оформлением подержанных автомобилей и установкой на них терминалов службы экстренного оповещения изменилась в лучшую сторону. Появилась возможность достаточно быстро и при относительно небольших затратах оборудовать ввезенную иномарку системой ЭРА-ГЛОНАСС с тревожной кнопкой.
Таким образом, если в вашем регионе есть организация, обладающая всеми необходимыми разрешениями для установки абонентских терминалов и их регистрации, вы можете планировать покупку подержанного авто за рубежом. Оборудовать его системой информирования службы спасения можно будет сразу после ввоза на территорию РФ.
ЭРА-ГЛОНАСС — что это такое и где применяется
Правила дорожного движения были введены не просто так, с их помощью можно избегать аварий, если все водители будут не только знать, но и соблюдать предписания. Однако книга и реальная жизнь не совпадают даже на 50% — с каждый годом статистика ДТП растет и по всему миру гибнут сотни тысяч людей.
Иногда возникают случаи, когда авария происходит в безлюдном месте, где практически не проезжают автомобили. При этом, шансы выжить у водителей и пассажиров сведены к минимуму, так как здесь важна каждая минута. Спасти жизнь в экстренных ситуациях может современная система «ЭРА-ГЛОНАСС».
Что это такое. Систему экстренного оповещения разработали и внедрили на территории России совсем недавно — в эксплуатацию она поступила в 2015 году. Данное устройство необходимо для совершения вызова в оперативные службы, когда машина попадает в ДТП. Оно посылает уведомление об аварии в автоматическом режиме. В Европе тоже есть подобная система, которая носит название « eCall » — в процессе эксплуатации она получила очень хорошие оценки. Мгновенное уведомление неоднократно спасало человеческие жизни.
Несмотря на то, что в России ГЛОНАСС существует не так давно, ее пользу и эффективность уже успели оценить сотрудники скорой помощи и другие службы. Если водитель попал в аварию, все, что нужно сделать, нажать на кнопку SOS . Сразу после этого система автоматически направит информацию диспетчеру, а потом в службу помощи.
Как устроена. В России сегодня нет определенной комплектации, так как она зависит от технического регламента, утвержденного в Таможенном союзе. В принятых нормах говорится, что должно обязательно входить в комплект:
навигационный модуль — GPS или ГЛОНАСС;
GSM- модуль, который отвечает за передачу данных;
датчики, которые фиксируют момент столкновения или переворота автомобиля;
устройство для вызова с динамиком и микрофоном;
экстренная кнопка для эксплуатации в ручном режиме;
аккумулятор, который обеспечивает автономную работу;
антенны, которые необходимы для приема и передачи данных.
Как работает. Принцип работы данного оборудования напоминает обычный сотовый телефон. Но совершить вызов можно только на один запрограммированный номер. Если возникнет ДТП, ЭРА-ГЛОНАСС действует по следующей схеме:
Датчики фиксируют аварию при ударе или перевороте. Водитель и сам может воспользоваться кнопкой SOS;
Данные поступают в экстренную службу, после этого оператор совершает звонок в автомобиль;
При успешном подключении водитель должен подтвердить, что он попал в ДТП. После этого сведения передают в службы помощи поблизости;
На место происшествия приезжают сотрудники ГИБДД и скорой помощи.
На какие машины можно установить. Сегодня ЭРА-ГЛОНАСС уже на заводе устанавливается во многие автомобили. Однако ее монтаж можно провести и в любой другой машине. В последнем варианте владелец должен обратиться в специальный сервис, у которого есть разрешение на установку данного оборудования. Заметим, что установка ГЛОНАСС является добровольным решением. Однако, сегодня существуют категории ТС, которые нельзя эксплуатировать без ее наличия:
новые и подержанные, возраст которых не более 30 лет, которые привезли из другой страны;
грузовики, а также коммерческий и пассажирский транспорт.
Итог. ЭРА-ГЛОНАСС — устройство, которое предназначено для экстренного уведомления специальных служб в случае возникновения аварии. На практике это оборудование помогло спасти жизни десяткам тысяч людей.