Как починить тормоза на велосипеде
Перейти к содержимому

Как починить тормоза на велосипеде

  • автор:

Все про задний тормоз на велосипеде

задние тормоза на велосипеде

Тормозная система на велосипеде, как и автомобиле, отвечает за безопасность человека на нем и окружающих людей. Традиционно современные модели оснащаются передними и задними тормозами. Исключение составляют «СССРоподобные» дорожные модели со встроенным барабанным тормозом во втулке и велосипеды-«фиксики» без свободного хода с одним ободным тормозом. Правда, последние модели изначально были придуманы без тормозов: правильно остановить такой велосипед может только опытный ездок.

Тормоза между собой различаются по конструкции, но суть у них одна – замедлить колесо. По типу воздействия системы на современных велосипедах делятся на следующие виды:

  • ободные;
  • барабанные;
  • дисковые (или роторные).

Первые расположены внутри втулки заднего колеса и ставятся на дорожные или планетарные модели. Ободные воздействуют на специально подготовленную тормозную поверхность ободьев колес при помощи колодок. Дисковые имеют самостоятельную тормозную поверхность, жестко сцепленную с колесом. Все эти различия подробно осветим в нашей статье.

Со временем и тормозную систему посещают неполадки – велосипед плохо тормозит, а в особых случаях узел отказывает. Важно поддерживать в хорошем состоянии оба тормоза, однако задний нуждается в особом уходе – им чаще всего пользуется львиная доля велосипедистов, соответственно его износ вероятнее. О том, как отрегулировать и починить задний тормоз V-brake, клещ или диск, узнаем немедленно.

Тормоза «ви-брейк»: характеристики, как настроить и поменять

Задний v-brake – ободной тормоз, закрепленный на перьях велосипеда через специальные крепления. На рычагах крепятся колодки, которые воздействуют на обод колеса при торможении. Чтобы остановить велосипед при помощи заднего v-brake, нажимаем ручку на руле справа. Через трос (протянут по раме) происходит сжатие рычагов, колодки прикасаются к колесу.

Так работает новая или только что отрегулированная система. Со временем с векторными тормозами происходит следующее:

  • износ тормозных колодок;
  • ослабление тросика;
  • неплотное закрепление рычагов на раме;
  • трещины в рубашке, разрыв троса.

Отсюда два следствия – либо качество торможения сильно ухудшается даже в сухую погоду (а ободные, даже на 100% исправные, хуже ведут себя в дождь), либо они вовсе не работают.

При подозрениях на неполадки тормоза необходимо его проверить для начала:

  1. Приподнять и раскрутить заднее колесо.
  2. Сжать тормозную ручку. На износ колодок укажут свист и прокручивание колеса даже на максимальной силе зажима.
  3. На ослабленном тросе и поврежденной рубашке колодки не будут мгновенно срабатывать на нажатие и отскакивать при отпускании ручки.
  4. Приступить к регулировке или ремонту.

Регулировка тормозов v-brake – простая и домашняя процедура, за 10 – 15 минут вполне осуществима:
1. Настроить тормозную ручку: ослабить болт крепления на руле и повернуть крепление так, чтобы рука была в удобном положении. Это первый шаг на пути к безопасному использованию тормозной системы.

2. Затянуть крепления дуг на перьях. Со временем соединения могут разболтаться, оттого – неравномерное прижимание колодок и быстрый износ.

3. Снять накладки и осмотреть их на износ. Сильно срезанные углы на изделиях говорят о значительной выработке, их меняем.

4. Установить и настроить тормозные колодки. Очень важно выставить их правильное положение. При помощи шайб, которые образуют что-то вроде шарнира, можно приблизить к ободу один край колодки и отдалить другой. Для колодок без картриджей правильно устанавливать всю поверхность параллельно ободу. В случае с картриджными накладками передняя часть по направлению оси вращения должна быть ближе задней:

установка колодок

5. Подтянуть или ослабить трос на рычагах. Осторожно, не перетягиваем трос! Зачем это нужно? Дело в том, что дуги с колодками должны срабатывать сразу же при нажатии и сбрасывании.

подтяжка болта

6. Выставить расстояния между колодками и ободом. Приближение и отдаление осуществляется при помощи этой незатейливой гайки:

настройка колодки

7. Синхронизировать колодки – при нажатии на ручку они должны одновременно касаться обода. Сделать это можно при помощи винтов-натяжителей пружин (находятся на нижних концах рычагов). Усилением или ослаблением натяжений колодок добиваемся одинакового соприкосновения их с обеих сторон.

Настройка аналогична на любом скоростном велосипеде, где установлены ободные векторные тормоза.

Клещевой, кантилеверный и ножной тормоза

Бок о бок с ви-брейками идут и другие типы ободных тормозов – клещевые и кантилеверые. Их конструкции (по сравнению с v-brake) представлены на фото ниже:

типы тормозов

Особенности клещевых тормозов. В рабочем состоянии векторная система испытывает двустороннее сжатие за счет вытягивания троса. На клещах все немного по-другому: при нажатии на тормозную ручку трос тянет вверх только одну дугу. За счет подвижного закрепления одновременно поворачивается вторая дуга (боковая тяга). Как результат – колодки одновременно прижимают колесо. Задние клещи крепятся к специальной перемычке между перьями рамы, либо в отверстие под крыло.

клещевые тормоза

На что ставят. Их можно встретить на дорожных моделях в качестве дополнения к основной барабанной тормозной системе (об этом чуть позже) на любом шоссейном велосипеде и фикс-байках (мини-клещи). Эффективность клещевого тормоза ниже, чем у векторного. Именно поэтому они выбыли из широкой продажи и ставятся лишь на модели гоночного типа.

Особенности ремонта. В общем случае техобслуживание такое же, как и у v-brake. Разница в том, что разбирать всю деталь не нужно – достаточно снять ее с крепления рамы. Подтягивание осуществляется с помощью нижнего винта, через который проходит конец тросика. Расстояние между колодками можно регулировать только натяжением троса – чем оно больше, тем ближе дуги друг к другу.

Справа на рисунке видим кантилевер, или «натяжной тормоз». Особенно органично он ведет себя на заднем колесе – там он и держался долго, пока его не вытеснили v-brake.

Особенности кантилеверов. Полностью открытые, не забиваются грязью, элементарны в обслуживании. По эффективности они уступают векторным – сила торможения и модуляция ниже. Закрепляются на перьях рамы (если говорить о задних) с помощью специальных ушек по аналогии с векторными. Это означает, что на велосипеде с v-brake можно установить кантилеверы и наоборот.

Обслуживание. Натяжение настраивается с помощью двух тросов – ведущего и тягового. Для наглядности:

регулировка системы

Расстояние между колодками регулируется при помощи боковых винтов на закрепленных подвижных корпусах.

Где встречаются. Кантилеверы могут быть установлены на любой тип велосипеда, где есть ушки под v-brake – на скоростном дорожнике, МТБ и гибриде. И хотя этот тип тормозов несколько отошел в прошлое, его можно увидеть в свободной продаже.

И, наконец, старый добрый ножной тормоз. Официальное название его – барабанный, а все потому, что тормозные колодки за счет зажимного усилия прикладываются к вращающемуся синхронно с колесом барабану. Механизм встроен в заднюю втулку велосипеда и приводится в действие обратным ходом педалей.

устройство втулки

Внутреннее устройство втулки с ножным тормозом

Как происходит торможение:

  1. За счет движения педалями назад звездочка принимает фиксированное положение.
  2. Колесо не «убегает» благодаря креплению через рычаг к перу рамы.
  3. Вал, прокручиваясь, стопорится и заставляет колодки разжиматься, за счет чего они сцепляются с барабаном.
  4. При отпускании педалей колодки возвращаются на место. Движение вала звезды вперед не стопорится. Колодки находятся в сложенном состоянии.

Считается, что эффективность тормоза дорожного велосипеда крайне низкая. С этим можно согласиться, но лишь отчасти. Он полностью уступает, скажем, дисковым тормозным системам и отчасти v-brake лишь потому, что векторы ставятся и спереди, и сзади, а барабан – в единственном экземпляре.

Барабаны к обслуживанию вообще неприхотливы и могут работать годами. Единственное, что потребуется, – это периодическая смазка, подтягивание втулки и замена болта тормозного рычага снаружи. А вот починить их будет проблематично – выработка и отсутствие отдельных запчастей в продаже. Проще купить новую аналогичную втулку.

Оценка ножного и барабанного тормоза (в сравнении) по пятибалльной шкале:

Характеристики Барабанные V-brake
Сила торможения 3 — 4 5
Модуляция 3 5
Вес 3 4
Нагрузки на обод 5 1 — 2
Трение и нагрузки на механизмы 1 — 2 5
Ремонт 5 3 — 4
Внешний вид 5 4
Сумма 26 +/- 1 балл 28 +/- 1 балл

*Толкование: 5 – очень хорошо, без проблем, 1 – плохо.

Барабан сильно воздействует на колесо: стенки втулки, спицы и, соответственно, обод. Все это приводит к перегревам на длительных участках торможения, слому спиц и искривлению обода. Если все это собрать вместе, то перспектива использования барабана не радует. Однако не стоит беспокоиться – ведь ножные системы ставятся только на сити-байках бюджетного класса, а они предназначены только для стандартной езды по асфальту без сильных перегрузок.

Задний дисковый тормоз: особенности, настройка и замена запчастей

Дисковый тормоз на велосипеде – современная модификация, которая устанавливается на горных и гибридных велосипедах. Закрепляется на специальное посадочное место втулки. Запчасти дискового тормоза:

  • диск – тормозная поверхность;
  • каллипер;
  • колодка;
  • адаптер;
  • трос и приводная ручка.

Тросовые дисковые тормоза называются механическими – усилия на каллипер передаются так же, как на скобы клеща и v-brake. Кроме механических, существуют и гидравлические системы. При нажатии на ручку из цилиндров с помощью поршней в гидролинию (вместо троса) выталкивается жидкость, за счет которой происходит прижимание колодки к ротору (диску).

Диски могут различаться по диаметрам, от этого зависит эффективность торможения. Чем он больше и, соответственно, площадь поверхности ротора, тем меньше времени потребуется на остановку велосипеда.

Размеры дисков в мм, соответствующие дисциплины:

  • 140 – стандартные поездки на МТБ;
  • 160 – обычный МТБ для бездорожья;
  • 180 — фрирайд;
  • 200 – фрирайд и даунхилл;
  • 220 – даунхилл.

Оценка дисковых тормозов в сравнении с ободными:

Характеристики Ротор v-brake
Сила торможения 5 3 — 4
Модуляция 5 3 — 4
Ремонт, обслуживание, установка 3 5
Чувствительность к восьмеркам 5 1
Нагрузки на колесо 2 3
Вес 3 4
Цена 3 5
Сумма 26 баллов 25 +/- 1 балл

Поставить и отрегулировать роторный тормоз сложнее, чем ободной. Вес у него будет больше, что ограничивает установку только на тяжелых велосипедах. Плюс ко всему стоимость всего комплекта и отдельных запчастей выше, что сильно скажется при переходе с ви-брейка на диск.

Особенности установки:

  • точное выравнивание тормозной линии по раме;
  • использование адаптера под каллипер на задние перья;
  • минимальное расстояние от колодки до поверхности диска.

Схема роторных тормозов

Схема роторных тормозов и выравнивание по двум измерениям


Как правильно сделать регулировку дискового тормоза:

1. Ослабить регулировочный болт тросика у тормозной ручки.

2. Ослабить крепления каллипера.

Шаг 2

3. Зафиксировать тормозную ручку.

Шаг 3

4. Выставить допустимое расстояние от колодки до ротора.

Шаг 4

5. Затянуть каллипер.

Шаг 5

6. Подтянуть регулировочный болт у основания тормозной ручки.

Шаг 6

7. Дополнительно натянуть тросик можно при помощи винта у каллипера.

Шаг 7

Цель этих операций – добиться оптимального натяжения приводного тросика и выставить расстояние от колодки до ротора.

Тормозная система – основа безопасности при движении на велосипеде. Независимо от их типа – барабанные, ободные или дисковые – важно поддерживать их в исправном состоянии и вовремя регулировать.

Активный отдых

В современном мире, полном спешки и постоянного движения, люди часто отдают предпочтение Велосипеду.

Как починить закисшие тормоза велосипедна

От kindorad

Как починить застрявшие велосипедные тормоза

Как починить застрявшие велосипедные тормоза

У вашего велосипеда заклинило тормоза, что мешает вам ездить? Когда тормоза тянут или заедают, есть несколько вещей, которые вы можете попробовать починить самостоятельно. Проверку тормозных колодок, смазку шарниров рычагов и регулировку тросов легко выполнить самостоятельно. Если повреждение более серьезное, вам может потребоваться посетить магазин велосипедов или даже заменить тормозную систему.

Способ № 1

Пробуем основные исправления

1 Убедитесь, что тормозные колодки не изношены.

Колодки, которые значительно изношены, будут прилипать независимо от того, сколько вы их регулируете. Если ваши тормозные колодки имеют толщину менее 1⁄4 дюйма (0,64 см), их необходимо заменить. Они должны быть «заточены», что означает, что передний край колодок должен касаться обода колеса первым, когда вы слегка нажимаете на тормоз.

Как починить застрявшие велосипедные тормоза

2 Проверьте, нет ли выступа на тормозной колодке.

У некоторых тормозных колодок есть «выступ», который выступает со стороны, ближайшей к ступице. Это вызвано неравномерным износом, и вам нужно будет подпилить или отшлифовать его, если есть выступ. Если вы износили колодки вокруг выступа, они могут застрять в ободе.

  • Отшлифуйте или подпилите выступ. Если вы обнаружите, что выступ торчит слишком сильно, подпилите или отшлифуйте его наждачной бумагой, чтобы колесо могло вращаться плавно. Будьте очень осторожны, чтобы не отшлифовать тормозные колодки настолько сильно, чтобы они не работали! Для этого может потребоваться снять колесо.

Как починить застрявшие велосипедные тормоза

3 Смажьте шарниры рычага.

Это точки, на которых вращаются отдельные части ваших тормозов. Если ваши рычаги кажутся жесткими, попробуйте смазать «поворотные» штифты на рукоятке рычага. Нанесите капельку масла на каждую точку поворота. Для достижения наилучших результатов используйте легкое машинное масло или специальную смазку для велосипеда. После того, как вы смажете шарниры рычагов, они должны ощущаться резко и быстро, когда вы их нажимаете.

  • Не наносите смазку на тормозные колодки, диски или диски. Это может испортить колодки и затруднить остановку велосипеда!

Способ № 2

Регулировка тросов

1 Проверьте кабели и при необходимости замените их. Найдите расколотый корпус и проржавевшие кабели и при необходимости замените корпус и кабели. Если ваши рычаги в порядке, а колодка каким-то образом не приклеена к колесу, то ваши кабели образуют следующую вероятную проблемную область. Вы должны уметь чинить тросы вручную, не обращаясь к механику. Однако, если у вас все же возникнут проблемы, не стесняйтесь отнести свой велосипед в магазин.

Как починить застрявшие велосипедные тормоза

  • Расколотый корпус и проржавевшие кабели — обычное дело, когда у вас заклинило тормоза.
Как починить застрявшие велосипедные тормоза
2 Отрегулируйте длину троса, чтобы увеличить натяжение.

Регулировка длины троса, пожалуй, самая простая задача по ремонту тормозов, с которой вы столкнетесь. На обычном велосипеде безопасности вы можете произвести точную регулировку без каких-либо специализированных инструментов. Просто поверните регулятор барабана, чтобы обеспечить наилучшую посадку на конце кабеля. Регулятор барабана для V-образного тормоза обычно расположен на ручном рычаге, где выходит корпус.

Как починить застрявшие велосипедные тормоза

3 Смажьте тросы.

Наберите смазку в аэрозольный баллончик с тюбиком. Затем сбрызните маслом корпус кабеля в наконечнике: колпачок, где кабель входит в корпус под тормозными рычагами. Используйте легкое машинное масло с маленькой насадкой, похожее на масло «3 в 1», или приобретите специальное масло для тормозных тросов в магазине велосипедов. Аккуратно распыляйте и не перенасыщайте кабели.

  • WD-40 и другие промышленные средства для обезжиривания могут «смыть» заводскую смазку с троса. Когда WD-40 испарится, на тросе останется очень мало остатков смазки.

4 Снимите трубку.

Если трос все еще жесткий, попробуйте вынуть его из пластиковой трубки. Сначала снимите зажим либо с суппорта, либо с тормозного рычага. Затем вытяните трос с противоположного конца. Если вы отсоединяете трос, используйте аэрозольный растворитель (или даже WD-40), чтобы смыть грязь или мусор с трубки кабеля, пока трос отсутствует. Нанесите на трос легкий слой литиевой смазки или машинного масла. Наконец, переустановите трос, если он не поврежден.

  • Вставьте кабели обратно в корпус. Проденьте свободный конец троса через зажим на том конце, с которого вы его сняли.
  • Затем проверьте «свободный ход»: расстояние, на которое можно нажать на рычаг тормоза, прежде чем тормоз коснется колеса. Затяните зажим, когда тормозные колодки окажутся на расстоянии примерно 1⁄4 дюйма (0,6 см) от колеса при отпущенном рычаге.

Способ № 3

Использование усовершенствованных исправлений

1 Слейте и замените тормозную жидкость.

Если возможно, ознакомьтесь с инструкциями производителя и любыми видео уроками, которые вы сможете найти, чтобы убедиться, что вы получаете комплект для прокачки правильного типа для вашего велосипеда. Это относится только к гидравлическим тормозным системам. Если у вас гидравлические тормоза, то жидкость время от времени нужно будет прокачивать и заменять.

  • Убедитесь, что в вашей сменной жидкости не образуется много пузырьков воздуха. Это может привести к тому, что тормоза станут мягкими.
  • Никогда не используйте минеральное масло в качестве тормозной жидкости, если в руководстве пользователя указано DOT (Тормозная жидкость, одобренная Департаментом транспорта).Точно так же никогда не используйте DOT, если в руководстве указано использовать минеральное масло. «Если вы перепутали жидкости при последней прокачке системы, то это может быть вашей проблемой.
  • Избегайте попадания масла или точечной жидкости на тормозные колодки, потому что это их испортит.

Как починить застрявшие велосипедные тормоза

2 Обратитесь к руководству пользователя для получения более конкретных инструкций.

Существует несколько видов гидравлических систем, и каждая из них немного отличается. Пошаговые инструкции приведены в вашем руководстве. Если вы не можете получить доступ к своему руководству, попробуйте точно определить, какой тип гидравлической системы у вас установлен, а затем найдите онлайн-инструкции для этой конкретной системы. Если у вас все еще возникают проблемы, подумайте о посещении магазина велосипедов.

3 Отрегулируйте суппорты ободных тормозов.

Суппорты — это часть велосипеда, которая фактически прижимает тормозные колодки к шине на ободных тормозах. Вот как их отрегулировать:

  • Отвинтите тормозные колодки, расположенные с внутренней стороны тормозных суппортов над вашими шинами. Тормозная накладка — это маленький кусочек резины на внутренней нижней части суппорта, который фактически соприкасается с колесом.
  • Отрегулируйте тормоз так, чтобы он находился на расстоянии 3-5 мм от обода.
  • Затяните тормозную колодку. Покрутите колесо в воздухе и проверьте тормоза. При необходимости отрегулируйте дальше.

4 Отведите свой велосипед к механику. Если все остальное не помогает, то, возможно, эффективнее всего попросить профессионала починить ваши тормоза. Поищите в вашем районе магазин велосипедов с хорошей репутацией или механика.

Как починить тормоза на велосипеде

Метод 2. Заменить тормозные колодки

Метод 3. Техническое обслуживание тросиков

Метод 4. Техническое обслуживание тормозных рычагов

Метод 5. Обслуживание калиперов

Метод 6. Подставка под тормоз

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *