Как разобрать НЕ разборный вентилятор ноутбука.
ЕСЛИ НЕ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВАС ЗАМИНУСИЛИ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ В ЭТОМ СООБЩЕСТВЕ ПРОСЬБЫ О ПОМОЩИ В РЕМОНТЕ, ДЛЯ ЭТОГО ЕСТЬ ВТОРОЕ СООБЩЕСТВО:
Посты с просьбами о помощи в ремонте создаются в дочернем сообществе: https://pikabu.ru/community/HelpRemont
К публикации допускаются только тематические статьи с тегом «Ремонт техники».
В сообществе строго запрещено и карается баном всего две вещи:
В остальном действуют базовые правила Пикабу.
Если тема охлаждения интересна, могу замутить видосик по восстановлению самой СО и замене теплоотводных трубок.
Вчера разбирал увлажнитель воздуха, кулер гудеть стал. Достал кулер, он не разборный, я тупо заебенил его ВД40 😉 Собрал — кулер не гудит )
если это не maglev, то там подшипник скольжения. Он со временем стирается и вал просто скакать там начинает. Смазывать такое особо смысла нет, потому что это ненадолго. Как временная мера — может быть, пока новые не приедут
я феном эти крепления грел на 150С примерно, ножичком поддевал крышку и снимал
ThinkPad T420 fan error — решено/исправлено/solved
Спасибо всем участвовавшим в обсуждениях, особенно @sjhgtjhgep, за пытливость.
После неудачных попыток, я полез курить интернеты в 10 раз, открыл видосы на Ютубе, где индусы запускают кулеры отвёртками, и предположил, что и вправду купил поделку и нужно взбодрить старый.
Попытался его разобрать пинцетом, поддев снизу, но он сопротивлялся, чутка потыкав — решил в очередной раз проверить старт и О, чудо! Он закрутился.
Тут я окончательно убедился, что имеет смысл действовать. Быстро нашел дрель, сверло и сделал отверстие вдоль оси.
Обильно надул туда силиконовой смазки из аэрозольного балона ииии-и-и уже неделю полет нормальный!
Как разобрать неразборный вентилятор?
Подошло время для плановой чистки и смазки компьютера. Одни из вентиляторов оказался, так называемым, неразборным. Во всяком случае именно так называют подобные вентиляторы на просторах Интернета.
Попытался найти информацию по разборке таких вентиляторов в сети и начитался такой ахинеи, что решил разобрать вентилятор и описать процесс. Подробнее на https://oldoctober.com/ru/
Самые интересные ролики на Youtube
Вентилятор.
Инструменты
- Сверло 1мм.
- Сверло 6мм (заточка типа «цапфенбор»).
- Крючок монтажный маленький.
- Шило.
- Тонкая отвртка.
- Пинцет узкий.
Вначале размечаем местоположение будущего отверстия со стороны статора. Рекомендую вложить в углубление подходящую шайбочку для повышения точности. Разметкой может служить углубление сделанное шилом в пластмассе. https://oldoctober.com/ru/
Сверлим отверстие диаметром 1мм по разметке.
Затачиваем сверло диаметром около шести миллиметров примерно так, как показано на рисунке, иначе, при сверлении, сверло упрётся в вал вентилятора, что не позволить рассверлить отверстие.
Рассверливаем отверстие до диаметра 6мм.
Удаляем колечко, образовавшееся при сверлении, и тефлоновую прокладку.
Эти детали выглядят примерно так.
1 — Такое колечко формируется при использовании для сверления сверла с заточкой типа "Цапфенбор".
2 — Тефлоновая шайба, которая была расположена между задней стенкой и валом вентилятора.
На следующей картинке изображён вал вентилятора со стопорной канавкой. По форме канавки видно, что вставить такой вал в стопорную шайбу легко, а вынуть сложно.
Чтобы освободить вал, нужно монтажным крючком отогнуть вверх все четыре лепестка стопорной шайбы. После чего, можно вытолкнуть вал вместе с крыльчаткой тонкой отвёрткой или спичкой.
После чистки и смазки можно собрать вентилятор в обратном порядке.
Если вы повредили лепестки стопорной шайбы, не волнуйтесь, на работоспособности это никак не отразится.
Заглушить образовавшееся при разборке отверстие можно любым удобным для вас способом.
Например, можно вырезать заглушку из изоляционной ленты черного цвета.
Для этого два кусочка ленты наклеиваются друг на друга, а затем прорезаются просечкой подходящего диаметра.
В данном случае, подошёл по размеру колпачок от шариковой ручки. Верхним кусочком изоленты заглушаем отверстие предварительно обезжирив поверхность.
Набор просечек разного размера можно также изготовить из поломанной телескопической антенны от телевизора или радиоприёмника.
Близкие темы.
Как разобрать и смазать вентилятор если он тарахтит.
Снижение шума системного блока компьютера.
Переделка Parallel ATA шлейфа.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Спасибо за помощь!
Комментарии (24)
У меня вентилятор для CPU: «Cooler Master A9020-18RB-3AN-F1″ начал не раскручиваться после простоя ПК (запускаю его при помощи раскручивания пальцем на протяжении 5-10 минут). Решил его разобрать и смазать. У него и с верху и с низу наклейки. Под ними — цельный пластик
Подскажите плиз: его можно разобрать при помощи способа описанного в данной статье .
Bogdan_S, мне пока не попадались вентиляторы, которые я бы не смог разобрать. Обратите внимание на эту статью. Здесь описан способ разборки ещё одного типа неразборных вентиляторов>>> Там и видео есть, где весь процесс показан.
я сегодня какраз разобрал такой CoolMasters. тоже ничего не нашел , пока не наткнулся на сей сайт. разобрал тупо подковыриваю крыльчатку с двух сторон одновременно. токо не пойму пока принцип, как она там держалась. стопорная шайба больше похожа просто ка крышечку закрывающую вал
Как разобрать вентилятор df129225sm
Как снять, сорвать вентилятор видеокарты GIGABYTE для смазки и чистки.
Сегодня мы попробуем разобрать вентиляторы GIGABYTE для смазки и чистки. Есть два способа снять их, поддевать двумя отвертками или же использовать для этой цели нитки.
Для начала снимем вентилятор и посмотрим, есть ли отверстие снизу для смазки. Откручиваем его и аккуратно переворачиваем.
Далее нужно снять чем-то (лопатка, канцелярский нож) наклейку. Сняв, видим, что отверстие запаяно пластмассой. В большинства кулеров вместо пластика стоит резиновая пробка.
Можно конечно просверлить отверстие и шприцом залить туда смазку, но мы попытаемся сорвать крыльчатку. Вставляем в щель между крыльчаткой и основой с двух сторон отвертку. Нужно убедиться, чтобы отвертка не попадала на текстолит и не повредила его.
Далее пытаемся повернуто отвертки в разные стороны. При этом стараемся не засовывать отвертку сильно, чтобы не сорвать обмотку.
После того как удастся сорвать крыльчатку, берем смазку (мы использовали ЛИТОЛ 24) и равномерно ее распределяем по направляющей. Много брать не нужно, достаточно совсем немного.
Если вентилятор плохо крутиться или вообще не крутится, нужно очистить все от старой смазки, скорее всего она будет черной от грязи и нанести немного больше новой смазки.
Когда все сделали, берем крыльчатку и аккуратно вставляем ее в направляющую, приложив достаточное усилие.
Затем попробуем прикрутить его и сорвать его просто так. После того как вы его уже раз срывали сделать это должно быть проще.
Берем обычную нитку, сантиметров 80, складываем ее в четыре раза и завязываем ее, чтобы получилась петля. Делаем три таких петли и зацепляем по две крыльчатки через две. Так у нас усилие равномерно распределится по всей крыльчатке.
Держа все нитки, тянем на себя, слегка покачивая. Нам удалось сорвать крыльчатку снова, уже без проблем.
Далее пытаемся проделать тоже с вентилятором, который еще не срывали. Также заводим наши петли и пытаемся сорвать крыльчатку.
Мы тянули достаточно сильно, но крыльчатка не поддавалась. Если тянуть сильнее, можно поломать крепления, которыми вентилятор крепится к корпусу.
Поэтому можно сделать вывод, что первый раз нужно откручивать и срывать отвертками, а уже в последующие разы можно использовать нитки.
Как разобрать вентилятор df129225sm
Если потянуть за крыльчатку то она не снимается. Вывод — все таки конструкция довольно банальна, но как на обычных кулерах для стационарников под наклейкой пробочка и дырка со стопорным кольцом, то здесь эта пробка латунная и запресованна в корпус. Итог всетаки кулер не разборный. Но надежда его разобрать еще немного тлеет. (возможно прийдется высверлить эту пробку и заменить наклейку на свою)
P.S. Когда пытаюсь потянуть за крыльчатку то чувствуется что чтото твердо мешает ей сняться, пробовал тянуть сильней (намного), боюсб напрочь разломать корпус кулера.
P.S.S. Это не первый мой ремонт кулера, я их уже десятками перемазал перечистил, поменял, такая проблема/необходимость у меня впервые.
Сообщение отредактировал kolynio — 14.06.12, 14:49
Это, скорее всего, сам подшипник.
Но ведь буржуинцы как-то засунули ось в подшипник? Там, наверное, пружинное кольцо.
Вот еще статья: Ремонт: неразборный кулер ноутбука HP Pavilion dv6-2110er и чел тоже пишет, что просто снял крыльчатку.
Третья: Как разобрать ноутбук Acer 5520G.
Сообщение отредактировал pasha_550 — 14.06.12, 15:22
Блин ну везде, везде где ни читал, указано что крыльчатка именно легко снимается, а моя зараза сидит мертво, только пластмасса гнется от прилагаемого усилия а ось и не собирается сдвигаться на миллиметр.
Сообщение отредактировал kolynio — 14.06.12, 15:29
У меня получилось наконецто. Пришлось прилично и аккуратно придавить, соскочило со стопорного кольца. Сотруднику правда попался хлипковатый кулер (другой не разборный) — сломал. Вобщем этот кулер можно разобрать силой.
Сообщение отредактировал kolynio — 26.06.12, 12:30
насчет разборки кулеров от ноутбуков с латунной втулкой ,а в нее впресованной железной заглушкой,так вот толщина этой заглушки (в моем случае,черного цвета- а при сверлении,оказалась она из металла) равна 3,5 мм.Вал крыльчатки кулера входит в эту латунную втулку,фиксируется пластмассовой шайбой полукольцом (как в обычных кулерах на больших "машинах"),так что снять крыльчатку просто вытянув,не получиться (да и сломать её очень легко).На разборку убитого кулера ушел 1$ и немного крови,поранил слегка палец,но зато точно "расколол" кулер этого типа.Конструкция неразборная,НО. если просверлить отверстие 1-1,5 мм прямо по центру(или не поцентру,ну что бы вал кулера не мешал заливке масла), втулки заранее прокернив его и что интересно надо быть крайне осторожным имея ввиду то что отверстие которое собираемся сверлить будет сосна валу кулера,в смысле что бы не убить его,(вал) ограничив кончик сверла что бы не просверлить ниже 3,5 мм (а то легко повредить вал),то получим отверстие для смазывания вала кулера.На далее и коту понятно берем медицинсикй шприц и смазываем.Главное не перемудрить количеством масла,а то зальется электроника и кулер может сдохнуть.Мало-ли вдруг масло имеет примеси токопроводящие.
Чистка, смазка и ремонт вентилятора, кулера, двигателя.
Добрый день. Сегодня хочу вкратце поделиться своим личным кустарным опытом обслуживания и ремонта (реставрации) кулеров, слаботочных двигателей. В частности устранения дребезжания не новых вентиляторов, которое возникает по причине неравномерного загрязнения лопастей и реже выработки-износа втулки, создающих естественный спонтанный дисбаланс вращения лопастей вентилятора, приводящего к шуму, гулу и препятствованию спокойного досуга. Обзор будет состоять из двух частей:
- Отмывание, чистка.
- Изготовление пластиковых шайб, для устранения “рычания” вентилятора, смазка, сборка и проверка.
Перво-наперво очищаем вентилятор и лопасти от пыльных лохмотев и грязи.
Снимаем наклейку, видим заглушку, вынимаем и её.
Видим клипсу которую предстоит снять, не потеряв её! Которая имеет обыкновение выстреливать и улетать в неизвестном направлении, на всегда. Будьте внимательны, так как иначе придётся изготавливать подобную клипсу вручную. И не факт что первая самодельная будет удачной, т.е. придётся попотеть.
Снимаем клипсу двумя тонкими острыми инструментами. В моём случае часовыми отвёртками.
Вентилятор после разборки
Готовим ветошь для чистки, заготавливая оную из лоскутка чистой хлопковой ткани, с острыми углами, дабы придать ей удобную форму для очистки втулки изнутри (скручиваем в трубочку).
Предварительно смочив ветошь спиртом, водкой, запихиваем её аккуратно в отверстие, часовой отвёрткой в моём случае или подобным инструментом – НЕ ПОЦАРАПАВ ВТУЛКУ ВНУТРИ – вынимаем отвёртку, прокручивая ветошь по оси и ёрзая ей вперед-назад.
Впечатляемся вынутой грязи и облегчённо выдыхаем с надеждой на благополучный исход затеянного нами мероприятия.
Далее чистим ротор от грязи и старого отработанного масла.
Теперь приступаем к устранению биения. Делаем копию клипсы маркером, на пластике от обычной пластиковой бутылки, предварительно её раскроив.
Заготавливаем таких несколько штук. Такие и подобные мелкие детали имеют свойство исчезать, улетать, смахиваться случайно рукой под стол и т.д., создавая массу неудобств и отвлекая от важного сконцентрированного процесса.
Работаем лезвием от строительного ножа, ювелирно вырезая нужное нам внутренее круглое отверстие по намеченной линии. Предварительно обмотав его изолентой, дабы не поранить пальцы. Применяем ножницы, для обрезки шайб по периметру.
Получаем результат “ксерокопии” клипсы.
Заготовил с запасом, так как придётся укладывать в статор несколько шайб, дабы устранить биение ротора из-за износа и изначально слегка излишне свободного заводского хода вала по вертикали, в моём случае. А так же про запас. Проверяем каждую шайбочку на валу, чтобы они свободно ходили, это важно. В противном случае применяем круглый надфиль, расширяя отверстие шайбы, до умеренно свободного хода на валу.
Продолжаем чистку, смазку. Применяем относительно густую смазку, в моём случае “Литол”.
Не применяем непонятную, дешёвую (не соответствующуя предназначению) сильно жидкую машинную смазку. Она имеет свойство нагреваться и испаряться от нагрева, оставляя за собой закоксовавшуюся грязь, металлическую выработку, подобную образиву во втулке. Действующую словно наждачная бумага и впоследствии приводящая к вибрации вала. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПРИМЕНЯЙТЕ РАСТИТЕЛЬНО МАСЛО. Оно имеет свойство становиться густым, превращаться в олифу, подобную резиновому клею “Момент”. И приводящее к заклиниванию двигателя и его сгоранию! Превращая вас в глазах других в неопытного неудачника, лузера, краснеющего перед другими и перед самим собой.
Смазываем обыльно ротор.
Смазываем внутреннюю часть втулки у горловины.
Аккуратно вставляем ротор в статор, прокручивая. Смазываем внешнее дно втулки, применяя по желанию, себе в помощь, обычный медицинский шприц, набитый тем же маслом. Нанизываем первую шайбу и укладываем на дно. Далее снова смазка. Далее снова нанизываем следующую шайбу. Поступаем аналогично и с последующимими, если в таковых возникнет необходимость. Суть метода в том чтобы устанить болтанку (“рычание”) ротора, создав “сендвич” из новоиспечённых прокладок и масла, до необходимого предела. Т.е. “не под завязку”, а чтобы ротор всё же совсем чуток ходил вверх вниз по оси втулки. Устранив таким образом ненормальное резонансное биение вала, по вертикали и горизонтали оси втулки.
Устанавливаем на место клипсу
Устанавливаем на место клипсу, памятуя что она может выстрелить в далеко в сторону! Наносим слегка на неё, а по сторонам от неё масла по более, забивая масло по углам отверстия, создавая воронку из масла, с тем условием чтобы масло расширяясь при нагреве, не выдавилось бы из под заглушки. Для этого то верхнюю середину отверстия и оставляем без масла, создавая воздушную прослойку. Т.е. как показано на фото. Пробуем пальцами прокрутить вентилятор. Должен свободно крутиться и слегка (не так как до ремонта) ходить вверх-вниз по оси.
Устанавливаем на место заглушку. Предварительно очищаем от смазки поверхность у отверстия ротора, на простарнстве для на клейки, чтобы исключить отклеивание липкой наклейки-шильдика, из-за масла под ней в процессе эксплуатации.
Как разобрать вентилятор df129225sm
Если потянуть за крыльчатку то она не снимается. Вывод — все таки конструкция довольно банальна, но как на обычных кулерах для стационарников под наклейкой пробочка и дырка со стопорным кольцом, то здесь эта пробка латунная и запресованна в корпус. Итог всетаки кулер не разборный. Но надежда его разобрать еще немного тлеет. (возможно прийдется высверлить эту пробку и заменить наклейку на свою)
P.S. Когда пытаюсь потянуть за крыльчатку то чувствуется что чтото твердо мешает ей сняться, пробовал тянуть сильней (намного), боюсб напрочь разломать корпус кулера.
P.S.S. Это не первый мой ремонт кулера, я их уже десятками перемазал перечистил, поменял, такая проблема/необходимость у меня впервые.
Сообщение отредактировал kolynio — 14.06.12, 14:49
Это, скорее всего, сам подшипник.
Но ведь буржуинцы как-то засунули ось в подшипник? Там, наверное, пружинное кольцо.
Вот еще статья: Ремонт: неразборный кулер ноутбука HP Pavilion dv6-2110er и чел тоже пишет, что просто снял крыльчатку.
Третья: Как разобрать ноутбук Acer 5520G.
Сообщение отредактировал pasha_550 — 14.06.12, 15:22
Блин ну везде, везде где ни читал, указано что крыльчатка именно легко снимается, а моя зараза сидит мертво, только пластмасса гнется от прилагаемого усилия а ось и не собирается сдвигаться на миллиметр.
Сообщение отредактировал kolynio — 14.06.12, 15:29
У меня получилось наконецто. Пришлось прилично и аккуратно придавить, соскочило со стопорного кольца. Сотруднику правда попался хлипковатый кулер (другой не разборный) — сломал. Вобщем этот кулер можно разобрать силой.
Сообщение отредактировал kolynio — 26.06.12, 12:30
насчет разборки кулеров от ноутбуков с латунной втулкой ,а в нее впресованной железной заглушкой,так вот толщина этой заглушки (в моем случае,черного цвета- а при сверлении,оказалась она из металла) равна 3,5 мм.Вал крыльчатки кулера входит в эту латунную втулку,фиксируется пластмассовой шайбой полукольцом (как в обычных кулерах на больших "машинах"),так что снять крыльчатку просто вытянув,не получиться (да и сломать её очень легко).На разборку убитого кулера ушел 1$ и немного крови,поранил слегка палец,но зато точно "расколол" кулер этого типа.Конструкция неразборная,НО. если просверлить отверстие 1-1,5 мм прямо по центру(или не поцентру,ну что бы вал кулера не мешал заливке масла), втулки заранее прокернив его и что интересно надо быть крайне осторожным имея ввиду то что отверстие которое собираемся сверлить будет сосна валу кулера,в смысле что бы не убить его,(вал) ограничив кончик сверла что бы не просверлить ниже 3,5 мм (а то легко повредить вал),то получим отверстие для смазывания вала кулера.На далее и коту понятно берем медицинсикй шприц и смазываем.Главное не перемудрить количеством масла,а то зальется электроника и кулер может сдохнуть.Мало-ли вдруг масло имеет примеси токопроводящие.