Нужны ли права на электроскутер?
Термина “электроскутер” нет в законодательстве, однако это не значит, что ездить на нем можно без водительских прав. Несколько лет в Правилах дорожного движения (ПДД) был пробел на этот счет, поэтому многие граждане покупатели электроскутеры или мопеды, устанавливали мощные двигатели, но ездили без водительского удостоверения. Сегодня инспекторы ДПС проверяют наличие прав для всех участников дорожного движения, включая владельцев электроскутеров.
Какие права нужны на электроскутер?
В соответствии с определениями в ПДД электроскутеры приравниваются к мопедам. В ст.1 указано, что это устройства с 2 или 3 колесами и электродвигателем мощностью 0,25-4 кВт. Именно мощность транспортного средства нужно учитывать для получения соответствующих водительских прав.
Водить электроскутеры могут обладатели прав категорий:
- А;
- В;
- С;
- D.
При наличии более “высокой” категории специально переучиваться для езды на электроскутере не нужно. Исключение составляют права с пометкой ML. Эта аббревиатура ставится в случае наличия противопоказаний к управлению транспортом категории М. Если же для пользователя это первые водительские права, то необходимая категория определяется по мощности.
Электроскутеры с двигателем мощностью менее 0,25 кВт не требуют наличия прав. Но это “детские” скутеры, которые не разгоняются более 10 км/ч. В продаже найти такие модели довольно сложно, так как стандарт для электроскутеров — мощность 0,25-5 кВт.
Транспортные средства с мощностью 0,25-3 кВт обычно разгоняются до 50 км/ч и полностью вписываются в категорию “мопеды”. В соответствии со ст. 25 ФЗ-196 “О безопасности дорожного движения” для управления необходимы права категории М. Получить их можно уже в 16 лет.
Электроскутеры с двигателем мощностью 3-4 кВт могут разгоняться до 70 км/ч, поэтому не подходят под существующие описания ТС. На практике инспекторы ДПС пропускают водителей с категорией М, хотя если смотреть на максимальную скорость, то требуется ВУ А1. Но в тех.паспорте не указывается скорость, а других уточнений в законах нет, поэтому даже при разгоне до 90 км/ч скутером с двигателем мощностью 4 кВт можно пользоваться с правами категории М.
Электроскутеры мощностью 4-11 кВт приравниваются к легким мотоциклам. Поэтому потребуются права категории А1. Их тоже можно получить после наступления 16 лет. Сдать экзамен на другие категории водительских удостоверений можно только после совершеннолетия.
Штраф за езду без прав
Инспекторы ДПС могут остановить любого водителя для проверки документов. Если гражданин, который управляет электроскутером, не имеет ВУ, его ждет административное наказание:
- 500 рублей, если прав нет при себе (ст. 12.3 Кодекса об Административных Правонарушениях);
- 5000-15000 рублей, если гражданин не получил водительских прав (ст. 12.7 КоАП).
Кроме штрафа инспекторы ДПС изымают транспортное средство и отправляют его на штраф-стоянку. Забрать скутер оттуда сможет лишь владелец с водительским удостоверением. А за каждый день простоя начисляется пеня.
Обратите внимание! Если гражданина лишили прав, то в соответствии со ст.12.7 КоАП его ждет штраф размером 30 тысяч рублей или же иной вид наказания (арест, общественные работы).
Получить штраф можно не только за отсутствие водительских прав. Владельцы электроскутера должны при себе иметь и другие документы, например, тех.паспорт на ТС, где указана мощность двигателя и другие характеристики.
Скутер не предназначен для езды по тротуарам. Он является полноправным участником дорожного движения, поэтому за езду по пешеходной зоне водитель электроскутера также будет оштрафован. По ст. 12.15 КоАП водителя ждет штраф в размере 2000 рублей. Также нет послабления для владельцев электроскутеров и при нарушении других правил дорожного движения.
Где и как можно ездить на мопедах, скутерах и электросамокатах, а что им запрещено
Мощные электросамокаты, которых становится все больше, возродили в умах пешеходов и водителей вопрос: за что их можно ненавидеть официально, а за что только лично? Иными словами, где они могут ездить по ПДД, а где им появляться запрещено? Давайте вспомним, к какой категории относятся электросамокаты, а также маломощные скутеры и прочая самодвижущаяся техника, и исходя из этого выясним, какими правами и обязанностями обладают их наездники.
В ПДД понятия «электросамокат», разумеется, нет. Все транспортные средства здесь разделены на три ключевых категории: велосипеды, мопеды и мотоциклы.
Но начать стоит даже не с велосипедов, а с пешеходов. Ведь ПДД указывают, что «к пешеходам приравниваются лица, <…> использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства». То есть, по правилам самокатчики вообще относятся к пешеходам, и из этого проистекает большая часть проблем. Они, в отличие от велосипедистов, не сходят с самоката на пешеходных переходах (ведь они уже пешеходы), ездят по тротуарам (ведь тротуар – это зона движения пешеходов) и так далее. При этом подавляющее большинство самокатов, включая прокатные, имеют заявленную «документальную» мощность до 250 Вт, что исключает возможность признать их механическим транспортным средством.
Велосипед по ПДД – это транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности – при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч. Главное, что нужно выделить из этого определения – мощность двигателя, не превышающую 250 ватт. Как мы уже поняли, вопрос принадлежности самокатов к велосипедам остается открытым: у него нет «педалей или рукояток», и разные суды в своих делах относят самокатчиков то к велосипедистам, то к пешеходам. К этому вопросу мы еще вернемся при поддержке ГИБДД, а пока просто отметим, что электросамокаты с мотором до 250 Вт не относятся к мопедам и могут также двигаться по правилам для велосипедистов.
Мопед – это двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики. Из всего этого мы выделим три критерия: максимальная скорость не выше 50 км/ч, ДВС объемом не более 50 кубов или электродвигатель мощностью от 250 Вт до 4 кВт. Практика показывает, что большинство популярных электросамокатов в продаже оснащено моторами мощнее 250 Вт. То есть, электросамокаты с мощными моторами относятся к мопедам, и именно о такой технике мы сегодня поговорим.
Мотоцикл – это двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. В продаже есть экстремальные модели полноприводных электросамокатов мощностью выше 4 кВт, способные разгоняться до 70-85 км/ч. Да и некоторые менее мощные модели тоже могут перевалить за ограничение в 50 км/ч – как, впрочем, и бензиновые скутеры-«полтинники». По закону все эти быстрые двухколесники относятся уже не к мопедам, а к мотоциклам.
Движение велосипедистов и мопедов в основном регламентируется разделом 24 ПДД. Пункт 24.7 перечисляет все варианты того, где можно ехать на мопеде (включая электросамокаты с мотором мощнее 250 Вт). Согласно ему, «водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов». Кроме того, «допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам».
Напомним, что полоса для велосипедистов – это полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.
Под эти знаки в соответствующем направлении можно ехать на мопеде, в том числе – бензиновом скутере с мотором до 50 кубиков или мощном электросамокате.
Формально ПДД не запрещают движение мопедов в велосипедной зоне. По правилам велосипедная зона – территория, предназначенная для движения велосипедистов, начало и конец которой̆ обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1. То есть, мопеды в списке разрешенных к движению не упомянуты. Но пункт 24.11 ПДД указывает, что в велосипедной зоне велосипедисты имеют преимущество перед механическими транспортными средствами. А так как мопед – это механическое транспортное средство, правила фактически предусматривают его пребывание в велосипедной зоне.
В велосипедной зоне двигаться на мопеде не запрещено, но велосипедисты имеют преимущество
При этом на мопеде нельзя ехать по велосипедной дорожке. Напомним, что велосипедная дорожка – это конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.
Под этот знак ехать на мопеде, в том числе мощном электросамокате, запрещено.
Отдельно отметим, что горизонтальная разметка для велосипедной дорожки и для велосипедной полосы одинаковая: это разметка 1.23.3 с изображением велосипеда.
То есть, если рядом нет знаков, нужно руководствоваться пониманием того, что велополоса конструктивно не отделена от проезжей части, а велодорожка отделена. Соответственно, по первой можно ехать в том числе на мопедах и мощных электросамокатах, а по второй – нет.
Итак, приведем полный список зон, где можно ехать на мопеде и в том числе мощном электросамокате:
- по правому краю проезжей части в один ряд;
- по полосе для велосипедистов;
- по обочине, если это не создает помех пешеходам;
- в велосипедной зоне, предоставляя преимущество велосипедистам.
Часть 1 статьи 25 федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 устанавливает, что право на управление мопедами и легкими квадрициклами дает категория «M». При этом право на управление транспортными средствами категории «M» дает водительское удостоверение любой категории – например, «А», «В», «ВС» и так далее. То есть, для управления мопедом или мощным электросамокатом нужны права категории М или любой другой. При этом права категории М можно получить с 16 лет. То есть, до 16 лет ездить на мощных электросамокатах вообще запрещено, а с 16 лет – только при наличии прав категории М.
Возможность перевозить пассажиров на мопеде и в том числе электросамокате устанавливается пунктом 24.8 ПДД. Он запрещает водителям мопедов перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства, а также перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест. То есть, ехать вдвоем на скутере с двухместным сиденьем вполне можно, а вот электросамокаты обычно предполагают езду стоя или сидя на велосипедном сиденье и конструктивно не предусматривают возможности перевозки пассажиров. То есть, ехать вдвоем на электросамокате, «обняв» пассажира или «прицепив» его за себя, запрещено.
Еще одно важное условие езды на мопеде, и в том числе мощном электросамокате – это обязательное ношение шлема. Оно тоже устанавливается пунктом 24.8 – он указывает, что водителям мопедов запрещено двигаться по дороге без застегнутого мотошлема. То есть, для езды на электросамокате с мотором мощнее 250 Вт тоже обязательно нужен шлем, причем не велосипедный, а мотоциклетный.
Пункт 24.8 содержит список того, что запрещено велосипедистам и водителям мопедов:
- управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
- перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
- двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
- пересекать дорогу по пешеходным переходам.
Кроме того, пункт 24.9 указывает, что запрещена буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
Ключевую проблему, связанную с контролем движения электросамокатов, мы уже упоминали. Дело в том, что подавляющее большинство таких самокатов, включая прокатные, формально имеют моторы мощностью до 250 Вт и поэтому не отнесены к мопедам. Ведь чтобы сдать в аренду мопед, нужно убедиться в наличии у арендатора водительских прав категории М (или любой другой), предоставить ему шлем или убедиться в наличии у него собственного шлема, убедиться, что ему есть как минимум 16 лет… Арендодателям эти сложности не нужны – особенно с учетом того, что за передачу управления лицу, не имеющему водительских прав, предусмотрен штраф в 30 тысяч рублей. А сдать в аренду электросамокат до 250 Вт можно безо всяких документов и требований – ведь по ПДД водитель такого самоката является пешеходом.
Той же логикой руководствуются и владельцы электросамокатов любой мощности: хочешь – езжай по тротуару или пешеходной зоне, как пешеход, хочешь – по велополосе или велодорожке, как велосипедист, а хочешь – по обочине или правому краю проезжей части, как мопед. Ведь вся эта техника никак не регистрируется, а в документах на нее зачастую указывается «нужная» мощность, и в результате доказать, что водитель самоката неправ, крайне сложно. Не секрет, что 50-кубовые скутеры тоже легко дорабатываются до объема в 65-70 кубиков и разгоняются до 80 и более километров в час, но водители бензиновых скутеров обычно не ездят по тротуарам и велодорожкам, а форсируют технику, чтобы быстрее ездить по дорогам без регистрации. Электросамокаты же пока остаются трудно классифицируемой и слабо контролируемой категорией транспорта, которая нередко доставляет проблемы и пешеходам, и велосипедистам, и автомобилистам, и другим участникам движения.
СИМ в ПДД 2023 года — что говорит закон про электроскутеры
Новые поправки в ПДД: смогут ли инвалиды передвигаться на электросамокатах и электроскутерах по тротуарам, нужны ли для этого права.
6 октября 2022 года Правительство подписало постановление об изменениях в ПДД. Поправки коснутся тех, кто водит электросамокаты и другие устройства с электродвигателем. Постановление вступит в силу 1 марта 2023 года.
Почему внесли поправки
Аварии с участием электросамокатов у многих на слуху. Только за 2022 год произошло 160 ДТП, один человек скончался. Проблемы с электросамокатами назревали давно.
Согласно действующим законам, эти устройства не являлись транспортным средством и правила движения на дорогах на них не распространялись. При этом они могли разгоняться до 60 км/ч, что небезопасно для пешеходов и водителей автомобилей.
В итоге у ГИБДД возникали вопросы, как поступать с людьми на электрических самокатах, если они стали участниками ДТП. Теперь этот вопрос решен. Новый закон о электросамокатах обяжет ездить по правилам.
В чем суть поправок
В ПДД ввели новый термин − «средство индивидуальной мобильности», сокращенно СИМ.
Определили устройства, попадающие под данную категорию, и разработали правила движения. А также пояснили кто и где может на них передвигаться.
Например, по новым правилам лица младше четырнадцати лет могут ездить на электрическом самокате по пешеходным и велосипедным дорожкам, а также по тротуарам. Лица старше четырнадцати лет − исключительно по велодорожкам. При этом двигаться можно не больше 25 км/ч, вес самоката не должен превышать 35 кг.
Также в ПДД говорится о новом участнике дорожного движения − пользователе средства индивидуальной мобильности. Если раньше люди на электросамокатах приравнивались к пешеходам, с 1 марта пользователей СИМ отделили от них.
Пешеходом будет считаться только тот, кто везет электросамокат рядом с собой, а также ребенок до 7 лет, управляющий СИМ.
Что такое СИМ
Согласно поправкам в пдд для электросамокатов, СИМ − это устройство, которое используется для передвижения человека посредством использования одного или нескольких электродвигателей, имеющее одно или несколько колес.
Под данную категорию попадают электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, электроскейтборды, сигвеи и другие аналогичные средства.
Какие виды электросамокатов попадают под СИМ
Согласно действующему закону, пользователи электрических самокатов мощностью мотора меньше 250 Вт приравниваются к пешеходам, пользователи более мощных устройств − к водителям мопедов. Для водителей мопедов нужны права.
С 1 марта все самокаты с двигателем будут попадать под категорию СИМ. В соответствии с изменениями в пдд для электросамокатов мощность двигателя значения не имеет. Главное − чтобы он был. При этом обычные самокаты без двигателя не являются средством индивидуальной мобильности.
Люди, управляющие СИМ, получат статус пользователя, а не водителя. Для управления права не потребуются.
10 лет по 16 часов в сутки я делился с вами информацией. Но в 2021 году меня почти убил инсульт. Буду признателен за донат.
Можно перевести через Робокассу 200 руб, 500 руб, 1000 руб, 1500 руб, 2000 руб, 3000 руб, 5000 руб, 10000 руб.
Подробнее *Оферта говорит, что вы делаете это добровольно.
Является ли электроскутер СИМ
В соответствии с поправками в пдд для электросамокатов электрический скутер не относится к СИМ, данное транспортное средство рассматривается в качестве мопеда. В ПДД СИМ и мопед − это разные категории.
Для людей, управляющих данными средствами передвижения, предусмотрены собственные требования. К примеру, пользователям СИМ права не нужны, а водителям мопедов потребуется удостоверение категории М.
Ограничения ПДД на электроскутере
Для управления электрическим скутером нужны права категории М или любой другой более высокой категории. Водительское удостоверение можно получить после того, как исполнится 16 лет.
Ездить на электроскутере можно только по проезжей части, придерживаясь правой стороны дороги. Предварительно нужно включить ближний свет фар. Разрешено передвигаться по полосе для велосипедистов, если такая имеется (не путать с велосипедной дорожкой).
Допустимо ездить по обочине, если человек на скутере не мешает пешеходам. Во время езды на водителе должен быть шлем.
Существуют двухместные электрические скутеры. Перевозить пассажиров на таких моделях можно при наличии водительского стажа не менее двух лет.
Какие ограничения ПДД будут действовать для инвалидов на инвалидном кресле с двигателем и без него
Новый закон о электросамокатах и других средств передвижения с двигателем исключает инвалидные коляски из устройств СИМ. Инвалидное кресло, в том числе с электроприводом, не является транспортным средством.
Люди на инвалидных колясках − пешеходы, соответственно могут передвигаться по тротуару. При этом допускается езда по краю проезжей части. Но ехать нужно в потоке машин, а не против него.
Как в Европе передвигаются инвалиды на электротехнике
В Европе для управления электрическим скутером нужны права категории А. Выдают их с шестнадцати лет. Перевозить пассажиров разрешается только спустя два года после получения водительского удостоверения.
Что касается электросамокатов, в Евросоюзе нет единого мнения о статусе людей, которые ими управляют. В Швеции их приравнивают к водителям скутеров, в Финляндии − к пешеходам, а в Дании − к велосипедистам.
Вводятся новые правила, чтобы сделать движение на самокатах безопаснее. Например, во Франции и в Италии снизили скорость передвижения до 20 км/ч, а в Варшаве ограничили движение по пешеходной зоне.
Резюме
Подведем итог. Инвалиды на электросамокате, согласно нововведениям, могут ездить по тротуарам и велосипедным дорожкам, если вес устройства не превышает 35 кг. Если превышает, то передвигаться следует по обочине или проезжей части.
Для движения по проезжей части у электрического самоката должны быть тормоза, фары белого цвета и сигнал. Максимальная скорость на тротуарах не должна превышать 25 км/ч, на дорогах − 60 км/ч. Права не требуются.
Инвалидам на электрическом скутере необходимо водительское удостоверение. По тротуарам ехать они не могут, только по обочине или проезжей части с правой стороны дороги.
На инвалидном кресле с приводом и без можно ехать по пешеходной зоне, в крайнем случае − по обочине или краю проезжей части.
С помощью устройств. Только так. Что-то есть на Алиэкспресс, а если вы живете в Европе, то еще на Амазоне. Там меньше ассортимент, зато бренды и быстрая доставка.
Права на электроскутер: надо ли оформлять
Электроскутер – популярный транспорт для города и загородных поездок. Для передвижения не нужно покупать бензин, достаточно время от времени заряжать аккумулятор от обычной электрической розетки.
Электрический скутер представляет собой мопед на электротяге. Это маневренное транспортное средство не требует сложного обслуживания, что выигрышно отличает его от бензиновых скутеров.
Электроскутер обладает множеством достоинств:
- маневренность;
- тихий ход;
- экологичность.
Классический электрический скутер имеет два колеса и удобное сиденье, нередко – корзину для покупок. Он позволяет быстро добраться до нужной локации, объехав пробки и заторы. В продаже также имеются трехколесные модели, обладающие повышенной устойчивостью.
На заметку!
На электроскутере можно ездить на работу или учебу, отправиться за покупками, выбраться на прогулку с друзьями.
Виды электроскутеров
Производители выпускают большой спектр моделей разного дизайна, мощности и функциональности. Чтобы было проще разобраться в предложениях брендов, мы собрали для вас информацию в табличной форме.
Категория | Краткое описание |
Городские | В эту категорию входят классические двухколесные скутеры на электротяге. Они отличаются компактными габаритами и хорошей маневренностью. |
Спортивные | Мощные аппараты с агрессивным дизайном и отличными динамическими характеристиками. Подходят тем, кто любит экстремальную езду. |
Чопперы | Похожи на своих бензиновых собратьев – тяжелые аппараты с вынесенным вперед передним колесом. Идеально подходят для шоссейных поездок. |
Грузовые | Трехколесные аппараты с кузовом для перевозки грузов. Отличаются высокой грузоподъемностью, некоторые модели рассчитаны на нагрузку до 1,5 тонн. |
Нужны ли права на электроскутер
При покупке электрического скутера важно обратить внимание на мощность мотора аппарата. От этого зависит не только разгонная динамика и максимальная скорость, но и необходимость получать права на электроскутер.
В соответствии с правилами дорожного движения, которые действуют в России, к электроскутерам относят транспортные средства с двумя либо тремя колесами, оснащенные электродвигателем мощностью от 250 Вт до 4 кВт. От мощности двигателя зависит, какие нужны права для поездок.
Если электроскутер оснащен мотором мощностью менее 250 Вт, то на нем можно ездить без водительских прав. На практике найти такой аппарат будет затруднительно, потому что взрослые модели оснащаются электромотором минимум на 250 Вт.
Электрические скутеры с мотором от 250 Вт до 4 кВт способны развить скорость до 50 км/час. Для управления такими транспортными средствами необходимо иметь водительские права категории минимум М.
На заметку!
Водительские права категории М можно получить с 16 лет.
Электроскутеры с двигателем 3 — 4 кВт могут разогнаться до 70 км/час. Чтобы ездить на таком аппарате, требуется получить права категории не ниже А1. На практике инспектору очень сложно определить визуально мощность мотора, а в техпаспорте не указывается максимальная скорость. Поэтому чаще всего инспектор не будет придираться, если у вас в водительском удостоверении указана категория М.
Транспортные средства с двигателем от 4 до 11 кВт относятся к легким мотоциклам, для управления необходимо получить права «А1». Эту категорию также можно открыть с 16 лет.
Полезные советы
Совет № 1
Райдер на электрическом скутере является полноправным участником дорожного движения и обязан соблюдать ПДД. В случае нарушения сотрудник ГИБДД вправе наложить штраф, а в некоторых случаях – изъять транспортное средство.
Совет № 2
Для поездок на электроскутере необходим шлем и защитная экипировка. Не пренебрегайте правилами безопасности, от этого зависит ваша жизнь и здоровье.
Совет № 3
Если у вас права категории А, В, С или D, то вы имеете право управлять электрическим скутером любой мощности. Открывать категорию М или А1 специально не нужно.
Частые вопросы
Можно ли ездить на электроскутере по тротуару?
Нет, электрический скутер приравнивается к мопеду. Ездить по тротуарам на таком транспортном средстве запрещено, за нарушение этого правила можно получить штраф.
Что будет, если ездить на элеткроскутере без прав?
Результат вас не порадует – за езду без прав инспектор ГИБДД выпишет штраф, а электрический скутер отправится на штрафплощадку. Не стоит испытывать судьбу!