Какой вездеход лучше — колесный или гусеничный? Сравнение, плюсы и минусы
Вездеходы или, как их еще называют, снегоболотоходы могут передвигаться по пересеченной, заболоченной и заснеженной местности, одолевать высокие препятствия.
Сегодня мы сравним колеса и гусянку: что универсальней, проходимее и экономнее?
Плюсы и минусы колес
На колесные вездеходы ставят шины низкого давления. В составе таких шин высокое содержание каучука, они способны сильно деформироваться — на 35% от высоты профиля, а иногда и больше. Кроме того, на таких шинах ярко выраженные, разделенные на отдельные элементы грунтозацепы. А за счет большого объема воздуха они могут удерживать вездеход на плаву.
Достоинства
+ Шины низкого давления почти не вредят почве и растительности.
+ На колесах можно передвигаться по асфальту.
+ Ехать комфортнее, чем на гусеницах.
+ Расход топлива колесных вездеходов ниже в 2-3 раза, чем у гусеничных аналогов.
+ Спокойно преодолевает колеи.
+ Вездеходы на колесах меньше весят.
+ Ходовая часть проще, чем у гусеничников, легче ремонтировать, особенно в полевых условиях.
+ Быстрее передвигаются по воде.
+ Шины низкого давления позволяют удерживать на поверхности воды бо’льшие объемы груза. Но в большинстве случаев, когда дело касается плавучести, всякий вездеход стараются по максимуму облегчить.
Недостатки
– Низкая тяговая способность.
– Хуже проходимость, уступает гусеничнику на слабых грунтах, лесополосе, глубоком снегу.
– Шину можно проколоть ветками и сучками.
Плюсы и минусы гусениц
Гусеница позволяет равномерно распределить вес всего вездехода, поэтому давление на грунт минимально. Высокая площадь контакта с поверхностью делает гусеничники очень эффективными во время езды по рыхлым грунтам вроде песка, даже если нужно заехать в горку. Гусеничники показывают хорошую тяговитость и грузоподъемность, но не слишком хорошую плавучесть. Амфибийные свойства им обеспечивает герметичный корпус.
Достоинства
+ Высокая проходимость, даже по сыпучим грунтам, за счет большой площади опоры и высокого сцепления с дорогой.
+ По валежнику и снегу нет равных.
+ Компактнее и проще в транспортировке, чем колесные аналоги.
+ Гусеницы позволяют вездеходу развернуться на месте.
+ Тяговитее, чем колесные аналоги. Выше грузоподъемность.
Недостатки
– Непросто ремонтировать ходовую часть.
– Колея, пни на делянках легко могут вывести гусеницу из строя.
– Хуже плавучесть, чем у колесников.
– Больше расход топлива.
Как видите, универсального решения нет. Плюсы перетекают в минусы — и наоборот. Выбирая вездеход, нужно учитывать особенности эксплуатации в каждом конкретном случае, включая задачи, которые вы ставите перед техникой, сезон, местность, вместимость и надежность.
Гусеницы или шины сверхнизкого давления: что выбрать
Что лучше для вездехода: колеса или гусеницы? Спор на эту тему начался давно — как между конструкторами, так и среди водителей. Особенно актуален данный вопрос для снегоболотоходов, среди которых достаточно часто встречаются и колесные, и гусеничные (траковые) модели. Давайте рассмотрим преимущества и недостатки обоих способов передвижения транспортных средств.
Преимущества и недостатки колес
Колеса дают вездеходам целый ряд преимуществ.
- Колесные машины, как правило, превосходят гусеничные в скорости — не только на дороге, но также и на пересеченной местности, если она достаточно проходима.
- Когда дело доходит до зигзагов и ускорений, преимущество, похоже, тоже у колесной техники. Колесные транспортные средства легче управляются, а их ходовая часть в целом более отзывчива.
- По сравнению с гусеничным транспортом аналогичной массы и мощности двигателя можно ожидать, что колесная платформа будет иметь не только более высокую скорость, но и лучшее ускорение.
- Шины обеспечивают хорошее сцепление на твердой ледяной трассе, где цепи позволяют им зарываться в лед, тогда как траки будут плавать и скользить по поверхности. Кроме того, колесный ход дает преимущества на каменистых и гравийных поверхностях.
- Колесные модели при равных возможностях двигателей и сходном функционале существенно дешевле гусеничных.
- Колеса легче ремонтировать, чем траки.
- Колесная техника более экономно расходует топливо.
Вместе с тем, колесные вездеходы имеют и существенные недостатки:
- колеса часто вязнут в мягком грунте – сильно увлажненной почве, рыхлом снегу и т.п.;
- на любом грунте, кроме льда, камней и гравия, сцепление с поверхностью у шин хуже, чем у гусениц;
- большинство колесных вездеходов неспособно разворачиваться на месте, в то время как гусеничные легко совершают этот маневр;
- некомфортно ездить по ухабам.
Преимущества и недостатки гусениц
Какие преимущества дают гусеницы по сравнению с шинами? Их несколько.
- Траки обеспечивают гораздо большую площадь контакта с грунтом, чем колеса. Это помогает перераспределить вес по большей поверхности, предотвращая слишком сильное погружение снегоболотохода, т.е. увеличивает проходимость. У ряда моделей пятно контакта гусениц с поверхностью при необходимости можно увеличить, что усиливает данный эффект.
- Большинство гусениц имеют агрессивный рисунок протектора, который обеспечивает сцепление даже с самыми мокрыми и грязными поверхностями.
- Одно из преимуществ, которое вы обнаружите при установке гусениц, заключается в том, что вы можете поддерживать плавный ход на неровных и сложных участках.
- Траки поднимают автомобиль на дополнительную высоту, эффективно увеличивая дорожный просвет. Это позволяет вам передвигаться по более крупным объектам, таким как камни и бревна, без риска застревания или повреждения ходовой части.
- Хотя увеличенный дорожный просвет поднимает центр тяжести автомобиля, гусеницы не увеличивают риск опрокидывания. Фактически, гусеничный снегоболотоход с меньшей вероятностью опрокинется или перевернется, чем колесный. Это достигается увеличением площади опоры при использовании траков. С ними вы можете подниматься, спускаться или пересекать холмы легче и безопаснее, чем с колесами.
- Гусеницы не только обеспечивает более комфортную езду по каменистой и пересеченной местности, но и снижает нагрузку на ходовую часть и подвеску.
- Грузоподъемность у гусеничных вездеходов в целом выше, чем у колесных аналогов.
- скорость и ускорение обычно меньше, чем у колесной техники;
- по сравнению с колесами, траки в целом менее маневренные;
- гусеничные модели не столь экономичны в плане расхода топлива;
- на гусеницах часто невозможно передвигаться по дорогам общего пользования, хотя применение полимерных траков решает эту проблему.
Вывод
Наличие гусениц у вездехода позволяет ездить в условиях, с которыми колеса не справятся. Гусеницы лишь незначительно влияют на цену вездехода, а преимуществ у них значительно больше.
Вездеход для охоты: каким он должен быть?
Охотничьи угодья, где можно рассчитывать на достойную добычу, крайне редко находятся по соседству с оживленными транспортными магистралями. Как правило, путь к ним пролегает по грунтовкам, зимникам, пересеченной местности, где не проедет не то, что обычный автомобиль, а даже внедорожник. Неудивительно, что увлеченные охотники задумываются о приобретении вездехода, способного справиться с самым трудным маршрутом! Какими классами представлена подобная техника? На какие характеристики и особенности обращать внимание при ее выборе?
Вездеходы: общее понятие
Вездеход можно определить как транспортное средство, отличающееся максимальной проходимостью, конструктивно и технически адаптированное к передвижению по пересеченной местности. Его главные характеристики выглядят следующим образом:
- Усиленный корпус, в качестве основы которого нередко используется рама из прочного металла;
- Двигатель с увеличенным крутящим моментом, в особенности, на низких оборотах;
- Подвеска, гасящая колебания при движении по ухабам и сугробам;
- Шины с массивными грунтозацепами.
Конструкция также может предусматривать большой багажник, элементы обвеса для крепления различной оснастки, вспомогательных механизмов, например, лебедок. В рамках класса вездеходов выделяется множество подкатегорий, также характеризующихся уникальными особенностями.
Вездеходы: какими они бывают?
Как показывает практика, универсальный вездеход – не лучший вариант. Стремление к усреднению характеристик приводит к тому, что по многим показателям такие модели проигрывают специализированным. Чтобы транспорт в полной мере справился с возложенными задачами, позволял проехать по сложным маршрутам, стоит заранее определить наиболее значимые параметры и выбрать версию, отличающуюся ими.
Например, если пик охотничьего сезона приходится на весну, то оптимальным выглядит гусеничный вездеход. Он пройдет и по грязи, и по снегу. В летний период же хорошо показывает себя колесная техника. Также следует учесть грузоподъемность, количество посадочных мест, возможность уверенного движения с тяжелым прицепом.
Особенности гусеничных вездеходов
Как можно понять по названию, в качестве движителя используются гусеницы. Это дает огромную проходимость, более высокую, в сравнении с колесными аналогами, однако, уменьшает максимальную скорость и увеличивает топливный расход. Гусеничный вездеход должен соответствовать следующим требованиям:
- Достаточная маневренность, ведь в лесу регулярно приходится объезжать деревья и камни;
- Небольшой вес, упрощающий вытягивает из оврага;
- Высокая проходимость;
- Стойкость к низкотемпературным нагрузкам, особенно если планируются активные поездки в зимний сезон.
Особенности колесных вездеходов
Главный движитель – колеса. В большинстве случаев, транспорт комплектуется шинами, рассчитанными на низкое давление, не более полутора атмосфер. Это позволяет равномерно распределить давление по грунту, увеличивает проходимость и устойчивость. Колесные модификации легче, за счет чего более маневренны и управляемы. Колесные вездеходы без особых усилий преодолевают болота, где гусеничные аналоги завязнут, а то и утонут. Также они хорошо показывают себя на поверхностях с минимальной несущей способностью, рыхлой почве, песке, снегу.
Несмотря на колесный привод, на таких вездеходах нельзя передвигаться по дорогам общего пользования. Также с осторожностью нужно ехать по каменистым участкам маршрута, довольно высок риск прокола.
Подбор вездехода для охоты: учет личных требований
Итак, моделей в данном классе масса. Как же подобрать технику, которая будет на 100% отвечать личным предпочтениям, особенностям предстоящей эксплуатации? Стоит повториться, что универсальные машины, несмотря на всю их кажущуюся притягательность – не самый удачный вариант, универсальность всегда расходится с функциональностью. Идеал – специализированная модель, четко адаптированная к определенным нагрузкам, эксплуатационным условиям, маршрутам.
Первый вопрос, на который нужно дать ответ – где именно будет использоваться вездеход? Не менее значимы моменты, касающиеся грузоподъемности, планируются ли одиночные или совместные, а то и групповые выезды, перевозка грузов?
Если маршруты регулярно пролегают по заснеженным территориям, болотам, то хорошо выглядят модели на колесном ходу, укомплектованные шинами низкого давления. Они легко преодолеют глубокий свежий снег и болотистые почвы. Да, аналоги на шинах стандартного давления движутся быстрее, но на бездорожье они неэффективны, а зачастую и бесполезны, проваливаются, не справляются с нагрузками, оставляют глубокую колею. Кстати, если заболоченные, водянистые участки не просто присутствуют на маршруте, а составляют основную его часть, рекомендуется обзавестись гусеничных снегоболотоходом.
Необходимая грузоподъемность зависит от количества пассажиров, объема и массы перевозимых вещей. Помимо того, значимы следующие показатели:
- Проходимость;
- Способность выдержать экстремальные температурные нагрузки, как высокие, так и низкие;
- Присутствие оснастки, фиксаторов для груза, ручного инструмента, лопаты, веревки;
- Не слишком высокая цена;
- Комфорт, удобство посадки.
Учет всех перечисленных моментов – залог покупки “правильного” вездехода!
Гусеничные или колесные вездеходы
В условиях пересеченной местности для передвижения, доставки персонала на объект, перевозки грузов обычной техники недостаточно из-за низкой проходимости. На помощь здесь приходят вездеходы. Их особенность в наличии специальных колес большого диаметра с особым протектором или гусеничного хода, что обеспечивает быстрое преодоление препятствий различного типа.
Гусеница или колесо низкого давления. Что выбрать?
Традиционно на вездеходы устанавливались металлические или резиновые гусеницы. Сегодня же их все чаще теснят модели на шинах низкого давления . Причина в следующих преимуществах перед аналогичными моделями на гусеничном ходу или с нормальным давлением шин:
· увеличение пятна контакта с почвой, что снижает ее повреждение и увеличивает проходимость;
· минимальное повреждение почвы, что важно при движении по природоохранной зоне;
· возможность развить большую скорость за счет меньшего проваливания в снег, трясину;
· сокращение эксплуатационных расходов.
Вместе с этим гусеничные вездеходы остаются более предпочтительны при движении по глинистой почве после дождя, в период весенней или осенней распутицы, хотя в общем выбор в пользу модели на пневмоходе более предпочтителен.
Конструктивные особенности вездеходов на шинах низкого давления
· колеса большого диаметра, что снижает давление на почву;
· особый рисунок на протекторе, обеспечивающий прочное сцепление с грунтом;
· специальная шарнирно-сочлененная рама, позволяющая колесам размещаться под любым углом друг к другу, что дает дополнительную устойчивость и предупреждает переворачивание на участках с большим уклоном.