Почему в москве больше нет троллейбусов
Перейти к содержимому

Почему в москве больше нет троллейбусов

  • автор:

Почему в москве больше нет троллейбусов

Парад троллейбусов напротив Кремля. Фото AP Photo/Pavel Golovkin/Scanpix/LetaПарад троллейбусов напротив Кремля. Фото AP Photo/Pavel Golovkin/Scanpix/Leta

Со вторника, 25 августа, по маршрутам троллейбусов в Москве запустили электробусы и автобусы. Как заявили в Мосгортрансе, решение отказаться от троллейбусов далась властям «непросто», но они поняли необходимость сделать шаг вперед.

«Будущее за инновационным электрическим транспортом. Когда-то точно так же популярную конку в столице сменил новый на тот момент вид транспорта — трамвай. Постепенно электробусных маршрутов будет всё больше. Такая тенденция есть во многих городах Европы, Америки, Азии, но именно Москва занимает первое место по количеству электроавтобусов среди европейских столиц», — заявил глава ведомства Леонид Антонов.

«В знак уважения к троллейбусу» власти оставили один маршрут, по которому будет продолжать движение этот вид транспорта — от Комсомольской площади до Новорязанской улицы. Как отметили в Мосгортрансе, по нему будет ходить два ретротроллейбуса.

Решение властей всколыхнуло общественность. В ночь с 24 по 25 августа участники группы «Москвичи за троллейбус» даже организовали прощальную церемонию. Также там уже появились первые сообщения о задержках в движении транспота в связи с введенными изменениями.

Что за история с троллейбусами в Москве? Куда они исчезают и почему?

Горькая реальность: московские власти решили избавить столицу от троллейбусов. Только за последний год полностью или частично заменены автобусами троллейбусы на 17 маршрутах. Если учесть замены двух предыдущих лет, то получится, что Москва лишилась почти четверти троллейбусных маршрутов. Сценарий на ближайшие год–два, судя по всему, ещё менее утешителен. И весьма неприятно, что никаких планов и объяснений москвичам не предоставляют. На словах говорится о том, что автобусы приходят на маршруты только временно. Но на деле в большинстве случаев возврата троллейбусов на прежние линии не произошло.

А в чём вообще проблема? Троллейбус чем-то лучше автобуса?

Да, лучше. Во-первых, экологичностью — от него на улицах вообще нет выхлопов. Да, электроэнергия тоже где-то вырабатывается, но даже если речь идёт про ТЭЦ, то у неё очень высокий КПД, хорошая очистка продуктов сгорания, а трубы выводят оставшиеся газы высоко вверх. Автобус же дымит на уровне пешехода.

От АЭС или ГЭС вообще нет выхлопов, и это одни из наиболее безвредных способов получения электроэнергии. Да, плотины ГЭС влияют на экологию, но если на одной чаше весов у нас Братская ГЭС, а на другой — эквивалентные ей по мощности 400 000 автобусов, то вряд ли мы выберем автобусы.

Во-вторых, стоимость энергии для троллейбуса ниже. Совсем точно посчитать соотношение затрат сложно (одних тарифов для на электричество для промышленных предприятий в Москве — несколько десятков), но электроэнергия обходится приблизительно в три раза дешевле, чем дизельное топливо. При этом, конечно, есть расходы на текущий ремонт контактной сети, кабельных линий и тяговых подстанций. Но при уже созданной инфраструктуре эти затраты не такие большие.

Впрочем, это не главные расходы наземного транспорта — есть ещё закупки подвижного состава, его ремонт, а также зарплаты водителей. Очень примерные оценки показывают, что троллейбус скорее выгоднее, чем автобус; никаких расчётов, доказывающих противоположное, городские власти не предъявили. Да, расходы на содержание столичного электротранспорта могут поражать воображение обывателей, мало знакомых с масштабами Москвы — речь идёт о миллиардах рублей. Но это обычный объём средств на обслуживание наземного транспорта для многомиллионного города.

В-третьих, троллейбус может прослужить дольше, чем автобус (примерно 10 лет вместо семи). В-четвёртых, у современных троллейбусов нет ни вибраций, ни перегрева в салоне от работы двигателя.

Но вот городские власти утверждают, что троллейбусы устарели, и что их почти не используют за границей.

И это неверно — троллейбусы активно используются в Швейцарии (девять городов), Италии (14 городов, ещё в пяти идёт строительство), США (четыре города). Есть троллейбусы и в Германии, Франции, Нидерландах, Норвегии, Испании, Португалии, … В 2015 году открыта троллейбусная система в Малатье (Турция), и в 2017 на очереди ещё один город. Более того, уничтожение троллейбусных (да и трамвайных) систем в развитых странах в 60-е годы уже давно признано большой ошибкой. Восстановление старых систем электротранспорта или строительство новых (троллейбусных, а особенно трамвайных) идёт в большинстве стран Европы.

Но всем же ясно, что троллейбусы медленны и неспособны объехать даже малейшее препятствие?

Это ещё один миф, который плохо соответствует реальности. Современные троллейбусные двигатели обычно мощнее автобусных, разгоняться троллейбусы могут быстрее. Но весь наземный городской транспорт в Москве ездит по расписаниям — и в эти расписания для троллейбусов заложена чуть более низкая (примерно на 5–10%) скорость, чем для автобусов. Сложно сказать, с чем конкретно это связано. Возможно, это наследие времён, когда троллейбусы с большим трудом объезжали припаркованные в 2–3 ряда машины. Но с тех пор появилось множество выделенных полос, а ситуация с парковкой сильно изменилась. А вот многие устаревшие идеи в расписаниях так и остались.

Кроме того, везде в мире уже стараются закупать троллейбусы с мощными аккумуляторами, способные проехать как минимум 2–5 километров без контактной сети. В московских условиях это позволило бы не только объезжать препятствия и участки сети, в которых временно нет напряжения (такое случается, хотя и крайне редко), но и пустить маршруты с расчётом на то, что часть пути троллейбус проедет на аккумуляторах (например, при реконструкции Садового кольца не пришлось бы выпускать автобусы на 3-й и 47-й маршруты, ведь провода были сняты всего на трёхкилометровом участке).

А вот стрелки? Троллейбус же их проходит медленно.

Да, в Москве традиционно ставили стрелки, к которыми троллейбусы должны подъезжать не очень быстро. Сейчас уже появляются современные стрелки, которые можно проходить, почти не снижая скорости. Ими можно оборудовать все троллейбусные маршруты — это не так дорого. Кроме того, значительная часть переключателей находится около светофоров и остановок — то есть в местах, где троллейбус и не должен ехать быстро.

Но главная причина медленного транспорта в Москве совсем другая. Уже больше 10 лет скорость крайне низка из-за турникетов и очередей к ним. На некоторых остановках автобусы, троллейбусы и трамваи стоят по две минуты только из-за этого. Надо требовать от Департамента транспорта снятия турникетов (и, конечно, найма достаточного количества контролёров) — это позволит увеличить среднюю скорость всего наземного транспорта сразу процентов на двадцать.

Но ведь на улицах Москвы уже запущены электробусы — они экологичны и лишены недостатков троллейбусов?

На самом деле никакого массового использования электробусов пока нет не только в Москве, но и нигде в мире. Есть отдельные эксперименты, рассчитанные на несколько лет (например, в Нидерландах и в Финляндии). По их результатам будет решено, переходит ли тот или иной город на электробусы. В Москве нет даже и этого. Экспериментальные модели электробусов поступают и исчезают одна за другой. При этом ни одна из них ещё не в состоянии отработать полный рабочий день без подзарядки. А ведь холодные зимы в Москве повышают требования к аккумуляторам: они должны и держать приемлемый заряд в условиях до —20°C (или даже —30°C), и быть способными питать печки, обогревающие салон в таких условиях.

А вот вчера на одном из маршрутов мне попался троллейбус, который едва ли не разваливался.

Сейчас в Москве работают как троллейбусы, так и автобусы довольно разного возраста и состояния. Есть купленные в этом году. Есть не очень новые (восьмилетние автобусы и двенадцатилетние троллейбусы). К сожалению, в последние годы троллейбусы покупались в недостаточном количестве. Был и вовсе трёхлетний перерыв в поставках новых машин. Это плохо сказалось на среднем возрасте троллейбусов в Москве. Вопрос о том, почему так случилось, можно адресовать только к городским властям. И именно они в силах исправить ситуацию: срочно пересмотреть план закупок, чтобы замена троллейбусов на новые не отставала от обновления парка автобусов.

Самое удивительное — спокойствие, с которым градоначальники тратят наши с вами деньги на, мягко говоря, сомнительные проекты. Всю антитроллейбусную риторику можно было бы как-то обсуждать, если бы речь шла о новом проекте (когда нужно вкладывать деньги в создание новой инфраструктуры). Но нет, деньги предлагается потратить на уничтожение хорошо работающей троллейбусной системы, избавляющей жителей города от лишних выхлопов от автобусов.

Параллельно в рамках программы «Моя улица» зачастую переустраивается контактная сеть троллейбусов (например, на Садовом кольце). Но даже спустя полгода под проводами ездят автобусы, несмотря на техническую готовность линий — то есть снова деньги налогоплательщиков потрачены впустую. Огромной тратой средств будет и планируемое уничтожение троллейбусов в Москве. Придётся закупить большое количество автобусов, перепрофилировать парки, а возможно и построить новые взамен старых, а также переучить огромное количество водителей или нанять новых.

Есть ли какое-то объяснение, зачем это делается? Кажется, нет — уже не в первый раз столичные власти реализуют свои масштабные планы, не спрашивая мнения москвичей (или ограничиваясь имитацией одобрения через электронные сервисы) и даже не очень информируя их о том, как именно будут проходить изменения.

Вывешиваемые в соцсетях списки маршрутов, подлежащих отмене, уже никак не комментируются «Мосгортрансом», Хотя всего несколько лет назад это было бы поводом для написания вот таких опровержений.

Подведём итог. Если вам не безразлично исчезновение троллейбусов с улиц Москвы — пожалуйста, поделитесь этим текстом с друзьями. Москвичи имеют право знать и задавать резонный вопрос: «что происходит?»

Москва осталась без троллейбусов

С 25 августа в Москве прекратилось движение по всем регулярным троллейбусным маршрутам. По ним запущены автобусы и электробусы. «25 августа в столице началась новая эпоха электротранспорта — по троллейбусным маршрутам поехали электробусы. Решение постепенно отказываться от троллейбусного сообщения далось нам непросто, но мы понимаем — это шаг вперед. Будущее за инновационным электрическим транспортом. <. > В знак уважения к этому виду транспорта (троллейбусам) руководство города приняло решение оставить один троллейбусный маршрут в Москве навсегда — от Комсомольской площади до Новорязанской улицы», — цитирует ТАСС генерального директора ГУП «Мосгортранс» Леонида Антонова.

По его словам, сохраненный маршрут троллейбусов выбран неслучайно: на ул. Новорязанская в июне 1937 года был открыт второй троллейбусный парк. Он пояснил, что скоро в этом районе откроется Музей транспорта Москвы, там тоже можно будет увидеть троллейбусы разных лет. Обкатка маршрута запланирована на сентябрь, потом на нем постоянно будут ходить два ретротроллейбуса.

Почему в москве больше нет троллейбусов

С московских улиц исчезли троллейбусы

За свою долгую историю московский троллейбус успел побывать и деревянным, и двухэтажным, стать героем любимых народом песен и сыграть свою роль в кино.

С московских улиц исчезли троллейбусы

В ГУП "Мосгортранс" называют электробусы инновационным транспортом: он экологичен и в то же время не привязан к контактной сети. В числе прочих удобств для пассажиров – климат-контроль, USB-зарядки и информационные экраны. Сегодня на московских улицах их уже 450, производства КамАЗ и ЛиАЗ. Все они заряжаются на конечных остановках и во время стоянки в парке и могут после полной зарядки проехать как минимум 59 км.
К концу 2020 года власти обещают довести электробусный парк столицы до 600 машин: по их подсчетам суммарные затраты на эксплуатацию электробуса на 10% ниже, чем для троллейбуса.

С московских улиц исчезли троллейбусы

Троллейбусы появились на дорогах Москвы 85 лет назад, и первым на линию вышел вот такой красавец ЛК-1, названный в честь Лазаря Кагановича, в деревянном кузове. Затем модели сменяли одна другую, но еще долго троллейбус оставался передовым, экологически чистым, удобным и экономичным видом транспорта.

С московских улиц исчезли троллейбусы

Когда мне невмочь пересилить беду
Когда подступает отчаянье
Я в синий троллейбус сажусь на ходу
В последний, случайный
Я в синий троллейбус сажусь на ходу
В последний, случайный
Последний троллейбус, по улице мчи
Верши по бульварам круженье
Чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи крушенье, крушенье.

За эти годы троллейбусу не раз посвящали песни. А вы вспомните еще какие-то?

В кабине нет шофера, но троллейбус идет,
И мотор заржавел, но мы едем вперед,
Мы сидим не дыша, смотрим туда,
Где на долю секунды показалась звезда,
Мы молчим, но мы знаем, нам в этом помог
Троллейбус, который идет на восток.

Двурогие машины становились и героями кинофильмов — к примеру, «Берегись автомобиля». Подскажете еще названия?

С московских улиц исчезли троллейбусы

Теперь же прокатиться на старом добром троллейбусе можно будет только по одной ветке: от Комсомольской площади до Новорязанской улицы. Это будет почти музейный маршрут, и курсировать по нему будут не современные, а исторические троллейбусы. И доехать на них можно будет до нового Музея транспорта Москвы, где все желающие смогут поностальгировать, в том числе, рассматривая модели советских троллейбусов прошлых десятилетий.
Ну и, само собой, троллейбусы будут пока продолжать свою работу во многих городах России. А в Крыму — и на самом длинном маршруте из Ялты в Симферополь.

Мнения интернет-пользователей по этому поводу, как водится, опять разделились.

Зачем троллейбус, когда есть электробус, который не создает пробки, двигается быстрее, выглядит современно, перевозит столько же и больше, нежели троллейбус.
Кроме потери былой аунтентичности плакаться не не над чем��‍♂

— ꧁ƧƤЄԼƖƳ ꃴƖƝƇӇƖƘ꧂ (@ChrisJesus_off) August 24, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *