Что необходимо применять в опасных местах переправы
Перейти к содержимому

Что необходимо применять в опасных местах переправы

  • автор:

Организация наведения переправы через водные преграды
методическая разработка по физкультуре на тему

Водные преграды являются одними из тех препятствий, преодоление которых требует определенных знаний, умений и навыков. Существует несколько технически сложных, но относительно безопасных способов наведения переправы (например, навесная переправа). Однако эти способы подразумевают наличие специального снаряжения и оборудования (карабинов, веревок, зажимов и т. д.). Это снаряжение не всегда имеется в наличии, поэтому полезно знать способы преодоления водных преград с использованием подручных средств.

Недопустимо переправляться через реку с ходу. Нужна тщательная разведка берегов реки в обе стороны. Лучше задержаться на несколько часов или сутки, чем подвергать свою жизнь опасности.

В данном разделе рассмотрим некоторые из способов переправ через несложные водные препятствия, не требующих специального снаряжения.

Переправа над водой

Небольшие реки или ручьи иногда можно преодолевать перепрыгиванием, используя в качестве страховки шест: его ставят посредине водного препятствия, опираются на него и, оттолкнувшись, перепрыгивают на противоположный берег.

На неглубоких реках возможна переправа по выступающим камням. Необходимое условие для этого вида переправы — выступающие камни, расположенные на расстоянии шага или небольшого прыжка, который можно совершить с места. Прежде, чем пользоваться этим способом, надо убедиться в устойчивости камней — с помощью шеста. Если же камни неустойчивые, мокрые или обледенелые, то при прохождении по ним есть опасность сорваться в речной поток. В этом случае следует заменить данный способ переправы на более безопасный.

Переправа по бревну или дереву наиболее безопасна и удобна.

Используется она в тех случаях, когда невозможно переправиться другим способом, а под рукой имеется подходящих размеров бревно или дерево на 2-4 метра длиннее русла реки. Для переправы выбирают наиболее узкое место реки с приподнятыми берегами, чтобы вода не заливала переправу.

Перебрасывая или сплавляя дерево, корневую его часть — комель — надо закрепить. На тонком конце бревна закрепляют веревку. При перебрасывании бревно сначала поднимают вертикально вверх, а затем, поддерживая его веревками, осторожно опускают над потоком.

Для страхующей опоры используют шест, который ставят против течения, или длинную жердь — в качестве перил.

Переправа по естественному завалу . На реках, протекающих в лесной зоне, нередко встречаются завалы из снесенных потоком деревьев или бревен. Ими можно воспользоваться для перехода на другой берег, предварительно проверив устойчивость бревен.

Переправа по клади . Этот способ переправы используют на нешироких, но быстрых и глубоких реках и ручьях, переход через которые вброд связан с риском для переправляющихся. Через препятствие укладывают несколько нетолстых бревен, скрепленных вместе подручными средствами. Для страховки применяют прочные жерди, укрепленные на берегах или удерживаемые участниками. Для страхующей опоры также можно использовать 3-5-метровый шест, который ставят выше по течению. При переходе на противоположный берег шест передается следующему переправляющему.

При использовании данного вида переправы не обязательно в качестве клади использовать живые деревья — в лесу всегда достаточно деревьев поваленных.

Переправа по снежным мостам . Такие мосты образуются обычно в конусах выноса в долины рек зимних и весенних лавин. При организации этого способа переправы необходимо проверить прочность снежного моста зондированием при помощи шеста. Если мост непрочен, его преодолевают ползком.

В высокогорьях — выше зоны леса — водные преграды легче всего преодолеть переходом через язык ледника , из которого, собственно, и вытекает река.

Переправа реки вброд

Основными условиями успешного форсирования реки является выбор безопасного места брода.

Внешние признаки брода — это расширение реки на прямом ее участке, рябь на поверхности воды, плесы, отмели, перекаты, многочисленные рукава реки, а также тропы и дороги, спускающиеся к реке. После выбора места переправы определяют скорость течения и глубину реки. Прохождение реки вброд рекомендуется при следующей глубине:

  • если скорость течения до 1 м/с — не более 0,9 м;
  • скорость течения до 2 м/с — не более 0,7 м;
  • скорость течения до 3 м/с — не более 0,5 м.

При скорости течения реки более 3-4 м/с, даже при той же самой глубине потока — 0,5 м — переправа вброд опасна, и надо искать другие места или использовать другой способ переправы.

Места переправ можно классифицировать как непроходимые, труднопроходимые и проходимые .

Непроходимые участки реки характеризуются недоступностью подхода к воде: отвесные или крутые склоны, каньоны; сильно заболоченные, вязкие берега и дно реки; ямы, водовороты; большая ширина, глубина или быстрое течение — 3 м/с и более.

Труднопроходимые водные участки характеризуются следующими признаками: широкая пойма реки, сильное течение (2-3 м/с), низкие заболоченные берега, неблагоприятные метеоусловия (дождь, снег).

Проходимые реки имеют небольшую глубину и среднее течение — до 2 м/с.

Место переправы выбирают, обращая внимание на следующие моменты:

  • самые мелкие места находятся в самых широких районах реки и, наоборот, наибольшая глубина и скорость течения встречаются в ее сужениях;
  • признаками мелководья могут служить широкие плесы с повышенной скоростью течения по всей ширине реки; места, где река разделяется островками на несколько рукавов; выступающие над водой камни; островки по всей ширине; водная растительность;
  • днем, в тихую погоду, поверхность воды над мелкими местами — косами, перекатами — бывает более ровная и светлая, чем над глубокими, где она имеет волнистый вид и темный цвет;
  • мелкая рябь на поверхности воды указывает на мелководье;
  • участки с крутыми берегами обычно глубокие.

П ереправа с шестом применяется в широком диапазоне глубины и скорости течения реки: от 2,5 м/с, при глубине до пояса, и до 4 м/с, при глубине до колена. Этот способ широко применим в практике.

После выбора места переправы приступают к проведению разведки. Она осуществляется одним человеком, с минимальной страховкой, в качестве которой может служить прочный шест (палка) длиной 2-2,5 м. Предварительно необходимо убедиться в том, что в случае неожиданной потери устойчивости и падения переправляющегося в воду его не снесет потоком воды, что сила воздействия потока невелика и позволит ему самому быстро восстановить устойчивость. Переправа вброд возможна при глубине потока не выше середины бедра. В случае, если вблизи от места переправы ниже по течению имеется опасное место (резкое сужение потока, в результате чего скорость его течения значительно возрастает, а также крутой обрыв или водопад), то место переправы следует перенести на 30-40 м выше по течению.

Переправляться необходимо только в ботинках: так меньше шансов повредить ноги о камни на дне реки. Переправляющийся начинает двигаться по направлению к другому берегу наискось — под углом к течению, опираясь на шест, поставленный выше по течению. С целью снижения напора потока желательно уменьшить площадь его воздействия, для чего рекомендуется переправу осуществлять вполоборота. Идти надо мелкими шажками, не торопясь, ощупывая дно реки. Необходимо постоянно иметь не менее двух точек опоры: нога — нога или шест — нога. При перемещении шеста его нижний конец не следует поднимать высоко, а тем более совсем вынимать из воды. Поскольку при переносе шеста нет достаточной устойчивости переправляющегося в потоке, очень часто возникает необходимость в немедленной опоре на шест. Важно помнить, что шест, поставленный ниже по течению, не является средством страховки .

В случае, если переправа по одному сопряжена с опасностями (например, глубина реки доходит до пояса, а скорость течения — 3 м/с), переправляются шеренгой, или стенкой (рис. 1).

Рис. 1. Переправа стенкой: а — правильное, б — неправильное положение; F1, F2 — силы воздействия потока на переправляющихся

При переправе стенкой надо иметь в виду, что сила воздействия потока на переправляющихся, в зависимости от их взаимного расположения вдоль течения реки, неодинакова. Всю тяжесть нагрузки принимает на себя идущий выше по течению — он, рассекая поток, играет роль своеобразного волнореза. Учитывая это, выше по течению ставят самого сильного участника движения.

Основные требования к нижеидущим: не выбегать вперед, не отставать, строго выдерживать положение стенки параллельно оси потока, ни в коем случае не увеличивать "поперечное сечение" переправляющейся группы. Если эти условия не будут выполнены, произойдет распад стенки и все участники окажутся в воде.

При переправе стенкой важны коллективные действия. Исходя из сказанного, переправляющихся стенкой должно быть не более четырех человек.

Описанных выше способов вполне достаточно для успешного преодоления вброд проходимых рек.

Техника переправ через водные препятствия.

Реки и ручьи являются характерными естественными преградами для движения туристов в походе, как по горной, так и по равнинной местности. Напомним, что переправы через водные преграды принято разделять на три разновидности: переправы вброд, переправы над водой и переправы по воде (на плавсредствах). Перед началом переправы следует обязательно провести разведку. Разведка включает в себя следующие действия.

· Осмотр местности с целью определения типа возможной переправы.

· Определение участка реки и берега, удовлетворяющего требованиям выбранного типа переправы.

· Определение конкретного способа (техники) передвижения участников и характера подготовительных работ (заброс веревки, укладка бревна через реку и пр.).

В рамках данного занятия мы ограничимся рассмотрением техники передвижения и страховки на переправе через горную реку вброд и на навесной переправе (как наиболее сложной разновидности переправы над водой).

По каким признакам на местности выбирают подходящее место для переправы вброд? Выбирать место переправы следует весьма тщательно. Переправа вброд организуется в месте с наименьшей силой потока и наименьшей глубиной реки. Признаки брода равнинной реки: расширение реки на прямом участке, рябь на поверхности воды, наличие плесов, отмелей, перекатов, а так же троп, дорог подходящих к воде. Признаки брода через горную реку: разделение ее на рукава, разлив в широкой пойме (там тот же объем воды течет с меньшей скоростью).

Изгибов реки при переходе вброд лучше избегать, так как внешний от центра изгиба берег подмывается потоком, и глубина там будет больше, чем у внутреннего берега. Следует избегать участков берега, поросших деревьями, так как под водой могут находиться корни, ветки не видимые с берега. Поскользнувшегося человека, может увлечь под них силой потока. Облегчат переправу отдельные островки суши, камни посреди русла реки. Важна информация и о характере дна: на песчано-галечном дне будет легче сохранять устойчивость, чем на округлых скользких камнях, вязком, глинистом дне. При организации переправы необходимо заранее оценить последствия падения в воду (оценить опасность ударов о камни, сноса в водопад, завал расположенные ниже по течению и т.д.).

Какую технику передвижения используют туристы при переправе горной реки вброд? В случае если сила потока не слишком велика, для переправы вброд туристы используют индивидуальную технику передвижения с дополнительной опорой о дно реки шестом. Для этого пригоден деревянный шест около 2.5м. На переправе турист перемещается боком, шаг за шагом в положении лицом против течения, упираясь шестом в дно впереди себя (ноги и шест образуют надежный треугольник опоры) (Рис. 19). В случае более мощного потока, когда индивидуальная техника перехода не безопасна, используют ряд групповых способов переправы. Взаимная поддержка туристов в группе позволяет компенсировать воздействующую на нее силу потока воды (устойчивость группы туристов к воздействию потока выше, чем устойчивость одного туриста). При переправе шеренгой (стенкой) несколько туристов переходят реку, обнявшись за плечи, боком к течению, причем сверху по течению становиться наиболее сильный участник. При переправе по двое, лицом друг к другу туристы становятся боком к течению; каждый кладет руки на плечи напарнику и крепко берется за лямки рюкзака. Ноги при переходе приставными шагами широко расставлены, образуя четыре устойчивых точки опоры (Рис. 20). При переправе «кругом» (по трое) самый сильный турист встает лицом против течения; все переправляются, взявшись за плечи друг друга.

Как организуется страховка туриста, переходящего горную реку вброд? В случае перехода вброд реки с сильным течением, повышается вероятность падения туриста при переходе, сноса его течением и травматического повреждения. Такой брод не безопасен и переправа требует организации страховки. Страховка на переправе вброд организуется двумя основными веревками, расположенными V-образно (под углом, примерно, 90? друг к другу). Одна веревка (страховочная) закреплена на переходящем реку туристе и выдается страхующими туристами (туристом), стоящими в устойчивом положении на берегу на позиции выше по течению реки относительно переправы (рис. 21). Страховочная веревка помогает переправляющемуся лицом к течению туристу справляться с напором воды. Вторая веревка (вспомогательная) так же закреплена на переходящем вброд туристе и заносится ниже по течению. Концы обоих веревок не закреплены на опорах; веревки просто удерживаются страхующими туристами руками. В случае если поток сбивает идущего вброд, страховочная веревка выдается свободно (страхующий турист начинает бежать вдоль берега вниз по течению, вслед за плывущим туристом, не допуская натяжения страховочной веревки). Туристы, удерживающие вспомогательную веревку, начинают немедленно ее выбирать, подтягивая плывущего человека к берегу. Важно чтобы страховочная веревка ни в коем случае не оказалась сильно натянута, поскольку в этом случае упавшего туриста затянет течением под воду!

После выхода на целевой берег, первый участник закрепляет страховочные перила. Остальные переходят реку вброд с самостраховкой на горизонтальных перилах. По перилам участники двигаются через реку приставными шагами, лицом — навстречу течению. Перильную веревку следует включать прямо в грудной карабин обвязки, или в карабин короткого уса самостраховки (чтобы при срыве участника, течение не отбросило его от перильной веревки).

Как организуется навесная переправа через горную реку? Навесная переправа представляет собой самый сложный с точки зрения техники наведения, страховки способ переправы над водой. Это переправа по натянутой над поверхностью воды основной веревке. Данный способ используется туристами, в случае, когда переход вброд всех участников группы не безопасен, а переход над водой иными способами невозможен (нет подходящих камней в русле реки, по которым можно перебраться на другой берег, нет поваленного, и лежащего поперек реки дерева и т.д.). Навесная переправа организуется обычно в верховьях рек (небольшая ширина реки); на берегах должны быть удобные опоры (деревья, валуны) для закрепления перильных веревок.

При организации навесной переправы туристы должны выполнить следующую последовательность действий.

· Провести разведку и выбрать наиболее подходящее место переправы.

· Переправить на страховке одного, наиболее сильного участника группы вброд (по снежному мосту, по камням) на целевой берег реки.

· Первый участник должен закрепить основные веревки (которые он перенес с собой) на опоре целевого берега.

· Остальные участники с исходного берега должны натянуть над водой и закрепить на опорах две основных веревки: транспортную (по которой будут передвигаться туристы над водой) и страховочную (страховочные горизонтальные перила, на случай непреднамеренного срыва туриста с транспортной веревки или ее разрыва).

· Туристы должны организовать сопровождение переправляющегося участника дополнительной основной веревкой (третья веревка на переправе).

Порядок страховки первого переправляющегося через реку участника группы мы рассмотрели выше. После достижения целевого берега он закрепляет на подходящих опорах страховочную веревку, транспортную веревку и веревку сопровождения (соответствующие узлы представлены нами выше). Участники на исходном берегу натягивают над водой две из этих веревок — транспортную веревку и страховочную веревку. Причем веревки должны быть натянуты над водой с достаточно большим усилием (провисание транспортной веревки под массой переправляющегося туриста и груза не должно привести к их намоканию, опасному воздействию потока). Чтобы избежать большого провисания транспортной веревки под грузом, ее натягивают с помощью полиспаста.

Что означает понятие «полиспаст» и как он организуется? Полиспаст — это система подвижных и неподвижных блоков соединенных веревкой, применяемая для увеличения тянущих усилий в процессе поднятия груза или натяжения веревочных перил. Сам термин происходит от греческого «поли» (много), и «спао» (тяну). Система полиспаста, использует в своей работе принцип рычага. Суть применения полиспаста в рассматриваемом случае сводится к натяжению перильной веревки с помощью вспомогательной (тянущей) основной веревки, проходящей через подвижные и неподвижные блоки (Рис. 22). Блоками служат карабины с муфтой или специальные блоки-ролики, которые являются точками разворота для тянущей веревки. Последовательность натяжения веревки полиспастом, например, такова.

· Неподвижный блок закрепляется на опоре (карабин, закрепленный на петле из основной веревки, повешенной на дереве, камне и т.д.).

· На необходимом расстоянии от опоры (определяется по месту) на натягиваемой веревке закрепляется подвижный блок т.е. разворотные карабины, закрепленные на веревке с помощью схватывающего узла. Внимание! Схватывающий узел (например, австрийский) вяжется обязательно петлей из сдвоенного репшнура, т.к. на него приходятся значительные тянущие усилия от нескольких человек, и одинарная петля может просто лопнуть.

· Конец тянущей (вспомогательной) веревки закрепляют на одном карабине подвижного блока.

· В пространстве вспомогательной веревкой «выписывается» буква «Z»: веревка от карабина подвижного блока (от схватывающего узла) идет к опоре; там разворачивается в блоке (в карабине), возвращается к схватывающему узлу, вновь разворачивается на его блоке или втором карабине и идет к точке крепления полиспаста (опоре), где и вытягивается участниками туристской группы.

· Перильную веревку вытягивают полиспастом до тех пор, пока подвижный блок (схватывающий узел) не приблизится к неподвижному блоку (к опоре). Если достигнуто достаточное натяжение, вытянутую веревку закрепляют на опоре (перила готовы к использованию). Если натяжение веревки не достаточно, всю процедуру натяжения можно повторить, передвинув подвижный блок (ослабленный схватывающий узел) на исходную позицию. При этом уже имеющийся уровень натяжения сохраняется за счет удержания веревки схватывающим узлом (механическим зажимом) заранее закрепленным на опоре рядом с неподвижным блоком.

Выигрыш в усилии натяжения веревки при такой схеме организации полиспаста (по сравнению с натяжением веревки без блоков) — трехкратный.

Как выглядит веревочная система навесной переправы в законченном виде? Туристы с помощью полиспаста последовательно натягивают над водой транспортную и страховочную веревки. По транспортной веревке собственно происходит переправа туристов и грузов; страховочная веревка обеспечивает дополнительную безопасность переправы. Сила натяжения транспортной веревки более важна, чем сила натяжения страховочной веревки (провисания до воды участников и груза, передвигающихся по транспортной веревке не должно произойти!). Страховочная веревка (горизонтальные страховочные перила) располагается обычно выше транспортной веревки (возможно одновременное натяжение сдвоенной транспортной и страховочной веревок). Таким образом, в месте переправы с одного берега на другой натянуты две основных веревки. Однако, на «классической» навесной переправе «работает» (о ужас!) еще и третья основная веревка — т.н. веревка сопровождения (челнок) (Рис. 23).

Веревка сопровождения — это вспомогательная веревка в два раза большей длины, нежели транспортные и страховочные перила. Концы веревки сопровождения закреплены на опорах противоположных берегов; на ее середине завязан узел проводника, в который защелкнут карабин. Веревка сопровождения с одной стороны является вспомогательным средством «перетаскивания» участников и грузов по транспортной веревке; с другой стороны она является и дополнительным средством безопасности (позволяет вытянуть на берег участника, по тем или иным причинам потерявшего способность к передвижению по транспортной веревке). Карабин веревки сопровождения закрепляется на ИСС туриста или на грузовой петле рюкзака; участники на целевом берегу подтягивают переправляющихся по транспортным перилам туристов или грузы, а участники на исходном берегу «возвращают» к себе узел с карабином после его освобождения. Таким образом, процедура сопровождения сводится к цикличному «перетягиванию» веревки сопровождения с одного берега на другой: вначале ею тянут «груз» на целевой берег, затем возвращают свободный карабин на исходный берег (далее цикл повторяется).

Что представляет собою техника передвижения и страховки на навесной переправе? Когда веревки натянуты, сопровождение готово остается лишь переправиться на целевой берег. Последовательность подключения-отключения туристов к веревкам (от веревок) следующая.

· На исходном берегу вначале к страховочным перилам турист подключает свой ус самостраховки (обеспечивает свою безопасность).

· Затем (в произвольной последовательности) турист закрепляет себя карабином на транспортной веревке и подключает к ИСС карабин веревки сопровождения. Внимание! Карабин подключения к транспортной веревке следует повесить на грузовую лямку беседки (в область центра тяжести тела), а не на грудную обвязку, тогда закрепленный на веревке турист располагается под веревкой и вдоль нее, а не свисает с веревки вниз ногами (Рис. 23).

· На целевом берегу, напротив, ус самостраховки отключается от страховочных перил в последнюю очередь (после освобождения туриста от транспортной и сопровождающей веревок), когда турист устойчиво стоит на земле на безопасном расстоянии от обрыва.

Собственно техника передвижения заключается в движении по транспортной веревке на карабине (блоке-ролике): турист располагается на веревке головой к целевому берегу и подтягивает себя к целевому берегу, перебирая транспортную веревку руками (как вариант, его (ее) могут вытягивать на целевой берег веревкой сопровождения). Техника страховки — обычная техника самостраховки на горизонтальных перилах (усом самостраховки и скользящим по перилам карабином).

Правила организации переправы

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Правила организации переправы»

Лето… Долгожданная пора для многих мальчишек и девчонок. Заканчиваются уроки в школе, и начинаются каникулы. А в городе столько интересного! Здесь есть театры, музеи, красивые дома, парки, спортивные сооружения, зоопарк и цирк. И тем не менее летом трудно усидеть в душном городе: хочется на речку, «поохотиться» за грибами и подышать лесным воздухом или сходить с родными в дальний поход с ночёвкой, посидеть у костра и попеть песни под гитару.

Но собираясь в поход, нужно трезво оценивать свои силы и возможности. В одни походы можно смело идти впервые в жизни. Тогда как в другие обязательно иметь опыт подобных путешествий. Походный опыт за плечами — это понимание того, с какими трудностями можно встретиться в походе и как с ними справляться.

Одной из таких трудностей являются реки, которые могут стать серьёзной преградой для неподготовленного человека. И если во время похода ваш путь будут пересекать водные преграды, то следует заранее подумать о том, как через них переправляться. Конечно же лучше всего найти на карте ближайший к маршруту мост и по нему перейти на другой берег. Однако порой это сделать невозможно. Тогда приходится организовывать переправу самостоятельно.

Для организации переправы через реку сперва нужно оценить её по четырём критерием:

Сильное течение, даже при небольшой глубине и ширине реки, создаст дополнительные сложности при переправе.

В случае с горной рекой критерии имеют ещё большее значение, так как они могут заметно изменяться в зависимости от метеорологической ситуации (дождь, гроза, таяние снегов и так далее).

Для того чтобы определить скорость течения можно воспользоваться простейшим арифметическим уравнением: скорость равна отношению пути, пройденного объектом, ко времени, за которое объект прошёл этот путь. Организовать такое измерение на местности наиболее удобно вдвоём. Для этого нужно:

· вам и вашему спутнику стать параллельно реке на отмерянном расстоянии друг от друга (рекомендуемое расстояние между участниками измерения должно быть не менее 10 метров);

· сбросить в воду объект, к примеру небольшую щепку;

· и засечь время за которое объект преодолеет участок отмерянного пути;

· воспользовавшись формулой можно без существенных погрешностей определить скорость реки.

Узнать глубину реки можно по нескольким показателям. Так, например, небольшая рябь или волны с образованием так называемых «барашков» на поверхности воды будут означать мель. А спокойная поверхность воды при наличии хотя бы минимального ветра сообщает о большой глубине (до двух — трёх метров).

Для определения же ширины реки есть не слишком точный, но весьма простой метод, знания которого в походе будет полностью достаточно.

Итак, для начала нужно подобрать травинку или тонкую прямую ветку. Затем выбрать два неподвижных объекта на противоположном берегу, расположенных на расстоянии друг о друга (деревья, камни или особенности рельефа, которые могут выступить в роле условных точек). Взять ветку или травинку и на вытянутых руках расположить таким образом, чтобы её концы визуально касались выбранных объектов. Далее, сломав ветку максимально ровно пополам, взять её таким же образом и начать отходить назад до тех пор, пока объекты снова не окажутся на её концах. Теперь, если вы измерите расстояние, пройденное вами от местоположения в начале и конце мероприятия, то тем самым найдёте ширину русла реки.

После того, как параметры реки определены, необходимо выбрать способ организации переправы:

· вброд (с шестом, со страховкой по перильной верёвке, шеренгой, кругом, колонной);

· на плавсредствах (на лодках или плотах);

· над водой (по выступающим над водой камням, по бревну или дереву, по кладям, с использованием наведённых верёвочных перил);

· вплавь (со страховкой и без страховки);

· по льду (в лыжных и пеших походах в межсезонье или зимой).

Любая переправа через препятствие (реку или овраг) должна начинаться с разведки, которая предполагает выполнение следующих действий:

· осмотр местности с целью определения наиболее безопасного способа переправы (вброд, над водой, по воде);

· выбор участка реки и берега, где будет осуществляться переправа. Например, если решили переправляться вброд, то ищут место, где русло самое широкое, а глубина потока наименьшая, где минимальная скорость течения, относительно ровное дно, малое количество камней и небольшая крутизна берегов;

· выбор типа страховки, соответствующего избранному способу переправы (шест, перильная верёвка и прочее);

· при необходимости, оборудование места переправы (вкапывание или закрепление опор для крепления верёвочных перил).

Переправа вброд через реку является наиболее распространённым вариантом пересечения водных объектов. Она организуется на участке реки с наименьшей силой потока и наименьшей глубиной.

Признаки брода равнинной реки: расширение реки на прямом участке, рябь на поверхности воды, наличие плёсов, отмелей, перекатов, а также троп и дорог подходящих к воде.

Простые участки реки группа преодолевает с хода, предварительно перестроив походную колонну: руководитель должен находиться во главе, слабые участники по одному равномерно распределяются среди сильных. Замыкает колонну один из наиболее сильных и опытных участников.

Движение осуществляется по намеченной линии переправы. Для несложных участков реки это делают по кратчайшей линии, соединяющей оба берега. Группа идёт боком к направлению течения, обнявшись за плечи. Интервал между участниками не должен превышать 1,5 м, что позволит тут же оказать помощь потерявшему равновесие.

Разговоры участников во время переправы категорически запрещены. Они рассеивают внимание туристов, заставляют их оборачиваться к говорящему, что может привести к падению одного из участников группы.

При переправе по двое туристы становятся боком к течению лицом друг к другу. Каждый кладёт руки на плечи напарнику и крепко берётся за лямки рюкзака. Ноги при переходе приставными шагами широко расставлены, образуя четыре устойчивых точки опоры.

Обратим внимание на то, что при скорости течения реки более 3—4 м/с, даже при глубине потока 0,5 м, переправа вброд опасна, и надо искать другие места или использовать другой способ переправы.

Однако, найти идеальные условия для переправы через реку удаётся редко, так как идти долгое время вдоль русла — утомительное занятие. Переходить вброд на опасных участках желательно группами, где первым в качестве разведки реку пересекает наиболее опытный участник. Шест, используемый как опора, ставится на ту часть дна, которая выше по течению. Захватывать шест надо обеими руками и держать их близко друг к другу. Если же шест будет упираться в дно по течению, его может в любой момент смыть, что вероятнее всего приведёт к потере равновесия.

Групповую переправу можно организовать и таджикским способом. Для этого туристы, положив руки на плечи друг другу и крепко взявшись за лямки рюкзаков соседей, образуют круг, который, медленно вращаясь (как хоровод), передвигается в сторону противоположного берега.

Однако отметим, что при переходе вброд изгибов реки лучше избегать, так как внешний от его центра берег подмывается потоком, и глубина там будет больше, чем у внутреннего берега. Следует избегать и участков берега, поросших деревьями, так как под водой могут находиться корни и ветки, не видимые с берега. Поскользнувшегося человека, может увлечь под них силой потока.

Наиболее безопасно и удобно осуществлять переправу по бревну или упавшему поперёк реки дереву. Используется такая переправа в тех случаях, когда «под рукой» имеется подходящих размеров бревно или дерево: на 2—4 метра длиннее русла реки.

Укладку бревна через препятствие можно производить следующим образом. К вершине бревна крепят узлом середину верёвки так, чтобы от вершины отходили два одинаковых конца. Комель бревна упирают в выкопанную ямку и поднимают бревно под наклоном на 40—50°. Когда оно будет поднято на нужную высоту, его разворачивают перпендикулярно противоположному берегу. Затем бревно медленно опускают в намеченную точку на противоположном берегу, поддерживая верёвками. Важно, чтобы вода не заливала переправу, так как в этом случае велика вероятность поскользнуться и упасть в воду.

Наиболее сложный технически и трудоёмкий способ переправы над водой — это навесная переправа. Навесная переправа — это переправа по натянутым над водой верёвкам.

Наведение перил через сложный участок реки — это ответственное мероприятие, обеспечивающее при положительном результате не только переправу всей группы, но и безопасность её участников.

Наиболее просто и быстро можно навести перила на неширокой реке, имеющей небольшой участок, на котором она совершает поворот более чем на 90°. Это, при отсутствии на противоположном берегу больших деревьев или камней вблизи воды, позволяет группе, не совершая работ по заброске верёвки или переправы первых участников, натянуть перила.

Если же на реке нет крутых поворотов, то можно попробовать осуществить заброс верёвки на противоположны берег. Однако этот вариант можно осуществить не на каждом участке. Поэтому нужно помнить, что максимальная ширина реки в месте предполагаемой переправы составит для заброса верёвки с «кошками» около 30 м, а с ледорубом — до 20 м. При большей ширине реки группа должна готовить переправу первых туристов вброд.

Выбирая место для заброса верёвки, главное внимание обращают на противоположный берег. Берег, покрытый камнями среднего размера, а тем более мелкими камнями или травой для заброса верёвки не годится. Необходимо, чтобы на нём была зона или, в худшем случае, группа крупных камней, расположенных близко друг к другу (но на некотором удалении от воды), выброшенные течением стволы больших деревьев, растущие деревья или густой кустарник.

Если ничего этого нет, то нужно организовать переправу через реку одного или нескольких участников похода вброд одним из вышеописанных нами способом. А уже потом происходит закрепление перил для обеспечения переправы основного числа участников похода.

Крепить перила можно за камни, деревья, кустарники или самодельные приспособления.

При наличии на противоположном берегу вблизи от воды на продолжении линии трассы переправы крупных камней (диаметром около метра) перильную верёвку с помощью соответствующей по размеру петли закрепляют за один из них. С дальней от реки стороны камень должен иметь такую форму, чтобы верёвка при натяжении не соскользнула с него. Допускается использовать камень средней величины, необтекаемой формы, с резко выраженными гранями.

Если крепление верёвки происходит за одиночные деревья, то их диаметр ствола в нижней своей части должен быть не менее 15 см. Деревья также должны иметь хорошо развитую и укреплённую в грунте корневую систему.

Если на противоположном берегу, кроме молодой поросли, ничего подходящего для закрепления верёвки нет, можно использовать группу из нескольких наиболее крепких молодых деревьев, расположенных как можно ближе друг к другу, на удалении 3—7 м от воды. Аналогичным способом перильную верёвку можно крепить и за крупные кусты.

Конечно же, в целях безопасности, при организации переправы всегда необходимо продумывать страховку для всей группы.

В заключение отметим, что поход — это прежде всего, атмосфера настоящей романтики, сдобренная духом здорового, позитивного авантюризма. Это незабываемое приключение и отличная возможность посетить красивые, неисхоженные места. Поскольку первозданная природная среда — это необходимое условие для приятного отдыха и времяпрепровождения.

Как преодолеть водное препятствие. Переправа через реку

Наличие переправы через водные объекты – основой критерий сложности маршрута для пешего туриста. Кроме того, на маршрутах подобного типа самый высокий процент смертности даже среди опытных туристов. Что уже говорить о неискушенных в этих вопросах людях, которые любят проводить время на природе и путешествовать пешком. Для них такое препятствие на пути может стать причиной испорченного отдыха, а при незнании правил переправы через реку – и более печальных последствий…

Известно множество способов переправы через реки, однако некоторые методы, описанные в литературе, как, например, переправа с петлей на шее или бегом вниз по реке, совершенно недопустимы для применения на практике.

Самым распространенным и простым способом переправы через водные препятствия была и остается переправа реки вброд. Первый шаг при такой переправе – найти брод. Брод – это неглубокое место в течении реки, которое можно перейти или проехать на автомобиле. На небольшую глубину равнинной реки указывают отмели, рябь на поверхности воды, расширение реки на прямом ее участке, выступающие камни, островки, а также тропы, что спускаются к реке. Когда найдено подходящее место для брода – с помощью шеста нужно исследовать дно на предмет омутов, глубоких ям, коряг, тины, поскольку их наличие может стать серьезным препятствием при переправе. Исследовать дно нужно шестом длиной не менее 2 м. Передвигаться нужно под углом к течению, опираясь на шест. Шест следует при каждом шаге переставлять впереди себя вверх по течению – напором воды его станет прижимать ко дну. Если же шест окажется вниз по течению – его может снести.

Найти брод в горной реке намного сложнее, поскольку температура воды, крутизна берегов, сила течения и характер дна в таких реках достаточно опасен. При нахождении брода в горной реке следует выбрать самое узкое и неглубокое место в русле реки, с наиболее пологими берегами, при возможности — с максимально низким течением и с отсутствием характерных опасностей (о них мы расскажем дальше в статье). Переходить горную реку следует при глубине не более 1 м и максимальной скорости течения не более 1 мс. Если скорость течения выше указанной – даже глубина в полметра является опасной для переправы. Также не рекомендуется переходить реку вброд при неблагоприятных метеорологических условиях – дождь, снег, град. Это утруднит передвижение и способствует очень быстрому поднятию уровня воды в реке (особенно в горной). Наименьший уровень воды в горных реках наблюдается ранним утром, самый высокий – вечером. Порой уровень воды утром уменьшается настолько, что дно становится видимым.

Горную реку шириной более 50 метров можно переплыть даже при большой скорости течения. Однако стоит избегать такой переправы. Если же вы решились перебраться на другой берег таким экстремальным способом или падение в воду было случайным – нужно знать характерные опасности горной реки, которые стоит учитывать при оценке своих действий в экстренной ситуации. К таким опасностям относятся:

  • завал – дерево или камни, перегородившие дно реки;
  • прижим – особенно прижим с подводным гротом;
  • крутой слив – самым опасным примером может послужить водопад;
  • гряда камней типа «порог»;
  • большие подводные камни, расположенные грядой;
  • воронки;
  • высокая скорость и турбулентность течения, которая может унести человека вниз по течению или помешать после преодоления реки подняться на ноги;
  • низкая температура воды.

Также горную реку можно преодолеть с помощью наземной переправы в виде поваленного дерева. Вы можете отыскать поваленное естественным путем дерево, или же повалить дерево, растущее в непосредственной близости от берега. Желательно выбирать место, где русло достаточно узкое и берега немного выше течения – чтобы вода не затапливала бревно. Бревно можно заменить жердями, досками, другими подручными материалами. К наземной переправе относится и переправа по камням, выступающим из воды. При таком способе переправы следует быть очень осторожным: выбирать сухие, нескользкие и устойчивые камни, заранее продумывать траекторию своего движения.

Переправляться через реку вброд следует только обутым и одетым, но без рюкзака и прочих громоздких вещей. Переправить их на противоположный берег можно следующим образом: найти брод, произвести разведку дна, привязать на берегу веревку, перейти с ее свободным концом на противоположный берег и закрепить ее там. Потом следует вернуться, с помощью карабина или свободного узла привязаться к веревке с целью страховки, и уже с вещами переправиться обратно. Если переправляется группа людей – передвигаться вдоль веревки нужно колонной или попарно, друг за другом, приставным шагом. Во главе колонны должен идти самый сильный и опытный участник группы.

Если препятствие — неширокая река или ручей — то его можно преодолеть, перепрыгнув через него, опираясь на прочный шест. Рюкзак и прочие вещи предварительно следует перебросить на противоположный берег.

Переправляться по замерзшей реке следует после предварительной разведки прочности льда с помощью шеста. Если переправляется группа людей – нужно при переправе иметь при себе шест длинной 2-2,5 м и держать дистанцию не менее 5 м друг от друга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *