Движение в темное время суток
Управление автомобилем в темное, или ночное время суток серьезным образом отличается от дневного вождения.
Природой устроено так, что ночью человек видит хуже, чем днем, а с возрастом качество ночного зрения еще более ухудшается. А ведь большинство решений за рулем, которые вы принимаете, основываются на том, что вы видите.
Что такое темное время суток
ПДД определяют темное время суток как промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
Сумерки — это промежуток времени, в течение которого солнце находится под горизонтом, а свет от него, рассеиваясь, освещает землю.
Соответственно, в вечерние сумерки свет от солнца, находящегося уже под горизонтом, еще освещает землю после заката до наступления темноты, а в утренние сумерки его свет уже освещает землю перед восходом.
Это, собственно, и есть лаконичный ответ на вопрос что такое темное время суток.
Движение в темное время суток
При движении в темноте вы можете видеть и оценивать дорожную обстановку только в зоне, ограниченной светом фар. Причем, объекты появляются в освещенной зоне внезапно, и для их опознания требуется времени больше, чем днем.
По этой причине надежность движения в темное время суток значительно снижается и, в результате, ночью людьми совершается большее количество ошибочных (не верных, с точки зрения личной безопасности) действий за рулем, чем днем.
Самые частые из них – это неверная оценка расстояния до «объекта» и скорости, так как ночью у водителя меньше времени для оценки этих показателей.
Ночью меньше возможности для маневра (видно лишь то, что находится в свете фар), и еще меньше времени и возможности для исправления своих ошибок (время реакции на ночной дороге возрастает).
Главное условие безопасного движения в темное время суток – это движение с меньшей скоростью, чем днем.
Скорость нужно выбирать такой, чтобы в случае необходимости можно было остановить автомобиль в пределах видимости. Т.е. остановочный путь не должен превышать расстояние, освещенное светом фар.
Понятное дело, что фары все время светят вперед, и освещенное ими пятно перед автомобилем «передвигается» вместе с автомобилем.
Но скорость приближения к неподвижному «препятствию» это есть скорость движения вашего автомобиля. Разница лишь во времени приближения, т.е. в том, как быстро вы доедете до «препятствия» после того, как вы его увидите в свете фар.
Стекла автомобиля нужно содержать в чистоте и снаружи, и изнутри. Во-первых, через чистое стекло всегда приятнее смотреть на дорогу.
Во-вторых, грязное стекло плюс свет встречных фар дополнительно ухудшают и без того недостаточную видимость ночной дороги.
Передвигаясь в потоке машин, всегда следите за едущим впереди транспортным средством. Очень важно не пропустить момент начала его торможения. Об этом подскажут его стоп-сигналы.
Его «стопы», впрочем, могут быть неисправны или частично исправны.Обычно, такая неисправность заметна сразу, по мере того, как он начинает тормозить. В подобных случаях потребуется удвоить бдительность и увеличить дистанцию до него.
Нужно помнить о том, что на дороге и вблизи нее могут находиться неосвещенные объекты. Обнаружив что-то впереди непонятное, всегда снижайте скорость.
Что это такое впереди – разберетесь потом, когда подъедете ближе или остановитесь. Возможно, это будет стоящий неосвещенный автомобиль, возможно, еще что-то.
Наибольшую опасность при движении в темное время суток представляют пешеходы. Они не всегда своевременно попадают в поле зрения водителя, их, порой, очень трудно обнаружить на неосвещенном участке дороги.
Отдельная группа риска – пьяные пешеходы. Чем вызвано опьянение, или их неадекватное поведение, это уже другой вопрос. Но их действия почти всегда непредсказуемы.
Поэтому вблизи «таких» пешеходов следует предельно снижать скорость и заранее предвидеть возможность объезда, или быть готовым применить экстренное торможение.
В местах остановок общественного транспорта нужно быть особенно внимательным. Когда в темноте вокруг вас машин много, то от обилия автомобильных огней может произойти частичное ослепление.
Если дело происходит зимой, то к огням в качестве помех, ухудшающих видимость, еще добавляется «пар» из выхлопных труб.
Не всегда сразу можно заметить пешехода, оказавшегося на проезжей части, поэтому, проезжая мимо остановок маршрутных ТС, целесообразно, по необходимости, снижать скорость, особенно в часы пик.
Когда на остановке стоит маршрутное транспортное средство, проезжая мимо него, обращайте внимание на световое пятно от фар перед ним.
Если на нем вдруг замелькала тень, возможно, что оттуда сейчас на проезжей части появится пешеход, а может и не один.
Смысл в том, что когда вы понимаете, что появление пешехода на проезжей части возможно, то вы к этому событию будете готовы.
Вы также будете готовы, в случае необходимости, остановить автомобиль — ваша скорость позволит вам это сделать безопасно.
Ваши стоп-сигналы, в свою очередь, будут сигналом для едущих сзади вас — они поймут, что вы тормозите, и сами приготовятся сбавить скорость.
Встречный разъезд в темное время суток
При движении в темное время суток на неосвещенной дороге предпочтительней пользоваться дальним светом фар.
Но нужно помнить том, что существует вероятность ослепить встречных водителей. Необходимо своевременно переключаться на ближний свет.
При встречном разъезде ослепить могут и вас, поэтому целесообразно выработать в себе привычку в момент разъезда смотреть не на встречные фары, а чуть правее на дорогу.
Во-первых, справа от дороги, чаще всего, могут находиться препятствия, которые вы можете не увидеть, будучи ослепленным.
Во-вторых, можно ориентироваться по дорожной разметке, отбойнику, по правому краю проезжей части, по обочине.
Переключать фары с дальнего света на ближний Правила требуют заблаговременно – не менее чем за 150 метров до встречного автомобиля.
Но если встречный водитель сигнализирует кратковременным переключением «ближний-дальний-ближний», то сделать это необходимо раньше (пункт 19.2 ПДД).
Когда встречный автомобиль поравняется с вашим, можно будет опять переключиться на дальний свет, но только, если впереди «чисто», т.е. слепить будет некого.
Бывает, что встречный водитель не переключается на ближний свет, а продолжает ехать с дальним светом, ослепляя вас. В таком случае можно напомнить ему о переключении, несколько раз кратковременно поморгав с ближнего света на дальний.
Но чего не следует делать — это «учить» его ответным ослеплением, хотя бы потому, что это бессмысленно.
У встречного автомобиля может быть нарушена регулировка фар – он едет с ближним светом и его водитель не понимает, почему вы ему моргаете.
Может его водитель просто забыл переключить свет, а может у него, в этот момент исправен только дальний свет.
И наконец, что может быть хуже двух ослепленных водителей, которые едут навстречу друг другу и ничего при этом не видят?
Если вас все же ослепили, и вы с трудом различаете то, что происходит на дороге – плавно погасите скорость, сразу включите аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосы движения, остановите автомобиль.
После того, как зрение восстановится, можно будет ехать дальше.
Очень неприятно и весьма опасно неожиданное ослепление встречным автомобилем, выезжающим из-за поперечного профиля перелома дороги (на вершине подъема).
Приближаясь к вершине подъема, и видя зарево встречных фар, будьте готовы к тому, что водитель встречного автомобиля может не успеть переключить фары на ближний свет. Можно заранее поморгать ему своими фарами, чтобы он не забыл это сделать.
При появлении встречного автомобиля в то время, когда вы движетесь на спуск (ваш встречный, соответственно, движется на подъем), необходимо переключиться на ближний свет чуть раньше, чем этого требуют Правила.
Это связано с тем, что дальний свет «верхнего» автомобиля слепит сильнее, чем свет «нижнего» авто.
Бывают ситуации, когда вы видите, что навстречу движется какое-то транспортное средство с одной включенной фарой. Это может быть мотоцикл, а может быть и автомобиль.
Если рассмотреть не удается, то всегда нужно предполагать, что это автомобиль и единственная его рабочая фара – правая!
В таком случае для разъезда с ним следует принять как можно правее, а если это невозможно – остановиться и включить аварийную световую сигнализацию.
Это нужно для того, чтобы едущие сзади вас смогли лучше увидеть ваш автомобиль на дороге и вовремя отреагировать.
Когда два автомобиля, двигаясь в темное время суток навстречу друг другу, встречаются на дуге поворота, то получается так, что один водитель едет по внешней дуге, а другой – по внутренней.
Таким образом получается, что фары автомобиля едущего «внутри» поворота начинают раньше слепить встречный автомобиль.
Поэтому, если вы едете по внутренней дуге поворота, вам необходимо переключиться на ближний свет чуть раньше.
Если вы движетесь по внешней дуге поворота, можете переключиться на ближний свет несколько позже, если увидите, что свет ваших фар не мешает встречному автомобилю.
Ночное движение за городом
Важной особенностью в процессе ночного движения за городом, или вне населенного пункта, является отсутствие освещения дороги на достаточно больших расстояниях.
По этой причине немаловажным фактором для безопасного движения в темное время суток остается выбор соответствующей скорости.
Также как и днем, ночью приходится учитывать многие факторы: тип и состояние дорожного покрытия, метеоусловия, интенсивность движения, и конечно же, на сколько знакома вам дорога, по которой едете.
На неосвещенной дороге вне населенного пункта надо иметь ввиду, что в большинстве случаев неровности или препятствия находятся на краю дороги.
Там может оказаться яма, может — стоящий неосвещенный автомобиль, а может быть все, что угодно. Поэтому не стоит близко прижиматься к краю проезжей части.
Когда вы в ночное время движетесь вслед за едущим впереди автомобилем (это называется: движение за лидером), переключите свой свет с дальнего на ближний, и следите за безопасной дистанцией.
В этом случае (когда вы — за лидером) контроль за всевозможными препятствиями и опасностью на дороге берет на себя лидер.
Ваша задача – внимательно следить за его габаритными огнями и световой сигнализацией. Все время контролируйте дистанцию. В темноте объекты кажутся дальше, чем они находятся на самом деле.
Если в роли лидера вы (ваш автомобиль), тогда, если позволяет дорожная обстановка, включите дальний свет фар, чтобы можно было раньше разглядеть препятствия на дороге.
Если приходится ехать с ближним светом (например, много встречных машин, часто приходится разъезжаться с ними) и при этом дорогу плохо видно, тогда снижайте скорость.
Но в таком случае ваш попутчик может вас догнать и ехать вслед за вами, как еще говорят, «сесть на бампер». Видеть свет фар, отраженный в своих зеркалах заднего вида, всегда очень неприятно. В таком случае не смотрите в зеркало, а дайте себя обогнать.
О том, как в процессе ночного обгона действовать водителям обгоняемого и обгоняющего автомобилей, можно прочесть в статье Маневрирование в дорожном потоке. Есть смысл обязательно ознакомиться с этим материалом.
Если вы намереваетесь сделать остановку на неосвещенной дороге, то следует подойти к этому процессу обдуманно. В неосвещенных местах даже на обочине ставить автомобиль небезопасно.
Выберите для остановки такое место, где вы сможете или съехать с дороги, или с широкой обочиной, чтобы как можно дальше отъехать от проезжей части.
Если такой возможности нет, а остановка крайне необходима, постарайтесь съехать на обочину, и включите аварийную световую сигнализацию, чтобы быть заметнее на дороге.
Кроме этого, в темное время суток, за пределами населенного пункта, выходя из машины во время остановки на обочине, ПДД требуют надевать светоотражающий жилет (пункт 2.3.4 ПДД).
Длительное движение ночью и усталость
Во время длительной ночной поездки при движении по хорошей ровной загородной дороге может наступить так называемое состояние монотонности. Чем оно опасно?
Ровное и спокойное ночное движение способно постепенно усыпить бдительность, и снизить уровень внимания к окружающей обстановке.
Есть немало случаев, когда водитель незаметно для себя как бы «отключается» от действительности. Другими словами, он засыпает прямо с открытыми глазами.
Такое состояние очень опасно, потому что в этот момент вы не можете следить за дорожной обстановкой. Причина ему — усталость, тем более, что биологически ночное время у человека отведено для сна.
Поэтому, при малейшем проявлении признаков усталости, целесообразно немедленно сделать остановку, выйти из машины и размяться.
Есть один простой способ как определить, устали вы или нет. В обычной ситуации вы смотрит прямо на дорогу, рулите, тормозите, разгоняетесь, в общем, едете. И кажется, что все нормально.
Но усталость накапливается постепенно, и трудно определить момент, когда организм устал.
Опытные водители, особенно дальнобойщики, знают по себе, что такое усталость, а вот тем, кто за рулем недавно, возможно, этот совет пригодится.
Вообще, рекомендуется делать остановки для разминки как можно чаще, с интервалом 2-3 часа. Но если так случилось, что вы едете ночью и едете долго без остановок, то выберите место и остановитесь. Заглушите двигатель.
Теперь внимание: смотрите сначала на дорогу перед машиной, затем поверните голову и посмотрите на дорогу через левое (свое, водительское) окно. Если дорога «поплыла» перед глазами, значит, вы устали и пора сделать остановку для отдыха.
Попробуйте выйти из машины, только не резко. Шатает? Мозг вроде бы все осознает, а тело как будто не слушается. В таком случае тем более нужно сделать остановку и отдохнуть – вы очень устали.
Дальнейшее движение в таком состоянии может быть небезопасным. Но лучше себя до такого состояния не доводить и делать остановки для отдыха как можно чаще, тем более, если поездка ночная.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «движение в темное время суток» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 17.12.2022
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Что такое темное время суток
Темное время суток – период времени, течение которого начинается спустя один час после захода солнца и заканчивается за один час до его восхода.
Правила любительского рыболовства, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 21 июля 2021 г. № 284
(Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.07.2021, 1/19821)
Темное время суток – период, который начинается спустя один час после захода солнца и заканчивается за один час до восхода солнца.
Правила охоты, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 21 марта 2018 г. № 112, с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 16 сентября 2020 г. № 345
(Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.03.2018, 1/17607)
Темное время суток — промежуток времени, который начинается после захода солнца и заканчивается с восходом солнца.
Правила дорожного движения, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 189, 1/6961 (опубликован — 5 декабря 2005 г.)
Темное время суток – период времени, который начинается спустя один час после захода солнца и заканчивается за один час до восхода солнца.
Правила добычи, заготовки и (или) закупки диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 699
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 90, 5/22407 (опубликован — 14 июня 2006 г.)
Темное время суток – промежуток времени, который начинается после захода солнца и заканчивается с восходом солнца.
Правила плавания по внутренним водным путям Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 октября 2005 г. № 60, с изменениями и дополнениями, внесенными, постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 3 августа 2022 г. № 75
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 61, 8/14238 (опубликован — 24 апреля 2006 г.)
Темное время суток — время суток от захода до восхода солнца.
Ст. 1 Договора между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о режиме белорусско-литовской государственной границы от 16 сентября 2009 г.
Темное время суток – период времени, который начинается спустя один час после захода солнца и заканчивается за один час до восхода солнца.
Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 21 марта 2018 г. № 112
Определение утратило силу (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.03.2018, 1/17607)
Темное время суток – период времени, течение которого начинается спустя один час после захода солнца и заканчивается за один час до восхода солнца.
Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580, с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 5 декабря 2013 г. № 551
Определение утратило силу (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 196, 1/6996 (опубликован — 21 декабря 2005 г.)
Темное время суток
Темное время суток — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек. Источник: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 12.11.2012) О Правилах дорожного движения (вместе с Основными положениями по допуску транспортных… … Официальная терминология
тёмное время суток — – промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек (из ПДД, определения сумерек вечерних и утренних я в ПДД не нашел, и поэтому в этот термин не въехал и был даже как то оштрафован за езду без света в темное время суток).… … Автомобильный словарь
Автомобильная светотехника — Автомобильная светотехника комплекс световой техники, использующийся для сигнализации и освещения. Автомобильное освещение монтируется в передней, в задней, а также в боковых частях транспортного средства в виде фар или фонарей. Установка… … Википедия
Отсутствие направляющих устройств и световозвращающих элементов на них — 29. Отсутствие направляющих устройств и световозвращающих элементов на них в соответствии с требованиями ГОСТ 23457 86 отсутствуют: направляющие устройства; световозвращающие элементы на ограждающих и направляющих устройствах (при ДТП в темное… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
«Леопард — 2» — О танке Леопард 2 написано немало. В материалах, опубликованных в зарубежной печати, даются высокие оценки боевых характеристик этой машины, которая стала поступать в войска с 1979 г. В ходе производства и эксплуатации осуществлялась… … Энциклопедия техники
Бронетанковая техника ФРГ — Как известно, ФРГ является активной участницей блока НАТО. Командование бундесвера наряду с проведением различных мероприятий в плане наращивания боевой мощи вооруженных сил большое внимание уделяет оснащению их новыми, более эффективными… … Энциклопедия техники
M1 «АБРАМС» — История создания самого современного американского танка Ml “Абрамс” восходит в концу 50 х годов, когда на фирме Пасифик Кар Корпорейшн было разработано экспериментальное гусеничное шасси. Предполагалось, что шасси послужит основой для… … Энциклопедия техники
Вернём себе ночь — Вернем себе ночь (или Освободим ночь, англ. Take Back the Night/Reclaim the Night) это международные акции протеста различных форм прямого действия против изнасилований и других форм сексуального насилия. Содержание 1 История 2 Акции … Википедия
Световозвращатель — 1. Световозвращатель Светотехническое устройство, содержащее возвратно оптический элемент или систему таких элементов, служащее для обозначения габаритов транспортного средства в темное время суток путем отражения света, излучаемого источником,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Термины и определения — 3 Термины и определения В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями: Источник: ГОСТ Р 50963 96: Защита броневая автомобилей. Общие технические требования оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Что такое тёмное время суток? И когда оно начинается?
Что такое тёмное время суток? И когда оно начинается?
Темное время суток начинается с последним лучём Солнца, которое уходит за горизонт. Длится это тёмное время суток до первого луча Солнца, которое выходит из-за горизонта. Продолжительность тёмного времени суток напрямую зависит от широты местности и ее высоты над уровнем моря.
Темным временем суток считается время после заката до рассвета, в зимнее время оно одно, а в летнее другое, но в основном после 19 часов вечера начинает темнеть и можно считать темное время суток началось и продлится до 4-5 часов утра.
Как бы странно это не казалось, но такое понятие как "темное" или "ночное" время суток закреплено в законодательстве.
Это имеется в административном и уголовном кодексе. "темным" или "Ночным" временем считается время с 22 часов до 06 часов следующего дня.
Это сделано не случайно, ведь в административном кодексе например имеется ответственность за шум в ночное время суток. И соответственно, чтобы знать, когда же начинается это время суток и когда шуметь нельзя, законодательство закреплено это время.
В уголовном праве это время также закреплено, поскольку есть определенные ограничения при проведении некоторых следственных действий в ночное время суток.
Напишу банальность, но это когда на улице темнеет.
Вообще такую градацию временных интервалах в сутках предлагают как правило оперативники, во время предоставления и разбора случившегося в сводках криминальных хроник или родители когда журят и не пускают своих детей, считая что слишком поздно.
Начинается эта часть суток везде по разному, но на территории СНГ, зимой всегда раньше.
Наверное, некоторые ответы научно обоснованные, но внесу и свои пять копеек.
Согласно Правилам Дорожного Движения "тёмным временем суток" является "промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек". И те же Правила требуют двигаться в тёмное время суток с включенным светом фар (например, если вы днём включаете дневные ходовые огни, то с наступлением этого промежутка времени должны переключиться на свет фар).
Как же водителям понять, пора ли включать фары? Караулить, когда солнце опустится за горизонт ниже 18 градусов, или последний луч солнца? Не вариант. Вдруг погода пасмурная.
Так вот, когда-то раньше существовал очень простой способ, который, правда, наверное, не соответствовал научным критериям. Если пятно от света фар можно различить на асфальте, значит фары пора включать. Вариант, конечно, не всегда объективный, так как это справедливо было только для чистого сухого асфальта. Но, тем не менее, вполне рабочий в не дождливую погоду.