Что делать если застрял на автомате
Пособие о том, что делать, если застрял на автомате, можно выдавать каждому водителю при покупке машины. Весной и осенью у всех есть риск заехать в грязь при поездке, к примеру, на дачу. Зимой проблему представляют сугробы или снежная каша, при внезапном потеплении. Если машина оборудована механической коробкой передач, то вопросов по ее освобождению обычно не возникает. Другое дело – коробка автоматическая.
Виды автоматических трансмиссий
Помимо АКПП существуют еще гибридные разновидности, но это уже тема для другой статьи. Есть три основных типа коробки передач, каждая из которых имеет свои особенности:
Классический «автомат». Здесь практически нет сцепления (во всяком случае, в понимании механики), а передачей крутящего момента занимается гидротрансформатор.
Вариаторная коробка передач. В салоне у водителя также две педали: газ и тормоз. Особенностью этой разновидности считается бесступенчатая трансмиссия. То есть отсутствует переключение, в отличие от других коробок передач.
Роботизированная коробка. Это механическая коробка, в которой сохранены диск сцепления, корзина и валы, просто руководит этим теперь электроника.
Важно понимать, что машина, оборудованная любой из перечисленных коробок, подходит для комфортной городской езды, но не для бездорожья. Чрезмерное «буксование» резко отрицательно сказывается на автомате.
Что делать, если вы все-таки застряли
Если основательно “сели на мель”, то желательно выйти из машины, осмотреться и подумать. Недостаток автомобилей с АКПП в такой ситуации — ее нельзя “раскачать”, как механику. Бездумно мучить автомат не стоит, это не поможет выбраться. Если машина стоит на месте и буксует, давление и трение жидкости внутри гидротрансформатора становится слишком высоким, жидкость перегревается. После 10-минутной пробуксовки масло “сгорает” и увеличивает трение деталей. После такого происшествия нужно срочно сменить масло в АКПП, иначе придется менять саму коробку.
Существует несколько способов выбраться из ловушки:
Вызвать помощь. Иногда этот вариант единственно верный. Эвакуатор аккуратно вытащит машину из ямы и сэкономит ваше время.
Если вы на пустой дороге и помощи ждать неоткуда, попробуйте приподнять машину домкратом и подложить под колесо доску, еловый лапник, картонную коробку. В критических ситуациях сойдет даже куртка. Увеличив сцепление колеса с поверхностью, возможно удастся выехать из грязи.
Вызвать на помощь друга. Находясь за городом, попробуйте обратится за помощью в ближайшее поселение, чтобы найти трактор, грузовик или другой мощный транспорт. Это может быть быстрее и дешевле, чем ждать эвакуатор из города. Кстати, передвигаться на буксире можно только на нейтральной скорости.
Если вы уверены, что сможете выехать самостоятельно, то следуйте следующим инструкциям. На режиме «D-Drive» буксовать запрещено. Если есть режим «L» или «ручной», то лучше использовать его. И помните, что через 3 минуты пробуксовки температура в АКПП поднимается на 30 градусов. Поэтому 2-3 минуты, и нужно дать автомату отдохнуть. Заглушите мотор, за 10-15 минут он хорошо остынет.
Лучшим вариантом будет стараться не застревать совсем, продумывать маршрут, знакомится с прогнозом погоды, ездить по знакомым дорогам. Если получилось застрять, то не старайтесь выбраться ценой коробки передач. Попросите о помощи, подумайте, что можете предпринять сами. И наконец, побывав в такой ситуации, стоит поменять масло, фильтры и провести диагностику коробки передач.
Грязевой перевал. Можно ли буксовать по распутице на автомате?
Весна, как и любое бездорожье, сопряжена со слякотью и грязью на грунтовых дорогах. Колеса вязнут в раскисшей земле, припорошенной мокрым снегом, и машинам для того, чтобы выбраться, приходится активно буксовать. Если автомобиль оборудован обычной ручной коробкой, то водители могут использовать давно известные приемы против распутицы. Это раскачка и выключение дифференциала посредством педали тормоза. Однако механическая трансмиссия становится архаикой и сейчас больше половины новых автомобилей продается с автоматической коробкой передач. Как правило, это классическая трансмиссия с планетарными рядами шестерен и гидромуфтой на стыке валов. И эта коробка уже не может исполнить известный «танец» против грязи. Более того, эти алгоритмы действий опасны и противопоказаны ей. Как быть?
Не перегреть муфту
Автомат конструктивно отличается от механической коробки. Гидротрансформатор имеет передающую момент муфту, которая работает за счет вращения двух лопастных колес в масленном резервуаре. Прямой связи между ними нет. Выходной вал двигателя не прикреплен напрямую к входному валу автомата, соединяет их вязкое масло. Оно раскручивается лопастным колесом, проходит через промежуточный статер и по инерции давит на другое лопастное колесо коробки. Если удерживать его от вращения тормозом, то двигаться будет только вал мотора.
Еще хуже буксовать на автомобилях с вариатором. Этот тип автоматических трансмиссий имеет не только гидротрансформатор, но и недостаточно надежную конструкцию трансмиссии. Изменение передаточного отношения в ней реализуется за счет движения шкивов и перекинутого через них металлического ремня-цепи.
Во время пробуксовки колес возрастающие нагрузки заставляют проскальзывать цепь вариатора. Шкивы трутся и получают повреждения поверхностей, что снижает ресурс коробки.
Качаться не получится
Нельзя на машине с автоматической трансмиссией выполнять и так называемое раскачивание. К примеру, при попадании в грязевую ловушку автомобиль с механической коробкой передач приходилось подталкивать то вперед, то назад частыми переключениями на первую и заднюю ступени коробки. Эти покачивания в противоположных направлениях вводили кузов в резонанс, амплитуда колебаний нарастала, и машина могла выскочить из грязевой ямы.
На автомате сделать это невозможно. Переключение коробки из режима D в положение R занимает заметный промежуток времени. При переводе селектора автомат сначала размыкает фрикционы, переводит шестерни в нейтраль, а затем вновь смыкает их в таком порядке, чтобы обеспечить реверсивное движение. Вся процедура занимает пару секунд, однако этого недостаточно, чтобы успеть за колебаниями кузова. Коробка не успевает быстро менять D на R, как это происходит в механической трансмиссии, и автомат просто не может попасть в резонанс.
Электроника в помощь
В итоге из грязевой ловушки приходится выбираться только на первой скорости. На некоторых внедорожниках или старых седанах есть режимы коробки для поездок по зыбким грунтам. Они оставляют включенной только первую или вторую ступень, чтобы удерживать мотор на пике сил и момента.
На автомобилях с автоматической коробкой, как и на машинах с механикой, запрещено долго буксовать, наращивая обороты мотора, так как это вредит муфте или сцеплению.
Благо в современных машинах все чаще встречаются системы электронной блокировки дифференциала. Электроника не дает колесам бесполезно вращаться и старается притормаживать их, чтобы момент не перебрасывался дифференциалом на незагруженное колесо. В этом случае автомобиль с автоматом лучше выбирается на свободу.
Для активации этой системы необходимо при трогании в грязи ровно держать газ в течение примерно пяти секунд на 1500-2000 оборотов двигателя. Если машина даже стоит на месте, электроника сама постарается победить пробуксовку. Если ее усилия остаются безрезультатными, то лучше попробовать другие методы освобождения машины, к примеру, взяться за лопату и очистить зону около колес.
Как вытащить машину самостоятельно, если она застряла?
Поездки по неизвестной местности и новым дорогам в плохую погоду могут привести к тому, что транспортное средство застрянет в снеге, песке или грязи. Верным решением будет заказать эвакуатор, чтобы не навредить автомобилю, но это не всегда удаётся сделать. Приходится искать способы самостоятельного решения проблемы.
Как быть, если авто застряло?
Если водитель попал в ситуацию, когда ТС застряло, не нужно поддаваться панике и с силой газовать. Необходимо выйти из автомобиля и трезво оценить сложившуюся ситуацию. Схема действия зависит от определённой ситуации и места.
Автомобиль увяз в грязи:
- нужно воспользоваться лопатами, чтобы убрать грязь перед или за ТС;
- если есть пассажир, он должен подтолкнуть машину;
- раскачивание применяют при отсутствии подручных средств (нужно включить передачу, плавно надавить на газ, периодически включать и отключать сцепление, а после сильной раскачки попробовать выбраться из грязевой ловушки);
- домкрат нужно установить на твёрдую почву или на опору, чтобы поднять колёса – под них следует поместить камни или ветки, чтобы выехать из грязи.
Транспортное средство застряло в снегу:
- раскачка – это наиболее эффективный метод в этом случае (для моделей с передним приводом следует повернуть руль для выезда при активации передней передаче, а для заднепривродных потребуется ручник и задняя передача);
- средство для чистки стеклянных поверхностей, песок или соль – они помогут разъесть лёд под колёсами и облегчить выезд.
Если машина не может выехать из песка:
- следует уменьшить давление в колёсах, чтобы повысить площадь соприкосновения с основанием;
- при попытках освободиться, не нужно совершать резких движений, также следует постараться избежать пробуксовки;
- пневматическая подушка – транспортное средство нужно оставить на ручнике, очистить место под днищем и поместить подушку; шланг необходимо прикрепить к выхлопной трубе; произойдёт поднятие кузова, поэтому под колёса получится пометить камни или ветви деревьев для выезда.
Когда водитель действует в одиночку, он может столкнуться с ситуацией, когда не получается вытащить автомобиль. В таком случае нужно вызвать эвакуатор или попросить о помощи водителей проезжающих транспортных средств.
Особенности освобождения машины с использованием верёвки
Используя автомобиль, рекомендуется держать в багажнике особый инструмент – домкрат, лопату и верёвку. Этот простой набор позволит вытащить машину в том случае, если она застрянет.
Эффективные методы:
- Потребуется верёвка, дерево или монтировка. Потребуется прикрепить концы троса на буксировочной петле, обернув его вокруг ствола дерева. Посередине между машиной и стволом потребуется расположить палку или монтировку, чтобы закрутить трос. Получится своеобразный рычаг, с помощью которого удастся сдвинуть машину с места.
- Вторая схема окажется более сложной, для неё потребуется дерево и верёвка. Одну часть троса нужно привязать к петле. Потом на расстоянии 1,5 м потребуется сделать петлю, чтобы она не затянулась и не соскользнула. Верёвку необходимо пропустить сквозь петлю, чтобы получить более широкую петлю. Тот конец, который останется, требуется обернуть вокруг ствола дерева и захватить в крупную петлю. Останется только вытянуть автомобиль.
Разрешена ли буксировка автомобиля с АКПП?
Буксировка – это эффективный способ, который помогает быстро освободить машину в случае застрявания. Транспортные средства с АКПП отличаются требовательностью к нагрузкам, а также условиям эксплуатации, если сравнивать их с МКПП.
Нюансы буксировки на автомате:
- запрещены рывки, а также резкие движения;
- включить нужно передачу L1, активировать ручное управление, если такая функция присутствует;
- когда трос натянут, нужно надавить на газ при начале движения буксируемого автомобиля;
- важно максимально быстро пройти порог в 1500-1800 оборотов, а после натяжения попробовать разогнаться, выбрав режим D.
Возможность буксировки транспортных средств с автоматом
Машины с автоматом тоже могут застрять в грязи или снеге. Когда стандартные способы не помогают выбраться из ловушки, придется воспользоваться буксировкой или заказать услугу эвакуации. Другой вопрос, разрешено ли вытаскивать транспортное средство на автомате.
К примеру:
- для 3-скоростной КПП разрешено 25 км при скорости 40 км в час;
- модификация с 4-мя скоростями допускает 50 км при скорости 50 км в час.
Эти показатели запрещено превышать, потому как масляный насос не будет функционировать, а износ деталей возрастёт. Из-за этого случится перегрев. Необходимо перед вытаскиванием авто залить рабочую жидкость, а потом слить в сервисном центре. По время вытаскивания машины двигатель будет работать, при этом АКПП пребывает в режиме N.
Как можно выбраться, когда машина села на днище?
Чаще всего на природе машина может сесть на днище. Водитель должен оценить ситуацию, а потом придерживаться конкретного плана.
Что делать:
- Когда машина е села полностью, останется небольшой ход. Колёса следует по очереди поднимать с помощью домкрата, подставлять ветки и камни, а потом выезжать враскачку.
- Если ТС застряло без движения, предстоит откопать снежные или грязевые массы. Под ведущие колёса потребуется подложить ветки и постараться выезжать. Запрещено сильно нажимать на педаль газа.
- Необходимо расчистить снег или грязь, закрепить трос для буксировки, перед этим обвязав вокруг ствола, а потом сделать рычаг с помощью монтировки или палки.
Как освободить автомобиль при помощи трактора?
В некоторых случаях приходится обращаться к знакомым с крупными джипами или искать трактор. При вытаскивании нужно воспользоваться стропами, так как тросы из стали вырвут бампер и проушины.
Что необходимо учесть:
- при вытаскивании автомобиль нельзя дёргать;
- в случае неудавшихся попыток запрещено давить на газ, иначе две машины застрянут;
- буксирующее ТС должно выбрать устойчивый участок, чтобы не застрять и не образовать колею;
- при правильной оценке ситуации удастся не повредить машину не развернуться.
С особой осторожностью нужно выполнять буксировку тракторами и крупной техникой.
Как выехать из сугроба на автомате и с передним приводом
Машина с “автоматом” очень удобна в городе – в пробках ездить на ней одно удовольствие, но зимой, когда плохо чистят дороги, эта коробка передач может крепко наказать владельца. Все потом, что буксовать на АКПП долго нельзя: можно сжечь коробку
Раскачать машину “вперед-назад” тоже невозможно. К тому же современные иномарки, как назло, еще и очень низкие,
Но не переживайте! С Fozo.info вы легко научитесь выезжать из грязи или кучи снега даже на автомате, если, конечно, у вас передний привод.
Совет №1: купите стяжки
Стоят они копейки, особенно, если покупать напрямую из Китая. А проходимость сразу увеличивается в разы. В случаях, когда колесо шлифует на льду, покрытом тонким слоем снега, либо машина застревает на снежном подъеме, стяжки реально спасают.
Их не жалко, можно даже не снимать при выезде. Ставить довольно быстро. Вместо стяжек можно использовать обычные ремни, веревки, если прямо вообще двор и дороги не чистят, то лучше ставить цепи.
Видов их довольно много, иногда очень эффективны модели с большим грунтозацепом, но в принципе даже самые дешевые модели помогают спасти владельца машины с АКПП.
Совет №2: лопата, коврики, спущенные шины
Увы, друзья, но главное оружие владельца машины с АКПП – это лопата. Лучше еще осенью заранее положить в багажник полноценную совковую лопату, чтобы места занимала меньше, ручку можно чуть укоротить. Но сгодится и саперная. Это единственный и полностью безопасный способ. Для начала нужно убрать бруствер перед бампером, расчистить колею, потом попробовать выехать.
Нет лопаты? Тогда натаптываем колею ботинками и руками, убираем лишний снег из под колес, расчищаем путь хотя бы для разгона. Стыдно и холодно? Но ремонт сгоревшей коробки будет еще большей неприятностью.
Коврики под колеса, спущенные до 1 атмосферы шины и прочие стандартные средства тоже помогают безопасно выехать из сугроба на АКПП.
Ручной труд – залог безопасности. Но если работать лень, нет инструмента, попробуйте на свой страх и риск способ №3.
Совет №3: раскачка и угол колес
Если вы застряли на “автомате”, а лопаты с собой нет, как и времени, попробуйте выехать сами. Помните, что ваш красный режим – это 2 минуты буксования. Просто нужно смотреть на часы. Две минуты проходит, потом примерно 7-10 минут даем коробке остыть.
Итак, для начала нужно поставить коробку либо на L, либо на 1, то есть исключить возможность, чтобы АКПП переключала передачи. Если этих режимов нет, что поделать, ставим D, только не даем больших оборотов.
Сначала пробуем сделать “переднюю раскачку”. Даем газу, машина толкается вперед и сразу же отходит назад. Ловим момент, увеличиваем амплитуду, и выезжаем.
Стоит намертво? Тогда меняйте угол вращения колес в сугробе. Сначала – крайние положения, может быть машина поймает сцепление вне колеи. Дальше просто сделайте колею более широкой в месте застревания за счет поворота. Передний привод это позволяет. Как только накатается площадочка для разгона, машина выедет из сугроба.
Совет №4: толкание на автопилоте
Некому помочь? Впереди нет других машин и пешеходов? Не имеется уклона вниз или выезда на проезжую часть?
Если вы уверены, что машина далеко не убежит, ее можно попробовать вытолкать самостоятельно. Способ актуален, например, если застряли на даче.
Открываем окно (чтобы можно было быстро запрыгнуть и выдернуть ключи), оставляем открытой дверь, ставим режим движения, выходим и толкаем.
Машина при снятии с тормоза потихоньку поедет. Если этом помочь ей собственными силами, толкая за рамку опущенного стекла, нередко удается вытолкать. Как только авто немного начнет сдвигаться с места, нужно запрыгивать за руль, и уже пробовать выехать самому. Лучше потренироваться в режиме Р.
Главное – не поскользнуться, и чтобы машина не уехала перед без водителя. Способ опасный, но действенный.
Совет №5: пассажир на капоте
Если зимняя одежда пассажира без пряжек, можно попросить его лечь на капот (присесть на крыло) для увеличения давления колеса на дорогу. Если резина летняя, либо просто плохая, это очень помогает.
Важно только выбрать точки, усиленные ребрами жесткости или лонжеронами, чтобы ничего не помять, а также нужно соблюдать безопасность.
Чем больше масса на передние колеса, тем лучше контакт с покрытием. На капот можно посадить и несколько человек, тогда выехать шансов больше.
Однако, если сугроб глубокий, а машина уже лежит на пузе, то колеса просто будут вращаться в яме, и ничего уже не поделаешь. То же самое можно сказать и о буксовании в грязи, на раскисшей дороге или поле.
Машину с «автоматом» можно также попробовать поднять за задние колеса, чтобы перенести вес вперед. Как правило, три здоровых мужика с этим справляются.