Регистрационные действия с автомобилем что это
Статья 10. Регистрационные действия
1. Регистрационное действие — действие регистрационного подразделения по установлению или изменению регистрационных данных транспортного средства, замене документов, идентифицирующих транспортное средство.
2. Регистрационные действия совершаются регистрационными подразделениями в срок, установленный административным регламентом предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 30.07.2019 N 256-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Регистрационные действия совершаются по обращению владельца транспортного средства или его представителя, а в установленных настоящим Федеральным законом случаях — по инициативе регистрационного подразделения.
4. К регистрационным действиям относятся:
1) постановка транспортного средства на государственный учет — включение в государственный реестр транспортных средств записи, содержащей регистрационные данные транспортного средства и иные данные;
2) внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства — изменение содержания или состава регистрационных данных транспортного средства, содержащихся в соответствующей записи государственного реестра транспортных средств, и внесение соответствующих изменений в документы, идентифицирующие транспортное средство;
3) прекращение государственного учета транспортного средства — включение в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств информации о временном прекращении допуска транспортного средства к участию в дорожном движении;
4) возобновление государственного учета транспортного средства — отмена ранее принятого решения о прекращении государственного учета транспортного средства;
5) снятие транспортного средства с государственного учета — перенос записи о транспортном средстве в архив государственного реестра транспортных средств;
6) восстановление государственного учета транспортного средства — отмена переноса записи о транспортном средстве в архив государственного реестра транспортных средств в случае признания действий по снятию транспортного средства с государственного учета незаконными или необоснованными;
7) оформление документа, идентифицирующего транспортное средство, взамен утраченного, пришедшего в негодность или устаревшего;
8) оформление регистрационного документа на транспортное средство (в том числе на базовое транспортное средство и шасси транспортного средства), перегоняемое в связи с его вывозом за пределы территории Российской Федерации либо перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность.
(п. 8 в ред. Федерального закона от 29.11.2021 N 389-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Постановка транспортного средства на государственный учет, оформление регистрационного документа в случаях, предусмотренных пунктом 8 части 4 настоящей статьи, сопровождаются присвоением транспортному средству государственного регистрационного номера. Внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства может сопровождаться присвоением транспортному средству нового государственного регистрационного номера взамен ранее присвоенного. Порядок и условия присвоения транспортному средству государственного регистрационного номера определяются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 30.07.2019 N 256-ФЗ, от 29.11.2021 N 389-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. После совершения регистрационного действия, не связанного с прекращением государственного учета транспортного средства или со снятием транспортного средства с государственного учета после его утилизации, регистрационным подразделением выдается регистрационный документ с отраженным в нем результатом регистрационного действия.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 30.07.2019 N 256-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. После совершения регистрационного действия, сопровождавшегося присвоением транспортному средству государственного регистрационного номера, государственные регистрационные знаки в соответствии с заявлением владельца транспортного средства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, выдаются регистрационным подразделением или изготавливаются у изготовителя государственных регистрационных знаков транспортных средств.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Настоящий Федеральный закон определяет правовую и организационные основы, цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств, за исключением отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией самоходных машин и других видов техники, а также отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств, самоходных машин, военной, специальной и других видов техники, опытных (испытательных) образцов вооружения, военной и специальной техники военными автомобильными инспекциями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее — военные автомобильные инспекции).
Статья 2. Правовая основа государственной регистрации транспортных средств
Правовой основой государственной регистрации транспортных средств являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Статья 3. Цели государственной регистрации транспортных средств
В Российской Федерации государственная регистрация транспортных средств осуществляется в целях:
1) государственного учета транспортных средств;
2) обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, возникающие в связи с эксплуатацией транспортных средств, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего иные отношения.
Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) владелец транспортного средства — собственник транспортного средства (за исключением лица, не достигшего возраста шестнадцати лет либо признанного недееспособным), или лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или один из родителей, усыновитель либо опекун (попечитель) лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекун недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства;
2) государственная регистрация транспортного средства — совокупность регистрационных действий и иных действий в соответствии с настоящим Федеральным законом;
3) идентификация транспортного средства — проводимое без разборки транспортного средства установление тождественности идентификационного номера транспортного средства или идентификационного номера основного компонента транспортного средства (кузова, рамы, кабины, шасси) и данных, содержащихся в документе, идентифицирующем транспортное средство, или в электронном паспорте транспортного средства (электронном паспорте шасси транспортного средства);
4) прицеп (полуприцеп) — несамоходное устройство, которое спроектировано и изготовлено для его буксировки транспортным средством;
5) регистрационный документ — документ, содержащий сведения о государственном учете транспортного средства, регистрационные данные транспортного средства и иные установленные регистрирующим органом данные;
6) регистрирующий орган — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
7) транспортное средство — наземное самоходное устройство категорий «L», «М», «N» на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, а также прицеп (полуприцеп).
Глава 2. Государственный учет транспортных средств
Статья 5. Обязательность государственного учета транспортных средств
Государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.
Статья 6. Транспортные средства, подлежащие государственному учету
1. Государственному учету подлежат транспортные средства, в том числе базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами, а в случаях и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, иные транспортные средства.
2. Требования части 1 настоящей статьи не распространяются на транспортные средства, являющиеся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность.
Глава 3. Организация государственной регистрации транспортных средств
Статья 7. Субъекты, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств
1. Государственную регистрацию транспортных средств осуществляют регистрационные подразделения регистрирующего органа (далее — регистрационные подразделения) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Регистрационные подразделения осуществляют государственную регистрацию транспортных средств как самостоятельно, так и во взаимодействии со специализированными организациями, участвующими в государственной регистрации транспортных средств (далее — специализированные организации).
Статья 8. Права и обязанности владельцев транспортных средств
1. Владелец транспортного средства имеет право на:
1) осуществление государственной регистрации транспортного средства с участием специализированных организаций в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
2) выбор регистрационного подразделения для совершения регистрационных действий вне зависимости от места регистрации физического лица, индивидуального предпринимателя или места нахождения юридического лица, являющихся владельцами транспортных средств;
3) сохранение за собой присвоенного транспортному средству государственного регистрационного номера или передачу его с отчуждаемым транспортным средством, при этом новый владелец транспортного средства имеет право принять транспортное средство с имеющимся государственным регистрационным номером либо заменить его при совершении соответствующего регистрационного действия, предусматривающего внесение в запись государственного реестра транспортных средств данных о нем как о владельце указанного транспортного средства;
4) обращение в регистрационное подразделение с заявлением о совершении регистрационных действий с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
2. Прежний владелец транспортного средства имеет право обратиться в регистрационное подразделение с заявлением о прекращении государственного учета данного транспортного средства, представив документ, подтверждающий смену владельца транспортного средства. На основании представленного документа в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств вносятся сведения о смене владельца транспортного средства.
3. Владелец транспортного средства обязан:
1) обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации;
2) обратиться к изготовителю государственных регистрационных знаков после постановки транспортного средства на государственный учет либо после присвоения транспортному средству нового государственного регистрационного номера в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, для изготовления государственного регистрационного знака транспортного средства в целях участия транспортного средства в дорожном движении. В случае постановки транспортного средства на государственный учет с участием специализированной организации указанные действия от имени владельца транспортного средства может совершать специализированная организация;
3) обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства в течение десяти дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства;
4) обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для совершения иных регистрационных действий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
5) представить транспортное средство для осмотра в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в регистрационное подразделение либо в специализированную организацию, если государственная регистрация осуществляется с участием специализированной организации.
Статья 9. Государственный реестр транспортных средств
1. Государственный реестр транспортных средств — федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о транспортных средствах, совершаемых в отношении их регистрационных действиях, регистрационные данные транспортных средств и иные данные. Форма, порядок ведения государственного реестра транспортных средств и перечень содержащихся в нем сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Формирование и ведение государственного реестра транспортных средств осуществляются оператором государственного реестра транспортных средств.
3. Оператором государственного реестра транспортных средств является регистрирующий орган.
4. Доступ к сведениям, содержащимся в государственном реестре транспортных средств, выдача выписки из государственного реестра транспортных средств заинтересованным лицам и организациям (за исключением информации ограниченного доступа) осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Регистрационные действия
1. Регистрационное действие — действие регистрационного подразделения по установлению или изменению регистрационных данных транспортного средства, замене документов, идентифицирующих транспортное средство.
2. Регистрационные действия совершаются регистрационными подразделениями в установленный Правительством Российской Федерации срок, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
3. Регистрационные действия совершаются по обращению владельца транспортного средства или его представителя, а в установленных настоящим Федеральным законом случаях — по инициативе регистрационного подразделения.
4. К регистрационным действиям относятся:
1) постановка транспортного средства на государственный учет — включение в государственный реестр транспортных средств записи, содержащей регистрационные данные транспортного средства и иные данные;
2) внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства — изменение содержания или состава регистрационных данных транспортного средства, содержащихся в соответствующей записи государственного реестра транспортных средств, и внесение соответствующих изменений в документы, идентифицирующие транспортное средство;
3) прекращение государственного учета транспортного средства — включение в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств информации о временном прекращении допуска транспортного средства к участию в дорожном движении;
4) возобновление государственного учета транспортного средства — отмена ранее принятого решения о прекращении государственного учета транспортного средства;
5) снятие транспортного средства с государственного учета — перенос записи о транспортном средстве в архив государственного реестра транспортных средств;
6) восстановление государственного учета транспортного средства — отмена переноса записи о транспортном средстве в архив государственного реестра транспортных средств в случае признания действий по снятию транспортного средства с государственного учета незаконными или необоснованными;
7) оформление документа, идентифицирующего транспортное средство, взамен утраченного, пришедшего в негодность или устаревшего.
5. Постановка транспортного средства на государственный учет сопровождается присвоением транспортному средству государственного регистрационного номера. Внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства, связанных со сменой владельца транспортного средства, может сопровождаться присвоением транспортному средству нового государственного регистрационного номера взамен ранее присвоенного. Порядок и условия присвоения транспортному средству государственного регистрационного номера определяются Правительством Российской Федерации.
6. После постановки транспортного средства на государственный учет или внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства регистрационным подразделением выдается регистрационный документ с отраженным в нем результатом регистрационного действия.
Статья 11. Регистрационные данные транспортного средства
1. Регистрационные данные транспортного средства — данные транспортного средства, подлежащие государственному учету и вносимые в регистрационные документы.
2. К регистрационным данным транспортного средства относятся:
1) государственный регистрационный номер транспортного средства;
2) год выпуска транспортного средства;
3) марка и (или) модель (коммерческое наименование) транспортного средства (если они были присвоены изготовителем транспортного средства);
4) категория (подкатегория) транспортного средства, на управление которым предоставляется специальное право в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
5) идентификационный номер транспортного средства либо идентификационный номер основного компонента транспортного средства в случае, если транспортное средство не имеет идентификационного номера транспортного средства;
6) цвет транспортного средства;
7) масса в снаряженном состоянии (масса без нагрузки) и технически допустимая максимальная масса (полная масса) для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов или оборудования, установленного на нем;
8) данные о владельце транспортного средства:
а) фамилия, имя и (при наличии) отчество физического лица, фамилия, имя и (при наличии) отчество индивидуального предпринимателя с указанием на статус индивидуального предпринимателя, наименование юридического лица;
б) адрес регистрации по месту жительства или в случае его отсутствия адрес регистрации по месту пребывания физического лица, адрес регистрации по месту жительства индивидуального предпринимателя, адрес юридического лица;
9) мощность двигателя транспортного средства;
10) экологический класс транспортного средства.
3. В качестве цвета транспортного средства указывается цвет установленных на нем кузова или кабины либо цвет прицепа (полуприцепа).
4. Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая либо подобная ошибка) в регистрационных данных транспортного средства, допущенная при государственной регистрации транспортного средства, исправляется регистрационным подразделением в трехдневный срок после ее обнаружения или получения от владельца транспортного средства в письменной или электронной форме заявления о допущенной ошибке. Исправление технической ошибки, допущенной регистрационным подразделением или специализированной организацией, и выдача владельцу транспортного средства нового регистрационного документа взамен содержащего ошибку осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, без взимания государственной пошлины.
Статья 12. Идентификационный номер
1. Идентификационный номер — комбинация цифровых и (или) буквенных обозначений, присваиваемая изготовителем транспортному средству или его основным компонентам в целях идентификации транспортного средства или его основных компонентов.
2. Маркировка транспортного средства — идентификационный номер транспортного средства, нанесенный на основной компонент транспортного средства, а также размещенный на табличке изготовителя.
3. Маркировка основного компонента транспортного средства — идентификационный номер основного компонента транспортного средства, нанесенный на соответствующий основной компонент транспортного средства, а также размещенный на табличке изготовителя.
4. Основная маркировка транспортного средства (основного компонента транспортного средства) — идентификационный номер транспортного средства (основного компонента транспортного средства), нанесенный на основной компонент транспортного средства при его изготовлении.
5. Дополнительная маркировка транспортного средства (основного компонента транспортного средства) — идентификационный номер транспортного средства (основного компонента транспортного средства), дополнительно нанесенный на основной компонент транспортного средства в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
Статья 13. Государственный регистрационный номер транспортного средства и государственный регистрационный знак транспортного средства
1. Государственный регистрационный номер транспортного средства — индивидуальное буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое транспортному средству регистрационным подразделением.
2. Государственный регистрационный знак транспортного средства — изделие, изготовленное в соответствии с требованиями национального стандарта и содержащее государственный регистрационный номер транспортного средства.
3. Порядок изготовления государственных регистрационных знаков транспортных средств определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 14. Документы, идентифицирующие транспортное средство
1. Документами, идентифицирующими транспортное средство, являются:
1) паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства);
2) регистрационный документ.
2. Регистрационными документами являются:
1) свидетельство о регистрации транспортного средства;
2) регистрационные документы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, РСФСР, СССР, выданные до 1993 года, в том числе свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт транспортного средства, технический талон транспортного средства.
3. Формы документов, идентифицирующих транспортное средство, и требования к ним устанавливаются регистрирующим органом.
4. Регистрационный документ выдается оформившим его регистрационным подразделением владельцу транспортного средства или его представителю.
5. Регистрационные документы, указанные в пункте 2 части 2 настоящей статьи, признаются устаревшими и аннулируются регистрационным подразделением при совершении регистрационных действий, а владельцу транспортного средства выдаются регистрационные документы, оформленные в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Глава 4. Осуществление государственной регистрации транспортных средств
Статья 15. Документы, представляемые для совершения регистрационных действий
1. Должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от обратившегося в регистрационное подразделение лица для совершения регистрационных действий представления следующих документов:
1) заявление владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий;
2) документ, удостоверяющий личность обратившегося лица, а в случае обращения не от своего имени — также документ, подтверждающий его полномочия;
3) документы, идентифицирующие транспортное средство. Представление указанных документов не требуется в случае оформления этих документов взамен утраченных;
4) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств — в случае постановки транспортного средства на государственный учет и в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства;
5) документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета;
6) документ об уплате государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспортных средств.
2. Документами, устанавливающими основания для постановки транспортного средства на государственный учет и для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства, являются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, а в необходимых случаях — также документы, удостоверяющие иные права владельца транспортного средства в соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
3. Документами, устанавливающими основания для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи с изменением конструкции транспортного средства, являются документы о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
4. Документами, устанавливающими основания для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи с заменой основных компонентов транспортного средства, являются документы, удостоверяющие право собственности на основные компоненты транспортного средства.
5. Документами, устанавливающими основания для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи с изменением данных о владельце транспортного средства (фамилии, имени и (при наличии) отчества физического лица, фамилии, имени и (при наличии) отчества индивидуального предпринимателя, наименования юридического лица), являются документы, удостоверяющие указанные факты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Для совершения регистрационных действий не допускается требовать представления иных документов, кроме указанных в частях 1 — 5 настоящей статьи.
7. Должностным лицом регистрационного подразделения принимаются к рассмотрению также иные документы, обосновывающие существо заявления о совершении регистрационных действий, представленные по инициативе лица, обратившегося для совершения регистрационных действий.
8. Представление паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) не требуется, если на транспортное средство оформлен электронный паспорт транспортного средства (электронный паспорт шасси транспортного средства).
9. Представление указанных в настоящей статье документов на бумажном носителе не требуется, если их представление осуществляется в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Статья 16. Осмотр транспортного средства
1. Осмотр транспортного средства проводится при:
1) постановке транспортного средства на государственный учет;
2) внесении в регистрационные данные транспортного средства изменений, связанных с заменой основного компонента транспортного средства или с изменением конструкции транспортного средства;
3) внесении в регистрационные данные транспортного средства изменений, связанных с изменением цвета транспортного средства;
4) внесении в регистрационные данные транспортного средства изменений, связанных со сменой владельца транспортного средства.
2. При осмотре транспортного средства осуществляется его идентификация, а в необходимых случаях — проверка соответствия изменений, внесенных в конструкцию транспортного средства, документам о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
3. Осмотр транспортного средства проводится должностным лицом регистрационного подразделения или уполномоченным лицом специализированной организации, отвечающим квалификационным требованиям, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Указанные квалификационные требования устанавливаются регистрирующим органом.
Статья 17. Постановка транспортных средств на государственный учет
1. Постановка транспортных средств на государственный учет осуществляется на неограниченный срок до момента снятия транспортного средства с государственного учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо на ограниченный срок в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Транспортное средство может быть поставлено на государственный учет на ограниченный срок в следующих случаях:
1) транспортное средство является предметом договора лизинга;
2) транспортное средство принадлежит аккредитованному при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений, сотруднику дипломатического представительства или консульского учреждения либо административно-технического и обслуживающего персонала дипломатического представительства или консульского учреждения;
3) транспортное средство принадлежит иностранному гражданину или лицу без гражданства;
4) транспортное средство принадлежит иностранному юридическому лицу по месту нахождения его обособленного подразделения;
5) транспортное средство временно ввезено на территорию Российской Федерации на срок более одного года;
6) транспортное средство является опытным (испытательным) образцом.
3. Постановка транспортного средства на государственный учет на ограниченный срок может осуществляться в иных случаях, предусмотренных порядком государственной регистрации транспортных средств.
Статья 18. Прекращение и возобновление государственного учета транспортного средства
1. Государственный учет транспортного средства прекращается:
1) по заявлению владельца транспортного средства;
2) по заявлению прежнего владельца транспортного средства в случае, если новый владелец данного транспортного средства в течение десяти дней со дня его приобретения не обратился в регистрационное подразделение для внесения соответствующих изменений в регистрационные данные транспортного средства;
3) при наличии сведений о смерти владельца транспортного средства;
4) при наличии сведений о ликвидации юридического лица, являющегося владельцем транспортного средства, или о прекращении физическим лицом, являющимся владельцем транспортного средства, деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
5) при наличии сведений о прекращении опеки (попечительства) над собственником транспортного средства;
6) если постановка транспортного средства на государственный учет осуществлена на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными) либо недействительными, — в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации;
7) в связи с истечением срока государственного учета транспортного средства, являющегося предметом договора лизинга, либо расторжением договора лизинга до истечения указанного в нем срока.
2. Возобновление государственного учета транспортного средства осуществляется по заявлению его владельца при наличии для этого установленных законодательством Российской Федерации оснований.
3. Возобновление государственного учета транспортного средства в случае признания действий, связанных с прекращением государственного учета транспортного средства, незаконными или необоснованными осуществляется на основании решения суда либо решения, принимаемого вышестоящим должностным лицом регистрационного подразделения или регистрирующего органа.
Статья 19. Снятие транспортного средства с государственного учета и восстановление государственного учета транспортного средства
1. Снятию с государственного учета подлежит транспортное средство:
1) вывозимое за пределы территории Российской Федерации для отчуждения в связи с переходом права собственности на данное транспортное средство иностранному физическому или юридическому лицу;
2) по заявлению владельца транспортного средства или организации, уполномоченной в установленном Правительством Российской Федерации порядке, после утилизации транспортного средства;
3) в связи с истечением срока государственного учета транспортного средства (за исключением транспортного средства, являющегося предметом договора лизинга).
2. Восстановление государственного учета транспортного средства в случае признания действий, связанных со снятием транспортного средства с государственного учета, незаконными или необоснованными осуществляется на основании решения суда либо решения, принимаемого вышестоящим должностным лицом регистрационного подразделения или регистрирующего органа.
Статья 20. Основания для отказа в совершении регистрационных действий
1. Запрещается совершение регистрационных действий:
1) в случае невозможности идентификации транспортного средства вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки транспортного средства и (или) маркировки основного компонента транспортного средства;
2) в случае замены имеющего маркировку основного компонента транспортного средства на аналогичный компонент, не имеющий маркировки, если это препятствует идентификации транспортного средства, или на аналогичный компонент, имеющий идентификационный номер другого транспортного средства;
3) в отношении транспортного средства, снятого с государственного учета после утилизации;
4) в случае несоответствия регистрационных данных транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство, за исключением регистрационных данных транспортного средства, подлежащих изменению на основании представленных документов.
2. В случае, если идентификация транспортного средства невозможна вследствие того, что маркировка этого транспортного средства или маркировка основного компонента этого транспортного средства уничтожена вследствие коррозии или проведенного ремонта либо подделана, сокрыта, изменена или уничтожена вследствие противоправных действий третьих лиц, наносится дополнительная маркировка транспортного средства или дополнительная маркировка основного компонента транспортного средства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Требования к дополнительной маркировке транспортных средств, порядок ее нанесения и применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Отсутствие маркировки транспортного средства или маркировки основного компонента транспортного средства в случае, если она не предусмотрена изготовителем, не является препятствием для совершения регистрационных действий.
4. В случае, если маркировка транспортного средства или маркировка основного компонента транспортного средства отсутствует вследствие того, что она не предусмотрена изготовителем, дополнительная маркировка наносится по желанию владельца транспортного средства.
5. К основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относятся:
1) запрет на совершение регистрационных действий в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи;
2) неуплата в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспортных средств;
3) обращение в регистрационное подразделение лица, не являющегося владельцем транспортного средства и (или) не имеющего полномочий его представлять;
4) непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств, либо представление документов, исполненных карандашом либо имеющих подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание;
5) отсутствие электронного паспорта транспортного средства со статусом «действующий» в системе электронных паспортов в отношении транспортного средства, на которое оформлен электронный паспорт;
6) непредставление транспортного средства для осмотра в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.
6. Об отказе в совершении регистрационных действий владелец транспортного средства уведомляется в письменной форме в день обращения с указанием причин отказа.
7. Отказ в совершении регистрационных действий может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава 5. Специализированные организации и изготовители государственных регистрационных знаков транспортных средств
Статья 21. Требования к специализированным организациям
1. Специализированной организацией может быть:
1) зарегистрированные в Российской Федерации юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, уполномоченные на основании договора изготовителем или представителем иностранного изготовителя в Российской Федерации на реализацию изготовленных ими транспортных средств;
2) изготовитель транспортных средств.
2. Для приобретения статуса специализированной организации необходимо соблюдение следующих требований:
1) наличие в собственности или на ином законном основании здания, строения, сооружения либо помещения для совершения действий, связанных с участием в государственной регистрации транспортных средств;
2) наличие в штате квалифицированных сотрудников для проведения осмотра транспортных средств и совершения действий, связанных с участием в государственной регистрации транспортных средств.
3. Несоблюдение одного из требований, указанных в части 2 настоящей статьи, является основанием для прекращения статуса специализированной организации.
4. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель приобретает право на осуществление полномочий, указанных в части 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, с момента включения в реестр специализированных организаций, что оформляется выпиской из указанного реестра.
5. Порядок включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в реестр специализированных организаций и исключения юридического лица или индивидуального предпринимателя из указанного реестра, порядок ведения указанного реестра и предоставления сведений из него определяются регистрирующим органом. Ведение указанного реестра и предоставление сведений из него осуществляются регистрирующим органом.
Статья 22. Государственная регистрация транспортных средств с участием специализированной организации
1. Специализированная организация участвует в государственной регистрации изготовленных ею транспортных средств либо транспортных средств, реализуемых ею на основании договора с их изготовителем, выпущенных в обращение на территории Евразийского экономического союза и ранее не допускавшихся к участию в дорожном движении или к эксплуатации, в том числе на территории иностранного государства.
2. Специализированная организация осуществляет:
1) подготовку документов для подачи в регистрационное подразделение от имени владельца транспортного средства;
2) проверку и подтверждение достоверности регистрационных данных транспортного средства;
3) идентификацию транспортного средства и удостоверение личности его владельца — физического лица;
4) передачу сведений в регистрационное подразделение в установленном регистрирующим органом порядке;
5) изготовление государственных регистрационных знаков транспортных средств при наличии соответствующих полномочий;
6) передачу транспортного средства его владельцу с установленными на транспортном средстве государственными регистрационными знаками, а также передачу владельцу транспортного средства регистрационного документа, оформленного регистрационным подразделением.
3. Предельный уровень тарифа на услуги специализированной организации по регистрации транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Статья 23. Изготовители государственных регистрационных знаков транспортных средств
1. Изготовителем государственных регистрационных знаков транспортных средств может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в Российской Федерации.
2. Для приобретения статуса изготовителя государственных регистрационных знаков транспортных средств юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны соответствовать следующим требованиям:
1) наличие в собственности или на ином законном основании здания, строения, сооружения либо помещения, позволяющих осуществлять изготовление государственных регистрационных знаков транспортных средств;
2) наличие в собственности или на ином законном основании оборудования, необходимого для изготовления государственных регистрационных знаков транспортных средств, технических средств для контроля за качеством изготовленной продукции;
3) обеспечение режима сохранности оборудования и государственных регистрационных знаков транспортных средств, в том числе при хранении и транспортировке государственных регистрационных знаков, условий доступа лиц в помещения, где изготавливаются государственные регистрационные знаки транспортных средств;
4) наличие технической возможности и программного обеспечения для ведения учета изготовленной и переданной заказчику продукции;
5) соблюдение нормативных правовых актов, государственных стандартов, правил и технических норм, регламентирующих требования к изготавливаемой продукции.
3. Несоблюдение одного из требований, указанных в части 2 настоящей статьи, является основанием для прекращения статуса изготовителя государственных регистрационных знаков транспортных средств.
4. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель приобретает статус изготовителя государственных регистрационных знаков транспортных средств с момента включения его в реестр изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств.
5. Порядок включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в реестр изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств и исключения юридического лица или индивидуального предпринимателя из указанного реестра, порядок ведения указанного реестра и предоставления сведений из него устанавливаются регистрирующим органом. Ведение указанного реестра и предоставление сведений из него осуществляются регистрирующим органом.
6. Правила изготовления, учета и хранения, а также выдачи государственных регистрационных знаков транспортных средств устанавливаются регистрирующим органом.
7. Предельный уровень тарифа на услуги по изготовлению государственных регистрационных знаков транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Статья 24. Государственный контроль (надзор) за деятельностью специализированных организаций и изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств
Государственный контроль (надзор) за соблюдением порядка изготовления государственных регистрационных знаков транспортных средств, установленного Правительством Российской Федерации, а также за соблюдением специализированными организациями установленных настоящим Федеральным законом требований к ним и за деятельностью специализированных организаций, связанной с участием в государственной регистрации транспортных средств, осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Глава 6. Ответственность при осуществлении государственной регистрации транспортных средств
Статья 25. Ответственность субъектов совершения регистрационных действий
1. Должностные лица регистрационных подразделений несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение установленных правил и требований при осуществлении государственной регистрации транспортных средств.
2. Специализированные организации и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за умышленное или совершенное по неосторожности искажение регистрационных данных транспортных средств, маркировки транспортных средств и (или) маркировки основных компонентов транспортных средств, а также за нарушение установленных правил и требований при исполнении функций в процессе осуществления государственной регистрации транспортных средств.
Статья 26. Ответственность изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств
Изготовители государственных регистрационных знаков транспортных средств несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение установленных правил изготовления, учета и хранения государственных регистрационных знаков транспортных средств.
Статья 27. Ответственность владельцев транспортных средств
Владельцы транспортных средств несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за несвоевременное обращение в регистрационное подразделение для совершения регистрационных действий.
Глава 7. Заключительные положения
Статья 28. Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники
Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью менее 50 километров в час и прицепов (полуприцепов) к ним осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации органами государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 29. Государственная регистрация транспортных средств, самоходных машин, военной и других видов техники военными автомобильными инспекциями
Государственная регистрация транспортных средств, самоходных машин, военной, специальной и других видов техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, опытных (испытательных) образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами к продукции военного назначения, осуществляется военными автомобильными инспекциями в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Статья 30. Признание государственной регистрации транспортных средств, осуществленной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Транспортные средства, в отношении которых совершены регистрационные действия и выданы регистрационные документы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с нормативно-правовыми документами, действовавшими на день совершения указанных действий, признаются состоящими на государственном учете. Включение в государственный реестр транспортных средств записей об указанных транспортных средствах проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Подделка, сокрытие, изменение, уничтожение маркировки транспортного средства, выявленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признанные не являющимися препятствием для совершения регистрационных действий в отношении указанного транспортного средства и отраженные в регистрационных документах, не могут служить препятствием для совершения регистрационных действий в отношении указанного транспортного средства после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также являться основанием для прекращения государственного учета указанного транспортного средства или снятия его с государственного учета.
3. Регистрационные документы, указанные в пункте 2 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, признаются действующими до:
1) выдачи свидетельства о регистрации транспортного средства;
2) снятия транспортного средства с государственного учета.
Статья 31. О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
Внести в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2002, N 18, ст. 1721; 2009, N 1, ст. 21; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3881) следующие изменения:
а) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Данные требования не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.»;
б) в пункте 4 слово «зарегистрированных» заменить словами «состоящих на государственном учете»;
2) в пункте 3 статьи 16 слово «регистрация» заменить словами «постановка на государственный учет».
Статья 32. О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Внести в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2011, N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; 2012, N 31, ст. 4320; 2013, N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; 2016, N 26, ст. 3883; 2017, N 14, ст. 2008) следующие изменения:
1) в пункте 2 статьи 4 слова «до регистрации транспортного средства» заменить словами «до совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства»;
2) в подпункте «а» пункта 3 статьи 10 слова «до его регистрации» заменить словами «до совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства,»;
3) в абзаце втором пункта 1 статьи 30 слова «о регистрации транспортных средств» заменить словами «о транспортных средствах, состоящих на государственном учете,»;
а) в абзаце первом пункта 1 слова «при регистрации» заменить словами «при совершении регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства,»;
б) в пункте 3 второе предложение изложить в следующей редакции: «Совершение регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, в отношении указанных транспортных средств не производится.».
Статья 33. О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции»
Внести в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, 3881; N 49, ст. 7020, 7067; 2013, N 14, ст. 1645; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477; 2014, N 6, ст. 559, 566; N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1393; N 29, ст. 4374; 2016, N 27, ст. 4160, 4238; 2017, N 22, ст. 3071; N 31, ст. 4821; N 50, ст. 7562; 2018, N 1, ст. 26; N 11, ст. 1591) следующие изменения:
1) в части 1 статьи 12:
а) пункт 19 изложить в следующей редакции:
«19) осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также за соблюдением специализированными организациями установленных требований к ним и за деятельностью специализированных организаций, связанной с участием в государственной регистрации транспортных средств, за деятельностью изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; осуществлять государственную регистрацию транспортных средств; выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске автомототранспортных средств к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты крупногабаритных транспортных средств, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях — тяжеловесных транспортных средств;»;
б) дополнить пунктом 41 1 следующего содержания:
«41 1 ) обеспечить создание и ведение реестра специализированных организаций, участвующих в государственной регистрации транспортных средств, и реестра изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств;»;
2) пункт 38 части 1 статьи 13 изложить в следующей редакции:
«38) проводить в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся специализированными организациями, участвующими в государственной регистрации транспортных средств, или изготовителями государственных регистрационных знаков транспортных средств;».
Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.
Прекращение регистрации по желанию автовладельца с 1 января 2020 года
Данный документ содержит множество нововведений, первая часть которых рассмотрена в статье «В каких случаях ГИБДД не выдает номера с 1 января 2020 года?».
Ну а в этой статье рассмотрены следующие вопросы:
Возможность регистрации только после нанесения дополнительной маркировки
18. При обнаружении признаков подделки представленных документов, государственных регистрационных знаков, изменения или уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств или основных компонентов транспортных средств (кузов, кабина, рама) в розыске либо представленных документов — в числе похищенных орган внутренних дел осуществляет проверку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В этих случаях регистрационные действия производятся по окончании проверок, осуществляемых органами внутренних дел, а в отношении транспортных средств с измененной (уничтоженной) маркировкой — после нанесения дополнительной маркировки.
Данный пункт относится к транспортным средствам, у которых номер кузова (VIN) уничтожен или изменен.
Например, номер может быть поврежден ржавчиной.
Другой вариант — автомобиль, который ранее находился в угоне. У такой машины номер кузова может быть «перебит».
В общем, если номер кузова имеет повреждения и его невозможно прочитать, то такую машину в ГИБДД не регистрируют. Автовладельца направляют на процедуру нанесения дополнительной маркировки. Она подробно рассмотрена в отдельной статье:
После того, как маркировка будет восстановлена, автомобиль сможет быть зарегистрирован в ГИБДД.
Временная регистрация для автомобилей несовершеннолетних
Напомню, что в одной из предшествующий статей речь шла о том, что ребенок младше 16 лет не может быть владельцем транспортного средства. То есть, если у ребенка в собственности оказался автомобиль (например, по наследству), то зарегистрировать его на имя ребенка не получится. Машина должна быть зарегистрирована на одного из родителей.
Однако регистрация на имя родителя является временной:
- транспортное средство является собственностью лица, не достигшего возраста 16 лет, — на срок до достижения им указанного возраста;
Как только ребенку исполнится 16 лет, регистрация автомобиля будет автоматически прекращена. То есть прямо в день рождения ребенок должен будет повторно обратиться в ГИБДД, чтобы зарегистрировать машину на свое имя.
Чем различаются прекращение учета и снятие с учета?
Напомню, что до 1 января 2020 года понятия прекращение регистрации и снятие автомобиля с учета обозначали одно и то же. То есть это были 2 названия для одной и той же операции. Однако с 1 января указанные понятия различаются:
55. Прекращение государственного учета транспортного средства осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 18 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», путем включения регистрационным подразделением в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств информации о временном прекращении допуска транспортного средства к участию в дорожном движении.
69. Снятие транспортного средства с государственного учета осуществляется в случаях, установленных статьей 19 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» путем переноса записи о транспортном средстве в архив государственного реестра транспортных средств.
Основное различие заключается в том, что при прекращении государственного учета подразумевается, что это прекращение временное. А при снятии с учета подразумевается, что эта операция постоянная (например, после утилизации автомобиля).
При этом нельзя эксплуатировать и автомобили, регистрация которых прекращена, и автомобили, которые сняты с учета.
Примечание. Нужно понимать, что если государственный учет прекращен, то его можно возобновить. С другой стороны, если автомобиль снят с учета, то и его можно поставить на учет повторно.
Возможность прекращения регистрации по заявлению владельца автомобиля
Рассмотрим еще одно интересное нововведение:
56. Прекращение государственного учета транспортного средства по заявлению владельца транспортного средства осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления о проведении регистрационного действия, поданного владельцем транспортного средства или его представителем.
Суть данного пункта состоит в том, что с 1 января 2020 года можно прекратить регистрацию просто по желанию автовладельца. Ранее такой вариант был невозможен, то есть все автомобили должны были быть зарегистрированными.
Например, прекращение регистрации может понадобиться, если автомобиль серьезно сломался и его ремонт может занять значительное время. Машина все равно не будет ездить, поэтому можно прекратить ее регистрацию (в этом случае транспортный налог начисляться не будет).
Другой пример — продажа мощного автомобиля. Если человек хочет продать мощный автомобиль, размер транспортного налога на который большой (несколько тысяч рублей в месяц), то на время продажи он может прекратить регистрацию. Как только машина будет продана, новый владелец возобновит регистрацию.
В общем данное нововведение должно быть позитивно воспринято автовладельцами.
Когда возможно возобновление учета?
63. Возобновление государственного учета транспортного средства, прекращенного в соответствии с пунктом 56 настоящих Правил при отсутствии перехода права собственности на него, осуществляется за владельцем транспортного средства, сведения о котором содержатся в государственном реестре транспортных средств, при подаче владельцем транспортного средства или его представителем заявления о совершении регистрационного действия, документа, идентифицирующего транспортное средство, документа об уплате государственной пошлины, документа, удостоверяющего личность обратившегося лица, а в случае обращения не от своего имени — также документа, подтверждающего его полномочия.
Возобновление государственного учета транспортного средства, прекращенного в соответствии с пунктом 56 настоящих Правил, в случае перехода права собственности на него или изменения владельца транспортного средства осуществляется за новым владельцем транспортного средства. При этом помимо документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, представляются документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство, и страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также проводится осмотр транспортного средства.
Пункт 63 правил рассказывает о том, какие именно существуют варианты возобновления учета:
- Самим собственником. Рассмотренный выше пример 1. Как только автомобиль будет полностью отремонтирован, регистрацию можно будет восстановить. При этом осмотр автомобиля не требуется.
- Новым владельцем. Рассмотренный выше пример 2. После продажи автомобиля новый собственник может без проблем поставить его на учет.
Если обобщить информацию из этой и предшествующей статьей, то с 1 января 2020 года при замене автомобиля появилась следующая возможность сэкономить на государственных пошлинах:
Предположим, Александр владеет автомобилем Волга. Он покупает новую машину Лада, а Волгу хочет продать. Рассмотрим, как в этом случае можно сэкономить на получении номеров.
1. Александр прекращает регистрацию автомобиля Волга, при этом номера он сохраняет за собой (таблички с номерами остаются у него).
2. Александр регистрирует машину Лада и просить присвоить этой машине номера с хранения. Таблички с номерами он устанавливает сразу же после регистрации. Поскольку номера при этом не выдаются, госпошлина в размере 2 000 рублей не платится.
3. Машина Волга остается без номеров и именно в таком виде Александр ее и продает. Новый владелец получает номера на машину самостоятельно. Например, он также может получить номера, которые ранее сохранил за собой.
Что происходит с номерами и свидетельством о регистрации при прекращении учета?
61. При прекращении государственного учета транспортного средства в соответствии с пунктами 56, 58 — 60 настоящих Правил, государственные регистрационные знаки, за исключением принятых регистрационными подразделениями на сохранение, и регистрационные документы признаются недействительными и вносятся регистрационным подразделением в соответствующие разыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции.
При прекращении государственного учета транспортного средства в соответствии с пунктом 57 настоящих Правил государственные регистрационные знаки и регистрационные документы признаются недействительными и вносятся регистрационным подразделением в соответствующие разыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции по истечении 10 дней со дня отчуждения транспортного средства.
Если регистрация автомобиля прекращается по тем или иным причинам, то свидетельство о регистрации этого автомобиля и его номера объявляются в розыск. Единственное исключение — это номера, сохраненные за автовладельцем по заявлению. Такие номера в розыск не объявляют.
В том числе речь идет и о ситуации при вступлении в наследство. Если владелец автомобиля умер, то информация об этом поступает в ГИБДД. ГИБДД автоматически прекращает регистрацию машины. То есть ездить на такой машине нельзя до момента вступления в наследство (это происходит через 6 месяцев). Если наследники сядут за руль раньше, то при первой же остановке сотрудники ГИБДД изымут номера автомобиля и свидетельство о регистрации.
Выдача нового ПТС при возобновлении учета
67. Возобновление государственного учета транспортного средства производится регистрационным подразделением по месту обращения владельца транспортного средства с выдачей нового регистрационного документа и паспорта транспортного средства (при отсутствии электронного паспорта).
Пункт 67 правил регистрации говорит о том, что при возобновлении учета ГИБДД выдает автовладельцу новый ПТС. Естественно, в этом случае придется заплатить дополнительную госпошлину за выдачу нового ПТС (800 рублей).
При этом не совсем понятно, для чего выдавать новый ПТС, если в старом документе остались свободные места.
Снятие с учета через 1 год после прекращения регистрации
72. Снятие с государственного учета транспортных средств, государственный учет которых прекращен в связи с истечением срока государственного учета транспортного средства и не возобновлен по истечении 1 года, производится автоматически на следующий день после истечения 1 года со дня прекращения государственного учета транспортного средства.
В пункте 72 речь идет о том, что если регистрация автомобиля, который ранее был зарегистрирован на ограниченный срок, истекла, и автовладелец в течение года такую регистрацию не возобновил, то машина снимается с учета.
Например, автомобиль, принадлежащий ребенку, зарегистрирован на одного из родителей. Ребенку исполнилось 16 лет, однако он не стал регистрировать машину на свое имя. Как только пройдет еще один год и ребенку исполнится 17 лет, автомобиль будет окончательно снят с учета.
Нужно понимать, что срок в 1 год не относится к другим случаям прекращения регистрации.
Например, если регистрация прекращена по заявлению автовладельца (для ремонта машины), то через год машина не будет снята с учета. Она будет числиться со статусом «регистрация прекращена» до тех пор, пока собственник эту регистрацию не возобновит.
Взаимодействие автосалонов и ГИБДД при регистрации ТС
Напомню, что с 1 января 2020 года некоторые организации (автосалоны, продающие новые автомобили) получили возможность самостоятельно регистрировать автомобили. Речь об этом шла в статье «Регистрация машины в автосалоне». В новых правилах регистрации описан порядок взаимодействия автосалонов и ГИБДД:
47. Взаимодействие специализированной организации с регистрационным подразделением при направлении заявления о совершении регистрационных действий и электронных образов документов осуществляется с использованием Единого портала с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.
48. Получение в регистрационном подразделении оформленных регистрационных документов осуществляется уполномоченным представителем специализированной организации.
49. Специализированные организации обеспечивают хранение документов, связанных с участием в государственной регистрации транспортных средств, в течение 3 лет со дня постановки на государственный учет с их участием соответствующего транспортного средства.
Из перечисленных выше пунктов можно сделать следующие выводы:
1. Автосалон будет подавать документы в ГИБДД в электронной форме (через портал Государственных услуг).
2. Забирать готовые документы в ГИБДД будет представитель автосалона.
Таким образом, регистрация автомобиля через автосалон займет больше времени, чем непосредственно обращение в ГИБДД, т.к. покупателю автомобиля в любом случае придется ждать, пока представитель салона съездит в ГИБДД за документами и вернется обратно.
В заключение хочу отметить, что в нормативные документы, связанные с регистрацией транспортных средств, внесены и еще несколько интересных нововведений. Речь о них пойдет в следующих статьях на pddmaster.ru.
Ну а пока что предлагаю Вам самостоятельно ознакомиться с текстом новых правил регистрации:
Запрет на регистрацию: стоит ли покупать машину с ним и можно ли его снять
Иногда в продаже можно увидеть заманчиво дешевые автомобили, в описании которых содержится важная фраза: «запрет на регистрационные действия». Что это такое, можно ли от него избавиться и чем вообще опасна такая манящая экономия при покупке машины?
Если выражаться официальным языком, то ситуация с запретом называется «ограничения на регистрационные действия в Госавтоинспекции с транспортным средством». Появляются такие ограничения обычно из-за того, что владелец машины становится должником, не уплатив в срок какие-то платежи. Причем это могут быть совершенно разные задолженности: неуплаченные алименты или налоги, долги по квартплате и даже неоплаченные штрафы за нарушение ПДД. Вне зависимости от типа задолженности она со временем переходит в судебную плоскость, и ее взыскание поручается ФССП – службе судебных приставов. Ну а они согласно части 4 статьи 80 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве» вправе не только арестовать счета или взыскать задолженность, но и наложить арест на имущество должника. Статья 80 поясняет, что «арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости – ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества». Конкретные санкции определяются приставами, но обычно автомобиль не изымают сразу, а просто накладывают запрет на распоряжение им. То есть, ездить на машине можно, а вот продать, подарить или утилизировать ее нельзя.
Данные об ограничениях передаются в том числе и в ГИБДД, а потому при попытке переоформить «арестованную» машину на другого человека будет получен отказ. О законности этого отказа говорит пункт 92 Административного регламента МВД по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом № 950: согласно ему, одним из оснований для отказа в совершении регистрационных действий является «наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Чтобы выяснить, есть ли на автомобиле ограничения на регистрационные действия, можно проверить его в официальных базах данных – например, на Госуслугах или на сайте ГИБДД. Если ограничения есть, то в базе данных будет информация о том, кто и за что наложил ограничение. Получив номер исполнительного производства, можно будет получить подробные данные о нем в банке данных исполнительных производств на официальном сайте ФССП. Это позволит понять сумму задолженности и причину, по которой она возникла.
Покупка машины с запретом на регистрацию опасна не тем, что ее нельзя переоформить на себя. Невозможность переоформления – это не причина, а следствие. Главная же проблема в том, что настоящий собственник арестованной машины не имеет права ей распоряжаться, а значит, договор купли-продажи между ним и покупателем фактически недействителен, и машина не принадлежит тому, кто ее купил. Условный «покупатель» получает возможность ездить на машине, поскольку обычно арест ограничивает регистрационные действия, но не запрещает эксплуатацию. Однако эта возможность ездить на машине тоже может закончиться в любой момент.
Например, если арест был наложен на собственника автомобиля из-за долгов по кредитам, приставы могут изъять имущество должника для продажи в счет уплаты долга. И если «нового хозяина», купившего арестованную машину, остановит инспектор и проверит ее на предмет взыскания, то машина отправится на штрафстоянку, а новый владелец останется ни с чем. Его договор купли-продажи будет признан в суде ничтожным, а автомобиль изъят. Останется лишь бесконечно и бессмысленно судиться с настоящим собственником машины, у которого уже есть куча неоплаченных долгов. Обманутый покупатель, конечно, будет признан потерпевшим, но возврата денег за автомобиль вряд ли дождется.
Менее острая потенциальная проблема – компенсация от страховой компании в случае ДТП. Застраховать машину может практически кто угодно, но если покупатель арестованной машину попадет в ДТП не по своей вине, то компенсацию почти наверняка получит настоящий собственник, а не «новый владелец».
Чтобы ответить на вопрос, можно ли купить «запретную» машину, достаточно мыслить логически. Конечно, ограничения на регистрацию могут быть наложены из-за неоплаченных штрафов на 10-15 тысяч рублей, но в такой ситуации собственнику машины проще оплатить приставам долг и продать машину за рыночную стоимость, а не отдавать ее по бросовой цене. Таким образом, машины, продающиеся с запретом на регистрацию, обычно имеют «за спиной» очень внушительную сумму долгов, сравнимую со стоимостью самой машины, а возможно, и больше. Именно поэтому в объявлениях продавцы таких машин частенько пишут загадочные фразы вроде «звонить только понимающим» или «глупых вопросов не задавать». Под «глупыми вопросами» обычно подразумеваются как раз вопросы о причинах запрета и сумме задолженности. То есть, фактически покупателям предлагается без «лишних» слов отдать деньги «просто так» – за машину, на которой можно ездить с постоянным риском, что ее в любой момент отнимут приставы, и на которой нельзя попадать в ДТП, потому что компенсацию получит настоящий владелец. Условно возможный путь такой машины – разбор на запчасти, но даже он с точки зрения закона будет распоряжением чужим имуществом, да и мотор как номерной агрегат продать не получится.
Впрочем, призрачный шанс сэкономить и купить машину с запретом на регистрацию по выгодной цене все же есть. Для этого нужно, чтобы совпали несколько условий. Во-первых, сумма долгов по исполнительным производствам собственника машины должна быть меньше стоимости самой машины. Например, если рыночная стоимость машины – 1,5 миллиона, купить ее предлагают за миллион, а сумма долгов – полмиллиона. Ну а во-вторых, собственник должен погасить долги и снять запрет на регистрацию до подписания договора купли-продажи и передачи денег. Здесь, правда, ситуация сложная: покупатель в такой схеме остается максимально незащищенным. Ведь сначала ему нужно дать собственнику машины денег для погашения долгов – это, конечно, можно сделать под расписку. Но вот гарантии того, что после погашения долга и снятия ограничений собственник продаст ему машину, у покупателя нет. То есть, собственник машины должен погасить долги, уведомить об этом приставов, получить у них данные об отсутствии задолженности и снять ограничения с машины, а затем подписать договор купли-продажи по оговоренной заранее стоимости. Но полагаться в финансовых вопросах на честность человека, который уже должен большую сумму денег, мягко говоря, наивно. Так что попытка купить машину с запретом на регистрацию – это всегда рискованная и плохая затея.