Как работают камеры на «вафельницах» и что поможет избежать штрафа
С 1 марта в Москве штрафуют за остановку на «вафельницах». На перекрестках за ними следят камеры видеонаблюдения и фиксируют нарушения. Расскажем о том, как развивается ситуация.
Фото m1try CC BY
За что штрафуют
Штраф, который получают нарушители, — это наказание за выезд на загруженный перекресток. Оно считалось нарушением и ранее.
Штраф составляет одну тысячу рублей.
На некоторых перекрестках Москвы появилась желтая диагональная сетка. Она обозначает границы, в которых автомобили не должны блокировать проезд других транспортных средств более пяти секунд.
Разметка в виде «вафельницы» наносилась на дороги Москвы задолго до принятия изменений в ПДД — с 2015 года. Сейчас в Москве уже свыше ста перекрестков с новой разметкой. Скорее всего камеры появятся на каждом из них, но сейчас власти устанавливают их избирательно.
Как работают камеры
Камеры фиксируют длительное пребывание автомобиля на «вафельнице» — более пяти секунд. Важно, что транспортное средство должно стоять неподвижно — только в этом случае будет зафиксировано нарушение. При этом неважно, какой сигнал светофора горит в момент остановки на разметке. Если автомобиль проехал на зеленый свет и остановился в пробке на перекрестке, штраф будет.
За «вафельницами» следят несколько камер: одна делает фото перекрестка, другая нацелена на полосу нарушителя.
Вместе с постановлением о штрафе водители получат сразу шесть фотографий, на которых установлена траектория движения и конкретное транспортное средство, которому создана помеха.
Нарушения также записываются на видео.
Неоднозначные ситуации
В первый же день вступления в силу штрафа за выезд на «вафельницу» были наказаны десятки водителей. Например, в одной из ситуаций транспортные средства так или иначе преградили движение на перекрестке: Садовое кольцо — Орликов переулок. Однако не все водители согласны с такой трактовкой.
Некоторые из них уверены, что точно оценить, когда сменится сигнал светофора, невозможно. Другие утверждают, что причиной нарушения может стать движущаяся впереди них машина.
Водителю придется нести ответственность за чужую нерасторопность, если он решит «проскочить» и в итоге попадет в пробку. Кстати, о перекрестке с «вафельницей» предупреждает специальный знак, который даст некоторое время для оценки ситуации и принятия решения о выезде на перекресток.
Фото m1try CC BY
Единственное исключение применяется к водителям, которые поворачивают с «вафельницы» налево и пропускают встречные автомобили или пешеходов. Они не будут оштрафованы.
Для разбирательства с такими случаями как раз и пригодятся дополнительные фото- и видеозаписи. На обжалование штрафа дадут 10 дней с момента получения копии постановления.
Что говорят эксперты
Возможен негативный эффект от введения штрафа за выезд на «вафельницу». Во-первых, такой контроль практически лишает водителей возможности развернуться на светофоре. Чтобы выполнить маневр, придется пропустить встречный поток. Остановка перед разворотом, вероятнее всего, повлечет за собой штраф. Кроме того, водитель может нарушить правила и при повороте. Например, если машины из встречного потока создадут затор. В таком случае водитель будет вынужден остановиться и получит штраф.
Еще один спорный момент — эффективность новой меры. С помощью «вафельной» разметки власти хотят разгрузить дороги на 10-15% в часы пик. Однако результат может оказаться противоположным. Григорий Шухман, участник рабочей группы по разработке ГОСТов на комплексы автофиксации, предполагает, что из-за страха водителей перед камерами может снизиться пропускная способность. Автомобилисты просто не будут выезжать на перекресток, опасаясь наказания, из-за чего возникнут новые пробки.
Так или иначе, сейчас новый дорожный проект все еще находится в экспериментальной фазе. И от результатов во многом будет зависеть, «приживутся ли» новые камеры в регионах.
Мы всегда на связи. Для того, чтобы получить дополнительную информацию и подобрать вариант страхования, напишите нам напрямую с помощью мобильного приложения
Как безопаснее проезжать «вафли» и причем здесь 5 секунд
К лету в Москве заработают камеры на 40 перекрестках с вафельной разметкой. Рассказываем, как лучше всего вести себя, если нет уверенности, что проскочишь.
Почти две недели назад, с 1 марта, столичных водителей наградили новой головной болью — штрафами за остановку на вафельной разметке. Камеры решили запускать постепенно — с первого дня штрафовать за организацию затора стали только на пересечении Орликова переулка и Садового кольца.
И в тот же день ЦОДД отчитался о первых штрафах на «вафле». К лету в Москве заработают камеры на 40 вафельных разметках города. Водители до сих пор не до конца понимают, когда ждать штрафа и как работает система, определяющая нарушение. Всех пугают пять секунд, дольше которых на вафле якобы нельзя. Окончательно всех запутал видеоролик, который ЦОДД опубликовал в своем Инстаграме.
На единственном пока перекрестке Орликова и Садового работают шесть камер, каждая из которых делает фотографию нарушения. В постановлении о нарушении водитель увидит все шесть фотографий. Однако не каждый выписанный автоматической системой штраф превращается в приговор — сотрудники ГИБДД перед отправкой проверяют их на реальное нарушение, оценив дорожную обстановку.
Но несмотря на такой тотальный контроль, единого мнения о том, как же стоит проезжать такие перекрестки, если нет уверенности в том, что места всем хватит, пока нет. Многие, особенно начинающие автомобилисты легко поддаются на провокации водителей-торопыг сзади. Разумеется, если впереди затор и не понятно, проедешь или нет, лучше остановиться за стоп-линией, чем потом возмущаться штрафу в 1000 рублей.
Новый штраф с 1 марта: власти включат камеры на «вафельницах»
С 1 марта нарушителей начнут штрафовать за остановку на так называемой вафельной разметке при выезде на загруженный перекресток. Ввести автоматическую фиксацию нарушений планировали еще год назад, но ведомства только сейчас проработали все юридические вопросы. Несоблюдение правил будут отслеживать сразу несколько камер, а сам момент нарушения запишут на видео.
За разъяснениями о том, как работают камеры на вафельной разметке и что именно они считают нарушением, редакция Autonews.ru обратилась в московский Центр организации дорожного движения (ЦОДД) и столичную ГИБДД.
Летом 2017 г. премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, вводящее в правила дорожного движения новую специальную разметку. При помощи диагональных линий обозначаются границы перекрестка, которые запрещено пересекать в случае образования затора впереди, чтобы не создавать препятствий движению машин в поперечном направлении.
Впервые так называемая вафельная разметка появилась в порядке эксперимента несколько лет назад на Велозаводской улице, а в январе 2018 г. столичные власти опубликовали перечень из 78 перекрестков, где появится новая разметка. Больше всего «вафельниц» нарисовали в центральном округе столицы, но несколько таких перекрестков оформили в Зеленограде и поселке Московский. Потом их количество увеличилось.
Власти обещали применять «вафельницу» на самых проблемных перекрестках с пересекающимися транспортными потоками, где чаще всего возникают заторы. Предполагается, что введение новой разметки увеличит пропускную способность пересечений и снизит количество нарушений.
«Такая мера позволит существенно улучшить движение на особо загруженных перекрестках — снизить транспортные задержки в часы пик на 15–20%. В настоящее время данная разметка нанесена по 103 адресам в Москве, где есть проблема «запирания» перекрестков», — рассказали в ЦОДД.
В организации объяснили, что в большинстве случаев на этих перекрестках не может проехать и городской транспорт, который намного больше по габаритам, чем автомобиль и, соответственно, менее маневренный. А наземный транспорт перевозит больше людей, чем тот автомобиль, который, нарушив правила, «блокирует» перекресток.
Вафельная разметка позволит предоставить приоритет городским автобусам, в которых передвигаются более 5 млн жителей ежедневно», — добавили в ЦОДД.
Самый первый работающий комплекс видеофиксации запустили на пересечении Садового кольца и Орликова переулка. «И утром, и вечером наблюдается одна и та же проблема — нарушители игнорируют правила дорожного движения и выезжают на перекресток, хотя машины впереди просто стоят. Таким образом, когда другому направлению загорается зеленый, им просто-напросто некуда ехать, движение заблокировано», — пояснили в ЦОДД.
В ведомстве добавили, что вафельная разметка в этом месте была нанесена больше года назад и водители уже должны были к ней привыкнуть: «Мы рассчитываем, что штрафы за этот вид нарушения должны дисциплинировать водителей. Тогда мы сможем избавиться от заторов на особо загруженных направлениях.
Для того чтобы получить штраф, автомобиль нарушителя должен будет неподвижно стоять на вафельной разметке перекрестка более пяти секунд, прокомментировали в Управлении ГИБДД по городу Москве. В ЦОДД, в свою очередь, объяснили, что на перекресток можно выезжать только в том случае, если его можно будет проехать без остановки.
При этом неважно, какой именно сигнал светофора горит нарушителю. «ПДД запрещают выезд на занятый другими транспортными средствами перекресток независимо от сигнала светофора. А вот тем машинам, которым создана помеха, обязательно должен гореть зеленый, и этот фотоматериал у нас будет», — пояснили в ЦОДД.
Первая камера фиксирует положение транспортного средства нарушителя, а вторая делает обзорную фотографию перекрестка с фиксацией наличия транспортного средства, которому создается препятствие. Первая камера «ведет» машину нарушителя и фиксирует остановку на время более пяти секунд в то время, когда светофор меняет сигнал с зеленого на красный. Одновременно на пересекаемой улице производится фиксация транспортного средства, которому создается помеха.
В штрафном постановлении будет шесть фотографий нарушения с указанием даты и времени: четыре снимка самого нарушения с рисунком траектории движения, включая увеличенный кадр с номером машины и обзорный кадр с автомобилем, которому создана помеха, а также фотографии режима работы светофоров. Кроме того, каждое нарушение будет записываться на видео, что послужит доказательной базой при оспаривании штрафа.
Остановка на перекрестке из-за внезапного торможения впередиидущих машин не может служить оправданием нарушения, говорят в ЦОДД: «В момент выезда на перекресток водитель должен быть уверен, что проедет его без остановок и что выезд с перекрестка свободен. Если такой уверенности нет, выезжать на пересечение проезжих частей нельзя».
Другое дело, если на перекрестке с «вафельницей» организован левый поворот и поворачивающий водитель остановился, пропуская встречный трафик или пешеходов. В таком случае штрафа не будет, пояснили в ЦОДД: «Будет дополнительный фотоматериал на выходе транспортного средства с перекрестка для того, чтобы показать, куда именно двигался автомобиль. Кроме того, к каждому материалу с признаком нарушения имеется видеоролик».
В Москве установлено и работает более 80 камер, снимающих нарушения правил проезда перекрестков без специальной разметки. Эти комплексы фиксируют проезд на запрещающий сигнал светофора и выезд на стоп-линию при красном сигнале светофора. Это самостоятельные виды административных правонарушений, для фиксации которых не требуется особая разметка, уточнили в ЦОДД.
Остановка на «вафельнице» — это нарушение требования ПДД о запрете выезда на перекресток, если на нем образуется затор. Штраф за этот проступок установлен частью 1 статьи 12.13 КоАП РФ и составляет 1000 рублей. Такое наказание действует с 2010 г., хотя случаев реальных наказаний инспекторами ГИБДД до введения фотовидеофиксации было немного.
Водителям грозят подленькие штрафы «за вафельницу», которую невозможно заметить
В этом материале речь пойдет о перекрестках. Вернее — о «письмах счастья», которые водителям «прилетают» за совершенные здесь нарушения. А конкретно о наказаниях по ч. 1 ст. 12.13 КоАП за «выезд на перекресток… в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения ТС в поперечном направлении». Штраф за это сейчас равен 1000 рублей. В больших городах, и особенно в Москве, местные власти и придорожная полиция уже давно применяют для фиксации «преступлений» по этой статье камеры автоматической фиксации.
Чаще всего штрафуют водителей, когда в результате затора их ТС остаются стоять посреди пересечения улиц и после того как для них загорается красный сигнал светофора. Чтобы и камере было удобно определять границы перекрестка, и водитель понимал, где расположена «запретная зона», в таких местах на асфальт обычно наносится разметка в виде желтой «вафельницы».
В ПДД она обозначается как разметка 1.26 — «сетка» из диагонально пересекающихся линий, ограниченная одинарными сплошными все того же желтого цвета. В свое время в Москве на довольно многих перекрестках появились подобные «художества». Причем как на тех, где заторы — обычное дело, так и там, где пробки крайне редки. И не везде, кстати, вафельную разметку контролируют камеры ГИБДД.
Водители, видя желтую «вафлю» на асфальте, стараются не выезжать на нее, опасаясь штрафов, даже если в данном месте никаких комплексов фиксации нет и никогда не было. Не исключено, что именно отсутствие ожидаемого количества штрафов с «перекресточных» камер подтолкнуло власти на «дерзкий эксперимент». Недавно на части московских перекрестков «вафельницу» стерли напрочь. А по ее бывшим границам намалевали двойную сплошную желтую линию разметки. Мол, вот они — края перекрестка, граждане водилы, на них ориентируйтесь. Кто в заторе «зависнет» внутри них — получит штраф.
Но фишка в том, что желтой двойной сплошной линии постоянной разметки в ПДД просто нет. И не удивительно, что водители на нее не обращают внимания, заезжают (в отсутствии привычной «вафельницы») под камеры, контролирующие перекресток, и получают «письма счастья» на 1000 рублей. И с точки зрения закона наказывают их правильно, не придерешься.
А вот с позиций чистоплотности, маневр с демонстративным удалением одобренной ПДД разметки выглядит как лукавое приглашение нарушать. Выезжай, дорогой, на перекресток, ничего страшного, коли не успеешь проехать его на свой «зеленый» — с кем не бывает… А потом бах — штраф. Очень в духе чиновничества, привыкшего «сшибать» миллионы шальных рублей с автомобилистов, наивно продолжающих верить в наличие здравого смысла у «ответственных пиджаков» всех калибров.