За какие административные правонарушения в области
Перейти к содержимому

За какие административные правонарушения в области

  • автор:

За какие административные правонарушения в области дорожного движения предусмотрено наказание в виде обязательных работ?

В каком случае вам разрешается эксплуатация транспортного средства?

В КоАП административное наказание в виде обязательных работ предусмотрено за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами (часть 2 статьи 12.7 КоАП).

Правильный ответ

За управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами.

Что такое КоАП. Объясняем простыми словами

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) — закон, который регулирует ответственность граждан России за различные административные правонарушения, а также дело-, судопроизводство и исполнение решений судов.

Проще говоря, это список различных нарушений закона и наказаний за них, после которых вы не станете уголовником.

В кодексе прописаны штрафы за нарушения ПДД и общественного порядка, за посягательства на здоровье, собственность и права других — от избирательного до чести и достоинства. Например, за побои полагается штраф от 5000 до 30 000 рублей, арест на 10–15 суток или обязательные работы на 60–120 часов. За уничтожение или повреждение чужого имущества могут оштрафовать на 300–500 рублей, а за занятие проституцией — на 1500 до 2000 рублей.

Также КоАП защищает государственную границу и власть, регулирует отношения в области экологии, сельского хозяйства, промышленности, строительства, энергетики, связи и информации, финансов, таможенного дела и других сфер жизни.

Нюансы КоАП

Существует 10 видов административных наказаний:

  • предупреждение;
  • административный штраф (минимум — 100 рублей, максимум — 60 млн рублей — для штрафов, исчисляемых в величине, кратной МРОТ);
  • административный арест (до 30 суток);
  • обязательные работы (до 200 часов);
  • приостановление деятельности (до 90 суток);
  • дисквалификация (запрет на какую-либо деятельность. — Прим. «Секрета»);
  • лишение специального права (например, на пользование автомобилем или интернетом — на срок до 3 лет);
  • конфискация орудия или предмета совершения правонарушения;
  • выдворение за пределы РФ иностранца или лица без гражданства;
  • запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований.

КоАП постоянно меняется: законодатели вводят новые наказания и убирают «старые»: какие-то ужесточают, какие-то смягчают. Так, с 24 июля 2022 года смягчили ответственность за валютные нарушения, а 7 февраля 2023 года ужесточили штрафы за нарушение правил поведения в суде. С 29 марта 2023 года ввели новые штрафы — за дискредитацию добровольческих формирований, которые выполняют задачи для армии. Зато с 11 марта 2023 года из кодекса исключили наказание за превышение габаритов, если это зафиксировала автоматическая камера.

Иногда стараниями законодателей какой-то вид правонарушений «кочует» из КоАП в Уголовный кодекс РФ, и наоборот. Так, в 2011 году клевета и оскорбление из уголовных преступлений стали административными. В 2012 году клевета вернулась в УК РФ, а в 2021 году её ввели и в КоАП — правда, только для юрлиц.

Если статью или её часть исключают из КоАП, нумерация не изменяется, а на месте удалённой информации появляется пометка — «утратил(а) силу».

Часть проступков считаются административкой только когда совершены впервые, а повторное деяние уже карается уголовно. Например, с 2017 года любые побои, нанесённые на бытовой почве, перестали быть уголовным преступлением, если совершены впервые. За распускание рук сначала полагается штраф, ­арест или исправительные работы. А для тех, кто с первого раза не понял, существует статья 116.1 УК РФ, по ней наказание уже серьёзнее — штраф до 40 000 рублей, арест до трёх месяцев, обязательные и исправительные работы. Если побои совершены из хулиганских побуждений, по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды — это сразу уголовка.

В некоторых регионах России есть свои кодексы, отличающиеся от КоАП дополнительными наказаниями. Например, в Тюменской области за выбрасывание предметов на трибуны, сцены, спортплощадки, беговые дорожки, футбольные и хоккейные поля во время проведения массовых мероприятий полагается штраф до 500 рублей.

Критика КоАП

КоАП критикуют за противоречия в некоторых статьях и за отсутствие логики наказаний в сравнении с УК РФ. Так, кандидаты юридических Виктор Карпов и Дмитрий Синьков считают абсурдным, что штраф по ст. 12.8 КоАП РФ (за управление автомобилем в состоянии опьянения) жестче и суровее, чем наказание за целый ряд умышленных уголовных преступлений — например, ст. 214 УК РФ («Вандализм»), ч. 1 ст. 115 УК РФ («Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью»), ч. 1 ст. 139 УК РФ («Нарушение неприкосновенности жилища»). Минимальный штраф в УК РФ — 5000 рублей, а наказание по ст. 12.8 КоАП РФ — 30 000 рублей.

Эксперты отмечают, что КоАП РФ в отличие от УК РФ вообще не предусматривает, например, возможность назначить наказание ниже низшего предела. Кроме того, альтернативой штрафу является арест — более строгий вид наказания, который часто нельзя применить (например, к инвалиду первой группы), а значит, наказать такого человека можно только рублём.

При этом он может одновременно иметь низкий доход, что судам положено учитывать. Но так как во многих статьях КоАП чётко оговорены суммы штрафов (ровно 30 000, а не «до 30 000») и нет возможности назначить более мягкое наказание, выходит, что суд будет вынужден оштрафовать человека на крупную сумму, даже если его доход в два раза ниже.

Аспирант Российской академии правосудия Алексей Панов отмечал, что в КоАП отсутствуют критерии малозначительности нарушения, что заставляет суды определять их в каждом случае самостоятельно. Они вынуждены применять разные методы оценки, а это вносит противоречия в судебную практику.

Дорожное движение вообще отдельная область, где, например, закреплена презумпция вины владельца автомобиля (в случае видеофиксации правонарушения). В случае нарушения он подлежит ответственности, но может доказать, что не был за рулём. КоАП РФ даже устанавливает конкретный перечень обстоятельств, на которые вправе ссылаться человек для подтверждения своей невиновности.

Датой принятия действующего КоАП РФ считается 30 декабря 2001 года — день, когда его подписал президент. Но действовать он начал с 1 июля 2002 года. До этой даты законодательство в области административных нарушений регулировал Кодекс РСФСР.

Пример употребления на «Секрете»

«В Курской области кадровую работницу детского сада оштрафовали за объявление о поиске непьющего дворника. Об этом рассказали в пресс-службе городского суда города Курчатова. Из-за дискриминации, которую увидели сотрудники прокуратуры в вакансии, провинившаяся заплатит 3000 рублей. Ей не повезло, что в Кодексе об административных нарушениях (КоАП) нашлась соответствующая статья».

ПДД 1.6 — Ответственность

Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Какие виды административных наказаний могут применяться к водителям за нарушения Правил?

1. ? Предупреждение, штраф, лишение права управления транспортными средствами, административный арест.
2. ? Только предупреждение или штраф.
3. ? Предупреждение, штраф, лишение права управления транспортными средствами, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административный арест, обязательные работы.

В соответствии с КоАП за нарушения ПДД к водителям могут применяться следующие виды административных наказаний:

  • Предупреждение (выносимое в письменной форме);
  • Штраф (взыскание с нарушителя определенной суммы денежных средств);
  • Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (безвозмездное обращение в государственную собственность не изъятых из оборота вещей);
  • Лишение права управления ТС (запрещение в течение определенного срока управлять ТС);
  • Административный арест (содержание нарушителя в течение определенного срока под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел — специальном приёмнике);
  • Обязательные работы (выполнении осуждённым лицом в свободное от основной работы или учёбы время бесплатных общественно полезных работ).

Административная ответственность установлена за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение:

1. ? Легкого вреда здоровью человека либо незначительного материального ущерба.
2. ? Легкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо материального ущерба.
3. ? Легкого или средней тяжести вреда здоровью человека.

В соответствии со статьей 12.24 КоАП нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшие причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечет административное наказание.

В каких случаях водитель направляется на медицинское освидетельствование на состояние опьянения?

1. ? Только при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
2. ? Только при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
3. ? Только при наличии достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
4. ? Во всех перечисленных случаях.

В соответствии с частью 1 статьи 27.12 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ — во всех перечисленных случаях водитель направляется на медицинское освидетельствование, а транспортное средство задерживается.

В каких случаях водители привлекаются к уголовной ответственности за нарушения Правил, повлекшие тяжкие последствия?

1. ? При причинении смерти человеку или тяжкого вреда здоровью человека.
2. ? При наличии пострадавшего (вне зависимости от степени тяжести полученных им повреждений) или причинении крупного материального ущерба.
3. ? Только при причинении смерти человеку.

В соответствии со ст. 264 УК РФ уголовная ответственность предусмотрена за нарушение водителем ПДД, повлекшее по неосторожности смерть человека или причинение тяжкого вреда здоровью человека: причинение вреда, опасного для жизни человека или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть либо утрату профессиональной трудоспособности.

Что требуется для возврата водительского удостоверения после истечения срока лишения права управления, назначенного за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся?

1. ? Только проверка знания водителем Правил дорожного движения.
2. ? Проверка знания водителем Правил дорожного движения и медицинское освидетельствование его на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
3. ? Проверка знания водителем Правил дорожного движения и уплата наложенных на него штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения.

В соответствии с ч.4.1 ст.32.6 КоАП в случае лишения водителя права управления за оставление им в нарушение ПДД места ДТП, участником которого он являлся (ч.2 ст.12.27 КоАП), для возврата водительского удостоверения после истечения срока лишения права управления требуются проверка знания водителем ПДД и уплата наложенных на него штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения (гл.12 КоАП).

Какие административные наказания предусмотрены за управление транспортным средством, если обязательное страхование гражданской ответственности владельца этого транспортного средства заведомо отсутствует?

1. ? Предупреждение или штраф в размере 500р.
2. ? Штраф в размере 800р.
3. ? Штраф в размере 1000р или лишение права управления транспортным средством на срок от 1-го до 3-х месяцев.

В соответствии с ч.2 ст.12.37 КоАП управление ТС в случае, когда обязательное страхование гражданской ответственности заведомо отсутствует, влечет административный штраф в размере 800 рублей.

Какие меры административного предупреждения предусмотрены за управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными пленками), светопропускание которых не соответствуют требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств?

1. ? Штраф в размере 1500р. или лишение права управления транспортным средством на срок от 1-го до 3-х месяцев.
2. ? Задержание транспортного средства и штраф в размере 1000 рублей.
3. ? Штраф в размере 500 рублей.

В соответствии с ч. 3 (1) ст.12.5 КоАП управление ТС, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, влечет административный штраф в размере 500 рублей. В ч.1 ст.27.13 КоАП не предусмотрено применение задержания ТС при совершении данного нарушения.

Какое административное наказание может быть применено к водителю транспортного средства за оставление в нарушение Правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является?

1. ? Штраф в размере от 1000 до 1500 рублей.
2. ? Штраф в размере от 1000 до 1500 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет.
3. ? Лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет или административный арест на срок до 15 суток.

В соответствии со статьей 12.27 часть 2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ — оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

При совершении административного правонарушения, влекущего задержание транспортного средства, оно задерживается до:

1. ? Устранения причины задержания.
2. ? Рассмотрения дела об административном правонарушении.
3. ? Составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.13 КоАП ТС подлежит задержанию при управлении ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения, а равно водителем, не имеющим или лишенным права управления ТС либо не имеющим при себе соответствующих документов, предусмотренных ПДД, а также при совершении некоторых иных нарушений ПДД. Порядок задержания ТС, помещения его на стоянку и хранения установлен Правительством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 27.13 КоАП, ТС задерживается до устранения причины задержания (до вытрезвления водителя, передачи управления лицу, имеющему удостоверение на право управления ТС и находящемуся в надлежащем состоянии, предъявления соответствующих документов, предусмотренных ПДД, и т.д.).

Владелец транспортного средства обязан возместить вред, причиненный этим транспортным средством, если не докажет, что:

1. ? Вред возник исключительно вследствие непреодолимой силы.
2. ? Вред возник исключительно вследствие умысла потерпевшего.
3. ? Вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

В соответствии с п. 1 ст. 1079 ГК РФ владелец (лицо, владеющее ТС на праве собственности на данное ТС или на ином законном основании — по доверенности на право управления ТС и др.) ТС (как источника повышенной опасности) привлекается к гражданской ответственности, т.е. обязан возместить вред, причиненный данным ТС, если не докажет, что этот вред возник вследствие непреодолимой силы (чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства — урагана и т.п.) или умысла потерпевшего (предвидения им вредного результата своего противоправного поведения и желания либо сознательного допущения наступления такого результата).

За какие административные правонарушения в области дорожного движения предусмотрено наказание в виде обязательных работ?

1. ? За управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды).
2. ? За управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами.
3. ? За передачу управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления (за исключением учебной езды) или лишенному такого права.
4. ? За все перечисленные правонарушения.

КоАП РФ, Статья 12.7: Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, — влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.

У водителя, совершившего административное правонарушение, водительское удостоверение изымается:

1. ? При выявлении и пресечении правонарушения.
2. ? Немедленно после вынесения постановления о лишении права управления транспортными средствами.
3. ? После вступления постановления о лишении права управления транспортными средствами в законную силу.

Водительское удостоверение изымается после вступления постановления о лишении права управления транспортными средствами в законную силу.

Уголовная ответственность предусмотрена за управление транспортным средством, не повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, лицом, находящимся в состоянии опьянения, если оно ранее было подвергнуто административному наказанию:

1. ? За управление транспортным средством в состоянии опьянения.
2. ? За невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
3. ? За совершение любого из перечисленных правонарушений.

В ст. 264.1 УК предусмотрена уголовная ответственность за управление механическим транспортным средством, не повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, лицом, находящимся в состоянии опьянения, которое было подвергнуто административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Кодекс административно-правовой (КоАП)

Статья 12.5 3.1. Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, — влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей. Статья 12.7 2. Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, — влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов. Статья 12.8 3. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей. Статья 12.24 1. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, — влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

2. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. Примечания: 1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть. Статья 12.26 1. Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

2. Невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей. Статья 12.27 2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток. Статья 12.37 2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, — влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей. Статья 27.12 1.1. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Статья 27.13 1. В целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 11.8, частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9, 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1 и 3 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16 (в части несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, при их применении со знаком дополнительной информации (табличкой), указывающим, что в зоне действия данных дорожных знаков осуществляется задержание транспортного средства), частями 2 — 4 и 6 статьи 12.19, частями 1 — 6 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 14.38 настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания, а при нарушениях, предусмотренных статьями 11.26 и 11.29 настоящего Кодекса, также до уплаты административного штрафа в случае, если транспортное средство, на котором совершено нарушение, выезжает с территории Российской Федерации. При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 2, 3, 4, 5 или 6 статьи 12.21.1 или частью 1 статьи 12.21.2 настоящего Кодекса, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств. В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.9, частями 6 и 7 статьи 12.16 и статьей 12.21.3 настоящего Кодекса, в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, собственникам (владельцам) транспортных средств, задержание транспортного средства путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств применяется до уплаты административного штрафа. В случае, если транспортное средство, в отношении которого принято решение о задержании, будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, оно до начала задержания может быть перемещено путем управления транспортным средством его водителем либо лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в ближайшее место, где данное транспортное средство таких препятствий создавать не будет. В случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.26, 11.29, 12.9, частями 6 и 7 статьи 12.16, статьей 12.21.3 настоящего Кодекса, задержание транспортного средства может осуществляться путем перемещения его водителем задержанного транспортного средства либо лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств. Статья 32.6 4.1. По истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 9.3 и главой 12 настоящего Кодекса, водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения и после уплаты в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, также медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

Уголовный кодекс Российской Федерации

Статья 264 1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Статья 264.1 Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 настоящего Кодекса либо настоящей статьей, — наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Гражданский кодекс Российской Федерации

Статья 1079 1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Правонарушения и наказания: какие нововведения предусматривает проект КоАП

Правонарушения и наказания: какие нововведения предусматривает проект КоАП

Министерство юстиции разработало проект нового административного кодекса. Информация об этом появилась на официальном портале нормативно-правовых актов. Сейчас законопроект находится на стадии проведения публичных обсуждений.

Как отмечают в самом Минюсте, ведомство дорабатывало законопроект, учитывая замечания и предложения, которые поступили от заинтересованных госорганов и организаций в ходе проходившего в феврале этого года публичного обсуждения. Кроме того, министерство учло результаты проходившей тогда же независимой антикоррупционной экспертизы.

Наказывать по-новому

Минюст отказался от увеличения как размеров наказания, так и сроков давности привлечения к ответственности в новом проекте КоАП. Размеры штрафов останутся в тех же пределах, что и сейчас. Общий срок давности, как и сейчас, будет составлять один год. Ведомство отмечает, что изменит лишь «юридико-технический подход к изложению соответствующей нормы Общей части проекта нового КоАП с целью сделать ее более удобной и простой».

В случае принятия проекта, будут сокращены предельные сроки обязательных работ — с 200 часов до 60, а также расширен перечень лиц, к которым такое наказание применяться не будет. Сюда относятся родители с детьми младше 14 лет и родители детей инвалидов, а также те, кто осуществляет уход за инвалидом первой и второй групп и сами дети-инвалиды. Под исключение попадают также лица, болеющие заболеваниями, которые препятствуют отбыванию административного ареста.

Новый проект также предусматривает исключения из общего годичного срока давности по ряду составов административных правонарушений. Имеются в виду те, которые совершили орган или должностное лицо и срок давности которых меньше двух месяцев. Сюда также относятся те административные правонарушения, срок по которым меньше, чем три месяца или более одного года.

В новый проект КоАП включена также презумпция невиновности (ст. 1.12). Как отмечают в Минюсте, изначально этот пункт не был включён в проект нового КоАП, поскольку должен был появиться в проекте Процессуального КоАП (ПКоАП). Но в процессе публичного обсуждения на это обратили внимание Российский союз промышленников и предпринимателей, а также «Опора России». В Минюсте добавили, что процессуальный КоАП раскроет вопросы реализации принципа презумпции невиновности.

В ведомстве также отмечают, что новый КоАП расширяет практику использования предупреждений в качестве административного наказания. Там отмечают, что Особенная часть проекта содержит 263 нормы, которые предусматривают возможность назначать предупреждение, в то время как в текущем Кодексе их 156. Такой механизм будет во многом заменять назначение штрафа. Особенно это касается наказаний юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также работающих на них сотрудников при проведении проверок: государственного контроля, муниципального контроля, а также государственного или муниципального финансового контроля. Такая мера будет применяться в случаях, когда лицо совершило правонарушение впервые. Кроме того, такое правонарушение не должно относиться к категории грубых и иметь отягчающие обстоятельства.

Кроме того, теперь будет больше случаев, когда можно будет уплатить половину наложенного административного штрафа. Эта мера не будет распространяться на грубые правонарушения, перечисленные в п. 2.3 (связанные с экстремизмом, коррупцией, оборотом оружия, неповиновением с сотрудником полиции и т.д.) и на некоторые правила ПДД (например, повторный проезд на запрещающий сигнал светофора). Оплатить такой «скидочный» штраф можно будет в течение двадцати дней после вынесения постановления по делу. Но если копия постановления о назначении штрафа поступила с опозданием, его можно будет оплатить по истечении этого срока.

Также проект нового КоАП предусматривает правило, по которому за негрубые административные правонарушения будет назначаться штраф, а остальные меры наказания будут применяться уже в случае совершения повторного деяния. Кроме того, нельзя будет назначать несколько административных наказаний при одновременном выявлении однородных административных правонарушений, за которые привлекают по одной и той же статьей Особенной части КоАП. Помимо этого, согласно ст. 3.6 проекта, судам предоставится возможность не признавать отягчающими любое из обстоятельств, включённое в соответствующий перечень.

Анализируя эффективность введённых наказаний за правонарушение, юрист практики законотворчества и административного права Адвокатского бюро Адвокатское Бюро ЕПАМ Адвокатское Бюро ЕПАМ Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Комплаенс группа Международный арбитраж группа Морское право группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Страховое право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Экологическое право группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Недвижимость, земля, строительство группа Природные ресурсы/Энергетика группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) 1 место По выручке 1 место По количеству юристов 3 место По выручке на юриста Профайл компании × Павел Барышников и советник практики законотворчества и административного права компании Павел Сухолинский говорят, что «на число правонарушений влияет множество факторов, и размер возможной ответственности является только одним из таких факторов». По словам юристов, «снизить число правонарушений поможет изменение подходов к контрольно-надзорной деятельности (ориентация на предупреждение правонарушений, а не на их фиксацию), а также отмена устаревших и ненужных обязательных требований».

Что предусмотрено для бизнеса?

Ч. 12 ст. 2.11 Проекта нового КоАП исключает возможность привлекать компанию и её должностное лицо одновременно за одно и то же административное правонарушение. Это правило предусматривает два случая: когда когда можно назначить разные виды административного наказания — отдельно для юридического, отдельно для должностного лица, а также когда одно из них освобождается от наказания из-за того, что его нельзя исполнить.

К первому случаю относится, например, назначение штрафа для компании и дисквалификация для её должностного лица. Ко второму — когда юрлицо неплатёжеспособно, и с него из-за этого нельзя взыскать штраф. Тогда штраф будут назначать должностному лицу компании.

Кроме того, новый проект сокращает максимально-допустимое количество дней административного запрета деятельности до 30, вместо действующих сейчас 90. Юрист коллегии адвокатов Delcredere Delcredere Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Банкротство (споры mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Антимонопольное право (включая споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) Профайл компании × Данил Дрозд считает, что«это позволит сделать применение санкций к бизнесу более справедливым. Сокращение предельного срока административного запрета деятельности до 30 дней также должно благотворно сказаться на бизнес, поскольку имеющийся сейчас 90-дневный срок приостановления деятельности является явно чрезмерным».

Руководитель практики уголовно-правовой защиты бизнеса ALUMNI Partners ALUMNI Partners Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа Недвижимость, земля, строительство группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market) группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Комплаенс группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Санкционное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал Профайл компании × (ранее в России — Goltsblat BLP) Антон Гусев более скептичен к в отношении этих перемен. «30 суток приостановления, конечно не 90 суток, однако бизнес может и этого не выдержать, как показала практика самоизоляции. Следует отметить, что административное приостановление бизнеса всегда представляло опасность для бизнеса». По словам Гусева, «данная мера не так часто применялась к реальному бизнесу, поэтому замену 90 суток на 30 не стоит считать сильным смягчением».

Юристы Павел Барышников и Павел Сухолинский важным моментом для бизнеса считают то, что закон предполагает установление трёхмесячной отсрочки вступления в силу изменений в КоАП. «Бизнесу в любом случае потребуется учитывать новый КоАП. Благодаря отсрочке на вступление в силу изменений, у бизнеса будет больше времени для приведения своей деятельности в соответствие с новыми изменениями», заключают эксперты.

Ответственность за вакцинацию

Среди нововведение стоит отметить положения ст. 10.1 проекта, которая регулирует вопросы нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В частности, она предусматривает наказание за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов. Для граждан это будет либо предупреждение, либо штраф в размере от 100 до 500 руб. Должностным лицам и ИП придётся отдать от 500 руб. до 1 000. Для юридических лиц диапазон штрафа составит от 10 000 до 20 000 руб. Для ИП и компаний также предусмотрен административный запрет деятельности на срок до 30 суток.

В период карантина или профилактических ограничений, штраф за те же действия вырастет. Для обычных граждан он составит от 15 000 до 40 000 руб., для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 50 000 до 150 000 руб., для юрлиц — от 200 000 до 500 000 руб. Последним двум могут запретить вести деятельность в течение следующих 30 дней.

Ценник для проштрафившихся вырастет, если все те же действия причинят вред здоровью человека или приведут к чьей-либо смерти. Тогда отправной точкой штрафа для физлиц станут 150 000 руб., а максимальное взыскание составит 300 000. Должностных лиц оштрафуют на сумму от 300 000 до полумиллиона руб., или дисквалифицируют на срок от одного года до трёх лет. Индивидуальным предпринимателям и компаниям придётся отдать сумму от 500 000 до 1 млн руб.

Ответственность также предусматривается за отказ прививаться или проходить обследование. Тогда физическим лицам придётся отдать от 5 000 до 7 000 руб, должностным — от 7 000 до 10 000 руб., ИП — от 10 000 до 20 000 руб., а компаниям — от 20 000 до 30 000 руб.

Во всех случаях, предпринимателям могут запретить вести свою деятельность на срок до 30 дней.

Комментируя вопрос ответственности за прививки, замминистра юстиции Денис Новак заявил Интерфаксу, что «санкции не затронут большинства граждан, которые по тем или иным причинам не прививаются по национальному графику прививок». «Административная ответственность возникает только в случаях, когда появляется обязанность проведения этих мер в соответствии с законом о санитарно-эпидемиологическом контроле», — заключил чиновник.

Ряд статей документа коснулись вопроса обращения лекарственных препаратов. Подразумеваются те случаи, в которых нет состава уголовного преступления. В частности, согласно ст. 10.14 проекта нового КоАП производство, продажа или импорт фальсифицированных и недоброкачественных лекарств в Россию может привести к административному штрафу. Для физлиц — в размере от 70 000 до 100 000 руб., для ИП и должностных лиц — от 100 000 до 600 000 руб., и от 1 млн до 5 млн руб. для частных компаний. Применение таких лекарств предполагает те же штрафы для индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц. Для последних может быть предусмотрен тридцатидневный административный запрет деятельности.

Производство лекарств без маркировки наказывает, согласно ст. 10.25 проекта, штрафом. Для должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб., для ИП — от 30 000 до 50 000, а для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб. Предмет административного нарушения при этом будет конфискован. То же наказание предусмотрено и при продаже лекарств, на которых нет маркировки. Это регулируется ч. 2 той же статьи. Для обычных граждан она предусматривает штраф 2 000 до 4 000 руб. с конфискацией предметов правонарушения. Аналогичные наказания для юридических и должностных лиц предусмотрены ст. 23.25 проекта («Ввод в оборот и оборот немаркированных лекарственных препаратов для медицинского применения и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации»).

Централизованное благоустройство

Новый КоАП унифицирует действующие составы административных правонарушений в области благоустройства территории муниципальных образований и устанавливает ответственность за нарушений правил благоустройства на федеральном уровне. Размеры штрафов при этом снижены, по словам Минюста, «в целях обеспечения справедливого и соразмерного подхода при назначении административного наказания».

Включить эти правонарушения в новый КоАП предложили представители Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Они провели анализ правового регулирования в области благоустройства в 85 субъектах РФ и обратились с этим предложением в Министерство Юстиции.

Несовершеннолетние: воспитание, вместо наказания

В главе пятой, проект нового КоАП регулирует вопросы привлечения к административной ответственности несовершеннолетних. В ст. 5.2 проекта определён перечень административных наказаний, которые можно будет назначить несовершеннолетним, а также особенности применения санкций. В частности, привлекаемый несовершеннолетний должен сам зарабатывать, или получать стипендию, или иной доход. Кроме того, правонарушение должно входить в число грубых. По максимальное количество часов обязательных работ — 30. Ст. 5.3. гласит, что при назначении наказания несовершеннолетнему должны учитываться условия его жизни и воспитания, а также уровень психического развития и другие особенности личности, влияние на него старших по возрасту лиц.

Согласно ст. 5.4 и ст. 5.5 Проекта, несовершеннолетний, который совершил негрубое административное правонарушение впервые, будет освобождён от наказания и сможет отделаться устным замечанием. Освободить его смогут и тогда, когда будет признано, что он может исправиться путём воспитания: через передачу под надзор родителей, опекунов или образовательных организаций. Ему могут ограничить досуг и установить особые требования к поведению, могут запретить посещать определённые места и использовать определённые формы досуга, быть вне дома после определённого времени суток. Кроме того, несовершеннолетнему могут запретить выезжать в другие местности без разрешения образовательной, медицинской или оказывающей социальные услуги. При этом, новый КоАП допускает возможность назначить одновременно несколько мер воспитательного воздействия. Минимальный срок действия таких мер составит один месяц, максимальный — три месяца.

КоАП на страже тишины и покоя

Ч. 6 ст. 14.1 проекта нового КоАП предусматривает ответственность за нарушение тишины и покоя с 23 часов до 7 часов. В соответствии с предложениями Минюста, это правонарушение отнесено к разряду мелкого хулиганства.

В Минюсте отмечают, что в текущем варианте КоАП есть проблемы фиксации тишины и покоя граждан в ночное время, «то есть в нерабочие часы указанных органов власти». Составлять протоколы о нарушении режима тишины будут сотрудники полиции, а рассматривать дела будут в мировых судах. При этом, привлекать к ответственности можно будет только тех лиц, которые своими действиями проявляют «явное неуважение» по отношению к другим гражданам.

Ранее, в апреле, это положение критиковали в Совете Федерации. В частности, председатель комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас говорил, что нарушением тишины могут стать лай собаки и случайно сработавшая сигнализация автомобиля. Он назвал это положение попыткой «внести в административное законодательство изменения, противоречащие не только духу закона, но и здравому смыслу».

В самом же ведомстве успокаивают, что «привлечение к административной ответственности за указанные деяния будет возможно только в случаях проявления явного неуважения к спокойствию граждан и злостного нарушения тишины в ночное время, в том числе в жилых помещениях».

Что думают юристы?

Эксперты уверены, что новый КоАП потребует дополнительных разъяснений. Так, Елизавета Молоснова, старший юрист Юридической фирмы «Алимирзоев и Трофимов» напоминает о том, что обозначенные в проекте понятия длящегося, однородного и повторного правонарушения, уже закреплены в Постановлении Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 № 5. В проекте КоАП теперь появилось понятие «продолжаемого» правонарушения. В частности, ч. 2 ст. 2.5 проекта определяют его как «административное правонарушение, которое состоит из ряда тождественных по направленности и содержанию действий (бездействия)». По словам Молосновой, правильное применение этих терминов всё равно потребует разъяснения Пленума Верховного суда, т.к. «на практике могут возникнуть вопросы о разграничении продолжаемых и длящихся правонарушений».

С этим согласен и юрист Антон Гусев. По словам юриста, для того, чтобы практика работы с новым Кодексом устоялась, потребуется много времени. «Данный процесс может сопровождаться неадекватными решениями как государственных органов, так и судов», поясняет юрист, добавляя, что «действующий КоАП РФ прослужил 17 лет, сложилась практика его применения, т.е. устоялись понятные правила игры».

Павел Барышников и Павел Сухолинский призывают не забывать, что «КоАП это только часть подготовленного пакета законопроектов. Не меньшее значение будет иметь то, как будет доработан проект Процессуального КоАП». Само появление проекта нового КоАП они связывают с тем, что в предыдущий было внесено слишком много изменений. По словам же Гусева, «тот факт, что в действующий нормативно-правовой акт внесено свыше 4800 поправок, совершенно не означает, что его нужно менять». «Скорее всего, новый закон также потребует внесения массы поправок, да еще и становления новой практики», заключает юрист.

Говоря о плюсах инициативы Минюста, Барышников и Сухолинский полагают, что «если доработанная редакция действительно не будет ничего ужесточать, то это само по себе будет положительным моментом», поскольку первоначально представленная редакция предлагала и ужесточить ответственность, и увеличить сроки исковой давности.

Среди положительных моментов они отмечают «появление такого основания для освобождения от административной ответственность как заключение соглашения с Банком России». По словам юристов, «это будет некоторый аналог мировых соглашений, только с регулятором. Будет интересно увидеть, как этот инструмент будет работать».

Юрист Данил Дрозд считает, что несмотря на ряд полезных нововведений, в том числе для бизнеса (исключение одновременной ответственности компании и должностного лица, снижение срока приостановления деятельности), проект «не лишён и недостатков».

«Хотя в текущую версию проекта и добавили указание на презумпцию невиновности, вряд ли это или какое-то другое из положений нового КоАП действительно поможет защитить граждан и юридических лиц от несправедливого и необоснованного привлечения к административной ответственности», говорит юрист. По его словам, «эффективность применения нового кодекса во многом будет зависеть от того, на привлечение к ответственности за какие правонарушения будут делать акцент органы исполнительной власти, а также от того, как суды будут толковать новые нормы».

Барышников и Сухолинский, говоря о минусах проекта нового КоАП, называют непроработанным перечень грубых правонарушений. «Сейчас в него включены несколько групп правонарушений, предусмотренных отдельными главами особенной части. В результате любое правонарушение из упомянутой главы признается грубым. Однако это не всегда обоснованно», говорят юристы, поясняя, что в перечень вошли все правонарушения в сфере оборота оружия, в том числе исполнение работником ведомственной охраны должностных обязанностей не в форменной одежде. «Максимальная ответственность за такое правонарушение для юридического лица — не более 6 000 руб. Вряд ли это правонарушение следует признавать грубым. По других группам правонарушений (в сфере защиты конкуренции, противодействии легализации (отмыванию) доходов и др.) есть схожие примеры, когда максимальное наказание для юридического лица не превышает даже 100 тыс. рублей, но правонарушение все равно считается грубым», поясняют юристы.

В ближайшее время Минюст также намерен опубликовать проект Процессуального Кодекса об административных правонарушениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *