Способы изменения параметров головок громкоговорителей
Несмотря на довольно большое количество типов выпускаемых ГГ (громкоговорителей), иногда могут возникать затруднения при их применении, вызванные тем, что параметры ГГ не соответствуют требованиям, предъявляемым к РЭА, в которой они могут быть использованы. Да и в нынешних условиях не всегда удается приобрести нужную ГГ, и цена бывает неприемлема для многих радиолюбителей. В таких случаях требуется некоторое изменение параметров имеющихся в распоряжении ГГ. Рассмотрим способы изменения некоторых параметров ГГ электродинамического типа.
Частота основного резонанса подвижной системы ГГ может быть повышена путем смазывания центрирующей шайбы раствором лака. При этом можно использовать 5-10%-ный раствор лаков ЦАПОН или целлулоида в ацетоне. Раствор лака следует наносить на центрирующую шайбу мягкой кисточкой равномерно по окружности, чтобы при высыхании не произошла “расцентровка” звуковой катушки в рабочем зазоре магнитной системы. Таким образом можно повысить частоту резонанса в 1,5-2 раза. Можно также смазывать лаком гофрированный подвес диффузора, однако это менее эффективно. Повышение резонансной частоты сопровождается одновременным повышением звукового давления ГГ на частоте резонанса, что объясняется повышением ее добротности.
Понизить частоту основного резонанса ГГ можно путем утяжеления его подвижной системы, например, приклеив картонное кольцо на центральную часть диффузора. При этом одновременно снижается звуковое давление в области средних и высших частот примерно пропорционально увеличению активной массы. Особенно значительно снижается звуковое давление на самых высших частотах диапазона, так что диапазон воспроизводимых частот сужается со стороны высших частот больше, чем расширяется со стороны низших частот. Следует заметить, что при утяжелении подвижной системы в довольно значительных пределах звуковое давление в области резонанса не изменяется.
Расширить эффективный рабочий диапазон частот ГГ в обе стороны как в области низших, так и высших частот можно путем вклеивания в центральную часть диффузора (желательно непосредственно на торец звуковой катушки) небольшого дополнительного “конуса”, склеенного из плотной, но не толстой бумаги, пропитанной 3-5%-ным раствором лака ЦАПОН в ацетоне и имеющего вид усеченного конуса с диаметром меньшего основания, примерно равным диаметру звуковой катушки, углом раскрыва около 70° и высотой около 0,5 высоты диффузора ГГ. Дополнительный конус снижает частоту основного резонанса подвижной системы за счет увеличения его активной массы и одновременно повышает верхнюю граничную частоту за счет большей жесткости его по сравнению с жесткостью основного диффузора ГГ. Правильно подобранный дополнительный конус может обеспечить расширение номинального диапазона воспроизводимых ГГ частот на 1-2 октавы. При этом одновременно снижается звуковое давление ГГ из-за увеличения активной массы подвижной системы.
Увеличить звуковое давление ГГ с неэкранированной магнитной цепью и кольцевым магнитом можно, приклеив к нижнему фланцу второй такой же кольцевой магнит (или близкий по размеру). Дополнительный магнит должен быть присоединен в противоположной полярности по отношению к полю рассеивания основного магнита так, чтобы при прикладывании его к фланцу магнитной цепи чувствовалась отталкивающая, а не притягивающая сила, т. е. магнитное поле дополнительного магнита уменьшает поле рассеивания основного магнита. При этом происходит увеличение использования полезной энергии основного магнита за счет концентрации магнитных силовых линий внутри магнитной цепи, т. е. в рабочем зазоре. Таким способом можно увеличить магнитную индукцию в рабочем зазоре на 10-25 % в зависимости от конструкции магнитной цепи ГГ. Уровень среднего стандартного звукового давления повышается пропорционально увеличению магнитной индукции в рабочем зазоре магнитной цепи, а частотная характеристика не изменяет своего вида. Повысить таким способом звуковое давление ГГ с экранированными магнитными цепями невозможно, поскольку внешнее поле рассеивания у них практически отсутствует.
Уменьшить неравномерность частотной характеристики ГГ можно путем промазывания гофрированных подвесов их диффузоров демпфирующими смазками. Отметим, что это относится лишь к тем типам ГГ, в которых такое промазывание не предусмотрено технологическим процессом при их изготовлении. Для промазывания применяются различные сложные по составу смазки на основе резиноподобных веществ, например, полиизобутилена и т. п., однако удовлетворительные результаты можно получить также при применении 50-70%-ного раствора касторового масла в ацетоне. Такая смазка наносится мягкой кистью на гофрированный подвес диффузора в небольшом количестве, чтобы не допустить значительного пропитывания конической части диффузора. Указанная смазка уменьшает величину неравномерности частотной характеристики ГГ на 2-5 дБ. При этом остальные параметры остаются практически без изменений. Отметим, что работы, связанные с промазыванием деталей подвижных систем ГГ, следует выполнять при вставленной в зазор между звуковой катушкой и керном магнитной цепи специальной оправке, которую можно заменить свернутой в кольцо лентой из бумаги или кинопленки. Если звуковая катушка ГГ закрыта со стороны диффузора защитным колпачком, то его предварительно следует отклеить, смочив ацетоном.
Следует иметь в виду, что конструкции электродинамических ГГ из-за наличия в них деталей, изготовленных из бумажной массы и ткани, требуют весьма осторожного обращения и все работы, связанные с изменением параметров ГГ, могут выполняться достаточно подготовленными людьми.
29 комментариев: Способы изменения параметров головок громкоговорителей
“Дополнительный магнит должен быть присоединен в противоположной полярности по отношению к полю рассеивания основного магнита так, чтобы при прикладывании его к фланцу магнитной цепи чувствовалась отталкивающая, а не притягивающая сила, т. е. магнитное поле дополнительного магнита уменьшает поле рассеивания основного магнита.”
И вот эта фича о “концентрации магнитного поля” основного магнита кочует от сайта к сайту! Видимо, автор школьный курс физики прогулял, а учебник физики в школьном туалете скурил
На самом деле дополнительный магнит( главное тут слово ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ) создает дополнительное магнитное поле, часть которого замыкается через воздушный зазор магнитной системы динамика. По утверждениям разных авторов, эффективность до 30%, правда, одни говорят об увеличении индукции в магнитном зазоре, а другие об увеличении отдачи динамика, а это несколько разные вещи, хотя и имеют взаимосвязь.
Еще больше поднять эффективность использования дополнительного магнита (+10-15%) можно с помощью жестяной консервной банки, которая уменьшает рассеяние силовых линий ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО магнита и замыкает их на зазор в магнитной системе динамика.
Прежде чем применить дополнительный магнит надо понять, чего вы хотите достигнуть и что может быть на самом деле. Если хотите выровнять отдачу динамиков в АС, если хотите поднять отдачу АС при слабом усилителе, а применить более мощный не получается, тогда да, можно применять с определенными оговорками. Но, если вы хотите поднять звуковое давление динамика или Ас на максимальных мощностях,ждите разочарования- динамик выдаст повышенное количество искажений.
а почему надо соединять одинаковыми полюсами, думаю, объяснять не надо, достаточно посмотреть какое направление силовых линий основного и дополнительного магнита и как они будут замыкаться
Сейчас проверил как влияет на параметры ТС установка дополнительного магнита. Добротность динамика без доработки 1.0, если приложить второй магнит того же диаметра полярностью N к S (на притягивание) – добротность возрастает до 1.25, если прижать другой стороной N к N (на отталкивание), то наоборот добротность снижается до 0.82! Теория доказана.
Всем здравствуйте. Имею 10 дюймовые НЧ динамики с Qts= 0.346, Fs=29 гц. Рассчитанные более на применение в АО с фазоинвертором, чем в ЗЯ. Я же хочу их применить в ЗЯ, надев на магнит, стальной 2мм. колпак для увеличения добротности. С ним Qts=0.56, BL было 12.46 стало 9.4, Qes было 0.389 стало 0.683. Остальные параметры не поменялись. Параметры динамиков стали очень хороши для ЗЯ. Теперь вопрос, не подсядут ли магниты от этих колпаков, мало ли что?
Да, конечно индукция в зазоре упала, этого я и добивался что бы увеличить Qts, без курочивания динамика. Что чутье упало это предсказуемо и в моем случае не страшно. Вопрос что будет с магнитом, если я допустим решу снять колпаки спустя определенное время, и вернутся к фазоинвертору.
Про добротность
Продолжаю серию статей по основным параметрам динамиков, и сегодня говорим о добротности. Предыдущие статьи про резонансную частоту, ссылка на вторую часть в первой.
Начнем с очевидного. Добротность динамика – это не про то, насколько качественно он сделан:) Возможно, этот параметр самый непонятный, но, тем не менее, он очень важен. Не зная его, сказать что-то вразумительное о динамике будет невозможно.
У многих я спрашивал, что же такое добротность, и абсолютное большинство людей, будучи не первый день в автозвуке, как-то неуверенно говорили про колокольчики, про соотношение упругих и вязких сил, про ширину резонансной полки… А дополнительные вопросы вообще вводили народ в тупик:) В общем, нужно немного прояснить эту тему, потому что параметр реально важный. И у меня нет целостного представления о Д., поэтому буду перелопачивать информацию, и свои выводы напишу здесь, в максимально читабельной форме. Постараюсь, по крайней мере:). Если найдете неточности – буду благодарен за правки в комментах. Поехали!
Если говорить простыми словами, добротность — это история про затухающие колебания. Про то, как именно динамик ведет себя после устранения возмущающей силы (прекращения сингнала).
Посмотрим определение добротности в википедии:
Добротность — параметр колебательной системы, определяющий ширину резонанса и характеризующий, во сколько раз запасы энергии в системе больше, чем потери энергии за время изменения фазы на 1 радиан. Обозначается символом Q от англ. quality factor.
А теперь давайте разбираться: что в динамике отвечает за запасы энергии, а что за потери.
Очевидно, что запасать энергию могут подвесы: Подвес диффузора и центрирующая шайба — это пружины, которые стремятся вернуть подвижку в первоначальное состояние.
А вот с потерями все не так очевидно) Есть механические потери (Qms), сюда входят потери на трение в подвесах, затраты энергии на звукоизвлечение и т.д. Но этот компонент не доминирует в общей картине, главную скрипку играет электрическая добротность (Qel или Qes). Среднее значение механической добротности для низкочастотного динамика от 2 до 10.
В моторе динамик происходит следующая интересная штука: проводник (катушка), двигаясь в магнитном поле вырабатывает ЭДС, то есть, работает не как двигатель, а как генератор. Обычно динамики подключены к усилителю, а у них (у усей) мизерное сопротивление. Получается, что когда сигнал от усилителя исчезает, а динамик «на ходу» – он работает как генератор, причем с максимальной нагрузкой (выходы катушки практически закорочены). Эта нагрузка создает достаточно мощную тормозящую силу, вынуждающую катушку и дифузор быстро остановиться.
Среднее значение электрической добротности для низкочастотного динамика от 0,2 до 0,9. Сравните это с типовыми значениями механической добротности, и станет очевидно, что гашение колебаний (потери энергии) происходят преимущественно из-за электрической составляющей.
Электрическая и механическая добротности складываются друг с другом и в итоге получается полная добротность – именно этот параметр мы используем для расчетов оформления. Кстати складываются они не просто суммой, а формулой, аналогичной сопротивлению при параллельном включении. Qts=Qes*Qms/( Qes+Qms)
Делаем вывод: чем мощнее у динамика мотор (при прочих равных), тем меньше будет добротность. Поэтому на сверхмощных сабах ставят по нескольку жестких центрирующих шайб, иначе добротность упадет ниже плинтуса:)
С запасами и потерями энергии вроде разобрались. Теперь определимся с конкретными значениями.
Высокая добротность – это когда потери малы, а энергии в подвесах запасено много и колебания продолжаются после исчезновения возмущающей силы. Причем это не абы какие колебания, а именно колебания на частоте резонанса головки. И чем выше добротность, тем точнее эти колебания попадают именно в резонансную частоту.
Низкая добротность – потери велики, и при исчезновении сигнала колебания сразу же затухают. У такого динамика нет склонности выделять какую-то определенную частоту.
Логично предположить, что для динамика подойдет именно низкая добротность! Нам не нужно, чтобы после окончания сигнала динамик сам по себе продолжал что-то доигрывать (и всегда на одной и той же ноте:) . Важно понимать, что высокодобротный динамик не будет продлевать короткие ноты, он к любому возмущению будет добавлять бубнеж на своей частоте резонанса. Оттого звук становится окрашеным, с постоянным монотонным гулом — ну, я думаю, все знают, как звучат дешевые компьютерные бубнелки:) А нам важно чтобы дин воспроизвел именно тот сигнал, который на него отправили, без импровизаций и самодеятельности.
И слишком низкой добротность тоже быть не может, потому что упругость – неустранимый и важный аспект динамика. Как вы себе представляете дин без упругих подвесов?
Выделяют два особых значения добротности.
1) Q=0,577 функция Бесселя, характеризуется минимальными временными задержками.
2) Q=0,707 Баттервота, максимально гладкая АЧХ
Добротности ниже 0,5 ведут к искажениям, выше 1 – явно появляется вброс АЧХ на частоте резонанса.
Картинка взята из книги Гапоненко С.В. «Акустические системы своими руками», а сам Гапоненко взял эту картинку из книги Р. Смолла. Видно, что период исходного импульса не совпадает с периодом затухающих колебаний.
От чего зависит добротность?
Сейчас будет повторение вышенаписанного текста, только на этот раз зайдем с другой стороны) Так что можете или пролистать, или проверить себя.
Мощность мотора. Чем мощнее мотор, тем ниже добротность при прочих равных.
Усилил магнитоное поле и тем самым увеличил мощность мотора подопытного динамика. Общая добротность упала с ужасающих 1,7 до непотребных 1,1. Причем электрическая добротность упала почти в два раза, а механическая немного возрасла (может погрешности измерения?)
Жесткость подвеса. Чем больше жесткость, тем больше энергии запасается в подвесах, тем выше добротность.
Масса подвижки. Как мы знаем, низкая добротность – показатель мощного мотора. А увеличение массы как бы делает усилия мотора «менее заметными», а потери на трение наверное должны подрасти. Выходит, мотор как бы стал менее мощным, оттого добротность растет при увеличении массы подвижки. Проверяем: два замера одного и того же динамика. Первый замер — динамик как есть, второй замер с дополнительным грузиком на диффузоре. Смотрим: упал резонанс (логично), добротность возросла.
Положили на диффузор колечко из пластилина. Общая добротность увеличилась с 1,08 до 1,43, причем механическая добротность упала а электрическая возрасла.
Как влияют провода? Если провода обладают существенным сопротивлением, то они будут увеличивать добротность, так как нагрузка на «генератор» в лице динамика падает. Вот тестовый замер 4Ом динамика и того же самого динамика, подключенного через 4Омный резистор. Добротность возросла с 1,1 до 2,3. Причем изменилась именно электрическая добротность. Вывод: провода должны иметь минимальное сопротивление. Открыл Америку, блин))
И еще, чем меньше сопротивление катушки, тем большее влияние оказывает сопротивление проводов! Как видим, для этого четырехомного дина добротность возрасла больше чем вдвое, 6 омный поднял добротность примерно на 70%
Видно, что на линейном участке сопротивление резистора просто прибавлеяется к сопротивлению динамика, но в районе резонанса зависимость уже более сложная. Электрическая добротность возрасла более чем в два раза, общая с 1,1 до 2,3.
Как влияет акустическое оформление? Объем воздуха в ЗЯ работает как дополнительная воздушная пружина, следовательно жесткость колебательной системы растет, добротность растет. В ФИ то же самое, но в ФИ есть два горба импеданса и соответственно две добротности: одна от ящика, другая от динамика. За резонанс динамика ответственен второй горб, и он смещается вверх (частота резонанса выше, чем у динамика в свободном поле), и добротность его тоже растет, так как сказывается «подпорка воздухом» ящика. Первый горб зависит от ящика, и у него тоже можно определить добротность с помощью аудиотестера. Не знаю, насколько это корректно, но результаты нескольких измерений получились весьма интересные. Добротности обоих горбов высоки в дешевых и плохозвучащих системах (значения добротности от 2 до 4), и +-0,7 на обоих горбах в дорогой фазоинверторной акустике. По логике так и должно быть).
В ЧВ к диффу как бы прикрепляется масса воздуха в туннеле, оттого итоговая добротность растет.
Во фри, ОЯ, БЭ и прочих существенно меняться добротность не должна.
Для себя я сделал следующий вывод, и думаю, что он правильный: мы должны получить итоговую добротность всех резонансов в пределах 0,57-0,7. Вне зависимости, какое оформление мы выбрали.
Как видим, все акустические оформления в лучшем случае не меняют добротность, а в большинстве случаев существенно ее поднимают. Поэтому нам нужны низкодобротные динамики с добротностями от 0,3 до 0,7. Для того, чтобы возросшая в оформлении частота составила нужные нам 0,7.
Но, с этим связана некоторая подстава:) 99% дешевых и легкодоступных динамиков высокодобротные. Даже не то, чтобы высокодобротные, а ппц какие высокодобротные! Я говорю про бюджетную автомобильную акустику, про динамики, устанавливаемые в компьютерные колонки, в музыкальные центры, в бюджетные системы 5:1, в бумбоксы всякие. Я много чего перемерил, систем 20 точно, и НИ РАЗУ не встретил динамик с собственной добротностью меньше 1. А в оформлении совсем беда будет…
Не знаю, почему так делается, то ли на магнитах экономят и не могут в рамках бюджета сделать мощный мотор, то ли специально делают так, чтобы в ущерб качеству «долбило» лучше (а долбить оно будет реально сильнее, и на любой композиции одинаково: в частоту резонанса).
А может это тонкий маркетинговый ход, вынуждающих тех, кто слышит разницу, платить вместо 5000р за колоночки 50 000+?:)
Как измерить добротность?
Есть 2 самых доступных варианта: "ручками" или программой.
Замер программой: нужен ноут и специальный переходничек, позволяющий соединить звуковуху с динамиком. Ничего сложного, там 2 миниджека для входа в комп, 2 крокодильчика для подключения динамика, один резистор и провода:) Видео о том, как мерить
и как калибровать:
Программа в открытом доступе, инструкции есть, и не только мои, многие про аудиотестер писали и снимали.
Если лень паять переходник – пишите в личку, готов соорудить и отправить куда-нибудь;)
вариант переходничка
Сравнивал этот способ с заморской приблудой под названием Dats – показания идентичны. Абсолютно. Есть одна принципиальная разница: замер на датсе это секунда, а на аудиотестере – порядка минуты.
Для замера руками нам нужен усилитель, резистор, генератор (подойдет любой телефон, ноут или даже плеер с набором синусов) и мультиметр (или вольтметр на крайний случай). Алгоритм замера описывать не буду, в интернете полно достаточно качественных описаний процесса. Хочу отметить, что сабы лучше замерять именно так, потому что внешний усилитель позволяет снять параметры, когда динамик выходит на некий ход. Подвесы растягиваются и динамик замеряется «в боевых условиях». При замере от компа сигнал минимален, и смещения мизерны. Жесткость подвеса в нулевой точке может несколько отличаться от жесткости при некотором смещении, оттого может набежать погрешность. Ну, это для достижения максимальной точности, и аудиотестер показывает весьма правдивые значения даже на двухомных двенашках.
Думаю, хватит) Еще можно много писать, но основные аспекты вроде осветили
.
З.Ы. А еще, добротность есть не только у динамика, но и у фильтров второго и более высокого порядков:)
Добротность динамика: на что влияет и как ее измерить?
Воспроизведение звука на сегодняшний день самое распространенное, с чем можно столкнуться. Дома, в транспорте, на улице, на концертах и в заведениях, повсюду можно слышать звуки разного качества. Существуют огромное количество показателей, в которых различаются современные аудиосистемы. Одной из важных характеристик любого динамика является добротность, которая напрямую указывает на качество звучания устройства. Динамик является колебательной системой, поэтому можно произвести расчеты параметров звукоизлучателей.
Что такое добротность динамика
Добротность динамика – параметр, который указывает, во сколько раз запасы энергии в колебательной системе превышают ее потери при изменении фазы на 1 радиан.
Если разобрать определение добротности более простыми словами, то станет гораздо понятнее, за что отвечает эта характеристика. Высокая добротность динамиков означает то, что колебания мембраны будут продолжаться после отключения источника. Это снижает качество звучания, потому что появляются посторонние шумы. Низкое значение наоборот быстро погашает— колебательные движения, делая при этом чисты и приятный звук. Различают механическую, электрическую и полную добротность. Механическая добротность динамика — потери энергии, которые возникают во время трения.
В чем измеряется добротность динамиков
Принято за правило числовое обозначение добротности динамиков. И чем оно ниже, тем показатель лучше. Наилучшим показателем добротности в современных динамиках считают значение от 0,7 и ниже. Но следует понимать, что это значение должно быть в соотношении с воздействующими на него факторами. Акустическое исполнение напрямую влияет на показатель добротности и, как правило, повышают его. Так, например, на показатель динамика вставленного в закрытый ящик, влияют не только потери энергии, но и упругость воздуха. Поэтому при такой конструкции используют фазоинверторы.
Динамик с низкой добротностью наиболее ценны на рынке акустических систем. Они отлично работают при подключении дополнительного оборудования. При низкой частоте колебания можно производить настройку звучания в большем диапазоне, потому что исключены посторонние шумы и хрипы. Высокая добротность используется в основном в низкочастотных динамиках.
Как определить и измерить добротность динамика
Измерение добротности динамика можно произвести разными способами. В домашних условиях это можно сделать при помощи милливольтметра переменного тока. Одного прибора будет недостаточно, поэтому понадобиться плата, резистор на 1000 Ом, программный генератор от компьютера и усилитель мощности, чтобы подать сигнал на динамик. В процессе измерения напряжения на определенной частоте строится график, по которому с помощью формулы находят среднее значение. После его получения вычисляют акустическую добротность, затем электрическую.
Все эти данные позволят посчитать полную добротность динамика. В качестве примера можно рассмотреть акустическую систему Урал АК-74:
- механическая — 7,0841;
- электрическая — 15,87;
- полная — 1,58.
Из вышеперечисленного следует, что динамик среднего класса. Специалистам может быть недостаточно представленных характеристик, поэтому они могут стараться при помощи дополнительных материалов их преобразовать в большую или меньшую сторону.
Динамик с низкой добротностью будет стоить гораздо дороже среднестатистических. Это обусловлено тем, что качество звучания приближено к идеалу.
Как можно повысить или понизить добротность динамика
Для улучшения звукопередачи специалисты прибегают к изменению значения параметра добротности. Чаще всего они интересуются, как понизить добротность динамика, потому что, как известно, чем меньше показатель, тем лучше качество звучания. Чтобы добиться этого результата нужно кардинально переделывать мотор. Процедура очень сложная и не всегда оправданная. Иногда практики приклеивают магнит, однако это меняет показатель на 5-10%. Слишком низкая добротность динамика — это тоже не очень хорошо. В этом случае появляется завал высокочастотного излучения в зоне резонанса динамика. В принципе показатель добротности должен составлять примерно определенные значения. При этом выделяют два значения:
- Q=0.577. Определяется минимальными задержками;
- Q=0,707. Наиболее гладкая АЧХ.
Чтобы повысить показатель добротности, достаточно увеличить массу подвижки. Зачастую этого хватает, чтобы привести все в желаемую норму.
Большое количество аудиосистем в современном мире. Все они различаются по своим характеристикам. Наличие большого ассортимента в магазинах позволит подобрать динамик даже самому изысканному меломану. Однако возникают такие ситуации, когда даже, казалось бы, в самом идеальном устройстве приходится делать изменение характеристик путем вмешательства в конструкцию. В основном к этому прибегают студии звукозаписи или группы, которые воспроизводят через динамики звук музыкальных инструментов. Они требуют максимальной четкости звучания.
Методы регулирования добротности динамика.
Вспомнил Элеонору Виноградову и короткую главу из ее брошюры.
Приезжаю на работу включаю приборы, беру с полки динамик и измеряю добротность. 0,46. Для двери мало! Опять бас в вату!
Беру резистор в 1,4 ома и цепляю последовательно. Еще раз измеряю. 0,67. Вот так вот!
Осталось только измерить эти два варианта микрофоном в ближнем поле и посмотреть на разницу в АЧХ. Уверен что она будет. Но измерять мне сейчас лень!
Так вот скажите мне, что мешает к любому низкодобротному динамику подключить резистор ДОСТАТОЧНОЙ мощности и сделать из этого динамика дверной?
Да! Конечно мы начинаем рассеивать мощность на резисторе (думаю 20 ватт мощности самого резистора хватит) и теряем общую чувствительность, но так ли это важно при условии что имеем поканальное усиление и мощности усилителей всегда предостаточно!