Сайты для составления веломаршрутов
Инструменты для составления маршрута будущего велопохода
Рассказы о велопоходах РКВ
Есть несколько сайтов для составления веломаршрутов, по Москве и не только.
OpenStreetMap. Карта OSM составляется энтузиастами на открытой основе, типа википедии. На оживлённых участках отличается “избыточным микромаппингом” — на карте могут быть обозначены даже отдельные тропинки, калитки в заборах и т.п. Для веломаршрутов это как раз идеально. Проект имеет открытый код, под лицензией OpenSource. Собранные пользователями картографические данные так же считаются общественным достоянием и открыты для всех. Карта поддерживает несколько стилей, “обычный”, “для велосипедистов”, “для автомобилистов” и т.п., но по моим наблюдениям, лучше всего использовать обычный, потому что на нём видны все детали, а на остальных стилях часть деталей скрывается для лучшего удобства. При прокладке маршрута убирание деталей — это лишнее.
Для карты OSM есть официальное приложение под андроид OSMAND. У него есть два очень существенных достоинства перед конкурентами. Во первых, можно заранее загружать в телефон карты целых регионов и пользоваться ими в тех местах, где нет интернета (либо где интернет дорогой). В бесплатной версии приложение позволяет загрузить только 10 карт, но счётчик сбрасывается если вы деинсталлируете и повторно установите эту программу, так что ограничение скорее символическое. Во вторых, в приложение OSMAND встроен навигатор с голосовыми подсказками, способный проложить пешеходный или веломаршрут по самым мелким дорожками и тропинкам (которыми сильна эта карта). Прочие карты содержат информацию только о крупных улицах, поэтому заточены под путешествие на автомобиле, а не на велосипеде и не пешком.
GPSies (“джипиэсы”, основан на OSM) — сайт, специально заточенный под составление маршрутов для пеших и вело- прогулок и путешествий. Для прокладывания маршрутов использует картографию от OSM. В режиме составления маршрута вы ставите точку, выбираете способ передвижения и ставите следующую точку. Маршрут между точками прокладывается автоматически, в соответствии с наличествующими на карте дорогами. Веломаршрут проводится в обход лестниц. Автомаршрут — в обход тропинок, и т.п. Если маршрут проложился неудачно, можно отменить поставленную точку и поставить другую. Я рекомендую переключить карту в режим Sigma Topo и включить подложку Hike Bike Hills, тогда становятся хорошо видны холмы и овраги, что полезно при составлении маршрута. Созданный в результате трек можно сохранить себе на компьютер для последующей загрузки в навигатор (в т.ч. в OSMAND), либо расшарить на сайте, где с ним может ознакомиться и скачать любой, кому вы передадите соответствующую ссылку (например, можно дать ссылку на форуме, где вы совместно готовите и обсуждаете маршрут предстоящего похода).
Google Streets и Яндекс-панорамы. Осмотр внешнего вида дорог на составленном маршруте. Особенно интересно заранее посмотреть ориентиры в местах развилок, поворотов, пролазов в заборах и тому подобных местах, чтобы не пропустить их потом в процессе поездки. По наблюдениям, Яндекс-карты поудобнее, но охват у Google Streets заметно пошире. Особенно ярко это заметно, если сравнивать охват не в Москве, а в подмосковье. Многих деревень на яндекс-панорамах просто нет, а на Google Streets они есть. Если брать города, то для мелких и тупиковых улиц высока вероятность, что на Google Streets они будут, а на Яндекс-панорамах — нет.
Strava Heatmap (“тепловая карта”, основан на картах Google Map). Спортивный GPS-трекер Strava (имеет приложение под Android и под iPhone) несколько лет назад запустил сервис — сводную карту мира, на которой отображаются одновременно все треки тренировок (вело- и беговых), записанных или загруженных участниками этого трекера за несколько предшествующих лет. Полученная карта не очень удобна, в ней трудно ориентироваться (искомое место можно найти только по визуальным ориентирам, например, по изгибам рек), но зато она даёт нам уникально полезную информацию по двум аспектам. Яркость линии на карте указывает на популярность данной дороги среди велосипедистов (как правило, яркая линия означает, что дорога удобна). А вот полное отсутствие линий в густонаселённой местности почти наверняка означает, что данная местность по какой-либо причине непроходима (ведёт в тупик, перекрыта запертой калиткой, идёт через заболоченную местность, имеет очень крутой спуск в конце и т.п.) Обращаю внимание, что если переключить тепловую карту на синий стиль, становятся видны даже отдельные треки — можно чётко увидеть места, где не удалось проехать никогда и никому.
Примечание: чтобы эта карта лучше работала, есть смысл загружать записанные треки велопоездок на сайт Strava, даже если они записывались другим приложением.
Велорадар (основан на яндекс-картах). Сайт с готовыми треками для велопоходов выходного дня. Там есть два слоя: “просто GPS-треки велопоездок” (фоновая подложка) и “треки с отчётами о путешествиях” (отрисованы жирным, можно почитать подробный отчёт с фотографиями по каждому такому треку). Не все опубликованные на сайте “отчёты” повествуют об уже пройденных маршрутах, некоторые — только предложение прокатиться и общее описание дорог и препятствий, но как подспорье для выбора маршрута для ПВД — и такие маршруты неплохи. Любые загруженные на сайт треки (и те, что с отчётами, и те, что без) можно скачать себе в виде GPX-файла для навигатора или для последующей доработки маршрута.
К сожалению, сайт проявляет некоторые признаки заброшенности разработчиками (добавленный мной отчёт и трек так и не появились на карте, а техподдержка просто ничего не ответила). Но и уже накопленный массив треков представляет определённый интерес.
Викимапия (основана на картах Google maps). Сайт, на котором любой желающий может свободно давать описания к объектам на карте. Кроме описания секретных ракетных баз, сайт викимапии интересен тем, что на нём можно поискать описание различных достопримечательностей, расположенных близ проезжаемого маршрута велопрогулки.
InkAtlas (“бумажный атлас”, основан на OSM) — возможность создавать и распечатывать на бумаге чёрно-белые карты выбранного региона на основе картографических данных OpenStreetMap. На распечатываемые карты можно добавить один или несколько GPX-треков, в т.ч. можно использовать маршруты, созданные при помощи GPSies. Это для тех, кто вместо GPS-навигатора берёт с собой только бумажные карты. Готовый атлас вы сохраняете себе на компьютер в формате PDF, и потом распечатываете на любом офисном лазерном принтере.
Обращаю внимание: выделять на карте можно область сложной формы, не обязательно прямоугольную. Если вас интересует не определённая местность как таковая, а конкретный трек и его окрестности, старайтесь обвести многоугольником именно этот трек. В итоговый атлас будут включены те листы, которые полностью или частично попадают в выделенную область.
С недавнего времени (по моей просьбе) разработчик InkAtlas добавил в список движков для отрисовки картографической информации поддержку движка OpenTopoMap. Рисуемая им картинка существенно отличается от классической OSM и ближе по стилю к т.н. “картам генштаба”. В частности, там обозначены строения, водонапорные башни, ЛЭП и т.п. хорошо наблюдаемые ориентиры, позволяющие сориентироваться на местности. В настоящее время поддержка этого движка проходит бета-тестирование, но для переноса на бумагу он невообразимо удобнее всех прочих вариантов.
Онлайн-сервисы и приложения для создания веломаршрутов
Маршруты – дело очень важное. От того, куда и как мы поедем, зависит всё удовольствие от катания на велосипеде. Раньше маршруты планировались на бумажной карте карандашом, с курвиметром и офицерской линейкой. Сейчас нам на помощь приходят десятки приложений, сервисов и мобильных решений, от которых некуда деваться.
Велосипедный мир достаточно небольшой, поэтому специализированных сервисов и программ мало. Большинство серьёзных наработок универсальные – как продукция мировых гигантов Google, Yandex и Baidu или карты Navitel для автомобилистов.
Тем не менее, разные предложения удобны по-разному, для этого мы сделаем обзор нескольких сервисов, выявим их плюсы и минусы и отметим, стоит ли велосипедисту ими пользоваться. Сначала рассмотрим, что же такое веломаршрут и как его используют, а далее пойдём по разным типам сервисов.
Веломаршруты
Для начала – зачем мы прокладываем маршрут? Несколько направлений:
- Велотуризм – когда путь и есть самоцель, его следует преодолеть и насладиться и нагрузкой, и красотами. Здесь в первую очередь помогает опыт, а не приложения. Очень важно участие человека в планировании.
- Прогулки – здесь, наоборот, маршрут следует планировать автоматически, указав точки, которые хочется посетить. Сервис автоматически построит оптимальный путь с минимальными затратами сил.
- Передвижение – требования двояки, с одной стороны, велосипедист, скорее всего, знает местность лучше любого сервиса, а с другой, возможно, место назначения новое и понадобится автоматическая прокладка.
Кроме планирования веломаршрута, существует и часть накопления опыта. Раньше, опять же, любители велотуризма обменивались атласами с отмеченными интересными картами, теперь этим проще всего заниматься с помощью онлайн-сервисов.
Вторая интереснейшая задача – это запись GPS-треков для последующего анализа своего передвижения. Речь, скорее, о спортсменах и туристах, ведь им важно знать, какие элементы пути оказались простыми, а на каких возникли проблемы. Никто не отменял и соревновательной части. Многие отрезки измеряются, и по ним проходят настоящие самоорганизованные соревнования в том, кто быстрее преодолеет участок.
Онлайн-карты
Самый популярный и доступный, пожалуй, большинству тип сервиса – это онлайн-карты. Раньше существовала программа «Google Планета земля» и несколько более старых альтернатив, которые не получили широкого распространения. В настоящее время карты от мировых гигантов стали частью нашей жизни, и вот почему:
- всегда доступная карта любой местности;
- актуальная информация об инфраструктуре и возможностях передвижения;
- быстрые измерения и изменения в собственных картах;
- обсуждение и отправка нарисованного маршрута.
Да, в онлайн картах главное – это «рисование». Т.е. сервисы становятся заменой бумажной карты, по которой мы чертим свой маршрут, используя собственную голову. Стоит отметить, что многие сервисы развиваются в сторону социальности и навигации, но отстают от своих специализированных конкурентов. Однако большинство из «конкурентов» в итоге используют OSM, Google или Yandex как основу для отрисовки карт.
OpenStreetMap
http://www.openstreetmap.org/
Первый сервис, о котором стоит рассказать, – это OpenStreetMap. Немного перегруженные карты – квинтэссенция свободы в современном мире. Все карты этого ресурса составляются и проверяются пользователями. Тысячи людей по всему миру отмечают объекты, их изменения и свойства, следят за актуальностью информации.
Для велосипедистов OSM будет полезен в том плане, что на этих картах отражаются не только дороги и жилые массивы, но и многие достопримечательности, и, что самое главное, велодорожки и инфраструктура для велосипедистов. Среди активистов их достаточно много, потому карты так полезны для нас.
К минусам сервиса можно отнести слабую социальную составляющую (никаких «поделиться» и «отправить другу») и перегруженность самих карт (что не всегда плохо). Кроме того, данный сервис, являясь в первую очередь картографическим, не предлагает дополнительных функций, как другие участники этого раздела.
Google Maps
https://www.google.ru/maps
Популярность «Google Планета Земля» понемногу падает, а вот карты от Гугл становятся всё популярнее. Спутниковые снимки, базы заведений, быстрая работа и широкие социальные возможности – всё привлекает велосипедистов к всемирной корпорации. На картах Google рисовать свой путь удобно, а хранить его и делиться им – ещё проще.
Дополнительным, и очень весомым, плюсом становится возможность прокладки маршрута, как пешеходного, так и дорожного, между любыми точками. Не так давно была обнародована новая функция. Теперь Гугл.Карты могут прокладывать маршрут для велосипедистов с учётом неудобных поворотов и велодорожек.
Однако навигация от Google всё равно уступает специализированным сервисам и даже своему русскому конкуренту – Яндексу.
Яндекс.Карты
http://maps.yandex.ru/
«Наш ответ Гуглу» – Яндекс.Карты на деле даже немного превосходят глобальную корпорацию. И хороши карты от Яндекса по двум причинам:
- Полнота данных о России и СНГ – любые другие сервисы, включая Ovi и китайцев, не говоря о Google, плохо знают российские деревни и просёлки. Они просто отсутствуют на картах. Яндекс же скрупулёзно демонстрирует все грунтовки и даже тропинки, уступая лишь OSM по полносте.
- Действительно, хорошая навигация. Хоть и автомобильная, не учитывающая перепады высот, но строящая навигационные маршруты логика в Яндексе разработана великолепно.
Кроме того, карты Яндекса могут использоваться в качестве источника для Яндекс.Навигатора с голосовыми подсказками по ходу движения. В Google для этого придётся использовать дополнительные приложения от сторонних разработчиков.
GPS треки
Большой привет от профессиональных спортсменов и автолюбителей – это GPS треки и сервисы для их хранения. Навигация, используемая в автомобилях, – достаточно старый продукт, и уже двадцать лет назад в ходу были записи поездок – так называемые GPS треки.
Сейчас сервисы ушли далеко вперёд от простого хранения информации с GPS-навигатора. Они предлагают целый набор услуг:
- построение статистики по записи поездки;
- планирование поездки (т.е. проложение маршрута, что нам и нужно);
- обмен и катологизацию различных маршрутов.
Как видим, кроме картографической функции, сервисы треков предлагают нам много интересного, потому особенно интересны. Так как мы рассматриваем построение путей для велосипедистов, рассмотрим соответствующие сервисы.
Bikemap.Net
http://www.bikemap.net
Пожалуй, крупнейший сайт для хранения и обсуждения различных треков велосипедистов. Огромное количество загрузок в Европе и Америке, хорошее покрытие по России и большое число русскоязычных пользователей. Часть ассоциации из нескольких трек-сайтов, включающих любителей велосипедов, бега, мопедов и даже роликовых коньков.
Прокладывание маршрута очень удобно для велосипедиста. Автоматически строится график высот, по которому можно определить грядущую нагрузку.
С социальной составляющей тоже нет проблем – все маршруты могут быть публичными, обсуждаемыми. Сам каталог удобен и позволяет подобрать себе трек по нужным параметрам – стиль катания, общая продолжительность пути.
Для записи и следования по маршруту существует одноимённое приложение – практически полноценный навигатор. Пожалуй, из раздела хранилищ треков Bikemap.Net – лидер на сегодняшний день.
OpenCycleMap
http://www.opencyclemap.org
«Дочернее» предприятие от OpenStreetMap использует карту OSM, дополняя слоями реальных GPS-треков велосипедистов. Красивая карта Европы даёт нам понять, где этот сервис особенно популярен. К сожалению, в России его поклонников практически нет, несмотря на очень насыщенный функционал и возможность прокладывать маршруты с учётом карты высот и велосипедных дорожек.
Следует отметить, что в системе огромное количество междугородних треков, т.е. используется он с вполне практическими целями – узнать, как наиболее эффективно путешествовать между городами на велосипеде. Собственно, для интересного путешествия на двух колёсах по Европе лучшего сервиса не сыскать.
GPSies
http://www.gpsies.com
Очень старый и надёжный сервис хранения треков из Германии. Огромная база треков с покрытием по всей России может понравиться многим велотуристам «старой школы», но в наши дни слабое собственное приложение, устаревший дизайн и не очень понятная логика работы отпугивают больше пользователей, чем привлекают.
MyTracks
Если GPSies – это сервис без приложения, то MyTracks – отличное приложение без навязчивого сервиса. Записываем, анализируем маршруты. Понятное дело, ни о каком построении маршрута речь не идёт.
Спортивные трекеры
Для спортивных трекеров карты – далеко не самое главное. Но, понимая, что большинство заботящихся о своём здоровье пользователей будут ездить на велосипеде, бегать или совершать прогулки по горам – производители приложений включают в их состав маршрутную составляющую. Обычно это контракт с Google или OSM, и дальнейшее использование функционала, аналогичного хранилищам GPS-треков.
К сожалению, выделенного трекера с прокладкой маршрутов для велосипедистов пока сделано не было, и треки прокладываются по автомобильным или пешеходным правилам, изредка – с приоритетом велодорожек, но не более.
Спортивных приложений огромное количество. Разберём лишь те из них, которыми довелось пользоваться автору данной статьи.
Endomondo
https://www.endomondo.com/
Один из наиболее серьёзных и комплексных сервисов для спорта. Огромное количество вводимых данных, интересные расчёты и подведение статистики. Универсальное приложение и универсальный веб-сервис позволяет удобно использовать одно приложение для всех типов активностей, а сильная социальная составляющая позволяет привлечь и друзей.
К минусам можно отнести тяжеловесность приложения – с каждым обновлением требования к «железу» растут (особенно к доступной оперативной памяти), и быстрое поглощение батарейки.
Маршруты приложение прокладывает быстро и хорошо, навигация с голосовым помощником работает на отлично, но маршрут прокладывает автомобильный.
MapMyRide
http://www.mapmyride.com/
Аналог Endomondo, но с раздельными приложениями для каждой активности. Особо они не отличаются, но на смартфонах использовать немного удобнее. Приложение так же, как и конкурент, очень любит дорогое «железо» и работает, полностью используя его возможности. Навигационные функции вполне стандартные.
Радует же сервис. Он не только показывает максимально подробную аналитику, но и позволяет планировать маршрут с учётом высот, других маршрутов, результатов велосипедиста и других велосипедистов на разных отрезках. Данный сервис – отличный менеджер записей и маршрутов с неплохими социальными возможностями.
Пожалуй, для требовательного велосипедиста MapMyRide – лучший выбор.
Strava
https://www.strava.com/
Strava не выглядят лидерами рынка, но приложение очень и очень неплохое. Обычная Google-навигация, простой интерфейс и безотказная работа даже на слабых смартфонах – вот фишка Strava. Достойный трекер без ненужных функций, который популярен у сотен тысяч пользователей.
Последние релизы Strava добавляют социальной составляющей для обсуждения маршрутов и конкурирования по отрезкам, что не может не радовать.
Заключение
Современные приложения для прокладки маршрутов вышли из автомобильного мира и всё ещё максимально сильно связаны с ним. В велосипедной же части самые интересные наработки – в части спортивных трекеров. По сути обзора можно сказать, что, если вы велосипедист «старой школы» и вам нужна хорошая карта без лишней интерактивности, OpenStreetMap, Bikemap и Google будут лучшими помощниками. Современным профессионалам поможет Bikemap и OpenCycleMap, а простым любителям лучше всего остановиться на одном из спортивных приложений.
Возможности прокладывания маршрутов во всех этих программах очень схожи и достаточно стары. Это прокладка по карте с учётом дорог. Появляющиеся доработки в связи с высотами и велодорожками – пока скорее НИОКР, чем эффективно используемые функции. Тренд последних лет – социальность, соревнования и обсуждения маршрутов. Этими новинками стоит пользоваться, хотя к эффективному планированию они имеют весьма косвенное отношение.
Bikemap — Карты велосипедистам 4+
Отправьтесь в новое велоприключение с Bikemap. Составляйте маршруты, отслеживайте свои перемещения и скачивайте треки поездок. Не знаете, куда отправиться дальше? Черпайте идеи из нашей коллекции, содержащей миллионы велосипедных маршрутов по всему миру.
ВАШ ВЕЛОТРЕКЕР
• Отслеживайте свою поездку с помощью Bikemap.
• Во время поездки вы будете получать статистику в режиме реального времени. Приложение проинформирует вас о текущей скорости, пройденном расстоянии, длительности поездки, набранной высоте и ожидаемом времени прибытия.
• Статистика поездок сохраняется в вашем профиле, чтобы вы могли отслеживать свою велосипедную активность на протяжении долгого времени.
• Приложение также поддерживает HealthKit.
ВАШ ПЛАНИРОВЩИК ВЕЛОМАРШРУТОВ
• Планируйте велосипедный маршрут с учетом ваших потребностей.
• Введите в строку поиска свой пункт назначения. Отсортируйте варианты по протяженности, уклону, рельефу и типу велосипеда.
• Вы также можете создавать маршруты на нашем веб-сайте и легко синхронизировать их с приложением. Ваш телефон на время поездки станет велотрекером и навигатором.
ВАША КОЛЛЕКЦИЯ ВЕЛОСИПЕДНЫХ МАРШРУТОВ
• Найдите самые популярные велосипедные маршруты и МТБ-трассы в своем регионе и за его пределами.
• Неважно, какой у вас велосипед – горный, кроссовый, электрический или шоссейный, с нашей обширной библиотекой маршрутов, содержащей более 11 миллионов трасс по всему миру, вы обязательно найдете свое идеальное велопутешествие.
• Внесите свой вклад в пополнение нашей библиотеки — поделитесь своими любимыми маршрутами с сообществом Bikemap.
ВАША ВЕЛОСИПЕДНАЯ КАРТА
• Во время поездок отмечайте важные объекты POI, такие как общественные туалеты, рестораны, супермаркеты, велопарковки, ремонтные мастерские, пункты проката велосипедов и зарядные станции для электровелосипедов.
• Отчеты других велосипедистов помогут вам избежать неприятных сюрпризов — дорожных работ, ям, выбоин и скользких дорог.
• Информируйте гонщиков как об опасностях, так и о полезных объектах инфраструктуры, встречающихся на вашем пути.
ПРОХОДИТЕ УРОВНИ
• Собирайте очки планируя, отслеживая и находя тропы с Bikemap.
• Катайтесь больше, чтобы проходить уровни и продолжать серию поездок. Поставьте перед собой цель ездить каждый день.
ПРЕМИУМ-ФУНКЦИИ BIKEMAP
• Навигация на каждом повороте. Получайте инструкции по навигации на каждом повороте, включая голосовую навигацию.
• Оффлайн-карты и навигация: загружайте карты и маршруты и используйте их без подключения к интернету.
• Оптимизированное построение маршрутов: оптимизируйте маршрут для шоссейного или горного велосипеда. Приоритет велосипедных дорожек.
• Пользовательский велокомпьютер: выберите из ряда статистических данных для персонализированного обзора ваших поездок на велосипеде.
• Улучшенные велосипедные карты: Получи доступ к дополнительным слоям разработанным для велосипедистов (3D, Night, OpenCycleMap, OpenStreetMap, Satellite, Atlas, Outdoors, Landscape).
• Детальный предпросмотр маршрута: Изучи твой маршрут с цветовым градиентом высот или в 3D режиме.
• Функция «Обнаружение падения». Ездите на велосипеде безопасно — и отправляйте уведомления об опасных падениях с велосипеда вашему контакту на случай ЧП.
• Премиум-поддержка.
Оплата будет списана с вашего счета в iTunes. Ваша бесплатная пробная версия будет автоматически продлена до платной подписки, если вы не отмените ее по крайней мере за 24 часа до окончания текущего периода (то же самое действительно для текущей подписки). Любое неиспользованное бесплатное пробное время будет аннулировано при покупке Premium. Вы можете отменить подписку на Bikemap Premium в любое время в течение текущего периода подписки, отключив автоматическое продление в настройках своей учетной записи в iTunes.
Как подготовить себе маршрут для интересной поездки
Есть множество вариантов найти интересный маршрут для велосипедной поездки: специализированные сайты и форумы, друзья, метод тыка (с последующей проработкой деталей).
Безусловно, можно планировать на ходу и порой это даже более интересно. В статье мы рассмотрим, где брать маршруты и зачем вообще заниматься планированием.
Готовые маршруты
Bikemap
Замечательный сайт (и приложение), объединяющий в себе маршруты любой точки Земли. Позволяет выбрать маршрут оптимальной протяженности, подходящий именно для вашего типа велосипеда и настроения.
Вы можете завести аккаунт и делиться маршрутами с другими пользователями.
Bikemap в курсе рельефа местности и поможет вам не ввязаться в маршрут, состоящий из одних лишь подъемов.
GPSies
Огромное количество параметров поиска — сложно будет не найти подходящий для себя маршрут. Не самый современный интерфейс, но при этом все очень наглядно и удобно. Есть приложения для iOS и Android.
Форумы
Конкретных форумов называть не будем — их огромное количество, можно найти себе компанию для ПВД или же просто послушать мнение участников по поводу того или иного маршрута.
В каждом регионе наверняка есть собственная группа Vkontakte или местечковый форум, на котором участники во всех подробностях расскажут вам о нюансах.
Приложения
Множество мобильных приложений (в том числе и тех, о которых мы рассказывали в отдельной статье) имеют функционал построения маршрутов, а также просмотра маршрутов других участников.
Помимо просто маршрутов вы также можете соревноваться с другими участниками в прохождении одного и того же участка. К примеру, в мощнейшей Strava.
В качестве примера забавного приложения рекомендуем Routezoom — все что нужно это выбрать вид активности и задать желаемую длину маршрута. Приложение почти мигом предложит варианты.
Самостоятельное построение веломаршрута
Нет ничего сложного в том, чтобы подготовить для себя велосипедный маршрут. Мы убедим вас в этом.
Первое, с чем стоит определиться это:
Сколько времени вы готовы потратить на маршрут;
Чего вы хотите от маршрута: спорта, достопримечательностей или чего-то еще.
Уровень подготовки и оборудования.
Время и расстояние
Сколько вы проезжаете в среднем? Какой у вас рекорд? Если, к примеру, в среднем вы проезжаете 15 км раз в неделю, то не стоит сразу строить маршрут протяженностью 100 и более километров. Скорей всего, при достаточном усердии вы его преодолеете, но лучше все же постепенно наращивать обороты. Поэтому маршрут 30-40 км будет оптимальным.
Такое расстояние легко преодолеваются за полдня с учетом остановок и вероятного дополнительного трансфера до места маршрута.
Куда ехать
Прокрутите в голове все места, находясь рядом с которыми, вы думали “о, надо будет сюда еще разок съездить”. Или наоборот места, в которых вы никогда не бывали.
Наверняка, таких наберется много. Прикиньте, сколько ехать до этих мест по карте.
Для “примерки” маршрута хорошо подойдет Google Maps (не обо всех велосипедных маршрутах он знает, поэтому используйте функционал построения пешеходных маршрутов), а также MAPS.ME (как мы уже писали, эти карты хорошо знают рельеф местности и покажут перепады высот).
Если ваша цель накрутить как можно больше километров и красивые виды не так важны, то вполне можно подобрать близкий к идеальному участок и проехать по нему “нужное” количество раз. Важно, чтобы на этом участке было как можно меньше других участников — это позволит пройти маршрут на оптимальной скорости.
Для таких целей хорошо подходят парки и набережные ранним утром или поздним вечером.
Как ехать
В зависимости от типа велосипеда (горный, шоссер, сингспид, прогулочный) вы привыкли к тому или иному виду поверхности и стилю езды.
До любой точки, выбранной в предыдущем пункте, можно добраться разными путями (безусловно, каждый из них будет отличаться по расстоянию).
Если вы любитель MTB и асфальт не уважаете, то ищете пути через грунтовые дорожки или вовсе стройте маршруты прям по ходу движения.
Если же вы обладатель шоссейного велосипеда, имеет смысл искать наиболее асфальтированный маршрут. Это справедливо для синглспидов и других городских велосипедов, с тем лишь отличием, что для шоссейного велосипеда не так важно учитывать подъемы/спуски.
Что брать с собой
Опять же зависит от длины маршрута и близости к цивилизации.
На наш взгляд, минимальный набор для небольшого маршрута следующий:
Минимальный инструмент для мелких регулировок.
При возрастании длины маршрута и удаленности от цивилизации рекомендуем также добавить:
Еда (к примеру, энергетические батончики);
Запасная камера и инструмент для ее замены (можно заменить на ремкомплект);
Некоторое количество запасной одежды (зависит от времени года);
Что делать с маршрутом
Как минимум запомнить в общих чертах — каждый поворот вы все равно вряд ли запомните, но какие-то ключевые точки (озеро, водопад, храм) определенно стоит.
Если вы едете не в одиночку, то было бы неплохо, чтобы все участники имели представление о маршруте и были готовы к нему. А также, чтобы их уровень подготовки хотя бы примерно совпадал с вашим — кому нужен нытик, которого приходится ждать на каждом подъеме.
Не будет лишним сказать друзьям или близким о своих планах (в случае с приложениями и сайтами просто поделитесь ссылкой на маршрут).
Сохраните маршрут в телефон или даже распечатайте. По возможности сохраните оффлайн-версию маршрута — мобильный интернет, к сожалению, ловит не на 100% поверхности Земли.
Прикиньте, какие на вашем маршруте есть важные точки: кафе, остановки общественного транспорта, крупные населенные пункты. Это мы к тому, что без запасного плана никуда.
А если хотите немного подурачиться, то вдохновитесь https://gpsdoodles.com/ и создайте свой неповторимый арт-маршрут.
Как, куда и сколько ехать решать вам. Мы лишь хотим подтолкнуть вас к тому, что прогулка на велосипеде не должна ограничиваться ближайшим парком — вокруг полно интересных мест, которые готовы раскрыться с новой стороны тем, кто путешествует на велосипеде и ценит каждый километр маршрута.