Аккумулятор большей емкости чем штатный можно ставить
Перейти к содержимому

Аккумулятор большей емкости чем штатный можно ставить

  • автор:

Решение вечного спора.Что будет, если в авто поставить аккумулятор большей ёмкости?

Постоянно встречается такое мнение, что если на машину положен по мануалу аккумулятор на 63 А/ч, то если поставить 55 А/ч то он закипит, а если 90 А/ч то он недозарядится. В обеих случаях предполагается, что он выйдет из строя за короткое время. К нашей радости это не так. Давайте поразмышляем…
Сеть бортового электропитания автомобиля при работающем двигателе представляет собой устройство, именуемое в радиоэлектронике как "генератор напряжения" (с некоторой натяжкой это так). Т.е. независимо от потребляемого оборудованием тока, он поддерживает стабильное напряжение в сети. Тогда мы утверждаем, что напряжение, подводимое к аккумулятору всегда постоянно (вроде бы 13.8-14.2 вольта). А по закону Ома (его в школе проходят, некоторые мимо) ток в цепи определяется отношением напряжения к сопротивлению цепи.
Напряжением в нашем случаем является разность (напряжение бортовой сети минус напряжение АКБ). Сопротивление АКБ — величина почти постоянная, т.е. ток заряда определяется собственным напряжением АКБ.
Теперь наконец-то запускаем двигатель. При пуске АКБ теряет некоторое количество энергии и напряжение на её клеммах понижается. Возрастает вышеуказанная разница напряжений и возрастает зарядный ток. Надо понимать, что ток который берёт в себя АКБ определяется состоянием её самой, а не бортсети авто.
Немного о значених токов.При замерах тока заряда ( на ВАЗ-2106) в первые 0-15 секунд после пуска ток в АКБ поднимался до 5-10 ампер, затем в течение пары минут опускался до значения 0,5 ампера. На двигателе, работающем около двух часов этот ток составляет 0,1-0,4 ампера. Видимо это некий ток утечки при заряде, что кстати говорит о том, что АКБ имеет не 100% КПД. Хотя этой АКБ более 3 лет и она отечественная. Но главное здесь понять, что средний ток заряда не выходит за рамки 1-2 ампера.
Теперь о генераторах. Значение тока на них говорит только о максимальном токе, который они могут дать, но это не значит, что они дают его всегда. Всегда они дают тот ток, который требуют потребители.
И ТЕПЕРЬ ВЫВОДЫ: В случае, когда АКБ "просит" от генератора 1-2 Ампера, их одинаково хорошо дадут и генератор на 35 А и генератор на 200 А. Поэтому если хотите, ставьте любой АКБ на любую машину. Всё зарядится. Главное, чтобы напряжение в АКБ и бортсети было бы одинаково.
Хотя справедливости ради скажу, что можно подобрать такую пару авто-АКБ, при которой АКБ недозарядится. Эта такая пара, у которой средний зарядный ток АКБ будет больше максимального тока генератора. Но к нам это не относится, т.к. средний ток заряда АКБ в разы меньше тока даже одной лампы ближнего света фары. Так что АКБ недозарядится только на авто, генератор которого не потянет и одной лампы. Или по другому, АКБ — это настолько малый потребитель в автомобильной электрике, меньше наверное только часы в "приборке".
А теперь смешные ненаучные доказательства.
Предположим, что факт перезаряда-недозаряда имеет место быть…Тогда:
ПРИМЕР.
Представим забор в поле. С одной стороны забора стоят ЗИЛ и ОКА. В заборе просверлены 2-е пары отверстий ив них просунуты две пары проводов. Одна пара идёт от бортсети ЗИЛа, другая от бортсети ОКИ. Двигатели на обоих авто работают и крутят генераторы. Находясь на другой стороне забора мы не видим, откуда какая пара, но тестером видим на каждой паре 13.8 вольт. Подключаем к каждой паре по одинаковому аккумулятору, рассчитанному на ОКУ. Вот если мы утверждаем, что тот который подключен к грузовику перезарядится, то как этот аккумулятор "определит", что он подключен именно к грузовику? Ведь в обоих случаях будет одинаковое напряжение и одинаковый ток заряда.
Таким образом мы доказали, что ток потребителя определяется самим потребителем при постоянстве питающего напряжения и не зависит от генератора.
Так что при выборе АКБ есть простое правило- ёмкость АКБ может быть любой при условии, что она обеспечивает необходимый пусковой ток стартеру. Но не меньше. Больше? Да пожалуйста, только остановитесь вовремя, а то АКБ в багажник не влезет. Кстати там где холодно, имеет смысл поставить АКБ как раз помощнее, т.к. известно, что с понижением температуры реальная ёмкость АКБ уменьшается.
Ещё про баланс ёмкость аккумулятора/ток генератора.
Вопрос: Я ставлю на УАЗ аккумулятор 120 А/ч вместо 55 и он будет подзаряжаться до своих 120 ? Это не зарядка, а подзарядка! Это ограничение по току !
Так как подобный вопрос задаётся весьма часто, ТАК ВОТ ОТВЕТ: Это типичнейшее заблуждение !
Дело в том, что налицо непонимание процессов разрядки/зарядки аккумуляторов. По порядку.
При заводке мотора тратится некоторая энергия. Практически одинаковая, независимо от ёмкости аккумулятора.
Например 0,5 ампер-часа (меньше реально). Стартер "абсолютно не в курсе", сколько там в аккумуляторе всего ампер-часов — его "интересует" лишь то, что надо ему. Ну это как "всё равно, 3 метра глубина или 3 километра — тонуть одинаково".
Мотор завёлся, заработал генератор. Так вот, для генератора тоже глубоко фиолетово, сколько там ампер-часов в аккумуляторе — его "интересует" только НАПРЯЖЕНИЕ в бортовой сети. И отклонение вниз напряжения аккумулятора относительно "привычного генератору". И аккумулятор начинает "кушать" энергию. И кушает он не непонятно сколько, а ровно столько (кпд АКБ почти 100%), сколько потерял при старте мотора. Т.е. те же 0,5 ампер-часа. И кушает он такими темпами, как позволяет баланс мощностей приход/расход электроэнергии.

Можно представить такую аналогию.
Имеется 2 ведра с водой — 10 литров и 5 литров.
Хозяйке требуется иногда литр — потом она доливает. Так какая разница — сколько всего воды в ведре?
Хозяйку интересует УРОВЕНЬ воды? (напряжение аккумулятора). Тогда уровень воды при отливе одного литра уменьшится не в зависимости от количества её, а от ДИАМЕТРА ВЕДРА (стартовый ток аккумулятора) ! А вот его можно сделать разным ! Можно иметь широкое неглубокое ведро (большой разрядный ток при малой ёмкости), а можно узкое и высокое (ёмкость большая, а ток невелик — это аккумуляторы 60 А/ч 180 А, кстати). И большая ёмкость реальных аккумуляторов (на порядок больше требуемой) нужна в основном для того, чтобы был больше стартовый ток. Ведро можно сделать любой формы, а вот аккумулятор — нельзя делать "широким и неглубоким" — характеристики эти реально сильно связаны и достигнуть "ширины" можно, только сделав и "глубину".
Да, есть ещё люди считающие, что если под водопроводный кран вместо ведра поставить бочку, то кран не выдержит такой ёмкости и сломается…

Итог — можно ставит хоть 500 А/ч — аккумулятор — 55 -амперный генератор справится и с ним.
Просто вопрос — а надо ли столько?

При зарядке совсем пустого аккумулятора одинаковым током например 1А через 50 часов 50-й
уже закипит, а 80-й останется ещё недозаряженным. А через 80 часов 80-й тоже закипит, а 50-й будет кипеть уже 30 часов. А при заряде разным током 10% от ёмкости каждого — они закипят одновременно через 10 часов. Поэтому при заряде выбирается ток не в амперах, а в процентах от ёмкости. А назначение генератора вообще-то не зарядка аккумулятора, а подзарядка- возврат "взятого взаймы", например для запуска двигателя или после посадки музыкой или фарами. А на автомобиле изначально должен стоять уже полностью заряженный аккумулятор любой ёмкости. То есть если при запуске двигателя 50-й аккумулятор израсходует 1% ёмкости, 80-й только 0,625%, следовательно генератором обратно они подзарядятся одновременно. Но в "займы" 80-ка даст всё-таки бльше!

Аккумулятор с ёмкостью больше штатной: когда можно ставить и когда нельзя?

Пришли холода и первые ночные заморозки – а, значит, стоит ждать неприятных сюрпризов от стареньких аккумуляторов, которые теплым летом еще кое-как справлялись со своими задачами. Автовладельцы отправляются в магазин за новыми батареями, и многим приходит в голову мысль: а может быть, взять емкость побольше прежней?

Даже в наши просвещенные времена в народе живет и не думает умирать популярный гаражный миф, согласно которому установка аккумулятора с емкостью, выше паспортной, считается опасной. Дескать, стартер сгорит, а генератор надорвется, ибо электросистема автомобиля «рассчитана на аккумулятор определенной емкости».

Однако на самом деле емкость аккумулятора может быть любой!

Можно в два раза больше, можно в три. В пять. В десять. Сколько влезет. Лишь бы не меньше штатной. Если взбредет в голову такая блажь, можно поставить в багажник Daewoo Matiz «грузовой» аккумулятор на 12 вольт/225 ампер-часов, массой около 60 килограммов, и вывести толстые провода от него в моторный отсек. И даже в таком случае никаких проблем в электросети автомобиля не возникнет – ни со стартером, ни с генератором. Стартер будет исправно крутить, точно так же, как и с родным матизовским АКБ емкостью 35 ампер-часов. А генератор – заряжать.

Почему так? Все очень просто!

Сгорит ли стартер?

Сперва об «опасности сжечь стартер». Выразимся не совсем технически, но понятно – не батарея дает стартеру ток изо всех своих сил, а стартер берет его у батареи – столько, сколько ему нужно.

Обладая постоянным собственным сопротивлением, он берет от аккумулятора ток, согласно классическому закону Ома – напряжение батареи делится на сопротивление стартера. И если, скажем, стартер того же Матиза потребляет ток 100 ампер (условно) от родной 12-вольтовой батареи емкостью 35 ампер-часов и размером с пакет молока, то те же 100 ампер (а не двести, не триста и т.п.) он возьмет и от огромной 60-килограммовой 225-амперчасной батареи, вытащенной гипотетически из какого-нибудь грузовика (при условии, что она тоже 12-вольтовая, разумеется).

Будет ли недозаряд?

Теперь об «опасности недозаряда». В рамках того же популярного мифа многие считают, что если штатный аккумулятор автомобиля заряжается генератором исправно, то с увеличенной емкостью батарея будет всегда недозаряженной. И это тоже категорически не так!

Стартер (как и любые прочие электропотребители автомобиля) обладает постоянными и неизменными характеристиками «аппетита» — перейдем уж полностью на кулинарную терминологию для простоты. И если представить количество энергии в полностью заряженном аккумуляторе, как некий объем воды, то для запуска двигателя стартер «выпьет» из батареи, скажем, один «литр». А генератор этот «литр» восполнит минут за десять поездки. И нет никакой разницы – откуда этот «литр» будет взят и куда возвращен – из емкости объемом 35 «литров» или из емкости 225 «литров»!

Для чего нужна повышенная емкость?

А, собственно, в идеальных условиях она и… не нужна! Если генератор и электропроводка автомобиля исправны, а поездки регулярно восполняют затраченный стартером объем энергии, то можно годами ездить, вообще не интересуясь состоянием аккумулятора – как будто его нет.

Но это идеальная ситуация, в жизни встречающаяся редко. На деле батареи в машинах большинства жителей городов всегда находятся в состоянии небольшого перманентного недозаряда. Завели машину (отняли часть запаса энергии батареи), поехали, встали в пробку. На холостых оборотах работа генератора малоэффективна, а если включить свет, печку, разные обогревы и прочее, то аккумулятор вообще перестает пополняться.

В итоге, если вернуться к литрам воды, изображающим энергетическое содержимое аккумулятора, то за поездку был затрачен, скажем, «литр», а возвращено 0,7. И так каждый день. Если ничего не предпринимать (а нужна либо зарядка аккумулятора внешним зарядным устройством, либо хотя бы хорошая дальняя поездка с ветерком и без пробок), то через какое-то время в один далеко не прекрасный день вы просто не заведете мотор.

А с батареей увеличенной емкости? Тоже не заведете! Но только случится это позднее. На неделю. На две. Или на месяц. В зависимости от объема емкости сверх нормы и многих других факторов. Срок прибавки не спрогнозировать. Но этот временной «бонус» может очень здорово помочь – возможно, в течение него, к примеру, выдастся дальняя поездка. Или вовсе весна наступит…

А когда нельзя поставить батарею повышенной емкости?

Препятствия часто могут быть чисто геометрические. Это на Волге или старом УАЗе под капотом был запас свободного места на вдвое большую батарею, а на многих современных машинах место под аккумулятор ограничено весьма жестко – влезает аккумулятор со строго определенными габаритами длины, ширины и высоты, и все. И в этих параметрах вам, скорее всего, удастся купить только батарею той же емкости, что и была. Ну, максимум на пять ампер-часов больше…

Совсем другая история — когда батарею увеличенной емкости поставить физически возможно, но «просто взять и заменить» нельзя – после замены требуется внести изменения в настройки системы управления двигателем! «Что за бред?!» – спросил бы технически грамотный автовладелец лет, эдак, десять-пятнадцать назад. И был бы прав – это действительно звучит как бред, ибо раньше система зарядки аккумулятора от генератора была полностью самодостаточной и автономной, и «мозги» автомобиля не вмешивались в этот процесс. На бюджетных машинах в массе своей так, в общем-то, и осталось, но в современных авто от среднего класса и выше процесс зарядки батареи все чаще комплексно контролирует умная электроника, «менеджер бортовой электросети».

Работает это так: на проводе, идущем от аккумулятора к генератору, стоит датчик силы и направления тока, по которому «мозги» определяют количество энергии, идущее от аккумулятора (разряд) и обратно (заряд). А поскольку в память управляющей программы занесено значение штатной емкости батареи, она всегда в режиме реального времени знает, до какой степени реально наполнен аккумулятор.

Знание состояния аккумулятора важно на автомобиле с развитой электрикой и электроникой – с опцией «старт-стоп» и прочими сервисами. К примеру, система может отследить существенное снижение уровня заряда батареи из-за длительного движения в пробках с множеством включенных мощных электропотребителей, и в какой-то момент по своему разумению отключить часть из них принудительно. Обычно что-то необязательное, типа обогрева заднего стекла или сидений. Восстание машин? Нет, забота! Чтобы вы завтра наутро завели мотор, а не бегали с проводами в поисках прикуривальщика…

Также система может снизить напряжение в бортсети, подав команду на генератор, если аккумулятор полностью заряжен, дабы уменьшить выкипание воды из электролита и продлить батарее жизнь. Есть еще много разных ситуаций, в которых задействован «менеджер электричества», но основа его корректной работы – знание реальной емкости батареи.

Тут важно учесть, что со временем реальная ёмкость батареи уменьшается, а «менеджер электричества» продолжает работать с электроникой на основе стандартной емкости, первоначально заложенной в «мозги». Из-за чего в дальнейшем принудительное отключение энергопотребителей может произойти несвоевременно. Точно узнать остаточный ресурс батареи можно только с помощью специальных устройств, например тестером Rokodil ScanX Max.

Тестер Rokodil ScanX Max

Он подойдет для всех типов аккумуляторов, а также способен проверить работоспособность генератора и наличие ошибок, связанных с электроникой.

Если вы просто поставите АКБ увеличенной емкости, весь контроль потоков энергии к батарее и от нее пойдет насмарку, ибо рассчитываться все будет исходя из иной начальной емкости, неверной. Поэтому эти данные нужно запрограммировать в систему – вот только, к сожалению, для этого обычно требуется дилерский софт и диагностическое оборудование. Конечно, если вы где-то в глуши, вдали от официального сервиса были вынуждены купить и самостоятельно поставить батарею иной емкости, нежели была, ничего страшного прямо сразу не случится – вы заведете мотор, поедете, и все системы управления, комфорта и безопасности будут исправно работать. Но заехать в ближайшее время к дилеру и «прописать» в системе новую батарею все же стоит.

Можно ли ставить на автомобиль аккумулятор большей или меньшей ёмкости

Многие автомобилисты придерживаются мнения, что авто АКБ должна строго соответствовать заявленным нормам — или возникнут проблемы. Конкретно: батарея, имеющая меньшую емкость, в процессе зарядки закипит, АКБ с большим показателями останется недозаряженной. Вывод из этого утверждения таков — срок работы батареи значительно сократиться. Почему такое утверждение неверно?

Принцип работы бортовой сети электропитания

Каждый автомобиль имеет сеть электропитания, и она действует по следующей схеме: от АКБ энергия поступает к автомобильному генератору, стартеру и бортовой сети (оборудованию).

Для работы стартера энергия расходуется лишь во время, когда осуществляется запуск двигателя. Однако, стоит учитывать — на один пуск тратиться незначительный процент энергии АКБ. В абсолютных цифрах это не более 2-х Ампер из имеющихся 40 и более. Правда, в холодное время года эта цифра возрастает.

Задача генератора в том, чтобы восполнить энергию, потраченную при пуске двигателя, то есть зарядить аккумулятор. Что касается напряжения в сети электропитания, то оно поддерживается на относительно стабильном уровне (около 14 вольт).

Ток, который задействован в сети, есть отношение показателя напряжения к значению сопротивления. Первый показатель представляет собой разность двух значений, напряжения в бортовой сети минус и батареи. А сопротивление батареи находятся на постоянном уровне.

В момент начала работы двигателя аккумулятор теряет некоторый процент заряда, происходит понижение напряжения на его клеммах. Это приводит к возникновению разницы напряжений, о которой сказано выше. Также, возрастает зарядный ток.

Если проанализировать эти показатели, станет ясно, что непосредственно после того, как двигатель завелся, уровень тока вырастает до 10 Ампер, но затем многократно снижается. При длительной работе двигателя (свыше часа), уровень тока заряда ограничивается одним ампером, средний показатель соответствует нескольким амперам.

Основной вывод: емкость используемой аккумуляторной батареи может варьироваться

Процесс приведения двигателя в рабочее состояние требует энергии, которая почти всегда одинакова, вне зависимости от цифры ёмкости. То есть, для генератора эта цифра не имеет принципиального значения. Важно напряжение в бортовой сети. Аккумуляторная батарея задействует незначительный процент мощности, который имеется у генератора. То есть, можно смело выбирать АКБ, имеющий большую емкость. Нужно будет лишь дольше его заряжать. Но в таком случае увеличивается время разрядки аккумулятора. Главное — чтобы не менялись показатели напряжения батареи и бортовой сети.

Следовательно, при выборе батареи нужно соблюдать следующие правила: емкость может быть любой — главное, чтобы она обеспечивала такой пусковой ток, который необходим.

В чем отличия батарей разной емкости? Покажем на практическом примере

Показатели тока равны — это характерно для современных машин. АКБ с меньшей емкостью будет быстрее подзаряжаться, чем АКБ с большей — вот единственное отличие.

Допустим, на автомобиле стоит батарея в 55 Ah. Возьмем две АКБ с разными показателями. Первую — меньше, чем базовая – к примеру, на 50Ah. Вторую — на 70 Ah. Представим, что они подверглись полному разряду. После 55 часов зарядки током в 1 Ампер первая батарея полностью зарядиться и начнет кипеть, вторая на 70Ah все еще останется дозаряжаться. После 70 часов зарядки закипит и вторая батарея, а первая будет находиться в состоянии кипения уже часов 15. Но нужно принимать во внимание тот факт, что задача генератора не заряжать, а подзаряжать аккумулятор до нужных значений. И израсходованный при запуске 1% емкости компенсируется в обоих случаях за примерно равное время — независимо от того, насколько отличается емкость.

Какие факторы необходимо учесть

1. Характеристики мощности, которые отличают тот или иной генератор, многие путают с показателями, необходимыми при выборе батареи. Но характеристики свидетельствуют о другом: максимальный ток, при котором будет функционировать генератор. Но практика показывает: батарея при подзарядке задействует малую часть этой мощности (в десятки раз меньше).

2. Сколько электрического оборудования установлено на конкретной машине. Если нет дополнительных опций, для бортовой сети задействуется небольшое количество энергии. При наличии энергоемкого оборудования эти показатели, естественно, будут возрастать.

3. Нужно принять во внимание размеры (габариты) — иначе АКБ просто может не поместиться или же не зафиксироваться в отведенном для нее месте.

4. Условия эксплуатации. При низких температурах имеет смысл выбирать как раз аккумулятор с большей емкостью.

Итак, помимо аккумулятора рекомендованной ёмкости, Вашему автомобилю вполне подойдёт АКБ несколько большей ёмкости, при соответствии остальным параметрам. А вот батарею меньшей ёмкости брать не стоит, так как она быстрее разрядится в экстремальных условиях и может подвести.

«Недозаряд, сгорит ЭБУ»: что будет на самом деле, если поставить аккумулятор большей ёмкости?

Узнайте, всё ли нормально работает с аккумулятором большей ёмкости, если его ставят на автомобиль, не рассчитанный на увеличение «Ач».

Наука говорит ставить «можно» любую ёмкость.

Но как справляется генератор с увеличенным АКБ? И во всех ли случаях батарея приживается?

Когда можно ставить аккумулятор большей емкости и нужно ли это вообще?

Мифы про: «Пусковые токи растут, недозаряд, сгорит ЭБУ».

В интернете и в журналах, в комментариях пишут, почему нельзя ставить аккумулятор большей ёмкости:

  • • проводка окислится и «погорит»;
  • • генератор не сможет заряжать АКБ до конца;
  • • аккумулятор всегда «недозаряжен»;
  • • пусковой ток становится выше и повреждает электронный блок управления (ЭБУ);
  • • стартер износится из-за более быстрого вращения на пусках с более высоким током.

Но так ли это на самом деле?

Обратимся к науке, исследованиям и практике, чтобы посмотреть, какие последствия точно ждут автовладельца, а о чём беспокоиться не нужно.

Когда можно ставить аккумулятор большей емкости и нужно ли это вообще?

Что будет на самом деле, если ставить аккумулятор большей ёмкости?

Предположим, производителем предусмотрена установка АКБ на 60 А·ч. Но в лотке умещается батарея увеличенного размера с ёмкостью 90 А·ч. И вы намерены такую поставить.

1. Совместимость

  • Напряжение у старой и новой батарей должны быть одинаковые;
  • пусковой ток не меньше штатного;
  • • аккумулятору всё равно — установлен он в «Газель» или в «Оку», главное чтобы соответствовали напряжение бортовой сети и батареи (12 В или 24 В), а пускового тока было достаточно для стартера;
  • • также учитывается полярность и размеры лотка, в котором должна поместиться новая батарея.
  • • на новых моделях или на гибридных авто есть ограничения.

2. Интеллектуальная зарядка

Учитывайте, что на современных автомобилях может не поддерживаться изменение ёмкости АКБ. Проблема возникает в аппаратно-программных решениях (проконсультируйтесь с автодилером).

Простейший пример — датчик Intellectual Battery System (IBS) Toyota 28850-28040.

Контур управления аккумулятором Alternator Management System (AMS) или Intelligent Alternator Control (IAC) обычно использует:

  • • блок управления двигателем,
  • • датчик тока в цепи АКБ,
  • • встроенный датчик температуры АКБ,
  • • другие различные датчики.

Контур не всегда учитывает ёмкость. Практически всегда учитывает быстрое падение напряжение (определяется, как износ электрохимической системы АКБ).

Отключение AMS или воздействия на неё. Требуется понимание принципов работы умной системы управления. У разных автопроизводителей она отличается.

Чем отличается? Это зависит даже от комплектации или наличия функции «Старт-Стоп». В гибридных авто с рекуперацией AMS также работает иначе.

В чём суть? Суть системы в том, что она регулирует напряжение на клеммах аккумулятора таким образом, чтобы добиться протекания через АКБ оптимального для заряда тока.

3. Дольше работает

  • • Ёмкость 90 А·ч вместо 60 А·ч позволяет поместить больше заряда в АКБ;
  • • следовательно она дольше удерживает заряд до того, как напряжение понизится до критических показателей (менее 12,2 В);
  • • само напряжение снижается медленнее при саморазряде и нагрузках с заглушенным двигателем;
  • химические реакциирастягиваются во времени из-за прибавки материала.

4. Электрохимические процессы и характеристики

  • Ток генератора (А) играет второстепенную роль в этом выборе, так как должен соответствовать не ёмкости батареи (А·ч), а максимальному потреблению на автомобиле;
  • номинальное значение тока генератора просчитано инженерами в проекте всей электрики конкретной модели автомобиля;
  • • например, если указано «80 А» на генераторе, то это максимально возможный вырабатываемый ток на определённых оборотах и в определённом режиме работы двигателя;
  • • при замене АКБ потребляемый стартером ток не увеличивается (например, токовые клещи покажут 75-80 А на обеих батареях при пуске);
  • • поскольку и нагрузка не меняется, то важен учёт тока зарядки;
  • • предельный зарядный ток на АКБ в среднем составляет 15-30 А, он способен увеличиться с ростом ёмкости батареи;
  • • аккумулятор забирает с генератора согласно закону Ома столько тока, сколько позволяет внутреннее сопротивление;
  • • с увеличением ёмкости уменьшается внутреннее сопротивление;
  • электрохимический процесс взаимодействия электродов с электролитом становится масштабнее при изменении размеров;
  • • при условии, если ток зарядки упирается в предельный (номинальный) ток генератора из-за нагрузки потребителями (холодильником, музыкой и т.п.), подзаряжать батарею 90 А·ч предстоит дольше, чем 60 А·ч;
  • • обратите внимание, что речь именно о разряженной потребителями АКБ, так как стартер расходует одно количество энергии на запуск, а следовательно подзаряд последует одинаковый по времени на любой батарее;
  • • и также равно по времени при наличии запаса номинального тока у генератора (так как АКБ большей ёмкости берёт больше зарядного тока).

5. Генератор справится, но ему может быть тяжело

  • • Если генератор 80 А, а аккумулятор 90 А·ч — это не значит, что нужен генератор с номиналом тока на 10 А больше для дозарядки (ошибочное суждение в комментариях);
  • • при установке аккумулятора нештатной ёмкости проверяется, насколько вырос зарядный ток и хватает ли номинала генератора для всех потребителей;
  • • однако даже самый слабый автомобильный генератор способен зарядить аккумулятор на 100% любой ёмкости, будь там хоть 300 А·ч (просто это будет дольше);
  • любой исправный генератор зарядит совместимый аккумулятор любой ёмкости, но при нехватке номинала продлится это дольше.

6. Замена исправного генератора

  • Ставить генератор мощнее нужно при увеличении количества потребителей (электровентилятор вместо вискомуфты, лебёдка и так далее);
  • • Обычно замена исправного генератора не имеет смысла, как при незначительном увеличении АКБ (например, с 40 А·ч до 50 А·ч), так и при значительных изменениях (например, с 60 А·ч до 90 А·ч);
  • • аккумулятор доберётся до максимальных возможностей генератора лишь на просадках напряжения АКБ ниже 35% на элемент, что является редкой ситуацией и некритичной в большинстве сценариев;
  • • в любом случае следует проверять ток зарядки частично разряженной АКБ с одновременно включёнными потребителями в бортовой сети — выдерживает ли генератор такую нагрузку при 1200 оборотах двигателя;
  • замена исправного генератора на модель с большим током ускорит зарядку батареи увеличенной ёмкости при условии, что аккумулятор способен принять больший зарядный ток, чем остаётся после потребителей;
  • при добавлении второго АКБ рекомендуется* замена генератора с максимальным током на

* — учитывается и способность преобразования генератором энергии от оборотов двигателя (обычно 1:3).

Когда можно ставить аккумулятор большей емкости и нужно ли это вообще?

Когда имеет смысл поставить АКБ большей ёмкости?

Ставить аккумулятор большей ёмкости можно при следующих условиях:

  • • состояние электрики и генератора исправное;
  • • есть место для установки (ведь размеры больше);
  • • нет электронной системы управления зарядом, в которую вносятся параметры батареи (напряжение, схема поддержания заряда, температура электролита, контроль зарядного тока и т.п.).

В условиях российских морозов дополнительная ёмкость АКБ позволит дольше потреблять пусковые токи, что актуально при загустении масла. По этой причине в странах с холодным климатом автоконцерны иногда предусматривают установку АКБ увеличенной ёмкости (самый известный пример — Renault Logan).

Когда можно ставить аккумулятор большей емкости и нужно ли это вообще?

Увеличение ёмкости батареи сбережёт автономность после стоянок, если число потребителей в электрике автомобиля увеличили относительно штатных инженерных расчётов:

  • • подключили автозвук (усилители или активный сабвуфер);
  • • нагрузили бортовую сеть дополнительными приборами;
  • • установили автохолодильник;
  • • сделали апгрейд освещения;
  • • лебёдка или внедорожные установки (например, «люстра»).

В прочих штатных ситуациях дополнительные ампер-часы бортовой электрической системе не требуются, разницы в её работе вы не заметите.

Эту статью мы подготовили в качестве подробного ответа на часто задаваемый нашими посетителями вопрос о замене автомобильного аккумулятора с меньшей ёмкостью на бОльшую. Сделать это можно, хотя и не всегда целесообразно. Лучше всего правильно пользоваться штатной АКБ, отслеживая её заряд.

Для самостоятельного углублённого изучения этого вопроса рекомендуем научное исследование Тимишоарского политехнического университета (Румыния) «Изучение источников зарядки свинцово-кислотных аккумуляторов» [публикация], 2015.

Также посмотрите полный сборник научных фактов о свинцово-кислотной электрохимической системе в применении на автомобилях [Sciencedirect].

Диссертация по теме интеллектуальной системы управления генератором и АКБ [Институт технологии и науки Бирла в Пилани, публикация 2016 года]

Пишите вопросы в комментарии. Мы ждём ваши сообщения и ВКонтакте @NeovoltRu.

Подпишитесь на нашу группу, чтобы узнавать новости из мира автономности гаджетов, об их улучшении и прогрессе в научных исследованиях аккумуляторов. Мы также ведём насыщенный блог в «Дзене» и на Medium — заходите посмотреть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *