Джимхана что это такое на мотоцикле
Перейти к содержимому

Джимхана что это такое на мотоцикле

  • автор:

Мотоджимхана: спорт, который однажды может спасти на дороге

Свой первый выезд в город на мотоцикле помню очень хорошо. Категория А открыта три дня назад, первый железный конь – малокубатурный, но, конечно же, вызывающий у меня бурю восторга – стоит на парковке. Под вечер, едва дождавшись окончания часа пик, доезжаю до него на четырех колесах. В приступе отчаянной храбрости облачаюсь в экипировку, попутно совершая несколько звонков своим более опытным друзьям – мол, давайте прокатимся. Выруливаем на главную дорогу колонной. Отлично, троллейбус, отлично, круговое движение. Сквозь ветер и шлем слышу голос кого-то из моих «мотонянек»: «На джимхану ее, срочно!».

К этому моменту я уже знала, что такое «джимхана» – это вовсе не автомобильное шоу Кена Блока, как вы могли бы подумать. Я знала, что раз в неделю большая пустая парковка за одним из торговых комплексов на Пулковском шоссе прямо-таки взрывается от рокота двухколесной техники всех мастей. Сюда приезжают обладатели самых разных мотоциклов: тут и дорожная классика, и сверкающие хромом круизеры, и яркие спортбайки, и даже эндуро. На асфальте появляются конусы; территория делится на трассы разного уровня сложности – для новичков, для тренированных любителей и, наконец, для самых опытных – для тех, кто участвует в соревнованиях или, как минимум, легко закладывает мотоцикл до чиркающей по асфальту подножки.

Изначально слово «джимхана» появилось в Британии и было связано с конными играми. Потом оно стало обозначать вид автоспорта, получивший распространение в Японии, Америке, Англии. Соревнование заключалось в прохождении трассы за минимальное время с максимальной скоростью, при этом участники обходили препятствия – конусы и автомобильные покрышки, выполняя сложные элементы с разворотами. Водитель должен разгоняться, тормозить и маневрировать с наименьшим количеством ошибок.

Мотоджимхана и все-все-все

В Мотоджимхане я участвую достаточно давно как участник, а с недавних пор и немного как организатор, поэтому хотел бы раскрыть тему с разных сторон, ответить на вопросы тех кто приехал первый раз, рассказать об опыте так называемых маршалов ну и о том, зачем это всё, конечно же.

О чём это?

Джимхана — вид автомобильного спорта, соревнование по выполнению цепочки упражнений на время. Мотоджимхана — аналогично для мотоциклов, только, конечно, без езды задом или бокса. Это — то объяснение, что вы найдёте когда, услышав слово, спросите в Интернете. Для краткости я буду писать «джимхана» но иметь в виду — «мотоджимхана», и у джимханы есть вторая сторона — неочевидная из определения.

Задача учебной версии джимханы, которую устраивают на регулярной основе энтузиасты в Москве и других регионах — не научить вас проходить трассу за как можно более быстрое время. В джимханах (что авто что мото) запоминание трассы заранее — важный элемент, от этого зависит время прохождения. Но в еженедельной джимхане трасса каждый раз разная. Почему так? Потому что цель не-соревновательной джимханы — заставить водителя отработать навыки маневрирования и торможения до автоматизма, быстрее реагировать на траекторию которую нужно проложить, лучше понимать его мотоцикл и его пределы и увеличить тот самый потенциальный запас.

Если гонщик-хрустик на пределе возможностей лупит в шашки по городу, любая непрочитанная ситуация приведёт к аварии. Если же адекватный водитель едет с потоком на 20% возможностей своего мотоцикла и знает, как распоряжаться ещё хотя бы 60% — он избежит большинства аварий. Джимхану стоит рассматривать именно как продвинутый и усложнённый вариант учебной площадки. Сюда, на Л73 (одна из площадок Москвы) часто приезжают люди. Они приехали с другого конца Москвы. Они возможно ездят на мотоцикле не первый год. Они проходят разворот на 180 градусов с ножками.. как так? Ну вот так, не знает человек возможности мотоцикла и как им управлять в таких условиях, за тем и приехал — учиться. Прокатав хотя бы 3-4 дня трассу вы уже получите больше понимания как управлять своим мотоциклом и эта разница будет заметна и в повседневной езде и в критической ситуации особенно.

Есть и ещё один менее очевидный момент. Люди что выкладываются на Джимхане по моим наблюдениям спокойней ведут себя на дороге. Во первых они куда лучше представляют что может их мотоцикл, а во вторых ту самую задорную соревновательную искорку они уже успешно реализовали на джимхане.

Большую часть рассказа я посвящу площадке под названием Л73 в Москве, поскольку бываю там чаще прочих. Это согласованное мероприятие, проходящее вдали от жилых домов на перехватывающей парковке с ближайшим адресом Ленинградское шоссе, 73. И да, это бесплатно. В Москве такие мероприятия проводят ещё Gymkhana.Moscow (Преображенский Вал, 31с2, иногда Формула Х) и Джимхана на Липецкой (в 2022 не работает, площадка занята из-за реконструкции развязки). Если вы знаете ещё площадки — скажите мне, я туда тоже заеду. Разные маршалы по разному строят трассы, это интересно.

Брифинг

Многие площадки похожи друг на друга правилами. Правила просты и разумны:

  • езжай только в шлеме. Обычно это не надо комментировать, но это означает, что даже если нужно недалеко переставить мотоцикл, надо сделать это в шлеме или перекатить вручную, хотя казалось бы — 20 метров по площадке. Увы, площадка — парковка, на парковку действуют правила, мероприятие согласовано — и это помимо очевидного момента с безопасностью
  • медленный всегда прав. Вы же помните, это учебные трассы, задача научиться. Если кто-то едет медленней вас, значит знает меньше и ему нужно дать возможность учиться
  • не поджимай того кто впереди. Малая дистанция + неожиданное препятствие = ДТП. Трасса устроена так что чередует повороты и небольшие прямые участки. Повороты крутые, требуют сильного наклона мотоцикла. Проблема заключается в том что сильно наклонённый мотоцикл не падает пока есть центробежная сила т.е. скорость, а при остановке надо либо выпрямиться и выпрямить траекторию, либо упадёшь.
  • поднимай конусы. Конусов на трассе много — несколько сотен. Маршалов — от 1 до 3 человек. Важно чтобы участники мероприятия помогали восстановить трассу. И важно чтобы конусы стояли там где начерчено — сдвинутый даже на 20 сантиметров конус может капитально упростить или усложнить элемент
  • не останавливайся на трассе. Сбил конус или кажется что что-то не так? Съедь с трассы в любом месте (обычно место по бокам есть почти везде) и решай проблему. Не надо стопорить движение.
  • обгоняй безопасно. Если кто-то медленный собрал «хвост» и ты не едешь — это твоя проблема, не его. ты можешь срезать кусок трассы чтобы его обойти, но только убедись что ни съезд ни заезд обратно никому не помешают и что ты заезжаешь не против движения. Верно и обратное — если ты собираешь хвост это не твоя печаль — ты учишься.

Деление трасс и участников

Не все Джимханы так делают, но у площадки Л73 есть чёткое деление на тип трассы. Трасса Cruise строится так что обязана вместить крупные неповоротливые мотоциклы типа крузеров или люкс-туреров. Воскресная трасса — не обязана и потребуется больше навыка чтобы там поместиться на большом мотоцикле. Само собой это не значит что Cruise всегда лёгкая =)

При большом количестве участников производится деление на «быстрых» и «медленных». Это нужно затем чтобы «медленные» не пугались тех кто ездит быстро а «быстрым» было где развернуться, но кто такие эти «быстрые» и «медленные», как определить в какой ты категории? Всё достаточно просто:

  • «медленный» — это если у тебя есть сложности с прохождением элементов или ты просто хочешь спокойно прокатиться в своё удовольствие, не пытаясь оптимизировать траекторию или время.
  • «быстрый» — если все или большинство из «медленных» едут хуже тебя и ты постоянно за кем-то плетёшься.

На трассе с «быстрыми» может действовать исключение из правила и слишком медленный участник будет выдворен с трассы, если он мешает всем остальным. Извините за это, но на то оно и трасса для «быстрых» чтобы дать возможность ехать быстро.

Для новичков

Вы приехали первый раз, мотоциклы мельтешат туда-сюда и всё похоже на дурацкий кардабалет «ну-его-нафиг»? Не пугайтесь, всё не так плохо. Вы видите так потому что смотрите со стороны через десяток дорожек. На большом квадрате площадки трасса уложена как лабиринт с единственным путём, вот и выглядит странно. Посмотрите картинку выше отслеживая 3 мотоцикла от левого нижнего угла и к центру — все они едут вдоль «стен» из конусов разного цвета вдоль которых прочерчены линии. Поэтому «внутри» трассы всё иначе — и проще. Одна сторона всегда размечена оранжевыми конусами, другая — зелёными/синими. Границы трассы либо обозначены мелом, либо следуют парковочной разметке. Заехать на трассу и выехать можно в любом месте, поскольку трасса закольцована, но обычно все предпочитают это делать в одном месте, возле парковки.

Не бойся того что ты слишком медленный или что над тобой будут смеяться. Медленный? Так ты приехал учиться. Смеяться? Нет, ты уже́ лучше тех кто приехал, сделал хорошую мину при плохой игре и предпочёл не учиться. Знаю таких. Не получается какой-то элемент, не вписываешься? Съехал с трассы и смотри, как похожие на твой мотоциклы проезжают этот элемент. Или подойди к организаторам, попроси объяснить. Думаешь что твой мотоцикл не подходит для джимханы? Удиви меня. Дорожники, спорты, эндуро и адвенчуры, крузеры и люкс-туреры, Урал и Ява.. кого я только не видел на трассе. Но да, нужно всегда держать в голове тот факт, что ты приезжаешь тренироваться, а в тренировке может что-то не получиться, и это будет либо выезд с трассы, либо падение.

«Я первый раз, мне куда» — один из самых частых вопросов. Напомню, трасса построена так чтобы в неё можно было влезть есть ты понимаешь как строить траекторию. Есть и особая мини-трасса, её строят не всегда и она имеет вполне официальное наименование «лягушатник». Эта трасса специально строится для начинающих посетителей, кто боится подвести остальных на большой трассе. Она короткая, но всё равно тренирует некоторые элементы маневрирования. У gymkhana.Moscow эта трасса проще чем основная, у Л73 — не проще. Хотите на основную трассу? Не вопрос, пробуйте, мы за этим тут и собрались. Если есть деление на быстрых и медленных — сессии обычно длятся по 15 минут, всегда можно подойти спросить кто сейчас едет и когда смена.

Что делает маршал

Как и у любого мероприятия, у джимханы есть организаторы. При этом есть организаторы движа в целом и те кто непосредственно отвечает за трассу. Вторых зовут маршалами. В чём их задачи?

Маршал должен приехать на место заранее, до официального старта мероприятия. На пустой площадке нужно создать трассу, эффективно используя имеющееся место, особенности покрытия (например, разметку), запас конусов и скомбинировав элементы так чтобы над их прохождением нужно было работать, чтобы они были сложными, но проезжабельными, чтобы было место для «передышки» и «затычные» места. После расстановки конусов трассу обязательно нужно протестировать — проехать по ней круг и возможно где-то сузить или расширить, усложнить или упростить элементы, добавить конусов. После проверки трассу можно зафиксировать, прорисовав всё мелом. В этом могут помочь желающие из числа участников, заодно посмотрев трассу вблизи. Хотите посмотреть трассу заранее? Приходите её рисовать!

Само мероприятие начинается с инструктажа, который проводит либо организатор либо один из маршалов. Ну, вот это «медленный всегда прав» и прочий текст. Также маршалы управляют движением по трассе — снимают с трассы тех кто сбил много конусов и не ставит их или останавливают движение чтобы разменять медленных на быстрых или развернуть движение в другом направлении.

В некоторых случаях в трассу вносятся небольшие корректировки — например в последний раз мы сдвигали разворот чтобы люди не проезжали по масляному пятну. Иногда бывают и просчёты по элементам и люди проезжают их не как запланировано, ну или элемент оказывается слишком сложным и приходится его упрощать.

Завершается мероприятие благодарностью тем кто остался до конца и помогает собрать конусы. Серьёзно, при расстановке трассы в творческом процессе это как-то проще чем когда нужно единомоментно собрать всё.

Ну вот примерно так всё и проходит. Бонусом — красивые фотки, да =)

Фигурное вождение или что такое мотоджимхана?

Относительно мотоджимханы мнения довольно разные, а многие даже не слышали об этом. Однако, когда говоришь «фигурное вождение», в глазах собеседника появляется огонек понимания, логика и ассоциативный ряд подключаются к делу. Так что же такое мотоджимхана и чем она интересна мотоциклистам?

Мотоджимхана это

Есть несколько мнений относительно возникновения мотоджимханы. Официальная версия, что спорт был организован в Японии еще в 70х годах, как направление, которое открыто всем мотоциклистам и не требует технических сложностей по организации площадки, кроме ее разумного последовательного маршрута, выставленного конусами.

По альтернативной версии считается, что мотоджимхана выросла в любительский спорт из простых дворовых увлечений по типу «смотри, как я могу» и из желания мотоциклистов виртуозно управлять мотоциклом. При этом понятно, что базовые упражнения пришли из мотошкол. Когда мотоциклисты приноровились к выполнению упражнений, начал появляться спортивный интерес — кто быстрее и точнее маневрирует. Альтернативы связаны с тем, что интерес мотоциклистов к выполнению упражнений на скорость не был точечно связан только с Японией. Люди в других странах тоже обращали внимание на идею соревноваться в умениях владения байком.

По итогу мотоджимхана складывается из того, что нужно преодолеть маршрут с упражнениями на ловкость управления мотоциклом за максимально короткий срок, технически грамотно, без касаний ногами земли, без опрокидывания конусов и без падений разумеется.

Правила в мотоджимхане у разных стран отличаются, поэтому возникают сложности с разного вида соревнованиями и возможно даже это является одной из тормозящих ее развитие причин.

Правила по смыслу сводятся к тому, что имеется специализированная площадка, асфальтированная, на которой конусами выставляется полоса препятствий. Упражнение обозначается еще и цветом конуса. Вот здесь чаще всего основные расхождения. Например, синий конус обозначает левый поворот, а красный — правый, при этом полосы на конусах могут указывать насколько острым должен быть поворот или сколько раз вокруг конуса нужно развернуться. Оранжевыми конусами традиционно обозначают границы полосы. Мотоциклисту разрешают пройти трассу пешком и дают дважды пройти ее на время, чтобы лучший результат пошел в зачет.

Мотоджимхану советуют начинающим мотоциклистам, для отработки навыков и понимания управления мотоциклом, а так же ее выбирают для продвинутого уровня в мотошколах. Сей факт не отменяет участия в мотоджимхане опытных мотоциклистов, которые пытаются пройти трассу, чтобы проверить или даже подразнить себя.

Что нужно для участия?

Мотоцикл+экипировка+терпение и труд. Мотоциклы, как правило, максимально простые городские модели. Загонять на площадку в лес из конусов Kawasaki H2R или баржу Gold Wing идея, честно говоря, так себе. Хотя это не запрещает участие на круизерах или спортбайках. Просто пройти трассу на «отлично» гораздо больше шансов на коротких и юрких мотоциклах, которые спокойно переносят езду на низких передачах.

Подготовка мотоцикла также ложится на плечи участника.

Экипировка нужна обязательно. Кто-то сейчас скажет, мол:

— Да зачем им экип, эти ребята дальше второй передачи редко ездят!

Это не значит, что они не падают! Падение всегда неприятно и травму можно получить на любой скорости. Поэтому хотя бы минимальный набор защиты обязан быть, не только шлем с перчатками, а еще и наколенники с черпахой. Если все еще кажется, что мотоджимхана лайтовый вид спорта для любителей, в котором падения подобны падениям на на мягкую травку с розового пони, вот наглядный пример:

В чем польза мотоджимханы?

Наверное, только в России еще есть люди, которые уверены, что мотоджимхана не пригодится мотоциклисту в городе. Да, на удивление есть вполне устойчивый круг, логика которого звучит следующим образом:

  • Это предсказуемая трасса, пилот заранее знает где какие повороты, поэтому не надо думать;
  • Это обособленная трасса, здесь никто неожиданно не въедет в тебя с левого бока с криками "я его не видел!" и не выбежит из кустов ребенок за футбольным мячиком;
  • Упражнения, которые они выполняют на площадке обычно не применяются в городе в том виде, как они есть;

Относительно предсказуемости трассы, это конечно верно, вот только количество упражнений таково, что выучить ее полностью крайне сложно. Система с цветными конусами нужна для того, чтобы указывать мотоциклисту, как правильно нужно выполнить задание. По сути, правильное выполнение подразумевает не потуги вспомнить какой конус идет за каким, а точное выполнение упражнения по знакам. Мотоциклист видит конус, знает, что он обозначает и выполняет задание, уже предполагая куда поедет дальше, видит там другой конус и понимает, что его ждет. То есть в движении, это как езда по ситуации. Вы же когда на работу едете, знаете маршрут, знаете, какие там знаки стоят и светофор, но выполняете предписание только тогда, когда попадаете под действие знака или светофора. Так и здесь — ситуативность.

Вот с утверждением про непредвиденные случаи нужно согласиться. В мотоджимхане вас не подрежут и не снесет какая-нибудь «газель». А значит, внимательность к тому, что происходит вокруг, придется тренировать где-то еще.

Мнение, что упражнения не применить в городе. Спорно. Во-первых, мотоджимхана все равно во многом позиционируется как продвинутый уровень, за что активно внедряется в крупных мотошколах. Во-вторых, управление мотоциклом зависит от характера езды мотоциклиста и ситуации. По такой логике, не должно быть на дорогах общего пользования мотоциклистов, которые ездят как на мототреке. Не должно быть и стантрайдеров, которые показывают свои умения в потоке, выбешивая тем самым унылых автомобилистов.

То есть, если мотоциклист имеет определенный навык, он всегда найдет возможность, его применить — было бы желание. Тем более, что учебные площадки учат не шаблону поведения, а помогают в отработке навыка. Другой вопрос, нужен ли он в данный момент, оправдан ли такой стиль вождения, насколько уверенность мотоциклиста в выполнении приема сопоставима с дорожной ситуацией?

Польза мотоджимханы в том, что мотоциклист учится чувствовать и понимать основные принципы управления мотоцикла, его равновесие и габариты. Это сейчас многим кажется, подумаешь, вокруг шашечки кататься, велика сложность. А вы вспомните, как в первый раз сели на мотоцикл? Сразу получилось шашки объезжать, чтоб не сбить? В мотошколе мой мотоцикл для учебы был китайским полу чоппером. Я смотрела на его длину, потом на упражнение «восьмерка», потом снова на его длину. В первый день казалось, что они не созданы друг для друга и это просто шутка инструктора. А оказалось, что просто нужно было только поднастроить холостой ход, понять точку входа и выхода из упражнения, чтобы сделать его идеально.

Я же не могу сказать на экзамене инспектору ГАИ, что не буду делать упражнение "восьмерка", потому что в жизни на дороге я его не собираюсь повторять. Упражнение дано, чтобы проверить навык и все.

Плюсы мотоджимханы не в том, чтобы ученик мог сколько угодно долго ездить «змейкой», а в том, чтобы грамотно маневрировать в ограниченных условиях. Это сейчас он шашечку собьет и ничего не будет, кроме штрафных секунд. А завтра он объедет пешехода, которого не видел или собаку, которая выбежала на дорогу и сделает это почти бессознательно, потому что объезжал шашечки до посинения, чтобы довести до автоматизма работу рычагами и тормозами, вместо судорожных подергиваний из-за ступора.

Мотоджимхана научит мотоциклиста падать. А еще не бояться падений, вставать, поднимать мотоцикл, плакать над побитым пластиком.

В любом случае, если есть желание попробовать что-то новое и не особо опасное, то мотоджимхана достойный вариант. Позаботьтесь о защите себя и своего мотоцикла, чтобы не пожалеть о решении и в путь, к новым открытиям!

Джимхана что это такое на мотоцикле

Итак, мотоджимхана — это вид мотоспорта, в котором скорость занимает не последнее место.

На мой взгляд, со скоростью в джимхане произошла откровенная путаница.

Сказать, что джимхана является движением на низких скоростях (низкоскоростное маневрирование, низкоскоростное балансирование и т.п.) — это дать формальное определение, не раскрывающее сути явления.

Трасса джимханы — это миниатюрный гоночный трек, и проезжают ее на максимально возможной, для конкретной конфигурации, скорости.

При этом на прямых спортсмены максимально ускоряются, используя, в моменте, всю мощность двигателя, а через секунду, перед поворотом, — замедляются почти до полной остановки, используя всю мощность тормозов.

То есть, даже если средняя скорость на площадке относительно не велика, джимхана — это отнюдь не «медленная езда».

Из-за этого непонимания тренировками по джимхане часто, и ошибочно, называют плавные неторопливые кружения по замысловатым траекториям без применения спортивных техник управления мотоциклом.

Я бы, все-таки, различал фигурное катание в комфортном режиме и скоростное маневрирование на грани срыва колес — джимхану.

Трассы джимханы могут быть очень сложными, и их запоминание — одна из важнейших частей этого вида спорта. Джимхана требует не только полного контроля над мотоциклом, но и полной ментальной концентрации и воспроизведения в памяти участков трассы.

Поэтому я бы не называл тренировкой джимханы многочасовые кружения по траекториям с визуально маркированным направлением движения: такая активность никак не развивает «память трассы».

Если ездить только по навигатору — дорогу не запомнить.

ПОЛЬЗА ДЛЯ ДОП

Пользу сложно объективировать и нельзя рассматривать вне контекста.

Как и всякий мотоспорт, джимхана, разумеется, развивает какие-то навыки управления мотоциклом. И это, вероятно, повышает безопасность мотоциклиста (в том числе, и на дорогах общего пользования).

Однако важно понимать, что у разных мотодисциплин — разные оптимальные (для них) техники управления мотоциклом, разные оптимальные способы прохождения траекторий и т.д., и т.п.

Мотоджимхана предлагает свои конкретные технические приемы и узкоспециализированные навыки, которые безусловно эффективны для достижения спортивной победы.

Но то, что хорошо в рамках искусственных условий спортивной площадки, в прямую, на улице, как правило, не применимо. А понимание того, где можно использовать конкретные навыки и приемы, а где нет, приходит только с опытом: с накатом, расширением общей ситуационной эрудиции и, обязательно, анализом происходящего.

Мотоцикл требует творческой гибкости мышления и включенности в текущий процесс. Тупое повторение спортивных приемов без учета изменившегося контекста, с большой вероятность, принесет только вред.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *