Почему нельзя обгонять по три-четыре автомобиля за раз
Есть целый список типовых ситуаций, которые с большой долей вероятности могут закончиться ДТП. В числе первых — обгон сразу нескольких машин даже на ровной и прямой дороге, пишет aif.ru. Причина кроется в самом принципе маневра.
По имеющимся нормативам хорошо просматриваемые участки дорог предназначены, в том числе, для пешеходных переходов. Поэтому часто бывает так, что водитель решается на обгон на таком участке, разметка неожиданно меняется на сплошную, и он вынужден быстро возвращаться в свою полосу.
Многие не успевают закончить маневр и продолжают ехать по встречке, игнорируя наличие пешеходного перехода. Во время дачного сезона даже на кажущихся безлюдными дорогах могут появляться пешеходы. Поэтому зачастую такой обгон заканчивается плачевно.
Другая опасность двойных и тройных обгонов кроется в наличии скрытых выездов с прилегающих территорий. Например, местных грунтовых дорог, использующихся тракторами и прочей техникой. Поэтому решившийся на обгон водитель в большинстве случаев не подозревает, что прямо перед ним может неожиданно материализоваться мотоблок или велосипедист. А там и до аварии недалеко.
Бывает так, что из потока обгоняемых машин кто-то внезапно решит повернуть налево. Обзор ему бывает затруднен, поэтому не исключено столкновение. Такая авария произошла с губернатором Алтайского края Михаилом Евдокимовым. В ДТП погибли и шофер, и сам глава региона. При обгоне нужно быть готовым к тому, что из потока машин внезапно кто-то вынырнет.
Аварии при двойных обгонах случаются еще и потому, что водитель неправильно рассчитывает мощность двигателя своего автомобиля. Он выезжает на встречку и застревает на ней: мотор просто не может вытянуть то, что от него требуется. При этом дорожная ситуация меняется моментально, и такой «тихоход» не может оперативно завершить маневр, когда видит неожиданное препятствие на встречке.
Даже самым опытным водителям нелишним будет напомнить о том, как должны совершаться обгоны в соответствии с ПДД. В пункте 1.2. говорится, что этот маневр запрещен в том случае, если движущийся впереди автомобиль начал обгон или подал сигнал для поворота налево.
Запрещен обгон и тогда, когда обгон начало транспортное средство, движущееся позади. Если водитель не может завершить маневр, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому автомобилю, то на встречную полосу лучше также не выезжать. Нарушителям грозит штраф в размере 5 тысяч рублей или лишение прав на срок до полугода. Это предусмотрено статьей 12.15.4 КоАП РФ.
Сколько транспортных средств можно обогнать
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
(см. текст в предыдущей редакции)
11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
следующее за ним транспортное средство начало обгон;
по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.
11.4. Обгон запрещен:
на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
на пешеходных переходах;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)
(см. текст в предыдущей редакции)
на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
11.5. Опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 Правил.
11.6. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2020 N 341)
(см. текст в предыдущей редакции)
11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.
Разрешён ли двойной обгон и обгон "паровозиком"?
Под двойным обгоном понимается обгон сразу двух или более автомобилей по встречной полосе (без возвращения на свою полосу после обгона первого авто) либо обгон уже обгоняющего автомобиля, а под обгоном «паровозиком» или «гуськом» — когда Вы выезжаете на обгон за уже обгоняющим автомобилем (автомобилями), то есть на встречной полосе сразу две и более обгоняющих машины.
Двойной обгон
Двойной обгон уже обгоняющего
Обгон паровозиком
Разрешены ли двойной обгон и обгон паровозиком на 2023 год, выяснить совсем не сложно, хотя однозначного ответа в ПДД нет. Но мы расставим все точки в этом вопросе!
Какие правила обгона регламентируют правильный манёвр?
Вообще, за правила обгона отвечает целый раздел ПДД. Там указывается обязательное условие безопасности обгона, его запрет при определённых условиях, а также правила поведения обгоняемого авто.
Правила обгона вполне самодостаточны, но наказание предусмотрено всё же не за обгон как таковой, а за выезд в нарушение ПДД на встречную полосу. То есть в принципе обгон обязательно включает в себя выезд на встречку, но вот выезд на встречку не обязательно должен быть обгоном, так как при последнем совершается опережение по встречной полосе других транспортных средств.
Двойной обгон: разрешён или запрещён?
Правила обгона содержат запреты и предписания совершения такого манёвра. Это значит, что если что-то не запрещено, то это разрешено. В частности, в ПДД 2023 года нет никакого запрета на выполнение двойного обгона — сразу нескольких автомобилей, будь их хоть два, хоть три, хоть 20 автомобилей.
Главное условие — водитель обязан убедиться, что такой манёвр будет безопасен для него и для других участников движения. Факт того, убедился он или не убедился, прецедентен, то есть если во время двойного обгона не случилось ДТП, то безопасен, если случилось — опасен, и водитель подлежит лишению прав или штрафу.
Если быть точнее, то по правилам обгона водитель обязан убедиться сразу в нескольких обстоятельствах:
- встречная полоса свободна на достаточном расстоянии;
- впереди нет сплошной, знака «Обгон запрещён», пешеходного перехода, ж/д переезда, моста, путепровода, тоннеля или эстакады, конца подъёма, опасного поворота;
- никто другой впереди и сзади уже не обгоняет его;
- никто впереди не включил левый поворотник.
Это исчерпывающий список запретов обгона, в том числе двойного.
Разрешён или запрещён обгон паровозиком?
Как мы уже говорили выше, обгон паровозиком — это когда Вы и ещё один или более автомобилей одновременно друг за другом обгоняете другие машины. Но ещё есть понимание двойного обгона не как обгон сразу нескольких автомобилей без возвращения на свою полосу, но и обгон уже обгоняющего автомобиля, когда первый обгоняющий уже на встречной, а второй обгоняющий обгоняет первого, двигаясь далее на полосу дальше.
И вот такой манёвр уже запрещён. Но для кого запрещён обгон паровозиком «гуськом»? Как Вы уже наверняка догадались, для того, кто вторым или последующим выехал на обгон — то есть для того, кто такой обгон паровозиком и создал. Впрочем, если Вы выехали на обгон первым, а уже кто-то другой создал «паровозик» из обгоняющих, то доказать правоту Вам будет легко только при наличии видеорегистратора.
Конкретно обгон паровозиком запрещается пунктом 11.2 ПДД:
- транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
- .
- следующее за ним транспортное средство начало обгон;
Видите, даже если инспектор ГИБДД видел, что Вы двигались при обгоне впереди, это ещё не значит, что он видел, что не Вы выехали на встречную полосу, когда кто-то другой уже производил обгон.
Есть в этом пункте и ещё один момент. Если быть точнее, то это недоработанность. Кроется она во фрагменте «. транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия. «. А теперь представьте себе дорогу в степи, где видимость впереди десяток-другой километров. По трактовке этого пункта правил обгона Вы не имеете право обгонять, если кто-то впереди даже в 10 километрах от Вас уже обгоняет какое-либо другое транспортное средство. Даже если встречного транспорта нет по всей зоны видимости впереди. Понятно, что данный пункт задумывался для того, чтобы запретить обгонять один и тот же автомобиль паровозиком, но тут и речи не идёт о двойном обгоне.
И поэтому инспектор ДПС, увидевший такую ситуацию, может спокойно подвести Вас под лишение. И, как показывает практика, суды при назачении наказания не учитывают тот факт, что ну всем понятно, что данный пункт задумывался для другого.
Итак, главные ответы на вопросы статьи: в 2023 году двойной обгон разрешён, а обгон паровозиком запрещён сразу двумя трактовками ПДД.
Какое наказание за нарушения правил обгона?
Помните, выше мы писали, что нет наказания за обгон, будь то запрещённый двойной обгон или обгон паровозиком, как таковой? Факт заключается в том, что практически при любом обгоне вменяют часть 4 статьи 12.15 КоАП, которая предусматривает штраф или лишение за выезд в нарушение правил обгона на встречную полосу. Есть также следующая часть этой статьи, предусматривающая ещё более строгое наказание за повторность такого нарушения.
Двойной обгон или паровозик? За что можно лишиться прав при обгоне
Мы уже подробно рассказывали о правилах обгона, можно ли завершить его через сплошную и почему обгоняющему стоит быть максимально внимательным несмотря на то, что его защищают ПДД. Сегодня же мы рассмотрим еще одну ситуацию: нарушение правил обгона, за которые можно лишиться прав. Многие водители держат в уме, что нельзя совершать двойной обгон, но далеко не все учитывают еще одно важное условие. Давайте разбираться, как не лишиться прав и, что гораздо более важно, не попасть в тяжелое ДТП.
Не будем начинать с начала и подробно разбирать все ситуации, в которых Правила запрещают обгон: на пешеходных переходах, мостах, подъемах и так далее – этому уже был посвящен отдельный материал. Сейчас нас интересуют только те правила и запреты обгона, которые обусловлены дорожной ситуацией. Они перечислены в пунктах 11.1 и 11.2 ПДД.
Пункт 11.1 устанавливает безопасные условия для совершения обгона. Он гласит, что прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.
А пункт 11.2 указывает, что водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
- транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
- транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
- следующее за ним транспортное средство начало обгон;
- по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
В пункте 11.2 обратим особое внимание на первое условие запрета обгона: запрещено выполнять обгон, если впередиидущий автомобиль уже производит обгон или объезд препятствия. Что это значит?
Обычно этот пункт трактуют как запрет «двойного обгона». Само собой, в ПДД такого понятия нет, но под двойным обгоном подразумевают обгон автомобиля, который уже совершает обгон. То есть, ситуацию, когда обгоняющий автомобиль движется по встречной полосе, а его «третьим рядом» обгоняет другая машина. Маневр даже на словах кажется безрассудно опасным, а уж на дороге и вовсе выглядит самоубийственным. Однако даже такое нарушение ПДД на практике вполне себе встречается. Зачастую нетерпеливые водители на мощных автомобилях, раздраженные медленным обгоном впередиидущей маломощной машины, нажимают педаль в пол и обгоняют одновременно двоих – и уже обгоняемого, и самого обгоняющего.
Само собой, такое действие подпадает под нарушение пункта 11.2, который запрещает выполнять обгон, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия.
Чтобы снять все разночтения по этому вопросу, было выпущено Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 20 от 25.06.2019. В пункте 15 этого постановления были перечислены все случаи нарушения ПДД, связанные с выездом на встречную полосу, которые должны трактоваться по части 4 статьи 15 КоАП. Среди прочих вариантов было указано, что «не допускается обгон движущегося впереди транспортного средства, производящего обгон или объезд препятствия либо движущегося впереди по той же полосе и подавшего сигнал поворота налево, а также следующего позади транспортного средства, начавшего обгон». Формулировка вполне однозначная: Верховный суд запретил обгонять автомобиль, который уже выполняет обгон. Такой маневр, по мнению суда, нарушает пункт 11.2 ПДД и квалифицируется как выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения.
Кажется, что вопрос о том, как трактовать пункт 11.2, закрыт: его первый подпункт запрещает двойной обгон, и точка. Однако на самом деле – не точка, а запятая. Потому что пункт 11.2 запрещает не только двойной обгон, но и обгон «паровозиком».
Формулировка о том, что водителю запрещено выполнять обгон, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия, включает в себя еще один вариант. Это ситуация, когда водитель выезжает на встречную полосу вслед за автомобилем, который уже выполняет обгон, и обгоняет другую машину одновременно с ним. В отличие от двойного обгона, такие ситуации встречаются сплошь и рядом: наверняка каждый видел, как при освобождении встречной полосы медленную фуру начинают обгонять цепочкой, не дожидаясь завершения обгона впередиидущей машиной. Однако такой вариант обгона тоже запрещен.
Подтверждает этот факт судебная практика. Например, недавнее постановление Верховного суда № 19-АД23-6-К5 от 18 мая 2023 года. Согласно материалам дела, водитель, в отношении которого был составлен протокол «выполнил маневр обгона по полосе, предназначенной для встречного движения, в момент, когда движущееся впереди него по той же полосе транспортное средство совершало маневр обгона». Формулировка тоже абсолютно однозначная: никакого двойного обгона водитель не совершал, а выехал на встречную полосу в момент, когда движущийся по ней автомобиль еще не закончил выполнение обгона. И в этом случае суд тоже постановил, что «описанные выше действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП». То есть, выезд на обгон «паровозиком» наказывается так же, как и двойной обгон.
С одной стороны, налицо правовая коллизия: с одной стороны, Постановление Пленума Верховного суда четко описало, что в пункте 11.2 имеется в виду двойной обгон, а с другой, тот же Верховный суд наказал водителя за обгон «паровозиком». Однако прежде чем возмущаться непоследовательности судебных решений, стоит рассмотреть ситуацию с точки зрения дорожной безопасности.
Обгон «паровозиком», несмотря на свою распространенность, остается крайне опасным маневром. Водитель, выезжающий на встречную полосу вслед за другой обгоняющей машиной, ограничен не только в обзоре, но и в действиях. Более того, своим маневром он ставит под угрозу и того, кто выполняет обгон перед ним. Ведь если впередиидущий водитель поймет, что он по каким-то причинам не успевает завершить обгон, он должен снизить скорость и вернуться в свою полосу – но из-за машины, идущей за ним по встречке в нарушение ПДД, он не может этого сделать. В свою очередь, «прицеп паровозика» намертво завязан на впередиидущей машине – если она не завершит обгон, то и он не сможет этого сделать. А если первый автомобиль успеет завершить обгон впритык, прямо перед встречным автомобилем, то у «прицепа» нет шансов для маневра: он оказывается на встречной полосе лоб в лоб со встречным автомобилем. Собственно, по этой схеме из года в год и происходят сотни тяжелых ДТП. Поэтому водителям, которые до сих пор не попадали в аварийную ситуацию, когда впередиидущая машина едва успевает завершить обгон и резко уходит в свою полосу, стоит не сетовать на «двусмысленность» ПДД, а усвоить, что обгон «паровозиком» ничуть не менее опасен, чем двойной «обгон обгоняющего».
В заключение напомним, какие вообще варианты наказания предусмотрены за оба вышеописанных нарушения правил обгона. Такие нарушения квалифицируются по упомянутой ранее части 4 статьи 12.15 КоАП. Она гласит, что «выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, <…> влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев».