Лосиный тест, откуда, зачем и почему?
Лосиный тест, он же тест объездного манёвра (шв.Undanmanöverprov), начал проводится в 1970-х журналом Teknikens Varld, в Швеции, где проблема резко выскочившего на дорогу лося была очень распространена из-за того, что многие автотрассы в стране проходили через леса — прямые места обитания лосей. Сам тест представляет собой имитацию объезда внезапно появляющегося препятствия с возвращением в свою полосу. Это один из общепризнанных показателей качества управляемости автомобиля. Проводится он следующим образом: на сухом (за исключением некоторых случаем) асфальтированном полигоне пилоты разгоняют автомобиль, тут следует упомянуть, что приемлемой скоростью для прохождения лосиного теста — 72 км\ч, затем направляют в узкий коридор из конусов, после чего испытатель за рулём имитирует «объезд» препятствия, резко меняя направление. Попытка считается успешной, если по возвращении в свою «полосу» автомобиль не вылетел с траектории, не сбил конусы и остался управляем, но чтобы назвать автомобиль прошедшим лосиный тест, надо соблюдать некоторые критерии, а именно автомобиль должен быть наполнен тем количеством пассажиров, сколько вмещает автомобиль и весом в багаже до максимальной загрузки, а также с давление в шинах в соответствии с техническими характеристиками автомобиля.
Шкалой для измерения и сравнения результатов автомобилей служит максимальная скорость, с которой автомобиль выполнить лосиный тест. В 2011 году Международная организация по стандартизации выработала набор правил для его проведения — ISO 3888, причем ширина полосы стала меньшеа конусы стоят ближе друг к другу по сравнению с 1970-ми, что серьезно усложняет задачу.
Ниже я приложу ссылку на список Teknikens Värld, в котором собраны автомобили, участвующие в лосином тесте вместе с их результатами: https://teknikensvarld.expressen.se/algtest/
Также хочется упомянуть самые известные автомобили, связанные с лосиными тестом. Один из них это Citroën Xantia.
Citroën Xantia создавался как конкурент для для таких бестселлеров европейского рынка, как Ford Mondeo, Toyota Carina E и Opel Vectra, поэтому не мог уступать им в плане подвески и был оборудован Anti-Roll системой — Hydractive. Она предоставлявшей водителю не только комфорт в поездке, но и хорошую управляемость, которая и позволила ему пройти в 1999 году лосиный тест на скорости в 85км/ч. Ну раз есть автомобиль, победитель, есть и аутсайдер автомобиль, заслуживший признание, но увы не своим хорошим прохождение тест, а как раз таки его полным провалом. Встречайте Mercedes-Benz A-класса.
Этот автомобиль принес неприятности не только своим пилотам испытателям, одарив им незабываемые воспоминания о перевороте, но он также стал головной болью Юрген Хубберта, главу легко-модельного подразделения Mercedes, застав его в Токио и принудив его лететь обратно в Европу для решения этой проблемы. Ему пришлось проводить отзывную компанию для доработки 17 тыс., проданных на тот момент модель Mercedes напильником. Основными причинами мерседесевского переворота стал центр тяжести, поднятый на 20 см вверх для уменьшения габаритов автомобиля, а также пружины, амортизаторы и стабилизаторы поперечной устойчивости с мягкими характеристиками, которые, конечно, были добавлены для комфорта при поездке, но вместо комфорта добавили пару седых волос на голове у людей, купивших этот автомобиль.
Так почему же современные автомобили заваливают лосиный тест?
Основными причинами для провала признаются:
1) Люди стали чаще предпочитать кроссовер и пикап, у которого центр тяжести расположен выше, чем у обычного седана, что, как мы помним по примеру Mercedes-Benz A-класс, не может помочь в прохождении лосиного теста.
2) Массовая мода на машины гибридной конструкции. Гибрид — это автомобиль, который ездит не только за счет ДВС (двигатель внутреннего сгорания), но и за счет электромоторного, чьи батареи расположены, как правило в задней части автомобиля, что в свою очередь из их большого веса смещает центр тяжести.
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
История лосиного теста: как животные сделали автомобили безопаснее
Про так называемый лосиный тест не слышал только человек, никогда не интересовавшийся автомобилями. Этот тест на устойчивость при совершении экстремального маневра является одним из неофициальных, но общепризнанных показателей качества.
Однако мало кто знает историю его появления и знаковые модели, которые отличились при выполнении этого довольно сложного испытания. Как в хорошую, так и в плохую сторону.
Впервые испытывать автомобили на способность "держать себя в руках" стали в Швеции, которая, как и соседние скандинавские страны, богата на культуру вождения и на. лосей. Вероятно, именно там впервые выяснили, что на объезд внезапно возникшего препятствия на дороге требуется расстояние, меньшее, чем тормозной путь.
Первым брендом, который озаботился проблемой лосей-нарушителей, стал ныне покойный Saab. Компания в прямом смысле понесла ущерб — в одной из аварий с лосем погиб топ-менеджер компании. С тех пор в Saab особое внимание уделяли безопасности автомобилей при столкновении с лосями.
С тех пор в автомобилях Saab используется высокопрочное лобовое стекло и усиленные передние стойки. Во всех моделях, кроме 9000 и 9-2Х, зажигание расположено не на рулевой колонке, а на центральном тоннеле рядом с рычагом КПП.
Это сделано из соображений безопасности — компактные довольно тяжелые модули зажигания на рулевых колонках тех лет раздробили не одну сотню коленей.
Первой задокументированной аварией с лосем стало ДТП с участием Джулиана Шермиса в 1948 году. С тех пор Saab вел статистику аварий с лосями с участием своих автомобилей и собрал более 6100 записей.
В 1997 году шведское издание Teknikens Värld опубликовало результаты лосиного теста для тогдашней новинки — Mercedes-Benz A-Class. Автомобиль полностью провалил тест, который проводил Роберт Коллин, и перевернулся в ходе испытаний на скорости 60 км/ч.
Производитель поначалу полностью проигнорировал публикацию и никак не отреагировал на обзор журнала. Но сарафанное радио сделало свое дело. Автомобиль в Швеции получил прозвище Vältklasse (дословно — "переворот-класс" со шведского), которое забавно обыгрывало рекламный слоган Мерседеса — Weltklasse — мировой класс.
Попытки Mercedes-Benz дискредитировать журнал обернулись провалом. Шведская пресса жестоко прошлась по компании, раскритиковав подобную политику. Продажи автомобиля падали. Только после этого немцы признали недостаток проектировки и вынуждены были остановить производство автомобиля на 12 недель, чтобы доработать его подвеску и добавить электронную стабилизацию. Это стоило бренду более 100 млн долларов.
По правилам теста, он проводится в сухую погоду и по сухой дороге, но иногда делаются исключения. Лося на дороге имитируют дорожные конусы. Автомобиль изначально должен преодолеть препятствие на скорости 60 км/ч. Если он проходит испытание, скорость постепенно повышают до первого провала. Максимальная скорость, на которой автомобиль смог пройти тест, указывается в результатах.
Самый низкий результат скорости оказался у трехколесного Reliant Rialto, который удержался на дороге на скорости 42,5 км/ч. Разумеется, это гораздо ниже требований. Но интересно и другое.
Самый крутой автомобиль, который будто спроектировали для прохождения теста, оказался вовсе не шведский, а вполне французский Citroen Xantia Activa V6, выпущенный в 1999 году. Он показал скорость 85 км/ч, обогнав даже суперкары McLaren 675LT и Audi R8 V10 Plus.
Но был современный автомобиль 2019 года, который показал практически такой же результат — 84 км/ч. Это кроссовер Nissan Qashqai в версии DIG-T 160 Acenta. Однако не все современные автомобили одинаково полезны. Конкурент от Toyota — RAV4 — навел шороху осенью 2019 года. Автомобиль не прошел тест в двух модификациях. Toyota заявила о некорректности проведенного теста.
Что такое «лосиный тест» и чем опасны машины, которые его проваливают?
Впервые «лосиный тест» стал использоваться в Швеции. «Тест объездного маневра» (Undanmanöverprov) применялся для оценки сцепления шин с поверхностью для проверки их характеристик на треке, а затем был неформально включен в программы полигонных испытаний новых автомобилей. Все модели Volvo таким образом проверялись на способность избегать столкновений с внезапно появившимся препятствием. Чаще всего этим препятствием являются крупные животные, такие, как лоси и кабаны, перебегающие дорогу непосредственно перед движущимся транспортом.
Скорость столкновения с животным
Опытным путем выяснилось, что оптимальной скоростью для прохождения маневра уклонения является 69 км/ч. Было обнаружено, что именно при этой скорости чаще всего происходит столкновение с крупным животным. К примеру, автомобиль двигается по автомагистрали на скорости 110 км/ч. Вдруг водитель видит выскакивающего с обочины лося, который мчится наперерез. Он бьет по педали тормоза, и автомобиль замедляется, но тормозного пути не хватает. В среднем непосредственно перед столкновением скорость машины составляет 69 км/ч.
Именно на такой скорости водитель и должен научиться быстро уклоняться от аварии, а конструкция автомобиля должна способствовать выполнению этого сложного маневра. Подвеска, амортизаторы, пружины и стабилизаторы настраиваются таким образом, чтобы спасти жизнь человеку и животному.
«Лосиный тест» выполняется следующим образом: водитель разгоняет автомобиль до 100 км/ч, затем тормозит и примерно за два метра до препятствия резкой подсечкой колес переставляет машину на соседнюю полосу, а затем возвращает обратно. При этом не должно быть ни сноса, ни заноса. Допустимы лишь небольшие проскальзывания передних колес.
«Объехать лося»
Термин «лосиный тест» был придуман журналистами шведского журнала Teknikens Varld. В 1997 году пилоты издания во время теста положили на бок Mercedes A-класса. На вопрос о том, для чего вообще нужны такие суровые испытания, они ответили: «чтобы проверить, как машина объезжает лося». В итоге термин закрепился, а компании Daimler пришлось серьезно вложиться в конструкцию Mercedes A-класса и потратить около 250 млн долларов на технические изменения, чтобы заставить компактную модель с кроткой базой перестраиваться без опрокидывания.
С тех пор «лосиный тест» стал обязательным упражнением для программ заводских испытаний всех крупных автоконцернов. Соответствующим образом настраиваются шасси и рулевая рейка. Причем машины должны уметь объезжать лося при полной загрузке и с пассажирами на борту.
Какие машины лучше всего делают переставку?
Недавно журнал Teknikens Varld провел очередные испытания новых моделей. На этот раз не лучшим образом выступили гибридные машины Volkswagen Passat GTE и Skoda Superb iV. Оба автомобиля при достижении 68 км/ч стали проявлять признаки нестабильности и теряли управляемость, а при увеличении скорости маневра их заносило на выходе из переставки. Корма у Skoda Superb iV даже ушла в сторону, и автомобиль развернуло. Причиной этого назван высокий вес батарей, которые находятся в задней части машины и нарушают идеальную развесовку. При этом обычные универсалы на базе моделей Superb и Passat отлично выполняют «лосиный тест».
Одним из лучших автомобилей для прохождения маневра уклонения считается Porsche 911 GT2. Он способен выполнить двойную переставку на скорости в 83 км/ч. Неплохо выступила Tesla 3, у которой очень низкий центр тяжести при высокой массе кузова. Она объехала препятствие на 78 км/ч. В целом современные седаны D-класса могут делать двойную переставку на 72-73 км/ч.
А вот кроссоверы сильно проигрывают им по маневренности и редко когда могут быстро уклониться от удара на скорости свыше 68 км/ч. Самыми же опасными с точки зрения «лосиной безопасности» являются небольшие машины классов A и B с базой менее 2500 мм. Их конструктивная схема не позволяет быстро увернуться. При торможении корма поднимается вверх, а последующий маневр приводит к образованию высоких кренов. Небольшие городские машины не могут перестроиться на скорости выше 62-63 км/ч и проявляют склонность к опрокидыванию.