Когда упадут цены на автомобильные масла
Перейти к содержимому

Когда упадут цены на автомобильные масла

  • автор:

Рост цен на смазочные материалы был неизбежен и будет продолжаться

К концу текущего года, если сравнивать с предыдущим, цены на все автомобильные масла будут выше более чем на 40%. Рост цен уже вовсю ощутили на себе российские потребители, хотя год ещё и не перевалил за половину. Основной причиной такого ошеломляющего скачка эксперты называют стремительно растущую стоимость базовых масел по всему миру, пакетов присадок и упаковочного материала. Сюда также нужно прибавить и возросшие логистические затраты.

Как импортёр смазочных материалов из Южной Кореи в РФ подтверждаем: увы, всё так и есть. И нужно готовиться к тому, что цены на смазочные материалы, включая автомасла, в ближайшие месяцы будут только расти. Причём речь не только об импортном товаре.

Давайте посмотрим, что происходило в мире, из-за чего все мы сегодня столкнулись с вопиющей дороговизной автомобильных масел и всей смазочной продукции в целом.

Мировой дефицит базовых масел

Первый скачок цен на базовые масла произошёл ещё в декабре 2020 года. Представители отрасли поначалу посчитали явление сезонным, но уже в январе стало понятно, что это тенденция. И причина не столько в последствиях карантинных мер и росте цен на нефть. Просто спрос на базовые масла I, II и III групп во всем мире начал и продолжает стремительно обгонять предложение.

Дело в том, что ведущие поставщики базовых масел в разных концах света как по сговору сократили мощности: кто-то закрылся на плановый ремонт, а кто-то начал технические работы. А сейчас, когда мировая экономика снялась с паузы, и спрос на базовые масла возвращается, оказалось, что теперь уже «на паузе» предлагающая сторона.

Возьмём для примера Азиатский регион, откуда к нам импортируется достаточно много товаров в категории смазочных материалов. Пунктирно перечислим, что происходило с отраслью там в 1 квартале года:

• В конце января из-за технических проблем на целый месяц неожиданно остановился один из заводов крупнейшего японского производителя смазочных материалов ENEOS Corp. И это в дополнение к плановому техобслуживанию с февраля по май на блоке в г. Мидзусима, а также с марта по апрель — на заводе в Таиланде.

• Приостановлена работа блока по производству базовых масел I группы ExxonMobil в Сингапуре.

• Свои агрегаты по производству базовых масел II и III групп с середины марта до конца апреля на техническое обслуживание остановила южнокорейская GS Caltex.

• В марте начался ремонт на предприятиях по производству баз I и II групп крупнейшего индийского нефтепереработчика Hindustan Petroleum Corp Ltd.

• С марта по апрель на ремонт встало одно из подразделений крупнейшего мирового поставщика масел III группы – южнокорейской компании SK Lubricant.

Ну, как здесь не возникнуть дефициту? А ведь ситуация почти один-в-один сложилась и в Европе, и в США, и на Ближнем Востоке. На этом фоне наиболее платёжеспособные покупатели базовых масел повысили ставки, и цены закономерно пошли вверх, причём резко. О последнем некоторые крупные компании, такие как ExxonMobil и Petro-Canada, официально объявили уже в январе. Вскоре их примеру последовали и остальные производители.

Чтобы вы понимали разницу между «было» и «стало», приведём пару цифр. Так, в конце января в течение всего лишь одной недели цена за 1 тонну базового масла SN500 (т.н. лёгкое масло I группы) в Европе выросла с 740 до 780 долларов. А за 30 дней цена на данный вид масла выросла на 349 долларов.

Удорожание присадок
И ладно бы только базовые масла росли в цене. Полным ходом дорожают и присадки. Так, о повышении цен на свою продукцию до 8% ещё в декабре прошлого года объявила Afton Chemical. А с января года нынешнего цены повысили также: Infineum USA (на 6—9%), Lubrizol (на 9%), Evonik Industries (на 7%).

Затраты на извоз

Вишенкой на этом торте выступают транспортные компании, которые также с начала года подняли цены на свои услуги. Так, начиная с осени непрерывно и сильно растут фрахтовые ставки – плата за перевозку грузов морским путем. Одной из причин подорожания называют банальную нехватку контейнеров из Южной Азии, потому что всё они ушли с импортом в США. И чтобы элементарно уехать из азиатского порта с грузом, нужно доплатить так называемый Priory Go – порядка 1 тысячи долларов за контейнер. Из-за этого грузополучатели, в числе которых и импортёры корейских масел в РФ, несут значительные и непредвиденные расходы. С учётом всех надбавок, цена фрахта за 40-футовый контейнер, например, из Пусана во Владивосток выросла почти в 7 раз.

Фрахт из Пусана во Владивосток подорожал в 7 раз

И полетели письма счастья…

Результат всего вышеописанного уже ощутил на себе буквально каждый автовладелец, который этой весной покупал в свой автомобиль новое моторное масло.

Ведь реакция производителей готовых смазочных материалов и импортёров на дефицит баз и все прочие неприятности была почти мгновенной. Кто-то решился поднять цены сразу процентов на 20-30%, кто-то действует осторожно, повышая цены на единицы процентов, но от недели к неделе.

В начале весны уведомления о повышении цен разошлись из центральных офисов практически всех мировых масляных брендов. Так, производители в Северо-Американском регионе уже объявили о следующем подорожании:

• Shell — до 12%;
• Chevron — от 12% до 15%;
• Valvoline — до 12%;
• Mobil — до 15%;
• Total — до 15%;
• Castrol — до 15%.

А что же в России?

Увы, ситуация в нашей стране не лучше общемировой. Конечно, ведущие российские НПЗ в последние годы усиленно модернизируют мощности, чтобы перейти на базовые масла собственного производства и, таким образом, меньше зависеть от импорта. Однако с начала этого года отечественная нефтеперерабатывающая отрасль, напротив, сбавила обороты. Так, с февраля закрылся на ремонт блок производства базовых масел «Газпромнефти» на Омском НПЗ. А в марте на техническое обслуживание отключили блок производства базовых масел на Ярославском НПЗ.

Самое печальное во всем происходящем, что пока все мы не вполне ощутили масштаб бедствия – на складах ещё полно остатков с 2020 года. Пожалуй, лишь летом, а то и осенью ценники достигнут своего максимума, а значит, на какое-то время рост цен что на импортные, что на отечественные смазочные материалы остановится.

Ложечка мёда…

Чтобы наши подписчики совсем уж не унывали, обратим внимание на вот такую вещь. Если на 40% подорожает канистра масла, которая сейчас стоит 1500 рублей, то по факту она подорожает на 600 рублей. Если на тот же процент подорожает канистра с первоначальной ценой 3000 рублей, то её новая цена будет больше на 1200 рублей.

Иными словами, платить больше за моторные масла всем придётся так и так. Но останется хотя бы выбор, на какую именно сумму больше. Простая арифметика, а выводы пусть каждый делает сам, исходя из полноты своего кошелька.

В России подешевели моторные масла

Стоимость популярных моторных масел в России снизилась на 13−19%. Летом 2022 года в шести крупных городах России — Москва, Санкт-Петербург, Самара, Ростов-на-Дону, Екатеринбург и Новосибирск — цены на моторные масла Лукойл, Mobil и Shell выросли более чем в два раза. К весне 2023 года стоимость масел постепенно начала снижаться. Об этом сообщает аналитическое агентство «Автостат», которое провело исследование динамики цен на наиболее популярные моторные масла в России.

Четырёхлитровая канистра масла Лукойл Genesis в январе 2021 года продавалась по 1 792 рубля. В июне 2022 года стоимость выросла на 110% и составила 3 756 рублей. Масла Mobil и Shell к июню 2022 года выросли на 138% и 124% соответственно.

Эксперты объясняют рост цен возникшим дефицитом зарубежных масле на российским рынке из-за прекращения официальных поставок от популярных производителей, в том числе из-за остановки российских заводов SHELL и TOTAL.

За прошедшее время российские производители успели нарастить производство, запустить процесс импортозамещения и наладить поставки за счёт параллельного импорта. Это позволило к весне 2023 года немного снизить цены. Так, масла Лукойл уже подешевели на 13%, Mobil — на 15%, а Shell — на 19%.

В начале апреля директор международной сети автосервисов Fit Service Татьяна Овчинникова отметила, что стоимость некоторых запчастей в России удвоилась. По подсчётам специалистов компании, в период с января 2022 года по март 2023 года автокомпоненты в России стали стоить дороже на 30–100%. Подорожали совершенно все детали транспортных средств, а больше всего увеличилась стоимость моторных масел и расходников от популярных производителей комплектующих.

Несколько дней назад эксперты спрогнозировали снижение цен на запчасти в России. В частности, ожидается, что к концу года запчасти станут дешевле на 5-10% по отношению к марту. Однако прогноз подтвердится только в том случае, если на рынке не произойдёт никаких потрясений.

Недавно дилеры автомобилей Lada объявили о том, что с 17 апреля по 17 июля будут дарить владельцам отечественных автомобилей моторное масло. В акции участвуют шесть специальных предложений: на диагностику, техническое обслуживание, антикоррозийное покрытие, колёсные диски и установку Lada Connect. В том числе при прохождении любого ТО автомобилей семейств Lada Granta и Lada Niva дилеры будут дарить 2 литра моторного масла Lada в подарок.

«Автостат»: в России начало дешеветь моторное масло

Весной 2023 года цены на популярные моторные масла в России начали снижаться. Об этом сообщает аналитическое агентство «Автостат», изучив цены на лубриканты в шести городах-миллионниках с развитыми торговыми сетями.

Так, в марте текущего года средняя цена 4-литровой канистры «Лукойл» Genesis Armortech 5W-40 составила 3281 рубль, что на 13% меньше, чем в июне 2022 года. Масло Mobil Super 3000 X1 5W-40 за этот период подешевело на 15% (до 4167 рублей), а канистра Shell Helix Ultra 5W-40 — на 19% (до 4822 рублей). Отмечается, что к июню 2022 года эти моторные масла подорожали на 110-124% по сравнению с январем 2021 года.

«Снижение цен – это не новая тенденция, а новая ситуация, когда отечественные производители сумели значительно нарастить производство и запустить процесс импортозамещения, а глубокий дефицит импортных масел начал устраняться за счет активного параллельного импорта из стран Азии», — рассказали аналитики.

Ранее сообщалось, что подержанные автомобили в России за год подорожали в среднем на 20-30%.

Доллар подешевел. А что с ценами на моторное масло?

Из-за проблем с логистикой и роста стоимости запчастей и расходных материалов многие водители отложили замену масла на неопределённое время — авось цены снизятся и не придётся в разы переплачивать за канистру рекомендованного заводом-изготовителем Castrol или Elf. Редакция av.by выяснила, стоит ли ждать снижения цен и восстановятся ли поставки в прежнем объёме.

Фото здесь и далее носят иллюстративный характер, архив av.by

Для того, чтобы оценить ситуацию, мы выделили несколько крупных, на наш взгляд, интернет-магазинов. Моторное масло искали для двух достаточно популярных на рынке моделей Ford: Escape (авто 2018 года с 1,5-литровым двигателем) и Fusion (2019 года с мотором объёмом 2,0 литра). К конкретной марке масла мы не привязывались, обозначив лишь, что необходим объём 4 л, 5 л и 1 л, вязкость — 5w30. Что же нам посоветуют и есть ли выбор?

В первом магазине менеджер сразу же поинтересовался, на какую машину мы ищем масло. Возможно, услышав неуверенный голос покупательницы, он не стал спрашивать про конкретные условия и самостоятельно посмотрел рекомендуемые допуски на наш условный Ford Escape, чтобы подобрать подходящую жидкость. Из имеющихся вариантов на 4 литра нам предложили Mobil за 377,22 рубля (под заказ), Eni — 88,43 рубля, Lukoil — 117,94 рубля и Shell за 166,86 рубля (литр — 43,02 рубля).

Скриншоты с сайта autoostrov.by

В целом выбор есть, но вот цены, откровенно говоря, кусаются. Ни для кого не секрет, что это стало одним из последствий начала военной спецоперации на Украине и резкого скачка курса валют. На фоне слабеющего к доллару и евро рубля многие торговые сети начали повышать значения в прейскурантах. Но сейчас рубль взял курс на укрепление — его стоимость относительно американской и европейской валют растёт. Можно ли рассчитывать на то, что прайс-листы перепишут в сторону уменьшения?

— На самом деле масла уже подешевели, недавно было ещё дороже. Спрогнозировать, в какую сторону они пойдут дальше, сложно: цены у нас меняются каждый день, это не от нас зависит. Что касается скидок, то они действуют только при самостоятельном заказе. Есть возможность рассчитаться картами рассрочки, — отметил консультант.

В следующем интернет-магазине девушка предупредила: подобрать масло по модели машины не получится, поскольку по телефону могут сориентировать только насчёт наличия товара. Она отметила, что имеется множество предложений. Можно самостоятельно посмотреть их на сайте и выбрать подходящий вариант.

— Все указанные в Сети цены актуальны. Единственный момент — желаемого товара может не быть в наличии, поскольку масло сейчас очень быстро разбирают. Акции действуют для клиентов магазина, уже пользовавшихся нашими услугами. Только, если вы рассчитываетесь картами рассрочки, стоимость придётся вносить полную, — сообщила менеджер.

Скриншот с сайта 7745.by

Послушав рекомендации консультанта, мы самостоятельно ввели нужные параметры и посмотрели, сколько стоят, например, Motul и Castrol, которые подойдут для нашего «Эскейпа». Согласно выданным результатам 4-литровая банка «Мотюля» обойдётся в 237,97 рубля (от 33,58 до 52,35 рубля за один литр), в то время как «Кастрол» стоит 259,18 рубля (за литр нужно отдать 71,95 рубля).

Затем мы решили переключиться на масло для «Фьюжена». Поскольку двигатель здесь побольше (2,0 литра), выбираем 5-литровые предложения. Сразу же после уточнения марки, модели и года выпуска на том конце провода назвали Ford Castrol Magnatec Professional E за 230 рублей (литровый вариант стоит 73,80 рубля).

Скриншот с сайта dviglo.by

— Сейчас, к сожалению, акций никаких не проводится, а если брать в рассрочку, то сумма будет больше, — рассказал продавец. — Прогнозировать что-либо сложно: масла на складах нет, намечается его дефицит, поэтому поставщик цену никак не двигает. Не подумайте, что я вас подстрекаю быстрее брать то, что есть, но в условиях нынешней неопределённости возможность нехватки не исключается. Сейчас люди берут и по две, и по три ёмкости, поэтому запасы, которых нам раньше хватало на месяц-два, расходятся за неделю. Если у вас есть необходимость в срочной замене масла, конечно, покупать лучше сейчас, — посоветовал менеджер. — В случае если запаса по километрам до плановой замены хватает на полгода-год, можно подождать стабилизации ситуации. Как вариант, можно рассматривать не выше упомянутый Castrol, который в основном берут на «Форды», а что-то со схожими характеристиками, но бюджетнее.

В другом интернет-магазине сразу отметили: стоит приобретать масло, использовавшееся ранее.

— Машина очень свежая, поэтому лучше лить то, что было. Могу предположить, что подойдёт Ford Formula F — 199,08 рубля за пять литров (литровая канистра — 53,76 рубля). Но всё же надёжнее свериться с сервисной книжкой. Исходя из допусков, можно подобрать и что-то другое, выбор у нас есть, — коротко ответил менеджер.

Скриншот с сайта autosup.by

К слову, а что думают о таком варианте, как экономия на рекомендованных маслах, эксперты: чем это чревато для машины, что нужно учитывать и можно ли менять масло реже? С этими и другими вопросами мы обратились к специалистам официального дилерского центра Kia «Атлант-М на Независимости».

— Учитывая дороговизну масла, можно ли перейти на более длительный интервал замены (например, один раз в 20 тыс. км, а раньше раз в 10 тыс. менялось)?

— Для большинства автомобилей Kia при использовании авто в стандартных условиях интервал замены масла и масляного фильтра в двигателе совпадает с интервалом планового ТО или 15 000 км пробега. Либо же процедура проводится раз год, в зависимости от того, что наступит раньше.

— Удлинять период замены масла мы не рекомендуем по нескольким причинам. Во-первых, 15 000 км — это средний пробег для автомобиля за год, расчёт предусмотрен заводом-изготовителем. Во-вторых, масло, как и любая техническая жидкость, имеет свой срок эксплуатации: оно изнашивается, теряет свойства, может окислиться при длительном взаимодействии с механизмами, а значит, со временем лишается своих смазывающих, охлаждающих и защитных характеристик. А если вы используете автомобиль в сложных условиях (в такси; часто оставляете заведённым двигатель на холостом ходу в холод или жару; ездите по пыльным песчаным дорогам или пользуетесь прицепом), то вот этот рекомендованный период уменьшается в два раза. Другими словами, если вы часто эксплуатируете машину на грунтовых дорогах, в двигатель попадают частицы песка, пыли. Масло постепенно загрязняется и уже не выполняет свою изначальную функцию, не обеспечивает защиту двигателя и деталей, не предохраняет его от коррозии и изнашивания.

Увеличение срока замены масла повлечёт за собой повышенный износ цилиндропоршневой группы и, как следствие, износ двигателя. А ремонт мотора или его замена всегда были очень дорогой услугой.

— Чем опасно «старое» масло для двигателя? Нужно ли его обязательно менять, даже если машина не ездит?

— Длительный простой зачастую влияет на автомобиль ещё хуже, чем слишком активная эксплуатация, и это касается не только масла. В закрытой таре оно может храниться долгое время, сохраняя свои свойства, но как только масло попадает в двигатель, оно подвергается воздействию окружающей среды. Конденсат, который образуется в картере ДВС, стекает в поддон и попадает в масло; кислород, оказывающийся в моторе, окисляет масло; качество используемого топлива ухудшает смазывающие свойства масла и т. д.

Обнажившиеся после стекания жидкости в картер прокладки и уплотнители вступят в химические реакции с кислородом и будут разрушаться. А это чревато уже протечками масла. Наконец, в случае долгого простоя машины внутренняя часть цилиндров может даже покрыться ржавчиной. Этому процессу способствуют наличие в веществе загрязнений и выделившиеся из него жидкие эмульсии. Влага покроет гладкую поверхность цилиндров и запустит процесс коррозии.

Использованное масло не выполняет функции, которые изначально на него возлагаются.

— Нужно ли менять масло после длительного простоя?

— Это вещество в двигателе должно выполнять несколько основных функций:

  • — смазывающие;
  • — охлаждающие;
  • — моющие;
  • — защитные.

Если масло не осуществляет хоть одну из данных функций, то это приведёт к выходу из строя двигателя и последующему дорогостоящему ремонту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *