В какой стране появились первые пожарные автомобили
Перейти к содержимому

В какой стране появились первые пожарные автомобили

  • автор:

В какой стране появились первые пожарные автомобили

Первые пожарные машины, которые выезжали на пожар больше 100 лет назад

История специализированной пожарной техники насчитывает не одно столетие. Она появилась еще в 17 веке. Изначально это были конные экипажи, которые доставляли на битву с огнем бочки воды, лестницы, багры и пожарную команду.

Первые пожарные машины, которые выезжали на пожар больше 100 лет назад

В 1829 году в Англии была построена первая паровая пожарная машина. Появившиеся впоследствии паровые самоходки массой около 7−8 тонн, развивающие скорость до 30−35 км/ч и в зависимости от запасов топлива проезжающие от 25 до 60 км пути, перевозили на себе 5 человек экипажа, пожарные рукава и другое оборудование.

Первые пожарные машины, которые выезжали на пожар больше 100 лет назад

В 1901 году немецкая фирма «Юстус Кристиан» построила первую самоходную пожарную машину на электротяге. Она была громоздкой и тяжелой из-за аккумуляторов в ящиках под сиденьями, но могла перевозить до 10−12 пожарных. А еще требовала частой перезарядки батарей при помощи специального оборудования. Поэтому век таких машин, как и самоходных паромобилей, оказался недолгим.

Первые пожарные машины, которые выезжали на пожар больше 100 лет назад

С появлением двигателя внутреннего сгорания машины с ДВС поступили на службу к пожарным. Первые упоминания их в Европе датируются январем 1897 года, когда префект полиции Парижа обратился за средствами для покупки пожарной машины с бензиновым двигателем, чтобы заменить ею лошадей.

Первые пожарные машины, которые выезжали на пожар больше 100 лет назад

В России первый пожарный автомобиль был построен в 1904 году на фабрике «Фрезе и К°», где ранее собирали кареты. Он представлял собой заднеприводную машину с одноцилиндровым мотором мощностью 9 л.с., оснащенную двумя лестницами, стендером и 170 м рукавов. Машина могла перевозить одновременно 10 человек с максимальной скоростью 15 км/ч и приезжала на пожар на 12 минут раньше конного экипажа.

Пожарная машина Фрезе (1904)

Пожарная машина Фрезе (1904)

В том же 1904 году в Петербурге был построен еще один пожарный автомобиль, но уже на шасси “Даймлера”. Его разработали в обществе «Г.А. Леснер» и оснастили стендером, комплектом рукавов, а также местами для экипажа из 14 человек.

Пожарная машина Леснера (1904)

Пожарная машина Леснера (1904)

В Москве первую пожарную машину разработали в 1907 году инженеры завода Густава Листа. Ее массовое производство на шасси ​​«Руссо-Балт-Д24-40» организовали в 1913-м на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе. К революции 1917 года на всю страну было лишь 10 пожарных машин.

Пожарная машина Густава Листа (1907)

Пожарная машина Густава Листа (1907)

Первая полностью советская пожарная машина появилась летом 1926 года. Автонасос на шасси АМО Ф-15 собрал ленинградский завод «Промет». Помимо коловратного насоса производительностью 600 л/мин с приводом от двигателя, ей полагалась трехколенная лестница, лестница-штурмовка, напорные рукава и шанцевый инструмент. И более 300 выпущенных до 1929 года на Миусском заводе в Москве АМО Ф-15 «Промет» до наших дней сохранилась всего пара машин.

АМО Ф-15 «Промет» (1926)

АМО Ф-15 «Промет» (1926)

В середине тридцатых годов прошлого столетия Московский завод пожарных машин наладил серийный выпуск автоцистерны на шасси ЗИС-5. ПМЗ-2 перевозила 1 500 литров жидкости и боевой расчет из шести человек, часть которых ютилась на лавках за кабиной. Во время Второй мировой войны автоцистерна показала свою эффективность, когда популярные до этого автонасосы оказались малопригодны для тушения пожаров из-за затрудненного доступа к источникам воды после бомбежек.

ПМЗ-2 (1936)

ПМЗ-2 (1936)

На протяжении многих лет места для пожарных размещались по бокам автомобилей. Или же вся команда стояла в открытой задней части кузова. Это было неудобно и опасно. Пожарные получали травмы и даже погибали, падая с машины на дорогу в резких поворотах. Поэтому со временем от такой схемы размещения отказались.

American LaFrance Type 600 (1941)

American LaFrance Type 600 (1941)

Выдвижные телескопические механизмы с несколькими звеньями, предназначенные для борьбы с огнем на высоких этажах зданий и эвакуации людей, появились у пожарных к концу 19 века. По мере увеличения размеров и массы их сначала оснастили колесами на конце, а затем стали устанавливать на отдельные машины.

Mercedes-Benz LK315 Drehleiter Metz DL-52 (1954)

Mercedes-Benz LK315 Drehleiter Metz DL-52 (1954)

Отличительными чертами современной пожарной машины являются проблесковые маячки, сирены и специальные цветографические схемы оформления кузова. Это делает автомобили экстренной службы хорошо видимыми на дороге и помогает им получать преимущества в движении, когда пожарная команда спешит на вызов.

Spartan Gladiator E-One Fire Engine (1996)

Spartan Gladiator E-One Fire Engine (1996)

В России и большинстве стран мира пожарные машины окрашивают в красный и ярко-красный цвета. Они могут быть однотонными или сочетаться с белым. Во Франции— с желтым. В Канаде можно встретить частично или полностью белые пожарные машины, а в Австралии, Великобритании и Швейцарии— лимонно-желтые.

Когда и где появился первый пожарный автомобиль?

ПОЖАРНАЯ МАШИНА – специальное транспортное средство для тушения пожаров. Пожарные автомобили являются оперативными транспортными средствами, окрашиваются в установленные цвета, на них имеются опознавательные знаки.

Первый пожарный автомобиль «Паровой слон» был изготовлен в 1859 г. и он был на паровом ходу. В 1901 г. журнал “Пожарное дело” сообщил своим читателям о создании во Франции двух типов пожарных электромобилей.
Один из них предназначался для перевозки насоса, 400 литров воды и катушки, рассчитанной на 40 м рукавов. Скорость передвижения автомобиля составляла 19 км/час, а радиус действия 60 км. Производительность насоса достигала 80 л/мин. Батарея аккумуляторов весила 580 кг. Запаса воды хватало на 5 — 6 мин. работы.

При установке на водоем энергии аккумуляторов могло хватить на 6 часов непрерывной работы. Второй электромобиль служил для перевозки 6 пожарных, трех стволов, рукавной катушки и прочего имущества.

Интересно, что во всех первых пожарных автомобилях шофер располагался на высоких козлах, а диаметры передних и задних колес различались между собой. Внешний облик конных экипажей в начале XX в. пока еще сохранялся и в автомобилях.

Примерно в этот же период подобную пожарную линейку выпускает немецкая фирма “Юстус Кристиан Браун”. На нее ставили съемный насос подачей 430 л/мин. Боевой расчет составлял 11 человек. Этой же фирмой был налажен серийный выпуск электромобиля с паровым насосом, подающим до 2500 л/мин. Колеса приводились в движение двумя осевыми электромоторами общей мощностью 9,6 кВт.

Преимущества пожарных автомобилей над паровыми были очевидны. Как показали испытания электромобилей, проведенные в г. Руане (Франция) в 1902 г. , время готовности к работе по прибытию на пожар составило 3 — 4 мин. Для паровых насосов это время составляло 13-14 мин. Вес машины с экипажем из двух человек не превышал 1 тонны, тогда как паровой насос, как уже отмечалось выше, весил от 2 до 4,5 тонны.

Большим преимуществом явилась и простота конструкции электромобиля, и меньшая стоимость. К числу их недостатков специалисты относили необходимость частой перезарядки аккумуляторов, которая могла быть произведена только в пожарных частях, где имелось соответствующее оборудование.

В России первый пожарный автомобиль был построен в 1904 г. на петербургской фирме «Фрезе и К». Он был рассчитан на перевозку 12 пожарных, имел мощность двигателя 8 л. с. и развивал скорость 15 км/ч.
Был передан в Александро-Невскую часть С. -Петербурга, где эксплуатировался до 1910 г.

В Москве первый пожарный автомобиль появился в 1907 г. и был построен на заводе Густава Листа.

Один из первых пожарный автомобиль в советское время под названием «Подстволовый» был создан в июле 1926 г. в С. -Петербурге (Ленинграде) на 1,5-тонном шасси АМО-Ф-15. Автомобиль мог перевозить 8 пожарников и на нем располагался насос производительностью 1200 л/мин.

Первые пожарные автомобили в мире и в России

Пожарная служба начала свою работу в XVII веке, до этого люди боролись с огнем своими силами. Города росли, ущерб от пожаров становился масштабнее. Возникла острая необходимость в создании формирований, способных быстро локализовать и ликвидировать очаги возгораний. Со временем средства для борьбы с огнем совершенствовались и становились более эффективными, а достижения в области машиностроения привели к появлению самодвижущихся пожарных экипажей.
Пожарный автомобиль
Содержание:
Где появились первые пожарные автомобили?
История пожарных машин в России
Первый в мире пожарный автомобиль

Где появились первые пожарные автомобили?

В начале 19 столетия ученые задумались о применении паровых насосов для тушения огня. Первые пожарные автомобили появились в Англии, США и Германии. В 1829 году в Лондоне инженер-гидротехник Джордж Брейтуэйт изобрел паромобиль, который получил название «Новинка». В городе машину на вооружение не поставили, но техника заинтересовала короля Пруссии.

Первая пожарная машина

Параллельно с англичанином разработкой пожарной техники занимались американские инженеры. Стараниями Пола Рэпси Ходжа на улицы Нью-Йорка выехал первый в Америке пожарный автомобиль. Согласно техническому заданию машина должна была перевозиться лошадьми, а высота напора достигать флагштока мэрии. Собранная модель превзошла все ожидания, на испытании машина выдала струю воды выше флагштока. «Жизнь» автомобиля была недолгой, пожарные жаловались на большой вес (около 7 тонн), неисправности в работе мотора, к тому же подобная техника грозила банкротством компаниям, производившим ручные насосы. Через несколько месяцев работы машину продали, новый владелец использовал ее в качестве двигателя на производстве.

Человеком, который изобрел первую успешную пожарную машину, стал Моисей Латта из штата Огайо. «Joe Ross» или как ее прозвали горожане «Дядюшка Джо Росс» подавала воду по 2, 4 и 6 рукавам одновременно, причем каждая струя позволяла быстро тушить пожар. Спустя два года после испытания на добровольные пожертвования была собран еще один экземпляр – «Подарок горожан».

В 1890 году немецкая фирма «Юстус Кристиан Браун» выпустила самоходный автомобиль, а спустя 11 лет продемонстрировала машину, работающую от электрической энергии. Модель была тяжелой, поэтому развивала скорость не более 30 м/час. Аккумулятор приходилось часто заряжать, поэтому электромобилю пришлось уступить место бензомотору.

К концу XIX века во многих городах Европы пожарные части имели паромобили. Внешне они не отличались от конных экипажей, но зато могли помимо воды перевозить шланги и лестницы. Задние колеса были больше передних, водитель словно кучер восседал на широких козлах.

История пожарных машин в России

Первые пожарные машины в России появились лишь в начале 20-го столетия, до этого на вызов приезжали конные бригады. Основной причиной служило отсутствие хороших дорог. Выезд пожарного обоза был впечатляющим. Стук подков, звон бубенчиков, храп могучих рысаков наполняли улицы и площади.

alt=»Первые пожарные машины в России» width=»500″ height=»430″ />В 1904 году в Санкт-Петербурге на фабрике Петра Фрезе был построен первый в России пожарный автомобиль. Он вмещал 10 человек, две лестницы, стендер и пожарные рукава. Максимальная скорость составляла 15 км/час, что позволяло бригаде прибыть на место на 10-12 минут быстрее, чем конный экипаж. В том же году вышла усовершенствованная модель, оснащенная цистерной, комплектом рукавов и 14-ю пассажирскими местами. Разработкой занималось петербургское общество «Г.А. Леснер». В Москве самоходный пожарный транспорт появился в 1907 году, а серийное производство наладилось лишь в 1913 году.

После революции не осталось ни одного завода, который бы смог выпускать машины. Появлялись «самоделки», энтузиасты собирали спецтранспорт из трофейных автомобилей. В 1922 году власти решили закупать иностранные пожарные машины, которые служили образцами для производства отечественной техники. Постепенно открывались заводы в Ленинграде, Москве, Нижнем Новгороде. В 1937 году в стране был создан научно-исследовательский институт противопожарной обороны, с тех пор производство спецтехники стало централизованным.

Первый в мире пожарный автомобиль

Как было сказано выше, первый пожарный автомобиль создал Джордж Брейтуэйт. Машина весила около 2,5 тонн, ее мощность составляла 10 лошадиных сил. Насос «Новинки» был рассчитан на 900 л воды. Поршни и насос располагались на одной оси.

Первый в мире пожарный автомобиль

Машина участвовала в тушении нескольких лондонских пожаров. Но несмотря на высокую производительность, не была принята в противопожарную службу. Против ее использования выступала компания по страхованию от пожаров. Брейтвейт вместе со своим партнером Джоном Эриксоном все же убедили другие общины в эффективности машины. В 1832 году инженеры выпустили очередной экземпляр. «Комету» оснастили двойными цилиндрами и насосами, именно эту модель стали серийно выпускать в Германии.

Успех детища Брейтуэйта не изменил отношения лондонцев, они и не думали пользоваться новомодным изобретением и продолжали бороться с огнем с помощью ручных пожарных насосов. Не получив признания на Родине, изобретатель спустя нескольких лет работы перестал заниматься производством пожарных автомобилей.

День изобретения автомобиля

img

Сегодня День изобретения автомобиля, а мы расскажем о первых пожарных авто.

Зарождение специализированной пожарной техники началось в 17 веке. Именно тогда пришла идея усовершенствовать ручной способ тушения огня и подключить к бочкам с водой насосы. Дальность водяной струи при этом увеличилась до 6 метров, и это был настоящий прогресс.

В начале 19 века ученые из разных стран задумались об использовании в пожаротушении паровых насосов. Самая первая пожарная машина в мире появилась в Англии в 1829 году. Ее придумал инженер-гидротехник Джордж Брейтуэйт. Изобретение получило название «Новинка».

Параллельно с Брейтуэйтом работу над усовершенствованием технических средств борьбы с огнем вели в Америке и уже в 1841 в Нью-Йорке появилась первая пожарная машина. Это было изобретение Пола Рэпси Ходжа. Правительство города сделало заказ: машина должна перевозиться лошадьми, а высота подачи воды должна быть не менее уровня расположения флагштока мэрии. Разработка Ходжа по техническим характеристикам даже превзошла техтребования: она выбросила струю воды выше обозначенной точки. Однако из-за конкуренции с компаниями, производящими ручные насосы, так и не стала на вооружение противопожарной службы.

Вторая попытка усовершенствовать средства тушения пожаров в Америке принадлежит Моисею Латте из штата Огайо. Именно он стал отцом первого успешного паромобиля в США, который был протестирован в 1852 году. Преимуществом его стала подача воды через рукав 120 метров на расстояние 45 метров. Именно это убедило городской совет Цинцинатти подписать с Латте договор. Все сразу оценили технологию подачи воды по 2, 4 и 6 рукавам одновременно.

А через два года после первого эксперимента жители Цинцинатти добровольно собрали деньги на постройку еще одной машины, которую впоследствии назвали «Подарок горожан».

Первая пожарная машина в России появилась лишь в 1904 году, а до этого использовались конные бригады. Сделали ее в мастерских П.А. Фрезе, где ранее производили кареты. Это был автомобиль с одноцилиндровым мотором мощностью в 9 лошадиных сил. Одновременно на нем могли ехать 10 человек. Из оборудования имелось две лестницы, стендер и 170 метров рукавов. На то время разработка Фрезе имела отличную скорость 15 км/ч, что позволяло пожарным прибыть на место на 12 минут раньше, чем конный экипаж.


На этих страницах мы рассмотрим историю российской пожарной техники. В хронологическом порядке будут представлены важнейшие события истории отечественного пожарного дела, технические средства тушения пожаров и спасения людей на рубеже XIX и ХХ веков, биографии и достижения отечественных специалистов-огнеборцев и предпринимателей, стоявших у истоков производства российского противопожарного оборудования.

Эта часть нашей истории охватывает период с 20-х по середину 40-х годов ХХ века. Уходят в прошлое несущиеся галопом лошади конного обоза. В разрушенной Гражданской войной стране усилиями энтузиастов начинается автомобилизация пожарной охраны. Благодаря инициативе и творчеству пожарных, массово появляются различные конструкции пожарных линееек, автонасосов, газовок. И скоро появляются предприятия, начинающие выпуск первых отечественных пожарных автомобилей.

Бурными темпами идёт развитие отрасли производства противопожарного оборудования. Создаются современные модели пожарных автомобилей, принципиально новые виды противопожарного оборудования. Невиданный размах приобретает творчество изобретателей технической службы крупных пожарных гарнизонов, создающих технику, не уступающую серийным образцам. Взлетают пожарные самолёты, на речных просторах появляются пожарные суда и катера. Наша история плавно перетекает в день сегодняшний к современным проблемам и достижениям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *