Как я варил велосипедную цепь.
Всем привет. Сварил цепь в парафине, хочу об этом поведать миру.
Сразу делюсь главным выводом об машинке для мойки цепи и сопутствующим ей кисточкам. Это ПОЛНОЕ гавно! Перед установкой вела на зимовку, цепь была тщательно промыта фейри, высушена и смазана.
Решил пропарафиниться, соответственно сначала цепь необходимо обезжирить. Не вопрос. Снимаю цепь, заталкиваю в бутылек с широким горлом и заливаю смесью всяких растворителей (ацетон, спирт, уайт-спирит и чето там еще). Всю ночь это дело откисало, наутро, долго и тщательно болтал бутылкой. Биля-а-ать! Сколько же вымыло грязи! Так, ладно. Теперь то цепь чистая. Контрольный промыв с фейри, сушка на батарее и цепь готова к проварке. Растапливаю парафин на водяной бане, опускаю туда цепь, добавляю соль и перец (шутка), варю. Крррасота! Чистенькая цепь чудненько булькает в прозрачном парафине, старательно готовится к новому велосезону. Отлично. По рецепту требуется ее потеребить, чтобы выгнать пузырьки воздуха. Потеребил бля! Короче, через минуту теребления прозрачный как слеза парафин стал абсолютно черным. Жалко парафин, ну хер с ним, зато теперь цепь точно чистая. Растапливаю новый, опускаю туда уже точно чистую цепь, тереблю согласно рецептуре. Сцуко! Он опять такой же черный! Тоисть, мои промывалки цепи машинкой не давали ващще никакого эффекта, внутри роликов абразивная грязь держится настолько надежно, что даже промывка в жидком растворителе не дала нужного результата. Что делать? Теперь цепь не просто грязная внутри, но плюс к этому, грязь отлично схвачена парафином! Бля, похоже я гений велоцепей. Но! Мы не привыкли отступать. Дети, слушайте папин рецепт. Цепь опять в бутылку, заливаем чистым уайт-спиритом и аккуратно греем на водяной бане, периодически потрахивая. Сильно нагретый уайт-спирит вымывает из цепи ВСЁ! Только после этой процедуры свежая порция парафина осталась абсолютно прозрачной после проварки. А машинку для промывания цепи я выкинул. Бестолковая вещь.
Всё о варке цепи в парафине
Смазка цепи, как и обслуживание любых других механизмов велосипеда – это важный этап беспроблемной эксплуатации нашего двухколесного коня. На рынке присутствует множество разнообразных составов для смазки цепи, основные типы которых мы ранее рассмотрели в одной из статей. Но никакая другая тема так не будоражит умы завзятых райдеров, как варка цепи в парафине. И хоть этой теме уже более десяти лет, все так же продолжают ломаться копья в схватках между почитателями варки, приверженцами эмульсионных парафиновых смесей и адептами традиционных масляных смазок.
Рассмотрим, что представляет собой варка цепи, ее основные достоинства и недостатки, а так же подробно разберем процесс варки.
Зачем варить цепь в парафине?
Кто и когда впервые использовал твердый парафин в качестве смазки цепи, история умалчивает. Вероятно, идея взялась еще со времен, когда была популярна варка цепи в солидоле или «графитке». Но такое обслуживание цепи, кроме большого интервала между смазками, имело еще ряд недостатков: притягивание поверхностью цепи пыли и песка, вследствие чего смазка приобретала грязно черный цвет; высокая «загрязненность» цепи солидолом из-за чего можно было легко запачкать одежду, руки и все вокруг трудно отмываемым составом; не самый приятный процесс варки – разогретый солидол имеет сильный специфичный нефтяной запах.
Варка цепи в парафине – это, по факту, нанесение твердой смазки на всю поверхность цепи. В машиностроении твердые смазки применяются в случаях, когда использование традиционных смазочных материалов не приносят должного стабильного эффекта, например в условиях высоких нагрузок, сверхвысоких температур, большой загрязненности среды или в вакууме. Самым распространенным твердым смазочным материалом является порошкообразный графит. Менее известные, но также часто применяемые, твердые смазки – это порошки дисульфида молибдена и тефлона (PTFE). На практике эти материалы наносятся на трущиеся поверхности в виде смеси с жидкими, консистентными смазками или с испаряемым растворителем.
Строго говоря, «варка» цепи в парафине – это не процесс варки в его общепринятом понимании. Кипения жидкости не происходит. По технологическому процессу необходимо расплавить смесь и довести ее температуру до определенных значений, которые заметно ниже температуры кипения парафина. Необходимо отметить, что перегревать смесь категорически не рекомендуется, поскольку может произойти самовоспламенение паров парафина.
В цифрах ориентировочные значения нагрева следующие:
- плавление парафина 45 – 65 °C
- максимальная температура варки цепи в парафине 70 – 90 °C
- температура вспышки (самовоспламенения на воздухе) 200 – 240 °C
- кипение парафина свыше 370 °C
Дополнительные добавки могут немного влиять на эти значения. Во многих рекомендациях советуют производить плавку парафина на водяной бане. Таким образом, достигаются безопасные условия, когда перегрев выше 100 °C невозможен до полного выкипания воды.
Какие достоинства варки?
Многие пользователи, которые варят свою цепь в парафине, уже не возвращаются на классическое смазывание маслом, каким бы оно не было. Так что же особенного получает велосипедист, проваривающий свою цепь в парафине?
- Прежде всего, это чистота трансмиссии. Цепь и звезды, смазанные парафином, сами по себе не пачкают вещи, с которыми соприкасаются. Тонкий слой парафина, покрывающий цепь, отталкивает влагу, пыль и грязь, а так же защищает ее поверхность от коррозии. Вследствие чего, трансмиссия не пачкает руки и окружающие предметы.
- Увеличенный срок службы цепи. Так как парафиновая смесь не способствует собиранию на себя грязи и пыли, то условия работы в загрязненных условиях, становятся значительно более благоприятными. В отличие от случаев, когда для смазки используется масло и, даже короткий заезд на велосипеде по песку, приводит к сильному загрязнению трансмиссии. А возникающий в этом случае скрежет – это следствие дробления песчинок на трущихся поверхностях, и как итог – повышенный износ цепи и трансмиссии. В случае же с парафиновой смазкой возникает эффект, когда твердая смесь заполняет все свободные зазоры и пыли или песок физически никак не может попасть на трущиеся поверхности. Выигрыш в ресурсе цепи может быть в два и более раза. Он явно ощущается для активных велосипедистов, которые накатывают многие тысячи километров за сезон.
- Увеличенные интервалы между обслуживанием цепи. Тогда как смазывать цепь маслом требуется раз на 100 – 150 км, варка цепи может проводиться раз на 300 – 600 км. На результат сильно влияет состав парафиновой смеси и придерживание определенных правил варки, о которых речь пойдет ниже.
- Экономия. Финансовая выгода складывается из увеличенного ресурса деталей трансмиссии и цены состава парафиновой смеси. В случае с современными сингловыми 11 и 12 скоростными трансмиссиями, стоимость замены звезд и цепи весьма велика, и продление их срока службы даже на 50% уже существенно отразится на бюджете. Парафиновая смесь стоит достаточно дешево, по сравнению с аналогичным объемом фирменных смазок, и хватает ее надолго.
Какие недостатки парафиновой смазки?
- Следует отметить, что существуют и определенные неудобства, связанные с варкой цепи. Связаны они, прежде всего, с трудоемкостью этой операции и затраченным временем. Скептики утверждают, что в наше динамичное время выделять полчаса времени – непозволительная роскошь. И что якобы возня с мисочками и термометрами – это не то, чем должен заниматься современный человек. Но, как обычно, истина где-то посередине. Многие, кто безвозвратно перешел на варку, утверждают, что достоинства этого процесса полностью перекрывают недостатки. И при правильной организации процесса, занимает он не более 10 минут времени, без учета разогрева состава и остывания смазанной цепи.
- Еще один момент, связанный с особенностью применения густого состава – это некоторая потеря эффективности педалирования. В абсолютных цифрах значение не превышает 5 Вт, учитывая, что среднестатистический велосипедист в длительном режиме может выдавать мощность порядка 150-200 Вт. Но для тех, что борется за секунды и проценты этот фактор может быть решающим. Предлагаем ознакомиться с подробной инструкцией по варке цепи в парафине, и только тогда делать однозначные выводы.
Что нужно для варки цепи в парафине?
И вот мы подошли к самому главному – процессу варки цепи. Прежде всего, нужно запастись необходимыми материалами и расходниками.
Прежде всего понадобится:
- парафиновая смесь с замком
- емкость для плавки – воскоплавка или металлическая мисочка с печкой
- термометр
- емкость для мойки цепи, цепемойка или ультразвуковая мойка
- жидкость для очистки цепи – растворитель, бензин – Калоша, керосин итп.
- крюк для подвешивания цепи
- салфетки или тряпки
К сожалению, мировые производители велохимии не предлагают твердые парафиновые составы для варки цепи. Потому, эта ниша заполнена полностью самодельными составами. В самом простом варианте в качестве смазки можно использовать чистый 100% парафин. Его можно достать на производстве свечей, или в ближайшей аптеке. Сами свечи обычно состоят из смеси парафина и стеарина. Стеарин в свою очередь применяется, чтобы материал не прилипал к металлическим формам. Соответственно, такая смесь имеет плохую адгезию с металлом и будет плохо держаться на цепи.
Практически была выведена простая формула парафиновой смеси, состоящая из 2/3 – 3/4 парафина и 1/3 – 1/4 пчелиного воска, который придает смеси повышенную вязкость и увеличивает срок служба смазки. Для достижения еще более высоких показателей, в смесь вводят добавки, такие как: машинное масло, канифоль, церезин, озокерит итп. Эти добавки улучшают адгезию к металлу, повышают смазывающие свойства, твердость и долговечность смеси. Некоторые умельцы готовят смеси с разным составом для разного времени года, что так же в положительном ключе отражается на эффективности и долговечности смазки.
Лучше всего использовать воскоплавку, поскольку она греет до заданной температуры и не склонна к перегреванию смеси. Если такой возможности нет, то применяют металлическую миску, которую греют на водяной бане. Греть смесь на открытом огне или на электрической плитке не желательно, поскольку так ее можно легко перегреть.
Температуру смеси следует контролировать термометром. Холодная смесь плохо проникает глубоко в звенья, а перегретая быстро выливается из пространства под роликами. Обычно температуру смеси при вынимании цепи следует держать порядка 70-90 °C.
Очень желательно перед проваркой цепь промыть в моющей жидкости. Как минимум, применяют горячую мыльную воду. Но лучше справляется керосин, бензин – Калоша или растворители для краски. Меньше всего запаха у бензина Калоша. Процесс мытья цепи происходит либо на велосипеде при помощи цепемойки, либо с помощью бутылки с широким горлышком, которую тщательно встряхивают с моющей жидкостью внутри.
Работы следует производить в условиях, где загрязнение можно легко удалить при помощи салфеток, которые должны быть под рукой.
Как варить цепь в парафине?
Итак, порядок действий следующий:
- Тщательно вымыть цепь. Особенно следует серьезно отнестись к этой операции при первой варке новой цепи, а тем более старой цепи, которая ранее смазывалась маслом или другой жидкой смазкой. Растворитель можно использовать повторно после того, как осядет осадок, который следует удалить. Протерев цепь, обязательно ей надо дать время просохнуть. Ускорить процесс можно при помощи струи воздуха от компрессора, если он есть в наличии.
- Растопить парафиновую смесь. При помощи воскоплавки или миски на водяной бане топится парафин. Уже на этом этапе можно положить цепь, которая будет прижимать массу ко дну, и ускорять плавление. На всем этапе «варки» необходимо контролировать температуру смеси при помощи градусника, не давая ей перегреваться. Когда вся масса растает, а температура приблизится к 85 — 90 °C, разогрев выключаем. Обязательно цепь следует помешивать каким то тонким предметом, чтобы выгнать пузыри воздуха из звеньев.
- По рекомендации производителя используемой нами смеси, цепь доставать необходимо при достижении температуры 83 °C, тогда эффект будет оптимальным. Потому дожидаемся остывания смеси до заданной температуры и аккуратно, поддев цепь приготовленным крючком (подойдет крюк из велосипедной спицы), подвешиваем ее за середину либо за один из концов, и оставляем остывать. Подвешивание цепи – важный момент, которым не следует пренебрегать. Так равномерно распределяется по поверхности звеньев раствор, и что еще более важное – выбираются зазоры в сочленениях цепи.
- Подвешивать цепь необходимо над ненужной тканью или над сложенным листом бумаги, так как часть жидкого парафина еще будет стекать и капать. Во время остывания цепи, когда основная часть смеси схватится, ее можно протереть от потёков. По желанию, можно размять цепь, пока она еще теплая. Но зачастую, хватает и пары оборотов педалей, чтобы она пришла в рабочее состояние.
Когда следует повторно варить цепь?
Периодичность смазки цепи зависит от качества парафиновой смеси, режима езды, типа местности и погоды. В условиях сухой теплой погоды в прогулочном режиме при использовании проверенного состава, интервал между варками может достигать рекордных 600 км. В неблагоприятных же условиях эта цифра сокращается в разы.
Необходимость повторной варки цепи можно определить на слух. Сразу после обслуживания цепи, она никаких звуков не издает. Так может продолжаться до 100-150 км пробега, после чего цепь начинает негромко шуршать. Это нормальный режим. Так может пройти еще пару сотен километров. А вот когда возникнет высокочастотный «писклявый» звук трения металла о металл, он чем-то напоминает чириканье мелких птичек, стоит задуматься о повторной варке цепи.
Но даже если вы просрочите смазку, и будете ездить с «чирикающей» цепью, это не нанесет непоправимого ущерба. Поскольку парафиновая смесь плотно закрывает все зазоры между звеньями, то туда с большим трудом могут попадать абразивные частички. А без абразивных частичек в зоне трения, износ происходит значительно менее интенсивно.
Смазка цепи парафином имеет накопительный эффект. Это проявляется в том, что первого проваривания обычно хватает на 100-200 км. Вторая и третья варка выводит цепь в номинальный режим 300+ км.
Какие есть альтернативы варке цепи?
Объем работ, связанный с циклом варки цепи, может оттолкнуть тех, кто только слышал о таком способе смазки цепи. Так же, иногда уже опытные «варщики» в поиске более быстрого способа обслуживания цепи ищут альтернативы. И многие находят замену варке в двухкомпонентных или водоэмульсионных смазках для цепи.
Двухкомпонентные смазки состоят из основного смазывающего материала и растворителя. При нанесении смеси, за счет высокой текучести, она легко попадает глубоко под ролики цепи. После этого необходимо выждать определенное время, до нескольких часов, для того, чтобы растворитель испарился, а рабочий материал остался там, где он должен быть. В качестве растворителя разные производители применяют спирты, очищенные углеводороды или воду. А смазывающий элемент может состоять из густого масла или парафиново-восковой смеси.
Smoove Universal Chain Lube. Наиболее распространенная эмульсионная смазка цепи. Она отлично справляется с поставленной задачей как при сухой, так и при влажной погоде. Продукт характеризуется стойкостью при условии соблюдения заданного порядка нанесения. Цепь остается сухой и чистой, а периодичность смазки достигает 250 км. Одного флакона может хватить на несколько сезонов.
Squirt Chain Lube Long Lasting . Более бюджетная, но не менее эффективная эмульсионная смазка на водной основе. Она подходит для катания при любых погодных условиях. Эмульсия прекрасно проникает в глубину звеньев, а после высыхания отталкивает влагу и пыль.
Finish Line Krytech Paraffin. Состав предназначен для эксплуатации в сухих погодных условиях. После нанесения и полного высыхания образует прочную пленку, обладающую высокими смазывающими и защитными характеристиками. Хороший выбор для велосипедистов, которые ездят по сухим и пыльным дорогам.
Проварить цепь в парафине вы можете в нашей мастерской. Стоимость услуги составляет всего 100 грн., при учете, что цепь вымыта. Мойка цепи так же есть у нас в перечне предоставляемых услуг.
Цепь и парафин (Страница 1 из 64)
Сегодня хвастался перед девушкой-велолюбительницей, хватаясь за цепь Табуретки, и показывая ей чистые руки после этого. Удивилась. Да-да, похоже, я таки перешёл на обработку цепей воско-парафиновой смесью вместо смазки. Напоминаю, начитавшись коллег andr и waterlaz на "Харьков-Туристе" и некоторых буржуйских блогов, я смешал пищевой парафин (0,5 кг) с пчелиным воском (100 г) и пропитываю цепи этим составом. Смешивание и обработка, естественно, ведётся на водяной бане из тазика с водой и железного судка с перемешаными воском и парафином.
Предварительно цепь (даже новая) тщательно отмывается уайт-спиритом и ацетоном при помощи цепемойки. Ещё у меня есть неизвестное вещество (то ли парафин, то ли стеарин — осталось от первого эксперимента) из нескольких расплавленых свечек — если цепь не новая, сначала бултыхаю её в нём. Дело в том, что даже вроде бы чисто вымытая цепь выделяет остатки смазки в парафин (буду так условно говорить, но мы помним, что он у меня с воском),окончательно очищаясь. А парафин тот я еле нашёл в интернет-магазине материалов для изготовления свечей, и загрязнять его сильно не хочется, вот и доощищаю цепь плавлеными свечками. Естественно, это делается один раз — при переходе с обычной смазки. Потом цепь всегда будет чистой.
После плавлю свой парафин и погружаю в него цепь минут на 15, причём при помощи проволочек-спиц "беспокою" её там так, чтобы все звенья сгибались-разгибались — тогда состав надёжнее проникает, куда надо. После пропитки беру цепь крепким проволочным крючком за крайнее звено и вытягиваю из судка-ванны не спеша, давая стечь парафину. Попутно обтираю её тряпкой — для этого крючок и должен быть крепким. Цепь или сразу выкладываю на газету остывать, или (по настроению) ещё на батарею на пару часов закидывал для лучшего проникновения состава. Хотя батарея — это, наверное, лишнее, да и выключат её летом
На первых километрах цепь заметно растянется, особенно неновая — парафин выбирает зазоры, а при нагрузке лишний выдавливается. Придётся подтянуть, но потом нормальная цепь не требует подтяжки до следующей обработки. Одновременно с выдавливанием лишнего парафина, цепь приобретает свою обычную гибкость (после обработки она несколько дубеет, особенно если обрабатывать чистым воском, как это делал коллега andr). Звук работы цепи немного не такой, как на смазке, но к этому быстро привыкаешь. Бесспорное достоинство метода — отсутствие какого-либо налипания грязи, а это не только гигиена , но и увеличеный ресурс самой цепи. Даже когда парафин вырабатывается, цепь абсолютно не хрустит, если изгибать её туда-сюда поперёк. Как пишут более опытные в этом деле коллеги, сигналом к повторной обработке служит "мышиный писк", издаваемый цепью. Т. е. парафин выработался и металл работает по металлу. Согласен с теми, кто утверждает, что это всё равно лучше для цепи, чем работа на абразивной пасте из остатков смазки и песка.
На сегодняшний день ситуация такая: чёрная дачная брутальная Украина пробежала километров 15 — о результатах говорить рано. Трофейный пробежал километров 60 — тоже рано. Обе цепи — б/у. На Табуретке парафина на нулёвой цепи хватило на 100+ км (до "мышиного писка"), второй же обработки хватило уже на 350 км и сезон закончился . Мне показалось, что "мышиный писк" потихоньку начинается, но из-за шума трассы было непонятно. Поездка проходила в сырых условиях — мряка переходящая в слабый дождик. Это могло как смягчать звук цепи, так и способствовать окончательной выработке парафина — Хочу Знать, пока опыта "мокрой" эксплуатации не имею. Остальная часть пробега проходила в сухих условиях. Ну что ж, 350 км — вполне нормальный пробег при прочих достоинствах метода. Будем продолжать накапливать опыт.
В теме о смазке цепи коллеги бравируют пробегами 70-110 (рекорд! ) км на дорогущих смазках, а waterlaz знай себе рапортует: "500 км, парафин заменил!" . Меньший пробег у меня, скорее всего, объясняется фиксированной передачей — цепь ведь никогда не останавливается, пока вел в движении.
Некоторые коллеги пробовали парафин — им не понравились маленькие пробеги. Дело в том, что они натирали цепь свечкой и грели её феном. Для меня совершенно очевидно, что при таком способе парафин проникает в звенья неглубоко, вот и. Да ещё хрен его знает, из чего те свечки сделаны. А когда я опускаю цепь в парафин, из звеньев доолго пузырьки ещё идут. Возможно, когда они прекращаются, цепь уже можно и вынимать, но я перестраховываюсь, установив длительность процедуры в 15 мин — пусть хорошенько прогреется и парафин везде проникнет.
Процедура занимает меньше времени и трудов, чем написание и прочтение этого текста . Для многоскоростных цепей есть специальные замки, которые открываются-закрываются ещё проще, чем классический односкоростной. Так что метод годится и для велов с перекидкой. Возможно, начальная дубовость цепи немного побеспокоит, но во-первых, можно уменьшить количество воска или применять чистый парафин, во-вторых, не такая уж она и дубовая. Можно поставить вел на руль-седло и покрутить рукой педали минуту другую — цепь и разработается.
0,5 кг пищевого парафина стоит 20 грн, 100 г пчелиного воска 15 гр.(январь 20014) Для порции состава достаточно половины этого количества. При работе состав не столько расходуется, сколько загрязняется.
Статья опубликована не здесь в январе 2014 года.
До "мышиного писка" цепи рекорд по городу на фиксе — 700 км.
Все мои велосипеды и велосипеды друзей давно переведены на парафин. Цепи обслуживаются буквально по настроению. На дачной "разгонной тачке" парафина хватает на два сезона.
Составом смеси давно не интересуюсь. Парафин, озокерит, пчелиный воск, свечки — всё бодяжится в одну посуду. Разницы не замечено.
післявчора проїхав 600 км. Дум ав, що проїду на одному ланці, та не так сталося, на 300 км почав безбожно скрипіти.. Їхати можна було, але попереду ще 300 км, тому заїду, думаю, на прокат роверів і змащу чимось, якщо ні — то куплю в аптеці вазелін та й ним змащу. Купив вазелін, але їду на прокат.. В Микулиничах (біля Яремчі) якраз застав ще працюючий прокат, хоч була субота і година на сьому вечора.
-Добрий вечір, так і так, є чим змастити ланц?
-Є, силікон..
-Ее. ні.. не підходить!
-Є ще ось таке, я ним все мащу (показує баночку спрею для веломотоланцюгів.)
Я подивився, діватись нікуди..
-Мастіть.
Підходить до касети, трубочку направляє на ланц на зіроці, тисне спрей, прокручує педалом назад ланцюг — і вуаля, все змащено! (навіть на тормоз трохи потрапило).
-Дякую, скільки з мене?
-5 гривень.
-Маю 100..
-Ну тоді назад повертатиметесь — заплатите..Така легкість вирішення проблеми мене підкупила і я майже перестав сумувати за кефіром, що його не взяв з собою у кишеню..
Іхалося добре, якраз у Ворохті я з'їхав з асфальту і поїхав по шутрованій дорозі на ПіпІван Чорногірський.
Ланц не скрипів, все перемикалося чітко.Але яка паніка мене охопила вдома, коли я зняв і заміряв видовження ланца. По 30см шкалі оцінки видовження склало 1 мм (!). На парафіні 1 мм я наїзжую за 5-6т км, а тут за якихось 300 км.. Сумно стало. Справа в тому, що я маю ще один такий самий ланцюг Z92, їзжу на них поперемінно і парафіню їх що 500 км, сходились вони однаково до цієї поїздки.
Але хай там як, вимив я цей мащений моторексом ланц у бензині і пропарафінив його (до речі, ця мастика добряче прилипає — довелося терти боковини ланок щіткою, щоб було до блиску, ну а між роликами і піном, думаю, моя парафінерка справилась з миттям на відмінно..)Пішов ставити ланц і тут я вздрів, що робиться на касеті і роликах..
Все в в "пластиліні" з моторексу з піском . очі поповзли в сторону системи (ХТ) — там така сама картина, все чорне.
Зняв коло, касету — між нею і барабаном — та сам а чорна суміш мастила і піску.. Ну все, приїхав..
Рад не рад, прийшлося все розібрати (разом з системою), вимити в бензині, а потім в се протерти 646 розчинником, бо бензин не давав ради все відмити, ямки зірочок дальше були матові і чорні, ну просто ідеально шліфовані (на парафіні вони в мене покриті парафіном).
Короч, на миття цього моторексу я витратив більше трьох годин..
Тепер все, ніяких поливалок і спецспреїв — краще возитиму з собою парафінений ланц, або й два, якщо треба — тільки не цей масло-оливоспрейний жах .
Або й цілу парафінерку — не так вже і важко в сумуючому результаті..Будьте обережні — не сходіть на манівці від парафіну.
Варим цепь велосипеда в парафине, особенности процедуры
Чтобы смазать велосипедную цепь не обязательно тратить деньги на покупку дорогих средств. Чтобы сэкономить можно воспользоваться нетрадиционными способами. Благодаря парафину можно снизить трение между звеньями, и увеличить срок службы.
Преимущества
Благодаря проварке велосипедной цепи в расплавленном парафине, можно добиться следующих результатов:
- После обработки на металлические поверхности не налипает пыль, так как парафин обладает антистатическими свойствами.
- Райдеры могут спокойно снять цепь и прочистить трансмиссию.
- Для обслуживания изделий не потребуется больших усилий.
- Парафин обладает не только смазывающими качествами. С его помощью можно избавиться от мелких частиц пыли и грязи.
- В отличие от бытовой химии в процессе обработки отсутствует неприятный запах.
Специализированные смазки, которые выпускаются в промышленных масштабах, также содержат парафин. Однако производители многократно завышают стоимость продукции. Высокая цена заставляет покупателей искать альтернативу.
В чем секрет эффективности парафина?
Смазывающие свойства парафина практически не уступают масляным составам. В процессе движения в зазоры между звеньями попадает грязь, вода и пыль. Мелкие частицы оказываются в смазке, которая теряет свои качества. Дорожная пыль приводит к постепенному истиранию рабочих поверхностей. Чтобы предотвратить износ деталей используется парафин. После обработки на металлических поверхностях образуется пленка, которая препятствует попаданию грязи. Таким способом можно увеличить срок службы действующих механизмов.
Расплавленный парафин не только промывает, но и смазывает цепь. В процессе работы можно не опасаться, что материал испачкает одежду. Антистатические свойства вещества не позволяет грязи налипать на большинство поверхностей. Грязь можно смахнуть с помощью щётки.
Велосипедная цепь работает в тяжелых условиях. На неё постоянно попадает песок и льется грязная вода. При использовании обычной смазки абразивная смесь прилипает, и разъедает элементы, которые отвечают за работоспособность изделия. Парафин лишён этого недостатка, так как имеет твердую структуру.
Какие разновидности парафина подходят для варки
Для обработки велосипедной цепи можно использовать несколько типов парафина:
- стеарин;
- озокерит;
- пищевой парафин П-2;
- церезин.
При этом нужно учитывать свойства каждого вещества. Стеарин подходит для первичной обработки деталей. Материал плохо прилипает к металлическим конструкциям, так как имеет высокую тугоплавкость. При низкой температуре стеарин начинает дубеть.
Вместо стеарина лучше всего использовать обычный парафин, который используется в пищевой промышленности. Это вещество входит в состав косметических средств и лечебных препаратов. Парафин, который продается в аптеках, содержит отдушку, вазелин и воду. Примеси содержатся в незначительных количествах и не оказывают негативного влияния на состояние трансмиссии.
Владелец велосипеда может не беспокоиться о том, что на металлических поверхностях обработанных парафином появится ржавчина.
Однако многие пользователи не в состоянии отличить парафин от стеарина. Чтобы не ошибиться при выборе сырья достаточно оценить вид материала. Стеарин имеет характерный белый цвет. Парафин содержит добавки, которые придают материалу коричневатый или розовый оттенок.
Где можно купить?
Косметический парафин продаётся в любой аптеке. Для приобретения материала достаточно заплатить около 100 рублей за 0,5 кг. Этого объема достаточно для обработки трансмиссии. Некоторые производители добавляют в изделия красящие вещества. Их наличие не влияет на смазывающие свойства. Поэтому можно смело брать цветные декоративные свечи.
Готовый парафин продается специальных магазинах, торгующих поделками. Декоративная продукция не содержит стеарина. Производители предпочитают использовать пищевой парафин марки П-2. Существует возможность приобретения парафина на мелкооптовом рынке. Сырье продается в мешках, которые весят по 20 кг. При желании можно приобрести фасованную продукцию.
Как подготовиться к процедуре
Для начала необходимо промыть трансмиссию от пыли, который неизбежно попадает в процессе движения. Чтобы упростить задачу лучше использовать цепи, оснащенные замочным механизмом. При сильных загрязнениях может потребоваться дополнительная промывка. В процессе подготовки цепи необходимо промыть изделия в тёплой воде с помощью щетки. После механической обработки можно прополоскать звенья в бензине, который удалит грязь снаружи. Не стоит пытаться избавиться от мелких частиц пыли, которая находится между звеньями. Полностью вымыть грязь из труднодоступных мест получится уже во время варки в парафине.
Как проварить трансмиссию
Процедура проводится на водяной бане. При этом нужно учитывать, что парафин может самовоспламеняться. Это естественный процесс, который происходит при длительном кипении.
Важно! Не пытайтесь сбить огонь с помощью полотенца или других подручных средств. Это может привести к пожару в помещении.
Водяная баня позволяет избежать неприятных последствий. С этой целью используется емкость, в которой находится сосуд меньшего объема. Температура кипения жидкости составляет 100 градусов. Залейте в большой сосуд воду. Металлические изделия(цепь), которые нужно обработать, должны находиться в меньшей емкости. Насыпьте в неё парафин и начинайте греть, доведя воду до кипения. При нагревании парафин начнёт быстро плавится. Продолжительность процедуры составляет 10-15 минут.
При варке необходимо обязательно шевелить звенья. С этой целью можно использовать обычную спицу. После нагревания парафина из некоторых сочинений будут выходить крохотные пузырьки воздуха. Если не шевелить цепь, то вещество не сможет проникнуть в эти труднодоступные места. Это приведет к появлению неприятного звука, и усиленного износа в процессе движения. В конце процедуры необходимо вытащить цепь из парафина с помощью крючка, и поместить изделие на газету. Это позволит цепи остыть, и стечь лишнему парафину. Далее можно одевать цепь на велосипед, и ехать.
Повторно варить цепь рекомендуется через 200-300 километров. Хороших покатушек!