Институт НАМИ окончательно закрыл проект «Ё-мобиль»
По его мнению, ошибка инициаторов проекта заключалась в том, что они не занимались автопромом и «сложными техническими объектами» — и «вдруг решают этим заняться». «Это более дорогостоящая инициатива, чем ее оценивали с самого начала», — отметил он.
«О продолжении подготовки производства того же самого продукта сейчас речь уже не идет», — подчеркнул глава института. По его словам, определенные наработки — электропривод, композитные технологии — могут быть использованы в других отраслях.
В понедельник, 7 апреля, стало известно, что группа ОНЭКСИМ Михаила Прохорова окончательно отказалась от планов производства «ё-мобиля». За символическую сумму в один евро конструкторскую документацию и ноу-хау получил НАМИ.
Решение свернуть амбициозный проект отечественного гибрида, которым занималась компания «Ё-инжиниринг», объяснили дороговизной оборудования и спадом на авторынке.
Проект «ё-мобиля» Прохоров анонсировал в 2010 году. Идея бизнесмена быстро обрела популярность, а компания-производитель собрала более 200 тысяч предзаказов. Планировалось, что начальный объем производства машин составит 20 тысяч в год, а цена одного автомобиля не будет превышать 350-500 тысяч рублей (около 7 000 евро). В 2011 году было подписано соглашение о строительстве завода в Петербурге, выпуск машин должен был начаться в 2012-м.
Однако запуск производства неоднократно откладывался, а затем в руководстве компании сообщили, что реализация проекта перенесена на неопределенный срок. В связи с удорожанием оборудования потенциальная цена «ё-мобиля» могла достигнуть одного миллиона рублей (20 000 евро), что делало проект нерентабельным.
Ё-мобиль: пауза или панихида. Фото и видео
alt=»zahav.ru» width=»32″ height=»32″ />
Заявление чиновника из Санкт-Петербурга о том, что производство ё-мобиля отложили на неопределенный срок, оказалось внезапным не только для многих наблюдателей, но и для представителей «ё-Авто» и группы «Онэксим». Между тем источники Autonews.ru, близкие к ситуации, говорят, что это стоило ожидать.
Накануне председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин в ходе международной конференции по привлечению инвестиций Autoinvest 2014 заявил следующее: «В прошлом году они («ё-Авто» — прим. ред.) обещали выйти на сборку в конце 2014 года и на серийное производство в 2015 году. Планы откладываются на достаточно серьезный срок. Я думаю, что очень большие сложности с созданием нового автомобиля, это требует больших финансовых затрат».
«Продукт «ё-Авто» пока сырой и неконкурентоспособный. Денег на него потрачено немного».В пресс-службе группы «Онэксим», которая контролирует 85% акций компании «ё-Авто», корреспонденту Autonews.ru выразили удивление данным заявлением чиновника и пообещали прокомментировать его в ближайшие дни. В «ё-Авто» слова Мейскина комментировать не стали.
Вместе с тем источник Autonews.ru, располагающий данными о ситуации в «ё-Авто», говорит, что заявление Мейскина, исходя из ситуации в компании, может соответствовать действительности. По его словам, на неубедительное положение дел в «ё-Авто» указывают сразу несколько факторов. Главный из всех – малые объемы инвестиций. «Продукт компании пока сырой и неконкурентоспособный. Денег на проект по мировым меркам потрачено немного – около 150 миллионов долларов. Конкретно для данного проекта это очень мало», — говорит источник.
Недостаток инвестиций сказался, прежде всего, на оснащении завода, где изначально планировалось выпускать ё-мобили. Речь идет о производственной площадке в промзоне Марьино под Санкт-Петербургом. Планировалось, что в 2015 году в общей сложности с конвейера сойдет 10 тысяч ё-мобилей, а на проектную мощность в 40 тысяч машин в год предприятие выйдет в 2018 году.
«Завод – это вообще пока только стены. Как не было оборудования, так и его и нет. Как закупили один пресс, так больше и ничего нет. Инвестиции в предприятие должны были начаться сразу после показа машины. Но выяснилось, что машина сыровата, и инвестиции не начались», — отмечает источник.
На сегодняшний день завод представляет из себя большой ангар. «Это современное производственное помещение, которое при желании можно хоть под склад переделать. Расположено оно в хорошем месте. Так что на завод будет спрос», — добавил собеседник Autonews.ru.
Если говорить о ситуации в целом, то компания «ё-Авто», по его мнению, появилась в слишком сложное для всей автомобильной отрасли время: «Китайская компания, например, купила 14% акций PSA Peugeot Citroen всего за 800 миллионов евро. И одновременно с этим приходит сообщение, что Facebook купил WhatsApp за 16 миллиардов. Делайте выводы сами. Автомобильная промышленность перестает быть областью, в которой стоит играть, особенно, если ты новичок».
В «ё-Авто» от комментариев отказались. «Если у вас есть свои анонимные источники, то обращайтесь за комментариями к ним. Комментировать чьи-то заявления я не буду», — заявил корреспонденту Autonews.ru генеральный директор Андрей Гинзбург.
Отметим, что перенос сроков запуска серийного производства для «ё-Авто» не в новинку. В течение четырех лет — с тех пор, как в 2010 году были показаны первые прототипы ё-мобилей, — сроки сдвигали несколько раз. В феврале прошлого года было объявлено, что первый экземпляр будет выпущен в марте 2015 года. В августе 2013 года президент «Онэксим» Михаил Прохоров заявил, что серийное производство ё-мобиля начнется в середине 2015 года.
«С проектом ё-мобиль все нормально. Мы вот сейчас проехали несколько городов, показали машину. Завод продолжает строиться. Нам, к сожалению, пришлось на полтора года отложить его запуск по причине большого количества инноваций и инновационных деталей, которые по объективным причинам мы не можем сделать у нас в стране, а западные партнеры нас подвели. Тем не менее, машины есть, мы делали массовую презентацию. В общем и целом, несмотря на критику, проект состоялся, мы готовы его запустить к концу 2014 — началу 2015 года», — заявил Прохоров во время визита в Тольятти в августе прошлого года.
Читайте также
Новости о проблемах «ё-Авто» стали неожиданными еще и потому, что около полугода назад журналистам показали чуть ли не предсерийный экземпляр ё-мобиля и дали его протестировать. Автомобиль оснастили гибридной установкой, состоящей из электромотора и двигателя внутреннего сгорания производства Fiat. Тогда Андрей Гинзбург заверил, что внешне серийный автомобиль если изменится, то незначительно, а схема силовой установки и ее компоненты уже определены окончательно.
Автор: Роман Фарботко
Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.
Ё-мобиль — что случилось с проектом, и почему его закрыли
«Ё-Мобиль» — уникальный проект для российской автомобильной промышленности. Его выхода ждали многие. Это должен был быть первый отечественный «народный» автомобиль, где используется гибридный двигатель. Основатель проекта — бизнесмен Михаил Прохоров — возлагал большие надежды на «Ё-Мобиль». И тогда это казалось по-настоящему свежей идеей, способной если не возродить, то всколыхнуть отечественный автопром.
История появления «Ё-Мобиля»
История автомобиля началась в январе 2010 года. Стало известно, что владелец инвестиционной группы «ОНЭКСИМ» Михаил Прохоров задумал разработку и последующее производство компактного авто городского типа. Широкую огласку проект получил из уст пресс-секретаря Владимира Путина Дмитрия Пескова. Тогда публике стало известно только о доступной цене и технологиях, которые будут внедрены в производство. Путин, который тогда занимал пост премьера, очень заинтересовался в скорейшем серийном запуске автомобиля.
Автор амбициозного проекта разработки Ё-мобиля
Месяцем позже Прохоров озвучил первые цифровые характеристики. Новинка должна была весить не более 700 кг, а планируемый расход топлива составлял чуть больше 3 литров на 100 километров. Ориентировочная цена, которую назвал учредитель проекта, не должна была превышать 300 тысяч рублей. Также Прохоров объявил, что производство будет отстроено с нуля. Мощности будущего завода планировались на выпуск не менее 10 тысяч машин ежегодно. Предполагалось, что местом дислокации проекта станет Тольятти.
В апреле 2010 года в прессе упомянули холдинг «Яровит». Холдингу принадлежал 41% акций, и он должен был приступить непосредственно к созданию автомобиля. Андрей Бирюков, президент «Яровита», оценил проект в сумму около 150 миллионов долларов. А учитывая гибридный характер машины, его первоначальная стоимость оказалась переоценена.
Только спустя полгода первые эскизы авто были представлены на суд публики.
Эскиз ё-мобиля вызвал всеобщее восхищение
Общественность пришла в восторг от новых современных компактных автомобилей, что неудивительно при оглашённой ранее стоимости.
Имя «Ё-Мобиль», а точнее сначала только «Ё», появилось лишь в ноябре 2010 года. А уже в декабре была открыта выставка, где каждый желающий мог посмотреть одновременно сразу на три модификации «Ё-Мобиля»:
- городской хэтчбек;
- кроссовер-купе;
- фургон.
Каждый из представленных вариантов — полноценный ходовой прототип. Роль агрегатов играли два двухцилиндровых ДВС. Планы запуска в производство роторно-лопастного двигателя вызвали у широкой публики и профессионалов некоторое замешательство. Причина этого заключается в том, что такой слишком уж экзотичный мотор ни разу не был воплощён в рабочем экземпляре. Масла в огонь негатива подлил Андрей Бирюков, высказавший идею построить несущий кузов не из металлических, а из полимерных материалов.
В 2011 году было принято решение о переносе завода из Тольятти в Санкт-Петербург, где и заложили первый камень стройки. Тогда же руководство проекта заявило, что 90% комплектующих будут российского производства. Несмотря на активный пиар в СМИ, на ежедневные показы прототипов, строительство серьёзно затягивалось. Трудности коснулись и разработок. От упомянутого выше роторно-лопастного гибридного двигателя отказались в пользу обычного «фиатовского» агрегата 1.4 литра объёмом и мощностью в 75 л. с.
Начало производства было отложено на неопределённый срок. В октябре 2014 года группа ОНЭКСИМ передала все наработки институту НАМИ и объявила о закрытии проекта.
Основные характеристики машины
Оценку внешнего вида «Ё-Мобиля» не следует проводить исходя из привычных эстетических критериев. Ни один экземпляр нельзя считать стандартным. Разработчики хотели создать что-то, что было бы максимально приближено к понятию автомобиля как «средства передвижения» и не более того.
Для внешнего вида Ё-мобиля характерен двойной окрас кузова и следование основным модным тенденциям времени
Базовый окрас — двойной. Неизменен цвет дверей, элементов дверей, переднего бампера и дисков. Остальные детали представлены в разных дополнительных вариациях. Что касается этого решения и внешнего вида автомобиля в целом, то здесь обязательно нужно отметить один факт: «Ё-Мобиль» не являет собой ничью копию. Хотя модные тренды тех лет всё же очевидны:
- массивный передний бампер с треугольными противотуманными фарами;
- высокая кузовная линия;
- задняя светодиодная оптика;
- врезка выхлопных диффузоров непосредственно в задний обвес.
Кузов каждого из трёх концептов был выполнен из композитных материалов. Рама имела единый стандарт, что позволяло использовать в процессе производства модульную сборку.
Хоть создатели проекта и заявляли о народной направленности авто, даже в предполагаемых базовых комплектациях должны были устанавливаться диски диаметром 16 дюймов. На них располагалась резина на основе технологии Run-Flat. Наличие последней позволяло машине передвигаться на проколотой покрышке со скоростью до 80 км/ч за счёт внутреннего вкладыша из высокопрочной резины.
И внешний вид, и технические характеристики «Ё-Мобилей» говорят о том, что автомобиль должен использоваться преимущественно в городских условиях. Достаточно взглянуть на параметры клиренса — 170 мм у хэтчбека и фургона, 200 мм — у кроссовера-купе.
Интерьер выполнен в двух цветах по аналогу с кузовом. Приборная панель тоже не может оцениваться исходя из стандартных мерок. Здесь случился уход в своеобразный минимализм. Всего элементов несколько:
- два дисплея по центру;
- многофункциональное рулевое колесо;
- три кнопки;
- управление электропакетом с помощью кнопок на подлокотниках.
Салон Ё-мобиля выполнен в стиле минимализма
На верхнем дисплее можно увидеть следующие данные:
- скорость;
- обороты;
- ёмкость топливных баков и суперконденсаторов;
- время и дата;
- информация о файлах мультимедиа (только в режиме стоянки);
- навигация.
Нижний дисплей — сенсорный. С его помощью производится управление всеми системами автомобиля, включая мультимедийную, навигационную, доступ в интернет, телефон и режим движения.
Очень интересное решение разработчиков — кнопки переключения передач вместо привычных для такого ценового сегмента ручек. Кнопок всего две: «вперёд» и «назад». Роль стояночного тормоза также играет кнопка, традиционно обозначенная как «Р».
Передние сиденья очень удобны во многом благодаря боковой поддержке. Задний диван нельзя назвать большим, но в хэтчбеке на нём без особых проблем могут расположиться три человека. Багажники хэтчбека и кроссовера очень внушительны. У первого 230 литров в стандартном виде, а если убрать диван, то все 1100. В кроссовере-купе — ненамного меньше. Очень впечатляющие показатели для городского малолитражного автомобиля. Вместительностью фургона можно восхищаться: 4 кубических метра при грузоподъёмности в 750 кг.
Запланированный двигатель — экспериментальный роторно-лопастной — должен был обладать небольшим объёмом, малым весом и очень продолжительным сроком службы. Возможность работать попеременно и на бензине, и на метане позволяла сократить потребление горючего до 3.5 литров на 100 км. И это при внушительной мощности в 150 л .с.
Одна из трех предложенных модификаций Ё-мобиля — фургон
К сожалению, идея двухтопливного агрегата не была воплощена в жизнь. И в концептах установили уже упомянутые выше 75-сильные двигатели от FIAT.
Остальные технические характеристики, включая особенности комплектации (заявленные производителем):
- электротрансмиссия с постоянным полным или передним приводом;
- запас хода — 700 км на ДВС, 2 км — накопители;
- ёмкость бака для бензина 20 л, ёмкость баллона метана 14 м 3 ;
- ESP, ABS;
- наличие круиз-контроля;
- климатическая система.
Сколько стоит «Ё-Мобиль»
Первоначально заявленная цена в 300 тысяч рублей вызвала некоторый ажиотаж у потенциальных покупателей. Однако уже спустя небольшой срок после озвучивания этой цифры стоимость будущего серийного автомобиля возросла до 360 тысяч рублей.
Постепенно разработчики сформировали новые расценки, среди которых последними заявленными стали:
- 450 тысяч рублей за полноприводный авто с двухтопливным агрегатом;
- 490 тысяч рублей за тот же вариант, но с дополнительными опциями.
Как известно, конечным результатом стала продажа проекта Институту НАМИ за символическую плату в 1 евро. В начале июля 2018 года в Сети появилась информация о продаже концептов «Ё-Мобилей» любому желающему частным лицом. Стоимость единицы составляла 5 миллионов рублей.
Реакция на проект
Одной из причин закрытия проекта стало участие Михаила Прохорова в президентских выборах 2012 года
Общественность и политические деятели, несмотря на первоначальную заинтересованность проектом, постепенно остывали к нему. Причиной во многом был тот факт, что начало серийного производства постоянно переносилось. К 2012 году большинство стало прочно ассоциировать «Ё-Мобиль» с избирательной кампанией Михаила Прохорова. Заявления прессе от конструкторов становились все более амбициозными как по задумкам, так и по срокам реализации. В то время как сам коллектив нельзя было назвать опытным или высокобюджетным.
Если свести воедино всю критику от профи сферы авто, получается следующая картина:
- пониженная пассивная безопасность;
- заявленные ходовые характеристики не могут соответствовать реальным условиям;
- отказ от бюджетных комплектаций лишает автомобиль «народного» статуса;
- использование ДВС от FIAT лишает авто статуса «российского проекта»;
- серьёзные внешние изменения перед каждой новой демонстрацией;
- предполагаемое использование полимерных материалов в производствах кузова.
Общественность, то есть потенциальные будущие владельцы автомобиля, высказывали мнение, что действующие отечественные производители станут всячески саботировать проект.
Что случилось с «Ё-Мобилем»: почему проект был закрыт
Единственным обладателем ё-мобиля стал лидер ЛДПР Владимир Жириновский
Насчёт причин закрытия проекта высказывалось несколько мнений. Но все эксперты сходились в том, что главное — экономика. Невозможно разработать уникальный концепт, а затем начать его серийный выпуск, не имея подобного опыта. Михаил Прохоров выбрал не слишком искушённую в плане производства компанию, которая, к тому же, обладала слегка завышенными амбициями.
Вторая причина — политическая обстановка в стране в 2013–2014 годах. Санкции, связанные с Крымским вопросом, привели к тому, что ряд организаций, сотрудничавших ранее с проектом, не могли больше делать свою работу. А изменение курса валют стало причиной снижения спроса на автопром в целом. В таких условиях даже самый уникальный и многообещающий проект не может быть настолько востребованным, чтобы не только принести прибыль, но и окупить себя. Единственным фактическим владельцем стал Владимир Жириновский, которому автомобиль был подарен лично Михаилом Прохоровым.
Видео: Почему провалился Ё-мобиль
«Ё-Мобиль» — амбициозный проект, который практически все время держался на энтузиазме его разработчиков. В его закрытии сыграл роль и постоянный рост цен, который негативно отразился на спросе. Первоначальные заявления о том, что 90% комплектующих будут производиться в России, оказались забыты. А всё, что в итоге представили на суд общественности, не произвело должного впечатления. Результат — сворачивание проекта, который при удачной реализации мог не просто стать событием, но и переломным моментом в судьбе отечественной автомобильной промышленности.
"Ё-мобиль" не получился, Прохоров отдал его государству
Причиной неудачи в инвестфонде называют резкое укрепление курса евро, вызвавшее рост расходов.
В пресс-релизе группы говорится, что всю техническую документацию группа передает в российский автомобильный институт НАМИ.
Сотрудник этого института рассказал Би-би-си, что пока что никакой документации там не получили.
О том, что будет делать НАМИ с проектом, он также не представляет.
Эксперты считают, что проект был изначально обречен на неудачу, поскольку создать "народный автомобиль" такого технологического уровня невозможно.
Роковой курс
"В текущей экономической ситуации, на фоне резкого ослабления конъюнктуры автомобильного рынка, реализовать проект производства автомобиля на заявленных условиях с прибылью стало невозможно. Это вызвано, в первую очередь, ростом капитальных и операционных расходов в результате укрепления курса евро и вытекающего отсюда неизбежного повышения конечной цены автомобиля", — говорится в заявлении генерального директора группы ОНЭКСИМ Дмитрия Разумова.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
По его же словам, помимо возросшей стоимости производства машины, упал спрос на автомобили такого класса.
"Мы не видим перспективы продать количество автомобилей, предусмотренное проектом и необходимое для самоокупаемости", — говорится в тексте заявления.
Газета "Коммерсант", цитируя неназванный источник, имеющий отношение к проекту, передает, что в результате роста затрат и возникновения непредвиденных проблем стоимость одного автомобиля могла достигнуть миллиона рублей, что никак не соответствует концепции "доступного автомобиля".
Изначально, как заявлял Михаил Прохоров, автомобиль должен был получиться недорогим в производстве и доступным — стоить 350-450 тысяч рублей (10-13 тысяч долларов).
Однако, по оценкам экспертов, гибридный "ё-мобиль" не может в настоящее время стоить дешевле миллиона рублей (28 тысяч долларов).
"Насколько они могли бы быть дешевы? Я думаю, они стоили миллионы", — сказал Би-би-си автомобильный эксперт, директор APV-Creative Group Станислав Павлов, комментируя нынешнюю стоимость "ё-мобилей".
По его словам, "в настоящее время еще никому не удавалось сделать просто дешевый автомобиль в современном мире, а если мы говорим о гибриде, то просто нет".
Громкий проект
О планах по созданию российского гибридного автомобиля впервые было объявлено в апреле 2010 года. В ноябре стало известно, что его назовут " ё-мобиль".
Изначально планировалось выпускать на этой платформе автомобиль в трех кузовах — кроссовер-купе, микровэн и небольшой фургон.
При этом планировалось, что двигатель у машины будет работать на бензине или газе, а колеса вращали бы электромоторы.
В начале 2011 года в компании "ё-АВТО", которая и должна была выпускать автомобиль, говорили, что сборочные заводы появятся в 5-7 регионах России и в двух странах Европы.
В апреле того же года прототип автомобиля "обкатал" Владимир Путин, который отправился на нем из подмосковного Ново-Огарева в резиденцию президента Дмитрия Медведева в Горках.
Политика
По мнению многих экспертов, проект "ё-мобиля" был не только бизнес-предприятием Прохорова, но также работал на его имидж политика.
Летом 2011 года Михаил Прохоров возглавил партию "Правое дело", но в сентябре после скандала на предвыборном съезде был отстранен от управления партией и вышел из ее рядов.
Он публично обвинил в причастности к скандалу заместителя главы администрации президента России Владислава Суркова.
Автор фото, RIA Novosti
1 апреля 2011 года на "ё-мобиле" покатался Владимир Путин
После этого компания начала сталкиваться с административными проволочками. В частности, Федеральная антимонопольная служба отменила конкурс на строительство дороги к заводу "ё-АВТО" под Петербургом.
В декабре 2011 года Прохоров объявил о планах баллотироваться в президенты и даже подарил во время теледебатов другому кандидату — председателю ЛДПР Владимиру Жириновскому — сертификат на получение "ё-мобиля".
Обреченный на провал?
Хотя проблемы с финансированием начались уже осенью 2011 года, проект продолжал развиваться, летом 2013 года были представлены публике предсерийные образцы, а в компании говорили, что серийный выпуск может начаться уже в 2015 году.
Но в феврале 2014 года начало производства автомобиля было перенесено на неопределенный срок, а в российской прессе появились сообщения, что проект может быть закрыт.
Как рассказал Би-би-си Станислав Павлов, он изначально не верил в то, что этот проект может быть реализован, однако подал заявку на покупку "ё-мобиля", поскольку верил в чудо.
"Мне казалось, что даже если такой небольшой проект по созданию российского автомобиля появится, то это будет чудо", — признался директор APV-Creative Group.
В 2010 году он о чудесах не упоминал. "Рынок не то что сокращается, а просто скукоживается, как виноград — в изюм. Сейчас, наверное, не самое лучшее время для запуска новых продуктов," — говорил он тогда Би-би-си.
Сомнения в том, что в России возможно создать новый автомобиль "с нуля", высказывали и другие эксперты.
По словам аналитика Банка Москвы Михаила Лямина, наиболее востребованными автомобилями в России остаются "бюджетные варианты "Жигулей" АвтоВАЗа", а в более дорогих сегментах предпочтение отдается уже проверенным брендам.
"Это все сказки"
В группе ОНЭКСИМ говорят, что в ходе разработки автомобиля были созданы технологические решения, которые они могли продать, но предпочитают передать государству в лице автомобильного научно-исследовательского института НАМИ.
"У нас был ряд предложений от зарубежных компаний о приобретении проекта и его отдельных разработок. Но сегодня с учетом новых экономических реалий платформа "ё-мобиля" может и должна быть использована в другом направлении: мы давно работаем с НАМИ и понимаем, что с учетом большого числа разнообразных проектов этого института, наши разработки могут получить более широкое применение в дальнейшем развитии как отечественного легкового, так и грузового и общественного транспорта", — заявил Генеральный директор "Ё-АВТО" Андрей Гинзбург.
В пресс-релизе ОНЭКСИМ говорилось о некоем соглашении с НАМИ о передаче государству чертежей и прочей документации проекта "ё-мобиля".
Между тем источник в институте не подтвердил Би-би-си получения таких чертежей. "К нам ничего не поступает и не должно перейти. Вот поступят, тогда поговорим", — сказал он.
По словам представителя НАМИ, этот автомобиль не мог получиться дешевым: "Будет он дешевым? Да никогда, это все сказки. Ему нужно обслуживание. Сказочное. А сказок не бывает", — сказал он.