"Круг" без знаков "круговое движение" круговым движением не является!
Нужно внимательно следить за знаками перед любым кругом, и если знаков 4.3 (круговое движение) нет, — это набор нерегулируемых равнозначных/неравнозначных (если есть знаки приоритета) перекрестков, а не круговое движение
Потому что по ПДД, перекрестком с круговым (односторонним!) движением, является только то, что обозначено знаком 4.3:
13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.111 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
13.111. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.
Т.е. всё, что не обозначено знаком 4.3 уже идёт по пункту 13.11, т.к. круговое (одностороннее!) движение в определённом направлении устанавливает именно знак 4.3.
На данных "кругах" движение является двусторонним! (обычно такое встречается на больших площадях и т.п., но даже на маленьких кругах по ПДД, без знаков, движение двустороннее! Пример:
Площадь в Нижнем Новгороде
Изменения ПДД с 1 марта: новые знаки, электронные права и приоритетный заезд на круг
Водители смогут предъявлять электронные права и СТС, а также полис ОСАГО
В ПДД теперь сказано, что водители могут предъявлять на устройстве документы, которые оформлены электронно «в соответствии с законодательством». Что это значит — неизвестно.
Сейчас водительское удостоверение и СТС можно предъявить через приложение «Госуслуги Авто», но пока непонятно, соответствует ли это поправкам в ПДД. Мы будем следить за разъяснениями МВД и сообщим о них дополнительно.
Новые дорожные знаки
Появятся два запрещающих знака: 3.34 «Движение автобусов запрещено» и 3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено». Знак, запрещающий движение автобусов, использовали и раньше — во время чемпионата мира по футболу 2018 года, но после окончания турнира убрали. Теперь его вернули.
В ПДД внесли понятие «средство индивидуальной мобильности», СИМ. Поэтому появится табличка 8.4.7.2 «Лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности». Она будет уточнять, в каком случае действие того или иного знака ПДД распространяется только на водителей СИМ.
Также появится табличка 8.26 «Зарядка электромобилей». Она будет указывать на место, где можно зарядить автомобиль.
Преимущество при въезде на круг отдадут автомобилям с главной дороги
При въезде на перекресток с круговым движением водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, которые уже находятся на перекрестке. Это правило касается равнозначных перекрестков, которые обозначены знаком 4.3 «Круговое движение». Если перед кругом такого знака нет, водители разъезжаются по тем же правилам, что и на других перекрестках.
Бывают и неравнозначные перекрестки. Перед въездом на такой круг могут стоять знаки 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступите дорогу». Но эти знаки в нынешней версии ПДД противоречат пункту 13.11(1).
Например, если водитель подъезжает к перекрестку по главной дороге, то по пункту 13.1(1) ПДД он все равно обязан пропустить машины на перекрестке. Из-за этого складывалась неоднозначная ситуация: у водителя на кольце был приоритет по ПДД, а у водителя на главной дороге — приоритет по знаку.
В ГИБДД рассказали, что предыдущая формулировка этого правила многими водителями воспринималась «не вполне адекватно». «Люди исключали иной порядок проезда круговых перекрестков, кроме тех, когда круг является главным», — уточнили в ведомстве.
Теперь, если водитель движется по главной дороге, которая упирается в кольцо, его должны пропустить машины на круге. Круг всегда будет считаться главным, если не установлено иных знаков приоритета.
Скорее всего, это изменение в основном отразится на турбоперекрестках, где некоторые съезды загружены больше остальных. Большинство перекрестков в России и так приведены к общему правилу: приоритет отдан машинам на круге.
Вот что стоит запомнить:
- На равнозначном перекрестке приоритет у автомобилей на круге.
- Если водитель въезжает на перекресток по второстепенной дороге, он уступает автомобилям на круге.
- Если водитель въезжает на круг по главной дороге, его должны пропустить.
Самокаты, моноколеса, электровелосипеды и гироскутеры получили статус средств индивидуальной мобильности, СИМ
До 1 марта люди на этих средствах передвижения считались по ПДД пешеходами. Теперь им дали отдельный статус. СИМ — это средства, у которых есть как минимум двигатель и колесо. В определении есть перечень устройств, которые считаются средствами индивидуальной мобильности: электросамокат, электроскейтборд, гироскутер, сегвей и моноколесо. Но этот перечень открытый, к СИМ могут отнести и другие похожие средства.
Теперь СИМ — транспортное средство, его водитель должен соблюдать все соответствующие ПДД. Но есть и особые правила эксплуатации:
- Перемещаться на СИМ можно со скоростью до 25 км/ч.
- Можно ездить по тротуарам, велодорожкам и пешеходным дорожкам, но только если СИМ весит до 35 кг.
- Для пересечения дороги по пешеходному переходу нужно спешиваться.
- Людям старше 14 лет можно ездить на электросамокате по правому краю дорог, но только если максимальная разрешенная скорость передвижения по этим дорогам не превышает 60 км/ч. У самоката должны быть тормоза, фары белого и красного цвета.
- При совместном передвижении с пешеходами приоритет у пешеходов.
КоАП пока не предусматривает отдельных наказаний для управляющих такими средствами. Они все еще будут считаться «другими лицами, непосредственно участвующими в процессе дорожного движения». За нарушение ПДД им грозит штраф 800 Р , а если оно было совершено в состоянии опьянения — от 1000 до 1500 Р .
Другие изменения ПДД
Перевозить пассажиров на мопеде теперь запрещено. До 1 марта на мопеде можно было перевозить пассажиров, если это предусматривала конструкция. Теперь запрещено во всех случаях.
Нельзя ездить, останавливаться и стоять на направляющих островках и островках безопасности. Это было запрещено и раньше, но теперь норму прописали в отдельном пункте ПДД.
Специальных штрафов за нарушение этого правила пока нет. А значит, водителя могут оштрафовать по действующим статьям: например, за нарушение правил остановки или стоянки в неположенном месте. В зависимости от нарушения штраф составит 500—3000 Р .
Уточнили правила стоянки в зоне действия знаков, запрещающих стоянку по четным и нечетным дням. Изменения касаются только времени перестановки машины. Это период, когда разрешена стоянка на обеих сторонах проезжей части, если на улице применяются сразу оба знака.
Раньше машины могли стоять на обеих сторонах проезжей части с 19:00 до 21:00, а теперь — с 21:00 до 00:00.
Водителям нужно будет обращать внимание на табло трамвая «Внимание, пассажир!». Если такой световой сигнал горит, водитель, приближающийся сзади, должен остановиться перед разметкой или трамваем. Начинать движение можно только при отсутствии пешеходов и после того, как этот сигнал погас. За нарушение этого требования водителю грозит штраф 1500—2500 Р .
Зоны с платной парковкой смогут обозначать синей разметкой, но это не обязательно. Платная парковка может быть обозначена и белой краской, как сейчас. Синяя разметка будет лишь вспомогательным признаком. Такая краска уже используется для обозначения платной парковки в некоторых городах, например в Санкт-Петербурге.
Диагональная разметка для пешеходов на перекрестке. Пешеходы смогут официально переходить перекресток по диагонали, но только при наличии соответствующей разметки и сигналов светофора.
Знак «Инвалид» теперь можно размещать на автомобиле, только если он в федеральном реестре. Раньше такой знак можно было размещать, если у водителя был с собой документ, подтверждающий установление инвалидности. Теперь этого недостаточно, нужно зарегистрировать автомобиль в реестре. Это можно сделать через госуслуги.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.
С приоритетом на кругу надоели регулярно менять правила и народ путать!
Aleksandr, вот это надоело каждый раз:
Максим, насколько помню, поворот направо выполняется из крайнего правого ряда, а не из середины. В равнозначной ситуации приоритет у тех, кто справа.
Тут либо заранее перестраиваться в крайний правый ряд кольца, либо пропускать
Aleksandr, ощущение что специально всё усложняют ради повышения статистики аварий
Aleksandr, по факту сейчас ничего не поменяли, просто уточнили про знаки приоритета. Все и так руководствовались вариантом, который сейчас уточнили.
Aleksandr, никакие правила проезда перекрёстков с круговым движением не менялись
Aleksandr, согласен, под Оленегорском в Мурманской области , главная дорога на кольце, теперь узаконили.
user2443447, а в чём была незаконность? неутверждённый подд?
Денис, да, это региональные решения были, теперь государственный закон
Роман, очень интересно, какой такой закон?) ПДД в обоих редакциях утверждены постановлением правительства, в обоих случаях не регионального, а РФ.
законом регулируется дорожная деятельность и безопасность дорожного движения. "законность" ОДД в моём понимание означает наличие утверждённого подд в порядке, определённом 443-фз и приказом минтранса 274.
порядок проезда круговых перекрёстков в старой и новой редакциях пдд эквивалентен.
не очень понимаю Вашу мысль на этот счёт.
Aleksandr, согласен. Кто на круге имеет приоритет, вьезжающий уступает.
Если я еду по кругу, то откуда я могу знать с какой дороги въезжает на круг другой автомобиль: с главной или равнозначной? На круге будут установлены соответствующие знаки?
Евгений, эти «эксперты» не удосужились даже опросить в интернете водителей…считают себя слишком умными…
Геннадий, Ой,блин,мне в пятницу сдавать теорию,у меня совсем голова закружилась. Кстати,ехала на учебном автомобиле по городу,по главной,на скорости 40км/ч,разрешённая,два раза снизу и сверху выехали авто,из за них мне пришлось значительно снизить скорость.Скажите,это нормально?Просто на будущее..то есть я сяду за руль на свой авто, будет ли это считаться тем,что меня подрезают?
Оксана, в ПДД написано, что нужно ехать со скоростью потока.
Если в зоне действия знака ограничения скорости в 40 км/ч поток движется около 55 км/ч, безопаснее всего в этой ситуации ехать со скоростью потока и не провоцировать водителей вас опережать. (Кто не согласен — это вопрос из экзаменационного билета, можно в этом убедиться)
Вы получили права?:) Поделитесь впечатлениями.
Евгений, они уже и сейчас стоят. Кольцо АДА рядом с Мегой Химки , уже с 2019 года
AY, ооо, это наше химкинское очко дьявола возле Меги никому не переплюнуть!
Евгений, да, знак и разметка
Евгений, да, перед каждым съездом с круга
Евгений, а что, у Вас не ставят? У нас и знаки стоят и на дороге треугольнички, и было это всегда.
Евгений, эти знаки ставятся на каждом подходе к круговому перекрёстку
Какая это по счёту попытка унифицировать круговые перекрёстки? Я уже сбился со счёта
Александр, за 10 лет 3 раз )) в 2012 в автошколу пошел учил одни правила, потом переучивался в 2018 были уже другие правила и с 2019 я водитель вот уже снова изменения ))
Нелогично регистрировать инвалиду автомобиль в реестре , логичней регистриравать в реестре инвалидский знак и класть его на портприз на парковке для инвалидов.
А если инвалид передвигается на нескольких авто которые ему предоставляют знакомые или родственники, по доверенности или без доверенности ,тогда он их все должен регистрировать?
А если инвалид работает в организации, в которой на юрлицо оформлены несколько авто , и инвалиду директор разрешает перемещаться по городу на любой свободной машине ?
Тогда и эти авто нужно регистрировать?
А если нет то он не сможет парковаться на парковке для инвалидов?
Тогда нарушаются его права!
user2442828, Видимо, за регистрацию КАЖДОГО☝ такого автомобиля, будут брать пошлину. Вот и мотив, как говорил Глеб Егорыч
user2442828, может быть парприз.
Вопрос к редакторам:
Если перекресток нерегулируемый, откуда там светофор?
Диагональная разметка для пешеходов на перекрестке. Пешеходы смогут официально переходить нерегулируемый перекресток по диагонали, но только при наличии соответствующей разметки и сигналов светофора.
Anastasiya, к редакторам вообще много вопросов.
"Круг всегда будет считаться главным, если не установлено иных знаков приоритета."
Зачем, например, тут слово "всегда"? И т.д. Такие разъяснения только запутывают.
Anastasiya, да, это моя опечатка, спасибо. Поправим
Ольга, сдайте свои права обратно в ГИБДД, если вы всерьёз считаете, что с круга в данной ситуации можно съезжать со второй полосы, тараня всех, кто едет по кругу в правой полосе.
Ola, я бы не рискнула пересекать НЕРЕГУЛИРУЕМЫЙ по диагонали. Там дай сил без потерь в одной плоскости перейти
Опять что-то намудрили с круговым движением, для чего, непонятно. Много лет в СПб существует Северная площадь, со стороны Гражданского проспекта — главная, со стороны Северного проспекта — второстепенная, перед въездом на круг просто поставлена схема движения и все — никаких проблем, на кольце уступаешь всем кто заезжает с Гражданского.
Нужно сделать везде приоритет на круге и не путать водителей.
В случае ДТП с участием пешехода в месте, где на проезжей части у пешехода нет преимущества, взыскивать ущерб за повреждение ТС с такого пешехода, исключив понятие, что источник повышенной опасности (ТС) всегда виноват. За долгие годы мы приучили население, что пешеход всегда прав, вот они и перестали боятся транспортного средства (ТС), прыгают под колёса, переходят проезжую часть, как хотят и т.п. Поверьте, если пешеходы будут знать, что за переход проезжей части в неположенном месте они не только рискуют получить ущерб здоровью, но ещё и будут выплачивать за ремонт ТС, количество ДТП с участием пешеходов сократится в разы, что и является целью ПДД.
Ни в одной стране мира не меняются так часто ПДД. Только водители привыкли- изменения.Дополнения- понимаю…Сейчас будут штрафы, проблемные ДТП с СИМ…Лучше бы ввели серьезные штрафы к пешеходам по вине которых происходят ДТП…Вплоть до обязательств ремонта авто если ДТП по вине пешехода…Задолбали они перебегая через дорогу там , где им нравится…
Максим, Однажды в Германии я по российской привычке перебегал улицу и чуть не угодил под авто. Мне объяснили, что мог налететь на материальные потери. Для меня был всего один урок и я стал дисциплинированным пешеходом. Поэтому там в сравнении с Россией ДТП с участием пешеходов очень редки. Я хочу такого же для всех наших уважаемых пешеходов России.
Давайте уже отменим +19 км/ч.
Меньше бы изобретали велосипед, толку было бы больше. Зачем переделывать и усложнять то, что до вас придумали умные головы. А менять надо менталитет вождения и быть по отношению друг к другу повежливее, терпимее, и поверьте будет всем счастье. 30 лет езжу за рулём и каждый день одна и та же картина, хамство, наглость.
Дмитрий, очень опасная у вас практика. В результате едущий за вами водитель не видя пешехода и не понимая чего вы вдруг встали, начинает вас объезжать и если пешеход тоже не видит это авто, то почти 100%, что пешеход будет сбит. А по сути виновник — вы. Создали аварийную ситуацию на ровном месте.
Александр, съезд с круга только с крайней правой полосы, причём по этой же полосе можно ехать до следующего съезда.
Ольга, а вы опасная женщина. надеюсь не встретимся с вами на дороге.
давайте прикинем следующий срок изменения правила проезда перекрёстка с круговым движением.
Сколько можно путать людей? Если даже в круге 1 машина, то поток на главной не бывает как очередь на футбол. Круг должен быть в приоритете. Одно правило на всех и меньше будет аварий в круге.
То есть, если инвалид двигается на машине родственника, теперь он не имеет право воспользоваться знаком "Инвалид" и припарковать автомобиль на месте стоянки для инвалидов, потому что машина не в реестре. Супер. Мозгов нет, своих не дашь.
user2442592, ну точно не идеально. Это значит, что круг без знаков второстепенный (при правостороннем движении). С ростом количества машин в городах круги просто начали забиваться.
user2443223, пешеход тоже должен соблюдать ПДД. Каким образом подтверждаются знания правил пешеходом?
Тимофей, у меня сосед инвалид. Боевой инвалид, 2 группы. Без ноги. Министерство Обороны его содержит и помогает. У него в семье 6 машин. Его, жены, детей, внука. Плюс дальние родственники ему помогают. И тут всплывает одна подробность — в реестре на бесплатную парковку он может оформить только один свой личный автомобиль. Раньше, он имел право, садясь в автомобиль иного собственника, получив заранее, карточку Инвалида, с его данными, степенью и печатью, просто занимать парковочное место и выкладывать сей документ на парприз и выходить по месту. Он инвалид и ему трудно ходить, кто мог, тот его возил. Но он все равно держится за жизнь, выезжает в магазины, прогуляться и т.д.. А сейчас? Чью машину регистрировать? Свою? Жены? Детей? Внука? И где гарантия что именно повезет тот, чья машина в реестре? Почему на инвалидов регистрация идет не на Личность и Гражданина, а на металлолом? Тебе нравится полис ОСАГО не на тебя, а на мыльницу? Но если сядет левый человек, все равно в ответе ты будешь. Или всех устраивает, парковка пустых Роллс-Ройсов на инвалидное место, а в 10 метрах пустая стоянка? Спортивная ходьба это олимпийский вид спорта. Просто, мимолетное замечание про пользу ходьбы.
Редакция ТЖ, не вводите народ в заблуждение!
Пункт 22.2(1) по прежнему говорит, что перевозка людей на мопеде возможна при наличии стажа 2+ лет в любой категории.
Аптечко, т.е. теперь эта машина даже без инвалида может пользоваться ПДД как инвалид?
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Ещё раз о перекрёстках с круговым движением
Ну вот, наконец-то, дождались. С 1 марта 2023 года вступают в силу очередные поправки в ПДД РФ, которые касаются и правил проезда перекрёстков с круговым движением.
Поскольку за минувшие 12 лет это уже третья реформа указанных правил, нельзя не признать, что с ними явно что-то не так. В 2018 году я уже писал статью на эту тему (опубликована в 2019), поэтому мимо пройти никак не могу.
Я не просто ждал этих изменений, а был уверен, что они неизбежны, поскольку применительно к предыдущей слово «реформа» я не могу писать иначе, как в кавычках. Её нелепость отметил далеко не один я — критические статьи позже были опубликованы в ряде изданий, освещающих автомобильную тематику. И в конце концов уже Минтранс выступил с инициативой изменения ныне действующих ПДД в этой части. Остаётся лишь посочувствовать водителям, а также, далеко не в последнюю очередь, организаторам дорожного движения (ОДД), ставшими жертвами этого, не побоюсь слова, дурно написанного текста.
Казалось бы, есть повод порадоваться: хотя и спустя пять с половиной лет, но если подходить строго юридически, то те ошибки, о которых писал я и другие авторы, в новой редакции исправлены. Я ждал этого, хотя внутренний голос шептал, что если и когда это произойдёт, то сделано будет так же нелепо, как и в прошлый раз. К сожалению, внутренний голос оказался прав.
Чтобы критика стала понятной, придётся отчасти повторить сказанное в предыдущей статье и рассмотреть проблему, так сказать, в историческом плане — с учётом предыдущих реформ.
Круговое движение до 2010 года
Не стоит забывать, что в России действуют НПА (нормативно-правовые акты) более высокого уровня, чем ПДД: Венская конвенция о дорожном движении и Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах. Обе от 1968 года. Характерно, что определения перекрёстков с круговым движением (кольцевых пересечений) нет ни в Конвенциях, ни в ПДД РФ. В Конвенции о дорожных знаках и сигналах есть описание знака D, 3, аналогичного знаку 4.3 в РФ:
Знак D, 3 «ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ КРУГОВОЕ ДВИЖЕНИЕ» указывает водителям, что они обязаны следовать в направлении стрелок. Если перекресток с круговым движением обозначен знаком D, 3 в сочетании со знаком В, 1 или В, 2, то водитель, находящийся на перекрестке с круговым движением, пользуется преимущественным правом проезда.
Знаки B, 1 и B, 2 — это знаки 2.4 и 2.5 в ПДД РФ соответственно.
Из приведённой цитаты однозначно следует, что при отсутствии знаков приоритета кольцевое пересечение рассматривается как перекрёсток равнозначных дорог. Именно так и было организовано движение в СССР и РФ до 2010 года: кольцевые пересечения обозначались лишь знаком 4.3, а знаки приоритета отсутствовали. Соответственно, приоритет имели въезжающие на кольцо (автор в курсе, что это неофициальный термин, а правильно называть эту часть перекрёстка проезжей частью кольцевого пересечения).
Какая-либо неопределённость отсутствовала, и это в большей или меньшей степени всех устраивало, но лишь до тех пор, пока автомобилизация не достигла некоторого критического уровня и при такой ОДД кольцевые пересечения не стали запираться, поскольку движение по кольцу блокировали въезжающие.
Круговое движение с 2010 по 2017 год — первая реформа
Вот тогда и была проведена первая реформа, суть которой предельно понятно выражена вторым предложением из описания знака D, 3 в Венской конвенции. Собственно говоря, ПДД для этого можно было и не менять, а просто поставить, где это было необходимо, на въезде знаки 2.4 или 2.5. Значение этих знаков водителям прекрасно известно, тем не менее в ПДД РФ Постановлением Правительства от 10 мая 2010 г. № 316 было внесено следующее изменение:
12) пункт 13.9 дополнить абзацем следующего содержания:
«В случае если перед перекрестком с круговым движением установлен знак 4.3 в сочетании со знаком 2.4 или 2.5, водитель транспортного средства, находящегося на перекрестке, пользуется преимуществом перед выезжающими на такой перекресток транспортными средствами.»
Короче говоря, привели текст ПДД в полное соответствие с Венской конвенцией, на основе которой написаны ПДД практически всех европейских стран.
Этот момент получил положительную оценку в отраслевом дорожном методическом документе ОДМ 218.2.071-2016 «Методические рекомендации по проектирования кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог»:
Необходимость совершенствования нормативной базы проектирования кольцевых пересечений обусловлена также постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010 г. № 316 г. «О правилах дорожного движения», в котором организация движения на кольцевых пересечениях приведена в соответствие с общепринятой международной практикой.
Автор полностью разделяет эту точку зрения, за одним исключением: поправки почему-то были внесены в п. 13.9 ПДД, касающийся пересечений неравнозначных дорог. Редакция этого пункта ПДД до 2010 года не отличалась от ныне действующей:
13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.
Эти изменения широко освещались в СМИ. В частности, «Российская газета» опубликовала вкладку, на которой были представлены новые схемы движения всех кольцевых пересечений в Москве и даже некоторых в Московской области. И среди этих схем была, в частности, такая:
И что же мы видим на этой схеме? А видим, во-первых, то, что на этом перекрёстке ровным счётом ничего не поменялось. И, во-вторых, это перекрёсток равнозначных дорог со всеми вытекающими. Зачем в таком случае понадобилось вносить поправку в п. 13.9 ПДД, а не в п. 13.11, где речь о перекрёстках именно равнозначных дорог — это первая загадка.
Впрочем, водителей это не особенно взволновало, поскольку так глубоко они в ПДД не вчитываются, а неудобство, как видим, состояло в том, что реформа была подана в СМИ как «круг теперь всегда главный», чего в действительности не произошло. ОДД (организация дорожного движения) на некоторых перекрёстках с круговым движением осталась прежней.
По моим субъективным оценкам, таковых было не более 10 %, но теперь исчезло единообразие правил проезда, и водители стали часто ошибаться в приоритете.
Если это действительно негативно повлияло на безопасность дорожного движения, о чём автор не располагает сведениями, то проблему логично было бы решить простейшим способом: установить на всех таких перекрёстках знаки 2.4. Собственно говоря, «в Европе» так и поступают, иллюстрации чего есть в моей предыдущей статье:
Круговое движение с 2017 по 2023 год — вторая реформа
Но мы не ищем лёгких путей, и спустя лишь год после опубликования упомянутых «Методических рекомендаций», автором которых было Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), грянула вторая реформа 2017 года.
Её цель и суть выразил Д.А.Медведев, подписавший текст постановления Правительства в качестве его председателя (цитируется по видеозаписи с официального сайта Правительства РФ):
Постановление меняет приоритетность движения на перекрёстках с круговым движением. Теперь приоритет движения получает тот, кто движется по самому кругу, а въезжающим придётся уступать дорогу. Такая практика существует практически во всех европейских странах и доказала свою эффективность.
Эти слова способны вызвать недоумение даже у тех, кто ещё не прочёл текст самого постановления, ведь «приоритетность движения» уже была изменена в 2010 году! И про «европейскую практику» тоже было сказано на уровне профильного ведомства. Поэтому читаем текст Постановления Правительства РФ от 26 октября 2017 г. N 1300:
а) абзац третий пункта 13.9 признать утратившим силу;
б) абзац первый пункта 13.11 после слов «равнозначных дорог» дополнить словами «, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11.1 Правил,»;
в) дополнить пунктом 13.11 1 следующего содержания:
«13.11 1 . При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.».
Если перевести это с бюрократического языка на русский, то суть этой «реформы» можно выразить следующими словами:
а) «как в Европе» теперь не будет, поскольку абзац третий пункта 13.9, буквально списанный в 2010 году с Венской конвенции, утратил силу;
б) правила проезда перекрёстков с круговым движением теперь надо искать в пункте, где изложены правила для равнозначных дорог (13.11 вместо 13.9), что как раз согласуется с Венской конвенцией, однако именно для таких перекрёстков почему-то было сделано исключение, вынесенное в отдельный пункт 13.11 1 ;
в) пункт 13.11 1 гласит, что согласно ныне действующим правилам ОДД на перекрёстках с круговым движением следует понимать не «как в Европе», а с точностью до наоборот, то есть при отсутствии знаков приоритета дорогу должны уступать те, кто въезжает на круг.
Правила есть Правила, и в конце концов можно было бы и к этому привыкнуть, посочувствовав иностранцам и тем соотечественникам, кто выезжает в ту самую Европу — им приходится «перешивать мозги».
Однако главная засада, как я уже отметил в предыдущей статье, крылась в другом. На многих перекрёстках с круговым движением, если не на большинстве, движение было организовано таким образом, что главная дорога проходила через перекрёсток. И тут возникла правовая коллизия, поскольку п. 13.11 1 при буквальном прочтении не делает различий между равнозначными и неравнозначными дорогами. Поэтому согласно этому пункту приоритет имеют те, кто движется по кольцу, а согласно знакам приоритета — те, кто въезжает на кольцо по главной дороге.
Масла в этот огонь подлил ещё и Верховный суд РФ. Когда после внесения поправок в ПДД была сделана попытка оспорить это в суде, Верховный суд в Решении от 28 февраля 2018 г. N АКПИ17-1122 написал:
Пункт 13.11 1 Правил определяет действия водителя транспортного средства при въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение, и не допускает иного толкования.
Сейчас уже нет смысла спорить с оппонентами, которые в комментариях к предыдущей статье пытались утверждать, что п. 13.11 1 является подпунктом п. 13.11 и в силу этого не распространяет своё действие на пересечение неравнозначных дорог.
Нет смысла, потому что неправоту этих оппонентов убедительно доказала жизнь и теперь за моей спиной уже стоит Правительство РФ, вставшее с подачи Минтранса на ту же точку зрения. Но поправки в ПДД вступят в силу только лишь 1 марта 2023 года, а до этого дня мы будем продолжать наблюдать на таких перекрёстках «картину маслом».
Самое живописное, что можно увидеть на этих картинах — это снятые знаки 4.3. Тут уже речь идёт не только о приоритете, а и о понятийном аппарате ПДД: что же такое, в сущности, перекрёсток с круговым движением, и как его отличить водителю, ведь, как уже было сказано, определение такого перекрёстка в ПДД отсутствует? Оно есть в специальной литературе для проектировщиков и строителей дорог, то есть в ГОСТах, СНиПах, Методических рекомендациях и т. п., которые написаны не для водителей. Но даже и в действующем ныне ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ, РАЗМЕТКИ, СВЕТОФОРОВ, ДОРОЖНЫХ ОГРАЖДЕНИЙ И НАПРАВЛЯЮЩИХ УСТРОЙСТВ» сказано:
5.5.6 Знак 4.3 «Круговое движение» устанавливают на каждом въезде на перекресток (площадь), на котором организовано круговое движение. Знак не применяют, если одновременно с круговым движением допускается перекрестное движение транспортных средств, за исключением рельсовых.
Так что извините меня, уважаемые оппоненты, но, если нет знака 4.3, то нет и никакого кругового движения, что бы ни видели ваши глаза и ни подсказывал прежний опыт.
Примеров таких перекрёстков, переставших быть кольцевыми благодаря безымянным «реформаторам», более чем достаточно, и иллюстрации в предыдущей статье — лишь ничтожно малая часть подобных изменений, поэтому не буду повторяться.
И ничуть не лучше выглядит ребус, когда на перекрёстке установлены и знак 4.3, и знак 2.1 с табличкой 8.13. Таких осталось мало, но они всё же есть и сейчас. Например, в Севастополе:
Круговое движение с 2023 года — третья реформа
Впрочем, «пинать дохлого осла» — занятие довольно бессмысленное, поэтому обратимся к последней реформе согласно Постановлению Правительства РФ от 6 октября 2022 г. № 1769, где в отношении изменений в ПДД, касающихся рассматриваемого вопроса, написано лишь следующее:
пункт 13.11 1 изложить в следующей редакции:
13.11 1 . При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.».
Если продраться через всю юридическую казуистику и вспомнить, что сам пункт 13.11 1 является лишь исключением из правил проезда перекрёстков равнозначных дорог (п. 13.11 ПДД), то имеем три возможных варианта ОДД:
а) въезд на перекрёсток обозначен лишь знаком 4.3, то есть речь идёт о равнозначных дорогах и в этом случае приоритет имеют движущиеся по кольцу, что, как уже было отмечено, не согласуется с требованиями Венской конвенции;
б) въезд на перекрёсток обозначен знаком 4.3 совместно со знаками 2.4 или 2.5 (с табличкой 8.13 или без неё), то есть речь идёт уже о пересечении неравнозначных проезжих частей, однако приоритет по прежнему у движущихся по кольцу;
Примечание. Согласно п. 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019 знак 2.4 «Уступите дорогу» применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 – транспортным средствам, движущимся по главной дороге.
В данном же случае речь идёт не о дороге, а лишь о проезжей части кольцевого пересечения равнозначных дорог, то есть мы имеем дело с ещё одной нестыковкой в НПА, вследствие которой некоторые авторы и рассматривают кольцевую проезжую часть как самостоятельную дорогу. Оставим эту терминологическую проблему за рамками данной статьи, тем более, что Венская конвенция не видит в такой ОДД ничего необычного, да и водителей это тоже не смущает.
в) въезд на перекрёсток обозначен знаком 4.3 совместно со знаком 2.1 и табличкой 8.13, то есть это уже без всяких сомнений пересечение неравнозначных дорог.
Внесёнными изменениями в п. 13.11 1 снимается коллизия между прежней редакцией этого пункта и знаками приоритета, поэтому п. 13.11 1 в данном случае неприменим и руководствоваться надо знаками приоритета, как это, собственно говоря, и было во все времена до «реформы» 2017 года.
Подведём итог. Полезна ли данная реформа? Безусловно, да. По крайней мере, очевидно, что на перекрёстки, с которых был демонтирован знак 4.3, его вернут. Вернут также и знаки 2.1 «Главная дорога» — там, где в них есть явная необходимость.
А вот что касается того, каким способом это сделано, я добрых слов, к сожалению, сказать не могу. Способ тот же, какой был применён в предыдущей «реформе»: в исключение (п. 13.11 1 ) добавили ещё одно исключение, то есть первое исключение теперь действует только на дорогах, не являющихся главными. Здесь уместно вспомнить высказывание третьего Президента США Томаса Джефферсона:
Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла.
Вряд ли «обыкновенный водитель» способен продраться сквозь эту казуистику, написанную, как выразился один умный человек, по обычаю дьяков Ивана Грозного, писавших указы таким образом, чтобы их можно было понять по крайней мере в трёх разных смыслах. Ныне действующая редакция п. 13.11 1 именно так и написана, что мы наблюдаем и на дорогах, и даже в реакции правительства. А предложенная редакция написана по принципу «минус на минус даёт плюс».
Поэтому, у меня нет в этом сомнения, водителям придётся руководствоваться не текстом ПДД, а некими шпаргалками, которые надо ещё суметь написать. И можно ещё раз выразить сочувствие иностранцам, въезжающим в РФ, а также гражданам России, выезжающим в обратном направлении — им надо каждый раз «перешивать мозги».
Если же перечитать эту статью, то встаёт вполне законный вопрос: а к чему вообще эти реформы? Ведь всё написано одной фразой в Венской конвенции и было написано в ПДД РФ до 2017 года, то есть «плюс» там существует сам по себе, а не как произведение минуса на минус. Или у безымянных авторов этого документа нет заднего хода? У меня смутные подозрения, что они даже не водители… Поэтому… Поэтому я буду ждать следующей реформы. Если уж с русским языком никак, то могу даже помочь.
И это далеко не единственная проблема, касающаяся правил проезда перекрёстков с круговым движением. Достаточно почитать, что об этом пишут «обыкновенные водители» на многочисленных форумах и в пабликах. Если с приоритетом на въезде худо-бедно разобрались, то в части последующего движения специальных правил для таких перекрёстков нет, а попытки применять правила для обычных (не кольцевых) пересечений приводят лишь к тому, что водители их массово нарушают.
Если правила нарушает подавляющее большинство водителей, то, может, пора признать, что дело не в водителях, а в самих правилах? Тем более, что изобретать тут ничего не надо — мы в этой области являемся «страной догоняющего развития», всё уже давно придумано в других странах и, как справедливо высказался Д.А.Медведев, «доказало свою эффективность». Только переписывать их на русский язык желательно буквально, а не «как всегда». Но это уже тема следующей статьи.
Автор статьи: Тимофей Черепанов, преподаватель автошколы, к. т. н.