Как работает глонасс на автомобиле
Перейти к содержимому

Как работает глонасс на автомобиле

  • автор:

Из первых уст: отвечаем на все вопросы о системе ЭРА-ГЛОНАСС

Как работает система ЭРА-ГЛОНАСС? Вызовет ли она помощь при отсутствии сотовой сети? Как устроен модуль для установки в автомобиль? Каковы перспективы развития системы? На вопросы «Колеса.Ру» отвечают Михаил Евгеньевич Кораблев, директор и генеральный конструктор проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» в АО «ГЛОНАСС», и Артем Михайлович Климовский, директор службы по взаимодействию с автопроизводителями АО «ГЛОНАСС».

К: Работает ли система, если нет сотовой связи?

А.К.: Давайте сначала я покажу вам, что представляет собой комплект ЭРА-ГЛОНАСС. Это готовый к установке набор, в который входит модем, навигационный чипсет, динамик, микрофон, антенны и так называемый БИП — блок интерфейса пользователя с двумя основными кнопками. Первая кнопка — это кнопка SOS, вторая включает режим самодиагностики (запуск данного режима может быть реализован другим способом), потому что автопроизводитель должен иметь возможность проверять работоспособность устройства в рамках периодического техосмотра.

Само устройство сначала испытывается как компонент транспортного средства: устанавливается на стенд, подтверждаются его функциональные свойства, соответствие протоколам, стойкость к механическим и климатическим воздействиям, в том числе пылевлагозащищенность.

После этого устройство ставится на машину и испытывается в составе транспортного средства. Проверяется качество звука в кабине транспортного средства: принципиально важно, чтобы оператор четко слышал пострадавшего, чтобы не было эха, чтобы речь была понятна и разборчива. Это ведь не мобильный телефон: в качестве источника звука, как правило, используется штатная аудиосистема, так что совместная работа динамиков и микрофона требует проверки.

К: Понятно. А скажите пожалуйста, если система должна срабатывать при критической ситуации, например, при ударе — значит, должны быть определенные датчики. Где они расположены? Внутри корпуса?

А.К.: Критериями срабатывания системы в автоматическом режиме являются нагрузки, возникающие при условиях, соответствующих 94 и 95 правилам автомобильной безопасности ООН, а также – с 1 января 2017 года – и при опрокидывании транспортного средства. С технической точки зрения нет ограничения по реализации. Но в подавляющем большинстве случаев автопроизводители, устанавливая устройство вызова экстренных оперативных служб в качестве штатного оборудования и подключая его к другим бортовым системам автомобиля, используют в качестве триггера срабатывания блок управления подушками безопасности, и это совершенно правильно и логично. Когда с блока идет сигнал на подрыв пиропатрона, одновременно совершается и экстренный вызов.

Испытывается система в ходе такого же краш-теста, каким проверяют и автомобили по правилам 94 и 95: разгон, удар, сработали подушки – и одновременно должна установиться дуплексная, то есть двусторонняя, связь с оператором фильтрующего контакт-центра. Одновременно при установлении связи в контакт-центр передается небольшой, всего 140 байт, пакет данных, который содержит информацию о координатах и времени ДТП, VIN-номере транспортного средства, количестве пристегнутых пассажиров и типе топлива, что важно с точки зрения оценки вероятности возникновения пожара. Оператор на своем автоматизированном рабочем месте видит координаты места ДТП, информацию о ТС.

Снятие координат и их передача происходят только в момент совершения экстренного вызова. Ни о каком постоянном слежении за транспортным средством речь идти не может.

К: А если кто-то, например, владелец транспортной или таксомоторной компании, как раз и хочет отслеживать положение своих автомобилей? Может он использовать для этого уже установленную аппаратуру ЭРА-ГЛОНАСС?

А.К.: Действительно, само «железо» практически идентично с предназначенными для такой работы трекерами. Но порядок работы устройства описан в стандарте, где четко зафиксировано, что устройство предназначено для срабатывания в экстренных ситуациях. В ходе повседневной эксплуатации оно находится в спящем режиме. Ближайшим аналогом является авиарежим в вашем телефоне: устройство работает, но радиопередающая часть полностью отключена.

Что происходит в случае ДТП или нажатия тревожной кнопки? Устройство просыпается, регистрируется в сети — а мы являемся виртуальным оператором мобильной сети и в устройстве стоит SIM-чип с нашим профилем – совершает звонок 112 с выставленным ecall-флагом, обеспечивающим приоритизацию этого звонка. Оператор принимает звонок, выясняет все детали и в случае подтверждения происшествия передает информацию в службы экстренного реагирования. Устройство же остается в зарегистрированном состоянии еще в течении одного часа: это указано в стандарте, устанавливающем общие технические требования к устройству. В течение этого часа есть возможность повторно связаться с пострадавшим и уточнить детали происшествия. Но через час устройство само дерегистрируется из сети и «засыпает».

К: А где установлена антенна спутниковой навигации?

А.К.: Прибор ведь работает не сам по себе, а в составе оборудования автомобиля. Антенна ГЛОНАСС-GPS может быть установлена где угодно, и автопроизводители лучше нас знают, куда ее монтировать. Она может быть размещена в «плавничке» на крыше, или под радиопрозрачной передней панелью под лобовым стеклом, или еще где-то… Этот вопрос мы никак не регламентируем. Более того, если автомобиль уже имеет собственную навигационную систему, то прибор может получать координаты от нее. Но в любом случае, совместная работа всех блоков будет проверяться в ходе сертификации.

К.: И все же, давайте вернемся к вопросу, который был задан в начале разговора. Что будет, если ДТП произойдет в месте, где покрытия сотовой сетью просто нет? У нас в стране таких мест хватает, и их протяженность может составлять сотни километров…

А.К.: Мы используем для передачи данных каналы сотовой связи операторов «большой тройки». Если нет сети ни одного из операторов — вызов не пройдет. Устройство просто запишет события ДТП в энергонезависимой памяти и передаст информацию при первой же возможности, когда доступность сети будет восстановлена. Это если говорить сугубо о функциональности устройства. Михаил Евгеньевич, но это уже ваш вопрос.

М.К.: Да, мы серьезно занимались проработкой этого вопроса. На сегодня пользователи могут выбрать и добровольно подключить спутниковый модем. Мы отработали сопряжение с двумя системами, Global Star, оператором которой является «Ростелеком», и системой «Гонец», которая сейчас находится на стадии доразвертывания, провели все тесты.

Но нужно учесть, что в целях уменьшения стоимости мы использовали симплексный модем – то есть, аппаратура передает данные только в одну сторону, и отфильтровать вызовы (ложные – прим. ред.) невозможно. Поэтому, нажимая на кнопку, человек, установивший такой прибор, должен понимать, что экстренные службы прибудут по координатам вызова. Дороги общего пользования у нас на 100% покрыты системами GlobalStar и «Гонец».

Основным документом, определяющим работу системы, является «Регламент по безопасности колесных транспортных средств». Он принят всеми странами Таможенного Союза, но для России с ее территориями сотовая связь не может являться основной. Однако страны Таможенного союза принципиально отказались от использования спутниковых каналов связи в качестве основных, и спутниковый модем остался только в качестве опционного устройства. Тем не менее, технология отработана, у терминала есть порт для подключения модема, стоимость которого не превышает 6 000 рублей. Именно высокая стоимость делает невозможным использование двухсторонней связи, но, согласитесь, 5-6 тысяч рублей — не слишком высокая цена за безопасность, если вам много приходится ездить по местам, удаленным от цивилизации и покрытия сотовыми сетями.

А.К.: Если вы работаете, например, в горнодобывающей промышленности и покупаете автомобили для работы в условиях Крайнего Севера, то есть смысл оснастить весь парк такой аппаратурой.

К: Кто приезжает к человеку, если он, к примеру, остался без бензина на загородной трассе зимой? Как быстро? Или это передается в МЧС, и может приехать полиция, пожарные?

А.К.: Возьмем пример: «Заглохла машина, кончился бензин, я замерзаю». Угроза жизни и здоровью есть? Есть. Был такой случай в Кемеровской области, и «Колеса» об этом писали. Человек нажал на кнопку, сказал, что его мобильный телефон не ловит сеть, автомобиль заглох, а за бортом — минус 30. Мы вызвали службу экстренного реагирования, ему помогли.

Также был вызов от человека, который заблудился и застрял. Он решил срезать дорогу между селами в Ярославской области, по подсказке навигатора съехал с асфальтовой дороги, заехал в лес, ехал-ехал, явно переоценил проходимость своего седана, и когда понял, что дорога ведет в никуда, начал разворачиваться и увяз поперек колеи. Топливо заканчивалось, связаться он ни с кем не мог, и тогда нажал на кнопку: бензин на исходе, темнеет, выбраться сам не может, при этом находится неизвестно где. Мы отправили карточку вызова в экстренные службы, и в течение часа его нашли. Причем наш оператор даже запросил повторную передачу координат, потому что картинка на экране была такая: зеленый массив леса, а в нем точка. На этот вызов выезжал наряд местной полиции.

М.К.: Есть зона действия базового функционала — это службы спасения, а есть дополнительные сервисы. Если у вас кончился бензин или вы пробили колесо, вы можете сделать вызов, и мы перенаправим его сервис-провайдерам, оказывающим такие услуги. Они отзваниваются операторам сети ЭРА-ГЛОНАСС (потому что в конкретном месте может не работать тот или иной оператор обычной сотовой сети), совершают обратный вызов, уточняют, какая именно помощь требуется, и к вам выезжает либо эвакуатор, либо техничка с аккумулятором, либо автомобиль с топливом в канистрах – в зависимости от того, что необходимо.

Отстраивая коммерческую составляющую системы ЭРА-ГЛОНАСС, мы в основном опираемся на возможности сервис-провайдеров. С некоторыми из действующих в России крупных компаний уже подписаны партнерские соглашения.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

К.: А сколько на сегодня в России автомобилей, оборудованных системой ЭРА-ГЛОНАСС?

А.К.: Около 270 000, и я могу назвать количество с точностью до единиц, но это не имеет особого смысла, потому что их число увеличивается каждый день. С 1 января 2017 г. количество выросло уже на 110 тысяч единиц.

К: Всех интересует ситуация с ввозом подержанных иномарок. Введение системы в действие вызвало в ряде регионов, в частности, на Дальнем Востоке и в Калининграде, реальную социальную напряженность. Можно ли купить блок ЭРА-ГЛОНАСС и поставить его на автомобиль? Нужно ли получить СБКТС в аккредитованной лаборатории? Обязательно ли для этого проводить краш-тесты? Как лаборатория определяет эту «необходимость», прописанную в ТР ТС 018/2011 («О безопасности колёсных транспортных средств»)? Были ли уже прецеденты с самостоятельно установленными блоками ЭРА-ГЛОНАСС?

М.К.: ЭРА-ГЛОНАСС является одной из систем безопасности автомобиля. А раз это система безопасности, она должна быть сертифицирована. Для этого она должна пройти определенные испытания: удары, перевороты и так далее. Этой процедуры не избежать. Но если мы убираем автоматический режим срабатывания и оставляем только функцию вызова экстренных служб, то эта проблема частично снимается. Этот вопрос мы сейчас очень активно прорабатываем и надеемся, что все необходимые решения органов государственной власти будут приняты в ближайшее время. Основную работу ведет Минпромторг России, но все должно быть согласовано и с другими федеральными органами исполнительной власти, должны быть получены необходимые заключения экспертных организаций. Сами приборы уже есть.

К: Но будет ли это означать, что автомобили, оснащенные таким «усеченным» вариантом устройства, не попадают под действие запретительного закона?

М.К.: Мы надеемся, что все будет именно так. Предложения, которые мы представили в Минпромторг, направлены именно на это: дать возможность установить устройства ЭРА-ГЛОНАСС всем, кто эксплуатирует неновые автомобили, но хочет повысить свою безопасность.

А.К.: Да, хочу дополнить. К нам обращается, например, очень много таксомоторных компаний, которые говорят: у нас есть парк машин, и мы хотим оснастить их вашим оборудованием, повысить безопасность пассажиров и получить дополнительное конкурентное преимущество на рынке. Есть логистические компании, которые говорят: мы занимаемся перевозками, в том числе опасных грузов, и хотим поставить аппаратуру, чтобы повысить безопасность своих водителей.

К: То есть, таким компаниям, у которых есть парки автомобилей, не имеющие изначально установленной системы ЭРА-ГЛОНАСС, не надо будет проводить краш-тесты?

А.К.: Мы стараемся сделать все, чтобы этого избежать. Конечное решение, разумеется, будет принимать регулятор, но все документы мы готовим именно в этом ключе.

К: Можно ли считать, что введение ЭРА-ГЛОНАСС отчасти преследует своей целью блокирование ввоза подержанных иномарок на территорию России?

М.К.: Такой цели у нас не было никогда. В Федеральном законе о ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» (Федеральный закон от 28.12.2013 N 395-ФЗ «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» – прим. авт.), статье 5, четко прописано назначение системы.

(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) Статья 5. Назначение и структура системы

Система предназначена для:

  1. оперативного получения на основе использования сигналов ГЛОНАСС информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, обработки этой информации путем дополнения ее размещенной в системе информацией о транспортном средстве, передачи обработанной информации в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» или в случае отсутствия в субъекте Российской Федерации такой системы в государственный орган данного субъекта Российской Федерации, уполномоченный на организацию централизованной обработки вызовов экстренных оперативных служб, или организацию, осуществляющую централизованную обработку вызовов экстренных оперативных служб в данном субъекте Российской Федерации, либо в случае отсутствия указанных органа или организации в экстренные оперативные службы данного субъекта Российской Федерации, а также взаимодействия с автоматизированной информационной системой обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — автоматизированная информационная система обязательного страхования);
  2. предоставления размещенной в системе и обработанной информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, о принятых мерах экстренного реагирования, об их своевременности и эффективности государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, юридическим лицам, физическим лицам;
  3. решения иных задач в области получения, обработки, хранения и передачи информации, не связанной с дорожно-транспортными и иными происшествиями на автомобильных дорогах в Российской Федерации, в том числе в коммерческих целях. (п. 3 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 235-ФЗ)

К: То, что главное назначение системы — обеспечение безопасности, уже понятно. Но в какую сторону будет развиваться система, будут ли появляться какие-то дополнительные сервисы?

А.К.: Программа делового партнерства уже запущена, и по мере роста парка оснащенных системой автомобилей будет расти и число сервис-партнеров. Одновременно к нам есть много обращений со стороны автопрома. У нас был открытый диалог, проходило много конференций и круглых столов, согласительных совещаний, где мы обсуждали конкретные требования.

Сейчас все требования гармонизированы со стоимостью самого устройства и найден разумный компромисс. Все зависит от объема выпуска. Стоимость варьируется в пределах 4-8 тысяч рублей при штатном оснащении и, конечно, зависит от объемов заказов. Но теперь, когда эта часть пути пройдена, автопром подошел к идее, что на производимых ими автомобилях уже стоит устройство, в котором есть навигационно-связной модуль. Этот модуль можно использовать для каких-либо дополнительных сервисов.

Например, недавно к нам обратилась компания, производящая массовый на российском рынке автомобиль (не буду ее называть), и предложила использовать наше устройство для удаленного управления системами автомобиля. То есть, используя специальное приложение iOS или Android, владелец может удаленно завести двигатель, включить в салоне климат-контроль, открыть дверь или багажник. Вот производитель и говорит: ваша SIM-карта уже есть, модем есть, энергопотребление мы просчитали. Давайте мы ваш модуль немного доработаем в части программного обеспечения и будем его использовать для такого рода сервисов. Мы, естественно, не против.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Или вопрос об информировании потребителя. Любой производитель проводит сервисные акции. Как это сейчас работает? Сотрудники «садятся на телефон» и начинают обзванивать клиентов, сообщая, что им предлагается заехать в сервисный центр для бесплатной диагностики или замены того или иного узла или детали. Но автомобили перепродаются на вторичном рынке, и производитель не всегда может найти нового владельца. Так вот, производители спрашивают, можно ли через наш модем передать СМС, которое выведет на дисплей сообщение «Уважаемый владелец, на вашу машину открыта сервисная кампания, посетите, пожалуйста, дилерский центр». Для этого устройство периодически должно на минуту выходить из спящего режима, чтобы дать возможность принять «висящее» для него сообщение.

В принципе, некоторые марки уже апробировали такого рода сервисы в ЕС и США. В некоторых странах при помощи кнопки вызова помощи на дороге можно, например, заказать билеты в театр, на поезд, на самолет, забронировать гостиницу. Есть всевозможные решения, связанные с раздачей Wi-Fi в салоне. ЭРА-ГЛОНАСС уникальна тем, что мы начали все с чистого листа, и это, в первую очередь, сеть связи, поэтому в части создания дополнительных сервисов для удобства водителей и пассажиров фантазировать можно очень много.

У логистических компаний другие вопросы: они хотят знать, где находится груз, и спрашивают, можно ли сделать на нашей платформе трекеры. Скоро у нас появится платформа АСМ ЭРА. Но это мы говорим уже о некоторых надстройках и коммерческих сервисах. Еще раз обращаем внимание: в базовой ЭРА-ГЛОНАСС ничего этого нет, а есть только функционал, обеспечивающий получение экстренной помощи на дороге.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

К: Сейчас 9 из 10 автолюбителей считают, что ЭРА-ГЛОНАСС и система спутниковой навигации ГЛОНАСС — это одно и то же. Это так?

А.К.: Конечно же нет. Для системы ЭРА-ГЛОНАСС система спутниковой навигации ГЛОНАСС является просто источником сигнала. У спутниковой группировки ГЛОНАСС есть так называемая закрытая часть, а есть открытый гражданский сигнал. Мы — такой же потребитель гражданского сигнала, как и все остальные, как и человек с приемником ГЛОНАСС в своем мобильном телефоне.

К: А на каком уровне происходит принятие решения, какая именно служба будет выезжать на вызов?

А.К.: У нас есть два пути. По технологическому проекту система ЭРА-ГЛОНАСС должна быть сопряжена с Системой 112, но она пока развернута не во всех регионах. Там, где она еще не развернута, мы сопряжены с дежурными частями МВД РФ регионального уровня.

Система 112 должна объединять все службы экстренного реагирования. В отработке приходящего от нас сигнала, будут задействованы пять служб: Служба скорой медицинской помощи, Служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, Служба пожарной охраны, Служба полиции, Служба ГИБДД. Решение о привлечении конкретных служб принимает Система 112. Они получают нашу карточку вызова, которая содержит довольно подробную информацию: координаты, тип транспортного средства. То есть, в Системе 112 знают, автобус это или легковой автомобиль. Также есть информация о количестве пассажиров, типе используемого топлива; марка, модель, цвет и госномер транспортного средства. Там, где нет Системы 112, решение принимается в дежурных частях МВД РФ.

К.: Касательно платных сервисов: как будет осуществляться оплата, через вас или с каждым провайдером услуг отдельно? Или это еще не прорабатывалось?

А.К.: Прорабатывалось. С каждым из сервис-провайдеров работа ведется индивидуально. Кто-то говорит, что будет работать с клиентом напрямую. Кто-то предлагает работать через нас в порядке корпоративной подписки. Все очень индивидуально, нельзя сказать, что бизнес-цепочка имеет вот такой и только такой вид. Например, если автомобилист из Москвы, имеющий подписку на местные сервисы, уедет куда-то в регион, где такой службы нет, но есть своя, то мы его свяжем с местной службой, и он будет работать напрямую.

К: А сколько уже принято реальных сигналов и сделано «боевых» выездов?

А.К.: По последней информации — 601 (по состоянию на 11.00 22.02.2017 – прим. авт.). И я хотел бы акцентировать внимание на том, что система позволяет вызвать помощь не только тогда, когда она нужна непосредственно вам. В Федеральном законе есть формулировка «о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах». Поэтому, если вы увидели, как кого-то грабят, вы видите пожар, еще что-то, что может угрожать жизни и здоровью людей, во всех таких случаях можно обращаться к соответствующим службам путем нажатия на легкодоступную кнопку.

Система ГЛОНАСС для автомобиля – как работает?

Многофункциональный комплекс, известный как ГЛОНАСС – это российский аналог известной разработки, который предлагает достаточный набор функций для точной и быстрой навигации. В отличии от GPS, у этой системы подключены отечественные спутники, которые позволяют более эффективное использование спутниковой навигации для мониторинга и контроля за автомобилем.

Первоначально, система ГЛОНАСС на автомобиле предназначалась для предотвращения правонарушений водителей и с целью упростить работу силовых структур. Сегодня эта система используется в бизнесе, на личном транспорте и в различных сферах жизни: сельское хозяйство, строительство, общественный транспорт, грузовые перевозки и логистика.

спутник глонасс

Принцип работы системы «ГЛОНАСС»

Для осуществления навигации, к системе ГЛОНАСС подключено 24 спутника, которые обеспечивают покрытие 2/3 нашей планеты. Грамотное построение спутниковой системы, совместная работа наземного и орбитального оборудования, качество сигнала – в совокупности они обеспечивают высокую точность навигации. Принцип работы системы ГЛОНАСС на автомобиле заключается в следующем:

  1. Трекер установленный в системе, отправляет сигнал к орбитальным спутникам;
  2. Спутниковые аппараты отправляют ответные сигналы;
  3. Комплекс определяет расположение спутников и собственное расположение в пространстве, для вычисления позиционирования автомобиля;
  4. Повторный запрос и обмен сигналами со спутниками, для определения скорости транспортного средства и вектора движения;
  5. Анализ и обработка полученных данных.

схема работы

Так как на качество связи могут оказывать влияние факторы извне, например, погодные условия или городская инфраструктура, корректность работы при этом страдает. Благодаря принципу работы, ГЛОНАСС обеспечивает навигацию по планете, ориентирование в пространстве, мониторинг работы, оперативно отслеживать местоположения и состояния автомобиля. Все вычисления производит терминал. В нем также реализован и другой функционал, для управления системой и определения местоположения.

Дополнительные функции терминала

Для выполнение анализа и обработки полученных сигналов, в автомобиле комплекс использует специальное программное обеспечение, которое установлено как операционная система терминала ГЛОНАСС. Устройство создает на дисплее отображение на плане местности и навигационную панель для управления терминалом, а также создает оптимальный маршрут к точке назначения.

глонасс спутник

Как установить ГЛОНАСС

Установить систему ГЛОНАСС на авто может специалист. Для этого не только важно подключить датчики и подключить устройство, но и установить программное обеспечение, зарегистрироваться в системе. Подключение ГЛОНАСС может произвести специалист компании «StavTrack».

Терминал занимается передачей следующей информации: координаты транспортного средства, значение скорости. Установить ГЛОНАСС-трекер можно и самостоятельно, но лучше это доверить инженерам StavTrack.

Система ГЛОНАСС что это и как работает

Что такое ГЛОНАСС сегодня знают многие. Но как именно работает эта система, для чего она предназначена и что необходимо для ее эффективного использования, часто остается «за скобками».

Расценивать систему ГЛОНАСС просто как систему спутниковой навигации — значит, предельно упрощать ее функционал. Сегодня она может использоваться не только военными (как это было изначально задумано), но и владельцами коммерческих предприятий, а также рядовыми автолюбителями.

Что такое ГЛОНАСС и как работает система?

ГЛОНАСС – это российская разработка, которая обеспечивает точное позиционирование объекта в пространстве с минимальной погрешностью. Для определения координат используется специальное оборудование, которое при поддержке наземной инфраструктуры связывается с сетью спутников, выведенных на околоземную орбиту.

Что такое ГЛОНАСС и как она работает

Принцип работы системы:

  • На объект, координаты которого необходимо определить, устанавливается приемно-передающее устройство – терминал.
  • Для позиционирования терминал подает запрос на спутники. Чем больше спутников ответят на запрос (в идеале – не менее 4), тем точнее будут определены координаты.
  • Ответный сигнал поступает в терминал, программный комплекс которого анализирует время задержки для разных спутников. На основе анализа ответной информации определяются координаты объекта, на котором установлено приемное оборудование.

При постоянной работе терминала (т.е. регулярной отправке запросов и анализе ответов) система ГЛОНАСС может определять не только положение, но и скорость движения объекта. При движении точность позиционирования снижается, но все равно остается достаточной для того, чтобы навигационное оборудования могло выполнить привязку координат объекта к электронной карте местности и построить маршрут.

Сравнение с основным аналогом — системой GPS

Дать полный ответ на вопрос «Что такое ГЛОНАСС?» невозможно без сравнения его с «ближайшим конкурентом» — системой глобального позиционирования GPS. Работы над обеими системами начались в СССР и США примерно в одно время – в начале 80х годов прошлого века. После того как спутниковая навигация вышла из-под полного контроля военных и стала применяться в коммерческих целях, ГЛОНАСС и GPS развивались по достаточно схожим сценариям.

Сравнение ГЛОНАСС и GPS

Обе системы работают на базе группировок из 24 спутников на геостационарных орбитах. Но есть у них и отличия:

  • Российские спутники двигаются в 3 плоскостях (соответственно, 8 аппаратов на одну орбиту).
  • У спутников GPS выделено 4 орбиты по 6 аппаратов в каждой.
  • Погрешность позиционирования у GPS несколько ниже, но обе системы достаточно точно определяют координаты.
  • Основное преимущество GPS — практически 100% покрытие территории земного шара. ГЛОНАСС полностью покрывает территорию РФ, но за пределами Российской Федерации есть участки, в которых сигнал от спутников очень слабый или полностью отсутствует.
  • Также есть нюансы технического характера: сервис из США использует кодировку CDMA, российский — более сложную и потому более энергоемкую кодировку FDMA. Из-за этого срок эксплуатации спутников ГЛОНАСС сокращается, так что возникает потребность в более частом выводе техники на орбиту.

Сложно говорить об однозначном преимуществе одной из двух описанных навигационных систем. Тем более что чаще всего оборудование для удаленного позиционирования делают комбинированным: оно может работать как со спутниками GPS, так и с аппаратурой ГЛОНАСС.

Сфера применения

Аппаратура и программное обеспечение, которое дает возможность определять местонахождение объекта с помощью спутниковой сети, может решать несколько задач.

Основная функция, которую выполняют бытовые терминалы ГЛОНАСС — глобальная навигация для транспорта. Такое оборудование представляет собой усовершенствованную карту: координаты, определённые терминалом, накладываются на план местности и показывают оптимальное направление движения к заданному пункту.

Система ГЛОНАСС для мониторинга автотранспорта

Кроме этого оборудование может использоваться:

  • В системах мониторинга транспорта. Предприятия, вынужденные отслеживать движение множества транспортных средств (автобусы для перевозки пассажиров, грузовики) по регулярным или нерегулярным маршрутам, получает возможность в любом момент увидеть, где находится та или иная машина. Для этого автомобили оснащаются ГЛОНАСС-терминалами, которые подключаются к программному обеспечению.

Кроме непосредственного отслеживания перемещения техники диспетчер получает возможность контролировать соблюдение скоростного режима, режима труда/отдыха шофера, сохранности груза в холодильных отсеках рефрижераторов, уровня горючего в баках/цистернах. Для решения этих задач может устанавливаться дополнительное оборудование, которое подключается к разъемам терминала.

  • В беспилотных автомобилях. Для беспилотников спутниковая система навигации наряду с сенсорами, которые считывают параметры окружения – основные управляющие элементы. Такое оборудование уже производится и проходит испытания — в том числе на трассах РФ. Эксперты прогнозируют рост доли беспилотной техники на дорогах уже в ближайшем будущем.
  • В противоугонных системах. ГЛОНАСС-трекер, скрытно установленный в машине, может подать сигнал тревоги, если координаты автомобиля изменяться без ведома хозяина. Кроме того, оборудование может периодически посылать сообщения с указанием местонахождения авто – это облегчит владельцу или представителям правоохранительных органов поиск украденной машины.

ГЛОНАСС для контроля транспорта

Если в сегменте систем навигации для водителей GPS традиционно остается более популярным, то ГЛОНАСС занимает более выгодную нишу в коммерческом сегменте. Связано это с активным развитием систем удаленного мониторинга транспорта.

ГЛОНАСС мониторинг автомобилей

Такие системы традиционно включают сеть ГЛОНАСС-терминалов, установленных на технике, и диспетчерское программное обеспечение. Внедрение мониторинга предусматривает его интеграцией с логистической схемой предприятия.

Основная задача – координация работы транспортного департамента и отслеживание движения автомобилей, перевозящих пассажиров или грузы, в режиме реального времени. Координаты каждой машины определяются по спутнику с установленным интервалом и накладываются на карту, потому диспетчер или руководитель департамента получает максимально объективную и оперативную информацию.

Кроме этого, мониторинг транспорта может использоваться для:

  • Повышения уровня дисциплины. Навигационный терминал отслеживает движение машины по маршруту, исключая нецелевое использование техники и простои. Любая незапланированная остановка или отклонение от маршрута должны быть мотивированы водителем, причем связаться с ним диспетчер может сразу при обнаружении нарушения.
  • Повышения безопасности движения и снижения аварийности. Система ГЛОНАСС дает возможность контролировать скорость движения, сигнализируя диспетчеру о превышении скорости. Кроме того, мониторинг позволяет отслеживать переработку для соблюдения режима труда и отдыха. Это не только снижает риск аварий из-за переутомления, но и гарантирует отсутствие штрафов при проверке показаний тахографа.
  • Контроль уровня горючего. Установка датчиков уровня топлива с подключением их к терминалу практически полностью исключает возможность хищения ГСМ.

Что такое ЭРА ГЛОНАСС?

Система определения координат с помощь спутников ГЛОНАСС может решать и еще одну задачу – экстренное оповещение об аварии. Для этого в машину устанавливается терминал ЭРА-ГЛОНАСС (УВЭОС) с SIM-картой для работы в мобильной сети, и «тревожная кнопка» для вызова диспетчера.

ЭРА ГЛОНАСС что это и как работает?

Если машина оборудуется ЭРА-ГЛОНАСС при производстве или поставке в РФ, то кроме терминала с кнопкой вызова в нее устанавливаются также датчики, реагирующие на повреждения и автоматически подающие сигнал тревоги при ударе или перевороте.

Основная задача системы — оповестить экстренные службы (ДПС ГИБДД, МЧС, Скорую Помощь) о ДТП, передав им координаты места аварии и базовые сведения о машине и пассажирах. При этом сигнал о произошедшем принимает диспетчер колл-центра, он же передает полученные сведения спасательным службам.

Особенности работы экстренного информирования

  • Сигнал тревоги может быть активирован автоматически (сработал датчик удара/переворота) или в ручном режиме (водитель либо кто-то из пассажиров нажал кнопку).
  • После того как сигнал поступит в колл-центр, диспетчер связывается с машиной в голосовом режиме (конструкция терминала включает динамик и микрофон). Это необходимо для исключения ложных вызовов или случайных срабатываний кнопки «SOS».
  • Если ответ не был получен, или водитель подтвердил факт ДТП, информация передается спасательным службам.

Автоматическая работа системы минимизирует время между аварией и прибытием помощи на место происшествия. Это значительно снижает смертность на дорогах, потому что у Скорой Помощи и спасателей появляется больше времени на оказание квалифицированной помощи.

Кнопка ЭРА-ГЛОНАСС

Надежность системы очень высока: терминалы снабжаются автономными источниками питания, и даже при обесточивании бортовой сети во время аварии они сохраняют работоспособность в течение минимум нескольких часов. Этого вполне хватает для определения координат, а также для связи с колл-центром.

SIM-карта, установленная в терминале, обеспечивает устойчивую связь с диспетчером везде, где есть покрытие мобильной сети. Для обеспечения надежной связи приборы комплектуются эффективными антеннами для сотовой связи и спутников ГЛОНАСС. Обычно при хорошем качестве сигнала данные передаются по GPRS (используется 3G модем), при проблемах со связью терминала может отправлять служебные SMS с основной информацией для экстренных служб.

И сам сеанс связи с диспетчером, и вызов помощи путем активации экстренного информирования спасательных служб полностью бесплатны.

Какие данные собирает ?

УВЭОС обязательны к установке для всех автомобилей, которые выпускаются в обращение на территорию РФ. Но если новые машины оснащаются терминалами, тревожными кнопками и датчиками на производстве, то при импорте техники владелец обязан за свой счет установить ЭРА-ГЛОНАСС, иначе эксплуатировать машину в РФ будет невозможно.

Терминал ЭРА-ГЛОНАСС

Один из аргументов против оборудования автомобиля ЭРА-ГЛОНАСС – возможное отслеживание перемещения техники по спутниковой сети (т.е. незаконная передача личных данных спецслужбам) или прослушка салона. На практике же в терминалах не реализована функция трекинга, потому без ведома владельца отследить движение машины нельзя.

По информации производителей, терминал собирает и передает только такие данные:

  • Координаты места аварии.
  • Скорость на момент аварии.
  • Тип срабатывания сигнала тревоги (датчик удара/переворота, принудительный вызов).
  • Данные о машине: номер, марку, тип двигателя (бензин/дизель).
  • Количество пристегнутых ремней безопасности.

Также службам спасения передается информация, полученная диспетчером при разговоре с водителем.

Сегодня ГЛОНАСС — это не просто навигатор, который позволит не потеряться на незнакомых дорогах. Возможности спутникового позиционирования куда шире, и воспользоваться ими может как рядовой автовладелец, так и руководитель коммерческого предприятия с обширным парком автомобилей.

Как работает ГЛОНАСС в машине

Системы GPS слежения

С 2017 г. в РФ началось обязательное оснащение российских автомашин технологией ГЛОНАСС. Она обеспечивает сокращение смертности на дорогах.

ГЛОНАСС

ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система представляет собой отечественную техническую установку навигации, применяющую схожую с GPS реализованную схему измерения. Отличие между двумя сетями мира заключается в нескольких параметрах:

  1. Способ кодировки. Отечественная система стала применять более энергоемкий метод мониторинга, что приводит к сокращению срока службы спутников.
  2. Количество космических спутников и орбитальных группировок, на которых они расположены.
  3. Площадь покрытия. Иностранная система действует по всей планете, в то время как отечественная охватывает только 66 % площади вращения Земли. Тем не менее из-за наклона спутников лучше работает в условиях высоких широт, а GPS, напротив, хорошо принимает сигналы в центральных.
  4. Погрешность мониторинга. Номинально погрешность отечественной системы выше. Однако в реальности разница между максимальными отклонениями положения всего два метра, что практически не играет роли.

Что такое система ГЛОНАСС

Описание и характеристика

Разработка и создание точной системы мониторинга началась еще при СССР для полезных нужд военной отрасли. Первые летные испытания начались в 1982 г. Готовая навигация была представлена в 1995 году. Далее она пришла в запустение из-за недостатка финансирования услуг развития, но в 2001 году началось ее восстановление по государственной программе на федеральном уровне.

В итоге к работоспособному состоянию ГЛОНАСС вернулась только к 2015 году. Сегодня она используется как портативными компьютерами (смартфонами, планшетами), так и ТС. Также она применяется не только в навигации, но и в строительстве, и хозяйстве.

На заметку. Она включает в себя 24 основных спутника, размещенных в трех плоскостях сферы, и пару резервных. Вторые нужны, если сломаются первые, что, кстати, не редкость. Дело в том, что она использует энергоемкий метод частотного разделения сигналов, что значительно сокращает срок службы. Для покрытия территории Российской Федерации она задействует 18 своих спутников.

Принцип работы основан на передаче информационной команды с космического спутника и определении точности положения последнего относительно спутника. Таким образом, он узнает, на каком расстоянии он находится от аппарата. Но данных с одного устройства недостаточно. Для определения расположения объекта по трем координатам (широта, долгота, высота над уровнем моря) требуется команда с четырех спутников.

Назначение

Она предоставляет следующие услуги:

  • мониторинг положения аппарата в пространстве;
  • контроль движения ТС и беспилотников;
  • предотвращение угона;
  • оперативное сообщение о любом происшествии;
  • предупреждение слива бензина.

Область применения

Она используется портативными компьютерами и телефонами наряду с GPS. При активации навигационных приложений прибор получит сообщение со спутников и определит реальное местонахождение гаджета на карте.

В случае эксплуатации его на автотранспорте список того, что показывает ГЛОНАСС, расширяется. Она фиксирует общие маршруты передвижения, уровень бензина в баке, время работы и отдыха автоводителя, сведения о пристегнутых в салоне пассажирах и авариях.

Куратор проекта ГЛОНАСС

С 2018 года проектом руководит Игорь Милашевский.

Структура и комплектация

Она включает в себя следующее:

  • спутники;
  • наземные станции и антенны;
  • приемники.

Такого «базового» набора хватает для ее функционирования. Спутник поддерживает постоянную связь с наземной станцией, чтобы определить свое местоположение. Затем он отправляет запрос на прибор, определяя его местонахождение относительно своего расположения. При использовании ГЛОНАСС в телефоне или на компьютере пользователям придется загрузить дополнительное программное обеспечение.

Немного расширен комплект системы для автотранспорта. Он может включать в состав следующее:

  • навигатор;
  • прибор;
  • топливный измеритель;
  • тревожная кнопка;
  • микрофон и динамик;
  • считыватели ударения;
  • детекторы замков ремней безопасности.

Как работает система

ГЛОНАСС имеет приставку «ЭРА» к названию, что означает «Экстренное Реагирование на Аварию». Производители создали ее, чтобы был оперативный доступ к экстренным службам, которые должны прибыть на место происшествия, однако, она может выполнять еще ряд задач.

Она состоит из следующей комплектации:

  • аппарат с микрофоном и динамиком;
  • SOS;
  • СИМ-карта.

Дополнительно могут быть загружены датчики удара и переворота, замков ремней безопасности. Процесс того, как работает ГЛОНАСС, разбит на пару этапов:

  1. Срабатывание побудительной системы. Это может быть как сигнал с автоматических маяков, так и нажатие клавиши водителем. Как следствие, он отправляет сигнал с СИМ-карты в колл-центр.
  2. Прием и обработка поступившего сигнала. Иногда может произойти случайное срабатывание маяка или нажатие кнопки. В таких ситуациях, чтобы не передавать ложный знак экстренным службам, оператор главного центра обслуживания связывается с автомобилистом в голосовом режиме, т. е. через терминал.
  3. Вызов помощи. Если автолюбитель не ответил на команду или подтвердил аварию, то работник передает контакты со своего монитора в экстренные службы. Комплекс, благодаря резервному аккумулятору, остается активным несколько часов после обесточивания основного питания.

Не всегда в машину устанавливают приборы «ЭРА», существует также ГЛОНАСС для контроля автомашины. Разобраться с тем, что это такое, будет проще, если рассмотреть основные элементы системы и их назначение:

  1. Регистратор. Выполняет роль трекера, показывает точку местонахождения ТС.
  2. Терминал. Необходим для постоянной связи с автоводителем.
  3. Датчики расхода автотоплива. Служат двум целям: предотвращение воровства бензина и показатель угона.

Процесс того, как действует система ГЛОНАСС, поделен на ряд пунктов:

  1. Регистратор получает команды со спутника и определяет личное местоположение.
  2. Топливный датчик считывает информацию о расходе автотоплива.
  3. Данные передаются в систему, подключенную к компьютеру или телефону.
  4. Управляющий фирмы может в любой момент выйти на связь с водителем или проследить отклонение от маршрута.

Как установить

Для установления системы контроля следует обратиться в специализированные фирмы. Размещение на легковых автомашинах носит функцию противоугонной станции. Чаще всего системой оснащают грузовики, фуры, пассажирские средства передвижения.

Что касается системы ЭРА, часто ее не надо дополнительно подключать. Согласно закону, ею снабжаются все гражданские ТС внутри страны, с 2017 года выпуска. С 2019 года ею оснащаются все грузовики и автомашины для перевозки пассажиров (автобусы, троллейбусы, маршрутные такси).

Зачем необходим в транспорте

На вопрос «Для чего требуется ГЛОНАСС?» существует немало вариантов ответа:

  1. Для быстрого сообщения о столкновении и понижения смертности на дорогах. Быстро прибывшие экстренные службы тогда спасают жизни.
  2. Для предотвращения угона. Возможно, злоумышленник сможет увезти автотехнику, но недалеко – станция, поставленная в транспорте, быстро приведет к «пропаже».
  3. Для мониторинга режима работы и отдыха персонала. Уставший автомобилист на дороге немногим безопаснее пьяного. Отслеживание режима работы помогает уменьшить количество столкновений.
  4. Для контроля стиля вождения и маршрутов определенного автоводителя. Впоследствии эти данные можно применять в том числе и для анализа продуктивности и безопасности работы.
  5. Для предотвращения воровства. На предприятиях, занимающихся перевозками, часты ситуации слива бензина. Приборы с возможностью контроля уровня бензина позволяют пресечь кражу.

Как пользоваться услугой

Чтобы понять, как пользоваться ГЛОНАСС, не нужно предпринимать никаких дополнительных шагов. Они либо обладают своим аккумулятором, либо подключены к основному питанию. При ДТП она отправит команду автоматически. Если автоматические детекторы отсутствуют, то автолюбителю придется нажать на SOS.

На заметку. Для управления системой контроля транспорта на компьютер устанавливается специальная программа, через которую можно отследить движение всех автотрекеров.

Сколько стоит установить услугу

Использование ГЛОНАСС и отправка FDMA и CDMA сигналов полностью бесплатна, поэтому цена системы определяется стоимостью составных частей:

  • оборудование;
  • коммуникационные затраты, то есть подключение к интернету;
  • программное обеспечение.

Цена подключения системы мониторинга транспорта напрямую зависит от количества необходимого оборудования.

Средняя цена подключения оборудования на 1 объект – около 3 000 рублей. При подключении большего количества автотрекеров организации снижают цены.

Преимущества ГЛОНАСС

Существует некоторое количество положительных качеств системы. Ими являются:

  1. Быстрое сообщение об аварии. Шоферу и пассажирам не придется звонить в экстренные службы или надеяться на проезжающую мимо автотехнику. Более того, при оснащении автомашины новыми приборами людям даже не придется нажимать на SOS – система отправит сигнал самостоятельно. По скорости передачи данных ГЛОНАСС нет аналогов.
  2. Передача максимального объема данных. Во время столкновения он передает информацию не только о местонахождении, но и о возможном количестве пассажиров, пристегнутых ремнях безопасности, типе автотоплива.
  3. Автоматическая передача сигнала в течение пары секунд. Во время работы использует мобильную связь. Он сам выбирает сеть с лучшим сигналом, определяя свой звонок как приоритетный по отношению к другим звонкам.
  4. Полный мониторинг транспорта. Она позволяет отслеживать передвижение разных категорий автосредств, идентифицировать личность водителя, выходить на обратную связь с работниками, контролировать стиль вождения и режим работы сотрудников, следить за расходом бензина.

Как влияет установление системы на цену автотехники

Все российские автомобили оснащаются ЭРА-ГЛОНАСС начиная с 2017 года выпуска. Легковушки со встроенной автоустановкой дороже за счет своей новизны. К слову, понять, как выглядит ГЛОНАСС в салоне автомобиля, не сложно. Тем не менее «добровольный» монтаж ЭРА стоит порядка 7 000 рублей. Соответственно, большой разницы в цене легковушек 2018 года выпуска с навигационной системой и без него не будет.

Если речь идет о технике, подключенных к системе контроля, то разница может быть ощутима. Дело в том, что такими устройствами оснащают крупногабаритные авто для перевозок грузов и пассажиров. Соответственно, при их продаже систему или демонтируют, или подключают станцию к другой программе. Если речь идет о продаже всего автопарка предприятия, то в сумму будет входить и подключение объектов к ЭРА-ГЛОНАСС.

Как обмануть ГЛОНАСС и зачем это надо

Как правило, владельцы транспортных предприятий пытаются обойти систему для:

  • слива горючего;
  • свободного перемещения.

Существуют следующие способы вывода приборов из строя:

  1. Использование магнитов. Особенно хорошо этот способ действует на топливных приборах. Детекторы отправляют неверную информацию об уровне горючего.
  2. Поломка оборудования. Наиболее частый метод – прокалывание провода внутри антенны иглой.
  3. Демонтаж бензобака. Выглядит это следующим образом: в баке просверливается небольшое отверстие с заглушкой, к нему подводится сторонняя емкость. Во время движения горючее стекает в емкость, а измеритель считает это нормальным расходом бензина при движении.
  4. Применение специальных «глушилок» сигнала. Такой прибор подсоединяется к прикуривателю.

Внимание! Обнаружение всех этих «ухищрений» руководством или техниками чревато применением мер административной и финансовой ответственности к автоводителю, вплоть до увольнения.

Нормативно-законодательные требования

Использование ГЛОНАСС регламентировано следующими документами:

Выводы

В наше время система позиционирования ГЛОНАСС постепенно опережает по важности видеорегистратор, но, к сожалению, еще далека от подобной ему частоты использования. Она помогает осуществлять мониторинг пассажирского транспорта, оперативно вызвать службы экстренного реагирования и во время оказать помощь пострадавшим. Также комплект ГЛОНАСС предназначен для контроля транспорта, мониторинга его маршрута и даже уровня топлива. Они применяются к автомашинам, входящим в автопарки предприятий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *